Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования творческого мышления личности 12
1.1 Понятие личности в психологии и педагогике 12
1.2 Педагогические и психологические теории развития творческой личности 26
1.3 Особенности личностного и творческого развития в юношеском возрасте 40
Выводы по первой главе .7 54
Глава 2 Характеристика учебно-познавательной деятельности студента как творческого процесса 56
2.1 Особенности содержания и стилей учебно-познавательной деятельности студентов 56
2.2 Проблема активизации учебно-познавательной деятельности студента в вузе 70
2.3 Взаимосвязь творчества и учебно-познавательной деятельности обучающихся 84
Выводы по второй главе 98
Глава 3 Экспериментальная работа по выявлению влияния индивидуального познавательного стиля на творческое мышление студентов 100
3.1 Цель, задачи и организация эксперимента 100
3.2 Содержание экспериментального обучения 115
3.3 Анализ и оценка полученных результатов 139
Выводы по третьей главе 153
Заключение 155
Библиография 158
Приложения 176
- Понятие личности в психологии и педагогике
- Особенности содержания и стилей учебно-познавательной деятельности студентов
- Цель, задачи и организация эксперимента
Введение к работе
Актуальность исследования. Новая образовательная идеология заставляет пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют и от профессионального образования принципиально новой позиции: это установка готовить конкурентоспособного специалиста. Обновление общественных отношений, современные преобразования и позитивные тенденции развития образования расширили объективные возможности для проявления свободы человека как личности, его индивидуальности и неповторимости. В связи с этим такие качества человека как свобода выбора и творчество стали занимать особое место в структуре личности, так как они позволяют каждому представителю подрастающего поколения проявить весь спектр своей сущности и неповторимости. Человек может наиболее успешно
адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить социально позитивные выходы из сложных ситуаций только в том случае, если он обладает способностью к реализации своих возможностей, саморазвитию, если он творчески относится к процессу своей деятельности.
Расширение международных контактов, политика интеграции России в мировое сообщество, ее вхождение в общеевропейское образовательное пространство ставят перед вузами задачу организации высшего образования такого уровня, при котором студенты будут способны участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершенствовать уровень владения иностранным языком. Условия современной жизни предъявляют высокие требования к уровню владения иностранным языком студентов высших учебных заведений, что предполагает развитие таких качеств личности как коммуникативность, лидерство, любознательность, желание и способность получать самообразование. Творческий подход к любым проблемам, умение мыслить нестандартно и нешаблонно — качества, которые важны и необходимы выпускникам вузов.
Становление профессионала зависит не только от социальных факторов (мотивации, условий профессионального обучения), но и от характера течения его учебно-познавательной деятельности в вузе. Становление студента как субъекта учебно-познавательной деятельности происходит, в первую очередь, в процессе его обучения в вузе, и одним из условий развития выступает стиль его деятельности. Поэтому необходимо рассмотреть возможность влияния стиля учебно-познавательной деятельности на течение и развитие творческого мышления, так как индивидуальность и оригинальность личности можно рассмотреть и в контексте творческого мышления, и в стиле учебно-познавательной деятельности студента. В новых современных условиях недостаточная разработанность проблемы ставит перед нами практическую задачу организации учебно-познавательной деятельности студента с учетом стиля этой деятельности. Целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к необходимости нахождения действенных путей построения учебно-познавательного процесса таким образом, чтобы индивидуальность и индивидуальный стиль деятельности студентов позволили существенно развить творческий потенциал каждого из них.
Поиск решения вопроса формирования творческого мышления находит отражение в педагогике, психологии и некоторых других отраслях знания. А.В. Брушлинский [25] , И.А. Менчинская [97,98], И.Я. Лернер [85] и др. рассматривали возможность развития творческого мышления в русле ассоциативно-рефлекторной теории научения. Часть авторов (A.M. Матюшкин [92,93,94], Е.Л. Яковлева [179,180]) ограничиваются психолого-педагогическими проблемами творческого развития одаренных и талантливых детей. Д. Векслер[183], Г. Айзенк [3,181], Л. Термен [186,187], Р. Стернберг [185] и др. связывали творческую деятельность и интеллектуальную деятельность. Дж. Гилфорд [183], Н.Коган [192], Я.А. Пономарев [119,120] считают, что творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта.
Изучение имеющихся в современной теории и практике исследований по проблемам развития творческого мышления позволило нам сделать вывод о том, что научные поиски чаще всего были связаны с педагогикой школы (В.И. Загвязинский [50], A.M. Матюшкин [92,93,94], Я.А. Пономарев [119,120], Е.Л. Яковлева [179,180]). Проблемой влияния стиля деятельности на личностное развитие занимались многие ученые. Когнитивными стилями занимались многие ученые, и данные понятия рассматриваются в разных плоскостях. В.С.Мерлин [99,100] рассматривает индивидуальный стиль деятельности в структуре иерархических уровней индивидуальности. Е.П. Ильин [58], М.А.Холодная [163,164,165] и Е.А. Климов [64] связывают когнитивный стиль и интеллектуальную и учебную деятельность.
Такие важные предпосылки, как недостаточность теоретической изученности влияния стиля учебно-познавательной деятельности на развитие творческого мышления и практическая значимость проблемы для высшей школы актуализировали тему и требуют рассмотрения методического аспекта развития творческого мышления и роли когнитивного стиля на его развитие. Необходим отбор содержания образования, форм и методов организации учебно-познавательной деятельности в соответствии с когнитивным стилем студента.
В процессе работы нами были выявлены противоречия между:
- творческим характером учебно-познавательной деятельности студентов и стимульно-репродуктивным уровнем их интеллектуальной активности;
- обоснованностью в психолого-педагогической науке значения
когнитивного стиля как одного из условий личностного развития и неразработанностью проблемы его влияния на течение учебно-познавательного процесса;
- возможностью учета когнитивного стиля в развитии творческого мышления и недостаточного его использования в практике организации учебно-познавательной деятельности студентов в высшей школе;
стремлением некоторых педагогов организовать учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы развивать творческий потенциал, и недостаточностью использования методов активизации учебно-познавательной деятельности студентов в вузе.
Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в следующем. Каковы педагогические требования для построения учебно-методического комплекса (методические особенности) организации учебно-познавательной деятельности студента с учетом когнитивного стиля с целью развития его творческого мышления?
Данное положение явилось причиной выбора темы исследования: «Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс (на материалах изучения английского языка на языковом факультете).
Объект исследования: процесс развития творческого мышления студентов на основе учета особенностей их когнитивного стиля.
Предмет исследования: содержание и способы развития творческого мышления студентов на основе учета особенностей их когнитивного стиля.
Гипотеза исследования состоит в следующем. Обеспечить целенаправленное развитие творческого мышления студента по критериям «оригинальность», «гибкость» и «беглость» возможно, если:
1) выделить основные стилевые характеристики учебно-познавательной деятельности студента;
2) дифференцировать методы, приемы и средства обучения в зависимости от стиля учебно-познавательной деятельности студента.
Целью данного исследования явились теоретическое обоснование и разработка содержания, методов и форм развития творческого мышления студентов с учетом особенностей их когнитивного стиля.
Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1) проанализировать научные исследования в рамках обозначенной тематики;
2) определить психологические и дидактические возможности учебного предмета «Иностранный язык» в развитии творческого мышления студентов;
3) разработать учебно-методический комплекс с использованием методов обучения дифференцированно в разных группах когнитивных стилей;
4) верифицировать успешность функционирования данного учебно-методического комплекса.
Ведущим методом исследования стала экспериментальная работа. Она основывалась на изучении и анализе литературы и других источников, использовании включенного педагогического наблюдения, психолого-педагогическом обследовании (тестирование, анкетирование, беседа, оценивание, изучение продуктов деятельности), изучении и обобщении опыта, а также нами использовались статистические методы формализации в психолого-педагогическом исследовании.
Методологической основой исследования явились научные достижения в области педагогики и психологии, в частности: общая теория деятельности (Л.С. Выготский [29,30], А.Н. Леонтьев [82,83,84], С.Л. Рубинштейн [135,136]), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов [39,40,41], Д.Б. Эльконин [174,175]), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин [31,32,33], Н.Ф. Талызина [145,146,147]), дидактическая концепция активизации познавательной деятельности (П.И. Пидкасистый [116], Г.И. Щукина [173]), понятие о когнитивных стилях (Д.Б. Богоявленская [16-20], Е.П. Ильин [58] и др.), теория развития творческой личности (Д.Б. Богоявленская [16-20], Дж. Гилфорд [183], Э. Торренс [188] и др.), контроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности учащихся (В.П. Симонов [137]) и др. Научная новизна исследования состоит в том, что:
- в нем представлена педагогическая интерпретация подходов к изучению когнитивных стилей как психолого-педагогического средства внутренней дифференциации с целью личностного творческого развития студентов;
- определены критерии дифференциации методических приемов с учетом специфики изучения студентами иностранного языка с выделением следующих стилей: полезависимый, импульсивный, ригидный; полезависимый, рефлексивный, ригидный; поленезависимый, импульсивный, гибкий; полезависимый, рефлексивный, гибкий;
- выявлено и влияние выделенных нами стилевых характеристик на такие критерии творческого мышления, как «оригинальность», «гибкость», «беглость».
- обосновано содержание и предложены вариативные методы работы для организации и активизации учебно-познавательной деятельности студентов, способствующие успешности учебно-познавательной деятельности и развитию вербальной креативности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- индивидуальный познавательный стиль студента исследуется в качестве фактора, влияющего на развитие творческой личности, в основе которой лежат личностные характеристики. Реализация собственной
уникальности рассматривается как проявление творческого акта.
- выявлена взаимосвязь творчества и учебно-познавательной деятельности студентов;
- доказано положительное влияние дифференциации методов на решение проблемы формирования творческой деятельности в целом и развитие познавательного интереса и вербальной креативности в частности как компонента содержания образования в условиях личностно- ориентированного обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- разработан учебно-методический комплекс обучения английскому языку на языковом факультете в вузе с применением методов организации, активизации учебно-познавательной деятельности, а также и контроля за успешностью этой деятельности с внутренней дифференциацией в группе с учетом когнитивного стиля обучаемого;
- выработаны рекомендации по использовании разработанного учебно-методического комплекса, который обогащает методику обучения иностранным языкам;
- предложена система методических приемов и организационных форм, применяемых при обучении иностранному языку как специальности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Когнитивный стиль студента - индивидуальный способ протекания познавательных процессов, влияющий на течение учебно-познавательной деятельности, способствует развитию его личностного творческого потенциала при определенным образом построенном учебно-познавательном процессе.
2. Процесс развития вербальной креативности по критериям «оригинальность», «гибкость» и «беглость» возможен при внутренней дифференциации студентов на следующие подгруппы в зависимости от
когнитивного стиля: полезависимый, импульсивный, ригидный; полезависимый, рефлексивный, ригидный; поленезависимый, импульсивный, гибкий; полезависимый, рефлексивный, гибкий.
Экспериментальная деятельность проводилась на базе отделения английского языка факультета иностранных языков ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева».
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2000-2001гг.) велся поиск и анализ подходов и решений по теме исследования на основе изучения современного состояния проблемы в теории и практике высшего образования, разрабатывались научный аппарат и содержание общей гипотезы исследования, что определило объект, предмет, цель и задачи исследования. На этом же этапе составлялись программы и методики экспериментальной работы, создавалась модель научного исследования, формировались основные принципы по выбору подходов и механизмов теоретической и экспериментальной деятельности.
На втором этапе (2001-2003 гг.) разрабатывалась педагогическая система развития творческого мышления, проводилась апробация опытно-экспериментальной работы, анализировались, обобщались и корректировались результаты.
Третий этап (2003-2004 гг.) был посвящен сопоставлению результатов констатирующего и контрольного экспериментов, подведению итогов, анализу результатов работы, формулированию выводов и теоретических обобщений, оформлению диссертации.
Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием адекватной системы методов исследования, привлечением обширного фактического материала, статистическим анализом большого фактического материала, собранного в течение четырех лет, оценкой значимости выборки и результатов эксперимента, корректностью предлагаемых способов педагогического взаимодействия, а также собственным опытом работы исследователя в качестве преподавателя кафедры английского языка и методики преподавания английского языка Тобольского государственного педагогического института.
Апробация. Основные теоретические положения и результаты исследования заслушивались, обсуждались на научно-практических конференциях «Менделеевские чтения» в городе Тобольск в 2001-2004 годах; на международной научно-практической конференции по проблемам межкультурной коммуникации в современном образовательном пространстве (г. Тобольск, ноябрь 2003 г.); на семинарских занятиях аспирантов (г. Тобольск 2000 г.); на курсах профессиональной переподготовки (ФПК ГОУ ВПО Российский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург по программе «Преподаватель высшей школы»), на Всероссийской научно-практической конференции «Образование в Западно-Сибирском регионе: история, современность, перспективы» (г. Тобольск, ноябрь 2004).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Понятие личности в психологии и педагогике
В данном параграфе освещаются и анализируются различные концепции многогранного понятия «личность» в педагогике и психологии с целью обоснования основного подхода к определению личности и выявлению основных компонентов структуры личности для дальнейшей исследовательской работы. Воспитание личности, развитие у нее способности к творческой деятельности, центральным звеном которой является творческое мышление, является важной задачей педагогики. Поэтому необходимо выделить место мышления в структуре личности и определить основной источник и условия его развития.
Как и многие другие психолого-педагогические понятия, слово "личность" не только широко используется в обыденной речи, но и является также одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук. Проблема личности является одной из основных в теоретической и прикладной психологии.
В философии и психологии эта проблема отражается, в первую очередь, в разграничении таких понятий как «индивид», «человек» и «личность». Человек на свет рождается уже человеком, с генетической предрасположенностью развить все функции человеческого организма. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество - становится личностью. Развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.
Тождество понятий «личность» и «индивид» отрицается всеми ведущими советскими психологами - Б.Г. Ананьевым [4,5], А.Н. Леонтьевым [82,83,84], С.Л. Рубинштейном [135,136] и др. С.Л.
Рубинштейн ввел в психологию различие индивидуальных и личностных свойств личности. «Свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше индивидуальных преломлений в ней представлено всеобще. Индивидуальные свойства личности это не одно и то же, что и личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность[135].
А.Н. Леонтьев писал, что «личность Ф индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается, сущность личности в «эфире» этих отношений...личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами»[82].
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность - это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.[148].
Указанные понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность» имеют иерархическое строение. На каждом уровне организации индивида (физическом, биохимическом, соматическом, индивидном и.д.) формируется своя целостная система, отвечающая за его устойчивое, сбалансированное функционирование. Совокупность взаимосвязанных уровней, обеспечивающих все стороны функционирования индивида как целого, В.С.Мерлин предложить назвать «интегральной индивидуальностью». Личность может рассматриваться как один из высших уровней интегральной индивидуальности. На каждом уровне действуют свои закономерности (физические, химические, биологические и т.д.), но при этом высшие уровни располагают определенными возможностями для подчинения низших уровней, вернее, включение их в решение задач, возникающих на высших уровнях. Функция интегральной индивидуальности как целого заключается в поддержании устойчивого динамического равновесия между различными уровнями [99].
Особенности содержания и стилей учебно-познавательной деятельности студентов
В данном параграфе представлено теоретическое исследование понятия «учебно-познавательная деятельность», которая рассматривается с учетом ее специфики в высшей школе. Психолого-педагогическая особенность учебно-познавательной деятельности студентов состоит в том, эта деятельность зависит от познавательного стиля самих студентов. В современных условиях возникает необходимость рассмотреть проблему формирования учебно-познавательной деятельности в единстве с проблемой индивидуального стиля деятельности студентов. Поэтому целью данного параграфа является выявление содержания учебно-познавательной деятельности и ее основных компонентов, а также типологических особенностей познавательной деятельности, которые находят свое отражение в понятии «когнитивный стиль».
Рассмотрим подходы к определению понятия «учебно-познавательная деятельность» учащихся и студентов. Ю.К. Бабанский [11,12,13], анализируя содержание понятий «учебная деятельность», «познавательная деятельность», «учебно-познавательная деятельность», отмечает, что они имеют определенную общность, но вместе с тем и специфическое отличие.
Учение обычно определяется как сторона процесса обучения, реализуемая учеником, т.е. овладение знаниями, умениями, навыками. В отечественной психологии учение рассматривается как процесс, главными компонентами которого являются знания и действия. Такое понимание процесса учения восходит еще к Я.А. Коменскому [70], который определил знания частично как чувственные представления, а главным образом - как понятия и их системы, описывающие объекты и явления в их общих внешних свойствах, связях, и объясняющие их сущность.
В.В. Давыдов [39,40,41] несколько иначе трактует данное понятие. Он выделяет две формы теоретического мышления и рассматривает их как две процедуры: анализ и восхождение к конкретному. Учение при этом понимается как овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно. По В.В. Давыдову учебная деятельность учащихся рассматривается как деятельность школьника, которая формируется в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения содержательных действий: анализа, планирования и рефлексии. Содержанием же теоретических знаний является происхождение, становление и развитие какого-либо предмета, явления, понятия. При этом только присутствие преобразующего начала, характеризующегося осознанностью действий, свидетельствует о наличии учебной деятельности, а не учебной работы учащихся [39].
Учение является разновидностью познавательного процесса, протекающего в специфических условиях. Поскольку учащиеся познают факты, явления, законы, теории, то общие закономерности научного познания применимы и к этому процессу, но в несколько своеобразной форме. Это своеобразие вытекает из того, что в процессе обучения ставится задача творческого усвоения уже добытых научных знаний, а не открытия новых научных истин. В процессе обучения создаются более облегченные условия для овладения новыми знаниями, чаще всего исключаются ситуации проб и ошибок, свойственные научному познанию. Для обучения характерен ускоренный темп изучения явлений действительности, на исследование которых до этого были затрачены многие годы. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся, влияющих на формы и методы преподавания и учения. Процесс обучения предполагает взаимодействие личностей преподавателя и ученика в той или иной форме, тогда как процесс познания - взаимодействие личности познающего с другими объектами и явлениями реальной действительности, в роли которых не обязательно выступает другая личность. Следует иметь в виду и то, что многие научные знания приобретаются учащимися не путем непосредственного созерцания изучаемых объектов, а опосредствованным путем [40].
Ряд ученых [39,46,47,57,91,101,102,157,158], учитывая современные взгляды на развитие человека, считают, что в процессе учебной деятельности происходит становление субъекта деятельности — развитие его индивидуальности, что в значительной степени обусловлено психологическими особенностями человека и направлено на целостное развитие и совершенствование всех сущностных сил человека. К ним относятся следующие сферы: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная, сфера саморегуляции.
Цель, задачи и организация эксперимента
Анализ особенностей развития творческого мышления в учебно-познавательной деятельности в студенческом возрасте требуют подтверждения в экспериментальной работе. Наша деятельность предполагает доказательство того, что учет индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности в процессе обучения и воспитания является важным условием для развития творческого мышления студентов.
Поэтому в нашей работе мы опирались на следующие положения:
- личность развивается в деятельности, а общение, в котором происходит обучение иностранному языку - специфический вид деятельности;
- творческое мышление - центральное звено и составляющая творческой деятельности;
- развитие творческой личности происходит в деятельности, в частности, учебно-познавательной деятельности;
- учебно-познавательная деятельность связана с творчеством;
- учебно-познавательная деятельность студента - один из наиболее благоприятных видов деятельности для развития творческого мышления.
Аналитическая работа, проведенная автором и описанная в двух теоретических главах, вскрыла недостатки и пробелы в теоретической и практической организации учебно-познавательной деятельности студентов с учетом индивидуального когнитивного стиля. На ее основе мы рассмотрели стиль учебно-познавательной деятельности как фактор, влияющий на развитие творческого мышления, что отразилось в нашей гипотезе.
Цель экспериментальной работы — обоснование и проверка эффективности предложенной системы формирования творческого мышления с учетом стиля учебно-познавательной деятельности студентов. Цель работы определила характер задач, решаемых в ходе педагогического эксперимента:
- диагностика процесса и результатов изучаемого явления на начальном этапе;
- уточнение логики и процедуры данного этапа исследования;
- прогнозирование результатов в новых условиях, то есть с учетом когнитивного стиля;
- практическое преобразование в процессе построения учебно познавательной деятельности;
- анализ, обобщение, апробация и представление результатов;
- коррекция дальнейшей работы и выработка методических рекомендаций.
Экспериментальная деятельность проводилась на базе отделения английского языка факультета иностранных языков ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева». Продолжительность эксперимента составляет два семестра, исследовательская работа проводилась автором в течение четырех лет и за этот период охватила 86 студентов. Настоящие данные отражают динамику развития творческого мышления в группе 21 студентов второго курса английского отделения, а группа 22 является контрольной группой, где обучение велось другим преподавателем. В каждой группе было по 24 студента. В контрольной группе обучение ведется преподавателем близким по возрасту, уровню образования и темпераменту, для того, чтобы создать одинаковые условия для личностного развития в обеих группах. Одинаковыми являются также программа по преподаваемому курсу, составленным в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Экспериментальная деятельность была продиктована целью и задачами исследования и осуществлялась в несколько этапов с 2001 год по 2004 год.
На первом этапе (этапе констатирующего эксперимента 2001-2002 гг.) решались следующие задачи:
1. Определение комплекса критериев творческого мышления.
2. Определение критериев сформированности индивидуального
стиля учебно-познавательной деятельности студентов.
3. Определение методов диагностики выделенных показателей.
4. Оценка наличного уровня творческого мышления и определения индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности студентов в контрольных и экспериментальной группах.
Соответственно задачам на констатирующем эксперименте были использованы следующие методы:
- анкетирование преподавателей;
- наблюдение за организацией учебной деятельности студентов на различных занятиях;
- анкетирование студентов;
- изучение учебной документации;
- тестирование;
- количественный и качественный методы обработки результатов.