Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Основные проблемы воспитания и их решение в педагогической системе В.В. зеньковского
1.1. Анализ философско-педагогического наследия В.В. Зеньковского в контексте развития его мировоззренческих идей
1.2. Основные положения педагогической системы В.В. Зеньковского как средство и фактор воспитания и развития личности
1.3. Специфика детства как особая фаза духовного становления и развития личности
Глава 2. Теоретико-методологические основания педагогических идей В.В. Зеньковского
2.1. Методологические основы педагогической системы В.В. Зеньковского
2.2. Основные положения антропологического подхода в педагогической системе В.В. Зеньковского
2.3. Особенности реализации педагогических взглядов ученого в теории и практике современного воспитания и образования
Заключение
Приложение
Список литературы
- Анализ философско-педагогического наследия В.В. Зеньковского в контексте развития его мировоззренческих идей
- Основные положения педагогической системы В.В. Зеньковского как средство и фактор воспитания и развития личности
- Методологические основы педагогической системы В.В. Зеньковского
- Основные положения антропологического подхода в педагогической системе В.В. Зеньковского
Введение к работе
Актуальность исследования. В последнее время в отечественной педагогической науке актуализируется изучение проблем духовно-нравственного воспитания (К.А.Альбуханова-Славская, Е.П.Белозерцев, В.А. Беляева, И.Ф. Исаев, И.Б.Котова, ВА.Сластенин, Т.И. Петракова, М.Г. Тайчинов, В.Ю. Троицкий и др.)- Кроме причин идеологических и социальных, нашедших свое отражение в Национальной доктрине образования, эта проблема в современной гуманистической парадигме актуализируется еще и потому, что в свое время она не получила достаточного рассмотрения, не имела обоснованной теории и опыта воспитания духовно-нравственной сферы личности в ее целостности. Образовательные процессы в вузах и школах были ориентированы преимущественно на развитие интеллектуальных способностей обучаемых, а формирование духовно-нравственных ценностей бытия сводилось, в лучшем случае, только к ценностям искусства и культуры, морали отношений. Таким образом, проблема духовно и нравственно развитой, культурной личности является инновационной педагогической ценностью для современной школы. Принципиальное значение для ее решения имеют труды российских философов, педагогов и психологов прошлых лет: А.С.Аскольдова, АЛВведенского, С.ИХессена, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, А.А.Козлова, С.А.Куломзиной, Н.О.Лосского, Н.И.Пирогова, К.П.Победоносцева, В.В.Розанова, К.Д.Ушинского, Г.И.Челпанова и др. Изучение философского и педагогического наследия известных отечественных мыслителей и педагогов очень важно для целостного осмысления проблемы духовно-нравственного воспитания личности. Вместе с тем, в силу исторических причин, этот процесс был затруднен, так как многие работы были изда-
ны только за рубежом и не могли стать достоянием широкой педагогической существенности. В настоящее время, с изменением парадигмы образования, труды наших соотечественников оказались востребованы. В их числе произведения известного философа, психолога, педагога Ф.В. Зеньковского (1881-1962гт.). Его творчество исследовалось, прежде всего, в философском ключе. Богатейшее педагогическое наследие, которое оставил ученый, до недавнего времени было несколько в тени. Однако в последние годы появились работы с его научным осмыслени-' ем. Анализ проведенных в этой области исследований показывает, что ученых интересуют различные стороны педагогического творчества В.В.Зеньковского. Оно исследуется: в историческом аспекте (Б.М. Бим-Бад, М.В.Богуславский, В.А.Владыкина, Е.В.Кирдяшова, Г.Б. Корнетов, Е.Г.Осовский, В.А.Сухачева и др.), с позиций педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, А.Е. Лихачев, Т.Н. Любан, и др.), проблем воспитания и развития личности (А.А. Корольков, О.Е.Кошелева, А.Е.Лихачев, В.В.Мальцева, Л.А.Романова, О.В.Савина, Е.Шестун и др.), идей социального воспитания ребенка (Н.В. Ивочкина, Т.Ю.Купач, и др.), христианской психологии (Б.С. Братусь и др.) и др. Между тем, в настоящее время отсутствуют работы, исследующие теоретические основы педагогической системы В.В. Зеньковского. Решение этой проблемы способствовало бы осмыслению педагогического наследия ученого в целом.
В.В.Зеньковский - вслед за К.Д.Ушинским, Н.И.Пироговым, И.А.Ильиным и др.- считал духовное устроение человека одной из важнейших задач воспитания. В его трудах представлена динамика духовного и психо-физического развития ребенка, его душевной жизни и духовного созревания как предмет и область особой заботы воспитателя. В своих работах он обращал внимание на необходимость светской педаго-
гической культуры проникнуться тем пониманием личности, какое дает христианство, замечая, что речь идет не о том, чтобы искусственно связать истины православия с проблемами и построениями современной педагогики, а о том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и ч серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает христианство.
Эта идея В.В. Зеньковского приобрела особую актуальность в настоящее время, поскольку именно сущностное понимание человека предопределяет содержание, структуру и технологию образовательного процесса- "Дух ", "душа", "духовность" - эти категории философской антропологии не могут быть за пределами внимания светской педагогической культуры, они должны занять должное место как в методологии педагогической науки, так и в методологии образовательного процесса. С учетом изложенного была выбрана тема исследования -"Теоретические основы педагогической системы В.В. Зеньковского", проблема которого сформулирована следующим образом: каковы исходные положения педагогической системы BJB. Зеньковского . Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования - философско-педагогическое наследие В.В. Зеньковского.
Предмет исследования - теоретические основания педагогичекой системы В.В. Зеньковского.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- выявить фундаментальность и значимость для педагогической теории и практики философско-педагогического наследия В.В.Зеньковского;
изучить методологическую основу педагогической системы В.В. Зеньковского;
определить специфику антропологического подхода, разработанного В.В. Зеньковским, как основополагающего в решении педагогических проблем;
определить возможности конструктивного использования основных теоретических положений педагогической системы В.В. Зеньковского в теории и практике современной педагогики.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование педагогического наследия В.В. Зеньковского в современной гуманистической образовательной парадигме будет успешным , если:
проанализированы его педагогические идеи;
определены основные методологические позиции педагогической системы ученого;
раскрыт в качестве основополагающего антропологический подход к решению педагогических проблем.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира, о биологической, психической, духовной и социальной сущности человека, о творческой сущности личности, выступающей субъектом педагогического процесса, о человеке как субъекте общественных отношений. Ведущими методологическими ориентирами избраны: аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность общества, а воспитание - как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей; личностно-деятельностный подход; единство системного и целостного подходов в
рассмотрении педагогических процессов; идеи педагогической антро-пологий.
Основными методами исследования являются: сравнительно исторический, ретроспективный и перспективный анализ историко-педагогических и теоретико-педагогических источников, систематизация и классификация, теоретическое моделирование основных положе-ний изучаемой педагогической системы.
Источники исследования: творческое наследие В.В. Зеньков-
ского - работы по психологии и педагогике: «Вопросы философии и
психологии», «Проблемы психической причинности», «Психология дет
ства», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»,
«Педагогика»; труды философские и антропологические: «Автономия и
^ теономия», «Об иерархическом строе души», «О значении воображения
І в духовной жизни», «Основные принципы христианской космологии»,
І «Современное учение о разуме», «История русской философии»,
фии» и др.; а также работы связанные с изучением его творческого наследия; русская религиозно-философская литература и др.
Организация исследования. Исследование проводилось в не-
сколько этапов.
і Первый этап (1995-1997 гг.) - поисковый: изучение творческого
наследия В.В. Зеньковского, теоретический анализ философской, педагогической литературы; определение темы, проблемы, гипотезы исследования, формулирование предмета, цели и задачи исследования
Второй этап (1997-1999 гг.) - теоретический: определение теоре-
Щ тико-методологических оснований исследования, изучение, анализ и
систематизация основополагающих идей определяющих педагогическую систему ученого и их характеристика; апробация эксперименталь-
ных программ для педагогических вузов и институтов повышения квалификации.
Третий этап (1999-2000 гг.) - обобщающий: уточнение концептуальных подходов, публикация отдельных результатов исследования, формулирование заключения и выводов, литературное оформление диссертации.
Основные положения, выносимые на защиту
Система творческого наследия В.В. Зеньковского, исходными положениями которой являются философские, антропологические, психологические, педагогические знания в их интегративной взаимосвязи.
Методологические основы педагогической системы В.В. Зеньковского, включающие:
установление целей воспитания, не выводимых из нее самой, в качестве исходного постулата педагогической системы ;
системный подход, решение педагогических задач в общекуль-турно-социальном контексте;
антропологический подход к решению педагогических проблем;
широкое использование в педагогике современных научных данных в области человекознания;
примат личностного подхода в решении педагогических задач;
приоритетность воспитательных задач перед остальными педагогическими задачами;
обращение к свободе педагога с вниманием ко всему лучшему в его взглядах.
З.Основные положения педагогической антропологии В.В. Зеньковского:
к*
*
чение об органическом (целостном) характере духовно-душевной жизни и о ее иерархическом устроении;
учение о закрытости реального «я», его расхождении с эмпирическим;
новое понимание глубинной свободы духовной сферы, не определяемой в актах выбора эмпирического сознания;
представление о двух видах духовности;
определение детства как самоценного периода человеческой жизни;
- учение о внутренней логике духовной жизни;
- значимость жизни тела для духовного устроения личности. 4. Основные направления реализации педагогических идей В.В. Зень-ковского в сфере современного образования и воспитания :
- учение о целостности и иерархичности личности (дух-душа-
тело) предполагает заботу школы о всех сферах ее реального
Щ бытия ;
духовно-нравственное воспитание, является центральной задачей педагогической работы в школе;
развитие системы дополнительного (в том числе негосударственного) образования является важнейшим условием создания единого культурно-образовательного пространства на принципах, способствующих духовно-нравственному развитию личности;
v - использование антропологических основ педагогической сис-
темы В.В.Зеньковского при разработке содержания образова-
(ф ния, подготовке и переподготовке педагогов.
Научная новизна и теоретическая значимость работы:
#
впервые проведено исследование теоретических основ творческого
наследия В.В. Зеньковского и показана его фундаментальность и зна
чимость для теории педагогики с позиций светской педагогической
культуры;
расширена область основных идей и достижений педагогической
антропологии;
предложены новые смыслы педагогических понятий, отражающих духовно-нравственную сферу личности;
обоснованы возможности применения педагогических идей ВЛВ.Зеньковского в сфере современного воспитания.
Практическая значимость исследования. Разработанные на основе творческого наследия В.В. Зеньковского материалы (учебные программы для вузов и институтов повышения квалификации, программы спецкурсов для старших классов общеобразовательных школ и др.) возможно использовать в преподавании философии образования, истории философии, истории религии, истории педагогики, педагогической психологии, в разработке личностно-ориентированных педагогических технологий.
Достоверность результатов исследования обеспечивается аргументацией и доказательностью избранной методологии, репрезентативностью источниковедческой базы, убедительно подтверждающей положения и выводы диссертации; использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету и задачам; личным педагогическим опытом соискателя.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора. Основные его положения докладывались на международных и Всероссийских конференциях, научно-практических семинарах, совещаниях, чтениях, про-
водимых в Рязанском государственном педагогическом университете, Рязанском областном институте развития образования (1996,1997, 1998, 1999, 2000 гг.) г. Рязань, а так же в Москве (1998, 1999, 2000 гг.). Отдельные положения работы легли в основу проблемного семинара ч «Духовно-нравственное воспитание личности», курсов краткосрочного обучения «Традиционная духовность и основы нравственности», курсов длительного обучения «Основы православной культуры», проводимого автором данного исследования в Рязанском областном институте разви-' тия образования, спецкурса по проблемам духовно-нравственного воспитания для студентов Рязанского государственного педагогического университета. Автором разработана Концепция образования православной гимназии (г.Рязань). Основные положения работы, ее содержание могут быть использованы при разработке курсов: по истории педагогики, педагогическая психологии, философии образования и др.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования, дается его методология, методы, научная новизна, теоретическое и практическое значение.
В первой главе «Основные проблемы воспитания и их решение в педагогической системе В.В. Зеньковского» на основе анализа работ ученого дана характеристика основных положений его педагогической системы, как средства и фактора воспитания и развития личности. Здесь же раскрывается специфика детства как особой фазы духовного становления личности, имеющая большое значение для осмысления творческого наследия ученого.
Во второй главе «Теоретико-методологические основания педагогических идей В.В. Зеньковского» на основе анализа педагогических идей ученого выделены методологические принципы, лежащие в основании его педагогической системы. Рассматриваются особенности реа-, лизации педагогических юглядов ученого в теории и практике современного воспитания и образования.
В заключении резюмируются наиболее существенные результаты исследования, представляются обобщающие выводы и формулируются ' перспективные задачи.
Анализ философско-педагогического наследия В.В. Зеньковского в контексте развития его мировоззренческих идей
Василий Васильевич Зеньковский - известный русский философ, педагог, общественный и религиозный деятель России и Российского Зарубежья. Долгие годы его имя было незаслуженно забыто, но в настоящее время творческое наследие ученого постепенно возвращается в культурно-образовательное пространство современной России.
Выдающийся русский мыслитель конца ХГХ начала XX в.в. В.В. Зеньковский прошел тяжелый путь жизненных испытаний, философских, религиозных и педагогических исканий, оставив богатейшее творческое наследие. «В традиционной марксисткой критике его идеи рассматривались как «религиозно-мистические», фальсифицирующие философскую мысль Росси, а сам мыслитель расценивался как «идейный противник марсизма-ленинзма». В истории педагогической мысли советского периода анализу его идей вообще не оказалось места». (119,102).
Философско-педагогическое наследие нашего великого соотечественника несет на себе отпечаток его трагической судьбы. Этапы становления В.В. Зеньковского, как философа и педагога неразрьгоно связаны с его жизненным путем. Осмыслить его творческое наследие в отрыве от развития его мировоззренческих позиций, от того, чем он жил, что переживал в тот или иной период своей жизни невозможно. Поэтому обратим свое внимание на биографию ученого. Основными источниками для составления этапов биографии ученого являются его автобиографические очерки и мемуары - «Очерк моей внутренней биографии» (68), «Из моей жизни» (69), а также работы исследователей творчества В.В. Зеньковского - А.Е. Лихачева (118), Осовского EX., Кирдяшовой Е.В.( 119).
В.В. Зеньковский родился 4 июля 1881 года в г. Проскурове (ныне Хмельницкий на Украине) в семье педагогов, происходивших из среды дворянства и священослужителей. Еще в юношеские годы он пережил духовный кризис. Воспитываясь в религиозной семье, он был религиозным мальчиком, затем учась в Киевской гимназии он увлекся Белинским и Писаревым и заразившись через них духом материализма отошел от религии. Писаревская «всепоглащающая вера в естественные науки» побудила юношу избрать в 1900 году естественный факультет Киевского университета, профессия врача. Но уже в университетские годы в нем зреет разочарование в писаревском натурализме. . Потеря целостности восприятия мира, смысла человеческого бытия приводит его в мир философии и психологии. 1903 год В.В. Зеньковский считает для себя переломным. На него оказывает большое воздействие творчество Вл.Соловьева и Л..М. Лопатина и чтение «Апологетики» Т.Я. Светлова, которые возвращают его в лоно религии. В своих воспоминаниях В.В. Зеньковский так пишет об этом времени: «я стал заниматься философией, налет атеизма исчез бесследно. Веры еще не было, но открылась возможность ее» (84,112).
В этот же период В.В. Зеньковский увлекается русской литературой, особенно Гоголем и Достоевским и в 1904 году переходит на филологический факультет. Здесь под влиянием лекций проф. Г.И. Челпанова углубился его интерес к проблемам психологии, который он проявлял еще в гимназические годы вызванный книгой Геффдинга «Очерк психологии, основанной на опыте». Под руководством Г.И. Челпанова студент выполнил серьезное исследование «Современное состояние пси-ч хофизической проблемы». По окончании университета он был оставлен на кафедре профессорским стипендиатом, читал курсы философии и психологии детства. Направление заложенное на челпановских семинарах привело его к написанию и защите магистерской диссертации по философии на тему «Проблема психической причинности». «В этой работе автор утвердился в главном своем методе, осмысливая значение новейших психологических открытий через философию и, в то же время, оценивая влияние новых знаний о человеке в деле построения его новых метафизических концепций» (93,20) Работа содержит основательную критику «эволюционисткои» психологии, выводящей «законы» психической жизни их примитивных психических элементов. Вместо этого автор в психологической методологии выдвигает принцип «органического» понимания душевной жизни как нераздельного единства. Главный тезис работы: восприятия невьгоодимы из ощущений, психическая жизнь является особым видом бытия, невыводимы из физиологического.
В годы между двумя революциями началось активное становление В.В. Зеньковского как ученого, педагога и общественного деятеля. В 1912 году он избирается доцентом Киевского университета и преподавателем Киевского Фребелевского педагогического института, а через три года его директором; работает на «вечерних женских курсах А.В. Жекулиной, в мужской гимназии М.А. Стельмашенко, в женских гимназиях Е.А. Крюгер и М.Ф. Стельмашенко» (85,87). Уже в этот начальный период творческой деятельности ученого проявилась широта и глубина его образованности. В.В. Зеньковский читает лекции по широчайшему кругу предметов: общая психология, педагогическая психология и психология детства, экспериментальная психология, социальная психология, логика, введение в философию, этика, история религии. В этот же период началась общественная деятельность Зеньковского. Он возглавил Киевское Фребелевское общество, объединив вокруг себя большую группу энтузиастов дошкольного дела. Защитив в 1915 г. диссертацию В.В. Зеньковский стал профессором кафедры философии Киевского университета. Он сближается с С.Н. Булгаковым, входит в круг организаторов Киевского религиозно-философского общества. В духовном мире ученого место Белинского и Писарева надолго занимают Вл. Соловьев и Л.М. Лопатин. Как писал профессор С. Верховский, он «...прошел через влияние соловьевской школы. Он освобождался от него с каждым годом, но никогда открыто не порвал в ним».(44,275).
Основные положения педагогической системы В.В. Зеньковского как средство и фактор воспитания и развития личности
Фундаментальными положениями любой педагогической системы являются: понятие педагогического процесса и его своеобразия, антропологическая оценка «предмета воспитания», понятие целей воспитания, доказательство необходимости и возможности воспитательного воздействия.
Рассмотрим как эти положения реализуются в педагогической системе В.В. Зеньковского. Он считает педагогический процесс особой частью общего социального процесса, обладающего собственными закономерностями. Поэтому задачи школы он не отделяет от проблем общественно-культурного развития, социальных и семейных отношений. «Школьная жизнь - пишет ученый, - это своеобразный мир, в котором дети и взрослые вступают в особые отношения, как бы поворачиваются друг к Другу особой стороной своей личности. Дитя и ученик, это не одно и то же. Конечно, в ученике сохраняется дитя с его особым миром и запросами, дитя не исчезает, и все же в «ученике» привходит в детскую душу что-то новое, своеобразное, неотделимое от всей школьной среды и школьных взаимоотношений» (86,14).
Особенность педагогического процесса, по мысли Зеньковского заключается в том, что понятие личности в христианской антропологии обусловлено антиномией: с одной стороны самоданность, с другой - «лишь формальный центр бытия». Поэтому в педагогическом процессе как бы два направления, в которых он должен решить две задачи: духовную и практическую, причем обе задачи должны быть правильно поставлены и сочетаемы так, чтобы они образовывали единую, целостную задачу воспитания. Бели духовная задача выражена в задаче подготовки ребенка к вечной жизни - это одна сторона воспитания. "Нужно человека спасти в земные дни от падений и развить в нем то, что не утеряется в вечности" (74, 40), Практическая задача является другой стороной воспитания - "... это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее... Если есть то, с чем можно идти из этой жизни в вечную, то, конечно, главное сделано; однако пройти сквозь эту жизнь вне связывания ее с вечностью нельзя" (74,40).
Поэтому Зеньковский ставит кардинальный вопрос для педагогики: Нуждается ли личность в спасении или просто в самосовершенствовании? И сам отвечает на этот вопрос: «Путь человека не в том, чтобы все силы, присущие ему, развить до возможной высоты, а в том, чтобы «главное» в человеке не было подавляемо второстепенными и малозначительными движениями. Иерархическая структура и вопрос о том, что в той или иной индивидуальности является наиболее творческим и значительным. Отбрасывая идею безусловного «предопределения», нельзя отвергать, что Богу дороги и нужны все люди, которых Он призвал к бытию, - а значит, у всякого человека есть свой путь к богу, есть свой дар от Бога, с которым он должен предстать перед Богом. Это и есть по существу понятие «креста»... Понятие креста не может быть отождествляемо со страданиями, хотя они и входят в него. Надо толковать крест как задачу, возложенную на нас Богом, как закон, энтелехийно определяющий созревание человека»(89,85). «Го г воря о жизненно назначении человека, о замысле Божием о нем, мы тем самым уже не могли не коснуться вопроса о целях воспитания. Если, с одной стороны, человеческая личность открыта нам как высшая ценность в этом мире, через которую все мировое бытие наполняется смыслом и, с другой стороны, эта личность нуждается в спасении, то тема воспитания будет решаться именно как тема нашего общего спасения, то есть будет связана с понятием Церкви и нашего спасения в ней.»(118,207).
В.В. Зеньковский обосновывает задачу спасения в свете христианской антропологии - «иерархический принцип требует такого «устроения» человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте своей. На этом пути мы стоим перед фактом существенного раздвоения в духовной основе человека, перед наличностью светлого и темного полюса в человеке. Восстановление целостности не есть ни периферическая, ни более глубокая «гармонизация» состава человека, не есть просто торжество духовного начала, но есть исцеление самой духовности в нас» (74,103).
Формулируя понимание целей воспитания, В.В.Зеньковский предупреждает от заблуждений и ошибок по этому вопросу. Его критика касается, например, идеи «гармонизации личности» (направление в педагогике, заложенное Г.Спенсером), в ответ на которую ученый пишет, что «все эмпирические конфликты и диссонансы, как они констатируются анализом нашего «подполья» в современной психопатологии, есть лишь проявление изначального расщепления в самой «сущности» человека» (74,131). Критике же антропософской антропологии, видения духовного пути человека он посвятил целую главу в «Проблемах воспитания». «Духовное возрастание, укрепляющее в человеке его духовную силу, без смиренного обращения к благодатной помощи Божией, усиливает в нем темное начало духовности» (74,131). На основе такого анализа Зеньковский делает вывод: «Исцеление (духовности на-ч шей), по самому своему существу, не может быть ни делом одного лишь «воспитания», ни результатом саморегуляции. Тема воспитания, как исцеления духовного начала, может быть правильно поставлена. Лишь как тема спасения и искупления. Только в такой постановке тема воспитания получает свой надлежащий смысл, как подготовка к жизни в вечности уже здесь на земле. Это и есть путь к восстановлению целостности в человеке, которая не заключается ни в простой гармонизации сил в человеке, ни в торжестве духовного начала в его «естественном» строе» (74.131). Тема воспитания, по выражению Зеньковского , оказывается «частной проблемой общей темы о спасении».
Методологические основы педагогической системы В.В. Зеньковского
Успехи в сфере воспитания и обучения предопределяются тем, как представлена система знаний о человеке в философии, психологии, антропологии, поскольку практическая педагогика аккумулирует их и интерпретирует в образовательном процессе. Каковы исходные позиции в определении сущности человека, его предназначении, таковы и подходы к построению теории педагогики и затем к построению самого образовательного процесса.
Методология образовательного процесса, помогает рассмотреть его движущие силы и закономерности через призму философии образования, прибегнув к анализу различных философско-педагогических идей.
В.В. Зеньковский философские направления систематизируют относительно различных в своей основе подходов к определению сущности человека, движущих сил и факторов его развития, сущностных сил личности, иерархия которых в зависимости от трактуемых взглядов различна. По мысли В.В. Зеньковского методология педагогической культуры представлена в основном тремя мировоззренческими направлениями в философии, а именно: натурализмом, трансцендетализмом и супернатурализмом. Философский натурализм, отрицая какое-либо абсолютное начало в мире и человеке, присваивает природе могущественные свойства, включает человека в систему природы и в то же время видит предназначение человека в преобразовании этой природы. Противоречивость и несостоятельность такого подхода к определению сущности человека и его роли очевидна. " С натуралистической точки зрения ч можно верить в те или иные силы в человеке при правильном их развитии, полагаться на "характер , развитой интеллект, вообще на разные функции духа, - но не во что верить дальше, ибо сама личность есть "продукт" эволюции"(74,12).
Русский педагогический натурализм в начале XX века был выражен верой в природу ребенка, мотивами просвещенства и "свободной воли", безграничной верой в преображающую силу воспитания (Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, И.Н.Горбунов-Посадов и др.). Педагогический натурализм в современной педагогической культуре весьма распространенное явление и, несмотря на свою модификацию в том или ином отношении, по-прежнему в своей сущности разными путями связан с философским натурализмом. Так, в основе философских взглядов представителей естественно-научного направления (А.Бине, Т.Симон, ВЛІтерн, З.Фрейд, К.Юнг, М.А.Сикорский, В.П.Кащенко и др.) было изучение преимущественно биологической сущности человека. Ученые рассматривали развитие личности в раннем онтогенезе и особенности ее психосексуального развития как определяющие в последующем становлении взрослого человека. Движущими силами развития личности они считали природные способности. Перед образованием и воспитанием при этом ставились задачи целенаправленной координации и гармонизации протекания природоопределенных процессов развития ребенка, вовлечение его в самоуправление данными процессами. Движущими силами образовательного процесса согласно естественно-научному направлению являются противоречия между диагаостируемым уровнем способностей ребенка и проектируемым педагогическим воздействием. По мысли В.В. Зеньковского внимание акцентируется на интеллектуальном развитии и личность, таким образом, в своей целостности не представлена.
Для философских взглядов ученых социологического и диалекти-ко-материалистического направлений (Г.Спенсер, МВебер, П.А.Кропоткин, Н.А.Рубакин, В.И.Чернолусский и др.) характерно учение о личности как союкупности общественных отношений и необходимости всестороннего гармонического ее развития, где главная роль отводится внешним и внутренним противоречиям, формирующимся в процессе общественной коллективной деятельности. Внимание акцентируется на первичной общественной сущности человека. Движущие силы образовательного процесса предстают здесь как противоречия между требованиями , предъявляемыми обществом к своим гражданам, и соответствием им каждого члена общества.
Основные положения антропологического подхода в педагогической системе В.В. Зеньковского
Проблема духовно-нравственного воспитания как проблема ду-4 ховной и душевной жизни человека в светской педагогической культуре не ставилась и не рассматривалась. Целевые установки воспитательного процесса были представлены общей глобальной целью - воспитание всесторонне развитой гармонической личности - и ее конкретизацией по выделенным направлениям воспитания, которых насчитывалась более двадцати. (Беляева в.А.). Духовное воспитание в педагогике при этом отмечалось чини, фрагментарно, внутри отдельных направлений, как задача воспитания правильного восприятия нематериальных ценностей музыки, живописи, литературы и готовности служения идеям строительства коммунистического общества. Проблема нравственного воспитания, выделялась как основополагающая в формировании личности и была представлена в педагогической культуре очень широко, но ее лейтмотивом было формирование социально активной личности, руководствующейся в своих действиях нормами общественных отношений и готовой внести свой вклад в развитие общественной жизни в определенной сфере. Конкретных целей и задач, ориентированных на конечный результат духовного и нравственного воспитания, не было. Ориентирами здесь служили отдельные нравственные качества в их вариативном соотношении.
В педагогической системе В.В. Зеньковского цель духовно нравственного воспитания выражена в установке образовательного и воспитательного процессов на "воссоздание в человеке образа Божия", формирование у него потребности жить по заповедям высокого духовного и нравственного бытия, приобщение его к ценностям, находящимся в высшей иерархии ценностей жизнедеятельности человека. "Наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие... Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека - это есть то, помочь в чем и должно восшггание" (74,40).
В основных вопросах педагогической системы В.В. Зеньковского выделены духовная и практическая задачи воспитания. При этом указывается, что обе задачи должны быть правильно поставлены и сочетаемы так, чтобы они образовывали единую, целостную задачу воспитания. Если духовная задача выражена в задаче подготовки ребенка к вечной жизни - это одна сторона воспитания. "Нужно человека спасти в земные дни от падений и развить в нем то, что не утеряется в вечности" (74,40), Практическая задача является другой стороной воспитания - "... это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее... Если есть то, с чем можно идти из этой жизни в вечную, то, конечно, главное сделано; однако пройти сквозь эту жизнь вне связывания ее с вечностью нельзя" (74,40).
Кроме того, в православной педагогике В.В. Зеньковского выделяется еще одна важная задача, без которой решение двух первых состояться не может, - задача "воспитания человека к свободе", к свободе выбора "добра" и "зла" в своем действовании в том или ином отношениях Нетрудно заметить, что все это в равной мере присуще и светской педагогической культуре. В то же время в педагогической системе ученого задача "подвести дитя к свободе" ставится как главная (наряду с двумя первыми), предопределяющая пути решения духовной и практической задач. В светской педагогике так определенно эта задача не ставится.
Итак, в педагогической системе BJB. Зеньковского целевая установка на воспитание духовно-нравственной личности четко определена чи конкретизирована в конечном результате: в душе человека должна быть правильно восстановлена иерархия ценностей, которая подвигает его к стремлению возвышения над самим собой с тем, чтобы быть достойным своего назначения в жизни, принятию приоритета духовного над материальным, использованию дарованной человеку свободы выбора своего направления движения в саморазвитии в целях усовершенствования окружающего мира и жизни человека в нем. Такая постановка цели является, на наш взгляд, личностно значимой для каждого человека, ибо в ней определенным образом отражается смысл жизни, к поиску которого причастен каждый живущий на этой земле. Задачи восстановления в душе иерархии ценностей ориентируют педагога и воспитуемо-го прежде всего на деятельность по приобщению к высоким духовным и нравственным ценностям бытия, на устроение своей практической материальной жизни согласно этим ценностям.
Таким образом, анализируя содержательную сущность цели и задач воспитания в педагогической системе В.В. Зеньковского, можно увидеть, что духовно-нравственное и практическое (в том числе и профессиональное) воспитание не только присутствуют в образовательно-воспитательном процессе одновременно, но и функционируют в нем в условиях интегрированного взаимовлияния. В этом; на наш взгляд, состоит существенное преимущество педагогической системы В.В. Зеньковского в воспитании духовной и нравственно развитой личности перед светской, в которой духовно-нравственное воспитание рассматривается либо на уровне погружения личности в мир прекрасного и развития лишь эстетической стороны в духовной жизни, либо на уровне приобщения человека к общечеловеческой духовной культуре и ценностям как ориентирам самореализации. Это для конкретной личности является весьма обобщенным и потому не может быть для нее акту-чально значимым. Очевидно в светскую педагогическую культуру, в педагогическую систему воспитания и развития личности, следует привнести из педагогической системы BJB. Зеньковского принцип интегрирования духовной и практической задач воспитания изначально, то есть в соответствующей постановке целей и задач воспитания личности в ее целостности социального и духовного.