Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формы репрезентации цвета в субъективном опыте Сафуанова О В

Формы репрезентации цвета в субъективном опыте
<
Формы репрезентации цвета в субъективном опыте Формы репрезентации цвета в субъективном опыте Формы репрезентации цвета в субъективном опыте Формы репрезентации цвета в субъективном опыте Формы репрезентации цвета в субъективном опыте Формы репрезентации цвета в субъективном опыте Формы репрезентации цвета в субъективном опыте Формы репрезентации цвета в субъективном опыте Формы репрезентации цвета в субъективном опыте Формы репрезентации цвета в субъективном опыте Формы репрезентации цвета в субъективном опыте Формы репрезентации цвета в субъективном опыте
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сафуанова О В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01. - Москва, 1994. - 146 с. : ил. РГБ ОД, 61:95-19/2-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Постановка проблемы 10

1.1. Проблема уровней психического отражения 10

1.2. Сенсорно-перцептивная репрезентация цвета 13

1.3. Вербальная репрезентация цвета 18

1.4. Семантическая репрезентация цвета 27

1.5. Цель, гипотеза и задачи исследования 34

Глава 2. Обоснование методического подхода 38

2.1. Эксперимент 1 38

2.1.1. Метод 38

2.1.2. Цветовая система 39

2.1.3. Система цветонаименований 41

2.2. Эксперимент 2 42

2.3. Эксперимент 3 46

Глава 3. Соотношение между цветами и их номинативными значениями. Экспериментальное исследование 48

3.1. Эксперимент 1 48

3.2. Результаты и обсуждение 50

3.2.1. Основные цвета и их номинативные значения 51

3.2.2. Промежуточные цвета и их номинативные значения 55

3.2.3. Традиционные цветонаименования 61

3.2.4. Структура модификаторов основных цветонаименований 66

3.2.5. Ахроматические цвета с оттенками 70

3.2.6. Основные цвета и их номинативные значения у англоязычных испытуемых 73

3.2.7. Резюме 75

Глава 4. Соотношение между цветами и их семантическими значениями. Экспериментальное исследование 78

4.1. Эксперимент 2 78

4. 2. Результаты и обсуждение 79

4.2.1. Содержательный анализ семантических 79 значений цветов

4.2.2. Сопоставительный анализ ассоциативных полей цветов и цветонаименований 88

4.2.3. Семантическое пространство цветов 95

4.3. Эксперимент 3. Результаты и обсуждение 105

4.4. Резюме 109

Заключение 111

Выводы 119

Список литературы 121

Приложения 133

Введение к работе

Актуальность исследования. Актуальность изучения проблемы репрезентации цвета в субъективном опыте определяется прежде всего тем, что она является частью более общей задачи когнитивной психологии - исследования строения психического образа. В настоящее время распространенным является представление о существовании различных форм репрезентации стимула в субъективном опыте (А.Н.Леонтьев, 1975, Б.Г.Ананьев, 1977, Б.Ф.Ломов, 1984). Одна из них - сенсорно-перцептивная - является базовой и непосредственно связана с физическими свойствами объекта восприятия. Другая форма - семиотическая - представлена в сознании знаковой системой описания стимула, системой значений, в которых кристаллизуется социальный опыт человеческой практики. Третья - семантическая - связана в большей мере с конкретным индивидуальным опытом каждого человека и прежде всего с его эмоционально-смысловой сферой.

Теоретические и экспериментальные исследования перцептивной деятельности выявляют существование механизмов, обеспечивающих восприятие объекта через встречную актуализацию структур опыта, эталонов, категорий (А.В. Запорожец, 1967, Дж.Бру-нер, 1977, Е.Ю. Артемьева, 1980, В. П. Зинченко, В.М. Велич-ковский, Г.Г.Вучетич, 1980, У.Найссер, 1981, М. С.Шехтер, 1981), поэтому актуально изучение цветового образа с точки зрения многоуровневости его строения, единства визуальных, вербальных и семантических форм его представленности в субъективном опыте. В работах, посвященных цветовосприятию, рассмат риваются преимущественно отдельные формы репрезентации цвета субъекту, однако остается в меньшей степени разработанным вопрос о конкретном их соотношении.

Актуальность исследования определяется не только логикой фундаментальных теоретических исследований, но и прикладными задачами, связанными с цветовосприятием, решение которых требует углубленного изучения взаимосвязи сенсорно-перцептивного уровня восприятия цвета с его номинативными и семантическими значениями.

Целью работы является исследование сенсорно-перцептивной, вербальной и семантической форм репрезентации цвета и их соотношения в субъективном опыте.

Гипотеза. На основе представлений о многомерности субъективного образа можно выдвинуть предположение, что на разных уровнях - сенсорно-перцептивном, вербальном и семантическом -сформированы универсальные представления о цвете (сенсорно-перцептивный эталон, номинативное и семантическое значения цвета), которые репрезентируют цвета с помощью разных языков описания, отражают различные аспекты субъективного опыта, однако тесно взаимосвязаны и взаимовоспроизводимы.

Задачи исследования.

1. Выбор системы наименований цвета, включающий основные и традиционные обозначения цвета в русском языке, выбор базовой цветовой системы.

2. Экспериментальное изучение соотношения между номинативными значениями цвета и цветовым пространством -(определение областей цветового пространства, соответствующих различным наименованиям) .

3. Выявление степени сформированности системы сенсорно-перцептивных эталонов путем анализа денотативной определенности цветонаименований. Выбор конкретных цветовых образцов для каждого цветонаименования.

4. Выявление и сравнительный анализ семантических значений цветов и цветонаименований.

5. Исследование возможности реконструкции цветов по комплексу эмоционально-оценочных свойств (семантическим значениям).

6. Построение семантического пространства основных цветов.

7. Сравнительный анализ сенсорно-перцептивного и семантического пространств цветов.

Основные положения, выносимые на зашиту.

1. Исследование конкретного соотношения различных форм репрезентации цвета в субъективном опыте - сенсорно-перцептивных эталонов, цветонаименований и семантических значений - показывает, что на каждом из этих уровней формируются универсальные представления о цвете, которые репрезентируют цвет с помощью разных языков описания, отражают различные аспекты субъективного опыта, и которые тесно взаимосвязаны и взаимо-воспроизводимы.

2. Исследование соотношения репрезентации цвета на сенсорно-перцептивном и номинативном уровнях показывает, что цветовое пространство неоднородно представлено на вербальном уровне. Для разных цветов степень сформированности сенсорно-перцептивных эталонов различна. В целом, самыми определенными являются эталоны основных цветов. Наиболее сформированные эталоны цветов (красный, желтый, оранжевый) характеризуются определенностью всех психофизических параметров: тона, хрома-тичности, белизны-черноты.

3. Сопоставление репрезентации цвета на сенсорно-перцептивном и семантическом уровнях показывает, что соответствующие цветовые пространства обладают различной структурной организацией: координатные оси сенсорно-перцептивного пространства отражают психофизические параметры цвета, а координатные оси семантического пространства (активность воздействия цвета; эстетическая оценка цвета; эмоциональное состояние, вызванное цветом) отражают модально-неспецифическое воздействие цвета на человека. Группировка цветов в семантическом пространстве осуществляется прежде всего на основе их близости по цветовому тону. Возможно опознание конкретных цветов по их семантическим характеристикам, что свидетельствует о существенной роли семантических значений в построении целостного цветового образа.

Научная новизна. В работе впервые исследуется конкретное соотношение между цветом, его номинативным (цветонаименования) и семантическим (ассоциативным) значениями. Новым является систематизированное экспериментальное изучение соответствия русскоязычных цветонаименовании областям цветового пространства на базе универсальной цветовой системы NCS. Впервые построено семантическое цветовое пространство на основе данных метода свободных ассоциаций. Показана эффективность применения ассоциативного метода для анализа семантических значений цветов. Получены новые данные о структуре семантического цветового пространства и содержании семантических значений цветов и цветонаименовании: впервые выделен фактор эстетической оценки цвета как ось семантического пространства. Показана возможность реконструирования цвета по набору его семантических характеристик. Впервые проведен сравнительный анализ координат цветов, соответствующих основным цветонаименованиям, у российских и американских испытуемых, показана их идентичность.

Практическое значение. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для решения прикладных задач, связанных с цветовосприятием: нормирование и эталонирование цвета в промышленности, применение цвета в рекламе и дизайне, в области психодиагностики и экспериментальной эстетики. Данные о соотношении основных русскоязычных цветонаименовании и соответствующих им областей цветового пространства могут быть использованы при создании отечественной Стандартной системы наименований и кодов цвета.

Проблема уровней психического отражения

Способность различать цвета является существенной частью возможностей зрительного восприятия, которое дает основную информацию о внешней среде, и проблема цветовосприятия уходит корнями еще во времена античности. Для того, чтобы иметь полное представление о данной проблеме, в настоящее время необходимо учитывать информацию о физической природе цвета, данные нейрофизиологии, психофизиологии, психофизики цветового зрения, сведения о психологическом воздействии цвета на человека, об отражении цветовых ощущений в языке и т. д. - иными словами, проблема цветовосприятия находится на пересечении разных научных дисциплин.

Результаты многолетних и разнообразных исследований проблем цветового зрения отражены в многочисленных публикациях (наиболее полные обзоры см. в: С.В.Кравков, 1951, Ч.Пэдхем, Дж. Сондерс, 1978, Д.Джадд, Г.Вышецки, 1978, Ж. Агостон, 1982). В одной из библиографий по этому вопросу приводится более шести тысяч публикаций, вышедших в период только с 1952 по 1963 год (цит. по: А.П.Василевич, 1987).

Очевидно, что многообразие подходов к изучению проблемы цветовосприятия, ее ярко выраженный мультидисциплинарный характер, с особой остротой ставят задачу целостного и системного анализа восприятия цвета, понимания связи различных феноменов - начиная с процесса возникновения цветового ощущения, механизмов цветового зрения до психологического воздействия цвета на человека, цветовой символики, семантики цвета в искусстве, религии и т.п. Одним из первых шагов в этом направлении должно стать сопоставительное исследование различных форм репрезентации цвета в субъективном опыте, что, в свою очередь, является частью более общей проблемы когнитивной психологии - исследования строения психического образа.

Как отмечал Б.Ф.Ломов (1986), одним из путей системного исследования психического процесса является выделение его уровней. Связи между уровнями и формами не однозначные и жесткие, в реальном процессе психического отражения они трансформируются, переходят друг в друга.

В работе В.Ф.Рубахина (1974) сенсорно-перцептивный уровень рассматривается как "реальный" слой, относящийся к непосредственному восприятию, другие уровни связаны с использованием лишь потенциалов восприятия - это слои представлений в широком смысле этого понятия. В работах Н.Н.Корж и ее сотрудников отмечается, что мнемические процессы сенсорно-перцептивного уровня включают в себя внесенсорные факторы, в частности, индивидуальный стиль деятельности, опору на прошлый опыт, на ассоциации (Н.Н.Корж, 1984, 1986, 1989, Н.Н.Корж, В. А. Садов,

1980, Н.Н.Корж, Е.А.Лупенко, О.В. Сафуанова, 1990). В ряде работ выделяются формы репрезентации стимулов в субъективном опыте, связанные с системой значений и со смысловыми образованиями (А.Н.Леонтьев, 1975, A.Palvio, 1978, Е.Ю.Артемьева,

1981, В.Ф.Петренко, 1983, А.Г.Шмелев, 1983, М.В.Гамезо,В.Ф.Ру-бахин, 1983). Одна из моделей переработки информации включает в себя три основных компонента: сенсорно-перцептивное пространство, семиотическое (или знаковое) пространство и семантическое пространство (Ю.М.Забродин, О.Ф.Потемкина, В.Ф. Руба-хин,1986). Можно сделать вывод о существовании трех основных форм (уровней) психического отражения. Первый уровень -сенсорно-перцептивный - является базовым и непосредственно связан с физическими свойствами объекта восприятия. Второй и , третий уровни - семиотический и семантический - в большей степени зависят от социального и индивидуального опыта. Таким образом, процесс отражения можно представить как многоуровневый механизм в единстве различных форм репрезентации стимульной информации в субъективном опыте.

Цветовая система

Необходимым условием достижения задачи эксперимента является выбор цветовой системы, на основе которой будут определяться фокальные цвета. Как было показано в литературном обзоре, существует немалое количество научно обоснованных цветовых моделей, на основе которых построены стандартизированные системы цветонаименований (например, ISCC-NBS в США, NFX08-010 во Франции, JISZ-8102 в Японии). Нами была выбрана шведская система естественных цветов NCS (рис.1). В настоящее время она выступает в качестве одной из международных стандартных систем обозначения цвета. Преимуществом данной системы является ее психологичность: определение цвета в ней основано на непосредственном цветовом восприятии. NCS базируется на теории оппонентных цветов Геринга. Элементарными психологически первичными цветами являются три пары противоположных цветов: бе-лый - черный (W-S), красный - зеленый (R-G), желтый - синий (Y-B). Все остальные цвета оцениваются в терминах элементарных (атрибуты цвета: белизна, чернота, желтизна, краснота, синева, зелень) путем определения степени близости каждого конкретного цвета к одному из цветов каждой пары. Необходимо определить, между какими элементарными цветами расположен данный цвет, о оценить относительные доли содержания в нем соседних элементарных цветов. Кроме того, визуально оценивается относительное количество хроматической компоненты С. Цвет, для которого С = 100, называется максимально хроматическим цветом (С). Сумма хроматической компоненты С, а также ахроматических белой (W) и черной (S) компонент должен составлять 100 %.

Основные цвета и их номинативные значения

Примеры гистограмм распределения цветовых образцов, соответствующих основным наименованиям, по координатам белизны-черноты, черноты-хроматичности и цветовому тону приведены на рис.2.

Обращает на себя внимание тот факт, что для разных цветов наиболее определенными, однозначными, оказываются разные параметры (см. гистограммы и значения стандартного отклонения). Так, оранжевый, желтый и красный практически одинаково выбираются по параметру белизны-черноты, или светлоты W-S (б = 0; 2,2; 4,2 соответственно), а пурпурный цвет большинством испытуемых воспринимается более однозначно по тону (6 = 7,9), но является менее определенным по параметру хроматичности S-C (б = 12,3).

Следует отметить, что при актуальном восприятии цвета психофизические параметры не выделяются испытуемыми на осознаваемом уровне, а происходит нерасчлененное формирование целостного наглядного образа. По замечанию Р.М.Фрумкиной (1984), термины "тон", "яркость", "насыщенность" имеют совсем иное содержание, нежели те же слова, употребляемые в обычном смысле. По мнению К.Грэма (1959), наименее ясным психологически является термин "насыщенность", который в повседневном понимании или не соответствует никакому определенному смыслу, или отождествляется с яркостью. Однако на неосознаваемом уровне информация об этих параметрах, по всей видимости, учитывается, причем механизмы переработки зависят от того, с каким именно цветом работают испытуемые. Об этом свидетельствуют и данные проведенных нами ранее экспериментов по узнаванию заданных цветовых эталонов среди образцов, различающихся по тону и насыщенности при неизменной светлоте (Н.Н. Корж, Е.А.Лупенко, О.В. Са-фуанова, 1993). (При узнавании эталонов синего и зеленого цве-тов испытуемые, как правило, отождествляли с эталоном образец, имеющий большую насыщенность и меньшую длину волны, чем образец. Константная ошибка, таким образом, была положительной по насыщенности, а по тону - отрицательной. При узнавании же эталонов красного и желтого цветов константная ошибка в обоих случаях имела положительный знак. Можно заключить, что каждый из параметров вносит свой вклад в формирование целостного образа цвета, причем структура процесса узнавания оказывается различной в разных областях видимого спектра.

По данным, приведенным в таблице 1, можно судить о степени определенности наименований, которая свидетельствует о мере сформированности представлений о том или ином цвете, т.е. сенсорно-перцептивных эталонов основных цветов.

К числу самых определенных относятся наименования, имеющие наименьший разброс по всем параметрам - это "красный", "оранжевый", "желтый" и "фиолетовый". Наименования "голубой", "синий", "пурпурный" четко определены по двум из трех параметров, а "розовый", "коричневый" и "зеленый" имеют достаточно большой разброс по всем трем параметрам.

Похожие диссертации на Формы репрезентации цвета в субъективном опыте