Введение к работе
Актуальность исследования. Современная действительность представляет, с одной стороны, разнообразие различных видов образовательной деятельности, а, с другой стороны, эта действительность не является культуросообразной. Так за прошедшие годы в связи со вступлением России на новую платформу рыночных отношений, система ценностей общественного сознания утратила свои позиции, культура и искусство перестали быть востребованными в обществе, а также изменились и приоритеты общества. Такое положение связано с тем, что геополитический потенциал образования, культуры, искусства не только не используется, но и не осмысливается в полной мере.
Соответственно, наблюдается большой спад в области искусства, культуры. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: наступает духовный кризис личности, который в дальнейшем приводит к духовному обезличиванию общества. В связи с этим выступает проблема развития личности, подрастающего поколения, а в дальнейшем - и существования человека в современном мире. В современном процессе социализации подрастающего поколения наблюдается дефицит, либо полное отсутствие духовного развития и обогащения его внутреннего мира, его субъективной реальности. В дальнейшем это приводит к духовной бедноте и последующей неспособности к достаточной адаптации в изменяющихся современных условиях существования. И, главным образом, теряется, перестает быть значимым такое важное качество личности, как ее индивидуальность, в то время как для самого субъекта индивидуальность является непременным условием его самореализации и полноценной жизни.
Исходя из сказанного, отметим, что появляется потребность в преодолении духовного кризиса, потребность в решении проблемы развития личности. Для преодоления вышеописанных негативных тенденций необходимо приобщение детей в область искусства, культуры, а также внедрение новых педагогических технологий для достижения духовной безопасности.
Одним из условий духовного развития личности можно считать дополнительное музыкальное образование. Именно музыка заставляет детей быть чувствительнее и добрее к окружающему миру, быть более воспитанными, гармоничными в обществе. Музыка имеет большую эстетическую и познавательную ценность. Она отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте, традициях. Музыка учит детей быть небезразличными, учит сопереживать, устремляет к постижению прекрасного в окружающей их действительности, формируя в детях нравственность и духовность.
Дополнительное музыкальное образование следует рассматривать как одно из важных условий развития полноценной, гармоничной личности. Но дополнительный музыкальный образовательный процесс, помимо своих прямых целей и задач, обладает некоторым латентным компонентом. Такой латентный компонент можно обозначить как процесс надстройки над прямыми задачами педагога и детьми. В процессе реализации государственной музыкально-образовательной программы и традиционно планируемых воспитательных задач возникают сопутствующие воспитательные эффекты, не планируемые педагогом сознательно. Возникающие воспитательные эффекты в процессе музыкального образования являются важным педагогическим феноменом. Актуальность и значимость возникающих воспитательных эффектов проявляется в том, что они не только обогащают внутренний мир детей, но могут выступать как отдельные новообразования в структуре личности.
В связи с этим очевидны противоречия:
- между возникающими в процессе музыкального образования детей воспитательными эффектами и малой разработанностью теоретических положений по данному вопросу;
- между стремлением педагогов использовать воспитательные эффекты в музыкальном образовательном процессе и отсутствием практических рекомендаций по данному вопросу;
- между необходимой ориентацией педагога дополнительного образования на комплексное использование воспитательных эффектов в музыкальном образовании детей и отсутствием в педагогической науке однозначного определения воспитательных эффектов;
- между возможностью осознанного и эффективного использования воспитательных эффектов в музыкальном образовании детей и слабой разработанностью адекватных для этого дидактических условий.
Необходимость разрешения выделенных противоречий определила проблему нашего исследования: каковы структурно-содержательные характеристики воспитательных эффектов и каковы возможности их использования с целью формирования эмоционально-образного мышления детей в музыкальном дополнительном образовании? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс дополнительного музыкального образования детей.
Предмет исследования: использование воспитательных эффектов для формирования эмоционально-образного мышления в музыкальном дополнительном образовании детей.
Гипотеза исследования:
В процессе музыкального дополнительного образования детей могут быть оптимально использованы воспитательные эффекты, позитивно влияющие на формирование эмоционально-образного мышления, если:
- на основе изучения предпосылок возникновения и развития педагогического феномена будет конкретизировано определение понятия «воспитательные эффекты» и обосновано его место в музыкальном образовании детей;
- определены и аргументированы условия возникновения воспитательных эффектов в процессе музыкального образования детей и методика их эффективного использования при формировании эмоционально-образного мышления обучающихся;
- разработана и обоснована структурно-содержательная модель формирования эмоционально-образного мышления на основе использования воспитательных эффектов в процессе музыкального образования детей;
- предложена критериальная характеристика, необходимая для осуществления качественного мониторинга, диагностики процесса формирования эмоционально-образного мышления на основе использования воспитательных эффектов в процессе музыкального дополнительного образования детей.
Для реализации намеченной цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа степени изученности проблемы в современной психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературе определить содержательные характеристики воспитательных эффектов в музыкальном образовании детей как значимого педагогического феномена и условия развития у них эмоционально-образного мышления.
2. Спроектировать, теоретически обосновать и внедрить в практику деятельности учреждения дополнительного образования структурно-содер-жательную модель формирования эмоционально-образного мышления на основе использования воспитательных эффектов в музыкальном дополнительном образовании детей, отражающую возможности совершенствования процесса дополнительного музыкального образования детей в аспекте усиления его эстетической и личностно-развивающей направленности.
3. Разработать критериальную характеристику, дать опытно-экспери-ментальное обоснование методики исследования эффективности процесса использования воспитательных эффектов в дополнительном музыкальном образовании детей.
4. Выявить психолого-педагогические условия эффективного использования воспитательных эффектов в музыкальном дополнительном образовании, их влияния на процесс развития эмоционально-образного мышления детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения философии, психологии и педагогики в контексте исследований музыкального образования детей. Психологические основания работы составляют концепции развития воображения (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Палагина и др.) и мышления (А.Г. Асмолов, П.П. Блонский, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, И.М. Сеченов, Т.Н. Овчинникова, И.П. Павлов, Ю.М. Пратусевич, С.Л. Рубинштейн и др.).
Основополагающее значение для теории и практики использования воспитательных эффектов в музыкальном дополнительном образовании детей составили концепции воспитания (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, С.Л. Франк), теории воспитательного процесса и воспитательных эффектов (Б.М. Борытко, А. Дистервег, Л.В. Занков, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Л. Теодор и др.); концепция эстетического (аксиологического) понимания действительности (Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, М.С. Каган, О.А. Лосев, А.В. Луначарский, Б.М. Неменский, Л.И. Новикова, А.Ж. Овчинникова, Л.П. Печко, Л.Н. Столович, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, М.С. Яницкий и др.); представления о музыкальном развитии детей (Б.В. Асафьев, Т.Л. Беркман, В.Н. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др.); представления о музыкальном педагогическом процессе (Б.В. Асафьев, А.О. Бирмак, Л.С. Гинзбург, К.К. Кремлев, Н.М. Малышева, В.А. Натансон, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, Г.М. Цыпин и др.).
Для рассмотрения роли и места музыкального образования в системе дополнительного образования применен исторический подход (Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Ю.В. Келдыш, В.А. Натансон, Н.М. Михайловская, Н.Ф. Финдейзен, Н.Д. Успенский и др.); музыкально-психологический подход (Л.Л. Бочкарев, Л.Л. Дорфман, Г.В. Иванченко, Я.Л. Пономарев, Б.М. Теплов и др.); музыкально-эстетический подход (Г.Г. Коломиец, Г.Г. Леквеишвили, Л.А. Мазель, В.Н. Шацкая и др.); положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и другие); технологический подход к образовательному процессу (В.П. Беспалько, С.Д. Поляков, Г.К. Селевко и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы, нормативно-правовой и методической документации по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ подходов к развитию эмоционально-образного мышления детей в системе музыкального дополнительного образования; синтез и обобщение положений теорий; моделирование;
- эмпирические: методы психолого-педагогической диагностики (косвенное и включенное наблюдение, тестирование, анкетирование, проективные методики); опытно-экспериментальная работа;
- статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов, включая параметрический критерий различий (t-критерий Стьюдента), метод ранговой корреляции (коэффициент Спирмена), качественный анализ.
Эмпирической базой исследования выступило Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств № 9 г. Ульяновска.
Исследование проводилось с 2004 г. по 2010 г. в три этапа.
Первый этап (2004 - 2006 уч.г.) – теоретический – включал изучение состояния исследуемой проблемы в музыкально-педагогической теории и практике, анализ имеющегося инновационного опыта в системе музыкального образования. На этом этапе осуществлялся сбор и накопление исследовательского материала с целью теоретико-методологического обоснования проблемы, определения уровня ее разработки, анализировались нормативные документы, определялись исходные позиции исследования, его основные параметры: объект, предмет, цель, основные задачи и методологическая основа, была раскрыта содержательная характеристика понятия «воспитательный эффект» в структуре музыкального образования, ее критериальная характеристика и возможности диагностики.
Второй этап (2006 - 2009 уч. гг.) – опытно-экспериментальный – заключался в практической реализации разработанной структурно-содержа-тельной модели формирования эмоционально-образного мышления в контрольной и экспериментальной группах, а также выявлялась специфика процесса на основе использования воспитательных эффектов в музыкальном дополнительном образовании. В музыкально-образовательный процесс была внедрена методика формирования эмоционально-образного мышления на основе использования воспитательных эффектов. Проведены анализ, систематизация, обобщение, обработка результатов опытно-экспериментальной работы, в результате которых были подтверждены основные теоретические положения диссертационного исследования.
Третий этап (2009-2010 уч.г.) – аналитико-обобщающий. На этом этапе анализировались, систематизировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, были сформулированы теоретические выводы и обоснованы практические рекомендации по формированию эмоционально-образного мышления на основе использования воспитательных эффектов в музыкальном дополнительном образовании. Данный этап сопровождался участием соискателя в научно-практических конференциях, опубликованием статей по теме исследования. Осуществлялась заключительная диагностика, проводилась статистическая обработка полученных экспериментальных данных. Результаты исследования оформлялись в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- конкретизированы понятия «эффект», «воспитательный эффект», «воспитательный эффект в музыкальном образовании» с учетом их взаимосвязи, взаимообусловленности и своеобразия;
- расширен диапазон теоретико-методологического знания об организации процесса, направленного на формирование эмоционально-образного мышления на основе использования воспитательных эффектов в музыкальном дополнительном образовании, а также о дидактических, организационно-педагогических, психолого-педагогических условиях его эффективности;
- выявлены и аргументированы условия возникновения воспитательных эффектов в процессе музыкального образования детей;
- педагогическая теория обогащена научно-обоснованной структурно-содержательной моделью формирования эмоционально-образного мышления на основе использования воспитательных эффектов в музыкальном дополнительном образовании и критериальным аппаратом, необходимым для осуществления качественного мониторинга эффективности ее реализации;
- разработан комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающий эффективное использование воспитательных эффектов в музыкальном образовании детей с целью развития эмоционально-образного мышления.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- обоснованы роль и место музыкального образования в системе дополнительного образования детей в контексте решения проблемы формирования у них эмоционально-образного мышления;
- проведен анализ понятия «воспитательные эффекты» и дано его обоснование применительно к системе музыкального дополнительного образования, что может рассматриваться как определенный вклад в упорядочивание понятийно-категориального аппарата педагогики;
- исследован важный педагогический феномен - воспитательные эффекты как явление многогранное и значимое, посредством осознанного и целенаправленного использования которого в процессе музыкального образования может быть решена задача развития эмоционально-образного мышления обучающихся и достигнут определенный уровень сформированности у них мысленных образов, эмоциональной сферы и эстетического восприятия;
- спроектированная в ходе исследования структурно-содержательная модель формирования эмоционально-образного мышления на основе использования воспитательных эффектов в музыкальном дополнительном образовании создает возможность охватить в единой системе специфику названного процесса, выступает в тесной связи ее основных блоков - методологического, структурно-содержательного, деятельностного и критериально-результативного и способствует описанию и расширению знания об исследуемом педагогическом феномене для дальнейшего совершенствования процесса музыкального дополнительного образования;
- результаты исследования дополняют и обновляют методику дополнительного музыкального образования детей, расширяют теоретическое представление о процессе возникновения воспитательных эффектов в музыкальном образовании детей. Полученные результаты исследования создают предпосылки для дальнейшего изучения феномена воспитательных эффектов в процессе музыкального образования детей.
В целом, предложенные в диссертации теоретическая модель и методика использования воспитательных эффектов в процессе музыкального образования детей расширяют представление о названном педагогическом феномене и могут быть использованы в исследованиях, связанных с проблемами развития личности в системе дополнительного образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- раскрыты основные виды деятельности, методы и способы формирования эмоционально-образного мышления на основе использования воспитательных эффектов, стимулирующие качественное освоение детьми музыкально-образовательной программы;
- внедрена в практику деятельности учреждения дополнительного музыкального образования детей структурно-содержательная модель формирования эмоционально-образного мышления на основе использования воспитательных эффектов, что расширяет возможности совершенствования процесса дополнительного музыкального образования детей в аспекте усиления его эстетической и личностно-развивающей направленности;
- издана монография «Воспитательные эффекты в музыкальном образовании детей», разработаны методические рекомендации по эффективному использованию воспитательных эффектов в музыкальном дополнительном образовании детей и активизации процесса формирования у них эмоционально-образного мышления;
- использование критериальной основы оценки эффективности формирования эмоционально-образного мышления детей создает условия для целенаправленной организации качественной оценки (мониторинга) эффективности исследуемого процесса;
- результаты исследования могут быть использованы при разработке методических рекомендаций, спецкурсов для педагогов дополнительного образования в системе повышения их квалификации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается обоснованностью методологических позиций; применением комплекса методов, адекватных задачам и содержанию диссертационного исследования; лонгитюдным характером опытно-экспериментальной работы, применением валидных стандартизированных тестов и методик; успешной апробацией основных положений диссертационного исследования в ходе экспериментальной проверки, использованием математических методов обработки результатов исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Под воспитательными эффектами в музыкальном образовании детей следует понимать последствия непреднамеренных педагогических действий, в результате которых происходят позитивные изменения в личности воспитанника. Осознавая возникновение и наличие таких воспитательных эффектов, педагог дополнительного образования может максимально эффективно использовать этот педагогический феномен в целях наиболее активного развития эмоционально-образного мышления обучающихся, что является одной из важных задач музыкального образования.
2. Спроектированная структурно-содержательная модель формирования эмоционально-образного мышления на основе использования воспитательных эффектов в музыкальном дополнительном образовании создает возможность охватить в единой системе специфику рассматриваемого процесса, способствует описанию и расширению знания о нем для преобразования и управления им и выступает в тесной связи ее основных блоков: методологического (цель, задачи, принципы, методологические подходы и педагогические условия), структурно-содержательного (содержательные характеристики воспитательных эффектов), деятельностного (виды музыкально-образовательной деятельности, основные методы и средства) и критериально-результативного (критерии, уровни и показатели сформированности эмоционально-образного мышления).
3. Критериями развития эмоционально-образного мышления на основе использования воспитательных эффектов в музыкальном дополнительном образовании выступают: сформированность мысленных образов, эмоциональной сферы и эстетического восприятия обучающихся, что позволяет наиболее объективно оценить уровень и масштаб влияния воспитательных эффектов на индивидуально-личностное развитие детей и качество освоения ими музыкально-образовательной программы.
4. Важными психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное использование воспитательных эффектов в музыкальном образовании с целью развития эмоционально-образного мышления, являются: осознанная ориентация педагога дополнительного образования на целенаправленное использование воспитательных эффектов в музыкальном образовании детей как значимого фактора развития эмоционально-образного мышления обучающихся; построение образовательного субъект-субъектного взаимодействия, максимально насыщенного эмоционально-творческими педагогическими ситуациями; применение на музыкальных занятиях комплекса специально разработанных заданий определенной направленности (эмоционально-образные; эмоционально-логические, эмоционально-творческие); создание на музыкальных занятиях эмоциональной атмосферы увлеченности и творчества; применение адекватного диагностического инструментария, позволяющего определить уровень сформированности эмоционально-образного мышления в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей его развития у обучающихся.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования разных этапов работы апробированы на Международной научно-практической конференции «Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы» (Ульяновск, 2006); VI межрегиональной научно-практической конференции «Теория и практика продуктивного образования в культуросообразной школе» (Тюмень, 2006); Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность: начальная школа-вуз» (Ульяновск, 2007); Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: опыт, проблемы, перспективы» (Стерлитамак, 2007); Международной научно-практической конференции, посвященной МаГУ «Использование современных технологий в образовательном процессе» (Магнитогорск, 2008); IV Международной научно-практической конференции «NAUKA I INOVACJA – 2008» (Прага, 2008); VII Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Москва-Челябинск, 2008); IV Международной научно-практической конференции «БЪДЕЩЕТО ПРОБЛЕМИТЕ НА СВЕТОВНАТА НАУКА – 2008» (София, 2008); Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «Российская молодежь - будущее науки» (Ульяновск, 2009).
Отдельные результаты диссертационного исследования докладывались на педагогических советах, методических заседаниях отделений МОУ ДОД ДШИ №9 г. Ульяновска, а также представлены на факультете культуры и искусства Ульяновского Государственного Университета («Инструментальное исполнительство»). Предложенный в диссертации опыт использования воспитательных эффектов в развитии эмоционально-образного мышления детей внедрен в практику деятельности МОУ ДОД ДШИ № 9 г. Ульяновска.
По результатам исследования опубликованы 13 работ, из которых две статьи – в научных изданиях, рекомендованных ВАК. Также материал диссертационного исследования изложен в монографии «Воспитательные эффекты в музыкальном образовании детей».
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, библиографического списка использованной литературы (всего 252 наименования), 9 приложений. Общий объем диссертации составляет 254 страницы, из них 204 страниц основного текста, 50 страниц приложений. Общее число иллюстраций 20 (7 рисунков, 13 таблиц).