Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Проблема личности в зрелом возрасте и ее исследованность в психологии. 9
1.1. Психология зрелого возраста. Проблема индивидуального развития взрослого человека. 9
1.2. Два типа жизненной программы — адаптация и самореализация как путь к индивидуации. 27
1.3. Идентичность как характеристика целостности личности 33
1.4. Ценности и самоактуализация. 37
1.5. Смысловая сфера как основа саморазвития зрелой личности. 42
ГЛАВА 2. Исследование смысловой сферы личности лиц с разным уровнем самореализованности в зрелом возрасте 59
2.1. Методология, методы и организация исследования 59
2.2. Результаты исследования направленности на самореализацию испытуемых методом CAT. 68
2.3. Результаты исследования взаимосвязи направленности на самореализацию и
индивидуальных особенностей личности. 76
2.4. Результаты исследования "Я" представлений о жизни методом «Семантический дифференциал», «Аттитюды времени» 85
2.5. Сравнительное исследование динамических смысловых систем сознания 97
2.6. Сравнительное исследование взаимосвязи характеристик духовности с особенностями использования духовных понятий и жизненной философии 121
Выводы 131
Список использованной литературы 132
Приложение 1. 149
- Психология зрелого возраста. Проблема индивидуального развития взрослого человека.
- Два типа жизненной программы — адаптация и самореализация как путь к индивидуации.
- Результаты исследования направленности на самореализацию испытуемых методом CAT.
Введение к работе
Актуальность и разработанность проблемы исследования. Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии. Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону еще большего возраста, продолжительность зрелости может быть оценена в широких пределах— от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет. Но конец периода зрелости значительно колеблется в зависимости от индивидуальных, прежде всего личностных, особенностей. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Стремление к саморазвитию, самореализации является значимым показателем личностной зрелости и рассматривается в одном ряду с таким феноменом, как: субъект, субъектность, личностный рост, самоактуализация, личностное самоосуществление (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Н.Х. Александрова, А.В. Брушлинский, Ф.Е. Василюк, В.А. Петровский, А. Маслоу, К. Роджерс, Е.Ф. Рыбалко, В.И. Слободчиков, Э. Фромм, К. Юнг и др.). Смысл жизни — это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл. По сути, это ответственность человека за свою жизнь. Б.С. Братусь рассматривает порождение смыслов как одну из важнейших сторон человеческого бытия. В структуре психического аппарата он выделяет особый (высший) уровень, отвечающий «за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и себе» (Братусь Б.С, 1988, с.71). С этим уровнем Б.С.Братусь связывает ядро личности,
задаваемое системой общих смысловых образований. Важно, что Б.С.Братусь рассматривает не отдельные смысловые образования, а смысловую сферу личности как целое, подчеркивая значение смысловых связей и, говоря о психологических смысловых системах, которые «рождаются в сложных, многомерных соотнесениях меньшего к большему, отдельных ситуаций, актов поведения к более широким (собственно смыслообразующим) контекстам жизни» (Братусь, с.88). Д.А.Леонтьев (1985) рассматривая вопрос об индивидуальных особенностях смысловой сферы, выделяет, во — первых, систему гипотетических конструктов смысловой сферы (измеряемых) показателей, частично отражающих индивидуальные характеристики механизмов смысловой регуляции, и, во-вторых, обсуждает, в какой мере эти различия связаны с уровнями возрастного развития, а в какой — отражают «истинные» индивидуальные особенности, несводимые к возрастному измерению. Однако непосредственно возрастные особенности смысловой сферы личности остаются изученными в психологии недостаточно.
Актуальность нашего исследования заключается в недостаточной изученности психологии зрелого возраста, а также особенностей смысловой сферы людей с разным уровнем самореализации.
Гипотеза: Жизненный мир личности с разным уровнем самореализации в зрелом возрасте характеризуется смысловыми образованиями, обладающими качественным своеобразием и образующими иерархические уровни смысловой сферы: прагматический, эгоцентрический, просоциальный и духовный.
Объект- исследование смысловой сферы личности в зрелом возрасте.
Предмет исследования - особенности смысловой сферы личности с разным уровнем самореализации в зрелом возрасте.
Цель исследования - выявление качественного своеобразия смысловой сферы людей с разным уровнем самореализации, достигших зрелого возраста. Изучение особенностей смысловой сферы в зрелом возрасте в зависимости от уровня самореализации, жизненного мира, качеств личности, «Я» -концепции и временной перспективы.
Задачи исследования:
Изучить научную литературу по теме исследования.
Определить методологию исследования. Выбрать методы, отвечающие задачам исследования. Определить категорию испытуемых, отвечающих объекту и предмету исследования.
Разделить испытуемых в зависимости от их жизненного мира и уровня самореализации.
Исследовать смысловую сферу личности в зрелом возрасте.
Выявить особенности «Я» - концепции людей с разным уровнем самореализации в зрелом возрасте.
Методологической основой исследования явились: системный подход
к изучению личности, концептуальные положения теории гуманистической и
экзистенциальной психологии, психосемантическая методология исследования
сознания (Е.Ю.Артемьевой, Р.А.Ахмерова, Б.С.Братуся, Ф.Е.Василюка,
В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, В.Ф.Петренко,
С.Л.Рубинштейна, В.Франкла, Э.Эриксона, К.Г.Юнга).
Теоретической основой стало обобщение современного состояния знаний:
-понятия об самоактуализирующейся личности в концепции гуманистической психологии А.Маслоу, Г.Олпорта и др.;
-понятия «образ мира» (А.Н.Леонтьев);
- типологии «жизненных миров» Ф.Е.Василюка;
-индивидуальных особенностей и уровней смысловой сферы (Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев).
В соответствии с гипотезой и задачами исследования были выбраны следующие методы исследования: методика CAT (самоактуализационный тест); тест Р.Кеттелла; 16- шкальный семантический дифференциал (методика Е.Ю.Артемьевой); методика предельных смыслов (Д.А.Леонтьева); шкалы аттитюдов во времени (Нюттена-Муздыбаева), методы исследования уровня духовного развития (Г.А.Аминева). Обоснованность и достоверность
полученных результатов, и сделанных на их основе выводов, обеспечены использованием надежных и апробированных в отечественной психологии психодиагностических методик, адекватных предмету, целям и гипотезе исследования; репрезентативной выборкой; корректным применением методов статистической обработки с использованием пакета прикладных статистических программ "STATISTICA"; углубленным качественным анализом результатов.
База исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2005 г. в городах: Южно-Сахалинске, Невельске, Аниве, Корсакове, Ногликах. В исследовании приняли участие 180 человек зрелого возраста с разным уровнем достижения в плане самореализации, работающие и не работающие респонденты в возрасте от 45 лет до 60. Положения, выносимые на защиту:
Смысловая ориентированность является основным фактором самореализации зрелой личности.
Смысловая сфера лиц с разным уровнем самореализации отличается качественным своеобразием, что позволяет говорить о разных жизненных мирах личности.
Особенности смысловой сферы лиц в зрелом возрасте находятся в зависимости от уровня самореализации, жизненного мира, качеств личности, «Я»-концепции и временной перспективы.
Самореализующаяся личность, характеризуется пониманием, осмыслением жизненного пути человека и имеет тенденцию к духовному развитию. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
Определены инвариантные смысловые категории образа будущего в "Я-концепции" и картине мира личности.
Проведен анализ "Я-концепции" по временным интервалам: "Я" в настоящем, "Я" в прошлом, "Я" в будущем, представленный значимо-ценностными качествами по основным векторам развития.
3. Выявлены основные размерности групповых семантических
пространств личностных черт "Я-концепции".
4. Выявлены взаимосвязи смысловых категорий образа будущего со
смысловыми категориями картины мира личности и личностными
особенностями испытуемых.
Теоретическая значимость. Описана структура "Я-концепции" зрелой личности в разных позициях временного континуума; выявлены особенности смысловой сферы людей зрелого возраста с разным уровнем самореализации.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные нами результаты могут быть использованы в практическом консультировании, коррекции лиц зрелого возраста, разработке программ социально-психологической помощи в целях реабилитации и психологической коррекции при построении представлений о позитивном будущем, при подготовке студентов психологических специальностей вузов, а также в процессе повышения квалификации психологов-практиков и сотрудников социальных служб, работающих со взрослыми людьми.
Апробация и внедрение результатов работы.
Материалы и полученные в исследовании данные диссертационного исследования опубликованы в сборниках региональных, межвузовских научно-практических конференциях (Южно-Сахалинск, Хабаровск, Владивосток 2004-2005) Докладывалось: 1.«Вопрос о смысле жизни» научно-практическая конференция преподавателей и студентов, проведенной на базе ЮСИЭПИ. Часть2-Южно-Сахалинск: Изд-во ЮСИЭПИ, 2004-5с. 2. «Стратегия достижения благополучия» - XXXVI научно-практическая конференция преподавателей, сотрудников и аспирантов СахГУ Электронный журнал «Вестник СахГУ»-9с. 3. «Особенности динамических смысловых систем сознания в зрелом возрасте» - Четвертая международная научная конференция творческой молодежи «Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР В XXI веке,12-14 апреля,2005г.-Хабаровск.-5с. 4. «Ответственность как возможность»: Материалы XII городской научно-практической
конференции преподавателей и студентов, проведенной на базе ЮСИЭПИ, Южно-Сахалинск: Изд-во ЮСИЭПИ, 2005-5с. 5. «Рассуждение на тему духовного развития» XXXVI1 научно-практическая конференция преподавателей, сотрудников и аспирантов СахГУ: Изд-во СахГУ.-5с. 6. «Особенности смысловых систем сознания в зрелом возрасте» Современный образ: Проблемы, поиски, перспективы. Материалы региональной научно-практической международной конференции, декабрь, 2004 - Владивосток, Изд-во ДВГПУ 2005.-4C.
Материалы исследования легли в основу спецкурса «Психология зрелого возраста», «Язык взаимоотношений между мужчиной и женщиной», а также использовались в рамках работы Центра практической психологии СахГУ.
Объем и структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 251 источник, 7 приложений. В тексте диссертации имеются 18 рисунков, 21 таблица. Основное содержание диссертации изложено на 148 страницах.
Психология зрелого возраста. Проблема индивидуального развития взрослого человека
Научная парадигма конца второго, начала третьего тысячелетия делает акцент на видении целостного образа, отдавая частностям второстепенное значение1. Также переосмысление понятия личности от "маски" переходит к "лику", от того, что человек желает представлять или казаться, к тому, что он есть в действительности, учитывая перспективу генетической данности и духовно-нравственного развития. Здесь можем добавить, что каждая развивающаяся личность, будучи потенциальным "ликом", способна достичь этого духовно-нравственного совершенства, восполнив своей жизнью тот смысл, о котором сказано в значении просоциального жертвенного доброделания. Потому, сформировавшаяся личность есть та, которая значение "лика" закрепила жизнью, системой деятельностей2, достигнув высокого общечеловеческого смысла и преобразуя его в свою личностную ценность, реализуя заложенный в душе (психике) духовно-нравственный потенциал. Примером личности, достигшей совершенства, служат те, кто стоял у истоков познания тайн внутреннего мира души, из поколения в поколение, передавая свои бесценные знания, закрепленные жизнью, а именно, все святые и подвижники христианского благочестия, о которых академическая психология еще так мало знает. Эти люди достигли "лика", доказав возможность совершенства только благодаря самоотверженности в желании делать добро и нести любовь всем.
Примером полноты сформированной личности служит и то, когда человек забывает о самосохранении в готовности погибнуть ради спасения других или же послужить им всей своей жизнью. Не важно, в каком возрасте это происходит. Человек может "забыть о себе" в пять лет, когда ребенок стремится отдать любимую игрушку или конфету из жалости к тому, у кого ее нет, в двадцать, когда юноша, закрывает грудью дот, а может быть в шестьдесят, когда пенсионер, примиряющий ссорящихся, готов отдать свои лекарства безнадежно больным. А потому, рассуждая о полноте личности, мы не можем не увидеть в ней скрытого или явного подвига, совершаемого, прежде всего в победе над самим собой, своим эго, и именно в нем мы определяем для себя ориентиры своего личностного развития. Следовательно, подбирая методологию к изучению личности, нам уместней было бы говорить об исследовании не сформированной, а развивающейся личности. Развитие личности - процесс модификации личности, происходящий с различной интенсивностью на протяжении всей жизни человека в результате социализации, воспитания и саморазвития.
Определением развивающейся личности будем считать очень точную и лаконичную формулировку Б.С.Братуся3: "Личность выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его "инобытие" в них". Это близко к выводу А.В.Петровского о том, что особенность личности в обретении второй жизни в других людях . То есть, если рассматривать развивающуюся личность как целостную динамическую систему в уникальном сочетании тела, души (психики) и духа, то мы можем предположить, что началом образования новой личности служит начало ее восприятия другими людьми, небезучастное узнавание о начале ее существования. Как определял также В.А.Петровский, личность - это индивид, присутствие которого преобразует поведение других людей, обогащает или обездоливает их.
Проблема развития индивида, становление его как личности -кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии. Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция - всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.
Зрелая личность - личность, духовное и психическое развитие которой в основном достигло норм, соответствующих возрасту индивида. Это отражается в его поведении, в том числе и в таком его компоненте, как деятельность. В структуре зрелой личности функцию перспективных стратегических, жизненных целей и мотивов жизнедеятельности выполняют ценности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, в создании ею новых объективированных форм ценностей.
Два типа жизненной программы — адаптация и самореализация как путь к индивидуации
Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни В.Франки рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Это «наиболее человеческий феномен, так как животное никогда не бывает озабочено смыслом своего существования» (Франки, 1997,с. 14). В.Франкл отмечает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки.
Смысл должен всегда находиться впереди бытия, и его основная функция, «смысл смысла - задавать темп бытию». Итак, человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.
Учение о смысле жизни В.Франкла учит, что смысл «в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды, а также религиозности и вероисповедания» (Ргапк1,1985,р.274).Однако нахождение смысла - это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни - жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него - не словами, а действиями.
Стремление понять смысл жизни присуще каждому сознательному человеку и является высшей его потребностью на всех этапах развития любого общества. Подобное стремление имеет место и на нынешнем этапе развития России. Результаты проведенного М.А. Мокаевой5 экспериментального исследования позволяют выделить особенности понимания смысла жизни в зависимости от возраста, пола, этнической принадлежности и других характеристик человека.
Подростки и молодежь, выражая уверенность в том, что чем раньше человек начинает стремиться понять смысл своей жизни, тем более яркую, осмысленную, позитивно определенную жизнь он проживает, отмечают, что наличие смысла жизни имеет большое регулятивное значение для человека. Основные смыслообразующие составляющие, сводятся ими главным образом к желанию иметь верных, надежных, понимающих друзей, близких; к развитию своих когнитивных способностей для свершения великих открытий, а также к помощи старшим и всем нуждающимся людям и животным и др.
У представителей же старшего возрастного диапазона в определении ими основных смысложизненных ориентации начинает доминировать инстинкт самосохранения, хотя наряду с ним имеет место такое видение смысла жизни, как служение высокой идее, реализация своей созидательной функции.
Тендерное своеобразие в стремлении осмыслить жизнь проявляется во множестве признаков. К примеру, профессиональное и личное самосовершенствование важнее для мужчин, чем для женщин. У женщин стремление к физическому комфорту — собственному и к своему окружению — превосходит подобные устремления мужчин. Женщины в большей мере склонны считать, что понять смысл жизни трудно, но к этому надо стремиться; ими проявлено больше своеобразия в выражении индивидуального осмысления. У женщин по сравнению с мужчинами больше мотивов, придающих жизни осмысленность, а доминирующим мотивообразующим фактором у них являются рождение и воспитание ими детей, хотя в процессе жизни больше интереса находят мужчины. Наименьшую удовлетворенность самореализацией обнаруживают мужчины, тогда как у женщин этот показатель наивысший. Стремление к пониманию и факторы, под влиянием которых происходит формирование смысла жизни, обусловливаются, кроме возрастного и тендерного, еще и этническим своеобразием.
Результаты исследования направленности на самореализацию испытуемых методом CAT
Ориентация на собственную, "автономную" систему ценностей, интенсивное переживание человеком наличия смысла жизни, связанное с осознанием им ответственности за результаты своей деятельности, в наибольшей степени характерны для самоактуализирующейся личности.
Измеряющий уровень самоактуализации личности "Опросник личностных ориентации," (POI - Personal Orientation Inventory) был создан американским психологом и психотерапевтом Э. Шостромом в 1963 г. POI разрабатывался на основе теории самоактуализации А. Маслоу, концепции психологического восприятия времени и временной ориентации субъекта Ф. Перлза и Р. Мэя, идей К. Роджерса, и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. В России адаптация теста POI была осуществлена Л.Я. Гозманом и М.В. Крозом, а также Н.Ф. Калиной. В варианте Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза и М.В .Латинской методика Э. Шострома претерпела существенные изменения, фактически авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название "Самоактуализационный тест" (CAT). CAT состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера; испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения. CAT измеряет самоактуализацию как многомерную величину. Основными, базовыми шкалами CAT являются "шкала компетентности во времени" и "шкала поддержки". Высокий уровень "компетентности во времени" свидетельствует: во-первых, о способности субъекта жить "настоящим", т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Концептуальное основание для включения этой шкалы в тест содержится в работах Ф. Перлза и Р. Мэя. Уровень "поддержки" соответствует степени независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне ("внутренняя - внешняя поддержка"). Теоретической основой данной шкалы служили в первую очередь идеи Д. Рисмена об "изнутри" и "извне" направляемой личности. В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные двенадцать шкал ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов. Последние две шкалы отсутствуют в POI (шкала познавательной потребности и креативности) и были включены в CAT Л.Я. Гозманом и М.В. Крозом исходя из представления, что уровень творческой направленности личности является одним из концептуально важных элементов феномена самоактуализации. Для оценки собственно системы ценностей наибольшее значение имеют первые две дополнительные шкалы, оценивающие соответственно сами ценности самоактуализирующейся личности и особенности их реализации в поведении, а также шкала внутренней - внешней поддержки ценностей, к которой относится 90 вопросов из всех 126 пунктов теста. Необходимо отметить, что Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская фактически полностью отождествляют "внешнюю поддержку" ценностей с экстернальным локусом контроля.