Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется необходимостью создания новых условий воспитания подрастающего поколения.
Изменение прежней официальной идеологии, с одной стороны, открыло простор свободному творческому поиску, а с другой стороны создало ситуацию возникновения ценностей - их внешнего многообразия без внутреннего единства. Модифицируется круг моральных ценностей, значимых для общества, допускается одновременное сосуществование в социуме вариативных представлений о нравственных ценностях (светских и религиозных, отечественных и западных, традиционных, национальных, общечеловеческих). В этом многоцветий цель воспитания становится почти неуловимой. Ситуация жизни взрослых и детей в условиях возможности выбора складывается таким образом, что социально востребованными оказываются именно нравствешгые качества (духовность, гуманность, порядочность, терпимость, ответственность). Их развитие и проявление тесно вплетается в контекст жизнедеятельности и происходит непрерывно. Совершенно закономерным в создавшейся ситуации является обращение к опыту прошлого и необходимость извлечь проверенные временем те ценностные ориентиры, которые основанием своим имеют общечеловеческое начало.
Рассматривая современные подходы к осмыслению морали, подчеркивая актуальность духовного самоопределения личности в современных условиях, мы считаем существенным обращение к моральным знаниям, заложенным в литературе как источнике познания нравственного опыта.
В работах последних лет (М.И.Ананьев, Д.Маркуша, К.А.Щварцман) ставится вопрос об особой важности нравственного воспитания, об овладении культурой, о том, что молодое поколение должно понять роль морали для широкого круга практических проблем, уметь мыслить моральными категориями и соответствующим образом действовать.
Глубинный педагогический смысл моральных знаний, заложенных в произведениях литературы, подчеркивается в исследованиях Е.П.Белозерцева, А.С.Роботовой. Роль литературы в формировании нравственного поведения рассмотрена в психолого-педагогических трудах, в работах, посвященных литературному развитию (В.Н.Кан-Калик, В.И.Хазан, Н.Д.Молдавская), эстетическому и нравственному воспитанию (Л.С.Айзерман, Е.Н.Илъин, МА.Верб, Е.В.Квятковский, Н.М.Мещерякова, Т.Д.Полозова, З.Я.Рез).
В художественных произведениях находят отражение все известные "жгучие" вопросы, которые решает человечество: различные заповеди, фи-
лософские идеи, касающие смысла бытия, моральных норм, различные теории нравственного усовершенствования человека, факты реальной действительности, отражающие тему добра и зла, добродетели и порока.
Это приводит к убеждению, что научная педагогика, исследующая многообразные аспекты становления и воспитания человека.должна обратиться и к художественной литературе, которая во многих своих произведениях являет "форму существования" (А.С.Роботова).
Особенность и значимость художественной литературы связана с уникальностью предмета. Приобщение к литературе обладает ни с чем не сравнимыми возможностями развития нравственного начала в личности, т.е. выработки более чем актуального внутреннего противостояния бездуховности и безнравственности.
Поэтому, следуя целям нравственного воспитания в современных условиях, основой для формирования знаний выступает педагогически управляемый процесс, который осуществляется на основе отбора литературного содержания, включающего эти знания.
Мы считаем, что в практике изучения современной литературы не в полной мере используется воспитательный потенциал произведений, в содержании которых приоритетной является нравственная проблематика.
Осуществление современного подхода к воспитанию средствами содержания гуманитарного образования послужило подтверждением необходимости обращения к проблеме формирования моральных знаний в процессе изучения литературно-педагогического наследия Ф.Абрамова, в котором по нашему мнению заложен воспитательный потенциал, реализация которого может быть основой формирования моральных знаний старшеклассников. Этим обусловлен выбор нами темы диссертационного исследования: "Воспитательный потенциал произведений Ф.А.Абрамова в формировании активных моральных знаний старшеклассников".
Нами выбрано творчество этого автора, поскольку литературно-педагогическое наследие Ф.Абрамова оптимизирует объективные и субъективные факторы народного воспитания, уходящие в прошлое, но в то же время актуализирует опыт поколений, обращенный в будущее. Кроме того, творчество Ф.Абрамова близко учащимся своей этнической принадлежностью к культуре, быту, образу жизни края проживания школьников.
Тема исследования.: Воспитательный потенциал произведений ФЛАбрамова в формировании активных моральных знаний старшеклассников.
Объект исследования: Литературно-педагогическое наследие ФАбрамова.
Предмет исследования:
Воспитательный потенциал произведений Ф.Абрамова в формировании активных моральных знаний старшеклассников.
Цель исследования: Выделить педагогические условия влияния потенциала произведений Ф.Абрамова в формировании моральных знаний старшеклассников.
Гипотеза исследования.. Мы полагаем, что воспитательный потенциал литературно-педагогического наследия Ф.Абрамова будет оказывать влияние на формирование активных моральных знаний старшеклассников, если:
в процессе изучения литературно-педагогического наследия спроектированы педагогические условия личностного присвоения нравственных знаний, раскрытых в произведениях писателя;
формирование моральных знаний личности происходит с учетом уровня и на основе имеющихся у учащихся моральных знаний;
- присвоение моральных знаний, заложенных в произведениях
Ф.Абрамова, будет осуществляться поэтапно: от получения информации до
приобретения знаниями активного стремления и проявления;
- этапами в процессе приобретения знаниями активности будут:
а) информативно-диагностический, на котором учащиеся получают ин
формацию о моральных знаниях, раскрытых в произведениях
Ф.Абрамова, а учитель предоставляет им эту информацию и проводит
диагностику воспринятых знаний;
б) оценочно-диагностический, на котором учащиеся производят оценку
различных литературных или жизненных ситуаций с позиции приобре
тенных моральных знаний, а учитель создает эти ситуации и проводит
диагностику умения учащимися пользоваться приобретенными знания
ми в устной и письменной оценке;
в) оценочно-деятельностный, на котором учащиеся активно используют
приобретенные знания в разных видах своей учебно-воспитательной
деятельности, а учитель проводит диагностику активности приобретен
ных учащимися моральных знаний;
- при изучении произведений подчеркиваются нравственные ценности, за
ложенные в культуре Русского Севера.
Задачи исследования:
охарактеризовать литературное произведение как источник моральных знаний;
проанализировать литературно-педагогическое наследие Ф.Абрамова, его воспитательный потенциал;
охарактеризовать и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование нравственного поведения старшеклассников;
разработать технологию изучения литературно-педагогического наследия по присвоению моральных знаний старшеклассниками;
Методологическую базу исследования составили проблемно-целостное знания о человеке и его духовно-нравственном мироотношении, которое лежит в основе разработки современной образовательной парадигмы вообще и гуманитаризации образования в частности.
Теоретической основой исследования стала психологическая теория культурно-исторического наследования (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, АЛ. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), теория ориентации развивающейся личности на общечеловеческие ценности (Т.К.Ахаян, И.С.Батракова, ЗЛ.Василъева, А.В. Кирьякова).
Методы исследования. Тема, задачи, гипотеза исследования обусловили выбор комплекса методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта; анализ образовательных программ; диагностические методы (анкетирование, опрос.беседа); обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, самооценка); прак-симетрия; экспериментальные методы (констатирующий и преобразующий эксперимент); метод статистической обработки опытных данных.
База исследования: Общеобразовательная школа №2, школа-лицей №17 г.Северодвинска. В эксперименте приняли участие 338 учащихся старших классов с разным профильным направлением, 113 учителей г.Северодвинска.
Организация исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась с 1993 по 1997 гг.:
1993-1994 - изучение философской и психолого-педагогической литературы, выделение основных направлений исследования, составление программы исследовательской работы, обобщение опыта работы со старшеклассниками.
1994-1996 - проведение эксперимента; изучение литературно-педагогического наследия Ф.Абрамова; апробация результатов.
1997-1998 - проверка и уточнение теоретических и экспериментальных положений исследования, оформление материалов диссертации.
Положения, выносимые на защиту:
-
. Сущность активных моральных знаний как компонента нравственного поведения личности.
-
Литературно-педагогическое наследие Ф Абрамова как источник моральных знаний, в котором сливаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, нравственные начала жизни, выступающие
ценностным ориентиром в формировании нравственного поведения старшеклассников.
-
Категории Добра и Зла - ядро нравственных отношений в литературно-педагогическом наследии Ф.Абрамова.
-
Педагогический инструментарий личностного присвоения (содержание, процесс, средства, формы) активных моральных знаний, раскрытых в творческом наследии Ф.Абрамова.
Научные результаты исследования:
обозначена сущность активных моральных знаний как компонента формирования нравственного поведения личности;
проанализировано и определено литературно-педагогическое наследие Ф.Абрамова как источник формирования моральных знаний;
раскрыт поэтапный процесс личностного присвоения моральных знаний в деятельности учащихся, связанной с изучением произведений Ф.Абрамова (в деятельности адекватной сущности приобретаемых знаний);
предложено содержание Литературных чтений как комплексной формы личностного присвоения моральных знаний;
выявлены педагогические условия личностного присвоения моральных знаний и приобретение знаниями активности в разных видах образовательной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования исследовательских и методических материалов в работе учителей-практиков в ходе подготовки будущих педагогов-филологов, в процессе повышения квалификации специалистов.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
на семинаре учителей г.Северодвинска, организованного на базе школы №2 (1995 г.);
на курсах повышения квалификации АО ИППК (Архангельск, 1997, 1998
г);
на научно-практической конференции "От развития личности учителя к развитию личности ученика" (Архангельск, 1997);
на конференции "Новые технологии в гуманитарном образовании" (1998 г, гимназия №3 г.Архангельск);
на методическом совете кафедры общей педагогики ПТУ (1998);
на Ломоносовских педагогических чтениях при АО ИППК (Архангельск, 1997,1998).