Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интуитивность как психологическое свойство личности Науменко Евгений Александрович

Интуитивность как психологическое свойство личности
<
Интуитивность как психологическое свойство личности Интуитивность как психологическое свойство личности Интуитивность как психологическое свойство личности Интуитивность как психологическое свойство личности Интуитивность как психологическое свойство личности Интуитивность как психологическое свойство личности Интуитивность как психологическое свойство личности Интуитивность как психологическое свойство личности Интуитивность как психологическое свойство личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Науменко Евгений Александрович. Интуитивность как психологическое свойство личности : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 : СПб., 2001 381 c. РГБ ОД, 71:01-19/29-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 . Проблемы интуиции в философии и психологии 17

1.1. Анализ подходов к решению проблемы интуиции в философии и психологии 19

1.2. Психологическая феноменология проявлений интуиции 47

1.3. Интуиция в концепции гештальт-психологии 65

1.4. Интуиция в когнитивных подходах психологии 69

1.5. Интуиция в процессах антиципации 74

1.6. Интуиция как способ познания 89

1.7. Интуитивность как свойство личности

Глава 2. Интуиция в контексте категорий «сознательное - бессознательное» 115

2.1. Интуиция в онтологической и интуитивистической концепциях бессознательного 115

2.2. Интуиция в психоаналитических учениях 128

2.3. Психологические детерминанты интуиции в сфере бессознательного 144

2.4. Информационно-топологические характеристики интуиции в психологической системе «сознаваемое - неосознаваемое» 161

Глава 3 . Организация и методы исследования 165

3.1. Постановка проблемы исследования 165

3.2. Гипотеза, цель, задачи и принципы исследования 169

3.3. Методологическое обеспечение исследования. Этапы и выборка 171

3.4.Методы сбора и обработки информации 176

3.4.1. Методы исследования личности 179

3.4.2. Комплексная методика изучения интуиции 181

3.4.3. Методики количественного анализа данных 186

Глава 4. Модельные характеристики интуиции 187

4.1. Эмпирические характеристики интуиции 189

4.2. Пространственно-временные параметры интуиции 192

4.3. Информационные характеристики процессов интуиции 201

4.4. Характеристики интенсивности и модальности 205

4.5. Интегративные параметры интуиции 209

4.6. Резюме 213

Глава 5. Анализ результатов изучения личности с высоким уровнем интуитивности 216

5.1. Интуитивность и психофизиологические компоненты личности 247

5.2. Интуитивность и социально-психологические компоненты личности 256

5.3. Модельно-типологические характеристики высокоинтуитивной лич ноет и 265

5.4. Особенности психологической реализации личности с высоким уровнем интуитивности 270

5.5. Резюме 275

Глава 6. Анализ интеллектуальных компонентов личности с высоким уровнем интуитивности

6.1. Общий анализ познавательной сферы высокоинтуитивной личности 284

6.2. Анализ невербальных компонентов интеллекта высокоинтуитивной личности 297

6.3. Анализ вербальных компонентов интеллекта высокоинтуитивной личности 301

6.4. Резюме 306

Заключение и выводы 3 10

Список литературы 316

Приложения 353

Введение к работе

Известно, что психика не исчерпывается сознанием, а представляет собой сложнейшую систему регулятивных механизмов как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Среди многообразия психических явлений, обеспечивающих функционирование психических явлений в определенном диапазоне эффективности, обособленно - с одной стороны и размыто, не очерчено понятийно - с другой, стоит проблема интуиции. Интуиция проявляется в различных формах и видах. Источник интуиции кроется в самой природе психического и во многом зависит от своего бессознательного содержания, оказывая влияние на поведение человека. Таким образом, исследование интуиции как на уровне осознаваемого, так и на уровне неосознаваемого способствует его самопознанию и самореализации, более полному постижению личности и индивидуальности. Часто интуиция проявляется в процессе творчества, определяя пути и способы решения задачи с позиции сущности, а не данности. Современное научное знание и практика, даже если они по-разному ориентированы мировоззренчески и методологически, требуют использования новых элементов, которые не всегда могут быть описаны в рамках сложившихся понятий. Это в полной мере относится к феномену интуиции. Известные мифологемы философии об идеализме и материализме относятся к числу недоказуемых, поэтому говорить о них можно лишь с условной степенью достоверности. Отсюда вытекает требование полнее использовать логику языка, наряду с логикой понятий. Понятие выражается словом и следует законам оперирования словами, а не тем,

что привносят в него мышление индивида и законы мышления. Слово же лишено определенности понятия и категориальности в силу его многозначности и символичности. Поэтому определенный анализ феноменологической составляющей явлений интуиции вполне корректно осуществлять и с позиций опыта субъективного познания мира. Тем более, что категория объективного органически существует в субъективном, а все многообразие знаний, накопленных человечеством, существует и происходит именно из системы субъектно-объектных отношений. Используя слово «интуиция», тем самым мы воспринимаем его не как четко очерченное категориально понятие, а как некую знаковую систему, зафиксированную в речи и обладающую множеством смыслов. В настоящий работе делается попытка внести понятийную определенность в содержание термина «интуиция». Одновременно рассматривается феномен интуиции как психологический атрибут в структуре личности человека, определяющий ее своеобразие и его мы очерчиваем понятийно рамками термина "интуитивность".

Определение природы интуиции до сих пор нельзя считать решенной проблемой. В контексте психологических исследований эта тема практически не освящается, или представляется весьма фрагментарно и бессистемно. До сих пор дискуссионными остаются вопросы: «существует ли интуиция?», «свойственна ли интуиции рациональная форма проявления?», «можно ли позитивно определить интуицию или достаточно указать на некоторую иерархически организованную систему ее признаков?», «существует ли интуиция у высших животных?» и много других. Кроме того, определение феномена не исчерпывается указанием существенных признаков - важно определить содержание, структуру и механизмы его действия, знать условия проявления.

В настоящее время существует крайне недостаточное количество специальной литературы, посвященной проблемам интуиции. Этот факт особо заметен постольку, поскольку проблематика интуиции касается многих областей знания (психологии, педагогики, медицины, кибернетики, криминалистики, творческой практики и пр.). Немногим более полно проблематика интуиции представлена в контексте философско-психологической литературы, посвященной проблемам бессознательного и осознаваемого. К исследованию бессознательного, в которое включают элементы знаний проблематики интуиции, в современной литературе авторы подходят с разных позиций. Например, со стороны психологической установки это делают последователи школы Д.Н.Узнадзе - А.Т.Бочорошвили, Ф.В.Басейн, Ш.Н.Чхартишвили, А.С.Прангишвили и другие авторы. С позиции рассмотрения общих проблем сознания, деятельности, личности этот вопрос решают К.А.Абульханова, В.М.Аллахвердов, А.Н.Леонтьев, Б.О.Николаевич, В.С.Ротемберг, С.Л.Рубинштейн, Я.А.Пономарев, А.А.Крылов, А.Г.Спиркин, О.Ф.Фролова, К.К.Платонов, В.П.Симонов, А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко и другие. Рассматривают элементы интуитивности в контексте бессознательного с позиций «неявного знания», структуры языка и мышления А.Е.Егоров, А.А.Новиков, Т.И.Овчарова, В.Г.Панов, А.Я.Полежаров, В.А.Яковлев, Н.Хомский, Д.Слободин.

В философском плане, рассматривая проблему бессознательного, касаются вопросов интуитивности А.Н.Абрамов,

Н.С.Автономова, А.Н.Бойко, Т.И.Бермешева, Г.Н.Велиев, А.Э.Воскобойников, Ф.Х.Гаджиев, О.О.Держинская,

А.Н.Дмитриев, А.М.Коршунова, А.М.Кукарцева, Е.Б.Маслова, Л.Е.Моторина, Е.А.Никитина, А.А.Новиков, М.Н.Панов, Н.И.Сидоренко, Г.Х.Шингаров и другие авторы.

Существует довольно много различных отрывочных интерпретаций природы интуиции, поэтому говорить о каких-либо общепризнанных представлениях о ней затруднительно. М.Г.Ярошевский довольно однозначно заявляет о том, что: «нужно новое понимание интуиции, такое, которое не ограничивало бы ее актами и эффектами «внезапного схватывания отношений», свойственного и обезьяне, и гению» [393]. Такое «новое понимание» не может быть выработано без анализа различных вариантов интерпретации интуиции, выявлении всего ценного, рационального, позитивного в них. Для этого, прежде всего, необходимо ответить на ряд вопросов, неизбежно вытекающих из практических и теоретических потребностей: какова природа интуиции? (динамический аспект); как функционирует интуиция? (функциональный аспект); каковы результаты интуиции? (целевой аспект); как проявляется интуитивность во времени? (временной аспект) и другие. Поэтому актуальность изучения интуиции в теоретическом плане определяется тем, что исследование способствует дальнейшему осмыслению таких проблем психологии как осознаваемое и неосознаваемое, личностное и индивидуальное, биологическое и социальное в человеке. Практическая актуальность изучения интуиции обусловлена связью этого феномена с теорией познания, с практикой обучения, творчеством, с процессами регулирования деятельности субъек 9 та, его поведением. Углубление психологического, философского содержания проблематики интуиции имеет методологический смысл как для теоретических обобщений, так и на уровне конкретных научных методов, что в свою очередь предоставляет новые возможности развития психологической науки.

В работе предпринимается попытка обобщить имеющиеся данные об интуиции, рассмотреть наиболее заметные теоретические положения, произвести их философско-психологический анализ и теоретически очертить явления интуитивности как важного психологического свойства личности. Такой анализ не претендует на роль законченного, он направлен на вычленение проблемы в качестве самостоятельной. Предполагаемый теоретический анализ интуитивности должен затрагивать широкий круг ее проблематики, заключенный в синтезе самых различных областей познания этого феномена. Поэтому мы не отбрасываем ни их наработанный фактологический материал, ни элементы имеющихся теоретических конструктов.

В различных системах психологического знания выявлено достаточное количество интерпретаций, отрывочных данных о природе интуиции, затрагивающих те или иные ее стороны. Очевидно отсутствие какого-либо концептуального ее прочтения. Разрешению такого положения посвящена настоящая диссертационная работа. Ее актуальность определяется тем, что она реализует проблему интуиции как на общеметодологическом уровне - углубляя содержание ее психологической, философской проблематики и теоретических построений, обогащая соответствующие области знания, так и на частнометодологическом уровне - формируя концептуальное видение предмета рассмотрения.

На уровне конкретных научных методов актуальность работы определяет вклад в методическую часть психологии, где разработанные автором методики представляют новые возможности в развитии психологической практики.

Кроме того, традиционный научный подход в психологии, направленный на познание действительности объективными методами, гармонично дополняется другим подходом к получению знаний - субъективным опытом познания, реализуемым в феноменологических построениях, поскольку интуиция вообще не может быть наблюдаема непосредственно (как и сознание, например), она не является чувственно воспринимаемой реальностью. Такой подход (в силу известных причин) долгое время был закрыт для полноценного научного осмысления, хотя практика подтверждает его уникальность и действенность. Подобное положение также увеличивает степень актуальности проблемы интуиции и ставит ее в ряд приоритетных в психологии.

Состояние разработанности проблемы интуиции представляется неудовлетворительным. Объясняется это несомненной сложностью предмета исследования, и логико-понятийной неопределенностью его составляющих, и отсутствием как общепсихологической теории, так и удовлетворительных теоретических концептов самой интуиции. Однако, феномен интуиции уникален, имеет множество граней, форм своего проявления в действительности. Существует немаловажная особенность - психологическая практика, в определенной мере, ориентирована в ин-туиционной реальности, тогда как теоретические построения или отсутствуют, или пестрят полнейшей, подчас взаимоисключающей разночтимостью и ситуативностью в контекстах различных

психологических исследований и разработок. Такое противоречие определило проблематику исследования - изучение интуиции в предельно широком диапазоне свойств и проявлений, изучение интуиции в структуре ее носителя - личности, в которой она определяет особое ее свойство - интуитивность. Возможность такого решения реализуется, прежде всего, в контексте общей психологии и психологии личности, где можно предельно полно решить возникающие задачи (подробнее см.3.1.).

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней сделана попытка научного анализа интуиции как важнейшей части психологической реальности и организации личности. Такая попытка производится с позиций системного подхода и положений информационной теории организации психики. Рассматриваются собственные определения интуиции, а не только воспроизводятся положения, известные в философии и психологии в исторической ретроспективе и современном состоянии разработанности проблемы. Кроме того, определяется место и уровни взаимодействия интуитивности как психологического свойства личности в ее психологической структуре. Проблема имеет важное методологическое значение и рассматривается в контексте психологии и ряда гуманитарных наук. Строится собственное видение проблемы, по крайней мере, на уровне концептуальной идеи. Материалы диссертации позволяют по-новому подойти к определенному кругу проблем современной психологии, философии и, в какой-то мере, намечают пути выхода из их кризиса.

Научно-практическая значимость определяется: большим объемом экспериментальных данных; эксперимен

тальным исследованием выдвинутой проблематики; разработкой методического инструментария определения уровней интуитивности личности; предложенной типологией личности, базирующейся на градиентном значении интуитивности; практическими рекомендациями и методическими разработками изучения интуитивности. Намечаются и определяются пути корректирующие создание методологических принципов и статусной определенности интуиции в системе психологического знания. Интуиция оказывается полноценной и ориентированной частью психологической действительности в системе современного человекозна-ния.

В свою очередь, исходя из вышеприведенных положений необходимо отметить элементы научной новизны исследования, которые заключаются в том, что:

- произведен философско-психологический анализ и обобщение имеющихся данных об интуиции, рассмотрены отдельные ее теоретические положения;

- выявлена специфика проявления интуитивности в контекстах категорий «рационального - иррационального», «осознаваемого - неосознаваемого», «индивидуального - личностного», «биологического - социального», «субъектного -объектного» в психике;

- исследована интуитивность как свойство личности, описаны модельные характеристики интуитивности и интуитивной личности.

- предложена концепция интуитивности как специфического личностного свойства, возможность описания и изучения

которого существует с позиций феноменологии интуиции в рамках психологического содержания личности;

- исследуется значимость интуитивного познания и интуитивных отношений к действительности на уровне личности и индивидуальности;

- предложена типология высокоинтуитивной личности, основанная на градиентности проявлений интуитивности и обусловленных ею особенностях психологического стиля;

- обосновывается роль интуитивности в осознаваемых и неосознаваемых формах психической деятельности.

На публичную защиту выносятся следующие положения:

1. Интуиция представляет собой психическое явление, существующее в психологической реальности и обладающее всеми его необходимыми и достаточными признаками эмпирической, структурной, феноменологической организации.

2. Концептуально-теоретическое видение проблематики интуиции находится в области информационных подходов, в которых проявляется ее терминологическая, организационная, сущностная определенность.

3. Свойства интуитивности существуют и реализуются в психологическом содержании личности, являясь элементами ее организации.

4. Интегративные свойства интуитивности могут быть основой феноменологической типологии личности.

5. Существует принципиальная возможность изучения интуитивности, реализующаяся в использовании соответствующих принципов и методических подходов в границах психологического исследования.

6. Интуитивность определяет своеобразие психологического стиля личности, проявляясь в сферах ее нейро- и социодина-мических образований.

7. Существуют специфические особенности в интеллектуальной сфере высокоинтуитивной личности.

Апробация основных положений диссертации. Основные положения настоящего исследования легли в основу выступлений автора на научно-теоретических, научно-практических конференциях, а также отразились в ряде публикаций, в которых получили развитие наиболее общие идеи и представления, связанные с темой диссертации. Апробация основных положений и выводов диссертации осуществлялась автором в следующих формах:

- публикаций результатов исследования в монографиях, коллективных научных изданиях, а также в сборниках научных работ;

- использования теоретических положений, выводов диссертации и основного фактологического материла при чтении спецкурсов, выступлений с докладами на теоретических и методологических семинарах, в проведении занятий по психологии в Калиниградском, Санкт-Петербургском, Тюменском университетах, в Тюменском международном институте экономики и права;

- выступлений по основным проблемам, разработанным в диссертации на различных теоретических семинарах и конференциях с 1990 года и по настоящее время.

Структура диссертационной работы определяется шестью главами, в которых производится теоретико-эмпирическое исследование проблематики интуиции как психического процесса и интуитивности как психологического свойства личности. Описывается организация исследования и его инструментарий. Каждая из глав заканчивается кратким резюме, в котором отражено основное содержание главы. Диссертация заканчивается обобщенными выводами исследования.

Во введении указывается актуальность данного исследования, которая определяет необходимость расширения и углубления существующих представлений о интуиции, намечает новые пути ее теоретического осмысления и практического исследования; дается характеристика научно-теоретической новизны; практической значимости; освещаются положения, выносимые на публичную защиту.

В первых двух главах анализируется содержательное определение феномена интуиции в контексте психологического, фи-лософско-психологического знания, которое имеет разноречивое толкование в рамках различных психологических концепций и подходов. В этих главах намечаются содержательные признаки интуиции и очерчиваются границы необходимых и достаточных условий ее проявления. Делается попытка содержательного анализа понятийной структуры интуиции и интуитивности в существующих разработках. Автор рассматривает интуицию с позиции принципов организации информационного процесса в диапазоне различных уровней организации сигнала.

В третьей главе, на основании предшествующего теоретико-эмпирического анализа проблематики интуиции, становится возможным вычленить непосредственно проблему исследования. В главе описывается организация экспериментального изучения психологических параметров личности и особенностей определения уровней проявления интуитивности. Описывается также процедура работы, методология, методический материал и параметры количественного анализа.

В четвертой главе определяется концептуально-теоретическое видение проблематики интуитивности, ее место в системе психических явлений - в психологическом содержании личности.

В пятой и шестой главах анализируются материалы исследований и доказывается, что условием реализации, пересечения и функционирования модельных характеристик интуитивности служит личность, в психологической структуре которой строится научно-концептуальное понимание интуитивности. В личности происходит совмещение социального и индивидуального, субъективного и объективного, внешнего и внутреннего, рационального и иррационального. Анализируется соотношение образных и знаковых структур в познавательной сфере личности с различным уровнем интуитивности, сопоставляются интеллектуальные образования личности с интуиционными, свойства интуитивности со свойствами интеллекта.

Завершается диссертационная работа заключением и выводами, приводятся библиография и приложения.

Диссертация выполнена на 381 страницах машинописного текста. Библиография включает 441 наименование источников, 47 из них на иностранном языке. В диссертации содержится 8 таблиц, 11 рисунков и 2 схемы.

Анализ подходов к решению проблемы интуиции в философии и психологии

В контексте философского и психологического знания существует достаточное число воззрений на природу интуиции. Исторически сложилось так, что тема интуитивности имманентно присутствует в самых разнообразных теоретических построениях и в практике именно тех наук, предметом изучения которых являются многообразные явления психики.

Пожалуй, наиболее общий подход в решении вопросов проблематики интуиции предложил В.Ф.Асмус [41], который делит их на априористические, которые базируются на непосредственности интуитивного знания, предшествующего опыту и неаприористические, где интуитивное знание дано непосредственно в опыте. В первую группу воззрений на природу интуитивного включаются «теория врожденных идей» (Платон, Декарт) и шеллинговское «учение» об абсолютной непосредственности, «вне-временности», «внепричинности» интуиции, и мистические «учения» об «озарении», и бергсоновский интуитивизм (А.Шопенгауэр, Эд.Гартман). В них интуиция представлена как чувство влечения, род симпатии, с помощью которой субъект может проникнуть внутрь предмета [41], как своеобразный внутренний импульс, благодаря которому и разворачивается та или иная философская система, не зависящая в своей сущности от времени и окружения (в том числе от социокультурного аспекта), как своеобразный феномен биологической организации человека, корни которого уходят в инстинктивную деятельность. Неаприористический подход к интуиции характерен для философов сенсуалистической ориентации. Например, у Локка интуиция понимается как источник идей, черпаемых из опыта при воздействии на органы чувств вещей, существующих объективно, а вовсе не непосредственное интеллектуальное усмотрение истины. По его мнению, возможность непосредственного знания зависит от наличия в уме самих знаний.

Кроме такой биполярной ориентации подходов к интуиции существуют и другие принципы: например, иррационалистиче-ские и рационалистические интерпретации интуиции. В них представления об интуиции сформированы как о первооснове всякого научного знания, идее о интуитивном постижении истины, свойственном любому человеку или же свойственном лишь избранным, исключительным лицам. Существуют теории интеллектуальной интуиции и теории, в которых интуиция рассматривается как вид чувственного созерцания. Иррациональная (мистическая) интерпретация интуиции и творческого процесса характерна для ряда представителей средневековой философии неотомистов ХХ-го века. В сочинениях Августина, Бонавентуры, Фомы Аквинского интуиция понимается в двух смыслах: во-первых, как способ познания присущий только богу, который «схватывает» вещи вне времени, в их целостности; во-вторых, как способ чисто иррационального лицезрения бога, божественного озарения, которое присуще немногим избранным представителям человеческого рода.

С точки зрения неотомистов (Маритен, Жильсон, Бохень-ский и др.) смысл божественного творчества, основные положения томистской доктрины обосновываются непосредственно, то есть божественным откровением. Творческую работу, по мнению неотомистов, выполняет некий демон, запертый в подсознательной сфере и единственным источником творчества является только эта сфера, а сознание якобы по самой своей природе лишено творческого начала, являясь для последнего лишь своеобразным барьером, «цензором». Так неотомист Ж.Маритен пишет: «Далеко внизу за освещенной солнцем поверхностью, заполненной отчетливыми понятиями и суждениями, находятся источники знания и творчества, спрятанные в изначальной ночи.

Интуиция в онтологической и интуитивистической концепциях бессознательного

В теоретическом осмысливании феномена интуиции в психологии особое место занимает категориальный план сознательного - бессознательного. Многие авторы связывают идеи бессознательного с именами Сократа и Платона. В свое время они отмечали, что в душе человека, его психическом мире существует нечто, что можно назвать знанием, идеями, которые не осознаются и не связаны непосредственно с внешними конкретными вещами. Эти знания возникают самопроизвольно и вызываются внутренними причинами и побуждениями. Платон различает в психике субъекта общие, субстанциональные качества и множество свойств чувственности и по этому признаку разделяет психологический мир на разумную («логистон») и неразумную («алогон») части. Феномен бессознательного он связывает с неразумной частью души, содержащей множество влечений и потребностей. Неразумная часть души, также как и душа в целом, содержит в себе общую идею, объективный закон, проявляющийся как порядок и слаженность, выступающий в качестве интегратора внутреннего мира человека, центром его души. Обычно закон обладает активностью, стимулирует осмысление человеком действительности, самого себя, оказывает регулятивное влияние на его поведение.

Этот закон не дан, а задан и в процессе жизнедеятельности человеку предстоит его открыть. Это позиция утверждения изначального знания, которое в снятом виде реализуется как некий праобраз интуитивного знания. Поэтому у Платона истинная мудрость (мышление) заключается не в процессе приобретения знания - ведь знание о незримом не является знанием о мире, ибо о нем нельзя поведать и оно не может быть выражено ни по средством понятий, ни посредством ссылок на эмпирические факты и явления. Значит человек, который не бежит от радостей, желаний, печалей, страхов и других чувственных эмпирий, оказывается рабом видимых вещей и своих собственных чувств.

Роль философии по этой причине, что обращается к незримому, должна состоять в сомнении, указывать на обманчивость органов чувств, на необходимость абстрагирования от них (образов, создаваемых при посредстве органов чувств) и необходимости душевного сосредоточения. Сосредоточение необходимо как важный элемент абстрагирования от чувственного знания, ибо истинное знание сосредоточено в нас самих, а не в предметах. Мы примысливаем его к предметам окружающей нас действительности. Такие знания мы приобретаем еще до рождения и всю нашу жизнь стремимся вспомнить утраченное в момент рождения, располагая предельно общими идеями, чтобы посредством гигантских усилий удержать мир и самих себя, имея в качестве цели возвращение к самим себе. К собственной самости можно вернуться, восстановив связь всего со всем и начало целостности мира, и себя. Если мы обретаем целостность мира и себя, то тем самым возвышаемся над собой и миром, приобретаем горнюю, сокрытую, надмирную сущность. Младенец входит в мир, потенциально неся его сущность в себе, в скрытом виде. Он владеет всем знанием, которое позднее становится его достоянием, то есть он содержит в себе некоторый комплекс, позволяющий ему присваивать мир. Но полнота и целостность мира утрачивается им при переходе к миру эмпирий, миру чувств (ощущений) - человеческие чувства приобретают предметность и тем самым утрачивают целостность.

Методологическое обеспечение исследования. Этапы и выборка

Основываясь на положениях теоретического анализа проблемы появилась возможность определить методологическое обеспечение исследования. На основании выдвинутых гипотез оно предусматривает обоснование методов и организации исследования на различных уровнях анализа: общеметодологическом; частно-методологическом и уровне конкретных методик [7].

Общеметодологический уровень организации исследования представлен положениями , в которых методологическую основу работы составили идеи системности, системного подхода, что предполагает: анализ целостности объекта изучения, выделение многообразных разноуровневых связей в нем и их обобщение; изучение элементов и основных подсистем в их многоуровневых характеристиках; определение как внутренних, так и внешних составляющих целостной природы системы; выделение принципов и закономерностей построения типологии систем, родственных и изоморфных данной и других. Работа ориентирована на общеметодологические принципы:

- диалектики - единства объективного и субъективного; деятельности и сознания; исторического и логического;

- детерминизма - как действия, имеющего цель, где цель влияет на процесс достижения результатов. В трактовке С.Л.Рубинштейна смысл принципа детерминизма в психологии можно свести к действию «внешних причин через внутренние условия» и «внутреннего через внешнее»;

- системообразование [281, С.77-80] - объяснение и определение системообразующего принципа через отношение к третьему объекту. Методологическая сущность этого принципа в построении теории интуиции состоит в отношениях системы, образованной из трех составляющих: интуитивности = психологического содержания личности = продукции функционирования интуитивности (интуитивные образы, знания, отношения). Крайние составляющие системы оказываются опосредованы содержанием и организацией одних функциональных результатов.

Кроме перечисленных общеметодологических принципов в организации исследования учитывались также общеметодологические положения, разработанные в рамках философии экзе-стенциализма, феноменологии, герменевтики.

Среди современных исследований, оказавших методологическое влияние на диссертационную работу, следует отметить работы Б.Г.Ананьева, В.М.Аллахвердова, А.Г.Асмолова, Н.С.Автономовой, Г.С.Батишева, Ф.В.Басейна, А.Н.Дмитриева, Д.И.Дубовского, В.Н.Дружинина, В.А.Ганзена, В.П.Зинченко, Э.В.Ильенкова, А.А.Крылова, В.А.Лекторского, Ф.Т.Михайлова, М.К.Мамардашвили, А.В.Петровского, К.К.Платонова, Я.А.Пономарева, К.Поппер, А.Г.Спиркина, П.В.Симонова, О.К.Тихомирова, В.С.Тюхтина, Н.А.Французовой, П.Файерабенд, Г.Х.Шингарева, Е.В.Шороховой и ряда других авторов.

Частно-методологический уровень организации исследования представляет совокупность методологических принципов, на которых строится процедура исследования и исходных положений, которые включены в основу этого исследования.

Принцип системно-структурного анализа успешно применяется при разработке философских, психологических, педагогических проблем [263]. Его применение предполагает:

1. Рассматривать интуитивность как целостное образование, состоящее из компонентов, находящихся во взаимодействии, определенной зависимости и иерархии.

2. Необходимо определить, что составляет элементы интуитивности как целостности, редуцирование которых в рамках данной системы нецелесообразно.

3. Выявление необходимых и наиболее существенных связей между элементами и между ними и целостностью.

Похожие диссертации на Интуитивность как психологическое свойство личности