Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 13-48
1.1 Роль и значение объективных и субъективных условий в становлении и развитии педагогической культуры в Монголии 13-30
1.2 Конкретно-сущностное значение и историко-гносеологическая характеристика сформированной в Монголии педагогической культуры I 31-36
1.3 Актуализация психолого-педагогических' аспектов в условиях мирового процесса глобализации 36-47
1.4 Выводы 47-48
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ОСНОВ МОНГОЛО-СОВЕТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ 49-71
2.1 Исторические предпосылки сотрудничества в подготовке монгольских специалистов в СССР 49-60
2.2 Основные этапы сотрудничества в подготовке монгольских » специалистов в СССР и РФ 61-70
2.3 Выводы 70-71
ГЛАВА 3. РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МОНГОЛИИ 72-91
3.1 Социальный заказ и специфика предмета РКИ 72-83
3.2 Государственная политика по вопросам функционирования русского языка в Монголии 83-94
3.3 Выводы 94-96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97-100
- Роль и значение объективных и субъективных условий в становлении и развитии педагогической культуры в Монголии
- Исторические предпосылки сотрудничества в подготовке монгольских специалистов в СССР
- Социальный заказ и специфика предмета РКИ
Введение к работе
В цикле наук о человеке понятие "культура" принадлежит к наиболее фундаментальным. Данное понятие очень емкое, так как включает в себя и нравственность, и весь круг идей и творчества человека, и быт, и традиции.
Таким образом, «культура - это исторически развивающаяся, многоликая, многослойная система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения, а также процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни» (Балакина Т.И.). Культура неотделима от истории народа, так как выражает его коллективную память. "Культура есть память, поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает неразрывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества" (Лотман Ю.М.).
Важным феноменом духовной жизни любого народа является его педагогическая культура. В научной литературе понятие "педагогическая культура" трактовалось по-разному. Так, её связывали с усвоением педагогических знаний, умений и навыков, с вопросами социальной и общей психологии, активным овладением принципами воспитания (Григорьев В.К., Гуревич П.С. и др.). Другие учёные (А. С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) считали важнейшим компонентом педагогической культуры умение наставника использовать весь арсенал методов, умение наблюдать их в процессе умственного и физического труда воспитанников.
Анализ литературы показал, что понятие "педагогическая культура" не имеет чёткого определения. На наш взгляд, педагогическая культура - это сложное образование, содержащее в себе мировоззренческую, нравственно-интеллектуальную и эмоционально-эстетическую стороны. Поэтому необходимо определить слагаемые педагогической культуры.
Формирование педагогической культуры как одного из качественно новых духовных образований почти не подвержено исследованию как с психолого-педагогической, так и с философско-социологической точек зрения, но важно знать, какие условия влияют на развитие педагогической культуры в той или иной стране, в частности, какова роль международного сотрудничества в процессе формирования педагогической культуры. В нашей работе исследуются в историческом аспекте условия формирования педагогической культуры в процессе сотрудничества России и Монголии.
На пороге прошлого столетия Монголия представляла собой один из самых отсталых регионов мира. Она даже не являлась самостоятельной суверенной страной, независимым государством, находилась под манчьжурско-китайским игом. В дореволюционной і Монголии не существовало ни одного учебного заведения, хотя і имелась национальная письменность, которая была доступна только 1 представителям имущих классов.
І В 1921 году в Монголии произошла революция, явившаяся крутым поворотным моментом в жизни страны. Молодая монгольская республика видела тогда в лице Советской России главного своего партнера, который мог бы помочь ей преодолеть вековую отсталость, заложить прочный фундамент долгосрочного политического, культурно- экономического сотрудничества, в частности, в области подготовки монгольских специалистов в СССР.
Ученые, исследовавшие вопросы монголо-советских отношений в деле создания основ народного образования в МНР ( Ж.Батмунх, Л.Дугэржав, Д.Жамц, Р.Санжаасурэн, Д.Б. Улаамжиев, Ю.Цеденбал), в вопросах распространения русского языка в Монголии как одного из факторов формирования педагогической культуры в стране (Н.Бэгз, С.Галсан, С.Эрдэнэмаам) едины в том, что двустороннее монголо российское сотрудничество в области образования, просвещения, в подготовке современных монгольских кадров явилось уникальным явлением в духовной жизни монголов, в особенности в формировании современной педагогической культуры в стране. Хотя всеми учеными признается, что сформированная педагогическая культура в Монголии является крупнейшим достижением в духовной жизни трудящихся, однако не исследованы теоретические проблемы обучения и подготовки монгольских специалистов в СССР, не проведен конкретно-системный анализ основных этапов истории монголо-российского сотрудничества в области просвещения и образования в ракурсе определения особенностей истории формирования педагогической культуры в стране, не раскрыта роль русского языка в процессе формирования педагогической культуры в МНР.
Таким образом, актуальность избранной нами темы исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы и практической необходимостью выяснения роли международного сотрудничества стран с целью формирования педагогической культуры.
На основе всего изложенного выше была сформулирована проблема исследования: какие условия могут обеспечить эффективность процесса формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества?
Цель исследования; научно обосновать и оценить в историческом аспекте монголо-российское сотрудничество в сфере становления и развития педагогической культуры в МНР, выявить объективные (внешние) и субъективные (внутренние) условия, способствующие ее формированию в стране.
Объект исследования: процесс формирования педагогической культуры в условиях международного сотрудничества России и Монголии.
Предмет исследования: условия формирования педагогической культуры и средства их реализации в МНР.
Гипотеза исследования: эффективность формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества может быть обеспечена, если:
- достигаются правовые соглашения между странами;
учитываются объективные (внешние) и субъективные (внутренние факторы) формирования педагогической культуры в одной из стран;
- обобщаются достижения педагогической культуры в обеих странах и внедряется передовой педагогический опыт в практику образовательных убеждений;
- рассматривается язык одной из стран как феномен культуры и средство межкультурной коммуникации.
В ходе работы решались следующие задачи:
- изучить исторические документы, договоры, соглашения, архивные материалы, психолого-педагогическую, мемуарную литературу о ранних этапах культурного сотрудничества Монголии и России;
исследовать правовые соглашения международного сотрудничества и ввести в научный оборот исторически важные данные и документы, подписанные руководителями двух стран за период с 1922 года по 2000 год в области двустороннего сотрудничества по обучению монголов в России;
- выявить и проанализировать объективные (внешние) и субъективные (внутренние) факторы, способствующие становлению современной педагогической культуры Монголии;
-определить основные составные элементы сформированной в Монголии педагогической культуры;
- провести периодизацию истории сотрудничества России и , Монголии в области подготовки специалистов в учебных заведениях СССР и определить особенности каждого периода;
- определить роль русского языка как феномена культуры и средства международного сотрудничества в процессе формирования педагогической культуры в МНР.
Методологической основой исследования явились положения философии, социологии, педагогики, психологии о целостности и взаимообусловленности явлений, о деятельности как активной форме взаимодействия.
Теоретическую основу исследования составляют положения общей теории культуры (З.А.Баллер, В.Л.Бенин, Г.Ф.Выжлецов, Г.Н.Зборовский, П.С.Гуревич и др.), правовой культуры (Е.В.Аграмовская, А.Л.Шайдуров, А.Ф.Гранин и др.), психолого- педагогической и производственной культуры (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.В.Соколова, А.Н.Леонтьев, М.С.Каган и др.), психологии творчества (С.М.Берштейн, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко,Я.А.Пономарев и др.), теории ценностей (А.М.Арсентьев, А.Бейсенова, Е.П.Белозерцев и др.), теории общей педагогики и дидактики (Ю.Бабанский, Д.Б.Эльконин, А.М.Новиков, Б.Г.Корнетов, В.А.Сластенин и др.), концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская и др.), теории формирования профессиональной готовности личности к профессиональной деятельности (Н.В.Кузьмина, Н.МГоноблин, Э.Я.Зеер и др.), роли русского языка как феномена культуры (В.Г.Костомаров, Е.М.Верещагин, А.Д.Дейкина, Т.К.Донская и др.).
При разработке поставленных задач использовались следующие методы исследования;
- теоретический анализ психологической , педагогической , мемуарной литературы, изучение исторических документов и архивных т материалов по проблеме исследования;
- анкетирование монгольских специалистов, ученых, монгольских выпускников российских учебных заведений;
статистический и качественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось с 1993 года по 2002 г. и включало три этапа.
На первом этане (1993-1997 гг.) проводилась разработка программы исследования, анализировалась литература по исследуемой проблематике, определялись понятийный аппарат и методология исследования, производился отбор исторических документов, архивных материалов о процессе формирования педагогической культуры в Монголии и их анализ.
На втором этапе (1998-2001 г.г.) продолжались теоретические исследования, отрабатывалась гипотеза, определялись объективные и субъективные факторы формирования педагогической культуры в МНР, намечалась периодизация данного явления.
На третьем этапе (2001-2002 гг.) обобщались и систематизировались материалы исследования, формулировались выводы.
Достоверность результатов исследования обеспечивается единством применяемых теоретических и эмпирических методов, взаимопроверкой данных, полученных различными методами исследования, интерпретацией данных, проведенной на основе методов математической статистики и последующего качественного анализа.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- впервые в истории монголо-российского сотрудничества с научной точки зрения проанализированы исторические документы, отражающие различные аспекты совместной деятельности двух стран в деле обучения и подготовки современных квалифицированных кадров для развития просвещения и образования в МНР;
выявлены объективные и субъективные факторы, способствующие становлению педагогической культуры в Монголии, а именно: а) подготовка монгольских специалистов в советских учебных заведениях всех ступеней, б) командировки советских специалистов, педагогов в Монголию на разные сроки, в) совместная российско-монгольская деятельность по внедрению передового педагогического опыта советских преподавателей в практику монгольских образовательных учреждений, г) обобщение достижений педагогической культуры в обеих странах (проведение симпозиумов, круглых столов, научно-практических конференций и т.д.), д) помощь российской стороны в обеспечении школ учебниками, необходимой научной литературой, оборудованием для школьных кабинетов и исследовательских лабораторий;
определены основные составные элементы сформированной в Монголии педагогической культуры; уровень духовно-правовых отношений, уровень базисно-экономических отношений;
проведена периодизация истории сотрудничества России и Монголии в области подготовки специалистов в учебных заведениях СССР и определены особенности каждого периода;
-определена роль русского языка как феномена культуры, способствующего установлению и расширению каналов межкультурных отношений.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии и обосновании теоретических положений процесса формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества, что дополняет концепцию межкультурных отношений, в значимости научно обоснованных выводов для развития истории педагогики как науки.
11 Практическая значимость исследования заключается в следующем:
показано историческое место, определены роль и значение обучения и подготовки монгольских юношей и девушек в социально-экономическом и культурном строительстве, в духовной жизни республики;
представлена хронология документов о российско-монгольских двустороннем сотрудничестве, дан их анализ и оценка;
обобщен опыт осуществления в Монголии принципов дидактики, ее методических и методологических основ;
- представлены конкретные пути процесса формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества двух стран.
Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций по истории педагогики в вузах, при изучении истории, международных отношений в образовательных учреждениях России и Монголии, а также других странах. Материалы исследования также окажут помощь в работе студентам, аспирантам, докторантам, специалистам-международникам.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на международных конференциях и симпозиумах: азиатско-тихоокеанском региональном семинаре "К вопросу непрерывного образования", Хайдарабад, Индия, 1993 г.; семинаре азиатско-тихоокеанского региона "Управление и планирование образования", Бангконг, Таиланд, 1995; симпозиуме ЮНЕСКО "Реализация программы "Всеобщее образование в Монголии", г. Амман, Иордан, 1996 г.; семинаре руководящих работников просвещения «Развитие народного образования в Монголии», г. Денвер, США, 1997 г.; учредительном совещании центра поддержки образования женщин, созданном по инициативе диссертанта в 2002 г.; международной конференции "Русский язык, литература, культура в современном обществе", Ивановский государственный университет, г. Иванове, 2002 г.
На защиту выносятся следующие положения : 1.Педагогическая культура - это сложное образование, содержащее в себе мировоззренческую, нравственно-интеллектуальную и эмоционально-эстетическую стороны.
2. Формирование педагогической культуры в рамках международного сотрудничества - это процесс, происходящий под воздействием как объективных (внешних), так и субъективных (внутренних) условий.
Важным объективным (внешним) условием формирования педагогической культуры в Монголии послужила массовая подготовка монгольских специалистов в СССР, а необходимым субъективным (внутренним) условием - развертывание в стране движения за овладение передовым педагогическим опытом, совместные монголо-советские мероприятия в области просвещения и образования, активная государственная политика МНР, направленная на развитие педагогической науки и образования.
3. Массовое изучение русского языка в МНР является особым условием формирования педагогической культуры в Монголии.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 205 наименований, и приложения.
Роль и значение объективных и субъективных условий в становлении и развитии педагогической культуры в Монголии
В первой главе рассматриваются правовые основы сотрудничества двух стран в области просвещения и образования, в частности, в подготовке монгольских специалистов в советских учебных заведениях всех ступеней, что послужило главным условием становления и развития современной педагогической культуры в Народной Монголии.
Прогресс общества зависит от развития и эффективности культуры. «Производство и воспроизведение культуры возможны только при наличии высокого искусства обучения» (88, с. 224).
Частью педагогической культуры является образование. С содержательной стороны образовательный процесс есть процесс социокультурной коммуникации, а с другой стороны образование можно представить как определённый социокультурный институт, обеспечивающий данный процесс.
Система образования является важнейшим социокультурным регулятивом развития общества. В неё так или иначе втянуты различные классы и социальные группы населения. Культурные нормы, ценности различного рода образцы, стереотипы действия мышления передаются всегда при помощи образования от поколения к поколению, от одной социальной группы к другой. Система институализированного образования (школа, высшие учебные заведения) в значительной степени зависит от существующего уровня развития экономики, науки, техники. Однако образование ни в коем случае не является зеркальной копией того, что представляет в данный момент общество. Дело заключается в том, что данная система не только передает социокультурный опыт от поколения к поколению, не только вносит определённые стабилизирующие моменты в развитие культуры данного общества, но и представляет собой институт обновления культуры, поскольку изменения процесса обучения оказывают значительное влияние на развитие сознания людей и, в конечном счёте, поведение.
В различной литературе термин «культура» объяснялся по-разному, в разное время исследователями выделялись разные понятия и категории, например, такие, как художественная культура, эстетическая культура, политическая культура, культура семейного быта, культурный интерес детей, психологическая культура и др. Это, с другой стороны, липший раз напоминает о том, что любые виды человеческой деятельности в конечном итоге связаны с культурой.
Термин "культура" латинского происхождения и первоначально обозначал выделывание почвы, то есть изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Далее слово "культура" приобретает более широкое, обобщенное значение, и им стали называть все созданное человеком. Различие общества, наций и народностей и, естественно, культур выявляет ее определение как совокупности созданных человеком ценностей. Мир культуры - это мир материальных, идеальных и духовных ценностей "...человеческая цивилизация представляет собой социокультурное образование" (85, с.12).
К духовным ценностям, точнее, к социокультурному образованию относится и педагогическая культура. Цель и задачи педагогической культуры исследователи видели в действии на развитие и определение личности", (160, с.63-64), в формировании профессионально пригодности как свойства личности. Отдельные исследователи педагогическую культуру связывали с усвоением педагогических знаний, умений и навыков, вопросов социальной и общей психологии, активным овладением принципами воспитания дидактики и педагогического мастерства (40, с. 129). Российский ученый П.С.Гуревич называет культуру творчеством (43). Американский ученый Д.Майерс в своем труде "Социальная психология" (101) педагогическую культуру связывает с генетическими качествами индивида, поведением, человеческим «я», индивидуализмом, коллективизмом, гендерными ролями. Он считает, что культура построена на биологическом фундаменте.
Понятие "педагогическая культура" объяснялось в трудах российских и монгольских исследователей достаточно и по-разному: при социалистическом обществе к нему, как к одному из фундаментально важных политических терминов относились односторонне и предвзято, главным образом, исходя из марксистско-ленинской концепции понимания и восприятия общественно-духовных явлений. В совокупности их взгляды можно выразить следующим образом: педагогическая культура - это сплав педагогических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, определяющих эффективность учебно-воспитательного процесса.
Исторические предпосылки сотрудничества в подготовке монгольских специалистов в СССР
Исторический анализ внутриполитической и социально экономической обстановки Монголии, завоевавшей свой суверенитет и государственную независимость в результате победоносной народной » революции 1921 года, показывает, что страна, только что освободившаяся от иноземных поработителей и захватчиков и крайне истощенная и отставшая в своем развитии, остро нуждалась в современных национальных кадрах и специалистах. В связи с этим вызывает интерес высказывание известного английского исследователя, знатока восточных традиций Д.Каррутерса, издавшего в 1912 году книгу "Неведомая Монголия", в которой автор с тревогой оповестил мир, что «монголы вымирают», и поставил вопрос о спасении уникальной азиатской культуры. Несомненно, в тревоге английского публициста была большая доля правды. Это подтверждается словами другого очевидца, маститого ученого, замечательного монголоведа, академика с мировым именем И.М.Майского, многократно ездившего в Монголию и прекрасно знавшего ее народ, быт и культуру (100). Автор в своем труде "Монголия накануне революции" отметил действительную отсталость страны и призвал ее народ приобщиться к сокровищам материальной и духовной культуры человечества. Интересно, что И. М. Майский видел спасение Монголии и монголов именно в приобщении к интеллектуально-духовным ценностям, накопленным человечеством. Таким образом, преобладающее большинство западных и русских исследователей и путешественников, побывавших в Монголии в начале XX века, высказывали опасение о будущем монгольской нации (И.М.Майский, Д.Каррутерс). Монголия того времени была обескровлена 220-летним маньчжурско-китайским игом. Во всех областях общественной жизни царила отсталость, застойность, всякое свободомыслие и инакомыслие подавлялось жестоко. В стране не было современной школы, но зато насчитывалось более 700 монастырей. Буддийские монахи-ламы в пореволюционное время составляли около 50 % мужского населения. Это значит, что каждый второй мужчина был ламой, принявшим обет безбрачия и не участвовавшим в общественном производстве или в какой-либо общественно-полезной работе вообще. В этих тяжелых условиях руководители новой Монголии энергично взялись за крутое изменение сложной ситуации социально экономической и духовной жизни страны в лучшую сторону и нашли такого партнера, который бы помог им в преодолении вековой отсталости и формировании национальной интеллигенции, вооруженной знаниями и умениями современной науки и техники. Такой стратегический партнер нашелся в лице Советской России, которая, оказав монголам содействие в избавлении и освобождении от внешних врагов и интервентов, в своей политике в отношении Монголии придерживалась принципиально иного, нового, справедливого курса помочь ей в развитии национальной экономики, культуры, в создании современной системы народного образования и просвещения - ядра всеобщей, всеобъемлющей педагогической культуры, которая отсутствовала в стране. Тщательный анализ крайне бедственного положения тогдашней Монголии, реально сложившейся в ней обстановки и ситуации, а также связанных с этим многочисленных исторических документов, заметок очевидцев, мемуарной литературы, позволяет сделать вывод, что обращению монгольского правительства к России способствовал ряд объективных и субъективных факторов, а именно: -стремление спасти чрезмерно отсталую экономику бывшей полуколониальной, но только что освобожденной страны самым эффективным и кратчайшим путем; -полное отсутствие национальной интеллигенции; -отсутствие финансово-валютных ресурсов, которые позволяли бы преодолеть трудности нужды в квалифицированных кадрах самостоятельно; -сопредельность стран; -общность целей и задач, решаемых тогда в обеих странах; -искреннее желание российских властей прийти на помощь монголам преодолеть трудности и отсталость и приобщиться к духовным ценностям человечества путем создания собственного цивилизованного государства и формирования передовой национальной интеллигенции.
Социальный заказ и специфика предмета РКИ
Любой язык представляет собой социальное явление, т.к. он порождается реальностью и служит ей. «Сложная многоплановая картина жизни слова отражает жизнь общества, жизнь народа, постижение которой обычно начинается с постижения языка этого народа. Самая очевидная связь языка с внешним миром - это «слово-вещь». Однако и в таких простых отношениях запечатлеваются история и жизнь народа во всём её многообразии» (50, с. 12).
Картиной мира, складывающейся в данном обществе, человек руководствуется во всём своём поведении, с помощью составляющих её категорий он отбирает импульсы и впечатления, идущие от внешнего мира, и преобразует их в данные своего внутреннего опыта», - писал А.Я.Гуревич (42, с.ЗО).
Эти основные категории предшествуют идеям и мировоззрению, и поэтому, сколько бы различными ни были идеология и убеждения индивидов и групп в основе их можно найти универсальные для всего общества обязательные понятия и представления. «Эти категории запечатлены в языке, а также в других знаковых системах (в языке искусства, науки, религии), и мыслить о мире, не пользуясь этими категориями, столь же невозможно, как нельзя мыслить вне категорий языка» (42, с.31).
Русский язык принадлежит к национальным культурным ценностям и составляет часть мировой культуры, «язык - подлинное зеркало национальной культуры. Любое общество, развиваясь, накапливает знания о мире, и эта информация полностью отражается и сохраняется в языке. ... Язык выступает и связующим звеном между поколениями, хранителем национального самосознания. По отношению к личности язык оказывается настоящим «педагогом», потому что сообщает ребёнку хранимые им сведения, накопленные на протяжении поколений» (33,с.8).
Проблемы русского языка и его преподавания в школе и вузе выросли до проблемы нравственности и исторического сознания языковой личности. В современных отечественных исследованиях лингвистов доминирующей является антропоцентрическая концепция обучения родному языку (Арутюнова Н.Д., Караулов Ю.Н., Степанов Ю.С. и др.). Закономерен интерес к этим проблемам методистов и педагогов, для которых вопросы обучения и воспитания личности на основе принципа преемственности культур прошлого и настоящего во имя будущего на разных этапах развития русской школы имели принципиальное значение.
«Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. Он требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учёт культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ» (143, с.237), в частности, при изучении русского языка.
Как любой сложный механизм, язык можно изучать с двух позиций: как он устроен и функционирует и как им пользоваться в практической деятельности. Данные подходы взаимосвязаны, но они отличаются друг от друга. «Основной целью изучения русского языка иностранцами является не знакомство с ним как с известным лингвистическим феноменом, а утилитарное его усвоение как орудия общения и выражения мысли. Оно достигается последовательно коммуникативной организацией учебного процесса» (76, с. 8).
«Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Коммуникация выражается в том, что субъект передаёт некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т.п.), которую получатель должен всего-навсего принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать» (126, с.88).
Адресат при коммуникации должен включиться в коммуникативное содержание общения и поддерживать коммуникативный контакт с участниками коммуникации, определяющими когнитивно-коммуникативную деятельность как единый процесс в сопряжённой речевой деятельности коммуникантов: «... речь состоит из отдельных актов коммуникации, представляющих собой некоторые целостности, входящие в процессы социального взаимодействия индивидов и коллективов, имеющие внешнюю границу» (141, с.9).