Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника Быкова Светлана Станиславовна

Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника
<
Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Быкова Светлана Станиславовна. Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Киров, 2004 182 c. РГБ ОД, 61:04-13/1051

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы воспитания гуманности как интегративного качества личности в младшем школьном возрасте

1.1. Генезис и эволюция идеи воспитания гуманности в философской и психолого-педагогической литературе 14-31

1.2. Сущность и структура гуманности как интегративного качества личности младшего школьника 31-51

1.3. Психолого-педагогические особенности развития гуманности в младшем школьном возрасте 51-66

1.4. Педагогическое стимулирование как фактор эффективности воспитания гуманности у младшего школьника 67-83

Выводы по первой главе 83-84

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию гуманности у младшего школьника

2.1. Изучение состояния уровня воспитанности гуманности у младшего школьника 85-104

2.2. Роль учебного процесса в воспитании гуманности у младшего школьника 104-120

2.3. Организация и проведение факультативного курса по воспитанию гуманности как интегративного качества личности младшего школьника 120-147

2.4. Диагностика результативности опытно-экспериментальной работы по воспитанию гуманности 147-152

Выводы по второй главе 152-154

Заключение 154-157

Библиографический список 158-171

Приложение 172-182

Введение к работе

Гуманизация образования, творческое развитие способностей каждого ребенка, уважение к его личности, ориентация на духовно-нравственное воспитание прослеживаются в настоящее время во многих педагогических концепциях и программах.

Основным положением гуманизации образовательного учреждения, по мнению Л. А. Байковой, становится «процесс обретения им свойств, создающих условия защиты прав каждого человека, его свободного и наиболее полного развития и самореализации» [7, с. 12].

В настоящее время наблюдается значительное внимание к исследованиям, посвященным проблемам формирования личности человека с учетом его индивидуальных особенностей. Актуальность исследования обосновывается необходимостью противостояния практицизму и относительной жестокости современного общества, что ведет к дефициту добра и чуткости в отношениях людей.

Сегодняшняя ситуация позволяет констатировать, что воспитание гуманности у младших школьников не соответствует современным требованиям. В отечественной школе фактически не обеспечивается личностно-ориентированный подход при взаимодействии учителя и ученика. Также не всегда обеспечивается гуманное отношение к учащимся со стороны учителей, родителей, сверстников.

Гуманность как нравственное качество является сложным интегративным психическим образованием, которое включает осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств и нравственного поведения. Базовой категорией воспитания гуманности является понятие «гуманные чувства», т.е. эмоциональное переживание реальных гуманных отношений и взаимодействий.

Обращение педагога к гуманным чувствам, таким, как чувство доброты, сочувствия, сострадания, милосердия, справедливости, чуткости, отзывчивости, эмпатии, жалости, дает информацию о нравственной зрелости воспитанника. Образовавшись, гуманное чувство не обособляется в структуре личности, а

4 тесно связывается с другими гуманными чувствами, тем самым создавая предпосылки для процесса их дальнейшей интеграции.

Непрерывным воспитанием гуманности как интегративного качества личности занимается несколько социальных институтов. Первыми педагогами являются родители, которые обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания ребенка. На следующих этапах развития ребенка семье помогает сеть дошкольных учреждений, где закрепляются заложенные в семье добрые чувства, накапливается опыт поведения.

Наиболее сензитивным периодом для воспитания гуманности является младший школьный возраст.

Младший школьный возраст связан с утратой детской «непосредственности» (Л. С. Выготский). Отношение ребенка к действию приобретает опосредованный характер, где средствами регуляции выступают общественно выработанные нормы и способы действования. Ребенок становится способным произвольно управлять собственным поведением, подчинять его сознательному контролю, преодолевать импульсивность.

В данный возрастной период происходит интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование нравственных привычек поведения и нравственных чувств личности.

Нравственные чувства выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень зрелости человека, его нравственную культуру.

Безусловно, ответственная роль в этом процессе обоснованно отводится начальной школе. Именно на этом этапе развития ребенок стремится познать себя, а через себя - других людей, их взаимоотношения. В младшем школьном возрасте происходит расширение и обогащение тех нравственных качеств, которые были сформированы в дошкольном возрасте. Тенденция интеграции гуманности обусловлена новыми требованиями, правилами школьной жизни. Изменение социальной ситуации развития ребенка обусловливает

5 необходимость воспитания гуманности личности, которая позволяет ему адаптироваться в новых условиях.

Изучение теоретических и практических основ воспитания гуманности как интегративного качества личности поможет нам раскрыть сущность и структуру этого качества и выбрать социально значимые средства, которые усилят интерес ребенка к той деятельности, на которую ориентирует его педагог.

Проблема воспитания гуманности детей младшего школьного возраста решалась во все времена на теоретическом и практическом уровнях.

Наиболее последовательно проблема воспитания гуманности решается в христианстве, где основой учения стало противопоставление двух полюсов — добра и зла. Философы Древней Греции Платон, Сократ, Аристотель раскрывали социально-теоретические аспекты воспитания гуманности у детей, подчеркивали необходимость организации воздействия взрослых на сознание, чувства, поведение детей, общения их между собой и со взрослыми в целях формирования личности.

Воспитание гуманности обеспечивается посредством реализации принципа природосообразности (К. А. Гельвеций, Д. Дидро, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо), с опорой на личный опыт ученика (М. Монтессори, С. Френе, Д. Дьюи).

Анализ трудов русских педагогов позволяет констатировать важность воспитания таких качеств, как человечность, сопереживание, любовь (К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, Д. И. Тихомиров, К. Д. Ушинский).

Педагоги советского периода Е. В. Бондаревская, Д. И. Водзинский, О. С. Газман, А. В. Зосимовский, Т. Е. Конникова, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзон, Т. В. Мальковская, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова рассматривали проблемы воспитания гуманности с позиций единства воспитания и обучения.

Новый вклад в теорию и практику воспитания гуманности личности внесли учителя-новаторы, работающие на основе идей педагогического сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, Н. Е. Щуркова) и утверждающие личностно-ориентированный подход к формированию личности младшего школьника.

Исследования ученых В. В. Давыдова, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина и других свидетельствуют о предрасположенности младших школьников к гуманности, именно в этот возрастной период нравственные чувства играют большую роль в формировании личности (О. С. Богданова, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. М. Якобсон). Этот аспект представляется достаточно продуктивным для раскрытия в нашем исследовании воспитания гуманности и его составляющих гуманных чувств.

В последние годы достаточно активно ведется разработка проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса в целом. В диссертационных исследованиях Л. А. Байковой, М. Н. Берулавы, Е. В. Бондаревой, Т. П. Гавриловой, Н. А. Гусевой, М. А. Молчановой, Н. Д. Никандрова, Г. В. Поснова, М. М. Сущих, Н. Д. Соколова прослеживаются педагогические подходы к содержанию гуманистического воспитания. Разведены понятия «гуманизм», «гуманизация», «гуманность», определены роль и место гуманности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Гуманизация педагогического процесса связана с переориентацией учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия на личностно-ориентированную модель (базируется на гуманистической психологии, основателями которой в 60-х г.г. начало века были Ролло Мей, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс), признающая важность личностной свободы и умение индивида прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь.

В рамках личностно-ориентированной модели педагогическое стимулирование воспитания гуманности личности получает общественную и

7 личную значимость. Формирование гуманности происходит при взаимной активности всех субъектов педагогического процесса, где общение выведено на эмоционально-ценностный уровень, где организация совместной деятельности направлена на лучшее освоение ее содержания и получение личностно значимых результатов происходит в процессе взаимодействия. Особое влияние на воспитание гуманности оказывают господствующие в обществе социальные отношения, которые проявляются в уважительном отношении к культуре других народов и наций. Активное и деятельное участие в судьбе другого человека, в сочувствии ему, сопереживание, сострадание к чужой беде побуждают личность испытывать моральное удовлетворение от ценности своего поведения. Становление гуманности происходит в движении: от подражания к овладеванию поведением в обществе.

Практическое решение проблемы является главным направлением концепции педагогического стимулирования. Именно с помощью стимулирования мы предполагаем усилить интерес учащихся к проблемам гуманности. На побуждении, строящемся на гуманных принципах, отвечающем интересам и потребностям ребенка, основывается концепция педагогического стимулирования.

Проблема общего стимулирования решалась в ряде работ философов, социологов В. Г. Афанасьева, М. С. Когана, М. П. Лаптина, В. Г. Подмаркова, Н. Ф. Щербака.

Современная концепция педагогического стимулирования опирается на достижения отечественной психологической мысли, в частности, на теории П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. В этих теориях были заложены основы целостного учения о личности и закономерностях развития процесса стимулирования. Важны труды К. А. Альбухановой-Славской, К. К. Платонова, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсона в свете идей теории деятельности, личностного подхода.

Основные идеи, принципы и положения концепции педагогического стимулирования раскрыты в работах Л. Ю Гордина 3. И. Равкина,

M. Г. Яновской. Развитие концепции педагогического стимулирования в историческом аспекте рассматривается в исследовании В. Г. Пряниковой. Л. И. Петрова посвятила свое диссертационное исследование теме стимулирования творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности.

В настоящее время особенно актуальны интегрированные процессы в области воспитания подрастающего поколения. Появление диссертационных исследований Л. С. Ощепковой, И. В. Пруговой, Г. Н. Рзаевой, Л. Г. Савенковой, В. Т. Чепикова свидетельствуют об интересе к формированию интегративных нравственных качеств. Однако вопросы, связанные с изучением гуманности как интегративного качества личности младшего школьника, специально в диссертационных исследованиях не рассматривались.

Анализ психолого-педагогической литературы и жизненной практики позволяет выделить противоречия между:

  1. требованиями к нравственному поведению личности со стороны общества и недостаточной гуманностью межличностных отношений в социуме;

  2. необходимостью интегрированного подхода к воспитанию гуманности и дифференцированным рассмотрением нравственных качеств в педагогической теории и практике;

  3. широким кругом исследований проблем воспитания нравственных качеств младших школьников и недостаточным использованием их результатов в практике школы.

Актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная разработанность в педагогической науке обусловили выбор темы нашего исследования: «Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника».

Цель исследования - раскрыть сущность и содержание процесса воспитания гуманности как интегративного качества личности младшего школьника.

Объект исследования - нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования - процесс воспитания гуманности как интегративного качества личности младшего школьника.

Гипотеза исследования. Воспитание гуманности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе будет более эффективным, если:

  1. гуманность рассматривается как интегративное качество личности младшего школьника, составляющими которого являются доброта, сочувствие, сострадание, справедливость, чуткость, отзывчивость, жалость;

  2. учитываются психолого-педагогические и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста;

  3. обеспечиваются гуманные взаимоотношения взрослых и детей в учебно-воспитательном процессе, и осуществляется педагогическое стимулирование воспитания гуманности младших школьников;

  4. систематически диагностируются уровни воспитанности гуманности и вносятся соответствующие коррективы в процесс воспитания.

Цель и гипотеза определили постановку задач исследования:

  1. Изучить генезис и эволюцию идей воспитания гуманности в философской и психолого-педагогической литературе.

  2. Раскрыть сущность и структуру гуманности как интегративного качества личности младшего школьника.

  3. Выявить специфику воспитания гуманности в младшем школьном возрасте.

4. Разработать модель стимулирования процесса воспитания гуманности у
учащихся начальных классов, провести её апробацию в опытно-
экспериментальной работе.

Методологической основой исследования являются философские и педагогические положения, отражающие идеи гуманистического направления в

10 воспитании; системный, интегративный, личностно-ориентированный подходы, положения отечественной психологии о взаимосвязи чувственной и рациональной сторон познания.

Теоретической основой исследования стали следующие положения:

  1. Развитие личности происходит в процессе деятельности и общения (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и другие).

  2. Единство и взаимосвязь учебной и внеклассной работы, опора на межпредметные связи способствуют воспитанию гуманности личности (Ю. К. Бабанский, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, Н. А. Лошкарева, Г. А. Победоносцев, В. А. Сластенин и другие).

  3. Воспитание гуманности основано на использовании дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к учащимся (К. А. Альбуханова, Л. А. Байкова, И. С. Кон, А. В. Петровский, И. С. Якиманская и другие), поликультурное воспитание (А. Н. Джуринский, А. А. Сыродеева).

  1. Интериоризация гуманности успешнее осуществляется с опорой на эмоционально-мотивационную сферу ребенка (Л. С. Выготский, Т. П. Гаврилова, Н. Е. Щуркова, М. Г. Яновская и другие).

  2. Воспитание гуманности рассматривается как основа системы формирования общечеловеческих ценностей, а воспитание гуманных чувств младших школьников как ее системообразующий фактор (В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, В. А. Сухомлинский, И. Ф. Харламов и другие).

В процессе проведения диссертационного исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ педагогических идей, явлений, фактов; моделирование; контент-анализ учебной литературы; эксперимент (констатирующий и формирующий); наблюдение; анкетирование; интервьюирование; методы математической обработки полученных результатов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1997 - 1998 гг.) определялась проблема исследования, осуществлялось её теоретическое осмысление, проводилось изучение философской, психолого-педагогической литературы, анализировался опыт педагогов по данной проблеме.

На втором этапе (1998 - 2001 гг.) на основе полученного материала была выдвинута гипотеза, составлена программа курса, проведены констатирующий и формирующий эксперимент на базе средних общеобразовательных школ № 17, 33 г. Кирова. В этот период был собран материал результатов экспериментальной работы, который помог скорректировать направление работы.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) была продолжена опытно-экспериментальная работа по стимулированию воспитания гуманности младших школьников, проверена исходная гипотеза. Этот этап позволил получить положительные результаты экспериментальной работы, которые свидетельствуют об эффективности курса по воспитанию гуманности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. представлены генезис и эволюция идеи воспитания гуманности в философской и психолого-педагогической литературе, в контексте обращенности к эмоционально-потребностной сфере младших школьников;

  2. раскрыта сущность и структура гуманности как отдельного нравственного качества, которое является сложным интегративным психическим образованием личности младшего школьника;

  3. выявлена специфика воспитания гуманности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;

  4. создана модель стимулирования гуманности как интегративного качества личности младшего школьника.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

  1. предложены эффективные формы и методы, направленные на воспитание гуманности младших школьников (этические беседы, драматизация, проблемно-поисковые ситуации, творческие игры, игры-тренинги, наблюдения, визуализация, психогимнастика и др.);

  2. разработан и апробирован курс по воспитанию гуманности у младших школьников «Я - житель третьего тысячелетия»;

  3. выявлены потенциальные возможности учебной литературы для начальной школы в воспитании гуманности;

  4. составлены педагогические рекомендации, которые могут быть использованы в работе учителей начальных классов по стимулированию воспитания гуманности младших школьников.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования; комплексом теоретических и эмпирических методов педагогического исследования, адекватных его предмету и задачам; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы с применением математических методов обработки данных.

Апробация результатов исследования:

Основные идеи и результаты исследования, отдельные теоретические и методические положения исследования были доложены на научно-практических, региональных и межвузовских конференциях, посвященных вопросам теории и технологии гуманистического обучения и воспитания в г. Глазове (2000), Кирове (2000, 2001, 2002), Москве (1998), Рязани (1998, 1999, 2001), Твери (2003).

С материалами исследования и открытыми занятиями автор выступала перед директорами, завучами и учителями г. Кирова и Кировской области на конференциях и семинарах, проходивших на базе школы № 17 г. Кирова (1997г.- городской семинар, организованный управлением образования; 1998г.-семинары для слушателей ФППК ОНО ВГПУ; 1999г. - семинар ИУУ).

13 На защиту выносятся следующие положения:

  1. Генезис и эволюция идей воспитания гуманности в философской и психолого-педагогической литературе позволяют выделить концептуальные положения, связанные с обращенностью к эмоционально-потребностной сфере, как психолого-педагогической основе воспитания гуманности у младшего школьника.

  2. Гуманность как нравственное качество является сложным интегративным психическим образованием, которое включает осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств (доброта, сочувствие, сострадание, милосердие, справедливость, чуткость, отзывчивость, жалость) и повседневное нравственное поведение. Основной категорией воспитания гуманности у младшего школьника является понятие «гуманные чувства».

  1. Специфика воспитания гуманности требует учета психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста: «особой эмоциональности», преобладания чувственно-эмоциональной стороны познания мира, большей внушаемости и восприимчивости к усвоению гуманных представлений. Усвоение нравственных императивов происходит посредством включения младших школьников в игру и учебную деятельность и опирается на единство обучения и воспитания, на принцип преемственности в целях сохранения и развития лучших педагогических традиций, на использование межпредметных связей в процессе учебно-воспитательной работы и реализацию функций учителя начальных классов.

  2. Предлагаемая модель, направленная на стимулирование воспитания гуманности как интегративного качества личности младшего школьника, состоит из следующих компонентов: интегративного учебно-воспитательного процесса, форм и методов стимулирования воспитания гуманности, индивидуальных особенностей ребёнка, рефлексивной обратной связи и предполагаемого результата.

Генезис и эволюция идеи воспитания гуманности в философской и психолого-педагогической литературе

Противоречивые тенденции в развитии современного российского общества требуют переосмысления идей, заложенных в воспитательном процессе в советский период. Обновление воспитательного процесса в настоящее время ориентируется на такие традиционно русские качества, как гуманизм, духовность и нравственность. При анализе исторических источников учитывается, что вопросы воспитания гуманности относятся к числу вечных тем в религиозных концепциях, философии, педагогике.

Наиболее последовательно проблема воспитания гуманности решается в христианстве. Основными идеями христианства являются такие, как идея греховности, идея спасения и искушения, идея богочеловека-спасителя. Из первых идей греховности выросло, с одной стороны, учение о греховности как причине всех несчастий, обрушившихся на человечество, с другой - учение об избавлении, спасении. Иисус Христос принес себя в жертву ради спасения человечества. Эта добровольная жертва избавила человека от греха. Поэтому вера в Иисуса Христа, следование его учению - это путь личного спасения для каждого верующего. Эти положения способствовали образованию двух полюсов - добра и зла (в восточных религиях фактически нет противопоставления добра и зла в исламе данная проблема только поставлена, а в христианстве она стала основой учения).

Мир многообразен, но в основе его лежат два принципа - добра и зла. В контексте сказанного понятно, что гуманизация выступает в качестве одного из направлений воспитания добра, а бездуховность - есть форма зла.

Религия по сути своей - есть сложная активная, действенная система воспитательного воздействия. Свод законов прост: будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся, - но в них огромный многовековой опыт поколений. Объединить же их можно одним мудрым изречением: не делай человеку то, чего себе не желаешь. Таким образом, гуманизм христианства несомненен: все люди -братья, они созданы одним Богом, и тот, кто приобщился к нему, уверовал в него, будет следовать его учению, где приоритет отдается добру, а не злу. Что выберет человек - дело его совести, однако, выбирая веру, любовь и добро, он приобщается к спасению, в противном случае его ждет наказание. Поэтому человек должен смириться, подавить свою гордость. Нравственным основанием такого поведения является любовь, прежде всего, к Богу, а через него - к другим людям и самому себе.

Многие века религиозное воспитание было единственной продуманной педагогической системой со всеми присущими ей признаками: целью, содержанием, средствами и методами, критериями и оценкой результатов, наставниками и воспитанниками.

В этом плане можно сказать, что формы религии отражают устоявшиеся, прошедшие проверку веками ответы на вопросы о человеческом существовании, приводящие к педагогически значимому результату.

Впервые упоминание о гуманном качестве - человеколюбии мы находим в трудах китайского философа Конфуция, который признавал ценность гуманности и для общества, и для отдельного человека. Основными путями формирования гуманности являются забота о людях, родителях при большой требовательности к себе [12]. Тем самым он положил начало гуманистической теории и сделал определенный вклад в разработку проблемы воспитания гуманности.

Важную, на наш взгляд, роль в развитии гуманности личности сыграл Платон (427-347 г. до н. э.), характеризуя нравственную личность с позиции так называемых добродетелей - мудрости, умеренности, мужества и справедливости. Большую роль в становлении личности играет воспитание. Заметим, что позднее христианское богословие добавило к ним еще три теологические добродетели - веру, надежду, любовь, в результате чего возникло учение о семи добродетелях, которые сегодня трактуются как общечеловеческие ценности и являются фундаментом для нравственного развития личности.

Правильным, по мнению Платона, является такое воспитание, которое основано на уважении к ребенку и способствует развитию его природных способностей.

Воспитание начинается с раннего возраста, когда возникают и укрепляются гуманные чувства, которыми владеет взрослый человек в идеальном обществе. Высказанная Платоном педагогическая идея воспитывать ребенка путем игры, без принуждения, является актуальной и в наши дни. «Человек, желающий стать достойным в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться, то забавляясь, то всерьез, во всем, что к этому относится. Например, кто хочет стать хорошим строителем, должен еще в играх возводить какие-то детские сооружения» [«Законы», 643] [96].

Таким образом, платоновская система воспитания преследует этические и политические требования, что это не просто воспитание, оно выполняет социальный заказ на формирование жизненных качеств личности, требующихся для государства.

Подобно Платону, Аристотель обосновал настоящую систему непрерывного воспитания, которая представляет процесс, затрагивающий все аспекты личности и длящийся всю жизнь. Основные направления воспитания выделяются в соответствии с природой человека и способствуют полноценному физическому, умственному и эстетическому развитию. Воспитание гуманности, по Аристотелю, не предполагает пассивного восприятия со стороны школьников, наоборот, существенное значение имеет опытное взаимодействие взрослых и детей.

Сущность и структура гуманности как интегративного качества личности младшего школьника

Проблема воспитания гуманности личности является общечеловеческой. «Современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а общие единства», т.е во всех областях знаний актуальны процессы интеграции [66, с.17].

Интеграция (лат. Integratio - восстановление, воссоединение) - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию [134, с.496].

При рассмотрении проблемы воспитания гуманности мы придерживаемся интегративного подхода (В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, И. Ф. Харламов). Аспектами используемого нами интегративного подхода воспитания гуманности являются, во-первых, единство обучения и воспитания; во-вторых, использование межпредметных связей в процессе обучения и воспитания; в-третьих, опора на принцип преемственности в знаниях; в-четвертых, успешная реализация функций учителя начальных классов.

Для выработки педагогических основ в воспитании гуманности мы опирались на положения о единстве и взаимосвязи учебной и внеклассной работы, разработанные в трудах Ю. К. Бабанского, В. С. Ильина, В. А. Караковского, В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева, Г. А. Победоносцев, В. А. Сластенина и других.

Б. Т. Лихачев считает, что на современном этапе развития общеобразовательной школы проблема единства обучения и воспитания является основной, т.к. ее реализация направлена на стимулирование воспитания в целом и что составляет основу мировоззрения личности. «Мировоззрение может явиться только результатом целостной, комплексной организации учебно-воспитательного процесса: интеллектуально эмоционального познания мира и его практического освоения» [64, с. 220].

Единство и взаимосвязь обучения и воспитания составляют содержательную сторону педагогического процесса. Основой обеспечения обучения и воспитания выступает органическое единство содержания обучения и воспитания, методов и форм, результата [6, 46, 62]. Органическое единство целей и задач состоит в том, что воспитание и обучение дает единую систему взглядов, убеждений, идеалов, знаний, умений и навыков, определяющим поведение личности. Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев совершенно верно отмечают, что «подход, при котором выбор содержания, организационных форм и методов работы подчинен решению комплекса воспитательных задач, обеспечивает более тесное взаимодействие обучения и воспитания школьников» [6, с. 8].

Таким образом, содержание образования и воспитания взаимодополняют друг друга. Содержание внеучебной воспитательной деятельности должно быть компенсирующим и синтезирующим знания, полученные по разным предметам.

В рамках рассмотрения единства и взаимосвязи учебной и воспитательной работы необходимо остановиться на межпредметных связях, как принципе обучения (Н. А. Лошкарева). Сущность принципа состоит в «органическом объединении наиболее крупных идей, фактов, обобщений смежных и родственных наук в едином учебном предмете» [64, с. 329]. Опираясь на это, можно сказать, что любой изучаемый в школе предмет при условии интегрированного обучения может дать положительный результат. Данное положение мы использовали в процессе воспитания гуманности как интегративного качества личности младшего школьника.

Личность представляет собой совокупность различных психологических качеств и свойств. Подход к личности как целостной структуре предполагает решение задачи главного основообразующего начала личности. Таким базовым качеством личности является ее нравственность, составным элементом которой рассматриваем гуманность.

Психологи рассматривают идею объединения (интеграции) психических свойств и качеств в структуре личности. С.Л. Рубинштейн анализирует данную область с позиции конкретной деятельности, в которой проявляются различные стороны личности. В конечном итоге, они взаимодействуют друг с другом и объединяются в «единстве личности».

Изучение состояния уровня воспитанности гуманности у младшего школьника

Теоретический анализ воспитания гуманности как интегративного качества личности позволил нам выделить её составляющие - доброту, доброжелательность, отзывчивость, сопереживание, сочувствие, справедливость, жалость, милосердие, которые необходимо формировать в начальной школе.

Целью констатирующего эксперимента является установление наличия представлений учащихся о гуманности, проявление гуманности в отношениях между учащимися, изучение вопроса ориентированности учителя на модель взаимодействия с детьми и адекватного применения методов воспитания в процессе воспитания гуманности в младшем школьном возрасте.

Задачи, которые мы поставили перед собой в ходе констатирующего эксперимента:

1. Получение информации об элементарных знаниях понятий «доброта», «доброжелательность», «справедливость», «сопереживание», «сочувствие», «отзывчивость», «справедливость», «жалость», «милосердие».

2. Выявление уровня воспитанности гуманности в зависимости от года обучения.

3. Изучение отношения школьников к различным явлениям жизни, действиям одноклассников и своим собственным, имеющим гуманистическую основу.

4. Изучение содержания учебников с целью выявления их гуманной направленности.

5. Получение информации об отношении директоров школ и учителей начальных классов к проблеме воспитания гуманности.

Процесс воспитания гуманности напрямую зависит от направленной воспитательной работы школы. С целью выявления воспитательной направленности школы, был задан вопрос директорам: «В какой мере отечественная школа справляется с задачей формирования у своих воспитанников гуманности как интегративного качества личности?». По данным анкетирования директоров школ, современная школа лишь отчасти справляется с воспитанием гуманности и её составляющих (доброты, отзывчивости, честности, порядочности, воспитанности, терпимости), в наибольшей мере справляется с воспитанием непредубежденности к людям другой национальности и чаще не справляется с воспитанием человеколюбия.

В свою очередь, нас интересовал вопрос: формированию каких нравственных качеств младших школьников отдает предпочтение учитель начальных классов в учебно-воспитательной работе? Первоочередное значение мы придаем личности учителя, потому что в рамках гуманизации образования именно он выбирает технологию обучения, исходя из индивидуально-личностных особенностей ученика (М. Н. Берулава).

Опрос проводился среди учителей начальных классов школ № 28, 17, 33, 54, 65, 66, 37, 53. Предлагалось выделить следующие нравственные качества, воспитанию которых учитель уделяет наибольшее внимание:

Таким образом, на протяжении трех лет обучения в начальной школе у ребенка развивают ответственность и дисциплинированность. Воспитанию гуманности у младших школьников уделяется значительно меньше внимания, в свою очередь, данный показатель свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы.

Ответы учителей на вопрос: «Каким должен быть гуманный учитель?» указывают, что основными качествами, которыми должен обладать учитель для организации процесса воспитания гуманности младших школьников, являются доброта, любовь к детям, тактичность, интуиция, эмпатия, понимание, умение найти индивидуальный подход, знание своего учебного предмета.

Роль учителя всегда была и остается значительной в образовании детей. Учитель - один из тех, кто стремится воспитать лучшие качества в ребенке, имея их сам. Отвлекаясь от повседневных проблем, учитель погружается в процесс взаимодействия с каждым из своих подопечных. Под взаимодействием обычно понимают процесс воздействия объектов или субъектов друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность и связь. «Педагогическое взаимодействие можно определить, как взаимное воздействие педагогов и учащихся друг на друга, в результате чего осуществляется процесс их личного роста и развития» [159, с. 170]. Педагогическое взаимодействие многообразно, в процессе его осуществления решаются задачи формирования личности, её развития, взаимного изменения педагогов и детей. Основным признаком, по которому определяются типы взаимодействия, выступает противоречие между целями и задачами, которые ставят учителя и тем, что преследуют дети в данный конкретный момент.

Наша задача заключалась в реализации поставленной цели (воспитания гуманности младших школьников) и принятии ее учениками. Разрешение противоречий напрямую зависело от выбранной модели педагогического взаимодействия.

Роль учебного процесса в воспитании гуманности у младшего школьника

В целях выявления воспитательного потенциала учебного материала в плане формировании гуманности у школьников нами был предпринят контент-анализ содержания учебных текстов.

При анализе их возможностей мы, прежде всего, обращали внимание на то, какие психические состояния может вызвать изучение той или иной темы. При этом учитывалось, что в основе воспитания гуманности лежат эмоциональные состояния, связанные с природой, обществом, человеком. С этих позиций анализировались учебники гуманитарного и естественного цикла, т.е. устанавливались междисциплинарные связи на примере предметов «русский язык», «чтение» и «природоведение».

В связи с многообразием учебных пособий, предложенных для начальных школ, необходимо назвать те, по которым работает общеобразовательная школа №17 и на базе которой проходил эксперимент.

Анализ содержания учебных предметов показывает, что с понятием «доброта» начинают знакомить детей еще в букварный период. Нами был проанализирован методический аппарат учебника Б. Г. Горецкого «Букварь» с точки зрения влияния иллюстраций и текстов на воспитание гуманности и составляющих ее гуманных чувств младших школьников. Анализируя иллюстрации и тексты, мы выделяли отношения, через которые происходит воспитание личности. Результаты отражены в табл.9.

Таким образом, данная таблица показывает, что в учебнике Б.Г. Горецкого «Букварь» материал по данной проблеме присутствует, но в то же время его недостаточно. Иллюстраций и текстов, направленных на воспитание доброты и любви к людям - 12, к природе — 9, к обществу - всего 3. Исходя из этого, есть необходимость акцентировать внимание на общественных отношениях людей, построенных на принципах нравственности, любви к ближнему.

В связи с тем, что много иллюстрационного материала, но мало текстов, способствующих создать атмосферу для переживания ситуации нравственного выбора, особенно важной становится стимулирующая работа учителя по раскрытию внутреннего содержания картин.

Анализируя языковые явления, представленные в специальных упражнениях, сочинениях, в собственных рассказах, школьники также получают представления о гуманности.

Основная доля в формировании гуманности принадлежит текстам учебника «Русский язык». Текст рассматривается в двух плоскостях: текст-основа учебника, как уже заданный объект, и текст, создаваемый собственными силами учащихся. В рассматриваемых ракурсах текст является плодотворной почвой для воспитания личности. Таким образом, тексты, касающиеся общечеловеческих ценностей, создают в классе атмосферу нравственных исканий. Они учат младших школьников проводить грань между добром и злом, справедливостью и ложью. На основе этого материала учащиеся делают нравственные выводы.

Мы проанализировали тексты упражнений по русскому языку, выделяя проявления отношений ребенка к социуму, природе, самому себе, товарищам Отношения «Я и товарищи» прослеживаются в следующих упражнениях: 1 кл.: упр. № 7, 235, 258 и др. 2 кл.: упр. № 126, 139, 203, 233, 254 и др. 3 кл.: упр. № 52,133, 311, 314,422, 435 Отношение «ребенок - социум»: 1кл.:№81,224 2 кл.: № 175, 232, 237, 289, 290, 369 Зкл.:№210,292 Отношения «ребенок — природа»: 1кл.:№4,79, 101, 218 и т.д. 2 кл.: № 64, 65, 67, 70, 133, 207 и т.д. 3 кл.: № 9, 36, 44, 67, 87, 156, 180, 234, 255 и т.д. Таким образом, анализ содержания учебников «Русский язык» выявил некоторую особенность: большое внимание авторы уделяют упражнениям, отражающим отношение «ребенок - природа» (например, упражнение № 351 [2 кл., с. 130] «Как Вова ловил журавля» заставляет пережить сострадание, жалость к птице). Незначительным количеством представлены упражнения, связанные с формированием отношений «ребенок — социум» (например, упражнение № 237 [2 кл., с.83] «Тот герой, кто за Родину горой», «Дружно за мир стоять — войне не бывать» и др.). Упражнения, рассматривающие отношения к себе, товарищам, часто не стимулируют пробуждения гуманных чувств. Исключением является упражнение № 311 [3 кл., с. 135] с представлением гуманного поступка, анализ которого вызывает переживание школьников, способствующее воспитанию таких составляющих гуманности, как сострадание. Однако чаще всего содержание учебного материала по русскому языку позволяет учащимся, в основном, получить знания о некоторых составляющих гуманности, но не воспитывает отношение к ним.

Похожие диссертации на Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника