Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Педагогические традиции художественного образования как средство подготовки специалистов в профильных ССУЗ
1.1. Особенности подготовки специалистов в ССУЗ художественного профиля
1.2. Традиции как средство обучения и воспитания 31
1.3. Сущность педагогических традиций художественного образования
Выводы по главе 60
Глава 2. Использование традиций художественного образования в подготовке специалистов в профильных ССУЗ
2.1. Становление и развитие традиций художественного образования в России в середине - начале 20 века
2.2. Социокультурное пространство становления художественного образования в Поволжье
2.3. Педагогические традиции Казанской художественной - школы
2.4. Развитие педагогических традиций художественного образования в советский период
2.5. Возрождение педагогических традиций художественного образования в современной России
Выводы по главе - 168
Заключение - 173
Список использованных источников - 181
- Особенности подготовки специалистов в ССУЗ художественного профиля
- Становление и развитие традиций художественного образования в России в середине - начале 20 века
- Социокультурное пространство становления художественного образования в Поволжье
Введение к работе
Актуальность исследования. Система среднего профессионального образования занимает сегодня прочное и значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества, государства. В последние 10-15 лет существенно возросло внимание к ее научному обеспечению. Однако анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что до сих пор неоправданно мало внимания уделяется подготовке в ССУЗ специалистов в области культуры и искусства. Между тем, они играют существенную роль в повышении общего культурного и духовного уровня развития общества.
Реальность современной жизни такова, что кризисные состояния во многих социальных сферах, вызывают необходимость реформирования всей системы воспитания и образования в стране. Снижение общего культурного уровня, утрата частью молодежи интеллектуальной и психологической самостоятельности приводит к социальной и культурной дезинтеграции в обществе.
Деформация общественного сознания, в первую очередь, отразилась на мировоззрении и нравственном поведении молодежи. Особую тревогу вызывает сегодня ее моральная индифферентность, отсутствие четко выраженных взглядов и позиций. От выбора, который сделает молодежь, от тех ценностей, которые будут определять ее поведение, в решающей степени зависит будущее страны.
Краткий анализ причин кризисного состояния современного образования позволяет сделать вывод, что главная проблема сводится, в конечном итоге, к преодолению разрыва между «культурой» и «человеком», которые
являются центральными категориями педагогики. Признание же их взаимодействия, направленного на становление личности и ее духовное развитие, определяет сущность новой философии образования.
Никакая реформа, утверждают ученые, - политическая, экономическая или правовая, не сможет оздоровить социум в полной мере, пока не будет сведен к минимуму дефицит духовности. Более того, переживаемый обществом кризис непосредственно связывают с кризисом самого человека, его духовной культуры (Д.С. Лихачев).
Недостаток духовной культуры определяет ориентацию современной образовательной политики на гуманизацию и гуманитаризацию образовательной системы и образовательной политики в целом. Они понимаются, прежде всего, как способ введения человека в универсальное пространство культуры и овладения общечеловеческими ценностями. В этом пространстве нет обособления отдельных дисциплин, а есть конкретная проблематика, существующие образцы и относительно фиксированные способы творческого мышления и деятельности.
Одним из наиболее перспективных путей совершенствования процесса гуманизации и гуманитаризации образования является преподавание дисциплин художественного цикла. Освоение ценностей художественной культуры - это область человеческой деятельности, которая развивает универсальные духовно-творческие способности и служит средством многостороннего воспитания личности.
Роль художественно-образовательной деятельности в гармонизации личности достаточно убедительно показана в работах многих известных авторов (В.В. Алексеева, П.В. Богомолова, И.П. Волков, А.В. Гулыга, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. и Е.А. Никитины, Н.К, и Е.И. Рерихи и др.). В этой области разработаны целые системы, направленные на нравственное, художественно-изобразительное и интеллектуальное развитие личности.
Формирование целостного мировосприятия основывается на приобщении к трем способам миросозерцания: рационально-логическом - наука, провиденциально-аксиологическом - религия и эмоционально-образном - искусство (171, с, 7), Эмоционально-образное мировосприятие формирует художественная культура и художественное образование.
Художественное образование как система включает в себя не только развитие эмоционально-чувственной сферы, основанной на восприятии эстетически обусловленных явлений окружающей среды, но и формирование специфической способности понимать и мыслить категориями и понятиями, в основу которых входит художественный образ. Не всякий может и должен научиться рисовать, но каждый должен получить представление об искусстве и научиться общаться с ним. В результате и рождается оригинальный и неповторимый внутренний мир человека-Признание важной роли художественного воспитания в процессе становления личности, заставляет по-новому взглянуть на проблемы художественного образования и выдвигает высокие требования к подготовке профессиональных кадров - учителей рисования, изобразительного искусства, художников и дизайнеров, которых наряду с вузами, готовят и в средних профессиональных учебных заведениях художественного профиля.
Период обучения в среднем профессиональном художественном учебном заведении является важным этапом социально-профессионального становления художника-педагога. Сегодня развитие художественных ССУЗ должно быть направлено на формирование конкурентоспособных специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем, духовной культурой, нравственным потенциалом, гражданским самосознанием. Специалистов, умеющих найти оптимальное, эффективное и адекватное ситуации и времени решение, способных выстоять в жестких условиях рыночной экономики и духовного кризиса общества.
Однако существующие реформы, средства, методы и формы художественного образования не соответствуют требованиям подготовки такого специалиста. Одним из способов разрешения данного противоречия является возрождение и использование в учебном процессе в художественных ССУЗ педагогических традиций художественного образования. От того, насколько мы оценим, используем опыт предшествующих поколений, во многом зависит успешное решение сегодняшних проблем.
Традиция - это специфическое образование, обеспечивающее преемственность связей и отношений, в рамках социальной организации, а также некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни, Традиции выполняют ряд важных социальных функций: закрепляют и воспроизводят общественные отношения, регулируют жизнь и деятельность отдельных граждан, консолидируют и мобилизуют их на достижение общих целей и задач, содействуют трансляции социального опыта. Выступая основой для формирования нравственных качеств, выполняя миротворческую функцию, традиции содействуют решению образовательных задач.
Следовательно, чтобы решить проблемы современной системы образования, возрождения ее духовных основ можно и нужно изучить и использовать передовой педагогический опыт прошлого, педагогические традиции дореволюционной художественной школы. В их новом осмыслении и кроется ответ на многие нынешние педагогические проблемы.
Возрождение традиций художественного образования и их использование в современном художественно-образовательном процессе предполагает выявление и изучение самих традиций, восстановление целостной картины их развития в разные конкретно-исторические периоды. В этой связи возрастает актуальность изучения педагогических традиций как важного средства профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.
В определенной степени этому способствуют исследования, посвященные использованию традиций в воспитании и обучении (А,Л. Бугаева, Н.Г. Габдрахманов, З.Г. Нигматов, М.В. Никитин, Р.А. Сахипова). Особый интерес для данного исследования представляют работы, посвященные развитию творческого стиля деятельности будущих художников (Е.М. Чибире-ва), национально-региональному компоненту содержания художественно-графического образования студентов педагогического вуза (Ф.С. Сулеймано-ва).
В то же время анализ проведенных до сих пор исследований свидетельствует, что педагогические традиции художественного образования не были предметом научных исследований. Имеет место явное противоречие между объективной необходимостью в профессиональной подготовке конкурентоспособных специалистов художественного профиля, наличием педагогических традиций, обеспечивающих ее, с одной стороны, и невостребованностью этих традиций, с другой стороны,
Это противоречие и обусловило выбор проблемы исследования: каковы сущность педагогических традиций художественного образования и возможности их использования в подготовке специалистов художественного профиля в ССУЗ?
Цель исследования - изучить традиции художественного образования и обосновать возможность их использования в процессе подготовки специалистов художественного профиля в средних специальных учебных заведениях.
Объект исследования - процесс подготовки специалистов художественного профиля в средней профессиональной школе второй половины 19 -конца 20 века.
Предмет исследования - педагогические традиции художественного образования как средство профессиональной подготовки специалистов в профильных ССУЗ,
В исследовании, носящем историко-педагогический характер, мы исходим из гипотезы о том, что использование педагогических традиций художественного образования в России середины 19 - начала 20 века будет эффективным средством подготовки будущих художников-педагогов в ССУЗ, если:
-путем ретроспективного теоретического анализа выявить историче-
щ ские и социально-педагогические предпосылки возникновения и развития
педагогических традиций художественного образования;
-осуществить их систематизацию и классификацию, экспертную оцен
ку и экспериментально выявить возможности их возрождения в современных
условиях.
\ Задачи исследования:
I 1. Раскрыть особенности ССУЗ художественного профиля как состав-
ной части системы среднего профессионального образования, выявить и
'0 обосновать тенденции их развития.
1 2. Определить сущность педагогических традиций художественного
образования.
3. Выявить исторические, социально-педагогические предпосылки возникновения и охарактеризовать педагогические традиции художественного образования.
4.Теоретически и экспериментально обосновать возможности практического использования традиций художественного образования в современном образовательном процессе.
Методологической основой исследования явились философские концепции образования и культуры (антропологическая, культурологическая), опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, плюрализма, идеи взаимосвязи и взаимообусловленности социальных, экономических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов развития образования.
Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовали:
идеи гуманизации, гуманитаризации и регионализации системы образования (Щ.Л. Амонашвили, Л.А. Волович, Г.В. Мухаметзянова и др.);
концепции стратегического приоритета развития образования (Б.С. Гершунский, М.И, Махмутов, Г.В, Мухаметзянова, Н.Д. Никандров, A.M. Новиков и др.);
идеи интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки специалистов в ССУЗ (Л.А. Волович, В.Ш. Масленникова, Г.В. Мухаметзянова);
идеи, раскрывающие роль художественной деятельности в гармонизации личности (Н.А. Бердяев, А.В, Гулыга, Д.С. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.К. и Е.И, Рерих, Б.П. Рождественнский, Н.Ф. Федоров, Т.В. Шуртакова, П.Д. Юркевич и др.);
теории творческого развития и саморазвития (В.И. Андреев, К. Ю. Бабанский, ВВ. Давыдов, B.C. Кузин, П.Н, Осипов, Л.М. Попов, Н.Ю. По-сталюк, ДБ. Эльконин, Б.П. Юсов и др.);
- концепции социально-профессионального становления будущих
специалистов в ССУЗ (Б.С. Алишев, Э.Ф. Зеер, В.Ш. Масленникова, Л.М.
Митина, П.Н. Осипов, Т.М. Трегубова).
Особое методологическое значение для исследования имели труды по истории образования, педагогики и культуры MB. Богуславского, Р.А, Ва-леевой, Г.Н, Волкова, В.И. Додонова, Г.И, Ибрагимова, З.Г. Нигматова, Е.Г. Осовского, З.И. Равкина, Л.П. Тихоновой, Я.И. Ханбикова и других.
Источниковедческую базу исследования составили:
фонды Национального Архива РТ: фонд Казанской Городской Губернской Земской Управы, фонд Попечителя Казанского учебного округа, фонды Казанской художественной школы;
фонды Научного Архива Государственного музея изобразительных искусств РТ - фонд Казанской художественной школы;
фонды отдела редких книг и рукописей библиотеки имени Н.И. Лобачевского Казанского Государственного университета;
материалы периодической печати;
Для решения поставленных в исследовании задач использовались методы:
теоретические - анализ философской, социологической, психологи-
it ческой, педагогической литературы, нормативных документов; изучение и
анализ архивных документов по истории художественного образования; изу
чение и обобщение традиционного и инновационного педагогического опы
та;
эмпирические - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опросы (анкетирование, интервьюирование, беседа), изучение результатов учебной и внеучебной деятельности студентов.
Базой исследования служили Казанское, Чебоксарское, Иошкар-
fc Олинское художественные училища и училище искусств г. Набережные Чел-
ны.
Этапы исследования.
Первый (1994-1997) - поисковый, в процессе которого выявлялись и описывались педагогические традиции художественного образования.
Второй (1998-2000) - аналитический, в процессе которого анализировались и изучались возможности использования традиций в современном образовательном процессе.
Третий (2000-2001) - обобщающий, в процессе которого шло обобщение, интерпретация полученных результатов, оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что;
- выявлены и показаны особенности ССУЗ художественного профиля
и тенденции их развития;
определена сущность педагогических традиций художественного образования;
выявлены социально-педагогические предпосылки и условия развития традиций художественного образования, воссоздана целостная картина становления художественного образования в Поволжье;
проведена систематизация и классификация педагогических традиций художественного образования в России второй половины 19 - начала 20 века, осуществлена периодизация их развития;
обоснована возможность возрождения педагогических традиций художественного образования в процессе подготовки художников в современных условиях средней профессиональной школы.
Достоверность и обоснованность содержащихся в диссертации положений и выводов обеспечивается представительной и надежной методологической и источниковедческой базой, адекватностью методов исследования, в том числе результатами длительного социально-педагогического эксперимента, его целям и задачам.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обеспечивают педагогов и художников-педагогов научно обоснованными и практическими выводами о возможности использования традиций художественного образования в качестве средства воспитания и обучения в образовательном процессе. Теоретические положения и выводы о сущности традиций художественного образования, их месте и роли в системе подготовки художников-педагогов могут быть использованы при создании учебных и методических пособий по художественному образованию и воспитанию.
Апробация результатов и выводов исследования осуществлялась в ходе выступлений автора на Поволжской региональной научно-практической конференции художественных училищ и училищ искусств «Современные проблемы подготовки специалистов художественного профиля в СПУЗ» (Казань, 2000), на Международной, двух Всероссийских и ряде республиканских
научно-практических конференциях на методических совещаниях и семинарах в учебных заведениях профессионального образования, путем публикации статей в Казанском педагогическом журнале «Профессиональное образование».
На защиту выносятся следующие основные положения;
Особенности (психологические, учебно-методические, организационные) и тенденции развития среднего профессионального художественного образования (культурная идентификация со своим народом, интеграция предметов и усиление межпредметных связей, интеграция традиций различных художественных «школ», смещение акцента с объектов искусства на выявление своего творческого «Я»).
Исторические и социально-экономические предпосылки развития педагогических традиций художественного образования, характерные для каждого конкретно-исторического этапа, выделенного в исследовании (середина 19 - начало 20 вв., 20-е гг. - середина 20 в,, 40 - 80-е гг. 20 в., 90-е гг. 20
в.).
Особенности подготовки специалистов в ССУЗ художественного профиля
Одним из образовательных уровней, установленных законом «Об образовании», в нашей стране является среднее профессиональное образование. В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО оно приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию (6, с. 2).
Основы среднего профессионального образования в России, выступающего связующим звеном между общим и профессиональным образованием, были заложены 300 лет назад. Его цель - готовить специалистов среднего звена и удовлетворять потребности личности в углублении и расширении образования (35).
Развитие социокультурных процессов приводит к формированию нового потребителя среднего профессионального образования, для которого оно носит не только общепрофессиональный характер, но и соответствует индивидуальным возможностям и запросам. В первую очередь это характерно для социально-гуманитарного и художественного образования. Изменение образовательной парадигмы, особый интерес к овладению ценностями культуры поднимает значение духовного образования, неотъемлемой частью которого является образование художественное.
Среднее профессиональное художественное образование дает знание классических основ художественной грамоты. Задача ССУЗ художественного профиля - подготовка специалистов-художников среднего звена, а именно: преподавателей художественных дисциплин для детских художественных школ, учителей черчения и рисования для общеобразовательных школ, дизайнеров для работы в экономических структурах различного уровня.
По всей стране создана сеть детских художественных школ, только в Казани их около 20-ти; предметы художественного профиля введены во всех школах, лицеях, гимназиях; открываются изостудии для детей всех возрастов, которые работают как при школах, так и при центрах детского творчества. Все это вызывает необходимость подготовки соответствующих кадров - учителей рисования, черчения, изобразительного искусства, художников.
Переход страны к рыночной экономике породил огромное количество экономических структур разного уровня. В нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как маркетинг и реклама. А это, в свою очередь, вызвало к жизни науку о художественном конструировании предметов, или дизайн, что, соответственно, обусловило необходимость подготовки художников-дизайнеров.
Однако сегодня достаточно сложно получить высшее художественное образование: недостаток художественных вузов, жесткий конкурсный отбор при поступлении в них, материальные трудности, связанные с необходимостью приобретения художественных материалов и проживанием в столичных городах, где большей частью находятся художественные вузы, долгий срок обучения и т. д. Поступить в художественный вуз, не имея среднего художественного образования, практически невозможно. Так, в реальной жизни получается, что на приобретение полного художественного образования требуется 10-11 лет. А профессиональный художник, получивший высшее художественное образование, крайне редко идет на работу в среднюю общеобразовательную или детскую художественную школу. Этот факт, в свою очередь, делает незаменимым среднее профессиональное художественное образование.
В настоящее время в России существует 68 ССУЗ художественного профиля. Получить среднее художественное образование можно во многих крупных городах страны. 36 художественных училищ готовят специалистов по специальностям живопись, дизайн, театрально-декорационное искусство, скульптура. Кроме этого, в 24 городах есть училища культуры и искусств, где тоже можно получить образование по художественным специальностям - декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. В 8-ми городах открыты художественно-промышленные училища, где можно получить профессию, связанную с декоративно-прикладным искусством.
Характер профессии предопределяет особенности обучения, которые существуют в каждом среднем профессиональном учебном заведении. Свои особенности обучения существуют и в ССУЗ художественного профиля. Они обусловлены особенностями самой профессии художника. Вот здесь-то мы и сталкиваемся с парадоксом: оказывается, нельзя стать художником, просто изучив основы изобразительной грамоты и сформировав умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, композиции,
Становление и развитие традиций художественного образования в России в середине - начале 20 века
В процессе развития отечественного художественного образования в течение нескольких столетий в нем концентрировались многообразные знания и принципы организации деятельности, различные концепции образования, подходы к решению проблемы подготовки кадров для сферы художественной культуры, апробировались на практике различные методики. В художественном образовании шел постоянный поиск нового и, в то же время, сосредотачивались и сохранялись традиции.
Старейшим художественным учебным заведением в России была открытая в 1757 году Академия художеств. Под покровительством Академии ее выпускниками открывались первые художественные школы: в 1802 г. А Сту-пиным - в Арзамасе, в 1828 г. К. Макаровым - в Саранске, в 1832 г. А. Наде-ждиным - в Козлове, в 1835 г. Ф. Чуриковым - в Воронеже. В 1825 году в Москве по инициативе графа Строганова открылось училище техники и рисования, где работало отделение, специально готовившее учителей рисования для общеобразовательных школ. В 1834 г. был издан первый в России учебник по рисованию - «Курс рисования» А.П. Сапожникова. В 1843 г. в Москве открылось Училище живописи, ваяния и зодчества.
Именно в стенах этих художественных заведений и шло формирование традиций художественной педагогики, которые заложили основу русской художественной школы. Они развивались, видоизменялись, наполнялись новым содержанием, распространяясь из центра в провинциальные учебные заведения. Благодаря им, русское изобразительное искусство пополнялось новыми талантами.
Государственная политика в сфере образования, в том числе и художественного, проявлялась в деятельности Министерства народного просвещения. Ему подчинялось 67% всех учебных заведений (179, с. 5). Оно вырабатывало все основные положения, связанные с функционированием системы среднего образования. В непосредственном подчинении министерству находились и попечители 12-ти учебных округов, созданных в стране. Документы Министерства народного просвещения позволяют проследить роль, которая отводилась художественному образованию, выступающему долгое время составной частью эстетического воспитания.
Эпоха великого перелома - реформы Александра II, переход России на путь капиталистического развития - потребовала и принципиально нового подхода к системе народного образования. Одной из значительных реформ, способствовавших развитию общества, была реформа образования. Она была осуществлена двумя актами: 14 июня 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах» и 19 ноября 1864 года - «Устав гимна 66 зий и прогимназий».
Гимназии, делившиеся на классические и реальные, давали среднее образование. Согласно уставу, наряду с другими предметами, в них преподавались рисование и черчение. Причем, в реальных гимназиях, имевших практическую направленность, этим предметам уделялось особое внимание.
Однако в 1871 году последовала новая реформа средней школы. Она была задумана министром народного просвещения Д. А. Толстым под влиянием брожений в обществе. Граф Толстой находил, что реальное образование есть одна из причин «так сильно охватившего наше учащееся юношество материализма, нигилизма и самого пагубного самомнения» (137, с. 705).
Единственным средством борьбы с этим злом министр считал установление строго классической системы образования в гимназиях. Устав получил одобрение Государя. Предметы естественного цикла были исключены из программ, из учебных программ гимназий было исключено и рисование. В 1872 году рисование было вновь включено в курс учебных предметов реальных и городских училищ,
Со второй половины 19 века значительно возрос интерес к разработке теоретических вопросов художественного образования, чему способствовало развитие сети заведений художественного профиля. В центре внимания оказались вопросы соотношения художественных и общеобразовательных дисциплин, уровень образовательного ценза для поступающих в учебные заведения искусства, сроки подготовки специалистов для различных сфер художественной практики, составление учебных планов в специализированных учебных заведениях, необходимость введения художественного образования в начальной общеобразовательной школе.
Социокультурное пространство становления художественного образования в Поволжье
Либеральные реформы в России второй половины 19 века, возникновение земств, способствовавших демократизации общественной жизни, вызвали небывалый размах просветительского движения, охватившего все губернии Российской империи. Это движение, поддержанное передовыми представителями интеллигенции, содействовало созданию просветительских обществ и становлению периодической печати, вызывало к жизни общедоступные театры, библиотеки, воскресные школы и народные клубы, способствовало развитию музыкального и художественного образования, формированию национальной культуры. Затронули эти изменения и Поволжский регион, центром которого являлась Казань, имевшая давние просветительские традиции. Город выделялся появлением здесь образовательных, научных, просветительских и культурных учреждений. Рассматриваемый период стал временем становления и развития татарского и русского театра, музыкального и художественного образования, а также расцвета добровольных культурно-просветительских обществ, литературно-музыкальных салонов и общественной прессы в крае.
Центром демократической культуры, науки и просветительства в Казани выступал Императорский Университет, открытый еще в 1805 году. Сюда стекалась молодежь со всего Поволжья, Урала и Сибири, Многие, окончив университетский курс, становились преподавателями в гимназиях, училищах и школах региона, способствуя распространению научных знаний, передовых идей и культуры.
Вторым высшим учебным заведением, открытым в Казани в 1874 году, был ветеринарный институт. Он открывался с целью подготовки специалистов для среднего Поволжья, средней Азии и Сибири. Открытие подобного института в Казани было обусловлено развитием науки в Казанском университете. К началу 20 века он превратился в один из центров ветеринарной науки. Третьим высшим учебным заведением была Духовная Академия, выступавшая центром православного духовного образования для Поволжья и Сибири. В 1876 году в Казани открылись высшие женские курсы, просуществовавшие до 1884 года, а затем закрытые и возобновившие свою деятельность только в 1907 году.
Средние учебные заведения, широко представленные в Казани подразделялись на общие и специальные. К концу 19 века действовали три государственные и одна частная (Мануйловой) мужские гимназии, три женские частные гимназии (Мариинская, Ксенинская и А. И. Котовой), реальное училище и закрытое женское среднее учебное заведение - Родионовский институт благородных девиц. Средние специальные учебные заведения были представлены про-мышленно-техническим училищем, частной музыкальной школой Гуммерта, художественной школой, юнкерским пехотным училищем, земледельческим и ремесленным училищем, земской и фельдшерскими школами.
В городе функционировали и учебные заведения, готовившие кадры учителей. В 1872 году по инициативе миссионера Н. И. Ильминского была создана учительская семинария, с целью подготовки учителей русского языка для нерусских школ. Были открыты также Казанский учительский институт, татарская учительская школа и крещено-татарская учительская школа.
Все эти учебные заведения способствовали повышению общего культурного уровня населения города. В 1897 году в Казанской губернии насчитывалось всего 17, 9 процента грамотных от общего количества населения. В Казани этот уровень был намного выше и достигал 51,4 процента (41, с. 230).
Изменения, происшедшие в России после либеральных реформ конца 19 века, вызвали в Казани бурное развитие периодической печати. Например, если в середине века выходило 5 периодических изданий, то к концу их насчитывалось уже около 40. Это были газеты (10 наименований), журналы и сборники, принадлежавшие официальным ведомствам или научным обществам (181, с. 31). Городская общественность проявляла интерес ко всем политическим и культурным событиям, происходившим в городе. Его удовлетворяла периодическая печать.