Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Михайлюк, Анастасия Николаевна

Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур
<
Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлюк, Анастасия Николаевна. Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Михайлюк Анастасия Николаевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2012.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/388

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Современное состояние проблемы изучения особенностей ценностно-смысловой сферы личности представителей различных молодежных субкультур 13

1.1. Ценностно-смысловая сфера личности 13

1.2. Феномен молодежной субкультуры и социально-психологические причины ее возникновения 34

1.3. Сущность жизненной позиции и ее проявление в формальных и неформальных молодежных объединениях 63

ГЛАВА II. Теоретико-методическое обоснование программы эмпирического исследования особен-ностей ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей молодежных субкультур 70

2.1. Организация исследования и характеристика исследуемого объекта 70

2.2. Методы исследования 74

2.3. Математико-статистические методы обработки и анализа результатов 86

ГЛАВА III. Эмпирическое исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности в молодежной субкультуре 87

3.1. Характеристика жизненной позиции молодых людей - представителей различных молодежных субкультур 87

3.2. Особенности ценностных ориентации и жизненных смыслов молодых людей с разными вариантами жизненной позиции

3.2.1. Изучение ценностных систем юношей и девушек 107

3.2.2. Изучение системы жизненных смыслов молодых людей

3.3. Специфика правосознания молодых людей с разными вариантами жизненной позиции 126

3.4. Особенности психологической защиты Я молодых людей с разными вариантами жизненной позиции 134

Заключение 145

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Реформирование российского общества влечет за собой глубокие изменения, связанные с нестабильностью, неустойчивостью социальных, статусных позиций личности. Трансформации в экономической, политической, духовной сферах порождают в психологии взрослых людей сомнения в состоятельности традиционных ценностей, установок и стремлений (Н.В. Захаров). В еще более сложной ситуации оказывается современная молодежь, которая, сталкиваясь с противоречиями современной социальной ситуации, оказывается не способной понять, принять происходящее и адаптироваться к быстро изменяющимся внешним условиям. Молодые люди не могут не отмечать нестойкость жизненных позиций взрослого поколения - у них возникает недоверие к тем ценностям, на которые старшее поколение опирается (СВ. Лапина). Все это ослабляет социокультурные и морально-нравственные интересы юношей и девушек.

Вместе с тем, нельзя построить действительно прогрессивное общество, уважающее традиции составляющих его народов и опыт предыдущих поколений без заинтересованности в этом молодежи. В этой связи изучение особенностей ценностно-смысловой сферы как главного фактора жизненной позиции, ценностных ориентации и системы жизненных смыслов современной российской молодежи, основных насущных целей и интересов юношей и девушек приобретает чрезвычайно актуальный характер.

Проблемы молодежи всегда вызывали повышенный интерес. Значительное влияние на формирование молодежной проблематики оказали работы И.В. Абакумовой, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, А.А. Морозова, З.К. Селивановой, Е.А. Скриптуновой, В.И. Чупрова и др.

Степень разработанности проблемы исследования. Изучению молодежной субкультуры и процессов, которые в ней происходят, посвятили свои работы СВ. Алещенок, И.А. Баева, В.А. Бобахо, Е.В. Красавина, СИ. Левико-ва, В.А. Луков. Эти и другие исследователи свидетельствуют, что молодежи свойственна своя субкультура, которая выражает потребности юношей и девушек как специфической социально-демографической группы. Авторы утверждают, что молодежная субкультура является формой, с помощью которой молодые люди интегрируются в общество, которая позволяет мобилизовать их скрытые резервы. В условиях социальной аномии, культурно-ценностной нестабильности молодежная субкультура вырабатывает собственные нормы, способы адаптации и способы решения проблем, специфическую систему ценностей.

Следует отметить, что среди работ, поднимающих молодежную проблематику в контексте всего общества и как особой социальной группы больше всего исследований, посвященных теме ценностей и ценностных приоритетов молодых людей. К данной тематике обращались Б.С. Алишев, Б.С. Братусь, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С Каган, В.П. Тугаринов и др.

Исследования чаще всего касаются особенностей ценностных систем мо-

лодежи определенного региона или этноса (Е.Ю. Ефимова, В.В. Орлова, Е.А. Самсонова, С.А. Сергеев и др.); учащейся или рабочей молодежи (И.В. Абаева, Д.С. Леденцов, В.В. Логинов, Г.Г. Павловец и др.); молодежи, вовлеченной в криминальную субкультуру (В.Д. Пирожков, В.М. Розин и др.).

Изучению смысловой сферы молодежи также уделено немало внимания: чаще всего эти исследования посвящаются выявлению возрастной динамики смыслообразующей активности (И.В. Абакумова, И.Г. Жукова, СВ. Качуров-ская, И.Б. Котова и др.); определению взаимосвязи смысложизненных ориентации и профессионального самоопределения (СТ. Джанерьян, Д.Н. Завалишина, В.А. Семиков и др.); характеристике вариантов осмысления жизни на основе теоретически выделенных критериев (Ю.В. Александрова, Д.А. Леонтьев и др.).

В то же время изучение особенностей ценностно-смысловой сферы молодежи, вовлеченной в формальные и неформальные объединения, которые специфичны, но далеко не всегда идентичны криминальной субкультуре, представлено малочисленными работами (Т.В. Егорова, Г.А. Луке, Н.Н. Слюсарев-ский, О.Б. Фурсова). Причем, большая часть этих работ посвящается социологическим исследованиям, динамике взаимодействия молодежной субкультуры и базовой культуры общества, пересечению и противодействию ценностей молодежи и старшего поколения. В рамках данного направления остаются недостаточно исследованными вопросы особенностей ценностно-смысловой сферы молодых людей во взаимосвязи с их социальной активностью, жизненной позицией, психологическими составляющими мировоззрения, правового сознания, отношения к действительности.

Особую значимость проблематика приобретает в рамках изучения особенностей ценностно-смысловой сферы представителей различных молодежных субкультур. На наш взгляд, проблема ценностно-смысловой сферы молодых людей, вовлеченных в различные формальные и неформальные объединения, приобретает особую актуальность, которую можно было бы объяснить следующими основными моментами:

во-первых, особенностями юношеского возраста, как одного из особых этапов развития, который связан с повышенным тяготением к интимно-личностному, стихийно-групповому общению и самоутверждению (Г.С. Абрамова, И.В. Дубровина, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и др.);

во-вторых, особенностями наиболее важного этапа онтогенеза, обусловленного интенсивным формированием системы ценностно-смысловых ориентации, что оказывает влияние на становление характера, личности, установок и жизненной позиции молодого человека в целом (А.А. Бодалев, Ю.М. Десятников, И.В. Дубровина, И.С Кон, И.Б. Котова и др.);

в-третьих, необходимостью своевременной диагностики, психологической оценки, разработки и проведения психокоррекционных мероприятий при выявлении деформации системы ценностно-смысловых ориентации, а также их профилактики.

Цель настоящего исследования состоит в изучении структурно-содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы молодых людей -

представителей различных формальных и неформальных молодежных объединений.

Предметом исследования стали типичные для молодых людей, принадлежащих различным молодежным субкультурам, особенности ценностно-смысловой сферы, связанные со спецификой их жизненной позиции.

Объектом исследования были юноши и девушки в возрасте 17-24 лет -представители различных молодежных субкультур.

Сформированная выборка эмпирического исследования включала три группы молодых людей: группа членов формальной молодежной организации «Молодая Гвардия Единой России» (условно названная нами «молодогвардейцы»), группа участников молодежного движения исторической направленности («реконструкторы»), группы молодых людей, склонных к проведению времени в социальной сети Интернет («Интернет-сообщество»). Всего 145 человек.

Исследование проводилось в Ростовском региональном штабе политического молодежного объединения «Молодая гвардия Единой России», в клубах военно-исторической реконструкции г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, в социальной сети Интернет в режиме онлайн и при личных встречах.

Диссертация подготовлена в рамках темы НИР факультета психологии ЮФУ «Медико-психологическая и социально-психологическая диагностика, коррекция и реабилитация личности и группы», в рамках темы НИР кафедры общей психологии и психологии развития «Индивидуально-типологические и личностные особенности как интегративно-акмеологические предпосылки развития человека».

В соответствии с целью были сформулированы гипотезы исследования:

1. Молодые люди - представители различных молодежных субкультур
могут характеризоваться различиями жизненной позиции, что находит отраже
ние в содержании и степени сформированности их социально-психологических
установок и базовых убеждений.

  1. Социально-психологические установки и базовые убеждения, определяя жизненную позицию молодых людей, связаны с особенностями ценностных ориентации и жизненных смыслов юношей и девушек.

  2. Особенности ценностно-смысловой сферы юношей и девушек, вовлеченных в различные молодежные субкультуры, могут определять специфику их правового сознания и уровень защитной активности Я от сложностей реальной жизни.

Исходя из поставленной цели, для проверки гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать и обобщить основные направления психологических исследований молодежных субкультур, особенностей ценностно-смысловой сферы личности в связи с жизненной позицией, уровнем правосознания, защитной активностью.

  2. На основе теоретического анализа научной литературы раскрыть психологическое содержание понятий «молодежная субкультура», «ценностно-смысловая сфера личности», выделив основные характеристики, определяющие их специфику.

3. Провести эмпирическое исследование особенностей ценностно-
смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных
субкультур:

изучить характеристику жизненной позиции юношей и девушек, выявив особенности их социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере и базовых убеждений, оказывающих регулирующее действие на поведение и деятельность молодых людей;

выявить особенности ценностных ориентации и жизненных смыслов молодых людей.

  1. Проанализировать особенности правосознания юношей и девушек с разными вариантами жизненной позиции.

  2. Выявить специфические для молодых людей с разными вариантами жизненной позиции психологические механизмы защиты Я от сложностей реальной жизни.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются:

психологические концепции ценностей и ценностных ориентации отечественных (Б. С. Братусь, С. С. Бубнова, А.И. Донцов, Б.И. До донов, Д. А. Леонтьев, В.А. Ядов и др.) и зарубежных ученых (В. Билски, Р. Инглихард, Ч. Моррис, М. Рокич, Ш. Шварц и др.);

общепсихологические концепции смыслообразования и динамики смыслового развития в онтогенезе (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, В.А. Иванников, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн и

др);

- современные отечественные теории смысла и смыслообразования
(И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, П.Н. Ермаков, А.Н. Леонтьев,
Д.А. Леонтьев и др.);

теории субкультуры и концепции молодежной субкультуры отечественных (Е.М. Бабосова, В.А. Бобахо, Ю.В. Давыдова, СИ. Левикова, И.Б. Род-нянская, С.А. Сергеев, А.Н. Тарасов, А.В. Толстых, Т.Б. Щепанская) и зарубежных авторов (М. Брейк, А. Коэн, С. Кугель, П. Уиллис и др.);

концепции социальной активности, жизненной позиции личности (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Бакштановский, В.А. Блюмкин, Л.П. Буева, Л.Г. Костюченко, Т.Н. Мальковская, В.И. Пирогов, А.И. Титаренко и др.);

положения, разрабатываемые в рамках юридической психологии, затрагивающие проблемы становления правосознания у молодежи (С. А. Беличе-ва, В.Е. Доброхина, Е.Г. Дозорцева, И.С. Кон, Г.М. Миньковский, В.В. Панкратов, О.В. Пристанская, Ф.С. Сафуанов, Т.В. Шипуноваи др.);

психологические теории, посвященные проблемам генезиса, функционирования и диагностики защитных механизмов личности зарубежных (А. Фрейд, 3. Фрейд) и отечественных авторов (Ф.В. Басейн, Ф.Е. Василюк, P.M. Грановская, Л.Р. Гребенников, Э.И. Киршбаум, А.А. Налчаджан, С.К. Нартова-Бочавер, Е.С. Романова, В.А. Ташлыков, Т.В. Тулупьева и др.).

Методы исследования: метод теоретического анализа и конкретные психодиагностические методики (методика социально-психологических уста-

новок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной; Шкала базовых убеждений Р. Янов-Бульман; опросник Ш. Шварца; методика исследования системы жизненных смыслов В.Ю. Котлякова; модифицированный опросник О.В. Протасовой «Правосознание»; тест-анкета «Правовое и гражданское сознание» Л.А. Ясюковой; опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика и др., адаптированный и рестандартизированный Л.Р. Гребенниковым).

Достоверность и обоснованность научных результатов определяется тем, что исходные теоретические положения, их операционализация, определение задач, предмета и объекта исследования, выбор методик, а также интерпретация полученных данных осуществлялись с учетом достижений современной психологической науки. Повышению обоснованности результатов исследования служили комплексный характер батареи эмпирических методик и применение адекватных методов математико-статистической обработки полученных эмпирических данных с помощью соответствующих компьютерных программ.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

впервые самостоятельным предметом психологического анализа стали особенности ценностно-смысловой сферы личности как фактора, определяющего жизненную позицию молодого человека, вовлеченного в молодежную субкультуру.

определены общие и специфические характеристики ценностных систем юношей и девушек, включенных в различные формальные и неформальные объединения.

выделены уровни активности жизненной позиции (активная, квазиактивная, пассивная) молодых людей, характерные для представителей различных молодежных субкультур.

выявлены связи индивидуальных ценностных систем со смыслообразо-ванием, особенностями правосознания и психологическими механизмами защиты от сложностей реальной жизни.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в диссертационном исследовании результаты расширяют и углубляют существующие в психологии представления о ценностно-смысловой сфере молодого человека на примере юношей и девушек, включенных в различные молодежные субкультуры.

Проведенное исследование позволяет глубже понять реальные психологические механизмы выбора ценностных приоритетов и их роль в формировании ценностно-смысловой сферы, что имеет существенное значение для общей психологии, психологии развития и психологии личности в плане диагностической оценки, формирования и коррекции деформаций ценностно-смысловой сферы молодых людей и их профилактики.

Практическая значимость исследования. Обнаруженные в ходе исследования характеристики и психологические особенности ценностно-смысловой сферы личности молодого человека, включенного в различные формальные и неформальные молодежные объединения, могут быть использованы при разработке эффективных мероприятий психологического, социального и педагогиче-

ского воздействия в целях предотвращения и коррекции деформаций ценностно-смысловой сферы молодых людей и их жизненной позиции.

Полученные результаты могут быть использованы в научных исследованиях, в методических разработках, а также в практической работе психологов и педагогов в целях предупреждения и коррекции деформаций ценностно-смысловой сферы юношей и девушек.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур связаны с уровнем активности их жизненной позиции.

  2. Жизненная позиция как ценностно-смысловое ядро личности, рассматриваемая в связи со сформированностью социально-психологических установок и базовых убеждений молодых людей, вовлеченных в различные молодежные субкультуры, имеет разные уровни активности:

активная жизненная позиция, характеризующаяся выраженностью и гармоничным сочетанием социально-психологических установок, сформированностью базовых убеждений, нацеленностью на результат активности;

квазиактивная жизненная позиция, характеризующаяся мнимой активностью, творческой деятельностью, направленной на процесс, выраженностью социально-психологических установок, связанных с процессом, а не с результатом и противоречивостью базовых убеждений;

пассивная жизненная позиция, характеризующаяся слабой выраженностью и дисгармоничностью социально-психологических установок, нестойкостью базовых убеждений, отсутствием инициативы.

3. Специфика жизненной позиции личности молодого человека, вовле
ченного в формальные и неформальные организации, связана с особенностями
его правосознания и своеобразием психологической защиты Я от трудностей
реальной жизни.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2008-2011); на международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке и образовании» (Одесса, 2011); на III региональной конференции практических психологов (Москва, 2009); на XXXVII научной конференции сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2009).

Разработанные теоретические положения и результаты эмпирического исследования используются в учебном процессе Южного федерального университета (ЮФУ) и Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования; в практической деятельности психологов Учебно-консультативного центра дополнительного образования детей и взрослых, начального общего образования, начального профессионального образования, психолого-педагогической, медико-социальной помощи и профориентации «Радуга» г. Майкоп (Адыгея).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 9 работ общим авторским объемом 3,0 п.л., из них 3 - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения; трех глав; заключения, включающего выводы, рекомендации к практическому использованию материалов исследования, перспективы дальнейшего исследования проблемы; списка используемой литературы, включающего 204 источника, в том числе 10 - на иностранных языках, и 4 Приложений. Работа изложена на 177 страницах машинописного текста, иллюстрирована 14 Рисунками и 13 Таблицами.

Феномен молодежной субкультуры и социально-психологические причины ее возникновения

Два существенных компонента составляют ценностно-смысловую сферу личности, которые являются неделимым системно-структурным образованием. В качестве таких компонентов выступают ценностные ориентации и система личностных смыслов, которые неразрывно связаны с понятием личность. Эта связь обусловлена тесным соприкосновением этих составляющих с постижением человеческого поведения и побуждений [Серый А.В., Яницкий М.С., 1999].

Но, прежде, чем рассматривать это образование, на наш взгляд будет целесообразным подвергнуть анализу понятие «смысл», пришедшее в психологию из философии и лингвистики.

Понятие «смысл» возникло в психологических работах В. Дильтея [1995], З.Фрейда [1990], А. Адлера [1997], большое внимание ему уделил отечественный психолог А.Н. Леонтьев [1977] и другие авторы. Если В. Дильтей [1995] сравнил смысл жизни со смыслом художественного или музыкального произведения, подмечая, что и там и здесь та же структура, то же единство, то у З.Фрейда [1992] отыскивается утверждение, что идея смысла жизни зарождается вместе с религиозными системами и рушится также с ними. Согласно представлениям З.Фрейда, сами люди полагают целью и смыслом жизни, если судить по их поведению, достижение чувства удовольствия, то есть цель жизни задается принципом удовольствия, есть удовольствие - есть смысл.

Активное использование понятия приходится на середину прошлого века. А. Вине [1999], Э. Титченер [1976], Ф. Барлет [1960] предпринимают попытку понять смысл, как явление сознания. Л.С. Выготский [2005], А.Н. Леонтьев [1977], С.Л. Рубинштейн [2004] предпринимали попытки раскрыть содержание понятия через анализ явлений, принадлежащих не сознанию, а реальному взаимодействию личности с окружающим миром. В отечественной психологии центральным конструктом, из которого ВЫВОДИТСЯ смысл, долгое время выступала деятельность. А также внимание привлекали те компоненты смысловых систем, которые побуждают человека к деятельности. Это смыслообразующие мотивы, под которыми понимается отношение личности к значимой для нее действительности и ее смысловые установки. Производность личностного смысла проистекала из занимаемого личностью места в системе общественных отношений и из ее социальной позиции.

В связи с анализом деятельности личность и ее личностный смысл рассматривал А.Н. Леонтьев. Введенные ученым представления о структуре человеческой деятельности, личностном смысле, смыслопорождении, иерархии мотивов стали отправной точкой для дальнейшего изучения личности [Леонтьев А.Н., 1977]. По традиции деятельностного подхода, понятие смысла находится на пересечении трех фундаментальных психологических категорий: деятельности, сознания и личности, воплощая, таким образом, принцип их единства.

В психологической литературе личность анализировалась и в связи с общением [Абульханова-Славская К.А., 1991, Бодалев А.А, 1997, Ломов Б.Ф., 1984], и в связи с ее установками [Узнадзе Д.Н., 1961, Прангишвили А.С., 1973]. Тем не менее, в качестве ведущей характеристики чаще всего выделялась направленность личности. Особое место в таком анализе принадлежит К.К. Платонову. К.К. Платонов включает направленность личности в «исключительно социально-обусловленную» подструктуру, в которой отношения и моральные качества тут же. В общей структуре личности автор выделяет биологические характеристики, индивидуальные особенности, а венчающей эту структуру, полагает автор, является направленность [Платонов Е.К., 1986].

Направленность включена в структуру личности В.Н. Мясищевым, который полагал, что ее характеризуют доминирующие отношения (к людям, к себе, к предметам внешнего мира) [Мясищев В.Н., 1995]. В.С. Мерлин под направленностью личности понимает взаимную связь и организацию свойств личности [Мерлин В.С., 1996]. У Б.Д. Парыгина, например, в динамическую целостную структуру личности включены направленность и позиция личности. понятия нормы, роли, установок и ценностных ориентаций, а также состояния и отношения [Парыгин Б.Д., 1971]. Н.И. Непомнящая рассматривающая структуру личности с позиций деятельности и сознания, вводит понятие ценностности как особого компонента психологической структуры личности [Непомнящая Н.И., 1980].

Б.Г. Ананьев считает, что основная жизненная направленность, мировоззрение личности определяется выполняемыми ею социальными функциями, ее статусом, ценностными ориентациями и мотивацией поведения, а также динамикой отношений [Ананьев Б.Г, 2007].

А.Н. Леонтьев полагает, что именно деятельностный подход позволяет рассматривать смысл во всех его многочисленных проявлениях и потому его следует считать приоритетным [Леонтьев А.Н, 1977]. В основу деятельностно-го подхода легли положения, изложенные в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. По сути, первенство в изучении проблемы смысла в отечественной психологии и признается за Л.С. Выготским, который первоначально рассматривает понятие «смысл» как психолингвистическую категорию в рамках противопоставления смысла слова его значению. Но в дальнейшем идея автономности смысла переносится на проблему человеческого сознания. Л.С. Выготский указывает на зависимость смысла от мотива, вводит понятие смыслового поля, под которым понимается осознаваемая личностью актуальная ситуация его поведения и говорит о том, что «...смыслообразующая деятельность значений приводит к определенному смысловому строению самого сознания» [Выготский Л.С, 2005, С. 162].

А.Н. Леонтьев, исходя из деятельностного подхода, полагает, что личностный смысл порождается отношением мотива к цели, то есть мотив выполняет смыслообразующую функцию. Любое внутреннее движение системы индивидуального сознания, по мнению автора, создается смыслами. Так, предметная направленность человека, который «творит» самого себя в процессе деятельности, становится связующим звеном между личностью и миром [Леонтьев А.Н, 1977, С.153].

Сущность жизненной позиции и ее проявление в формальных и неформальных молодежных объединениях

Решение задач диссертационного исследования осуществлялось посредством теоретического анализа и обобщения концептуальных работ, результатов и фактических данных по проблемам, связанным с изучением особенностей ценностно-смысловой сферы молодых людей. Задачи подготовительного этапа требовали применения метода теоретического анализа. Теоретический анализ позволил выделить основные идеи и подходы к изучению молодежи, как одной из социальных групп общества, феномена субкультуры, раскрыть представления об особенностях формирования ценностно-смысловой сферы в молодом возрасте, о характеристиках различных субкультур и выявить влияние этих особенностей на развитие и динамику ценностных и смысловых ориентаций носителей этих субкультур.

Теоретическому анализу были подвергнуты также работы, посвященные возрастным особенностям исследуемого контингента, причинам и условиям возникновения молодежных субкультур в целом и причинам формирования молодежных субкультур, попавших в наше поле зрения в частности.

Теоретические положения определили выбор конкретных психодиагностических методик, примененных в эмпирическом исследовании.

Для изучения уровня активности жизненной позиции молодых людей мы применяли две методики: методику диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностей сфере О.Ф. Потемкиной и Шкалу базовых убеждений Р. Янов-Бульман.

Методика диагностики социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной позволяет выявить степень выраженности социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере [Потемкина О.Ф., 2001].

Методика состоит из 80 вопросов, 40 из которых направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат», другие 40 вопросов направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок «свобода -власть», «труд - деньги».

Испытуемым необходимо ответить на вопросы «да» или нет. За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.

При ориентации на процесс люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, чем достижение результата.

Люди, ориентирующиеся на результат, по мнению автора методики, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают уважения, и альтруизм наиболее ценная общественная мотивация характеризует, по мнению О.Ф. Потемкиной зрелую личность.

Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом в основном сосредоточены на своих личных интересах, они всегда учитывают, как на них отразится то, или иное решение, те или иные действия. Хотя известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку, считает автор методики.

Люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. В отличие от установки на «процесс» здесь человеку важно чувствовать, что он не просто занят «процессом», а «работает». Не столько здесь важен результат труда, сколько одобрение труда руководством и обществом.

Ведущей ценностью для людей с ориентацией на деньги является стремление к увеличению своего благосостояния. Деньги в таком случае выступают ценностью сами по себе, при выборе работы такой человек скорее обратить внимание на зарплату, чем на интересность труда.

Главная ценность для людей, ориентирующихся на свободу - свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».

Для людей с ориентацией «на власть» ведущей ценностью является влияние на других, на общество. На основании результатов использования методики можно выявить несколько групп испытуемых: — группу высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориен 77 тациями (все ориентации выражены сильно и в равной степени); — группу низкомотивированных испытуемых (все ориентации выражены чрезвычайно слабо); — группу с дисгармоничными ориентациями (некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать). Шкала базовых убеждений Ронни Янов-Бульман (перевод и адаптация О. Кравцовой). Методика разработана в рамках когнитивной концепции базовых убеждений личности. В соответствии с ней одним из базовых ощущений нормального человека является чувство безопасности. По мнению автора методики [Janoff-Bulman R., 1992], чувство безопасности основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро субъективного мира: — вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отнощение к окружающему миру вообще и отношение к людям. — убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости. — убеждение в ценности собственного «Я». Здесь основное значение имеют три аспекта: «Я хороший человек» (самоценность»), «Я правильно себя веду» (контроль) и оценка собственной удачливости

Математико-статистические методы обработки и анализа результатов

Это дает нам основание полагать, что активность представителей данной группы заключается в самом процессе их деятельности, он вызывает радость и особый подъем. Учитывая, что большую часть данной подгруппы составили «реконструкторы» (56,25%), можно сказать о том, что молодые люди «реконструирующие историю», живут в этом процессе. Занятость этой деятельностью позволяет им отгородиться от иных проблем и, по сути, эти молодые люди, провозглашая цель (результат) «донести исторические события до людей», организуют свой досуг. То же можно сказать и о молодых людях, попавших в данный кластер из группы молодогвардейцев (31,91 %), что ими руководят не цели, провозглашаемые общественно-политической организацией, в которую они входят, «а скорее обеспечение себя интересным досугом».

Таким образом, деятельность у этих молодых людей связана лишь с достижением частичных результатов, их активность можно назвать «активностью во имя активности», а не во имя достижений. Иначе социологи такой вид активности называют квазиактивностью или квазиактивизмом [Манько Ю.В., К.М. Оганян К.М., 2003], когда активность приобретает некоторый ущербный характер, ее формы не согласованы, не дополняют друг друга, а удовлетворяют лишь конкретные потребности. Статистически значимое отличие в сторону яркой выраженности ориентации на «процесс» (на уровне р 0,05) и слабо выраженной ориентации на «результат» позволило нам позицию молодых людей, вошедших во второй кластер назвать «квазиактивной» жизненной позицией.

Интересным представляется тот факт, что в рассматриваемой группе значимо выше ориентация на «труд», чем в других группах. Это вызывает с одной стороны недоумение, нет стремления к результату, но есть ориентация на труд. С другой стороны, учитывая, как мы уже упоминали, что большую часть группы составили представители клубов исторической реконструкции, то можно вспомнить о том, что эти молодые люди прикладывают немалые усилия и собственным трудом воссоздают одежду, оружие, посуду и другую атрибутику исторических событий. По большему счету, они производят продукты (одежду. оружие, украшения, строят баррикады, декорации исторических событий), трудятся, но продуктами их труда пользоваться никто не может. Активный труд этих молодых людей входят в ориентацию «процесс», от которого они получают радость, удовлетворяя свои потребности во впечатлениях и погружении в историческое прошлое. В рассматриваемой группе самые высокие по всей выборке показатели по ориентации «свобода», они в большей степени, чем члены других групп тяготеют к свободе выбора, независимости. И, имея преобладающее большинство реконструкторов в составе группы, оставляют за собой право вести свою жизнь в прошлом или настоящем, решать проблемы нынешнего времени или времен средневековья.

Базовые убеждения молодых людей, вошедших во второй кластер, отличаются средней сформированностью и отсутствием серьезных психологических проблем. Они верят в благосклонность мира, убеждены в ценности собственного Я, в меньшей степени верят в справедливость мира, но верят в собственную удачу и везение.

Как мы уже говорили, самой многочисленной оказалась третья группа (первый кластер), включающая 40 % всей выборки. Анализ среднегрупповых показателей членов этой группы с опорой на рекомендации автора методики Потемкиной О.Ф. позволяет назвать эту группу испытуемых низкомотивированными молодыми людьми, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо. Единственная ориентация, достигающая среднего уровня выраженности, это свобода как одна из доминирующих ценностей юношества, что еще в большей степени характеризует данную группу дисгармоничностью по выражению О.Ф. Потемкиной [2000]. В анализируемом кластере ярко прослеживается позиция типа индивидуалиста-конформиста. В исследовании СВ. Лапиной типичным представителем молодежной среды назван «индивидуалист, пассивно воспринимающий воздействия среды» [Лапина СВ., 2010, С. 46]. Такими пассивным индивидуалистами, согласно полученным нами данным являются представители первого кластера (3 подгруппы). Даже, если молодые люди не согласны и противостоят существующим трансформациям окружающего мира, то на деле пассивно воспринимают сложившиеся способы жизни, у них нет выраженных ориентаций, они «самоудалились» из сферы отношений общество-личность и их ориентации смещаются в сферу «личность-личность». Учитывая, что данный кластер на 80% состоит из представителей молодежной субкультуры - завсегдатаев интернета, то можно свидетельствовать, что их жизненное пространство и сфера самовыражения отождествляется с той микросредой, в которой они находятся, то есть с виртуальным сообществом. А в виртуальном сообществе, на наш взгляд, и процесс, и результат, и другие ориентации становятся «виртуальными».

Единственно выраженной ориентацией в данной подгруппе можно назвать установку на «свободу», но и здесь следовало бы отметить, что молодые люди являются не «борцами за свободу», а устремлены к безграничному самовыражению в пространстве, где никто не может наблюдать за их деятельностью. Базовые убеждения представителей данного кластера отличаются достаточно резкими противоречиями. Прежде всего, юноши и девушки из данного кластера в гораздо меньше степени, чем другие верят в то, что события можно контролировать. Они проявляют неуверенность в том, что в мире добра больше, чем зла, низко оценивают собственное везение.

Таким образом, нам удалось выделить 3 группы молодых людей, характеризующихся статистически значимыми различиями в социально-психологических установках в потребностно-мотивационной сфере и сформированное базовых убеждений, что дало нам возможность проанализировать их показатели и говорить о существовании разных вариантов жизненной позиции современной молодежи, вовлеченной в различные молодежные субкультуры.

вариантами жизненной позиции

Математико-статистические методы обработки и анализа результатов

Особенности ценностных ориентации и жизненных смыслов молодых людей с разными

В систему жизненных смыслов представителей самой многочисленной третьей группы вошли в первую очередь высокие позиции экзистенциальной, коммуникативной, когнитивной, гедонистической смысловых категорий, а также категория самореализации. В системе жизненных смыслов молодых людей третьей группы слабо представленной оказалась статусная категория (самая низкая позиция статусной смысловой категории среди всего исследуемого контингента). Если мы продолжим аналогию с выделенными В.Н. Дружининым вариантами жизни, то в числе предпочитаемых у этой группы молодых людей оказались «жизнь как предисловие», «жизнь как сон», «жизнь как трата времени». Содержание данных вариантов жизни в целом объединяют чувства невостребованности, неудовлетворенности собой, субъективные переживания, связанные с неспособностью отыскать свое место в социуме, что формирует пассивную жизненную позицию, побуждает к концентрации на своем внутреннем мире. Автор «вариантов жизни» характеризовал вариант «жизнь как предисловие» как вечно детское состояние, когда настоящая жизнь не наступает, а лишь идет тренировка и подготовка к жизни. В еще большей степени в рассматриваемой группе выражен вариант «жизнь как сон», когда «ощущение нереальности внешней жизни» соседствует с ощущением «реальности единственно желанной внутренней жизни». Только в отличие от варианта «жизнь как творчество», в котором присутствует творческая активность, здесь и внутренняя и внешняя ак тивность отсутствует тоже. В.Н. Дружинин называет вариант «жизнь как сон» очень удобным вариантом для тех, кому очень трудно справиться со множеством проблем. При таком варианте люди действительно могут много спать, чтобы не сталкиваться со сложными жизненными реалиями, читать художественную литературу, увлекаться сериалами. Обращение к компьютерной виртуальной реальности называют автор еще более мощным уходом в фантазии и грезы. Погружение в другую реальность легче всего осуществить с помощью компьютера. Трудности в общении, налаживании контактов, аутичность, повышенная тревожность и неуверенность в себе - это те характеристики, которые выявлены современными зарубежными и отечественными исследователями, которые присущи «жителям виртуальной реальности». Вспомним, что 80 % членов данной группы (кластера) являются представителями молодежной субкультуры «Интернет-сообщества».

Таким образом, изучение ценностей и системы жизненных смыслов наших испытуемых привели к выводам о том, что ценностно-смысловая сфера молодых людей с разным уровнем жизненной позиции статистически значимо различается и характеризуется: — с активной жизненной позицией - достаточно гармоничной ценностной сферой с отсутствием выраженных конфликтов, системой жизненных смыслов, которая наиболее пригодна для успешной адаптации в современном мире. Мо лодых людей с активной жизненной позицией отличает осмысленность жизни, целеустремленность, свобода выбора, сохранение собственной индивидуально сти. А самореализация связана со стремлением к достижениям, предполагает активную творческую внешнюю и внутриличностную преобразовательную дея тельность, самосовершенствование без отрыва от «правильных» законов орга низации жизни и приятием существующих традиций и норм в социуме; — с квазиактивной жизненной позицией - противоречивой ценностной системой с разнонаправленными тенденциями. В ценностно-смысловой сфере молодых людей с квазиактивной жизненной позицией обнаружены конфликт ные отношения между конкурирующими ценностными типами, а система жиз 126 ненных смыслов отличается тем, что самореализация не связывается ни с высоким социальным статусом, ни с семьей, что определяет жизненную позицию, отвергающую любые проявления несвободы. Смысл жизни связан с творческим процессом воссоздания нового (или прошлого) варианта жизни с целью получения удовольствия и ухода от настоящей, трудной и не понятной жизни; — с пассивной жизненной позицией - дисгармоничной и деформированной системой ценностей, в системе жизненных смыслов молодых людей с пассивной позицией слабо представленной оказывается статусная категория, а также преобладают смысловые категории, содержание которых объединяют чувства невостребованности, связанные с неспособностью отыскать свое место в социуме, с побуждениями к концентрации на своем внутреннем мире.

Следующей задачей исследования являлось изучение особенностей правосознания обследованных нами лиц. Психологический анализ предполагал изучение отношения испытуемых к разным сторонам правовой действительности, выявление особенностей, наличие дефектов правосознания молодых людей.

Мы рассматриваем правосознание молодых людей как относительно самостоятельную систему взглядов, ценностных ориентацией, оценочных суждений, убеждений и переживаний по поводу роли законов в регулировании социального взаимодействия, от которых зависит направленность деятельности и линии поведения, готовность удовлетворять собственные потребности на основе правовых возможностей и ограничений.

Правосознание как психологический феномен, прежде всего, представляет собой оценочно-установочный комплекс, это отношение к праву и правовая установка-ориентация, в основе которых лежат личностные смыслы, ценностные ориентации.

Правовое сознание тесно связано с формированием личностной структуры ценностей, поскольку как отмечает Е.П. Белинская именно личностные ценно 127 сти выступают для индивида основанием для построения индивидуального образа мира, «ценности задают направление действиям и помыслам людей» [Белинская Е.П., 2001, С. 21]. Потому мы и предположили, что особенности ценностно-смысловой сферы юношей и девушек, вовлеченных в различные молодежные субкультуры, определяют специфику их правового сознания. Как уже отмечалось во второй главе, для решения этой задачи мы воспользовались: — методикой А.Р. Ратинова «Правосознание» в модификации О.В. Протасовой [2004], которая направлена на изучение трех основных компонентов правосознания: отношения к законам в целом, действующему законодательству и практике его применения [Приложение 2]; — тестом-анкетой, предложенной Л.А. Ясюковой (ПИИКСИ СПбГУ), которая позволяет оценить общую сформированность правосознания и три относительно самостоятельные сферы его функционирования: бытовую, профессионально-деловую и социально-гражданскую [Приложение 3].

Похожие диссертации на Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей - представителей различных молодежных субкультур