Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Телевизионная коммуникация как форма опосредствованного общения 19
1.1. Категории "общение", "коммуникация" и "воздействие" в работах отечественных психологов 19
1.2. Особенности общения в условиях опосредствования. Феномен телекоммуникации 49
1.3. Модели телекоммуникации в зарубежных исследованиях 54
ГЛАВА 2. Постановка проблемы и гипотетическая модель коммуникативного акта, опосредствованного телевидением 92
ГЛАВА 3. Методы исследования. Комплексный подход в исследовании феноменов телевизионной коммуникации 120
3.1. Метод контент-анализа 122
3.2. Метод фокус-групп 125
3.3. Метод анкетирования 131
3.4. Психосемантический метод исследования 134
3.5. Метод включенного наблюдения 138
3.6. Метод интервью (беседы) 144
3.7. Психодиагностические методы (тест-опросник 17 ЛФ) 150
ГЛАВА 4. Коммуникатор как коллективный партнер по общению в структуре опосредствованного коммуникативного акта 153
4.1. Психологические особенности статуса коммуникатора 153
4.2. Постановка проблемы изучения подструктуры "коммуникатор" в коммуникативном акте 158
4.3. Анализ процесса подготовки телевизионного коммуникативного сообщения как главного содержания деятельности коммуникатора 163
4.4. Психологические портреты различных творческих групп, участвующих в подготовке коммуникативного сообщения 173
4.5. Особенности самовосприятия и образа "хорошего" и "плохого" телевизионного ведущего у работников прямого телевизионного эфира 200
4.6. Заключение 212
ГЛАВА 5. Коммуникативное сообщение как центральное звено опосредствованного коммуникативного взаимодействия 215
5.1. Образ "идеальной" телевизионной передачи как коммуникативного сообщения и ее сравнение с образом "реальной" передачи в восприятии авторов и зрителей 220
5.2. Моделирование развивающей передачи 230
5.3. Образ телевизионного ведущего и телевизионной передачи в восприятии телезрителей 246
5.4. Сравнительный анализ восприятия зрителями телевизионных передач различного типа 260
5.5. Критерии оценки телевизионного сообщения как коммуникативного послания 279
5.6. Сравнительный анализ восприятия телевизионных рекламных сообщений, выполненных в различных культурных традициях, зрителями и создателями рекламных сообщений 284
5.7. Заключение 303
ГЛАВА 6. Телевизионная аудитория как партнер по общению 307
6.1. Различные подходы к изучению телевизионной аудитории 307
6.2. Особенности мотивации обращения к телевизионному общению у разных групп телевизионной аудитории (на примере передач в режиме прямого эфира) 335
6.3. Образ популярного и непопулярного телевизионного ведущего в восприятии телевизионной аудитории 343
6.4. Заключение 364
ГЛАВА 7. Заключение и выводы 367
Литература 374
Приложения 409
- Категории "общение", "коммуникация" и "воздействие" в работах отечественных психологов
- Постановка проблемы и гипотетическая модель коммуникативного акта, опосредствованного телевидением
- Метод фокус-групп
Введение к работе
Актуальность. Необходимость данного исследования
обуславливается рядом причин общественного и научного характера и опредмечивается логикой развития человеческой цивилизации. На конференции "Россия - XXI век" ведущими учеными нашей страны был сформулирован тезис об "информационном вызове", перед которым стоит человечество на пороге XXI века, уже названного веком информационного общества, где товаром, предметом обмена, аккумулятором человеческих ресурсов, фактором получения сверхприбылей и мощнейшим инструментом управления и воздействия на поведение человека будет являться информация или информационные потоки.
На рубеже второго и третьего тысячелетий общение людей, опосредствованное техническими системами, приобретает массовый характер и ставит человека в ситуацию хронической гиперстимуляции, информационного стресса и коммуникативного прессинга в условиях анонимности. Телевидение как коммуникативная корпорация порождает символическую реальность, которая "переступив" через экран, становится фактом субъективной реальности человека и создает коммуникативную ситуацию - "рядом, но не вместе" (Асмолов, 1990) .
Телевидение с помощью языка "зрительных изображений" делает человека участником того, что происходит за тысячу километров от него, но в этот миг и на его глазах. Феномен установки на "достоверность" телевизионного изображения, делает телевидение важнейшим источником знаний об окружающем мире, которые используются человеком при построении субъективной картины мира.
Многие исследователи отмечают рост значения изображения в процессе развития культуры, и связывают его с изменением отношения человека к категории времени. Освобождение человека от религиозных
науки: культурологии, семиотике, истории, филологии, социологии и психологии. Это привело к созданию в 90-х годах нового типа метанауки -коммуникативистики (Землянова, 1995).
Однако в отечественной психологии исследования феноменов массовой коммуникации, в частности, телекоммуникации можно перечислить в прямом смысле слова "по пальцам": это уже ставшие классическими работы А. А. Леонтьева (область психолингвистики и массовых коммуникаций) и Ю.А. Шерковина (психология массовых коммуникаций), а также работы А.А. Степанова (психологические проблемы учебного телевидения), Н.Н. Богомоловой (социально-психологические проблемы телекоммуникации), В.Ф. Петренко (область психосемантики сознания), В.Г. Зазыкина (в области телеобщения и психологии рекламы), О. Т. Мельниковой (в области социальной психологии проблем молодежной телевизионной аудитории), B.C. Собкина (в области психологических проблем восприятия детьми телесообщений), В.П. Трусова (в области социально-психологических аспектов телеобщения), А.Е. Войскунского (в области информационных процессов в компьютерном общении).
Результаты исследований в области массовой коммуникации позволяют заключить, что изобретение и широкое распространение электронных средств общения (телевизор, радио, телеграф, телефон, компьютерно-информационные системы, а в настоящее время и плазменные телевизоры, соединенные с телевидением высокой четкости) не просто "продолжают" тот или иной орган чувств человека, не только позволяют преодолеть пространство и время, но и преобразуют все стороны социального и психологического бытия человека, реконструируя ценности и потребности человека, воздействуя на когнитивные процессы и на эмоционально-волевую регуляцию поведения. Совершенно очевидно, что для предвидения будущих изменений индивидуального сознания
человека и его взаимодействия с коллективным сознанием общества, необходимо изучать не только использование средств массовой коммуникации и их родовых свойств (что происходит в рамках социологии и культурологии), но и то, какое влияние оказывают эти средства на психику человека.
Объект исследования: общение, опосредствованное телевидением.
Предмет исследования: структура и основные закономерности коммуникативного взаимодействия в сфере телевидения.
Цель исследования состоит в раскрытии психологических механизмов, обеспечивающих функционирование и развитие коммуникативного акта, опосредствованного телевидением.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) На основе анализа имеющихся базовых моделей коммуникации проанализировать изменения, происходящие в структуре коммуникативного акта в связи с его опосредствованием в сфере телевидения. Исследовать наиболее важные феномены и механизмы взаимодействия структурных элементов опосредствованного коммуникативного акта.
2) Выявить факторы, которые опосредствуют содержание коммуникативного сообщения как результата творческой работы организованной группы людей разных профессий, включенных в коммуникативную корпорацию.
3) Выявить личностные особенности коммуникатора возникающие и проявляющиеся в сфере телевидения.
4) Провести сравнительный анализ восприятия зрителями коммуникативных сообщений различного типа и выявить факторы, влияющие на эффективность коммуникативного взаимодействия со
зрителями.
5) Исследовать феномен популярности личности в телевизионной коммуникации.
Гипотезы исследования:
1. Человеку свойственно два вида взаимодействия: интравзаимодействие как диалог с "внутренним Я" и интервзаимодействие как общение с "Другим" или "Другими". Телевидение как техническая система и коммуникативная корпорация, представляет собой "культурное орудие" (Л.С. Выготский), позволяющее индивиду вступать в новый тип взаимодействия - метакоммуникацию, - при котором человек как бы "помещает" свои органы чувств в объектив телекамеры и с ее помощью значительно расширяет свои возможности считывать информацию о пространственно-временных измерениях реального мира, в котором он живет, и использовать ее при формировании картины мира. Структура телеобщения по топологическим свойствам схожа с психологическими процессами, обеспечивающими порождение "образа мира", модифицируемый в "имидж мира".
2. Структура коммуникативного акта в условиях опосредствования в сфере телевидения принципиально меняется по сравнению с ситуацией межличностного общения. Пространственно-временная разделенность субъектов, вступающих в телевизионное общение, обуславливает более высокую роль образной репрезентации в сознании, порождаемом виртуальной реальностью.
3. Телевизионное взаимодействие протекает в символической виртуальной реальности. Центральным звеном такого взаимодействия является коммуникативное сообщение, где встречаются намерения и установки телевизионной аудитории с намерениями и установками коммуникатора. Успешность взаимодействия обеспечивается
согласованностью вербальных и образных кодов, которые используются, с одной стороны, для построения сообщения и расстановки смысловых акцентов, а с другой стороны, для декодирования заложенного в сообщении содержания.
Теоретико-методологической основой работы явились культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского и концепция образа мира А.Н. Леонтьева, а также представления ведущих отечественных психологов: С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского, М.С. Кагана, Т.Н. Ушаковой, Г.М. Андреевой об общении как одном из фундаментальных психологических процессов.
Механизмы воздействия и порождения феноменов сознания человека в процессе общения наиболее существенным образом были разработаны в исследованиях Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, показавших, что развитие индивидуальных психических функций и мотивационной структуры личности осуществляется через различные формы
деятельности и общения с миром людей, предметов и самим собой: "...всякая функция культурного развития ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая. Из этого следует, что общение является не только средой, фоном, на котором происходит становление индивидуального сознания, но и его содержанием" (Л.С. Выготский, 1960).
Конкретной теоретико-методологической основой нашей работы явились исследования В.Ф. Петренко по психосемантике сознания, историко-эволюционный подход А.Г. Асмолова к изучению личности и социальному конструированию, понятие о менталитете А.В.
Брушлинского, К.А. Абульхановой, С. Московичи, а также представления
Б.С. Братуся об уровнях развития личности. При разработке конкретных научных вопросов, связанных с изучением представленности в субъективной картине мира индивидов, вступающих в телевизионное общение, различных аспектов их взаимодействия мы опирались на идеи отечественных и зарубежных авторов. При изучении коммуникатора - на работы Е.А. Климова, на психодиагностические исследования в русле психосемантики А.Г. Шмелева, факторные модели и методы Р. Кеттела. При изучении коммуникативного сообщения - на концепцию коммуникации Д. Маккуела (McQuail), теорию фрейминга К. Энтмана (Entman), фундаментальные идеи о субъективной семантике Е.Ю. Артемьевой. При изучении телевизионной аудитории - на исследования в сфере коммуникации Н.Н. Богомоловой, М. Маклюэна (Mchihan), Д. Гербнера (Gerbner).
Телевидение может быть рассмотрено как "орудие" для построения картины мира и освоения жизненного пространства личности. Согласно П.А. Флоренскому, орудия расширяют область нашей деятельности тем, что продолжают наше тело. А.Н. Леонтьев в своей концепции построения образа мира выделяет четыре объективных измерения образа мира - три пространственных и одно временное измерение (движение), и одно субъективное - квазиизмерение или "смысловое поле". Если по отношению к информации о пространственных характеристиках объективной реальности человек может быть относительно свободен, т.е. он может их материально зафиксировать и манипулировать с ними, то построение картины мира по оси времени затруднительно в связи с тем, что образы постоянно ускользают. Появление фотографии, кино, а затем и телевидения, способных зафиксировать образы, длящиеся во времени, преодолевает барьер несвободы во временной размерности картины мира. Человек получает возможность использовать зафиксированные
перцептивные впечатления, воспроизводящих некие события с опорой на
межмодальные сигналы (зрительные, слуховые и тактильные по М. Маклюэну) для увеличения презентативности субъективной картины мира. Однако М. Маклюэн серьезно упрощал ситуацию, считая, что важнейшие эффекты СМК вытекают в первую очередь из его формы, а не из содержания. Пятое измерение картины мира, понимаемое А.Н. Леонтьевым как "мерность внутрисистемных связей объективного предметного мира", может быть соотнесена с содержанием телевизионной коммуникации, понимаемой как совокупность субъективных оценок, межличностных отношений, смысловых схем и ролевых взаимодействий участников коммуникативного взаимодействия. Таким образом,
телевидение может быть рассмотрено как экстериоризация некого "функционального органа" индивидуального сознания личности, позволяющего расширить возможности последнего во взаимодействии с коллективным сознанием при построении картины мира.
Методы исследования включали:
- анализ психологической литературы с целью обоснования применения конкретных методических приемов на разных этапах исследования;
- включенное наблюдение, анкетирование и структурированное интервью в исследовании процесса создания коммуникативного сообщения;
- метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, репертуарные решетки Дж. Келли и личностный опросник Р. Кеттелла при изучении личностных характеристик коммуникатора, его самовосприятия и образа зрителя как партнера по общению;
- метод психосемантического шкалирования и контент-анализ при изучении коммуникативного сообщения; - анкетирование и метод фокус-групп при изучении различных групп телеаудитории;
- математико-статистическую обработку результатов исследования при помощи факторного анализа, кластерного анализа и дискриминантного анализа; комплексную обработку материалов личностного тестирования и психосемантического шкалирования по программе ЭКСПАН, разработанной А.Г. Шмелевым.
Достоверность результатов обеспечивается опорой на
теоретические концепции, разработанные в отечественной психологии, проведением большого количества измерений и использованием комплекса методов как для измерения изучаемых феноменов, так и для обработки полученных результатов.
Исследование проводилось на кафедре общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1987 - 1999 гг.), на базе: Института повышения квалификации работников Радио и Телевидения (1987 - 1989 гг.), Главной редакции информационных программ ЦТ (1989 -1990 гг.), Главной редакции программ для Москвы и молодежной редакции ЦТ (1989 -1991 гг.), каналов РТР и ОРТ (1994 - 1998 гг.).
Основные результаты исследования были получены при изучении 120 работников телевидения, 600 представителей телеаудитории и 50 экспертов. В исследовании использовались материалы, полученные в совместной работе с коллегами, студентами, аспирантами и соискателями факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: - впервые в отечественной психологии осуществлен системный подход к феномену телеобщения как предмету общепсихологического анализа, в процессе которого происходит конструирование социальной реальности и
осознание механизма функционирования телеобщения как метакоммуникации. Предложена новая модель структуры коммуникативного акта в условиях опосредствования в сфере телевидения и выявлены параметры изменения структуры коммуникативного взаимодействия в условиях телеобщения по сравнению с межличностным общением;
- впервые в режиме включенного наблюдения удалось провести изучение коммуникативной организации как коллективного партнера по общению. Построен личностный портрет различных групп работников телевидения, принимающих участие в создании коммуникативного сообщения, выявлены особенности образной репрезентации в сознании или картине мира коммуникатора образа "Я", образа "идеального коммуникатора", образа целевой аудитории и коммуникативного сообщения;
- проведен сравнительный анализ категориальной структуры восприятия разных видов телевизионного сообщения у различных групп индивидов, выявлены общие и дифференцирующие свойства их субъективных семантик. Впервые показано, что эффективность коммуникативного взаимодействия зависит от согласованности системы категорий, по которым строится образ "реального" и "идеального" телесообщения у участников взаимодействия. Базовыми категориями являются когнитивная проработка информации, эмоциональная насыщенность и коммуникативная символика как содержания, так и формы телесообщения, при этом особенности категориальной структуры образов телепередач разного типа определяет уровень вовлечения телезрителей в коммуникацию;
впервые показано, что феномен популярности в телекоммуникации соответствует по своим характеристикам образу "значимого Другого" в межличностной коммуникации. Эффект популярности телепередачи и человека на экране состоит в том, что между автором и зрителем возникает
единое эмоциональное и когнитивное пространство общения, которое практически нивелирует компонент опосредствованности в mass media;
- впервые в общепсихологическом контексте телевидение рассматривается как модель "функционального органа" (Л.С. Выготский), позволяющего индивиду при построении картины мира опираться не только на собственный чувственный и деятельностный опыт, но и на феномены символической (виртуальной) реальности. В результате порисходит смешение знакового и символического уровней отражения реальности, что приводит к модификации картины мира в "имидж" мира.
Теоретическая значимость состоит в том, что:
- в контексте общепсихологического знания развивается понятие структуры коммуникативного акта в условиях опосредствования в сфере телевидения, введенное работами А. А. Леонтьева и А. А. Бодалева. Предлагается модель телевизионного общения, которая позволяет выявить отличия субъект-субъектного взаимодействия в условиях опосредствования и межличностного общения на разных уровнях - экологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом;
показывается, что центральным звеном субъект-субъектного взаимодействия в телевизионном общении является механизм "образного регулирования" коммуникативного поведения партнеров по общению;
- на основе концепции А.Н. Леонтьева о картине мира развиваются методологический и методический подходы к изучению телевизионной и рекламной коммуникации в общепсихологическом контексте.
Практическое значение исследования:
1. Разработана система психологических рекомендаций для системы Гостелерадио по следующим темам:
а) личностно-психологическая концепция типологии аудитории как партнера по общению;
б) психологические аспекты аудиовизуального языка в структуре телеобщения;
в) психологический анализ профессионально важных качеств творческих работников телевидения.
2. Подготовлен ряд учебных пособий для творческих работников Гостелерадио совместно с ИПК работников телевидения и радио, программа спецкурса, спецсеминара и спецпрактикума по теме "Визуальная коммуникация в телевидении и рекламе" для студентов психологии МГУ.
3. Сформулирована и методически обоснована роль психолога -специалиста в системе массовой коммуникации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Телевизионное общение по психологическому содержанию может быть квалифицировано как "квазиобщение", осуществляемое в символической реальности, где партнеры разделены по пространственно-временным координатам, по содержанию, структуре коммуникативной деятельности и по степени институциональности. Эот выражается в асимметрии субъектов общения на экологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях и в особенностях репрезентации образов партнеров в их сознании. Структуру процессов общения в телекоммуникации, согласно предложенной модели, можно представить как трехуровневую систему взаимодействия индивидуального и коллективного сознания.
2. Эффективность коммуникативного взаимодействия зависит от согласованности системы категорий, на основе которых строится образ "реального" и "идеального" телесообщения у субъектов взаимодействия.
Базовые категории: когнитивная структура телесообщения, позволяющая поддерживать внимание на высоком уровне, эмоциональная насыщенность; коммуникативная символика содержания и формы телесообщения, выраженная в вербальных и образных кодах.
3. Человек, участвующий в создании коммуникативного сообщения, обладает определенными личностными особенностями: завышенная самооценка, готовность к саморепрезентации, сопровождающаяся выраженной эмоциональной защитой и активной работой компенсаторных механизмов. Особенности когнитивной и эмоциональной сферы работников телевидения позволяют им, с одной стороны, стремиться к расширению и вариативности информационного пространства, легко преодолевая при этом границы психологических коммуникативных, ролевых и социальных норм, а с другой стороны, драматизировать коммуникативное сообщение, облекая его в форму (нарратив) интриги.
4. Образ "популярной личности" в телевизионном общении соответствует по своим характеристикам образу "значимого другого" в межличностной коммуникации и описывается такими категориями, как нравственно-этическая позиция личности, сила "Эго", выразительность коммуникативного стиля, эмоциональная активность и оптимизм.
5. Восприятие телевизионного рекламного сообщения опосредствуется тремя основными факторами: фактор эмоционального комфорта, связанный с коммуникативным стилем сообщения; фактор активности воздействия, обусловленный характеристиками используемых образов и стилистикой художественного решения; а также фактор юмора (оптимизма), актуализирующий сценарии "смешного" в разных культурах.
Апробация работы. Представленные результаты апробировались: 1) в докладах на Седьмом всесоюзном съезде Общества психологов СССР в 1989 г. и на ежегодных конференциях "Журналистика 1986 - 91гг.", на
международной конференции психологов республики Корея в 1992 г., Международном конгрессе по рекламе в 1994г., на Первой Всероссийской конференции по психологии "Психология сегодня", 1996г., на Первой Российской конференции по экологической психологии, 1996г., на Междисциплинарных Академических II Гумилевских чтениях, 1998г., на Международной конференции "От истории природы к истории общества: прошлое в настоящем и будущем", 1998г.; 2) в публикациях по теме исследования в количестве 27 (объем около 1000 стр.), среди которых три монографии, главы в книгах и статьи в журналах; 3) в диссертационных и дипломных работах, выполненных под руководством автора; 4) в курсах лекций и спецсеминаров, а также в спецпрактикуме, проводимых со студентами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, факультета рекламы Института молодежи, со слушателями ИПК работников радио и телевидения.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, шести глав, выводов, библиографии (448 источников) и приложения. Объем диссертации 400 страниц. В тексте 47 рисунка и 23 таблицы.
Категории "общение", "коммуникация" и "воздействие" в работах отечественных психологов
Согласно "Толковому словарю" В. Даля, слово "общение" имеет в русском языке первоначальное значение «соединяться, смешиваться, быть заодно, знаться, водиться, обращаться, дружиться, делиться, давать кому-либо долю, участие, взаимное обращение и при этом подаяние, милостыня и святое причащение» (1981, с. 634). Вступить в общение - значит "быть заодно, согласно, соединенно, одинаково относиться ко всем, ко всякому". Если попытаться интерпретировать с психологической позиции все вышесказанное, то можно предположить наличие в первоначальном значении понятия "общение" информационного, поведенческого и эмоционального-волевого компонентов. В функциональном плане - это обмен состояний, вхождение в общее состояние, формирование совместной информационной среды, эмоционального сопереживания и единого волевого импульса. На современном этапе развития психологической науки принято разводить понятия "общение" и "коммуникация".
Согласно психологическому словарю, "Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека" (КПС, 1985, с. 215).
Под коммуникацией понимается: "Коммуникация (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями" (там же, с. 147).
Наиболее глубокое понимание категории "общение" было дано в "культурно-исторической" концепции Л.С.Выготского, согласно которой, все высшие психические функции, характеризующиеся произвольностью идеальных действий, имеют социально-культурное происхождение, т.е. сначала складываются как внешние социальные связи между людьми. По мнению Л.С.Выготского "все высшие психические функции (произвольное внимание, восприятие, память, волевые усилия, речевой интеллект и т.п.) суть интериоризованные отношения социального порядка" (Выготский, 1982, т. 3), т.е. сформированные в межсубъектном взаимодействии. Л.С.Выготский вводит понятие знаковых средств общения, которые первоначально выступают как средства овладения поведением другого человека в совместной деятельности, направленной на некий объект или его знаковый эквивалент, а затем становятся средствами овладения собственным поведением, приобретающим качество произвольности, обусловленное культурными нормами и ценностями конкретного окружения, в котором разворачивается акт общения.
В результате интериоризации знаковых средств общения ("стимул -средство") человек приобретает свободу от непосредственной ситуации благодаря тому, что с их помощью он организует социальное, произвольное волевое действие как по отношению к объектам внешнего мира, так и по отношению к другим субъектам, находящимся с ним во взаимодействии. Л.С.Выготский показал, что знак становится синтезом "общения и обобщения".
Отечественная психологическая наука исходит из принципа неразрывного единства общения и деятельности.
В работах А.Н. Леонтьева (1968, 1977), Г.М. Андреевой (1986) и А.А. Леонтьева (1965, 1967, 1979, 1997) были конкретизированы и подтверждены основные положения концепции Л.С.Выготского о формировании высших психических функций. А.Н. Леонтьев (1968) рассматривал психику как системное образование, которое характеризуется активностью отражения, наличием субъективной картины мира и функцией саморегуляции. При этом развитие психики детерминируется как природной, так и социальной средой и, начиная с момента рождения, человек находится в постоянном динамическом взаимодействии с окружающими людьми, природой и искусственно созданными предметами. Центральным понятием в концепции А.Н. Леонтьева является понятие "интериоризация" - процесс перемещения внешней деятельности в "предсуществующий внутренний план сознания". Сущность процесса состоит в том, что социальные механизмы сознания ребенка складываются в процессе его взаимодействия, общения, диалога со взрослым.
Постановка проблемы и гипотетическая модель коммуникативного акта, опосредствованного телевидением
Человеку свойственно два вида взаимодействия: интравзаимодействие как диалог с "внутренним Я" и интервзаимодействие как общение с Другим или "не Я". Телевидение как техническая система, явившаяся результатом эволюции инженерной мысли, представляет собой "орудие", позволяющее индивиду вступать в новый тип взаимодействия -метавзаимодействие, при котором человек (согласно метафоре А.Н. Леонтьева, 1979) "помещает" свои органы чувств в объектив телекамеры и с ее помощью значительно расширяет свои возможности считывать информацию о пространственно-временных измерениях реального мира, в котором он живет. При этом технология аудио-, видеозаписи и электронного монтажа позволяют в процессе производства телесообщения или "телетекста" производить разные модификации как самого изображения так и преобразования в плане его движения и сочетания с другими изображениями. А.Н. Леонтьев (там же, с. 3) в своей концепции восприятия как построения образа мира выделяет четыре объективных измерения образа мира (три пространственных и одно временное измерение (движение)) и одно субъективное - квазиизмерение или "смысловое поле", систему значений (в сознании). Согласно А.Н. Леонтьеву: "человек воспринимает предмет не только в его пространственных измерениях и во времени, но и в его значении" (там же, с. 5). "Значения выступают не как то, что лежит перед вещами, а как то, что лежит за обликом вещей в познанных объективных связях предметного мира, в различных системах, в которых они только и существуют, только и раскрывают свои свойства. Значения, таким образом, несут в себе особую мерность. Это - мерность внутрисистемных связей самого объективного предметного мира. Это и есть пятое квазиизмерение его" (там же, с. 6). При этом "...тот или другой образ жизни в предметном мире создает необходимость соответствующего, ориентирующего, управляющего, опосредующего образа его. Образ есть продукт не только симультанного, но и суксессивного совмещения. Всякое актуальное воздействие вписывается в образ мира, т.е. в некоторое "целое" (там же, с. 10,11).
Б.Ф. Ломов (1984) трактует модель субъективного мира как уникальное личностное образование, интегрирующее различные формы и уровни проявления субъективного.
Е.Ю. Артемьева рассматривает образ субъективного мира "как интегратор следов взаимодействия человека (и человечества!) с объективной действительностью" (1999). "Одной из форм существования следа деятельности является субъективное отношение к объектам, явлениям, ситуациям, связанным с ее (деятельности) предметом". Эти следы названы Е.Ю. Артемьевой "субъективными семантиками", представляющими собой " системы смыслов, понимаемых как следы деятельностей, зафиксированные в отношении к их предметам" (там же. С. 13).
Согласно В.Ф. Петренко (1997, с. 105) "понятие "картина мира" близко к понятиям "общественного сознания" или "менталитета общества"... и вбирает сознаваемые и неосознаваемые пласты познания. Картина мира представляет собой сложное, многоуровневое образование, в которой наряду с научным, понятийным знанием входят и религиозный опыт, и виртуальные построения искусства, и идеология, и глубинные пласты мифологического и коллективного бессознательного в духе К. Юнга. Картина мира характеризуется не только разноуровневостью построения и различной степенью осознанности ее составляющих, но и разной степенью их адекватности бытию".
Таким образом, построение субъективной картины мира является базовой потребностью человека как развивающегося индивида, вступающего в продуктивное взаимодействие с окружающим предметным миром. Однако, по А.Н. Леонтьеву, "человек встречается с предметным миром через других людей. Психологически - это общение. Сознание человека - это сознание общественного человека. Это его общественное сознание. Оно входит в сознание общества, которому он принадлежит. Личное и общественное сознание суть внутренне связанные между собой явления" (А.Н. Леонтьев, 1994, с. 37).
Е.В. Улыбина рассматривает построение субъективной картины мира личности как результат взаимодействия различных уровней сознания: рационального, рефлексивного сознания, бессознательного и обыденного сознания, отводя последнему интегрирующую функцию, где разнородные элементы с различными формами опосредствования соединяются в единую картину действительности (1998).
Метод фокус-групп
Сутью этого метода является групповое фокусированное интервью, проходящее в форме дискуссии и направленное на получение от ее участников «субъективной информации» об их восприятии самых различных объектов (например, конкретных товаров, услуг, рекламы, сообщений средств массовой коммуникации и др.). Эта информация дает возможность исследователю проникнуть во внутренний мир значений респондентов, понять мотивацию их поведения. Такое фокусированное интервью имеет полустандартизированный характер и объединяет в себе акцентированность на конкретной проблеме со свободной формой высказываний респондентов.
Данный метод начал применяться в 20-е гг. нашего столетия в США. В 40-е гг. в США появился термин «фокусированное интервью» (индивидуальное и групповое). Основные принципы и методики были разработаны Р. Мертоном и Г. Герцорг в процессе их совместного исследования восприятия материалов пропаганды союзников, проводившегося по заказу военных ведомств. Этот опыт в 1956г. обстоятельно обобщил Р. Мертон с соавторами в книге «Фокусированное интервью» (1991), ныне считающейся классической. В последующие годы этот метод преимущественно применялся в работах по рекламе и маркетингу. По-видимому, исследователями рекламы и был введен термин «фокус-группа». В настоящее время сфера применения метода «фокус-групп» расширяется и охватывает такие области, как социальные исследования, образование, здравоохранение, психологическая экспертиза различных социальных программ и материалов средств массовой коммуникации (Белановский, 1993).
Основным психологическим механизмом фокус-групп можно считать групповую дискуссию, которая и объединяет фокус-группы с другими группами взаимодействия - психотерапевтическими, тренинговыми, группами мозговой атаки и др. Среди общих психологических характеристик этих групп, например, такие: создание доброжелательной атмосферы, спонтанность высказываний участников, внимание к мнению каждого члена группы и др. Главное различие между указанными группами определяется их конкретными целями.
Цель фокус-группы заключается в том, чтобы собрать интересующую исследователя информацию. В этом отношении фокус-группа отличается от других групп взаимодействия, где ставятся такие цели, как достижение консенсуса, принятие определенных решений или выбор известных альтернатив. Фокус-группы особенно подходят для конкретной задачи выявления восприятия, чувств, образа мышления респондентов, дают возможность получить качественную (а не количественную) информацию, собрать данные, характеризующие социальные установки, восприятия или мнения участников этих групп. Эти данные получают благодаря используемой технике открытых вопросов, при которой участники группы могут свободно выбирать, как им реагировать или отвечать на эти вопросы. Фокус-группа представляет собой естественную беседу, в ходе которой могут высказываться замечание в отношении других участников, то есть оказывать воздействие друг на друга так же, как это происходит в реальной жизни.
Исследователь в группе осуществляет несколько функций: управляет работой группы, слушает, наблюдает и анализирует происходящие в ней процессы. Каждую фокус-группу предваряет анализ изучаемого явления, включающий исследование событий, определенного опыта или проблемы для того, чтобы описать участникам группы контекст этой проблемы или этого опыта, а также компоненты этого явления.
Вопросы конструируются таким образом, чтобы они были естественными, понятными и логичными для участников. Ведущий фокус-группы использует заранее подготовленные открытые вопросы, которые для участников выглядят спонтанными. Обычно вопросы задаются последовательно от более общих к более конкретным, сфокусированными на изучаемой проблеме. Ведущий должен помнить содержание вопросов и порядок их предъявления. Вопросы, задаваемые респонденту, подразделяются на те, что подготовлены заранее и сведены в план-вопросник, и те, что задаются непосредственно в ходе беседы и представляют собой оперативную реакцию интервьюера на получаемую информацию. Вопросы по ходу интервью представляют собой, как правило, такие методические приемы, как отражение, или «эхо», вопросы-синонимы, прямая просьба расширить ответ, парафраза, конкретизирующие вопросы и т.п.