Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Понимание особенностей самосознания личности в психологии
1. Проблема самосознания личности в зарубежной психологии 11
2. Проблема самосознания личности в отечественной психологии 41
3. Особенности самосознания в ситуации стигматизированной сексуальной идентичности : 64
Глава II. Методы исследования содержательного наполнения структурных звеньев самосознания
1. Обсуждение выборки исследования 85
2. Общие методы исследования самосознания 93
3. Методы исследования самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью 103
Глава III. Исследование особенностей самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью в социокультурном пространстве современного мегаполиса
1. Анализ результатов исследования рефлексивных самоотчетов мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью 128
2. Анализ результатов опросника по исследованию самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью 148
3. Анализ результатов проективного метода депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов) 166
Выводы 193
Библиография 197
Приложения
- Проблема самосознания личности в зарубежной психологии
- Обсуждение выборки исследования
- Анализ результатов исследования рефлексивных самоотчетов мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена тем, что мужчины со стигматизированной сексуальной идентичностью переживают серьезный внутриличностный конфликт, так как в обыденном сознании их сексуальные проявления могут не приниматься или патологизироваться. В этом случае из-за сексуальной стигматизации в структуре самосознания могут присутствовать противоречивые ценностные ориентации и амбивалентные самоидентификации, препятствующие принятию себя. Это может приводить к маргинализации, инфантилизации и увеличению вероятности суицида.
Актуальным является исследование особенностей содержательного наполнения структурных звеньев самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью. Это обусловлено: 1 -потребностью определения внутренних психологических ресурсов данной категории людей, способствующих социальной адаптации и развитию личности; 2 — потребностью в развитии толерантности общества, по
отношению к «инаковости» другого; 3 - проблемами психологии личности, связанными с изучением особенностей влияния стигматизации.
Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования особенностей самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью является марксистская идея о развитии человека как личности путем присвоения материальной и духовной культуры общества. Согласно К. Марксу, «... сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» . В нашем исследовании через контекст идеи о совокупности всех общественных отношений> рассматривается присвоение ценностных ориентации, определяющих самосознание личности, в зависимости от сформировавшейся у нее сексуальной идентичности в условиях исторического изменения восприятия гомосексуального поведения в европейском социокультурном пространстве.
Мы рассматриваем особенности самосознания мужчин со
стигматизированной сексуальной идентичностью в русле концепции
развития и бытия личности B.C. Мухиной, понимая самосознание личности
как «универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную
психологически значимую структуру, присущую каждому
социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру»2.
Мы исходим из концепции B.C. Мухиной о том, что структура самосознания человека как личности имеет пять звеньев: 1 - идентификация с именем и. заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека; 2 — притязание на признание; 3 - половая идентификация (включая сексуальную идентичность
1 Маркс К Тезисы о Фейербахе // Марк К., Энгельс Ф. Соч.: В 45 т. Т. 3. - 2-е изд. - М., 1955. - С. 3. Мухина B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / B.C. Мухина. - Екатеринбург, 2007. - С. 257.
- СМ.); 4 - психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 - социально-нормативное пространство личности (права и обязанности).
В многочисленных исследованиях, проводимых под руководством B.C. Мухиной, подтверждено, что описанные звенья структуры самосознания формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому-либо этносу, полу, сексуальной ориентации и др., различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик социокультурной среды и от социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей.
Названные идеи легли в основу нашего теоретического анализа заявленной проблемы исследования и определили структуру диссертации.
Цель исследования - изучение особенностей содержательного наполнения структурных звеньев самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью.
Объект исследования - самосознание мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью.
Предмет исследования - содержательное наполнение структурных звеньев самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью.
Гипотезы исследования. Идентификация со стигматизированной группой гомосексуалов может привести к вьфаженным особенностям наполнения структурных звеньев самосознания:
1. Стремление к подчеркиванию своей «инаковости», выражающееся
как во внешнем облике, так и в самонаименовании (квази-имена и
прозвища).
2. Выраженная сверхзначимость притязаний на признание,
проявляющаяся в стремлении быть принятым социальным окружением.
-7-. . 3. Выраженная фиксация- на сексуальной ориентации в представлениях о себе в контексте половой, личностной и социальной, идентификации.
4. Психологическое время личности ориентировано, главным образом,
на настоящем из-за фиксации страха перед будущим.
5. Социально-нормативное пространство обусловлено позицией
обособления от общества в целом, что противоречит стремлению быть
признанным и принятым в качестве равноправного члена социума.
Для достижения цели исследования и проверки гипотез были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать исследования, посвященные проблеме
самосознания со стигматизацией сексуальной идентичности.
2. Выявить особенности содержательного наполнения структурных
звеньев самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной
идентичностью.
3. Выявить типы поведения мужчин со стигматизированной
сексуальной идентичностью в ситуациях фрустрации по отношению к
носителям гетеросексуальной и гомосексуальной идентичности.
Методы исследования. В исследовании использовался следующий комплекс методов:
1* - Рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?» (B.C. Мухина);
- Опросник по исследованию самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью, разработанный на основе . структурных звеньев самосознания, выявленных B.C. Мухиной;
- Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов), авторская модификация некоторых элементов проективного материала.
Кроме того, для обработки полученных результатов использовались качественные методы анализа (дискурс-анализ текстов и бесед) и статистические методы обработки данных (Z - критерий Л. Закса).
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в 2006 - 2009 гг. в московских заведениях, ориентированных на гомосексуалов: магазин «Индиго», кафе «12 вольт», клуб «Душа и тело», тематические вечеринки «China Town» в клубе «Пропаганда». Кроме того, часть респондентов набиралась на специализированных интернет-ресурсах и через электронные средства коммуникации (ICQ, Skype и др.) с последующей очной встречей.
Испытуемыми были мужчины, в возрасте от 20 до 37 лет, имеющие высшее образование или находящиеся в процессе его получения, определяющие себя как геи и проживающие в современном мегаполисе.
Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, составило 30 человек.
Общее количество единиц обсчета по всем методам — 2520.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивалась следованием исходным методологическим и теоретическим принципам, применением комплекса методов, адекватным предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью и достаточным объемом выборки, эмпирической проверкой выдвинутых гипотез, качественным и количественным анализом эмпирического материала с использованием методов математической статистики.
Новизна и теоретическая значимость. Впервые исследуются особенности содержательного наполнения структурных звеньев самосознания мужчин в социокультурном пространстве современного мегаполиса под влиянием стигматизации сексуальной идентичности.
В исследовании выявлены специфика и типология самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью, их типы реакций в ситуациях фрустрации структурных звеньев самосознания представителями гетеросексуальной и гомосексуальной групп.
' -9-
Исследование расширяет, представление об особенностях наполнения! структурных звеньев самосознания личности в условиях стигматизации через рассмотрение специфической категории респондентов. Кроме того, изучение различных аспектов сексуальности человека помогает прояснить специфику феномена половой идентификации, расширяя и углубляя представления о реалиях сексуального поведения и самовосприятия человека.
Практическая значимость. Мужнины со стигматизированной сексуальной идентичностью представляют собой устойчивую социальную группу, имеющую характерные для нее проблемы, которые необходимо учитывать для прогнозирования и коррекции поведения и для оказания им эффективной психологической помощи. Практическое значение заключается в определении внутренних психологических ресурсов мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью, способствующих социальной адаптации и развитию личности. Кроме того, полученные результаты могут использоваться в программах, направленных, на развитие толерантного отношения к «инаковости» другого, а так же на оказание психологической поддержки представителям стигматизированных групп.
Основные положения, выносимые на защиту:
Наиболее конструктивной стратегией формирования позитивного самоотношения человека как личности в ситуациях стигматизации* сексуальной идентичности является ориентация на ценностное отношение к себе, другим и миру в целом.
Типы самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью определяются самоотношением, отношением к другим, опосредованными особенностями преодоления сексуальной стигматизации.
31 Гомосексуальная идентичность, в силу своей проблемносте и зависимости от сексуальной стигматизации, может стать определяющей в представлениях о себе в контексте половой, личностной и социальной идентификации.
4; Самосознание мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью характеризуется наличием сексуальной фиксации, отражающейся на всех структурных звеньях, и имеет свою особую специфику.
5. В ситуациях фрустрации гомосексуалы демонстрируют больше агрессивных реакций на гетеросексуалов, чем на свою сексуальную группу, нередко относясь к ней с неадекватной лояльностью.
Апробация работы. Представленные в работе результаты исследования обсуждались на объединениях молодых ученых кафедры психологии развития МПГУ (Москва, 2006 - 2009), докладывались на всероссийских научно-практических конференциях: Ш Национальная научно-практическая конференция Федерации психологов образования «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты» (Москва, 2006); IV съезд Российского психологического общества «Психология - будущему России» (Ростов-на-Дону, 2007), а также в ходе научной сессиишреподавателей МПГУ (Москва, 2008, 2009).
Материалы исследования использовались на лекционных и семинарских занятиях по курсам «Феноменология развития личности», «Тендерная психология» на факультете педагогики и психологии МПГУ.
Основные идеи и результаты проведенного исследования отражены в шести публикациях, общим объемом 2,82 п.л.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами. Объем диссертации составляет 213 страниц, список литературы включает 203 наименования, из которых 23 — на иностранных языках.
Проблема самосознания личности в зарубежной психологии
Проблема самосознания давно волнует умы ученых, причем не только психологов, но и философов. В отечественной и зарубежной науке нет единого взгляда на этот феномен.
В философии проблема самосознания рассматривается, прежде всего, в контексте познавательной способности человека. Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой.
Психологический подход также принимает во внимание возможность познания, но расставляя иные акценты. Принимая как данность, субъективность человеческого самосознания, психологи пытаются выяснить содержательное наполнение самосознания и специфику его функционирования. Эти и другие вопросы являются предметом многочисленных эмпирических исследований.
Одной из проблем психологии самосознания в отечественной и зарубежной науке является наличие множества различных понятий, терминов, определений, используемых в настоящее время из-за неоднозначности этого феномена.
Так ученые сталкиваются с трудностями разграничения таких понятий, как «самосознание», «Я-концепция», «самость», «идентичность», «рефлексия», «Я-образ», «чувство Я» и др. В зависимости от направленности теоретического или эмпирического контекста эти понятия часто смешиваются, дополняются или противоречат друг другу.
В зарубежной психологии для обозначения самосознания, как правило, используют термин «Я-концепция», который часто употребляется «как собирательный для обозначения всей совокупности представлений индивида о себе; с его помощью охватываются психологические явления, связанные как с образом Я, так и с самооценкой»1.
Под «Я-образом» понимают более частное определение «Я-концепции» или «самосознания», то есть «такую составляющую, которая связанна с отношением к себе или отдельным своим качествам, — самооценкой; совокупность частных самооценок определяется как принятие себя; поведенческие реакции, вызванные «образом Я» и самоотношением, образуют поведенческую составляющую "Я-концепции"» .
Понятие «Я-концепция» вошло в терминологию отечественной психологии. Соотношение понятий «самосознание» и «Я-концепция» по настоящее время точно не определено. Часто они выступают как синонимичные. Тем не менее, существует тенденция разграничивать эти понятия, определяя «Я-концепцию» как результат, итоговый продукт процессов самосознания3.
Термин «самость» широко используется в экзистенциальной философии для описания проблем подлинного и неподлинного бытия . Одни из первых это понятие в психологию ввел К.Г. Юнг для описания цельности личности, ее беспредельности в своем потенциале5. Зарубежные психологи часто используют этот термин в контексте понимания самосознания, акцентируя в нем такие свойства, как интегративность, целостность и расширение границ самосознания.
Обсуждение выборки исследования
Проблема определения выборки исследования в работах, касающихся вопросов гомосексуальности, была и остается одной из самых трудноразрешимой в методологическом плане задачей. Это связано с отсутствием однозначного понимания и трактовки самого феномена гомосексуальности. В зависимости от представлений того или иного ученого объектом, исследования выступают порой совершенно противоположные группы людей. Д.В. Воронцов выделет два подхода к составлению выборочных групп гомосексуальных респондентов: позитивистский и субъективно-психологический1. Исследователи позитивистского направления определяют критерием выборки выраженность. объективных физиологических и фенотипических характеристик в соответствии с той или иной концепцией биологической детерминации полового поведения. Несмотря на то, что определяющим критерием отнесения к группе гомосексуагюв авторы считают сексуальную идентификацию, при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что главным для них становится простой факт наличия однополых контактов. В центре внимания оказьгеается не сама гомосексуальная идентичность, а гомосексуальное поведение (в бихевиористическом понимании), которое может быть присуще и носителям гетеро-" или бисексуальной идентичности. Игнорирование феномена особой сексуальной идентичности геев приводит к тому, что в выборку геев могут попадать и гетеросексуальные мужчины, практикующие гомосексуальные связи, и бисексуалы, и лица с неустойчивой (незавершенной) сексуальной идентичностью, и транссексуалы.
В субъективно-психологическом направлении исследователи обсуждают такие феномены, как гомосексуальное поведение, гомосексуальная ориентация и гомосексуальная идентичность. В соответствии с подобным разделением в качестве совершенно особой от гомосексуалов группы лиц рассматриваются так называемые «мужчины, имеющие секс с мужчинами» (Men having sex with men - MSM)1. Поскольку сексуальные предпочтения, осознанные или неосознанные, могут как быть, так и не быть отражены в тендерном самосознании, они, соответственно, могут в одних случаях влиять, а в других не влиять существенным образом на тендерное поведение.
Анализ результатов исследования рефлексивных самоотчетов мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью
Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?» направлен на выявление особенностей и иерархии личностных свойств, ценностных ориентации, и целей жизненного пути.
Мужчины со стигматизированной сексуальной идентичностью могут, являться носителями своеобразного самосознания, обусловленного конфликтностью между наличным гомосексуальным влечением и нормативностью гетеросексуально-ориентированной культуры большинства. Для определения особенностей самосознания в условиях стигматизации сексуальной идентичности мы обратились к мужчинам, определяющим себя, как геи, имеющим высшее образование или получающих его и проживающим на территории Москвы, чтобы получить 15 вдумчивых ответов на вопрос «Кто я?».
На первом этапе при обработке полученных результатов были использованы контент-анализ, дискурс-анализ («феноменологический метод») и процентирование, направленные на выявление общих тенденций и типов рефлексий респондентов на себя.
Контент-анализ результатов рефлексии респондентов на себя проводился по трем основным, классифицирующим суждениям по социально-психологически значимым типам: 1 - социально значимые роли; 2 - личностно значимые качества; 3 — социально-психологическая маргинализацшь личности используя Сетку анализа результатов рефлексии респондентов на себя- («Кто я?»)1, разработанною B.C. Мухиной, К.А. Хвостовым и автором.
«Феноменологический метод»2 использовался для выделения характерных для нашей выборки категорий из общего массива данных, которые не охватывали единицы Сетки анализа результатов рефлексии респондентов на себя («Кто я?»). Затем внутри каждой категории (и контен-, и дискурс-анализа) определялся ее личный смысл для употребившего ее респондента.
Далее использовался количественный метод перевода абсолютных величин выделенных категорий в относительные (процентирование). При этом учитывалось не общее количество категорий во всем массиве данных, а хотя бы одно упоминание категории каждым респондентом. Так мы определяли общие тенденции, характерные для нашей выборки.
На втором этапе мы провели качественный анализ выделенных категорий и» их смыслов у каждого респондента с целью выявления типологии самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью. Перейдем к представлению полученных результатов.
Установка на глубинную личностную саморефлексию — лишь выражение ожидания исследователя на получение возможного самоотчета от интеллектуально развитой, образованной, хорошо рефлексирующей личности. Реально большинство респондентов нашего исследования, как и многие представители рода человеческого, не способно к рефлексиям на свой сущностный (общечеловеческий) потенциал, даже не смотря на наличие высшего образования. Всего 26,7 % респондентов смогло дать глубокие рефлексии на свою личностную сущность, 53,3 % опрошенных продемонстрировали удовлетворительный уровень саморефлексий, 20 % опрошенных характеризуется низким уровнем рефлексий, поверхностным и ситуативным видением себя.
Противоречивые амбивалентные высказывания встречаются у 36,7 % опрошенных, причем у 26,7 % это феноменологически присущие человеку сущностные особенности глубоко рефлексирующей личности (я как личность и социальная единица, ощущение собственного величия и одновременно ничтожности и пр.), а у 10 % - возможная маргинализация, отсутствие психологической целостности, рассогласованность ценностных ориентации. Причем амбивалентность высказываний- наиболее характерна для тех респондентов, которые в своих самоописаниях указывали религиозные ориентации, даже в случаях возможной маргинализации. При этом не все обозначающие значимость веры в самоопределениях демонстрировали амбивалентность суждений о себе. Кроме того, в некоторых случаях противоречивость самоописаний у некоторых респондентов может быть обусловлена недостаточным принятием себя, конфликтностью между стремлением к социальному признанию и наличными особенностями своей сексуальности, находящейся за рамками социальной нормативности в ментальности российского общества. Эта конфликтность самосознания может еще более обостряться религиозными догматами.