Введение к работе
(
-';i"j
- -,,г: 'Актуальность темы. Коммунистическая партия Вьетнама на
^^своём'съезде продемонтрировала "решимость к глубокому обновлению
во всех областях экономической и социальной жизни, с тем, чтобы шаг за шагом стабилизировать социально-экономическое положение, создать предпосылки для осуществления социалистической индустриализации в последующие годы"1. Основные направления экономического и социального развития' Социалистической республики Вьетнам на данный период, утвереденный У1 съездом КПВ, предусматривают обеспечение развития системы образования, совершенствования школьного обучения.
В политическом докладе У1 съезду КПВ ставится задача установить тесные контакты между культурно-массовой художественной деятельностью и работой профессиональных коллективов в целях "повышения уровня художественного творчества, как уровня социалистического сознания народа" для того, чтобы создать новую культуру и формировать нового человека.
В строительстве социализма важную роль играет школа, так как она занимает ведущее место в подго.товке нового всесторонне развитого человека, активного отроителя социалистического общества. Сейчас чрезвычайно важным шагом является проводимая в СРВ
редарма начального и среднего образования. Реформа народного
образования ставит цель - в кратчайший срок привести образова
ние в соотвествие с основными задачами строительства социализма
во Вьетнаме, направленными на становление гармонически развитой
личности - будущего хозаина страны.
Процесс становления гармонически развитой личности многогранен и сложен. При этом большое значение имеет проблема нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения, прежде всего средствами национальной культуры. Однако, результат педагогического процесса в преподавании художественных предметов в школе во многом зависит от .музыкально-эстетической подготовки учителя. Его знания, художественный вкус, педагогические умения
1. Из речи Генерального Секретаря КПВ ікуен Ван Лиіш. - лиіюіі:
Правда, 20 г.:ая IS08 i\
2. материалы У1 Сьездц КПВ. - лакой: Пр=іьда, І987. - 15^ с.
_ 4 _ оказывают решающей влиянии на нравственно-эстетическое образование и воспитаніїв школьников. Проведение в дшзнь обучения цузыке в общеобразовательной школе требует не только определенного количества учителей, но и Качества их подготовки.
Поэтому, решать проблему нравственно-эстетического воспитания школьников в общеобразовательной школе, необходимо начинать с нравственно-эстетического образования и воспитания самих учителей .
Немалое влияние на идеалогию и культуру Вьетнама после затягаїоіі войны оказывал существовавший феодальный строй и особенно господствовавший в течение последних лот в Дкном Вьетнаме колониальный и неоколониальный релим. Их "психологическая война" оказала немалое воздействие на нашу молоде.ль, ее художественный вкус, в частности, музыкальный. Это проявление интереса к безидейнои и бессодержательной шумовой музыке, музыке, лишенной национального колорита. С другой стороны, в практике музыкальных факультетов пединститутов СРВ, содержание методы и нормы обучения-народному творчеству, особенно вьетнамской народной песне, еще формальны и мало э^4>ективны. Вьетнамская народная иесня занимает незначительную часть репертуара на занятиях пением. Студенты не готовы к работе с учащимися, их подготовка не соответствует требованиям, выдвигаемым в программе "музыка" для общеобразовательной школы, в которой народная песня занимает вак-ное место.
Народная песня - одна из важных и значительных составных частой национальной культуры и духовной линии народа. В наши дни в Советском Союзе создана программа по музыке композитором-педагогом д.Б.Каоалеьским, в которой ..штор называет народные песни и танцы "своеобразной онпиклопедпей лшзни народов шра" .
Воспитательные особенности русской народной песни исследовались Ь. С. Асафьевым, Н.Л.Гродзенскои, В.я.дышлевской, B.C.поповым и другими.
Во вьетнш.ской народной песне отобрадеаы разлнчше природные и социальныэ явления и слолшые отношения к ним человека. Вьетнамская народная песня характеризуется не только лирическими об-
1. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой)
для общеобразовательной школы 1-3 классы. - м.: Просвещение, 1985. - 112 с
разами, но и афористически меткими пословицами и поучениями, которые являются великолепными примерами для воспитания нравственно-эстетических чувств человека. Разнообразное содержание вьетнамской народной песни привлекало вникание многих вьетнамских музыковедов. Его изучением занимались Ту Нгок, Нгуен Тхи Ньюнг, Нгуен Синь, Зоан Ньо, Хонг Тхао, Данг Ван Лунг и др.
Своеобразные жанры вьетнамской народной песни, сюжеты в их национальной специфике, такие ее особенности, как разные структуры поэтических строф текстаj влияние речевой интонации на песенный мелос, мелодическое и ритмическое своеобразие вьетнамской народной песни используются для создания музыкальных образов, отражающих разнообразные чувства и настроения человека, связанные с окружающей его жизнью.
Вьетнамская народная' песня содержит в себе богатейший воспитательный потенциал и может быть успешно использована в качестве средства повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания будущих учителей музыки. Однако, вопрос о роли вьетнамской народной песни и ее использования» как средства музыкально-эстетического- воспитания студентов музыкального факультета педагогических институтов, до сих пор не разработан.
Исходя из этого, тема "Воспитательные возможности вьетнамской народной песни в подгогговке учителей музыки для начальной школы СРВ" актуальна для музыкальной педагогики Вьетнама и еа; исследование является необходимым.
Цадь исследования заключается в- выявлении возможности вьетнамской народной песни в нравственно-эстетической подготовке будущих учителей музыки.
Объектом исследования является подготовка студентов музыкального факультета педагогических, институтов.
Птедмет исследования: — приобщение к вьетнамской народной песне будущих учителей, музыки: начальной школы СРВ.
В исследовании' выдвигается! следующая гипотеза; Пріобщеіше к вьетнамской народной: песне.- будущих учителей музыки может стать эффективным при педагогически целенаправленном изучении:
воспитательных возможностей вьетнамской народной пески в единстве ее смыслового содержания и художественных средств выразительности;
идойnoil позиции народного автора.
Исходя из цели исследования и изложенной выше гипотезы, мы поставили следующие задачи:
определить структуру вьетнамской народной песни в ее национальной специфике;
выявить специфику включения вьетнамской народной песни в программу и практику подготовки будущих учителей музыки на музыкальном факультете пединститутов, а также в программу "Музыка" для начальной школы СРВ;
обобщить опыт музыкально-эстетического воспитания средствами народной песни, на примере общеобразовательной школы СССР.
Методологическую основу нашего исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам воспитания и образования, материалы съездов, пленумов КПСС, КЙВ и государственные документы, в которых ставятся задачи совершенствования воспитания и образования подрастающего поколения; работы яо педагогике, психологии, эстетическому воспитанию, музыкальной педагогике, искусствоведению.
Используемая в ходе исследования методика включала в себя: теоретический и методический анализ проблемы на основе изучения трудов классиков марксизма-ленинизма, научной литературы по педагогике, психологии, эстетике и искусствоведению; обобщение передового опыта та вопросам музыкально-эстетического воспитания младщих школьников средствами русской народной песни в СССР; изучение специальной литературы по проблеме исследования.
На зшситу выносятся следующие положения диссертации: Вьетнамская народная песня содержит в себе значительный воспитательно-образовательный потенциал, который модет быть успешно использован в разработке содержания музыкального воспитания студентов, будущих учителей музыки в пединститутах и учащихся начальной школы.
^44>ективность приобщеііия к вьетнамской народной лесие в процессе подготовки учителей музыки обусловливается педагогически целенаправленной активизацией изучения ее специфических черг в единство содержания и формы.
Разные аспекты смыслового и художественного содержания вьетнамской народной песни с ее национальной спецификой способствуют музыкально-эстетическому развитию студентов, будущих учителей музыки в пединститутах и детей младщего школьного возраста.
Научная ноьизна настоящего исследования состоит в том, что
- 7 -оно является первой в СРВ работой в области музыкальной педагогики по проблеме повышения' эффективносюг подготовки будуїдих учителей музыки средствами- народновп' искусства. В исследовании соотнесены воспитательно-образовательные возможности вьетнамской народной песни с музыкально - эстетическим развитием учащихся и совершенствованием системы музыкального воспитания учащихся начальной школы.
Практическая значимость исследования определяется возможностями его использования в теории и практике музыкального воспитания студентов музыкальных факультетов пединститутов, а также школьников младшего возраста.
Адтоб'щия основных положений исследования. Теоретические основы, матодика и результаты исследования обсуждались в лаборатории преподавания музыки Научно-исследовательского института Художественного воспитания АПН СССР. Результаты исследования шгут быть использованы в разработке содержания музыкального воспитания учащихся начальной школы.
Стоткт.ута диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.