Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи Джишкариани Тамара Джарназиевна

Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи
<
Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Джишкариани Тамара Джарназиевна. Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 199 c. РГБ ОД, 61:05-13/854

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы 18

1. Историко-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания учащихся 18

2. Духовно-нравственное воспитание в философско-педагогическом наследии 26

3. Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема 51

Выводы из первой главы 78

Глава 2. Роль педагога в духовно нравственном воспитании учащихся 80

1. Взаимосвязь и взаимодействие проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов 80

2. Традиции и национальная культура в духовно-нравственном воспитании 98

3. Современные модели духовно нравственного воспитания учащихся и студентов педагогических вузов 126

Выводы из второй главы 140

Заключение 143

Библиография 153

Введение к работе

Актуальность исследования. Начало XXI века для России ознаменовалось большими переменами общественного и индивидуального сознания, связанными с серьезной переоценкой ценностей, что, несомненно, отразилось на изменении ценностных ориентации не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Под влиянием этих глубоких изменений в общественном сознании новые задачи ставятся и перед Российским образованием, которое сегодня вступило в новый этап своего развития. Главной трудностью настоящего этапа является раздвоение целей образования. С одной стороны необходимость формирования традиционных российских ценностей, с другой приобщение всей образовательной системы к западным ценностям. Этот процесс связан с необходимостью интеграции в мировую образовательную среду, без которой сегодня невозможно представить себе существование современного человека. И на пути к достижению поставленных задач мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью приспосабливаться к особенностям жизни, присущим западному обществу, с его прагматизмом, рационализмом, замкнутостью на индивиде и его проблемах, с его ориентацией сугубо на интеллектуальные и материальные ценности - без должной заботы о ценностях духовных. Проникновение перечисленных выше тенденций в российскую действительность оказывает свое воздействие на многие проявления нашей жизни. Наряду с открывшимися перед людьми новыми возможностями, такими, как свобода совести, открытость общества, многопартийность, гласность и др., в России стремительно нарастают негативные явления, присущие «обществу потребления». Наибольшее негативное воздействие указанные факторы оказывают на неокрепшие умы детей, подростков и части молодежи, которые в силу несформированности мировоззренческих позиций, становятся «заложниками» низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект. Отсутствие внутреннего

нравственного стержня у многих представителей современной молодежи усугубляется еще и утратой внешней поддержки: семьи, школы, молодежных общественных организаций, здоровых неформальных объединений. Причиной подобных явлений стал отсутствие в течение длительного времени новой системы ценностей, взамен социалистических которые с известного момента полностью отрицались, а навязываемые обществу западные образцы, в силу особенностей российского менталитета, не могли их заменить.

В 90-е годы прошлого века с особой остротой встал вопрос о том, насколько необходима определенная система ценностей и для каждого человека, и для общества, и государства. Она является базой для нормальных межличностных отношений, отношений внутри государства и с окружающим миром в целом. В этот период Российское общество испытало на себе те глобальные процессы, которые характерны для многих западных стран: распад гуманитарного знания, дегуманизация общества, деперсонализация личности и т.п.

Наиболее отрадным в этой ситуации является тот очевидный факт, что, несмотря на всю сложность современной ситуации, система российского образования, сохранила свою жизнестойкость, и произошло это благодаря тем гуманистическим ценностям, которые веками закладывались в его содержание.

Ни для кого не секрет, что именно в отроческие годы формируется вектор ценностных ориентации. У подростка впервые пробуждается интерес к собственному внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями и способствует преодолению, кризиса прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, выраженному в негативизме, боязни неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию - формируется личность. Поэтому именно в этот период наибольшую актуальность приобретает задача наиболее целостной

организации образовательного пространства, при котором создавались бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Решить данную задачу возможно только в рамках правильно организованного, и точно идеологически выстроенного духовно-нравственного воспитания, направленного на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.

Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имели
исследования по гуманизации образования, в том числе связанные с
гуманизацией содержания образования (Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулава,
И.В.Бестужев-Л ада, А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, Л.П.Буева,

Б.С.Гершунский, В.П.Зинченко, В.В.Краевский, З.А.Малькова,

Б.М.Неменский, Н.С.Розов, Е.Н.Шиянов) /4, 23, 28, 37, 42, 64, 90, 119, 146, 161, 194, 238/; труды по педагогической аксиологии (Р.Б.Вендровская, В.В.Веселова, В.А.Караковский, М.В.Кларин, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин, В.М.Утенков, Г.И.Школьник) /46, 47, 101, 104, 131, 134, 165, 186, 188/, работы, касающиеся проблемы включения ценностей в содержание образования (Д.Я.Зорина, И.Я.Лернер, В.Оконь, И.М.Осмоловская) /127,128, 170/, осуществлению принципа гуманизации в воспитательном процессе современной школы (Н.А.Гусева, О.Н.Козлова)/74, 107/.

Большой вклад в осмысление проблемы внесли работы христианских
педагогов и ученых (М.И.Андреев, А.Дауге, В.В.Зеньковский,
С.С.Куломзина, М.А.Куплетский, П.И.Линицкий, Г.Мартенсен,

арх.И.Маслов, В.В.Несмелов, Б.В.Ничипоров, В.Парамонов, Н.Пестов, СЯки) /137, 240,241,242/, творения святых отцов и учителей церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Иоанн Лествичник, Исаак Сирии, Феофан Затворник, Тихон Задонский, Владимир Богоявленский, Силуан Афонский, Иоанн Сергиев (Кронштадский) и др.) /50, 106, 124, 138/. Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного

воспитания и образования (Л. В. Бурмистр ова, прот.А.Владимиров, о.А.Гармаев, В.К.Журавлев, С.Ф.Иванова, прот.Г.Каледа, прот.В.Кречетов, В.Н.Крупин, о.А.Кураев, А.Е.Лихачев, В.Л.Махнач, И.В.Метлик, Т.И.Петракова, прот.Б,Пивоваров, прот.В.Резников, прот.А.Салтыков, А.О.Сергеев, Т.В.Склярова, В.И.Слободчиков, прот. Д.Смирнов, А.Н.Стрижов, Л.В.Сурова, о.А.Сысоев, В.Ю.Троицкий, иг.И.Экономцев, Р.Янушкявичюс, О.Янушкявичене, о.К.Ященко) /159, 194,196/.

Существенное влияние на формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и взгляды русских философов и богословов (СП Аверинцев, прот.И.Базаров, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, архЛ.Войно-Ясенецкий, А.Гусев, О.Г.Дробницкий, И.А.Ильин, арх.П.Игумнов, М.В Лодыженский, А.Ф.Лосев, В.Н.Лосский, М К.Мамардашвили, В И Несмелов, митр П Нечаев, А И Осипов, С.Н.Трубецкой, В.С.Соловьев, Г.П Федотов, С.Л.Франк)/72, 137, 129, 162,160/

Вместе с тем становится все более очевидным, что, несмотря на всю сложность современной ситуации, система российского образования, сохранившая свою жизнестойкость благодаря, прежде всего, гуманистическим ценностям, заложенным в его содержание, продолжает "оставаться на плаву".

Проблема ценностных ориентации особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, "выкристаллизовывается" личность. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении

принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.

Сложность данной проблемы заключается в ряде глубоких противоречий, открывшихся в ходе социально-экономических и политических реформ в России:

между появлением широких воспитательных возможностей и нарастанием негативных явлений в обществе, среди которых наиболее значимыми являются: усиление криминогенности общества, рост преступности, насилия, открытая пропаганда распущенности нравов;

между необходимостью усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам воспитания и ослаблением воспитывающей функции школы;

между традиционными для России гуманистическими ценностями и новыми ценностными приоритетами молодежи, связанными с усилением индивидуализма и прагматизма, ориентацией на западные образцы;

между широкими возможностями повышения материального уровня жизни и традиционной российской ментальностью, направленной на реализацию высших, духовных ценностей;

между становлением в российском обществе новой системы ценностных ориентации и инерционностью присущих школе процессов;

между поиском школой новой системы ценностей, адаптированной к современным условиям, и педагогической невостребованностью ценностей абсолютных, общечеловеческих, христианских;

между потребностью подростков в определенной системе ценностей и ее несформированностью в общественной и педагогической среде;

между заложенными в содержание образования гуманистическими ценностями и недостаточным использованием их потенциала в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;

между потребностью педагогической практики в научном осмыслении

инновационных процессов, происходящих в современной школе и

недостаточным количеством научных исследований, охватывающих весь спектр актуальных педагогических проблем, в том числе проблем духовно-нравственного воспитания.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования: «Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи».

Цель исследования: определение оптимальных путей взаимодействия школы и вуза по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи.

Объект исследования — система духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе и вузе.

Предмет исследования -' взаимосвязь гуманистических ценностей образования школы и вуза в духовно-нравственном воспитании учащейся молодежи

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи

обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования основ духовно-нравственного воспитания школьников и студентов педагогических вузов,

осуществить анализ гуманистических ценностей, заключенных в содержании среднего общего и высшего педагогического образования, определить психолого-педагогические условия наиболее эффективного их приложения,

определить сущность, содержание, структуру, критерии и показатели духовно- нравственного воспитания;

выявить ведущие тенденции в развитии гуманистического потенциала образования и его влияния на духовно-нравственную сферу личности,

- разработать и апробировать модель приложения гуманистических
ценностей в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся и
студентов,

- разработать научно-методические рекомендации по использованию
ценностного потенциала базовых знаний школы и вуза в духовно-
нравственном воспитании учащейся молодежи.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс духовно-нравственного воспитания учащихся школ и студентов вузов будет проходить успешно, если:

- разработан алгоритм анализа содержания среднего и высшего
педагогического образования и с его помощью выявлен его гуманистический
потенциал;

- обеспечены критериальные подходы к отбору и организации
возможных ценностных ориентации школьников и студентов, содержащихся
в среднем и высшем образовании,

обеспечен программно-целевой подход к реализации ценностного содержания базовых знаний в духовно-нравственном воспитании учащихся и студентов вузов, как будущих педагогов;

осуществлена ориентация будущих педагогов на инновационную систему духовно-нравственного воспитания; обеспечено педагогическое управление процессом реализации гуманистических ценностей образования в духовно-нравственном воспитании подростков.

Общая методология исследования базируется на аксиологических принципах, отражающих национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющих одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования; на важнейших положениях антропологии и культурологии о цельности и иерархичности человеческой души, о приоритете метафизического начала над телесным, о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры; на личностно-деятельностном подходе, нацеленном на интериоризацию обобщенного

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ; моделирование; беседы, анкетирование; длительное наблюдение с использованием специально разработанных программ; педагогический эксперимент; экспертная оценка; систематизация и обобщение полученных данных; статистические методы.

Теоретическая база исследования построена на определениях сущности личности, социальной обусловленности ее формирования, деятельно стной природе процессов воспитания и развития. В ходе нашего исследования мы опирались на фундаментальные теоретические работы в области:

-сущности и природе человека как субъекта деятельности и отношений (Л.И. Божович, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, ЯЛ. Коменский, НА. Менчинская, И Г Песталоцци, С Л. Рубинштейн, К Д Ушинский и др.);

-развития личности, деятельности и общения (Л С Выготский, В В Давыдов, В А. Караковский, Е А Климов, И.С. Кон, А Н Леонтьев, А.В Петровский, С Л Рубинштейн и др.),

-гуманитаризации и гуманизации содержания образования, процессов воспитания и обучения (Б.З. Вульфов, И.П. Иванов, В А. Караковский, В.Ф Кривошеев, И.И Легостаев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, И.М Титова, Ф.Р. Филиппов, Е.Н. Шиянов и др.).

Важное значение для исследования в концептуальном плане имеют:

-теоретические труды и исследования, посвященные формированию гражданственности и профессионального самоопределения в системе общего образования (А.В. Беляев, О.И. Волжина, А.Я. Журкина, Е.А. Климов, Л.В. Кузнецова и др.);

-педагогические концепции формирования ценностных ориентации и убеждений личности (Т.К. Ахаян, З.Д, Жуковская, К.Д. Радина, И.С. Марьенко, В.А. Караковский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сухомлинский и др.);

-концепции воспитания учащихся, отвечающие особенностям социокультурной ситуации и задачам обновления системы образования (Г.Н.Волков, О.С. Газман, И.М. Ильинский, А.В. Мудрик и др.);

-работы по проблеме осознания личностью целесообразности нормативной регуляции поведения как условия формирования гражданственности (Л.С. Выготский, И.С. Кона, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровски, С.Л. Рубинштейн).

Первый этап (1999-2001 гг.) - поисково-диагностический. Изучалась научная литература по проблеме, анализировался традиционный и инновационный педагогический опыт взаимодействия школы, педагогического вуза, общественных и социальных институтов по осуществлению нравственного воспитания и подготовке подрастающего поколения к жизни в гражданском обществе. Выявлялся реальный уровень сформированности нравственных качеств у учащихся и студентов, определялись факторы, влияющие на процесс их формирования, проводилось многогранное исследование активности в различных сферах общественной деятельности.

Второй этап (2001-2002 гг.) - опытно-экспериментальный. Осуществлялся формирующий эксперимент по совершенствованию совместной деятельности учащихся, педагогов, студентов как будущих педагогов и органов управления образованием, нацеленной на реализацию целей духовно-нравственного воспитания школьников.

Третий этап (2003-2004 гг.) - сравнительно-обобщающий. Поле опытно-экспериментальной работы было расширено; различные подходы к духовно-нравственному воспитанию апробировалась в ряде общеобразовательных учреждений и вузов. Осуществлялись систематизация и интерпретация полученных результатов, обобщение теоретических и практических результатов исследования. Разрабатывались научно обоснованные рекомендации по совершенствованию воспитательной работы в системе общего и высшего педагогического образования.

Опытно-экспериментальная база исследования: ГОУ СОШ №№ 2,5,7 г Шуя; факультеты Шуйского государственного педагогического университета.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены выбором философской, социологической и психолого-педагогической литературы с учетом исходных методологических позиций, адекватных поставленным задачам; соответствием избранных методов предмету, цели и задачам исследования и их взаимодополняемостью; системным анализом передового педагогического опыта, накопленного в практике патриотического воспитания; разнообразием и взаимопроверкой привлеченных источников.

Научная новизна исследования. Полученные в исследовании результаты вносят существенные изменения в общепринятые научные представления о процессах формирования духовно-нравственного воспитания, открывают пути для дальнейшей разработки широкого поля научных исследований в области формирования и развития духовной и нравственной личности. В настоящей работе впервые

- теоретически разработана и проверена опытным путем модель использования гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков, определены типичные условия ее функционирования;

- выявлены и сформулированы ведущие тенденции в развитии гуманистического аспекта содержания образования (переход от предметоцентризма к содержательным областям; рационализация и вербализация учебного материала за счет аффективно- эмоциональной сферы; перегруженность учебных программ информацией; усиление вариативной части содержания образования за счет инвариантной; концептуальный и содержательный разнобой при использовании в учебно-воспитательном процессе учебников различных авторов), позволяющие

сделать вывод о снижении его ценностной значимости и ослаблении влияния на внутренние ориентиры личности;

- определены психолого-педагогические условия эффективного использования гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков, разработано и представлено научно-методическое обеспечение процесса использования ценностного содержания базовых знаний в духовно-нравственном воспитании подростков

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

уточнены и конкретизированы понятия "духовность", "нравственность", "образование", "воспитание", "духовно-нравственное воспитание", "гуманистические ценности", выявлено их соотношение и взаимосвязь;

- определена сущность и выявлена специфика духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе и педагогическом вузе, разработана и предложена система ценностных ориентации для подростков, основанная на гуманистическом потенциале базовых знаний;

-установлено педагогическое значение организашюнно-деятельностной и организационно-ценнностной функций процесса нравственного воспитания учащихся, что нацеливает дальнейшие теоретические разработки на учет организационной природы рассмотренных в диссертации педагогических феноменов;

-разработана система принципов построения образовательного процесса, нацеленного на комплексную реализацию задач нравственного воспитания учащихся, которые являются определяющими для дальнейших теоретических разработок в области как профильного обучения, так и духовно-нравственного образования.

-разработана теоретическая модель осуществления духовно-нравственного воспитания во взаимодействии школы, вуза, социальных институтов, как в рамках действующей схемы государственного управления,

так и с учетом перспективного перехода на общественно-государственную и общественную.

Практическая значимость исследования. Разработанные на его основе комплекты материалов, программы по духовно-нравственному воспитанию школьников и студентов позволяют значительно повысить эффективность процесса формирования духовно-нравственной личности молодого человека.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении планов и программ для школ и педагогических вузов, создании учебных и методических пособий, разработке курсов лекций по воспитанию в институтах повышения квалификации учителей, в практической деятельности общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения.

1 Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности, причем духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания, а нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Таким образом духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира, Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Выбор ценностей опосредован творческим потенциалом педагога, гуманизмом его личности.

2. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях -
общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических
ценностей содержания образования; включенные в содержание образования
гуманистические ценности как опыт эмоционально-ценностного отношения к
миру присутствуют там имплицитно и нуждаются в выявлении. Будучи
выявлены, структурированы, дидактически переработаны и приняты
педагогом в качестве личной системы ценностей, они могут стать основой
системы ценностных ориентации подростков, проявляющих, в силу
возрастных особенностей, повышенный интерес к поиску идеалов и смысла
жизни. Поэтому необходимо специально готовить к осуществлению духовно-
нравственного воспитания еще будущего педагога, а именно студента
педагогического вуза.

3. Идеология процесса духовно-нравственного воспитания подростков
на основе гуманистических ценностей образования как исходная система
взглядов, целей, идей, представлений квалифицирует его как сферу
духовного производства, продукт которого - не присвоение новых знаний, но
присвоение духовно-нравственных ценностей и личностных смыслов,
раскрытие сущностных сил и деятельностных способностей учащихся,
формирование у них внутриличностных ориентиров и определенной
иерархии в отношениях с миром и с собой на основе гуманистических
ценностных ориентации. В этой системе координат цель духовно-
нравственного воспитания состоит в преобразовании эмоционально-
мотивационной сферы личности. В условиях общеобразовательной школы
эта цель достигается, прежде всего, через усвоение содержания образования,
опосредованное духовным миром педагога, где образование не изучение
предметов, а развитие личности предметами: на первом плане стоит
личность, субъект, его интерес, а предметы - только средства. Согласно
ценностной концепции современной дидактики, процесс обучения является
одновременно процессом направленного духовного развития и воспитания;
содержание духовно-нравственного воспитания является отражением

важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, духовной сфере, природе, представленный, в содержании образования. Помимо знаний и способов деятельности, оно включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения. Целостность картины мира и определение места человека в нем достигается возможностями базового и дополнительного образования на основе единства образовательной, воспитывающей и развивающей функций образования, единства целей и ценностей, взаимодополнительности содержания, а также единообразия требований со стороны педагогов и воспитателей, что подтверждает необходимость комплексного подхода к духовно-нравственному воспитанию в школе и вузе.

4. Технология процесса духовно-нравственного воспитания в средней школе и педагогическом вузе на основе гуманистических ценностей образования опирается на общую методологию воспитательной технологии и представляет собой совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в постоянно изменяющихся условиях. К принципиально значимым характеристикам этой технологии относятся наличие четко заданной цели, корректно измеряемого результата деятельности; представление содержания деятельности в виде задач разной степени сложности, решение каждой из этих задач с помощью описания их объекта, конкретного комплекса правил, приемов, логической структуры их решения; накопление множества моделей, приемов и описаний, позволяющих обобщать способы поиска решений, аккумулировать и использовать существующий опыт; указание способов взаимодействия участников воспитательного процесса; хмотивационное обеспечение деятельности учителей и учащихся; активное рефлексивное воздействие педагога на эмоционально-мотивационную сферу подростка, обеспечивающую духовно-нравственное развитие, определение границ репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся и педагогов

5. Использование гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи достигает оптимального уровня, если выявлены возможные объекты духовных потребностей (ценностных ориентации) подростков в базовом образовательном компоненте и совмещены с гуманистической ценностной ориентацией педагога, в том числе будущего, предполагающей единство личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора Основные его положения докладывались на международных и Всероссийских конференциях, научно-практических семинарах, совещаниях, чтениях, проводимых в Шуйском государственном педагогическом университете (1999-2004 гг ), Рождественских чтениях (Москва, 2001, 2003 гг ) Отдельные положения работы легли в основу проблемного семинара «Духовно-нравственное воспитание личности», курсов краткосрочного обучения «Традиционная духовность и основы нравственности», курсов длительного обучения «Основы православной культуры», проводимого в Рязанском областной институте развития образования, спецкурса по проблемам духовно-нравственного воспитания для студентов Шуйского государственного педагогического университета. Автором разработана учебная программа курса по выбору для всех педагогических специальностей «Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания ребенка (традиционный отечественный аспект)». Основные положения работы, ее содержание могут быть использованы при разработке курсов по истории педагогики, педагогической психологии, философии образования и др

Историко-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания учащихся

Наибольший вклад в развитие психологии нравственного воспитания внесла вторая половина XIX века, когда сформировалась одна из основополагающих идей современной психологии и педагогики — антропологический подход к изучению человека. При этом большое влияние на становление проблемы духовно-нравственного воспитания именно в психологическом контексте оказало стремление к осознанию менталитета русского народа, «национального характера», «народной души» /128/.

Исследование процессов становления и развития проблемы духовно-нравственного воспитания в психологическом контексте было уже предметом изучения в работах по истории педагогики и психологии Б.Г. Ананьева, В.В. Большаковой, Е.А. Будиловой, А.Н. Ждана, Л.Н. Кулешовой, Т.Д. Марцинковской, М.М. Рубинштейна, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, и др./78,40,84,123,147,195,203/, по педагогической психологии Б.С. Братусь, Б.Н. Волковой, Е.И. Исаева, И.Б. Котовой, Л.И. Маленковой, О.Ю. Образцовой, В.И. Слободчикова и др./44,94,96,117/, по педагогике Е.В. Бондаревской, Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, Р.Б. Вендровской, В.И. Додонова, Т.Б. Игнатьевой, Е.Н. Шиянова и др. /41,42,32,35,46,56,231/. Как показывает анализ данных работ, своеобразие развития педагогической психологии в России заключалось не только в специфической формулировке целей воспитания, но и в повышенном внимании к вопросам нравственного воспитания и личности ребёнка.

В связи с этим необходимо ответить на вопрос: когда и в каких социальных слоях, на какой ценностно-экзистенциальной основе в России сложился интерес к психологическим исследованиям в области духовно-нравственного воспитания? Какие факторы способствовали прогрессивным изменениям в отечественной психологии воспитания? Еще в XIX веке в русском общественном сознании сложилось несколько «разновидностей» подходов к восприятию науки вообще и педагогической науки в частности:

- стандартный европейский тип, связанный с первыми успехами отечественной науки, с повышением социального статуса ученых, с системой стажировок в европейских центрах;

- народнические и неонароднические идеи, обусловившие понимание науки как средства преодоления социального и сословного гнёта;

- самобытная русская наука, отличная от западной («сельское знание», православное, «византийское», опирающееся на религиозные обряды и сосредоточенное вокруг православного храма) /10/.

Достижения мировой и отечественной научной мысли явились той основой, на которой происходило становление и развитие духовно-нравственного воспитания в контексте психологического знания.

Как педагогическая категория, понятие «воспитание» утвердилось в отечественной педагогической науке в XVIII веке в связи с развитием воззрений о религиозно-нравственном воспитании молодого поколения, о котором писали такие русские ученые, как М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, В.Н. Татищев и др. Воспитание в то время рассматривалось как воздействие на ребенка и подростка с целью формирования его нравственных, умственных и физических качеств. Как отмечается в современных исследованиях, особенностью понятия «воспитание» была ярко выраженная духовно-нравственная составляющая, обусловленная спецификой российской ментальности.

Существенное влияние на ценностные приоритеты воспитания оказывали российские педагогические реформы. Взгляды отечественных педагогов, философов, общественных деятелей формировались в тесной связи с событиями, оказавшими особое влияние на ценностные приоритеты воспитания. К таким событиям можно отнести: отмену крепостного права в 1861 г.; и связанные с ней школьную, аграрную, административную, судебную, земскую реформы, последствия которых мы вправе оценивать как эпохальное событие резко повлиявшее на историческую судьбу России. Освобождение крестьян явилось результатом «полуторавекового хода нашей истории по новому пути», благодаря которому «спор между древнею и новою Россией кончен» (СМ. Соловьёв), «золотой век не позади нас, а впереди» (М.Е. Салтыков-Щедрин). Эпоха великих реформ несла в себе заряд гуманизма, что способствовало развитию новых взглядов на воспитание.

В «Объяснительной записке к проекту устава общеобразовательных учебных заведений Министерства Народного Просвещения» (1862) определялась цель учебных заведений, как воспитание человека, всестороннее и гармоничное развитие его нравственных, умственных и физических сил, формирование гуманного воззрения на жизнь. В связи с этим обращалось внимание на подготовку учителей и воспитателей, расширение их прав. Учебным заведениям представлялась возможность варьировать подходы в практике обучения и воспитания. /99/

Взаимосвязь и взаимодействие проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов

Проблемы, с которыми сталкивается современное общество, связанные с глобальными процессами: загрязнением окружающей среды, угрозой ядерной катастрофы, демографическими взрывами, влекут за собой психологическое напряжение, следствием которого являются, повышенная конфликтность, растущая агрессивность и, что в свою очередь приводит к росту преступлений, связанных с .применением насилия против личности. Эти явления отмечаются преимущественно в молодежной среде, наиболее чувствительной к социальной, экономической, политической, расовой и общественной дисгармонии. Очевидно, что эти явления вызваны не только низкой грамотностью, но и недостатком тех составляющих образования и воспитания, которые призваны, в первую очередь, противостоять воздействию на человека последствий технического прогресса, урбанизации, изменившихся социально-экономических и политических условий. Поэтому сегодня образовательная система должна нацелиться на формирование взаимоотношения людей таким образом, чтобы все считали человечество одной большой семьей, а себя - ее достойными членами. При этом необходимо способствовать росту нравственности, чувства собственного достоинства у людей, учить их, как наполнить жизнь творчеством, социальной, экономической и политической справедливостью.

К сожалению, сегодня дух национального согласия в многих странах подвергается серьезному испытанию из-за общественных разногласий, религиозных и культурных различий, и других факторов. Тем не менее, воспитание должно вырабатывать в людях иммунитет против сил распада, укреплять в них чувство принадлежности к мировому братству, любовь, ненасилие, толерантность, сотрудничество и согласие - все это будет способствовать очищению окружающей среды, появлению ментальной чистоты, развитию духовной силы.

В нынешней ситуации наиболее важным представляется воспитание, способствующее развитию гармонии как первичной и основной ценности. Без гармонии будут продолжаться конфликты и столкновения, а насилие приведет к расколу нации и разрушению всего того, что было создано раньше. Внимание и силы людей будут растрачиваться на то, чтобы устранить конфликты и забыть разногласия, вследствие чего неизбежно нервное напряжение, стрессы и, как следствие рост чувства страха перед завтрашним днем, что в свою очередь может стать серьезнейшим препятствием на пути прогресса.

Во избежание самых страшных последствий необходимо учиться улаживать разногласия рациональным способом, в духе примирения и сотрудничества. Без гармонии жизнь становится бременем. Если есть внутренняя и внешняя гармония, то другие качества будут сопутствовать ей. Без всеобщей гармонии не возникнет ни национального согласия, ни взаимодействия культур.

Одним из наиболее эффективных путей решения обозначенных выше проблем, по мнению многих специалистов в области воспитания молодежи, является введение нравственного воспитания в программы школ и высших учебных заведений. Сегодня для большинства людей стало очевидным, что в последние десятилетия, несмотря на прогресс, достигнутый в науке, технологии и многих других областях знаний, в нравственной сфере произошла значительная деградация, а на месте закона и порядка воцарились беззаконие и хаос.

Приходится признать серьезность ситуации и, в этой связи, важность воспитания, обращающего человека к его внутренним ценностям. Но с резким ростом знаний, обнаруживается, что науке и технологии придается все большее значение, и все меньше внимания уделяется искусству, культуре и гуманитарным предметам, за исключением, быть может, коммерции и экономики. При этом приходится констатировать явное пренебрежение той частью обучения и воспитания, которое ориентировано на рост морального уровня и накопление духовных ценностей.

Существует неверное представление о том, что, обучая человека всему, за исключением нравственных предметов, можно воспитать великих ученых, инженеров, врачей, менеджеров, литераторов и т.д. Разумеется, обучение наукам дает свои преимущества, так как шлифует научное мышление, повышает наблюдательность и аналитические возможности, учит выдвигать гипотезы и объективно проверять их, рассматривать события в их причинно-следственной взаимосвязи. Однако это образование развивает лишь левое полушарие мозга, оно способствует развитию только критических и умственных возможностей. При этом деятельность другого полушария практически не развивается. Разве то образование, которое занимается воспитанием чувств, не способствует более тонкой восприимчивости? Люди добиваются материального процветания, но при этом обедняются их души, что влечет за собой медленную «духовную смерть», нравственный распад личности. Достойна ли эта жизнь в качественном и эмоциональном отношениях, если загружая умы людей фактами у общества нет каких-либо значимых ценностей, благородных традиций и достойных обычаев? Будем ли мы счастливы с беспринципными политиками, нечестными бизнесменами, непорядочными учеными, живя на нечестно заработанные деньги, в семьях без любви и сотрудничества?

Традиции и национальная культура в духовно-нравственном воспитании

Традиционно под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для его полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. В этом смысле справедливо утверждение, что образование является такой же жизнеобеспечивающей системой, как и общественное производство.

Однако образование нужно человеку не только в его практической, жизнеобеспечивающей функции. Оно необходимо ему для обретения смысла, в духовной жизни, для творческой самореализации и т.п. Перефразируя Э. Фромма, можно сказать, что образование необходимо человеку не для того, чтобы иметь, а для того, чтобы быть состоявшейся личностью и жить достойно.

К сожалению, функцию формирования человека как личности современное образование выполняет далеко не в полном объеме. С каждым годом все больше становится очевидным, что российское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека, способного к переустройству общественной жизни, сохранению культуры, экологии, правопорядка. Философские и социально-психологические исследования фиксируют тенденцию снижения основных социальнозначимых качеств человека: его нравственной устойчивости, способности к выживаемости, культурному обустройству собственной жизни. Отмечается повышение уровня тревожности и агрессии среди молодежи. В школьной среде в последние годы принимают массовый характер явления дезадаптации и деиндивидуализации личности. Социально-педагогическая защита детства, гуманизация и гуманитаризация образования не реализуются в полной мере в практике массовой школы. Такое положение дел не может быть объяснено только за счет снижения качества образовательной деятельности. Оно обусловлено трудностями социально-экономической ситуации, отсутствием финансирования, политической нестабильностью, непрекращающимися локальными войнами, межнациональными конфликтами, разрушением поликультурной сферы, общей атмосферой бездуховности жизни большинства населения страны.

В международной юридической практике существует термин: «Дети, находящиеся в особо трудных условиях». К ним обычно относят такие категории детей, как сироты или оставшиеся без попечения родителей; социально дезадаптированные, безнадзорные, преступившие закон; дети беженцы; жертвы межнациональных конфликтов; подвергшиеся жестокому обращению или насилию; находящиеся в зонах экологических бедствий и т.п.

Так вот, по официальным данным в России в настоящее время проживает около 40 млн. детей, т.е. примерно 25% от общей численности населения. Среди них: детей-сирот и оставшихся без попечения родителей — 483 тыс. человек. Детей, имеющих определенные отклонения в психическом, физическом или умственном развитии, но обучающихся в специальных школах или коррекционных классах обычных школ - 908 тыс. чел., детей-инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты - 453 тыс. чел., детей-беженцев - 282 тыс. чел., совершивших правонарушения - 922 тыс. чел., совершивших преступления - 208 тыс. чел. (Данные Е. Рыбинского, исполнительного директора НИИ детства РДФ, ст. «Сиротливое детство», УГ N45,12 ноября 1996г.). ТакИхМ образом, 54% российских детей находятся в «особо трудных условиях», то есть более половины российских детей выпали в настоящее время из культуры и цивилизации. Как говорится, комментарии излишни.

Для предотвращения национальной катастрофы, исключительно актуальной является выполнение деятелями культуры и образования функций формирования человека и развития культуры, и в первую очередь их деятельность должна быть ориентирована на детскую среду. Многие педагогические коллективы уже глубоко осознали свою глобальную ответственность, взяли на себя миссию превращения своих школ в центры культуры, развития, гуманитарной помощи, защиты и поддержки личности ребенка.

Похожие диссертации на Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи