Введение к работе
Актуальность исследования определяется интенсификацией интеграционных процессов. Интернализация общественной жизни, унифицирование новых способов и форм бытия, интеграция национальных рынков труда глубоко изменили рефлексии человека на самого себя и на других, на осознание значимых ценностей своего «Я» и своего места в мире.
Научные источники утверждают, что межэтнические контакты, длительное проживание в инокультурной среде, планы дальнейшей карьеры, способствуют ассимиляции в новых культурных условиях бытия, мигрировавших представителей этноса.
С особой силой процессы ассимиляции касаются таких кризисных и нестабильных регионов России, как Северный Кавказ, и, в частности, Дагестан, который сегодня является «болевой точкой» России. Реальная безработица, теракты, похищение людей, политическая и экономическая нестабильность вызвали миграционную волну среди всех слоев населения и этносов региона. (В настоящее время более 600 тыс. представителей Дагестана живёт и работает в различных республиках и областях России и за рубежом). Эти процессы со всей очевидностью влияют на самосознание молодёжи Дагестана в иноэтносе.
Актуальность проблемы состоит в том, что знания типологий и проявлений этнического и морального самосознания молодёжи, мигрирующей в иноэтнос, помогут не только своевременно предупредить возможные конфликты, но и могут способствовать эффективному вхождению в межличностные отношения с новым потенциалом профессиональных и социальных перспектив.
Общей методологической основой исследования этнического самосознания личности в условиях нового взаимодействия и интенсификации интеграционных процессов в мире является утвердившаяся марксистская идея о развитии человека путем присвоения материальной и духовной культуры общества, согласно которой «история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествующих или современных ему индивидов, а определяет её». В 30-е годы С.Л.Рубинштейн ввёл сущностные марксистские идеи о природе человека в отечественную психологию, которые легли в её методологическую основу. В контексте моего исследования я буду исходить из основополагающих положений К.Маркса о социальной природе человека для теоретического проникновения в сущностные феноменологические особенности самосознания человека в контексте его конкретной истории и истории современных ему индивидов.
В настоящем исследовании этническое самосознание специально рассматривается в русле исторической онтогенетической концепции В.С. Мухиной, согласно которой самосознание личности – есть «совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих ему уникальную целостность и тождественность самому себе». Эта идея является основополагающей для осмысления типологии этнического самосознания личности в условиях иноэтнической среды.
Предложенная структура самосознания личности, строится внутри порождающей её системы – той общности, к которой принадлежит личность и имеет неизменные звенья, выступающие внутренними условиями рефлексии: отношение личности к самой себе. Я солидаризируюсь с позицией В.С.Мухиной в отношении понимания самосознания личности: возникновение самосознания связано с определённым уровнем развития сознания и является необходимым условием становления личности.
Сформулированная проблема исследования и её методологические основы определили выбор цели, задач и построение гипотез.
Цель исследования – изучение особенностей этнического и морального самосознания личности в условиях иноэтнической среды.
Объект исследования – этническое и моральное самосознание личности в условиях иноэтнической среды.
Предмет исследования – особенности этнического и морального самосознания современной молодёжи – представителей традиционных этносов Дагестана (аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы) в возрасте 18 – 25 лет, являющихся студентами 4 – 5 курсов, постоянно проживающих в условиях иноэтнической среды. Представленные этносы выбирались как наиболее многочисленные в Дагестане и уравнены по национальному психотипу. При выборе возрастных страт я руководствовался данными социально-психологических исследований, согласно которым интенсивность проявлений этнического самосознания и этнических предубеждений выше в двух возрастных группах – молодёжи и лиц предпенсионного возрастов. Молодёжь, отличаясь особой социальной сенситивностью, является по существу индикатором социальных изменений в обществе (В.С.Мухина), что для целей нашего исследования обретает особое основание при выборе контингента испытуемых.
Гипотезы исследования. Основанием для построения гипотез послужили: психологические, политологические, исторические и этнологические источники и др. В результате анализа всего комплекса проведенных исследований и предварительных результатов были сформулированы следующие гипотезы:
-
В условиях многоэтничной среды России самосознание студенческой молодёжи Дагестана детерминировано сопряжением между миром исконных этнических традиций и иной культурной среды, объединённой сущностным значением общего понятия «россияне». При этом этническое самосознание дагестанцев стабильно удерживает элементы внутриэтнических ценностей, что находит отражение в содержательном наполнении структурных звеньев.
-
Дагестанская студенческая молодёжь в условиях иноэтноса сохраняет особую идентичность этнического самосознания. Она содержит в иерархическом порядке: этническую, общедагестанскую, общероссийскую и планетарную идентичности, которые варьируются в структуре самосознания в зависимости от социальной ситуации и внутренней позиции каждого человека как уникальной личности.
-
Этническая и моральная составляющие самосознание студенческой молодёжи Дагестана в иноэтносе могут частично трансформироваться на индивидуально-личностном уровне. Некоторые представители молодёжи присваивают свойства идеоцентрического (европейского) типа личности, проявляя, при этом, сенситивность и лояльность к ценностям нового этнокультурного окружения.
Для достижения поставленной цели и в соответствии с гипотезами были поставлены следующие задачи:
Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме этнического и морального самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии.
Провести эмпирическое исследование молодёжи, проживающей в иноэтнической среде и описать особенности этнического и морального самосознания молодежи.
Выявить общее и различное в характеристиках этнического самосознания, в том числе моральное самосознание молодёжи, проживающей в Дагестане и за его пределами.
Проанализировать психологическое содержание этнического и морального самосознания дагестанской студенческой молодёжи через призму онтогенетической концепции В.С. Мухиной самосознания личности.
Методы исследования. Целям и задачам моего исследования отвечает следующий комплекс методов: 1 – этнопсихологический опросник (В.С.Мухина, З.М. Гаджимурадова); 2 – проективный метод депривации структурных звеньев этнического самосознания (В.С. Мухина); 3 – методическая разработка этнической аффилиации (Г.У.Солдатова); 4 – методическая разработка «типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова); 5 – шкала социальной дистанции Э.С.Богардуса; 6 – метод межэтнической аккультурации (Дж. Берри); 7 – метод «образ достойного человека» (А.А. Хвостов); 8 – методика «жизненные цели» (Н.Н. Толстых и И.Г. Дубов); 9 – метод диагностики ценностных ориентации (А.А. Хвостов).
Достоверность результатов исследования и обоснованность выводов обусловлены: конструктной валидностью использованных методов – представлены теоретические описания диагностируемого феномена; содержательной валидностью (репрезентативностью) – имеются задания на все рассматриваемые структурные звенья самосознания. Для обработки полученных результатов использовались качественные методы анализа – феноменологические описания, контент – и дискурс-анализы текстов, бесед и интервью (нарративов). Статистические методы обработки данных – факторный анализ, критерий X (Хи – квадрат), Т – Тест (критерий Стьюдента).
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с 2009 по май-июнь 2012 г. Всего в исследовании приняло участие 100 человек (по 50 человек обоих полов) из числа студенческой молодёжи – представителей традиционных этносов Дагестана (аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы), в возрасте от 18 до 25 лет, постоянно проживающих в иноэтносе (Москва; Мегион, Тюменская область; Санкт-Петербург).
Теоретическая значимость и научная новизна:
В предлагаемой работе впервые предпринята попытка изучения и сравнения особенностей этнического и морального самосознания представителей традиционных этносов Северного Кавказа (студенческой молодежи Дагестана), проживающих на этнической родине и в иноэтнической среде.
В исследовании показана хрупкая материя этнического и морального самосознания отдельной личности, подверженной, во-первых, влиянию внутриэтнической и межнациональной идентичностей, и, во-вторых, новых, для представителей традиционных культур, ценностей стремительно изменяющегося мира.
Показано, что в иноэтнической среде, с одной стороны, происходит консолидация, усиление этнической идентичности, а с другой стороны, развивается новый тип идиоцентрической личности, принимающий ценности культуры, внутри которой эта личность добровольно развивает свой профессиональный потенциал и предполагает сделать карьеру.
Проведенный теоретический и эмпирический анализ результов исследования, позволили сформулировать следующие положения, выносимые на защиту.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Самосознание студенческой молодёжи Дагестана, проживающей в условиях иноэтноса единого государства, остается фиксированным на традициях и ценностях внутриэтнической и общедагестанской межнациональной идентичностях, в то же время самосознание начинает продвигаться в сторону общероссийской идентичности.
-
Молодые люди через притязания на признание в инокультурной среде поднимают свой потенциал к akme, через половую идентификацию в инокультурной среде становятся более лояльными к стереотипам иных гендерных ролей, (присваимых от русских и от европейцев).
-
При депривации у дагестанских юношей и девушек выявлена выраженная фрустрация относительно всех структурных звеньев самосознания, особенно звенья «имени», «притязаний на признание», «половой идентификации». При этом у юношей фрустрация проявляется преимущественно через агрессивные реакции, у девушек – через игнорирование. Эти реакции проявляются на представителей как своего этноса, так и на представителей русских. В инокультурной среде агрессия и игнорирование обычно микшированы.
-
Этническое самосознание дагестанцев, представляет собой многоуровневую идентичность. Сложившиеся в истории Дагестана особенности этнического самосознания исконных этносов выстраиваются через взаимодействие разноуровневых идентичностей: от этнической (родовой, джамаатской) до общедагестанской; от общероссийской до планетарной идентичности.
-
Дагестанцы в иноэтносе способны присваивать элементы новых моральных ценностей другой культуры. В иноэтносе у молодежи Дагестана уменьшается значимость таких изначальных стереотипов как кровная месть, клановость. По сравнению с дагестанцами, живущими на этнической родине, усиливаются такие ценности как толерантность, стремление к самореализации. Дагестанцы в иноэтнической среде русских способными присваивать элементы новых моральных ценностей другой культуры.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты обладают потенциалом прогнозирования, и, следовательно, предупреждение возможных типичных психологических проблем молодежи в иноэтносе.
Результаты исследования будут полезны всем, кто в той или иной мере заинтересован в развитии позитивной этнической идентичности и гармонизации межличностных отношений молодежи в процессе адаптации в иноэтносе.
Апробация работы. Результаты теоретического и практического исследований отражены в докладах на Международных и общероссийских научно-практических конференциях. Отдельные результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры Дагестанского государственного педагогического университета и Московского педагогического государственного университета; материалы исследования отражены в тезисах, статьях, три из которых опубликованы в журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий ВАК.
Структура и объем диссертации. Работа выполнена на 191 страницах состоит из введения, двух глав, библиографии и приложений. Библиография включает 263 наименований, из них 36 на иностранных языках. В приложении I представлены материалы по особенностям развития этнического самосознания личности в условиях Дагестана; в приложениях II – XI представлены описания методик, результаты исследования и статистические данные.