Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ браконьера и причины неэкологичных поступков в семантике различных групп населения Бурик Виталий Николаевич

Образ браконьера и причины неэкологичных поступков в семантике различных групп населения
<
Образ браконьера и причины неэкологичных поступков в семантике различных групп населения Образ браконьера и причины неэкологичных поступков в семантике различных групп населения Образ браконьера и причины неэкологичных поступков в семантике различных групп населения Образ браконьера и причины неэкологичных поступков в семантике различных групп населения Образ браконьера и причины неэкологичных поступков в семантике различных групп населения Образ браконьера и причины неэкологичных поступков в семантике различных групп населения Образ браконьера и причины неэкологичных поступков в семантике различных групп населения Образ браконьера и причины неэкологичных поступков в семантике различных групп населения Образ браконьера и причины неэкологичных поступков в семантике различных групп населения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бурик Виталий Николаевич. Образ браконьера и причины неэкологичных поступков в семантике различных групп населения : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Владивосток, 2005 210 с. РГБ ОД, 61:06-19/26

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ОТНОШЕНИЯ «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА» И ИХ ИЗУЧЕНИЕ С ПОЗИЦИЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 9

1.1. Генезис отношений человека и природы: исторический, религиозный, философский, культуральный и практический аспекты 9

1.2. Экологическая психология в современной структуре наук о человеке и природе 17

1.3. Понятие экологичности, экологичный и неэкологичный поступок в общественном

и индивидуальном сознании 23

1.4. Отношение к природным объектам в различных возрастных и профессиональных группах

30

Выводы 40

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ В ПРИРОДООХРАННОЙ СФЕРЕ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 42

2.1. Восприятие заповедной территории и природоохранной деятельности 42

2.2. Причины неэкологичных поступков 51

2.3. Ответственность, как черта личности, её диагностика и проявления в отношении к экологичным (неэкологичным) поступкам 59

2.4. Восприятие образа браконьера в общественном сознании 63

2.5. Психосемантика как методологическая основа в исследовании групповых и личностных смысловых конструктов 69

2.6. Психосемантические методы 74

2.7. Проективные методы, возможности методики проективного рисунка в исследовании

представлений природоохранной сверы 82

Выводы 88

ГЛАВА 3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРИРОДООХРАННОЙ СФЕРЫ 91

3.1. Исследование обыденных представлений о нарушителе природоохранного законодательства 93

3.1.1. Пилотажное исследование: формирование базы дескрипторов — первичных категорий системы значений в семантике различных групп населения 93

3.1.2. Методика построения биполярного семантический дифференциал «портрет браконьера» 96

3.1.3. Процедура эмпирического исследования 97

3.1.4. Результаты психосемантических исследований, анализ данных и их интерпретации 101

3.2. Исследование представлений о причинах неэкологичных поступков 120

3.2 Алгоритм построения методики "причины неэкологичных поступков" 121

3.2.2. Процедура эмпирического исследования 122

3.2.3. Результаты психосемантических исследований, анализ данных и интерпретации 124

3.3. Взаимосвязь атрибуции причин неэкологичных поступков в групповом и индивидуальном сознании и интернальности 128

3.3.1. Процедура эмпирического исследования 129

3.3.2. Результаты сопоставления данных уски исследования атрибуции мотивов неэкологичных поступков 132

3.3.3. Интерпретация полученных эмпирических результатов 135

3.4. Применение метода интерпретации рисунка на заданную тематику в диагностике

отношения к браконьеру 138

3.4.1. Процедура эмпирического исследования 138

3.4.2. Результаты исследования 140

3 a3. Интерпретация результатов исследования 147

Выводы 151

Заключение 155

Список литературы 161

Приложения .: 170

Введение к работе

Несмотря на увеличение внимания к проблемам экологии, возрастанию роли экологических образовательных и воспитательных программ, экологических акций, освещения вопросов экологии в средствах массовой информации продолжают быть актуальными экологические проблемы в области природопользования, охраны природных объектов и окружающей среды.

Наиболее ощутимы экологические нарушения - в зонах интенсивного природопользования, к которым может быть по праву отнесен Дальний Восток. Рыбная отрасль, лесодобыча, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика - отрасли связанные с высоким экологическим риском. Экологические риски, связанные с техническим производством, напрямую зависят от Субъекта, принимающего решения, влияющие на экологическую ситуацию.

Субъект противоправной неэкологичной деятельности в современном общественном сознании определяется термином «браконьер». Зачастую «браконьер» понимается лишь как субъект корыстных противоправных действий, несущих вред природным объектам. Однако многие неэкологичные поступки для обывателя часто оправданны обстоятельствами, воспитанием, традициями. В связи с этим актуальным является изучение субъекта более широкой сферы неэкологичных поступков, а также причин, лежащих в основе неэкологичного поведения.

Для районов активного природопользования актуальна диагностика отношения различных групп жителей к явлениям «природоохранной сферы»*. На основе диагностики экологических представлений возможна разработка способов формирования адекватного отношения жителей данных районов к природоохранной проблематике, а также выработка наиболее эффективных и экологичных социально-экономических стратегий развития Дальневосточных территорий.

В рамках экологического подхода в отечественной психологии изучением отношения к окружающей среде и экологического сознания занимались С. Д. Дерябо, В.А. Левин, В.И. Панов, В.И. Медведев, А.А. Алдашева и др. Проблемам отношений в природоохранной сфере уделял внимание А.А. Калмыков.

* Природоохранная сфера - особая сфера группового экологического сознания, включающая природу (природные объекты, заповедную территорию, природную среду) как объект и человека (браконьера, обывателя, егеря) как субъекта (экологичных, неэкологичных) действий.

Отношение к заповедным территориям, феномены территориальности и заповедности в общественном сознании изучал А.И. Рыжиков. Вопросы экологичности сознания профессионала в своих работах рассматривал В.В. Калита.

В настоящей работе внимание уделено частным аспектам природоохранной проблематики - представлениям жителей районов активного природопользования о браконьере и причинах неэкологичных поступков.

Целью исследования является выявление представлений жителей районов активного природопользования о браконьере, как личности и браконьерстве как социальном явлении, а также выявление категориальной структуры сознания, характеризующей представления о браконьере и причинах неэкологичных поступков, изучение возможностей диагностики представлений природоохранной сферы с помощью соответствующего инструментария.

Предмет исследования - представления о браконьере и причинах неэкологичных поступков у различных групп населения.

Объект исследования - категориальные структуры сознания, отражающие образ браконьера и причины неэкологичных поступков.

Гипотеза исследования: у разных групп населения в представлениях о браконьере и причинах неэкологичных поступков присутствуют качественные отличия,, связанные с возрастом, местом проживания, профессиональной направленностью и интернальностью как личностной характеристикой.

Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования, определены следующие задачи:

1. Проанализировать психологические и культурные особенности отношения человека к
природе в процессе исторического развития, особенности, развитие и содержание
представлений природоохранной сферы сознания.

  1. Рассмотреть теоретические и практические аспекты психосемантики как науки, основные психосемантические методы изучения представлений об объектах и явлениях.

  2. Создать и апробировать частный семантический дифференциал для диагностики природоохранной сферы сознания, реконструировать категориальную структуру представлений о браконьере и причинах неэкологичных поступков, выявить различия групповых представлений жителей районов активного природопользования.

  1. Выявить качественные отличия в представлениях о причинах неэкологичных поступков у лиц с высокой и низкой степенью интернальности.

  2. Определить особенности визуальных представлений о браконьере у исследуемых групп.

Теоретико-методологической основой исследования являются: деятельностный подход в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин и др.), концепция семантического пространства и категориальной структуры значений (Ч. Осгуд, А.Г. Шмелёв, В.Ф. Петренко и др.), концепция интернальности как фактора, релевантного ответственности личности (Дж. Роттер, Е.Ф. Бажин, А.Е. Голынкина, А.М. Эткинд и др.) экопсихологический подход (В.И. Панрв, В.И. Медведев, А.А. Алдашева, С.Д. Дерябо, В.А. Левин, А.А. Калмыков и др.).

Методы:

На разных этапах исследования были применены: метод опроса, проективный метод, метод статистической обработки данных. В соответствии с целью и задачами исследования был подобран и использован следующий инструментарий:

1. Авторские методики:

  1. Частный (личностный) вербальный биполярный семантический дифференциал (СД): «Портрет браконьера»;

  2. Частный вербальный униполярный СД: «Причины неэкологичных поступков»;

1.3. Графическая методика «Нарисуй браконьера»;

2. Опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) (Дж. Роттер,
модификация Е.Ф. Бажина, А.Е. Голынкиной, A.M. Эткинда, 1984 г.).

В качестве методики статистической обработки групповых данных СД применялся факторный анализ [39, 131]; расчеты произведены с использованием статистической компьютерной программы SYSTAT V5 for WINDOWS.

Эмпирическая база исследования: группы жителей районов активного природопользования, с учётом факторов профессиональной направленности, возраста и места проживания (г. Владивосток, г. Биробиджан, сёла Еврейской автономной области). На этапе пилотажного исследования в качестве экспертов были привлечены курсанты судомеханического факультета, студенты факультета психологии Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского; студенты биологического и математического факультетов Дальневосточного государственного университета; преподаватели и студенты Биробиджанского государственного педагогического института (БГПИ) - всего 205 человек. В качестве основной исследуемой группы на разных этапах работы привлекались: школьники г. Биробиджан - 157 человек, сельские школьники- 104 человек; студенты различных специализаций БГПИ и Биробиджанского Технического колледжа-71 человек; воспитатели лагерей отдыха и педагоги, сотрудники Института комплексного анализа региональных проблем (ИКАРП) ДВО РАН, работники СМИ г.

Биробиджана, работники заповедника «Бастак», сельские педагоги - 86 человек. Всего в эмпирической части исследования были задействованы 623 человека. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Представления различных групп населения о браконьере и причинах неэкологичных поступков различаются спецификой категориальных структур сознания, характерной для данных групп.

  2. В категориальных структурах представлений субъекта о природоохранной сфере присутствуют факторы, обусловленные классом объектов (представления природоохранной сферы) и групповой спецификой (возраст, профессиональная направленность, место проживания).

  3. Лица с высокой интернальностью чаще объясняют неэкологичные поступки внутренне детерминированными причинами.

4. В визуальных представлениях о браконьере жителей районов активного
природопользования, как и в вербальной семантике, присутствуют особенности,
обусловленные возрастом, профессиональной направленностью, местом проживания.

Научная новизна диссертационного исследования.

В данной работе разработаны как диагностические методики частные вербальные семантические дифференциалы «Портрет браконьера» и «Причины неэкологичных поступков». Психосемантические методы применены в диагностике группового экологического сознания различных групп населения по отношению к природоохранной проблематике. Показана специфичность категориальных структур данной сферы сознания, выявлены и описаны особые устойчивые категории (факторы), отражающие представления о данной проблематике в образе мира различных групп испытуемых. Использованными методами эмпирически доказана обусловленность представлений о природоохранной проблематике спецификой группового экологического сознания (возраст, профессиональная направленность, место проживания). Эмпирически выявлена взаимосвязь представлений о проблемах природоохранной сферы, в частности, причинах неэкологичных поступков, со степенью интернальности субъектов. Подобное исследование впервые проводилось в Дальневосточном регионе.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и выводов диссертации в дальнейшем изучении группового и индивидуального экологического сознания населения, совершенствовании методов его диагностики. Результаты исследования могут быть применены для создания психосемантических методик диагностики экологического сознания, учитывающих связь индивидуальной семантики с личностными характеристики респондентов, в частности, с

интернальностью. Материалы и выводы данной раооты могут быть применены в выработке эффективных средств экологической пропаганды для различных групп жителей районов активного природопользования (например, городских и сельских жителей) или населения определённой территории в целом. Данные исследования могут способствовать выработке средств, методов и стратегий природоохранной деятельности, разработке программ снятия напряжённости социально-экологических конфликтов, стратегий социально-экономического развития территорий. Кроме того, интерпретации материалов и эмпирические данные работы могут быть использованы в программах школьного экологического образования и экологического просвещения.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью работы, применением эмпирических и математико-статистических процедур, в частности, факторногх) анализа, а также представительной выборкой испытуемых.

Апробация результатов исследования.

Промежуточные результаты исследования были включены в итоговый отчёт 2001 года по природоохранному проекту "Заслон" (грант RXO-1100, WWF, АФГИР). Результаты исследования включены в ряд мероприятий, проведённых отделом экопросвещения заповедника «Бастак» в 2001 году: пресс-конференция на ТВ, газетные публикации (2), разработка средств наглядной агитации. Материалы исследования были представлены на научных семинарах и конференциях Дальневосточного государственного университета в 2000 г., Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН в 2001 и 2004 гг. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на конференции Гуманитарного института Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского в 2003 г., а также обсуждались на кафедре «Психофизиологии и психологии труда в особых условиях» Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского.

Объем и структура работы:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текстовая часть изложена на [69 страницах машинописного текста. Общий объем диссертации составляет ^/^страниц. Список литературы содержит /^^наименований. Работа иллюстрирована схемами и рисунками.

class1 ОТНОШЕНИЯ «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА» И ИХ ИЗУЧЕНИЕ С ПОЗИЦИЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ class1

Генезис отношений человека и природы: исторический, религиозный, философский, культуральный и практический аспекты

В настоящее время в эпоху надвигающегося общеэкологического кризиса, кризиса науки и культуры западной цивилизации, смены парадигм и переосмысления места и роли человека в системе естественной природы, становится актуальным ретроспективный анализ зарождения и развития в мировоззренческом, культуральном и практическом аспектах отношений человек - среда обитания, а таюке рассмотрение понимания природы в разных культурах и в различные исторические эпохи. На временном фоне космических процессов история человеческой цивилизации умещается в достаточно небольшой временной промежуток - несколько десятков тысяч лет. Тем не менее, под действием антропогенных факторов лицо планеты изменилось до неузнаваемости, особенно явственно эти изменения проявились в последние столетия, их темпы растут в геометрической прогрессии. Современная техногенная цивилизация, опираясь на позитивистскую модель мира относится к миру живой и неживой природы с потребительских антропоцентрических позиций, в повседневной жизни растёт количество и масштаб действий человека, наносящих непоправимый ущерб природе. Рассмотрим содержание и изменение отношений человек - природа в процессе исторического развития.

Мировоззрение человека неолита (а некоторых племён и народностей и по сей день) по отношению к окружающей и собственной природе в период мифологического сознания, родо-племенных отношений и отсутствия государственности носит антропоморфный характер. Архаическое сознание данной эпохи характеризуется тем, что все отражаемые им объекты и явления природы уподобляются человеку, мыслятся как «люди в ином обличий» [34, с. 192]. В свою очередь и архаичный человек неотделим от природы, он может отождествлять себя с ветром, рекой, тотемным животным и т.п. Интересны взгляды А.И. Рыжикова на неразрывную связь в сознании членов племени вообще с природной территорией (экологической нишей) на которой они проживают [109]. Мировоззрение неразрывно связано со способом производства и предметно-практической деятельности архаического человека. В первобытном сознании ещё не укоренились принципы подчинённости, господства (как в обществе, так и в отношении природных объектов), рабского труда, формирующего отчуждение от предметов труда и его продукта, природной территории деятельности [130, с.214]. Племена, занимающиеся охотой и собирательством на своей территории, напрямую зависели от продуктивности данной экосистемы, их примитивный способ производства и антропоморфное отношение к объектам природы не позволяли брать из неё больше продукта, чем это было необходимо для выживания племени. Такое отношение распространялось и на другие природные ресурсы. У некоторых индейских племён до недавнего времени существовал обычай брать в лесу для собственных нужд только сухие ветки [109]. В некоторых племенах Южной Америки, Азии, Африки, чьи культуры несут существенные архаические черты, до сих пор сохранился культ тотемных животных, являющихся «духовными родителями племени». Обожествление природы на занимаемой территории на этапе формирования этносов было характерно для многих народов: эскимосов, русских, нанайцев, американских индейцев и др. [115]. В целом отношение к природе в эпоху родо-племенных социальных отношений можно охарактеризовать, как субъект-субъектное с выраженной прагматической модальностью, так как природа при этом рассматривалась, несмотря на антропоморфизм1, лишь в качестве источника удовлетворения жизненных потребностей. Аналог антропоморфного субъектно-прагматического отношения к природным объектам мы можем наблюдать в онтогенезе современного человека, в период раннего дошкольного возраста, повторяющий некоторые черты становления отношения к природе в историогенезе. Система веровании древнего человека также отражала общий антропоморфизм по отношению к окружающему миру. Её характеризует поклонение духам местности, объектам неживой природы И стихийным явлениям, тотемным животным, нередко отождествляемым с духами предков. В архаическом сознании высшие силы не представляют собой символ и существуют в окружающей природе неотрывно от жизни племени и каждого человека [62]. В системе верований древнего человека особую роль играет ритуал, синхронизирующий представления о внешнем мире в общественном сознании и реальную предметно-практическую деятельность. В эпоху досимволическнх представлений о мире ритуал зачастую выражается в предварительном телесном проигрывании действий предстоящей деятельности (в форме танца, пения, «охоты» на изображение животного и т.п.). Отдельным видом ритуала является прямое жертвоприношение («кормление» духов стихий, тотемных животных) при ожидании того или иного «положительного ответа», в чём явно прослеживается общая антропоморфность отношения в к окружающему миру. /. Антропоморфизм - наделение объектов и явлений природы внутренними или внешними человеческими свойствами, уподобление человеку. Черта, характеризующая архаическое сознание, в данной картине мира все окружающие объекты и явления - "люди в другом обличий". Как и в случае анимизма, умозаключение делается по аналогии с человеком, но здесь способностями активно действовать, чувствовать, переживать, наделяются сами объекты и явления, а не отдельна;! от них духовная субстанция. [32].

В Древнем мире, античной культуре с развитием предметно-практической деятельности и общественных отношений, возникновением государственности и религии формируется иное отношение к объектам и явлениям природы. Мифологическое сознание этого периода характеризуется анимизмом1 - представлениями, об. особой активной субстанции, присутствующей в природных объектах и явлениях, но не отождествлённой с ними (душа, дух). Для осмысления мира характерен способ персонификации2 - объекты и явления мира несут роль символа, воплощающего человеческие свойства, абстрактные понятия, идеи.

Для более древних культур (Египет, Шумеры, Вавилон, Майя, Ацтеки, Инки), в мировоззрении которых мифологические, религиозные и философские аспекты ещё не дифференцированы, характерно присутствие архаических черт в отношении к окружающему миру. В первую очередь это присутствие зооморфного пантеона богов (обратная сторона антропоморфизма). Характерно почтительное отношение к животным -прообразам богов.

В культуре Древней Индии, с присутствующими в ней зооморфными и антропоморфными высшими силами, так же сложилось особое отношение к животным (вегетарианство, культ священной коровы и т.п.). Такие черты нового отношения к окружающей реальности как символическая взаимосвязь мифа и природного явления можно наблюдать уже в культуре Древнего Египта (например, смерть и возрождение Озириса символизирует разливы и пересыхания Нила) [34].

В изучении восприятия и отношения к заповедной территории в психическом отражении как на уровне индивидуального, так и общественного сознания, особое место имеет определение значения, генезиса и взаимодействия двух, находящихся в разных культуральных плоскостях, феноменов: «территориальности» и «заповедности».

Феномен территориальности, как системное свойство, присущ любой единице организованного сообщества в живой природе, и проявляется на различных уровнях, , в зависимости от степени развития тех или иных живых существ.

Примитивные формы территориального поведения известны даже у беспозвоночных . животных - кольчатых червей, моллюсков. У позвоночных феномен привязанности к определённой территории выражен сильнее, наиболее развит у птиц (перелёты, охрана территории), что связано с процессом гнездования. Все млекопитающие имеют постоянные охотничьи территории, закреплен на генетическом уровне в физиологическом аппарате животных механизм мечения территории, присутствуют особые железы, вырабатывающие пахучий секрет. Зачастую инстинкт территориальности оказывается сильнее других, даже инстинкта самосохранения - преследуемый охотником соболь спасается бегством в границах своей территории, при явной опасности не нарушая этих границ [110].

Феномен территориальности заложен и в неосознаваемых психологических установках человека. По мнению американского этолога и антрополога Роберта Ардри, инстинкт территориальности у человека является генетически унаследованной от предков формой поведения [146]. Для первобытного человека данный феномен означал единение его не с абстрактным, а конкретным понятием природы, как определённым местом обитания. Человек в своей непосредственной деятельности воздействовал на конкретную природную среду, пользовался плодами своего натурального труда, необходимыми для жизни в определённых территориальных границах. Нарушение этих границ для племени было «табу», за их пределами - всё чужое. Природная обстановка влияла не человека, . сдерживая его численность.

С одной стороны, территориальные границы существуют для того, чтобы их не нарушали извне - дикие животные, соседи и др. С другой стороны, генетически продиктована внутренняя потребность жить в рамках данных границ, как в зоне наибольшего (неосознанного) психологического комфорта. Этим вторым объясняется присутствие в общественном и индивидуальном сознании человека привязанности к родным местам, чувство ностальгии вдали от родины, желание многих людей трудится на своём индивидуальном участке земли и т.п.

Проявление феномена территориальности содержатся и в реагировании на перенаселённость в современных городах. У людей отмечаются казалось бы, беспричинные депрессии, ухудшения в соматической сфере, возрастает количество необъяснимых случаев суицида. В перенаселённых городах при хорошей обеспеченности продуктами питания наблюдается снижение рождаемости и рост детской смертности, оставление детей родителями и др. [109, 110].

В условиях развития техногенной цивилизации наблюдается всё большая дифференцированность человеческой деятельности и опосредованность процесса производства полезного продукта. Вследствие этого возникает ситуация отчуждения человека от продукта труда, а также от естественных в прошлом способов труда. Миграции больших масс населения и концентрация его по большей части, в городах, в условиях, далёких от натурального производства, довершает процесс территориальной . отчуждённости современного человека [109]. В его образе мира уже не существует неразрывной цепочки «человек - природная среда обитания - непосредственный труд на данной территории - продукты труда». Современные городские дети могут заявить, что «яблоки сажают компьютеры». Опосредованность связи с продуктами труда и природными условиями рушит ощущение взаимосвязи с естественной средой, чувство территориальности современного горожанина вытесняется в бессознательное [109, 110].

Индивидуальные и коллективные территориальные границы, в отличие от «табу» древнего человека, охраняет уже не «табу», а право - опосредованная нормативная социальная система. Она менее эффективна, так как для восприятия сознанием не несёт в себе мистического, сакрального, наконец, аффективного компонента.

Таким образом, естественная территориальность человека заменяется формальными социальными границами. Зачастую эти границы, в частности границы заповедных территорий, не совпадают с реальными территориальными границами, как индивидуальными, так и групповыми (напр. создание заповедника в традиционных местах коллективной охоты общины). В результате ущемления чувства территориальности возникает конфликтная ситуация, грозящая как территориальной депревацией и психологическим дискомфортом, так и неэкологичными поступками со стороны субъектов, чей привычный пространственно-временной континуум, связанный с данной территорией, нарушается.

Феномен заповедного присущ человеческому сознанию со времён зарождения цивилизации. «Заповедное является таким же глобальным всемирным явлением, как и божества древних народов» [111]. Во все времена и у всех народов существовали священные объекты дикой природы (рощи, горы, озёра, реки, урочища и т.п.) Эти природные объекты зачастую оказывали особое психологическое воздействие на наблюдателя, начиная от просто эстетического очарования, и кончая внушением трепетного священного ужаса (в современной трактовке - геопатогенные зоны). Заповедность многих мест объяснялась коллективным мифом, системой верований проживающих вблизи народов. Заповедными местами могли быть как территории или объекты природы, связанные в народном сознании с добрыми силами, так и места, населённые «злыми духами», а также в силу иных причин табуированные места (например, «долина, где обитают души предков»). Посещение этих мест человеком, а тем более, какая-либо деятельность там, либо запрещались, либо крайне жёстко регламентировались общественными нормами (гора Белуха на Алтае, озеро Светлояр, урочище Кроноки на Камчатке, священные дубравы на Украине и др) [112].

Исследование обыденных представлений о нарушителе природоохранного законодательства

В ходе данного исследования в первую очередь нас интересовал собственно образ браконьера, атрибуция его личности в экологическом сознании обывателя: каким он видится тем группам населения, с которыми предстоит работать в рамках экологического воспитания и экопропаганды, какими личностными чертами наделяют браконьера обыватели, связанные с браконьером лишь косвенно.

В эмпирической части исследования работа проводилась с различными группами жителей районов активного природопользования, т.е. в ходе исследования воссоздавался некий обобщённый образ браконьера для каждой группы. Следовательно, в данной ситуации реконструируемый образ является интегральной структурой сознания и включает в себя как составляющую группового экологического сознания, свойственную для данной группы, так и некую обобщённую составляющую индивидуального экологического сознания каждого члена группы.

Поскольку вклад индивидуального экологического сознания в групповое экологическое сознание является естественным феноменом, в данном исследовании делается допущение, что мы рассматриваем образ браконьера, как продукт именно группового экологического сознания.

В общественном экологическом сознании понятие «браконьер» изначально несёт в себе ряд негативных установок, связанных с восприятием образа данного субъекта, как нарушителя некоторых правовых и нравственных норм, что однозначно должно отражаться в семантике данного образа во всех экспертных и эмпирических группах.

При постановке данного исследования была выдвинута гипотеза о наличии различий в групповой семантике образа браконьера, обусловленных различиями, связанными с возрастом, профессиональной направленностью и местом проживания респондентов.

Гипотеза предполагала, что различия в вербальной семантике атрибуции образа браконьера должны проявиться по осям:

а) школьники - взрослые (дифференцирующая основа - степень развития индивидуального экологического сознания, социальная среда);

б) различная профессиональная направленность (дифференцирующая основа степень развития индивидуального экологического сознания в зависимости от профессиональной направленности, профессиональная среда).

в) городской житель - житель сельской местности (дифференцирующая основа степень информированности, когнитивной сложности, жизненный уклад, микросреда);

Не исключалась возможность присутствия в вербальной семантике образа браконьера определённой составляющей, связанной со спецификой группового экологического сознания представителей территории (Еврейская автономная область, Приамурье) на которой проводилось исследование.

Похожие диссертации на Образ браконьера и причины неэкологичных поступков в семантике различных групп населения