Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздоровительном центре Власова Снежанна Валерьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Власова Снежанна Валерьевна. Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздоровительном центре : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Власова Снежанна Валерьевна; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.].- Самара, 2010.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-4/327

Введение к работе

Актуальность исследования. Последние десятилетия XX века и начало XXI века знаменуются социально-экономическими изменениями, поражающими масштабностью, драматизмом и непредсказуемостью и приводящими к смещению нравственных представлений и ценностных ориентаций у подрастающего поколения вплоть до оправдания вседозволенности и эгоизма. Один из способов преодоления подобных негативных явлений – возрождение духовности человека. Данная идея, нашедшая свое отражение в Концепции национальной безопасности РФ, ориентирует педагога на осуществление воспитания духовно-нравственной культуры учащейся молодежи.

Необходимость воспитания духовно-нравственной культуры школьника стимулирует поиск таких универсальных оснований и норм его взаимодействия с миром и с людьми, которые выведут школьника на понимание того, что «к другому должно относиться как к вочеловеченному другому, в лице другого – к человечеству», и тем самым обеспечат «равное отношение ко всем в определенной ситуации, к одному лицу в разных ситуациях» (Р.Г. Апресян).

Проблема духовности, нравственности человека, его духовной и нравственной культуры – далеко не новая проблема. В научной литературе накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности духовности, нравственности, духовной и нравственной культуры личности. Р.Г. Апресян, С.Ф. Анисимов, В.С. Барулин, Л.П. Буева, А.А. Гусейнов, М.С. Каган, В.А. Лекторский, В.А. Разин, В.Н. Шердаков и другие ученые пришли к осознанию того, что «духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысла жизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде» (Л.П. Буева), что «духовность исходит из того, что смысложизненные интересы личности укоренены в системе надындивидуальных ценностей» (В.А. Лекторский), что нравственная культура включает в себя всё нравственное, ценное в жизнедеятельности индивида или социальной общности (С.Ф. Анисимов).

Проблема получила свое развитие и конкретизацию в целом ряде психологических и педагогических исследований. Особо следует отметить работы, в которых духовно-нравственная культура рассматривается как системообразующий компонент культуры личности, включающий в себя приверженность к общечеловеческим ценностям, стремление к самосовершенствованию, способность воспринимать и быть носителем духовной энергии (В.И. Андреев), и связывается с человечностью, поскольку человечность выражается в симптомокомплексе качеств человека, определяющих его отношение к другим людям в действиях и поступках, характеризующихся с позиций добра и зла (В.Д. Шадриков). Все это создает необходимые научно-теоретические предпосылки для исследования проблемы воспитания духовно-нравственной культуры школьника.

Авторы современных концепций воспитания подчеркивают, что развитие духовно-нравственной культуры личности является приоритетной проблемой педагогической науки (Е.В. Бондаревская, И.Я. Зимняя, Л.М. Лузина, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова, Е.А. Ямбург и др.). Педагогическая наука на рубеже XX–XXI веков, провозглашая приоритет духовности и нравственности в воспитании личности, пришла к осознанию необходимости разработки понятия «духовно-нравственная культура личности школьника», а также создания теоретической базы для практико-ориентированных исследований в области формирования духовно-нравственной культуры молодого поколения (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, Е.А. Климов, Н.Д. Никандров, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и др.).

Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с нашим, показывает, что последняя задача была частично реализована при изучении процесса формирования духовной культуры студентов университета (И.В. Юстус) и студентов колледжа (О.А. Смагина). Ученые анализируют и особенности воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников. Так, С.А. Ефименкова раскрывает сущность, структуру и критериальные характеристики духовно-нравственных качеств личности младших школьников, предлагает модель их духовно-нравственного воспитания средствами православной культуры. Л.Д. Короткова исследует возможности использования авторской дидактической сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников и младших школьников, разрабатывает модель и систему духовно-нравственного воспитания, определяет педагогические условия, формы и методы педагогического руководства процессом духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников.

Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует признать, что в педагогической теории проблема воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника осмыслена не в полной мере. Не стала предметом специального исследования деятельность сотрудников таких новых типов учреждений, как образовательно-оздоровительные центры. Будучи направленной на реабилитацию и воспитание физического, психического и духовно-нравственного здоровья воспитанников школ-интернатов, периодически заезжающих в Центры, эта деятельность имеет важную цель – воспитание духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.

Среди многих проблем, возникающих при изучении процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника в образовательно-оздоровительном центре, необходимо исследовать такие, которые связаны с обоснованием структуры духовно-нравственной культуры младшего школьника, содержания ее компонентов и их функций; с разработкой системы воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника; с обоснованием содержания процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника; с определением направлений деятельности сотрудников Центра; с разработкой программ и технологий воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника, и ряд других.

Налицо противоречие между практической необходимостью воспитания духовно-нравственной культуры как системного личностного образования младшего школьника и недостаточной разработанностью в педагогической науке теоретических предпосылок воспитания такой культуры в образовательно-оздоровительном центре.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия и определило проблему исследования. В теоретическом плане это проблема разработки системы воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника в образовательно-оздоровительном центре; в практическом плане - проблема разработки содержания, программ, технологий, реализация которых обеспечит воспитание духовно-нравственной культуры как личностного образования младшего школьника.

Объект исследования – процесс воспитания младших школьников в образовательно-оздоровительном центре.

Предмет исследования – содержание и технологии воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника.

Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование системы воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника в образовательно-оздоровительном центре.

Гипотеза исследования. Духовно-нравственная культура младшего школьника, компонентами которой являются мотивационно-ценностный, эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты, раскрывает мир его духовности как формы сознания, способом существования которого является знание и мир его ценностей.

Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников, приходящих («заезжающих») в образовательно-оздоровительный центр, у которых спектр нравственных представлений достаточно узок, а материальные ценности преобладают над духовными и которые направлены на себя, а не на другого, часто остаются равнодушными к переживаниям своих товарищей, отличаются эмоциональной неустойчивостью, у которых сложился фрагментарный образ культурного человека, становится возможным в условиях образовательно-оздоровительного центра тогда, когда разработана и реализована система воспитания, обеспечивающая развитие духовно-нравственной культуры как личностного образования младшего школьника.

Это становится реальностью, если:

– раскрытие содержания структурных компонентов духовно-нравственной культуры младшего школьника становится основой для определения содержания процесса ее воспитания, реализуемого в рамках адекватных данным компонентам направлений деятельности педагогов-воспитателей Центра;

– реализация разработанной системы воспитания осуществляется через совокупность тематических программ, адекватных содержанию каждого компонента духовно-нравственной культуры, цели и содержанию каждого направления деятельности, а использование разнообразных методов и технологий обеспечивает поэтапность воспитания;

– дополнительность и преемственность направлений деятельности педагогов обеспечиваются предъявлением школьникам образцов культурного поведения и общения, а сами образцы усложняются в процессе реализации тематических программ и проведения тренингов;

– программы и технологии воспитания, проецируемые на жизненные ситуации, решение которых детьми актуализирует проявление активности в художественно-эстетической, игровой, физкультурно-оздоровительной, социальной деятельности, реализуются поэтапно с помощью адекватных каждому этапу педагогических действий (процедур);

– включение школьников в разнообразные виды деятельности сочетается с добровольной индивидуальной деятельностью, формами которой являются «операция ЗСС» (задание самому себе), «ТВП» (твори, выдумывай, пробуй), индивидуальные поручения, и дополняется организуемой в форме «круга друзей» рефлексией;

– систематическая индивидуально-дифференцированная помощь педагогам, осуществляемая в форме теоретических курсов, семинаров, консультаций, обеспечивает разработку ими программ, детализацию содержания процесса воспитания, овладение алгоритмом деятельности при реализации ситуативных и локально-модульных технологий воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника.

Задачи исследования:

1. Обосновать структуру духовно-нравственной культуры младшего школьника и раскрыть содержание ее структурных компонентов и их функции.

2. Обосновать содержание процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника.

3. Определить направления деятельности сотрудников Центра.

4. Разработать и апробировать совокупность тематических программ и технологий, обеспечивающих поэтапное воспитание духовно-нравственной культуры младшего школьника в рамках направлений деятельности.

5. Определить результативность опытно-экспериментальной работы по воспитанию духовно-нравственной культуры младшего школьника в образовательно-оздоровительном центре.

Положения, выносимые на защиту:

1. Национальные интересы современной России, заключающиеся в духовном обновлении общества при сохранении его нравственных ценностей, определяют цели и задачи деятельности образовательно-воспитательных учреждений различного типа по воспитанию духовности. Наиболее сензитивным для воспитания духовности, нравственности является младший школьный возраст, в наибольшей мере нуждаются в духовно-нравственном воспитании дети младшего школьного возраста, воспитывающиеся в школах-интернатах. Как показывает изучение особенностей поведения и общения этих детей, у них недостаточно развиты коммуникативные свойства, способность к рефлексии; они проявляют равнодушие к своим сверстникам, к людям, нечестны по отношению к ним. Подобные качества часто ведут к асоциальному поведению, особенно в межличностном общении ребенка со сверстниками. Одним из возможных способов преодоления педагогической запущенности детей, обучающихся в школах-интернатах, является организация в образовательных учреждениях нового типа процесса воспитания духовно-нравственной культуры как личностного образования младшего школьника. К таким учреждениям относятся образовательно-оздоровительные центры, успешность осуществления воспитания духовно-нравственной культуры школьников в которых обеспечивается, в частности, совмещением профессионально-педагогической деятельности различных специалистов с научно-исследовательской деятельностью, с научно-методической работой.

2. Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников предполагает не только формирование у них нравственных представлений о духовности, о нравственности, о правилах поведения и общения, о качествах человека и т.д., не только приобщение к ценностям, побуждение быть духовным, нравственным, культурным, воспитание эмоциональной устойчивости, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения и культуры общения. В образовательно-воспитательном центре требуется создание системы воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника. Организационный компонент системы состоит из управляемого (младшие школьники, объединяемые в группы от 6 до 10 человек; коллектив специалистов, работающих в трех взаимосвязанных отделах Центра) и управляющего (научно-методический совет, при котором работают различные творческие группы; оперативный совет при директоре Центра; педсовет). Содержательный компонент включает воспитательную работу с группой школьников и индивидуально-дифференцированное воспитание духовно-нравственной культуры личности. Процессуальный компонент включает в себя основанные на личностно-ориентированной концепции воспитания технологии, характеристиками которых являются гуманистичность, антропологичность, культурологичность, здоровьесберегающий, деятельностный и рефлексивный характер. Реализация системы воспитания осуществляется поэтапно в рамках информационного, тренингового, деятельностного и диагностического модулей.

3. Содержание процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника реализуется в контексте ряда направлений деятельности педагогов. Каждое направление деятельности, адекватное модулям и этапам воспитания, обеспечено тематическими программами и реализуется с помощью разнообразных методов и технологий, обеспечивающих поэтапное воспитание духовно-нравственной культуры младшего школьника. Адекватными структурным компонентам духовно-нравственной культуры младшего школьника направлениями деятельности сотрудников Центра являются: 1) нравственное просвещение (цель – формирование нравственного знания, которое составляет материал для становления нравственных представлений, взглядов, личностных форм нравственного сознания; средство – методы нравственного просвещения); 2) воспитание эмоциональной устойчивости, эмоциональной отзывчивости (цель – развитие эмоциональной сферы сознания младшего школьника; средство – создание ситуаций совместной деятельности, ситуаций выбора поступков); 3) формирование опыта реализации ребенком отношений, которые определяют содержательную сторону поступков-слов и поступков-дел (цель – формирование культуры поведения и культуры общения; средство – создание ситуаций рефлексивного поведения).

4. Стратегия педагогической деятельности сотрудников Центра по воспитанию духовно-нравственной культуры младших школьников становится эффективной тогда, когда предъявляемые младшим школьникам образцы культурного поведения и общения усложняются в процессе реализации тематических программ, проведения тренингов (от «наглядных» образцов: герои сказок, художественной литературы – до образцов культурного человека: пример педагога, пример сверстника, – а от них – к образцам, представляющим собой нравственные идеалы личности из легенд, сказок, художественных произведений и фильмов, идеалы известных людей; значимость образцов усиливается за счет привлечения «отрицательного образца» проявления эмоций и чувств); когда включение детей в художественно-эстетическую, игровую, физкультурно-оздоровительную, социальную деятельность сочетается с организацией добровольной индивидуальной деятельности, формами которой являются «операция ЗСС» (задание самому себе), «ТВП» (твори, выдумывай, пробуй), индивидуальные поручения; когда решение детьми заключенных в содержании программ или спонтанно возникающих жизненных ситуаций осуществляется под руководством педагога-воспитателя, владеющего демократическим и соактивным стилем руководства, благодаря которому актуализируются такие личностные качества детей, как честность, ответственность, эмпатичность и др.; когда все формы индивидуальной работы «подчинены» научению младших школьников самоуправлению, этапами которого (научения) являются мотивационно-ценностный (интерес, личная значимость выполнения той или иной социальной роли в группе), организационный (распределение социальных ролей между детьми в группе через игровой прием – «выбор шлема ответственности»), обучающий (научение «исполнению» своей «социальной роли» в группе в контексте жизненной ситуации), деятельностный (выполнение «роли»), рефлексивный (осуществляется в форме «круга друзей»), проектировочный («звёздный путь» к культуре).

5. Педагогически целесообразное воспитание духовно-нравственной культуры младшего школьника обеспечивается использованием педагогами-воспитателями локально-модульных и оперативных технологий воспитания, алгоритм создания и реализации которых осваивается в процессе оказания им индивидуально-дифференцированной помощи в форме теоретических курсов, семинаров, консультаций, в процессе научно-методической работы.

Новизна исследования:

– обоснована структура духовно-нравственной культуры как личностного образования младшего школьника, раскрыто содержание ее компонентов и их функции (Содержание мотивационно-ценностного компонента духовно-нравственной культуры младших школьников, выполняющего регулирующую, направляющую, рефлексивную и мотивационную функции, образуют нравственные представления о духовности, о нравственности, о правилах поведения и общения, о качествах человека, о человеке, о ценностях добра, «большой» и «малой» Родины, семьи, о взаимопомощи, доброжелательности; стремление быть духовным, нравственным, культурным. Содержание эмоционально-чувственного компонента духовно-нравственной культуры, выполняющего мотивационную функцию, образуют эмоциональная устойчивость и эмоциональная отзывчивость. Содержание поведенческого компонента духовно-нравственной культуры, выполняющего оценочную и мотивационную функции, образуют культура поведения и культура общения, или поступки-дела и поступки-слова);

– раскрыто содержание критического, допустимого и оптимального уровней духовно-нравственной культуры младшего школьника (Критический уровень характеризуется тем, что школьник усвоил небольшой объем нравственных представлений, ценностей, правил поведения и общения. Представления о культуре поведения и общения не находят адекватного воплощения в поступках-словах и поступках-делах. Эмоционально-нравственный компонент культуры проявляется в основном как эмоциональная глухота и характеризуется неустойчивостью. Эмпатичность выражается редко. Допустимый уровень характеризуется тем, что школьник освоил достаточный объём представлений, ценностей и правил. Эмпатичность и эмоциональная отзывчивость проявляются достаточно часто. Однако эмоциональная устойчивость и честность проявляются редко. Культура поведения и культура общения в целом сформированы, однако случаются срывы. Оптимальный уровень характеризуется тем, что школьник овладел знаниями, освоил ценности, заключенные в образе культурного человека, правила поведения и общения. Эмоционально-чувственный компонент проявляется всегда при незначительном срыве эмоциональной устойчивости, о чём школьник сожалеет, старается исправить ошибку. Нечестность проявляется в основном в ситуации нежелания «выдавать» своего друга. Культура поведения и культура общения проявляются всегда);

– разработана система воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника [В систему входят: 1) субъекты воспитания (педагоги-воспитатели, психологи и другие работники Центра, учащиеся); 2) цель – воспитание духовно-нравственной культуры младшего школьника; 3) содержание процесса воспитания; 4) направления деятельности сотрудников Центра; 5) методы и технологии воспитания (локально-модульные и оперативные); 6) педагогические условия (усложнение «образцов» культурного поведения и общения в процессе реализации тематических программ, проведения тренингов, разнообразие форм воспитания; включение детей в художественно-эстетическую, игровую, физкультурно-оздоровительную, социальную деятельность; организация индивидуальной деятельности; научение младших школьников самоуправлению; организация рефлексии и др.); 7) прогнозируемый результат – духовно-нравственная культура младшего школьника];

– обосновано содержание процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника (Содержание процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника, раскрываемое сквозь призму категории «культура», обусловлено содержанием структурных компонентов духовно-нравственной культуры младшего школьника. Оно реализуется в рамках модулей (информационный, тренинговый, деятельностный, диагностический), каждый из которых адекватен конкретному направлению деятельности педагогов и этапу воспитания. Информационный модуль реализуется в рамках первого направления деятельности – нравственное просвещение школьников. Тренинговый и деятельностный модули реализуются в рамках второго и третьего направлений – воспитание эмоциональной устойчивости, эмоциональной отзывчивости и формирование опыта реализации ребенком отношений. Диагностический модуль реализуется в рамках всех направлениях деятельности на протяжении всего периода пребывания школьника в Центре);

– определены направления деятельности сотрудников Центра (Направлениями, адекватными структурным компонентам духовно-нравственной культуры младшего школьника, являются: нравственное просвещение; воспитание эмоциональной устойчивости, эмоциональной отзывчивости; формирование опыта реализации ребенком отношений, определяющих содержательную сторону поступков-слов и поступков-дел).

Теоретическая значимость исследования. Обоснование структуры духовно-нравственной культуры и раскрытие содержания ее компонентов составит основу для новых научных представлений о содержательных и процессуальных аспектах деятельности педагогов различных типов образовательных учреждений. Предлагаемая в исследовании система воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника в образовательно-оздоровительном центре способствует обогащению педагогической теории в части, относящейся к определению подходов и принципов воспитания в различных образовательных учреждениях. Результаты исследования будут способствовать разработке вопросов повышения теоретического уровня преподавания различных учебных предметов в педагогических вузах в той их части, которая относится к воспитанию духовно-нравственной культуры школьников различного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют совершенствованию педагогической деятельности в аспекте воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника; в разработке авторских тематических программ «Сказочное королевство», «Путешествие по Центру», «Самарские узоры», «Поклонимся великим тем годам» и др.; тренингов «Милосердие», «Верные друзья», практикума «Восхождение»; образовательных курсов «Сказкотерапия», «Речевой театр», «Развивающий экран»; в разработке авторских методик изучения духовно-нравственной культуры младших школьников («Цветик-семицветик», «Скульптор», «Эмоциональный градусник»). Полученное в результате исследования новое знание о содержании феномена духовно-нравственной культуры младшего школьника может быть положено в основу проектирования спецкурсов и спецсеминаров в системе повышения педагогической квалификации педагогов образовательных учреждений различного типа.

Методологической основой исследования являются отечественные теории и концепции, раскрывающие проблемы человеческого существования, общенаучные категории «культура», «духовность», «нравственность».

Источниками исследования являются фундаментальные положения о духовном развитии человека (С.Ф. Анисимов, В.С. Барулин Б.С. Братусь, Г.Э. Бурбулис, В.В. Гречанов, Е.И. Исаев, М.С. Каган, В.Е. Кемеров, В.А. Лекторский, Б.Т. Лихачев, В.С. Сержантов, П.В. Симонов, В.И. Слободчиков, В.Г. Федотова, В.Д. Шадриков, В.Н. Шердаков, Н.Е. Щуркова, И.В. Юстус и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

– основные положения методологии педагогики и методики исследования (Е.В. Бережнова, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.А. Лукацкий, В.М. Полонский, В.Г. Рындак, Я.С. Турбовской и др.);

– положения системного подхода (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Г.Н. Гумницкий, Н.В. Кузьмина, Т.В. Руднева, Л.Ф. Спирин, Э.Г. Юдин и др.);

– современные концепции гуманизации образования (И.Ю.Алексашина, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, В.С. Библер, М.В. Богуславский, С.Г. Вершловский, А.В. Кирьякова, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, Ю.В. Сенько, Г.С. Сухобская, Е.И. Шиянов и др.);

– теории и концепции воспитания (Е.В. Бондаревская, И.Д. Демакова, И.А. Зимняя, В.А. Караковский, С.В. Кульневич, Л.М. Лузина, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Е. Селиванова, В.В. Сериков, Е.А. Ямбург и др.);

– положения о сущности целостного педагогического процесса, о технологиях и методах воспитания (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.М. Кларин, И.П. Подласый, Г.К. Селевко, В.П. Сергеева, Н.К. Смирнов, А.В. Хуторской, Н.Е. Щуркова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы; социологические методы (анкетирование, беседы); наблюдение; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); статистические методы.

Работа выполнялась на базе Образовательно-оздоровительного центра «Золотая рыбка» г. Самары.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (2002–2003 гг.). Раскрытие генезиса научных представлений о духовности человека, сочетавшееся с анализом проблем воспитания учеников школ-интернатов, показало важность и необходимость осмысления вопросов воспитания духовно-нравственной культуры школьников в современных условиях. Проведенный анализ научной литературы позволил обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилось также определение методологии и методов исследования, обоснование его программы.

2 этап (2003–2008 гг.). В ходе экспериментальной работы проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались организационно-педагогические и педагогические условия, обеспечивающие максимальное достижение цели исследования, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явилось создание системы воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздоровительном центре как учреждении нового типа, конструирование воспитательных программ, технологий воспитания.

3 этап (2009–2010 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения педагогических условий, способствующих воспитанию духовно-нравственной культуры младшего школьника. Проведено оформление результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, в материалах Международных (Самара, 2005; 2008; 2009) и Всероссийской (Самара, 2003) научно-практических конференций, в методических рекомендациях. Материалы исследования апробировались автором в процессе педагогической деятельности в Образовательно-оздоровительном центре «Золотая рыбка» г. Самары.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во введении обосновывается актуальность исследования и формулируется проблема; определяются объект, предмет, цель; выдвигается гипотеза и обозначаются задачи, методологические основы, база, этапы, методы; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблема воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников в теории и практике образования» раскрывается генезис научных представлений о духовности, духовно-нравственной культуре личности; обосновывается структура духовно-нравственной культуры младшего школьника и раскрывается содержание ее структурных компонентов; проводится качественный анализ эмпирического знания, полученного с помощью разнообразных методов научно-педагогических исследований, и обобщаются результаты изучения духовно-нравственной культуры младших школьников, посещающих образовательно-оздоровительный центр.

Во второй главе «Экспериментальная работа по воспитанию духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздоровительном центре» обосновывается совокупность условий, обеспечивающих воспитание духовно-нравственной культуры младшего школьника; представлена система воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника в учреждении нового типа; обосновывается содержание процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника; определяются направления деятельности сотрудников Центра по воспитанию духовно-нравственной культуры младших школьников; представлены авторские тематические программы воспитания и обозначены методы, технологии, обеспечивающие их реализацию; определяются педагогические условия, делающие возможным воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздоровительном центре; формулируются выводы по содержанию и процессу воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника; излагаются ход и результаты экспериментальной работы; на основе сравнительного анализа результатов констатирующего эксперимента с данными, полученными на его контрольном этапе, формулируются выводы о результативности работы.

В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются его основные выводы, подтверждающие гипотезу и состоятельность положений, выносимых на защиту.

В приложении содержатся методики изучения духовно-нравственной культуры младшего школьника, приводятся тематические программы «Маленькая страна», «Восхождение».

Похожие диссертации на Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздоровительном центре