Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов Гулов Абдурахмон Кароматуллоевич

Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов
<
Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гулов Абдурахмон Кароматуллоевич. Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Гулов Абдурахмон Кароматуллоевич; [Место защиты: Тадж. гос. пед. ун-т].- Душанбе, 2010.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1068

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Нравственное воспитание школьников как педагогическая проблема

1. Педагогические основы нравственного воспитания учащихся начальных классов в семье 18 — 37

2. Нравственное воспитание основа экологического и трудового воспитания 38 - 56

3 .Традиции - одно из важных условий нравственного воспитания младших школьников в семье и школе 57—71

Глава 2. Взаимодействие семьи и школы важный фактор нравственного воспитания младших школьников

1. Формирование нравственных качеств младших школьников в школе 72-90

2. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в начальных классах 91-100

3. Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных качеств младших школьников 101- 133

Заключение 134-138

Список использованной литературы 139-151

Введение к работе

Воспитание подрастающего поколения - важнейший фактор развития общества. Функция его состоит в передаче от поколения к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, науке, искусстве, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях. Становление личности в детстве, в отрочестве и юности, происходящее в школе и семье - основные этапы подготовки человека для общества с помощью воспитания.

В общей системе всестороннего развития личности большую роль играет нравственное воспитание. Нравственное становление личности -сложный и противоречивый процесс. Это и усвоение исторически сложившихся понятий в области нравственности современного общества, и достижение высокого уровня самоконтроля.

Нравственное воспитание ребенка начинается рано, с дошкольного возраста, когда закладываются первые привычки поведения у детей. Развитию нравственных качеств необходимо уделять серьезное внимание.

Систематическое нравственное воспитание дети получают в школе. Здесь они овладевают основами наук, познают мир, развивают ум, чувства, приобщаются к жизни коллектива. Но это только самые общие этапы формирования личности.

Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика, его манер. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни.

Семья созидает личность ребенка, затем подростка, молодого человека своим стилем жизни, направляет развитие детей характером взаимоотношений между супругами, между старшим и младшим поколением, а также различными педагогическими средствами, применяемыми для достижения определенных воспитательных целей.

Проблема воспитания детей в семье - одна из сложных и многогранных. Воспитание готовит человека к жизни и труду, передает ему производственно-трудовой опыт и духовные богатства, накопленные человечеством. Нравственное воспитание формирует у подрастающего поколения взгляды и убеждения, укрепляет волю и характер человека и т.д.

Основы нравственности закладываются, прежде всего, в семье. Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье, с первых лет своей жизни дети знакомятся с социальными нравственными ценностями, получают информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, узнают их оценку из уст родителей и старших.

Существенную роль в приобретении детьми лучших человеческих качеств играет личный пример родителей, их труд, знания, моральный облик. Всё, что видит и чувствует ребенок в ранние годы, оставляет в его сознании глубокий неизгладимый след.

Быть нравственно воспитанным - это значит уважать всех, кто трудится, самому хорошо трудиться, быть активным во всем, творчески подходить к делу, стараться приносить как можно больше пользы, быть честным, справедливым, нетерпеливым к жестокости, злу, ко всяким формам унижения человека.

Фундамент нравственности заложен в человечности, в доброте. Воспитывая доброту, следует знать, что человек, испытавший на себе доброе отношение других, сам становится лучше, отзывчивей к чужой беде.

Правильному воспитанию детей в семье могут помочь доступные для каждой семьи средства формирования нравственного сознания детей: рассказывание сказок, чтение детям вслух, беседы, игры, внушения и др., а также личный пример родителей, трудовое и эстетическое воспитание в семье, общение с природой. Так, например, сказки обладают огромной силой воздействия на чувства и воображение детей, их психику. В них заключены чудесные вымыслы, глубокая мораль, веками накопленная мудрость многих поколений. Слушая сказки, ребенок мысленно переносится во времена давно минувших событий, знакомится с жизнью и обычаями разных племен и народов. Ему становится близким то, что пережито народом — это горе и радость.

Воспитательная сила родительского примера чрезвычайно велика. Дети в своем поведении копируют родителей во всем, вплоть до словесных оборотов и жестикуляции. Давно замечено, что в семьях, где взрослые добросовестно относятся к труду, доброжелательны к людям, правдивы, честны и т.д., нравственное развитие детей происходит без каких-либо отклонений, а также без особых усилий со стороны родителей. И наоборот.

Пример родителей является первым образцом, на который ребенок ориентируется и на основе которого овладевает различными формами человеческих отношений. Это очень важно, так как первые впечатления -самые сильные, они остаются на всю жизнь. Дети постоянно ориентированы на родителей, повседневно находятся в общении с ними. Поэтому они усваивают образ действий взрослых, их манеры, привычки, а также внутренние качества, образ мыслей, отношение к своим обязанностям и т.д.

Данное общение является неповторимым, т.к. построено на чувстве любви и привязанности к родителям, освящено их авторитетом. Это усиливает силу влияния родителей всеми сторонами личности: внешним обликом, взглядами, интересами, отношениям к труду, к окружающим и т.д.

Семья служит важнейшим питательным источником нравственного развития ребёнка.

Восприятие и усвоение образа мыслей, а также действий родителей, характера их поведения осуществляется на уровне подражания. «Подражание, - указывает А.Г. Ковалев, - является наиболее характерным способом познания действительности ребенком, а подражательность — основным свойством развивающейся личности».

Родителям необходимо хорошо знать действующие в школе правила поведения учащихся pi содействовать, чтобы их ребенок приучился выполнять все требования этих правил. Советы по реализации этих задач можно получить в школе, от классного руководителя. А.С. Макаренко отмечал, что истинная сущность воспитательной работы... вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. С учётом национальных особенностей и семейного уклада факторами, влияющими, на воспитание детей в семье и подготовке к самостоятельной жизни является.

1.Основным источником этого влияния является социальное единство семьи с жизнью народа, с целями общества, предъявление со стороны родителей высоких требований к себе, к своему труду, к своему поведению. Необходимость делиться с детьми своими успехами в трудовой и общественной жизни, а вместе с тем проявлять большой интерес к успехам детей в учении труде.

2. Совместная трудовая деятельность в семье родителей и детей, разумное разделение труда между всеми членами семьи.

3. Организация всего бытового уклада семьи: -порядка и точности в семейном хозяйстве; -планового распределения семейного бюджета; -порядка хранения вещей (какую вещь клади на своё место); -общего режима дня (времени сна, труда, отдыха); -определение для каждого рабочего места, места для занятий; -соблюдения семейных правил (купил - принеси сдачу, уходя из дому, скажи или оставь записку, когда вернешься); -с раннего детства определить детям постоянные обязанности (самообслуживание, посильный труд и. т. п.)

4. Создание благоприятных отношений в семье:

Участия в жизни членов семьи, взаимопонимание, дружба и уважение между старшими и младшими. Дети быстро взрослеют, родителям необходимо учитывать их растущие запросы, признавать за ними право на самостоятельность, уважать их как личность.

5. Другим важным фактором, влияющим, на воспитание детей в семье являются прогрессивные традиции таджикского народа. Тысячелетиями в процессе трудовой, бытовой и семейной жизни создавались традиции, обычаи, обряды, соблюдение которых обеспечивало функционирование общества. Воспитательные усилия народа были направлены на максимально полную передачу мыслей, чувств, привычек подрастающему поколению, молодежь через семейный быт, традиции, обычаи и обряды перенимали опыт старших поколений, который закреплялся в сознании, духовной культуре, образе жизни.

Пройдя, долгое историческое развитие до наших дней дошло немало таджикских народных традиций, которые могут оказывать позитивное влияние и воспитывающее воздействие на нравственное воспитание подрастающего поколения и подготовке их к будущей самостоятельной жизни.

Научный интерес к данной проблеме вызван, во-первых, тем, что в дальнейшем развитие демократический общества в нашей республике и рыночных, общественных отношений молодежи принадлежит будущее; во-вторых, в семье закладываются основы всестороннего гармоничного развития, закрепление, сохранение и умножение нравственных и духовных ценностей; в-третьих, в реальном процессе жизни функционирует не только позитивные, но и негативные, консервативные факторы, влияющие на воспитание молодого поколения. Преодоление и устранение их так же является одной из важных социально-педагогических задач; в-четвёртых, связь школы с родителями учащихся является средством выявления недостатков в воспитание детей в семье и просвещение родителей педагогическим методам воспитания. в-пятых учебно-воспитательный процесс в школе позволяет комплексному воспитанию учащихся, оказывать помощь родителям в повышении их педагогических знании.

Школа занимает ведущее место в воспитание подрастающего поколения, так как она является координатором воспитания детей в семье и школе и корректирует неудовлетворительное воспитание детей родителями в семье, т.е. в процессе воспитательной работы в школе исправляет допущенные недостатки в семейном воспитании. Это возможно только при установлении совместной воспитательной работе семьи школы, единых педагогических требованьях к воспитанию младших школьников и ознакомление с детьми и их родителями до поступления в начальную школу. В этом и заключается Педагогика сотрудничества или педагогическое взаимодействие семьи и школы в учебно-воспитательной работе.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, к труду своим обязанностям и к самому себе. Младший школьный возраст это этап развития ребёнка, соответствующий обучению в начальной школе.

Следовательно, огромная обязанность ложится на начальные классы. В этой важной ответственной работе важное место уделяется взаимодействию школы и семьи.

Раскрытие духовного и нравственного потенциала личности, её всестороннее и гармоничное развитие является высшей целью общества. Нравственная культура - один из существенных аспектов всесторонне развитой личности. Поэтому нравственному воспитанию принадлежит важное место в многогранной работе по формированию человека. Сегодня его содержание к методике реализации должны быть направлены на формирование духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости и ответственного отношения детей к современной жизни и людям, приобщение ребенка к великому духовному опыту человечества через формирование нравственного сознания на необходимом идейном уровне.

Значение нравственного воспитания обусловлено его возможностями оказывать влияние на общее развитие личности. Под влиянием нравственных воздействий происходит преобразование нравственного характера, меняются взгляды и убеждения человека, его отношение к труду и к людям, развиваются творческие силы и способности.

Формирование нравственной культуры подрастающего поколения осуществляется на практике системой учебно-воспитательных учреждений и общественных организаций. Её центром является школа. Наряду со школой важную роль в этом играет семья, как ближайшее социальное окружение ребенка. Семья обладает своим специфическим потенциалом многообразных нравственных воздействий на личность школьника, является одним из ведущих звеньев системы нравственного воспитания.

Вопросы воспитания нашли свое отражение в произведениях мыслителей таджикского народа Рудаки, Фирдоуси, Абуали Сино, Саади, Хафиза Шерози, Кайковуса, Насредцина Туей, А. Джами, Ахмада Дониша и многих других. В исследованиях Лутфуллоева М., А. Нурова., Л.А.Орловой, Исаева С, М.Б.Ковалья., И.И.Митиной., О.И.Грековой., X. Рахимзаде, Б. Маджидовой, Алиева А., Арабова И., Афзалова X., Бабаева Г. О., Гребенникова И.В., Исламова С, Кадырова К.Б., М. Комилова., Хошимова А., Анаутова Е., Мардонова А., Насруллаева Н., Мирзоева И. частично освещаются вопросы нравственных качеств школьников в определенном виды деятельности.

Эти ученые основное внимание уделяли общим вопросам и частным проблемам нравственного воспитания, но никто из них не ставил перед собой задачу решить и научно обосновать проблему взаимодействии семьи и школы в нравственном воспитании учащихся начальных классов. Этим и отличается наше исследование от исследований других ученых.

Необходимость дальнейшего совершенствования системы нравственного воспитания, недостаточная теоретическая разработанность, а также практическая значимость рассматриваемой проблемы обусловили актуальность и предопределили выбор темы нашего исследования.

Степень научной разработки проблемы.

Проблема адекватного нравственного воспитания осуществляется не только в школе, семье, по месту жительства (там, где учащиеся проводят большую часть своего времени), но и во внешкольных учреждениях. Очень важно, чтобы школа, родители и общественность объединили свои усилия в воспитании подрастающего поколения. Эта проблема привлекала внимание мыслителей и знаменитых представителей различных наук (Платона, Аристотеля, Абуали ибн Сино (Авиценну), Фароби, Н. Туей,

Н.А.Самарканди, А.Джами, Кайкавуса, А.Дониша, С.Айни, Данте, Ф.Бэкона, М.Усачёва, Г. Чернышевского, Г.Белинского, Н.Добролюбова, И.Герцена, и др.). Так, Кайкавус отмечает, что «...когда люди возникают из небытия, природа и нрав их им уже даны, только по мягкости, слабости и бессилии не могут они их проявить. По мере того как человек растет, тело и дух его становятся сильнее, а дела очевиднее, и добрые и злые. И когда созревают они, разовьются окончательно и обычаи их, выявятся все добродетели и пороки. А ты воспитание, образование и обучение сделай своим наследством и оставь ему, чтобы удовлетворить его права, ибо нет для детей знати наследства лучше воспитания»1.

Проблемам семьи и семейного воспитания был посвящен ряд научных 1 КаГжовус "Кобусноме" - Душанбе, 1986, -С. 249 работ таджикских исследователей. К ним относятся докторская диссертация Арабова И. «Нравственная подготовка старшеклассников к семейной жизни -социально-педагогическая проблема», в которой в основном рассматриваются вопросы важности нравственного воспитания школьников.

В работе Исоева С. «Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье» обобщается и анализируется народный опыт таджикской семьи, народные трудовые традиции, праздники и их значение в трудовом воспитании детей.

В диссертации Мирзоева А.Х. «Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей» рассматриваются традиции и обычаи, пути их внедрения в практику идейно-нравственного воспитания школьников.

В научном исследовании Маджидовой Б. «Традиции и обычаи таджикского народа в формировании нравственных качеств личности» подчёркивается, что воспитание детей на современном этапе должно строиться в тесной связи с истоками национальной культуры, народными традициями и достижениями отечественной и мировой педагогической мысли, так как исследование вопроса влияния народных традиций и обычаев на формирование личности непосредственно касается решения острых вопросов развития общества.

Рахимзода X. занимался исследованием такой важной проблемы, как "Прогрессивные традиции таджикского народа как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни" в которой анализируется народный опыт по трудовому воспитанию и подготовки молодого поколения к самостоятельной семейной жизни. В его монографии "Семья и общество" (Душанбе-1999г.) исследована совместная работа семьи, школы и общественности по подготовке молодёжи к семейной жизни. В учебном пособии "Семейное просвещение", (Душанбе, 2004) даются всесторонние аспекты подготовки старшеклассников к семейной жизни.

В кандидатской диссертации Нурова А. раскрыты социально-педагогические основы единства моральных требований, проведено широкое изучение объективных и субъективных причин расхождения, этих требований. Выделяя и анализируя основные проблемы и недостатки в осуществлении единства моральных требований со стороны школы и семьи, характеризуя условия, от которых зависит его качество, автор оперирует данными наблюдений, бесед, большим анкетным материалом. Учитывая ту специфическую особенность, что учитель начальных классов является практически единственным связующим звеном между школой и семьей, автор уделяет внимание личности учителя и его роли в организации единого подхода к предъявлению моральных требований, анализирует основные формы работы учителя и его подготовку к этой работе. Здесь же оч даёт классификацию уровней подготовки родителей и воспитательной деятельности, раскрывает формы работы школы с родителями в зависимости от этих уровней.

Мнения всех вышеперечисленных авторов в обобщённом виде можно представить в виде аксиомы, утверждающей, что значимость нравственного воспитания состоит, прежде всего, в решении задач комплексного воспитания и образования: расширения кругозора и знаний.

В условиях независимости в Таджикистане формируется современное индивидуальное и общественное сознание. За последние 18 лет в республике разработаны и внедрены в практику новые учебные планы и программы, учитывающие современные требования, касающиеся вопросов воспитания и образования. Сегодня в школах республики действуют Ассоциация родителей и учителей, детские и юношеские организации Ахтарон, Сомониён и Ворисони Сомониён, внешкольные учреждения и кружки, которые играют важную роль в осуществлении нравственного воспитания учащихся начальных классов. Однако уровень и масштабы исследований, теоретических разработок, внедрение и эффективное практическое использование форм и методов нравственного воспитания учащихся начальных классов отстаёт от современных требований. В них отсутствуют методы, пути, средства, взаимосвязь и взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов.

Таким образом, социально-педагогическая актуальность проблемы и её недостаточная, на наш взгляд, разработанность определили тему для исследования "Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании младших школьников".

Объект исследования - нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования - взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании.

Цель исследования - выявить условия и эффективные методы взаимодействия семьи и школы в нравственном воспитании младших школьников.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать состояние и социально-педагогические основы нравственного воспитания детей в семье.

Раскрыть воспитательные функции традиций таджикского народа и их использование в нравственном воспитании школьников начальных классов в семье и школе.

Разработать методические рекомендации для учителей и родителей по исследуемой проблеме.

Выявить и разработать оптимальные пути и методы взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников.

Определить содержание и условия нравственного воспитания младших школьников в разнообразных формах внеклассной работы.

Гипотеза исследования - процесс взаимодействия семьи и школы по формированию нравственного воспитания будет эффективным, если: установить эффективные пути и методы взаимодействие семьи и школы в воспитании детей; определить комплекс оптимальных средств и форм взаимодействия семьи и школы по повышению педагогических знаний родителей; установить целенаправленную и постоянную связь семьи и школы в развитии нравственного воспитания школьников.

Методологической основой исследования послужили идеи и положения, разработанные в трудах педагогов, психологов, философов, социологов, политологов; законы Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепция национального образования», «Концепция национального воспитания»; фундаментальные труды русско-таджикских классиков в области семьи, школы и профессиональной направленности; директивные документы и материалы по исследуемой проблеме. В работе также использованы труды известных педагогов и психологов, касающиеся разработки теоретических и практических проблем нравственного воспитания подрастающего поколения в семье.

Методы исследования: изучение психолого-педагогическоп, культурологической, литературоведческой, философской литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта классного руководителя начальных классов и родителей; сбор эмпирических материалов; проведение педагогического эксперимента в экспериментальных и обычных классах, с целью определения особенностей взаимодействия семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов.

Базой исследования явились общеобразовательные школы Республики Таджикистан: № 15 (г. Душанбе), №№ 1,2,3,4 и 135 (г. Вахдат) и № 3 (Гиссар), а также семьи, проживающие в микрорайонах указанных школ.

Исследованием на разных этапах было охвачено свыше 400 учащихся I — IY классов, 60 учителей начальных классов, 120 родителей разных регионов.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2003-2005гт) изучение национальной концепции воспитания в Республике Таджикистан; анализ научной литературы по проблемам ислама, образования и культуры; изучение и анализ соответствующей психолого-педагогической, социологической, теоретической литературы; обоснована актуальность темы; разработан научный аппарат исследования; проведены беседы с учащимися и учителями школ; посещено 216 воспитательных часов начальных классов общеобразовательных школ Таджикистана: № 15 ( г. Душанбе), №№1,2,3,4 и №135 (г. Вахдат) и №3 (Гиссар), а также подготовлены материалы для организации и проведения опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2005-2007гг) - проводилась опытно-экспериментальная работа по изучению культурных потребностей различных групп; проведён предварительный педагогический эксперимент; определены характерные недостатки на воспитательных уроках младших классов; выявлены недостатки во взаимосвязи семьи и школы в нравственном воспитании школьников; обобщены результаты исследования.

Третий этап (2007-2009гг) — обрабатывались и систематизировались результаты научного исследования; сформулированы выводы; подытожена апробация материалов исследования и внедрение этих результатов в практическую деятельность родителей и учителей начальных классов; подготовлен текст диссертации.

Научная новизна исследования определяется его вкладом в разработку педагогических основ формирования у младших школьников нравственного воспитания в условиях взаимодействия семьи и школы; разработаны социально-педагогических функций семьи в нравственном воспитании детей; - выявлены воспитательные особенности народных традиций и включение их в практику семейного воспитания детей в семье; обоснованы педагогические условия и методы успешного формирования у младших школьников нравственной воспитанности в процессе взаимодействия семьи и школы; - апробирована эффективная технология формирования нравственного воспитания младших школьников, основанная на инновационных формах взаимодействия семьи и школы.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке и внедрении в практику системы деятельности родителей и учителей в нравственном воспитании школьников.

Практическая значимость. На базе полученных результатов разработаны научно-методические и практические рекомендаций для семьи, учителей начальных классов и детских организаций, которые имеют непосредственное отношение к формированию, развитию и воспитанию знаний школьников. Выявленные идейные и теоретические основы нравственного воспитания в семье представляют собой научный потенциал для дальнейшего углубления методов изучения всестороннего и гармонического развития личности.

Достоверность и обоснованность проведенного исследования заключается в: теоретико-практическом подходе к решению выбранной проблемы; логическом и четком соответствии методов и форм исследования его целям и задачам; - целенаправленном привлечении широкого круга фундаментальных источников по формированию основ поведения и этических качеств школьников; - проведении оптимального эксперимента в условиях семьи и школы; статистической достоверности результатов проведенного эксперимента исследуемой проблемы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: -через публикацию основных результатов исследования; в опытно-экспериментальной работе автора; - в выступлениях на научно-методических, теоретических семинарах и заседаниях кафедры педагогики Республиканский Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; - международной научно-практической конференции ЕвроАзЭС (2009г.); ежегодных августовских семинарах и совещаниях районных и городских отделов образования республики (2006-2009гг.); - курсах повышения квалификации учителей и преподавателей при РИПКРО (2006-2008гг.); на родительских собраниях школ №№1,135 г. Вахдата (2006-2009).

На защиту выносятся следующие положения: - воспитательные возможности таджикской семьи в нравственном воспитании детей; - совместная деятельность школы и семьи в нравственном воспитании школьников младших в современных условиях; - важное значение традиций и обычаев таджикского народа в нравственном, трудовом и экологическом воспитании.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы.

Педагогические основы нравственного воспитания учащихся начальных классов в семье

Во многих словарях понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Так, в кратком словаре по философии отмечается что: "Мораль (латинское- morel-нравы) - нормы, принципы правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общества, в целом, (коллективом, классом, народом, обществом)". [15, 135].

В.И.Даль толковал слово мораль как "Нравственное ученье, правила для воли, совести человека" [10, 104]. Он считал: "Нравственное -противоположный телесному плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека валшее быта вещественного". Относящееся к одной половине духовного быта, противоположно умственному, но сопоставляющее общее с ним духовное начало к умственному относят истину и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благородный согласно с совестью, законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистый безукоризненной нравственностью. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброе нравственности, доблести. [28, 160].

С годами понимание нравственности изменилось. У С.Ожегова мы видим: "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определенные этими качествами" [84, 414].

Понятие нравственности мыслителями разных веков трактовалось по 19 разному. Так, в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном качестве человеке говорилось: "Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека" [2, 318].

В философическом аспекте А. Ницше считал: "Быть моральным, нравственно этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю". "Мораль - это важничанье человека перед природой". [27, 172].

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в её возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду, человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом.

Одним из условий непрерывного развития человеческого общества является преемственность поколений. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, сталкивается с уже сложившимися условиями и воспринимает их как нечто данное. С момента возникновения общества эти условия складывались, изменялись и развивались в процессе трудовой деятельности людей. В результате чего, накапливался опыт, который нашел выражение в знаниях о природе и обществе, в обычаях, нравственных и правовых нормах.

Общество может развиваться лишь в том случае, если старшие поколения будут передавать младшим весь, накопленный ими опыт, т.е. систему знаний, норм и правил поведения. Передача опыта от одного поколения к другому происходит в процессе воспитания. Воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на человека, направленное на подготовку его к выполнению определенных общественно трудовых функций.

Воспитание - явление общественное. Оно присуще человеческому обществу на всем протяжении его истории.

Являясь составной частью общественного воспитания, нравственное воспитание призвано обеспечить ту надежность личности, которая необходима в трудовой и общественной деятельности, семейных, а также иных межличностных отношениях.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формировании. Выдающийся чешский педагог Я. А. Коменский в своем трактате "Наставление нравов" цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Там же он приводил известное народное изречение: "Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, -тот больше отстает, чем успевает».

Большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения.

Наиболее полно и ярко преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности охарактеризовал К.Д. Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества, пронырой.

Нет, одного ума и одних познаний ещё недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда, согласно с рассудком, а часто и в противоречии с ним, связывает людей в честное, дружное общество». [152, 416]

Воспитание нравственности всегда ставилось в главу угла всей системы формирования подрастающего поколения. Моральная основы - это тот стержень, на который должно нанизываться любое проявление человеческой деятельности: потребность в труде, в человеческом общении, стыд, совесть, достоинство, чувство родства, снисхождение к слабому, отвращение к насилию. Без этих нравственных норм общество не может существовать и развиваться.

Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Она стоит у истоков не только человеческой жизни, но и человеческой личности. Одной из основных функций семьи является воспитание подрастающего поколения.

Социальные, общественные, политические, нравственные трудности в каждом временном отрезке истории имеют свои особенности. Это побуждает философов, психологов, педагогов того или иного исторического периода рассматривать указанную проблему под тем углом зрения, который, в большей мере отражает данные особенности. Безусловно, не всегда точки зрения совпадали и, более того, часто бывали диаметрально противоположными.

Нравственное воспитание основа экологического и трудового воспитания

Экологическое воспитание - новая сторона формирования личности, возникшая в связи с выдвижением перед человечеством новых ценностей -сохранения Земли как уникальной экосистемы и экологической ниши человечества, улучшения среды обитания, бережного отношения к живому является составной частью нравственного воспитания и формирования личностных качеств каждого члена общества. Актуальность экологического воспитания как задачи нравственного воспитания в современную эпоху вызвана нарастанием кризиса экосистемы Земли в результате отрицательных последствий научно-технического прогресса и становления нового типа природопользования. Поэтому необходимо чувство ответственности за сохранение природных богатств, бережное их использование.

Проблема охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, получила название экологическая и в дальнейшем приобрела планетарный, глобальный по масштабам и комплексным по существу, характер. Она затрагивает самые основы существования цивилизации.

Термин «экология» был предложен в 1866 г. немецким зоологом Эрнстом Геккелем (1834-1919). В настоящее время имеется несколько определений этой науки.

Например, экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов их сообществ друг с другом и окружающей средой. Наука об управлении природными ресурсами в процессе их эксплуатации и охраны. Наука о взаимодействии трёх систем: природы, человеческого общества и порожденной им техники.

Высокая личная ответственность за бережное отношение к природе должна воспитываться с раннего возраста. Чем раньше будет начата эта работа, тем больше будет её педагогический эффект. Одним из важнейших условий экологического воспитания учащихся младших классов может быть проведение природоохранительной работы на базе нравственного воспитания с использование местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от первого к третьему классу.

Так, например, если в первом классе учащимся объясняют элементарные правила поведения в природе (в поле, в горах, на реке, на озере), то во втором классе можно познакомить учащихся с лекарственными растениями края и мерами по их охране. Учащиеся третьего класса знакомятся значительно шире с ядовитыми, лекарственными и редкими растениями края, изготовливают гербарии.

Следующим обязательным условием может быть активное вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и др. В воспитании у детей бережного отношения и любви к природе важную роль играет краеведческий подход. Всю практическую работу учащихся необходимо связывать с конкретными местными задачами.

В ходе такой общественно полезной работы учащиеся постигают разумное и бережное отношение к природе, которое является кровным делом человека.

Таким путем можно привить детям природоохранительные навыки и, на этой основе, воспитать поколение разумных и рачительных хозяев природных богатств.

Основу воспитания бережного отношения к природным богатствам в школах составляют знания о природе, которые дети получают на уроках природоведения и чтения, в ходе внеклассной работы, активной трудовой деятельности. Уже в первом классе можно организовать систематические наблюдения детей за сезонными явлениями в природе. В последующих классах расширяются и углубляются знания учащихся о причинах изменений в жизни растений, животных и труде людей.

Можно проводить экскурсии в природу, на которых приучать детей бережно относиться к природе: не ломать кусты, не бросать в водоемы ненужные предметы, не собирать большие букеты цветов, не пугать птиц, не разорять их гнезд, не трогать муравейники и т.д.

Для того чтобы дети поняли необходимость охраны природы, учителя могут познакомить их с трудовой деятельностью людей в поле, саду, на природе. При этом выясняется, какие природные богатства использует человек, как организовать их охрану.

Объясняя детям значение почвы для выращивания растений, необходимость её обработки и удобрения, у них формируется бережное отношение к почве как плодородному слою земли, от которого зависит урожай, а, следовательно, и жизнь.

Можно провести изучение со школьниками водоемов своего района, края, которые имеют хозяйственное использование. Необходимо подчеркнуть недопустимость их загрязнения промышленными стоками и отходами. А, относительно мелких водоемов, используемых населением как места отдыха, необходимо объяснить, что там нужно соблюдать чистоту. Так дети научатся относиться к общественному достоянию, как к своему.

Учащиеся третьих классов на уроках природоведения получают понятие об охране природы как сложном комплексе мероприятий, направленных на сохранение и улучшение природы в целом. Они постепенно начинают осознавать основные взаимосвязи в природе и уясняют для себя то, что изменение одного элемента природы ведет к обязательным изменениям других её элементов. Это дает возможность учащимся понять необходимость бережного отношения к природным богатствам, их охраны.

В беседе о значении растений и животных в жизни человека можно широко использовать местный материал, что без растений и животных человек не мог бы жить. Раньше охота на диких животных была распространена, поэтому численность многих животных резко сократилась, а некоторые животные исчезли совсем. Но позже были организованны заповедники - это особенные участки земли с нетронутой природой, на которых все растения и животные являются неприкосновенными: их охраняет закон.

В связи со значительной вырубкой леса некоторые растения и животные продолжают исчезать с лица земли и в наше время, поэтому необходимо создавать новые заповедники.

Вся проводимая в школе работа по охране природы преследует одну главную цель — воспитать у подрастающего поколения ответственность за состояние и разумное использование окружающей природной среды.

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремление и умение практически участвовать в жизни общества, и процесс формирования уважительного отношения к труду. Оно направленно на успешное освоение учащимися младших классов трудового опыта, включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности.

Всё, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом, и поэтому каждый трудоспособный человек должен участвовать в создании материальных благ.

В течение многих тысячелетий в процессе трудовой деятельности развивались и совершенствовались практические навыки и умения, которые формировались и передавались из поколения в поколение. Но современный человек, воплотивший опыт всех предшествующих поколений, не получает в готовом виде ни одной развитой способности или трудового навыка. Эти способности и навыки развиваются только в процессе практической деятельности людей.

Труду принадлежит огромная роль в формировании морального облика личности. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что человек, не принимающий личного участия в труде, в своем нравственном развитии не может идти вперед, а также не может оставаться на месте, он идет назад. Труд является важным средством физического развития личности. Велико его значение и для умственного развития человека.

Формирование нравственных качеств младших школьников в школе

Младший школьный возраст - это этап развития ребенка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. К моменту поступления в школу нравственно-трудовое и психологическое развитие детей достигает школьной зрелости.

Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребенка. С первых дней обучения в школе появляется основное противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности, ребенка, его вниманию, памяти, мышлению, речи и уровню развития. В младшем школьном возрасте это противоречие является движущей силой развития ребенка.

Младший школьный возраст является качественно своеобразным этапом развития ребенка. Игровая деятельность, которая выступа: :а как ведущая в дошкольном возрасте, заменяется учебной деятельностью, что означает начало перестройки всех психологических процессов и функций. Восприятие, память и мышление, где ранее развивались на наглядно-действенной основе, формируются в словесно-логическом плане. Возрастает способность ребенка к регуляции поведения.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, коллективу, труду, своим обязанностям и самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства товарищества, патриотизма, коллективизма, активное отношение к действительности, уважение к людям труда. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить в высокие нравственные стимулы каждого ребенка, такие, как: долг, честь, совесть, достоинство и т.д.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. В школе эта работа проводится систематически и целенаправленно в течение всех школьных лет под руководством учителей.

Формы поведения и отношений с взрослыми и сверстниками, нравственные знания и чувства, приобретенные ребенком в дошкольном возрасте, являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственных отношений, поведения, чувств и сознания. Сохраняя своеобразие каждого данного периода, воспитание ориентируется на особенности будущего, готовит к нему, активно используя, накопленный в предшествующем периоде, жизненный опыт ребенка.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются основными в обучении и воспитании младших школьников. Именно в этом возрасте имеются большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

В нравственном воспитании большое значение имеет положительный нравственный опыт детей. Воспитание проходит в повседневной жизни ребенка, где он привык следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он сам может убедиться в их необходимости.

Любая деятельность школьников, если она связана с интересами окружающих, с жизнью общества, является нравственной. Следовательно, нравственность содержится в любом виде практической деятельности ребенка, в его эмоциональной и интеллектуальной сфере. Всюду в их деятельности - во время учебы в классе, во время игры на воздухе, во время работы в школьном саду - проявляются определенные нравственные качества, положительные или отрицательные. Итак, можно сделать вывод, что нравственное воспитание необходимо рассматривать и как особый раздел воспитания, и как отдельную сторону любого другого раздела воспитания.

Родители и учителя, организуя учение, труд детей, игру, может повлиять на их нравственное развитие, дать ему необходимую направленность.

Основой нравственного воспитания является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Задача организации нравственных отношений детей всегда должна стоять перед учителем независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы.

Важное место в формировании нравственных качеств учащихся занимают самостоятельные действия ребенка. Если школьник действует только по указанию учителя и других взрослых, он учится послушанию. Но это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому нельзя даже в младших классах давать детям лишь готовые решения.

Воспитательный процесс необходимо строить так, чтобы в нем содержались ситуации, в которых ребенок имел возможность сделать самостоятельный выбор поступка. В жизни такие условия складываются сплошь и рядом, но их можно создать и специально в учении, игре, труде, чтобы научить школьника правильно действовать и тогда, когда за ним не наблюдают. Таким образом, накапливается собственный нравственный опыт. Конечно, иной раз ребенок неправильно поступает, ошибается. Необходимо ему помочь осознать ошибки, безнравственность поступка.

Проявления внутренних качеств личности ребенка очень многообразны. Это и область нравственных отношений, и характер взаимоотношений детей в процессе коллективной деятельности, и отношения учителя с детским коллективом.

Нравственный мир ребенка очень сложен, изменчив, противоречив. Незаметные, незначительные на первый взгляд отклонения в нравственном развитии младшего школьника могут привести к серьезным отклонениям от нормы в подростковом возрасте.

Одним из направлений в развитии личности ребенка является возрастание осознанности собственного поведения. Это означает, что его поведение начинает регулироваться нормами, правилами, обязанностями перед другими.

В этом возрасте дети ещё не отдают отчета, какие качества привлекают или отталкивают их в том или ином человеке. Они могут одного и того же человека считать сегодня плохим, а завтра хорошим в зависимости от конкретных поступков, которые он совершил. В этом случае необходимо оказать влияние на становление правильного отношения ребенка к плохому и хорошему, на формирование верных моральных оценок.

Собственный нравственный опыт создает условия для эффективного усвоения опыта других людей, который передается детям в процессе нравственного просвещения. В процессе воспитания дети должны осознать нравственную сторону поведения и отношения, суметь оценить свои и чужие поступки.

Воспитательный процесс необходимо построить так, чтобы были созданы оптимальные условия для развития каждого ребенка, исходя из его индивидуальности. Индивидуализация воспитания необходима для того, чтобы в детях проявились их лучшие черты и качества.

Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в начальных классах

Во всестороннем развитии личности большую роль играет эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Начинается оно с первых лет жизни детей. Это понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Но познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решать следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

С первых лет жизни ребенок неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, он очень радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. И это все вызывает у него заинтересованность, чувство удовольствия. В жизнь детей входит слово «красивый». С малых лет они слышат песни, сказки, рассматривают картинки. Одновременно с действительностью искусство становятся источником их радостных переживаний.

У детей в процессе эстетического воспитания совершается переход от безотчётной реакции на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма представлена совокупностью звуков, красок, линий. Но восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно связано с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, душевное волнение, которое возникает от встречи с прекрасным.

Задача учителя вести младших школьников от восприятия красоты к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений.

Эта работа требует от педагога большого умения систематически наполнять жизнь ребенка красотой, облагораживать его окружение.

Заниматься эстетическим воспитанием - значит одновременно решать многие проблемы воспитания, способствовать удовлетворению свойственного каждому человеку стремления к красоте. Цель эстетического воспитания - открыть ребенку красоту не только в искусстве, но и в быту, в природе, в отношениях между людьми.

Родители в меру своего понимания помогают ребенку развить стремление к прекрасному. Они дают ему в руки интересные книжки с яркими картинками, красивые игрушки, создают уют в доме. Книги, попадающие к ребенку, зачастую становятся близкими и любимыми потому, что были просмотрены и прочитаны вместе с родителями, которые помогли детям постичь прекрасное своими мыслями и советами.

Эстетическое воспитание осуществляется и на уроках, и во внеклассной работе, но если при этом нет необходимой последовательности, усилия учителей не приводят к желаемым результатам.

Эстетическое воспитание содействует развитию навыков восприятия и пониманию прекрасного в искусстве, в общественной и личной жизни, формированию любви к прекрасному и способности творчески воплощать его. Отсюда определяется многогранность задач эстетического воспитания. Активное восприятие прекрасного требует деятельности мысли, но, помимо этого, даже для восприятия прекрасного, необходрімо формирование целого ряда умений, навыков, развитие таких качеств, как внимание, память, наблюдательность и др.

Развитие художественных способностей, воспитание эстетического восприятия не являются особенной частью эстетического воспитания, изолированной от других сторон воспитания. Так, например, для того, чтобы красиво и выразительно спеть самую простую песенку, ребенок должен не только механически запомнить её мелодию и слова, а понять её смысл, её характер, прочувствовать, пережить и соответствующим образом передать, управляя при этом своим дыханием, голосом, произношением. Если ребенок поймет и полюбит красоту выразительного пения, научится отличать его от фальшивого, он будет по-другому относиться и к звучанию речи (своей и чужой). У него станет более чуткий слух, он будет прислушиваться к интонациям человеческого голоса, он правильно поймет требование учителя не говорить грубо и крикливо, потому что это не только невежливо, но и некрасиво.

Следовательно, эстетическое воспитание в процессе обучения пению, взаимодействует и с умственным, и с нравственным воспитанием, действуя незаметно, но эффективно.

Процесс взаимодействия происходит и в других формах работы, если они правильно организованы. Например, умение танцевать, красиво двигаться под музыку воспитывает не только эстетически, но и способствует удовлетворению потребности растущего организма в движении, является эмоциональной разрядкой от напряженной умственной деятельности. Навыки красивого поведения в танце положительно влияют на повседневную жизнь детей, их манеру поведения, общения друг с другом.

Внесение элементов эстетического воспитания в самые разные стороны учебно-воспитательного процесса имеет огромное значение для достижения положительных результатов в формировании личности в целом. Гак, в процессе трудового воспитания важно, чтобы и сам процесс, и результаты работ, выполненные детьми, развивали эстетические вкусы. Тогда самые обычные виды работы: уборка помещения, ремонт школьной мебели и другие схожие занятия - будут иметь для детей новый смысл. И если ребенок увидит, насколько красивее стало вокруг него и насколько красивее стала починенная им вещь, он получит чувство удовлетворения от выполнения «неэстетической» работы. В данном случае общественное значение труда приобретает эстетическую окраску, что очень важно для воспитания потребности трудиться творчески.

Похожие диссертации на Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов