Введение к работе
Актуальность исследования. В связи с развитием общества, изменениями общественных отношений, сложностью процесса утверждения качественно новых взаимоотношений между людьми в современных демократических условиях, включая новизну семенных взаимоотношений, а также проживание молодых супругов отдельно от родителей, значительно ослабляет силу семейных традиций и уменьшает воспитательный потенциал семьи.
Проблема семейного воспитания молодого поколения и подготовка их к будущей самостоятельной жизни, как актуальная задача, требующая всестороннего решения в Иране, была выдвинута иранским обществом в последние десятилетия. До этого времени нравственное воспитание детей, в основном, осуществлялось на основе существующих традиционных норм поведения и установившихся правил семейного воспитания в обществе. Однако в современных условиях традиционные средства семейного воспитания не могут отвечать требованиям сегодняшнего дня.
Семейное воспитание - это комплекс морально-педагогических воздействий, осуществляемый семьёй, школой и общественностью, направленный на формирование у молодого поколения морального сознания, развития соответствующих чувств, выработки нравственных убеждений, свойств характера, навыков и привычек, связанных с готовностью к будущей самостоятельной жизни, а также подготовки родителей к воспитанию детей и самовоспитанию самого молодого поколения.
Известная особенность развития современных юношей и девушек, выражающаяся в их ускоренном физическом созревании (акселерация), заключается (наряду с возросшими стремлениями молодёжи к отделению от родительской семьи) в возникновении ранних браков, число которых в Иране в последние годы растёт. Вместе с тем, недостаточный социальный и нравственный опыт, слабая психологическая готовность к выполнению сложных супружеских, бытовых и родительских обязанностей (в том числе воспитательных). В этой связи можно предпола-
гать, что девушки, вступающие в брак, не подготовлены к материнству, уходу за новорождёнными, не знают правил кормления, гигиены ребёнка, профилактики и защиты их здоровья. Из этого можно сделать вывод, что при создании ранних браков юноши и девушки совершенно не подготовлены к достойному нравственному воспитанию своих детей, что отрицательно сказывается на нравственном формировании характера детей.
В последние годы Правительство Исламской Республики Иран уделяет особое внимание качественному улучшению системы народного образования. Наряду с важнейшими мерами помощи семьям в улучшении условий воспитания подрастающего поколения и социализации личности, на школу возлагаются обязанности по усилению взаимодействия с семьёй, общественностью по нравственному воспитанию выпускников школ и подготовки их к самостоятельной жизни.
Следовательно, важность нравственного воспитания школьников и недостаточное влияние семьи в этом направлении диктует необходимость организации специальной работы в условиях семьи и общеобразовательной школы.
Основными сторонами достойного нравственного воспитания будущего гражданина Ирана являются:
-
Социально-гражданская подготовка, предполагающая уяснение школьниками социальной сущности семьи, общественного значения укрепления семейных союзов, формирования у юношей и девушек убеждений о тесной связи понятий гражданин и семьянин.
-
Семейное воспитание включает в себя такие нравственные качества, как: доброта, честность, человечность, верность, ответственность за свои поступки, отзывчивость, чуткость, душевность, заботливость, трудолюбие и др.
-
Педагогическая подготовка, в содержание которой входит вооружение родителей и будущих родителей основными знаниями об особенностях воспитания детей в семье, привитие важнейших навыков и умений ухода за ребёнком и его воспитание в раннем дошкольном и школьном возрасте.
-
Санитарно-гигиеническое и половое просвещение, составными компонентами которого являются сообщения об
- и анатомо-физиологическом строении мужского и женского
организма, привитие навыков личной и семейной гигиены, а также ознакомление с некоторыми интимными сторонами жизни. 5. Хозяйственно-экономическая подготовка, содержащая в себе помимо формирования качеств: трудолюбия, бережливости, утверждения принципа равного участия супругов в домашних хозяйственных делах, также многочисленные практические умения и навыки, необходимые в семейном быту. Рассуждая о средствах улучшения семейного воспитания подрастающего поколения и подготовке их к будущей самостоятельной семейной жизни, не следует забывать о педагогическом и психологическом просвещении взрослого населения, т.е. матерей и отцов. Как показывает, проведённое нами исследование, абсолютное большинство населения Ирана (особенно проживающего в сельской местности) не имеют представления о педагогике, психологии, физиологическом развитии детей, простейших методах и средствах воспитания.
С учетом важности проблемы семейного воспитания подрастающего поколения и роли молодёжи в будущем страны, Правительство должно, на наш взгляд, уделять больше внимания этому вопросу, содействовать повышению уровня педагогического просвещения населения и взять на себя координацию взаимодействия социальных институтов воспитания по этой проблеме.
Семья - это основа государства и нынешнее поколение, будущие семьи - это будущее страны. Какое поколение будет воспитано - таким будет будущее страны.
Научное и практическое решение проблемы семейных, семейно-бытовых и брачно-семейных отношений не может быть полным без учёта социально-экономических, культурных условий развития страны.
Иран относится к территории с традиционно высокой рождаемостью и ранней брачностью, где внутрисемейные ограничения рождаемости не практикуются. Репродуктивный период, как в прошлом, так и в настоящее время у большей части семей, особенно в сельской местности, растягивается на весь жизненный цикл семьи. Современные демографические исследования, посвященные планированию семьи, позволили выявить, что в Иране у некоторых групп женщин сохраняется ориентация на
многодетную семью, ибо среди них стойко ещё сохраняются традиции большой семьи.
У иранского народа семейно-бытовые и брачно-семейные отношения складывались веками и передавались из поколения в поколение. Многие из них продолжают существовать и в современных семейных отношениях страны. Отсюда вытекает необходимость: - во-первых, использовать веками накопленный народом положительный опыт в нравственном воспитании нового поколения, пополнять его новым современным содержанием, обобщать его формы; - во-вторых, решительно искоренять всё то, что отжило свой век и является помехой в нравственном воспитании, подготовке подрастающего поколения к семейной жизни и дружной современной семьи.
Тысячелетиями в процессе трудовой, бытовой и семейной жизни создавались традиции, обычаи и обряды, соблюдение которых обеспечивало функционирование общества. Воспитательные усилия народа были направлены на максимально полную передачу мыслей, чувств, привычек подрастающему поколению. Молодёжь через семейный быт, традиции, обычаи и обряды перенимала опыт старших поколений и в такой сфере, как семейное воспитание и семейные отношения, опыт, который закреплялся в сознании, духовной культуре и образе жизни.
Пройдя долгое историческое развитие, до наших дней дошло немало народных традиций и обычаев, которые могут оказывать позитивное влияние и воспитывающее воздействие на молодое поколение, на её повседневное поведение в родительской семье и в обществе.
Семья, как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его развитие пугём воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями. Именно в ней воспитывается характер и формируется духовный облик будущих граждан нашей страны. Научный интерес к данной проблеме вызван: во-первых, тем, что в дальнейшем развитии демократического общества нравственным общественным отношениям, молодёжи принадлежит будущее; во-вторых, в семье закладываются основы всестороннего гармоничного развития ребёнка;
в-третьих, отрицательное влияние глобализации на общество, традиционное семейное воспитание и поведение молодого поколения;
в-четвёртых, большое влияние на семейно-бытовые отношения и семейное воспитание в Исламской Республике Иран оказывают правовые нормы мусульманской религии (шариат). Некоторые из них направлены на семейное воспитание и регулирование семейных отношений в быту, что положительно влияет на нравственное воспитание детей в семье. Вместе с тем, у определённой части иранских семей ещё бытуют некоторые необоснованные суеверия, препятствующие равноправию женщин в семье и семейном воспитании.
В практической деятельности школ Ирана этим вопросам уделяется недостаточное внимание: отсутствует специальная литература; не обобщён положительный педагогический опыт по воспитательной работе. За последние десятилетия Иранский народ накопил богатый опыт, который с успехом может быть использован в семейном воспитании.
Всё это показывает о необходимости специального исследования данной проблемы, разработки научно-методических рекомендаций, пересмотра и дополнения учебных программ «Социальное образование», подготовки рекомендаций по семейному воспитанию и подготовке молодого поколения к будущей самостоятельной жизни. Все эти разработки, несомненно, окажут помощь учителям, родителям объединить усилия в се-мейном воспитании молодого поколения.
Степень разработанности исследуемой проблемы. Вопросы истории, теории и практики семейных традиций и творчества, социальной педагогики исследованы в работах, как зарубежных Саймонз (2001), Додж (2004), Луру (1981), так и отечественных исследователей Хусейни (1387/2009), Шафизаде (1373/1995) и др.
Вопросы семейных устоев и глобальных перемен, происходящих в мире, рассматриваются в работах иранских психологов Гульмухаммади (1384/2006), Мухсина Манучехри (1380/2002)., Имони Мухсина (1384/2006), Шейха Мохаммеда Таки (1380/2002) и др.
Во всех проведённых исследованиях были разрешены проблемы, касающиеся какого-либо вида семейной деятельности и творчества.
Интерес для нашего исследования представляют работы Тавхиди, Саймонз, Додж, Омиди и Самуэл, где рассматриваются этнопедагогические и психопедагогические основы сохранения и развития семьи.
Термин «глобализация» впервые стал применяться в работах западных учёных, работающих в данной сфере педагогики. В работах Тофлера (1370/1992), Костлза (1387/2009), Карлсона и его соавторов (1378/2000) и других раскрыта суть глобальных изменений в структуре и нравственном содержании современной западной семьи. Например, исследуя состав и сущность современной среднестатистической американской семьи, Тофлер отмечает, что третья волна культурной революции создала модель «маленькой семьи», которая может служить как образец «идеальной семьи». Если исходить из того, что в состав такой семьи входят муж, жена и двое детей, то можно констатировать, что в современном американском обществе только 7% семей живёт по данной модели, а остальные 93% не умещаются в указанные рамки. По статистическим данным пятая часть всех семей США состоит из людей, живущих в одиночестве, также неуклонно растёт количество семей с фиктивной официальной регистрацией. Ещё одной тревожной реалией современной жизни американского общества является то, что постоянно увеличивается число семей, в которых по инициативе одного из супругов принимается решение не заводить детей. Данная тревожная тенденция принимает столь широкие масштабы, что в настоящее время в различных развитых странах появляются организации, пропагандирующие «бездетный» образ жизни. Если в 1960 г. только 20% американских женщин, состоящих в браке 30 лет, не имели детей, то в 1975 году их количество достигло 32%. В настоящее время в каждой третьей американской семье женщины активно выступают против патриархального устройства семьи. В некоторых западных странах, таких как Испания и Италия уровень взаимного доверия в семье упал настолько, что в семьях почти полностью атрофировались желание и потребность к продолжению рода (Костлз, 1380/2002).
Ещё одним примером изменения функций семьи в современном обществе является тенденция однополых браков. Хотя в данное время нет достоверной информации о количестве таких браков, всё же, по мнению Гванзюрака и Инториджа до 10% браков в современной Америке являются однополыми. Другим видом новых семей, количество которых в скором времени может возрасти до 40%, являются «семьи вне семьи». По данным статистики США в состав таких семей входят сослуживцы, друзья, и лица, не являющиеся родственниками. Как правило, такие браки бывают, как разнополыми, так и однополыми. Супруги в таких семьях живут без детей. По данным Гарвардского университета, исследовавшего формирование семей (2000), количество традиционных семей, построенных по модели папа + мама + ребёнок, в скором времени резко сократится. В период с 1980 по 2000 гг. данное количество уже сократилось от 31,5% до 23,4% (Костлз, 1380/2002).
Проблемам семьи и подготовки молодёжи к семейной жизни был посвящен ряд научных работ таджикских исследователей. К ним относится докторская диссертация ИАрабова «Нравственная подготовка старшеклассников к семейной жизни - социально-педагогическая проблема», в которой рассматриваются вопросы важности нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни. В диссертации раскрывается совместная внеклассная работа школы и семьи в подготовке молодёжи к семейной жизни.
В кандидатской диссертации Д.Салимовой «Нравственное воспитание сельских девушек» анализируется положение девушек в семье, негативное отношение религии Ислам к равноправию женщин в обществе; рассматриваются пути преодоления этих пережитков на уроках и во внеклассной работе; подготовка девушек к равноправному браку.
В работе С.Исоева «Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье» анализируются и обобщаются: народный опыт таджикской семьи, народные и новые трудовые традиции, праздники и их значение в трудовом воспитании детей.
Докторской диссертации Х.Рахимзода «Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейной жизни» анализируются и обобщаются вопросы взаи-
модеиствия семьи, школы и других институтов воспитания по подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Диссертационные исследования Нурова А., Маджидовой Б., Наботова И.Н., Рузиева М.А., Халимова А.А. отражают некоторые воспитательные аспекты этнопедагогики и народных традиций в .духовном воспитании учащихся.
Значительный интерес для исследования избранной нами темы представляют работы Б.Е.Зараиченко, А.Красовского, Д.В.Луцика, Ф.Тимофеевой, М.И.Поляковой, И.В.Гребенникова, посвященные роли специальных курсов «Основы знаний о семье», «Знание о семье», «Основы подготовки к семейной жизни» в подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Вопрос нравственного воспитания молодёжи и подготовка их к самостоятельной жизни нашли своё отражение в произведениях Кайковуса «Кабуснаме», Саади «Гулистон» и «Бустон», Авиценны «О нравственном и физическом воспитании детей» из книги «Шифо», «Назиданиях» Аттора, Насруддина Туей. Эти книги переведены на многие языки народов мира и их используют все персоязычные народы.
Исследования учёных, посвященных семье, семейному воспитанию, нравственной подготовке молодёжи к семейной жизни, взаимодействие семьи и школы, безусловно, вносят определённый вклад в развитие педагогической науки, воспитание молодого поколения. Однако среди них нет специальных исследований по проблемам влияния глобализации на семейное воспитание и практически отсутствуют работы по изучению факторов, негативно влияющих на отношения родителей и детей.
Таким образом, социально-педагогическая актуальность проблемы и её недостаточная, на наш взгляд, разработанность определили тему нашего исследования «Влияние глобализации на воспитание детей в Иране».
Объектом исследования является состояние и особенности воспитания детей в Иранской семье.
Предметом исследования послужил процесс выявления оптимальных форм и средств взаимодействия семьи и школы в нейтрализации влияния глобализации, обеспечивающих эффективное воспитание детей в семье и школе.
Гипотеза исследования - семейное воспитание будет успешно осуществляться если:
а) будут использованы возможности активизации и коорди
нации семейного воспитания с другими социальными ин
ститутами воспитания;
б) при организации семейного воспитания будут учитывать
ся половые, психолого-возрастные и национальные осо
бенности детей;
в) будет проводиться педагогическое просвещение всего на
селения Ирана;
г) в семейном воспитании и учебном процессе будет разъяс
няться отрицательное влияние глобализации на мораль
ные качества человека.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
определить влияние глобализации на факторы воспитания (умственные и нравственные);
рассмотреть механизмы давления глобализации на виды воспитания школьников;
установить соответствие формы и содержания изменений, происходящих в умственном и духовном развитии детей школьного возраста под давлением глобализации, а также равномерное распределение данного давления; провести анализ изменений, происходящих в умственном и духовном развитии детей школьного возраста по половому признаку;
рассмотреть изменения, происходящие в умственном и духовном развитии детей школьного возраста по социальному признаку.
Методы исследования. Исследование осуществлено с использованием сравнительно-исторического, сопоставительного методов. Кроме того, при проведении опросов и экспериментов применялись методы ретроспективного анализа, обобщения и синтеза при изучении отечественных и зарубежных источников по педагогике, дидактике, а также целенаправленного построения системы новых теоретических представлений. Наряду с этим, использована совокупность эмпирических методов ис-
следования: наблюдение, анкетирование, беседа, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент и др.
В ходе изучения проблемы использованы методы и методология исследований выдающихся отечественных и зарубежных специалистов в области семейной педагогики, таких как Окбери и Немков (1356/1978), Гиденс (1380/2002), Вебер (1374/1996), Т.Б.Ботмер (1357/1979, 1374/1996) и др.
Теоретико-методологические основы исследования. Исследование данной темы опирается на педагогические взгляды на семейное воспитание таких классиков таджикско-персидской литературы, как А.Рудаки, А.Фирдоуси, А.Бируни, А.Джами, У.Кайкавус, Н.Хисрав, С.Ширази, А.Дониш, С.Айни и др.
Для всестороннего анализа объекта исследования опорой послужили концептуальные положения, выдвинутые ведущими учёными в области семейного воспитания: Е.И.Григорьевой, Н.Н.Ершоовым, М.Т.Жуленковым, КИсаевой-Юнусовой, У.Х.Карабаевым, МАНекрасовой, И.Н.Нобатовым, ЛДРондели, Б.Г.Рахимовым, Х.Рахимзода, А.Нуровым, Б.Маджидовой, СКЛкалич, А.А.Хакимовым, АСХворостовым и др.
Изучение и анализ исследуемой проблемы позволили предположить возможность внедрения инновационных технологий в процесс приобщения взрослого и подрастающего поколения к основам семейного воспитания. Важным фактором достижения поставленной научной цели является изучение педагогических основ семейного воспитания и механизмов наследственной передачи нравственных традиций и устоев, функционирование этой системы в условиях обновления культурных ценностей.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
определены сущность и значимость семейного воспитания, как средства социального оздоровления общества; раскрыты социально-педагогические особенности семейного воспитания и воспитательные возможности родителей в семье;
определены способы приобщения взрослого поколения к преимуществам семейного воспитания;
выявлены функциональные особенности социальных институтов в системе воспитания детей школьного возраста средствами семейного воспитания в современных социально-экономических условиях;
проанализированы влияния глобализации и другие социально-педагогические факторы, влияющие на процесс формирования духовного мира человека средствами семейного воспитания. Этапы исследования:
2006-2007 гг. - констатирующий эксперимент, в процессе которого изучался и обобщался опыт семейного воспитания и его влияние на нравственное воспитание подрастающего поколения и их моральный облик, использование народной педагогики и народных традиций в процессе воспитания; изучалась философско-социологическая, психолого-педагогическая, демографическая литература по проблеме исследования; разрабатывались обоснование и программа опытно-экспериментальной работы поискового и формирующего этапов.
2008-2009 гг. - поисковый эксперимент, были внесены корректировки в программу эксперимента; изучались учащиеся и их семьи, апробировались формы и методы работы в школе; производились сравнительные срезы с помощью анкет, коллективных и индивидуальных бесед; проводились занятия по поднятию уровня педагогических знаний родителей согласно экспериментальной программе. В этот период определялись воспитательные функции семьи и школы по нравственному воспитанию подрастающего поколения.
2010-2011 гг. - формирующий эксперимент, целью которого являлась опытно-экспериментальная проверка действенности разработанной педагогической системы, её эффективности в семейном воспитании, уточнялись и совершенствовались формы и методы работы с учащимися, с их родителями и общественностью; корректировались формы и методы как с коллективом класса, так и индивидуальная работа с учащимися и родителями, особенно по преодолению негативных влияний на молодое поколение и семейное воспитание; обобщались результаты исследования, которые внедрялись в практик)' работы школ и семейное воспитание.
База исследования - опытно-экспериментальная работа проводилась в школах и семьях посёлка Астаны Гулисгон, поселка Гурган Ал-Кала. В эксперименте приняли участие 370 семей.
Практическая значимость исследования определяется: разработкой рекомендаций, программных требований и установок для преподавателей различных видов семейной психологии;
разработкой методик работы с подрастающим поколением, привлекающих к занятиям домоводством и этикой общения;
разработкой модели учебно-образовательного комплекса для развития навыков в области этики и психологии семейной жизни;
разработкой критериев получения положительных эмоций и впечатлений для укрепления семейной жизни общества. Апробация и внедрение результатов исследования Результаты исследования были апробированы в 370 семьях района Гулистан. Опросом и анкетированием были охвачены один поселок в Гургане и один посёлок в Ал-Кале (370 семей).
При апробации результатов было использовано большое количество тестов, анкет и других форм опроса.
Внедрение результатов исследования проводилось путем выступлений на международных, региональных, городских, вузовских научно-практических конференциях, а также при непосредственном участии в организации и проведении различных тестирований и конкурсов.
Автор работы являлся одним из организаторов проведения научно-практической конференции на тему «Возрождение и развитие современной семьи», которая проходила в рамках -«Семейная роль в развитии подростков», «Роль семейного воспитания в духовном развитии подростков», «Перспективы семьи в процессах глобализации» (гг. Мешхед и Тегеран).
Основные положения диссертационного исследования отражены в 8 статьях автора.
На защиту выносятся следующие положении: теоретические основы воспитания подрастающего поколения возможны при активном осмыслении ведущей роли культурного наследия и внедрении специальных программ
в учебно-образовательный процесс на всех уровнях работы в современных социально-экономических условиях; эффективность решения данной проблемы может быть обеспечена созданием системы деятельности, в которой работа социальных институтов воспитания органически дополняется использованием исторически сложившихся норм и правил народных традиций в семейном воспитании; единство требований семьи и других социальных институтов воспитания является необходимой стратегией воспитания подрастающего поколения и условием для возрождения интереса к традиционной семье. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций, опирающихся на принципы оптимизации воспитательного процесса, социализации, воспитания и развития личности, проведения сравнительного анализа в процессе нравственного усовершенствования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.