Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические основы и технология художественно-творческой самоактуализации учителя музыки Рыбакова Надежда Алексеевна

Теоретические основы и технология художественно-творческой самоактуализации учителя музыки
<
Теоретические основы и технология художественно-творческой самоактуализации учителя музыки Теоретические основы и технология художественно-творческой самоактуализации учителя музыки Теоретические основы и технология художественно-творческой самоактуализации учителя музыки Теоретические основы и технология художественно-творческой самоактуализации учителя музыки Теоретические основы и технология художественно-творческой самоактуализации учителя музыки
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыбакова Надежда Алексеевна. Теоретические основы и технология художественно-творческой самоактуализации учителя музыки : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08 / Рыбакова Надежда Алексеевна; [Место защиты: Барнаул. гос. пед. ун-т].- Барнаул, 2006.- 383 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-13/11

Введение к работе

Актуальность темы и постановка проблемы исследования. Перспективные потребности развития общества, государства и системы образования выдвигают перед современной школой задачи, связанные с воспитанием творческой, свободной, самостоятельной, ответственной личности, относящейся к себе и другим людям как к высшей ценности, осознающей и активно самоактуализирующей свой индивидуально-личностный потенциал

Поскольку «тичность может воспитать только личность», важнейшим условием для решения этих задач является педагог, в полной мере располагающий указанными качествами активно самоактуализирующийся в профессиональной деятельности и являющийся для учащихся необходимым примером Самоактуализация выступает также важным фактором раскрытия и развития творческого потенциала учіпетя как основы его профессионально-личностного роста и становления педагогического мастерства

Особое значение самоактуализация имеет дія ^читепя музыки так как, согласно ведущему направлению музыкального образования - педагогике искусства его профессиональная деятельность должна рассматриваться и реализоваться как художественно-творческая что позвотяст выполнить главное назначение школьного музыкального воспитания развитие личности учащегося, способной при помощи иск>сства самостоятельно и творчески постигать окружающий мир и себя саму

В свою очередь художественное творчество осуществляется исключительно посредством самоактуализации в нем индивидуальности его субъектов Следовательно, правомерной является постановка вопроса именно о художественно-творческой самоактуализации как важнейшей составляющей профессиональной деятельности учителя музыки, обеспечивающей ее резупьтативность

Самоактуализация позволяет учителю проявлять, развивать и использовать в музыкально-педагогической деятельности свою художественно-творческою индивидуальность чичностные профессионально-значимые потребности цели, ценности, способности и др Все это обеспечивает действие принципов либерализма и демократии, декларируемых современным обществом, и означающих ценностное отношение не только к учащемуся, но и к учителю, чьи индивидуально-личностные особенности должны быть востребованы профессиональной деятельностью и способствовать ее развитию (Б С Гершунский)

Проведенное нами исследование состояния художественно-творческой самоактуализации в музыкально-педагогической практике позволило установить что только 9% учителей осуществляют данный процесс на достаточно высоком уровне эффективности в 82 7% случаев это средний уровень, в 8 3% - низкий Высокого уровня эффективности выявить не удалось

В настоящее время художественно-творческая самоактуализация учителя музыки как самостоятельный феномен исследована недостаточно не конкретизирована его сущность, нет соответствующих концепций, технологий и методик реализации Работы в данном направлении разрозненны и немногочисленны (А И Буренина, В Г Горяев, О В Дедючина, А В Торопова и др ) Вместе с тем, существуют необходимые предпосылки для создания теоретических основ и технологии художественно-творческой самоактуализации

В частности, вопросы самоактуализации и самореализации личности в жизнедеятельности, проблемы саморазвития и личностного роста широко представлены

в зарубежной науке (А Адлер, М Бубер, С Мадди, А Маслоу, Р Мэй, Г Олпорт, Ф Перлз, К Роджерс, Ж Сартр, В Франкл, Э Фромм, М Хайдеггер, К Хорни, Э Шостром, Э Эриксон, К Юнг и др )

Значительный опыт в данных направлениях создан отечественными учеными (К А Абульханова-Славская, Л И Анцыферова, Т И Артемьева, Н А Бердяев, Н Р Битянова, Е Е Вахромов, Б С Гершунский, Э В Галажинский, Л Я Гозман, А В Запорожец, Н Ф Калина, Н А Кебина, Л А Коростылева, Д А Леонтьев, М Р Миронова, Н П Паттурина, К К Платонов, И Г Шендрик и др )

Самоактуализация педагога в его профессиональном труде изучена в меньшей степени Исследованы отдельные вопросы собственно самоактуализации учителя, его самореализации, творческого самовыражения, личностного и профессионального развития и роста (Н В Амяга, Е В Андриенко, С Л Белых, О В Борденкж, С И Горячева, А С Косогова, 10 Н Кулюткин, Д Ю Мирошниченко, Н Н Ники-типа, И И Осадчева, Н Г Осухова, О В Пузикова, В В Садовая, А А Солдатова, Г С Сухобская и др )

Искусствоведением, музыкальной психологией и педагогикой накоплен значит епьный опыт по вопросам смежным с художественно-творческой самоактуализацией учителя музыки, который способен оказать существенную помощь в разработке ее іеоретических основ и технологии

Это труды, исследующие специфику искусства и музыкальной деятельности (Б В Асафьев, Л С Выготский, А Л Готсдипер М С Каган, Н И Киященко, А В Лосев Е В Назайкинскии Б М Нсменский, Ф Ницше, А С Соколов, Г С Тарасов, Б М Теплов Г Уоллес, В А Цуккерман, Г М Цыпии, Б М Целковпиков и др ) музыкальную культуру общества и личности (Г А Гонтарев, Р И Грубер Л Н Коган, Э В Соколов А Н Сохор, Р А Тельчарова, В С Цуккерман и др ), особенности художественного и музыкального образования музыкально-педагогической деятельности, личностные качества педагога-музыканта (Э Б Абдуллин ІО Ь Алиев, Л Г Арчажникова, Л В Горюнова, Д Б Кабалевский Л П Маслова, В В Мсдушевский, А А Мелик-Пашаев, Г Г Нейгауз, М А Олейник, О В Ощепкова, В Г Ражников, Я А Рапацкая НВ Серегин, Н А Терент ьева, Б М Целковпиков, Н П Шишлянникова Л В Школяр и др )

Большую ценность для исследования художественно-творческой самоактуа-лизашш имеет опыт работы классиков музыкальной педагогики (Н Я Брюсовои, Д Н Зарина Н Л Гродзенской, Д Б Кабалевского, А Н Карасева, А Л Маслова П П Мироносицкого К Орфа, В Н Шацкой, Б Л Яворского и др ), а также известных педагогов-музыкантов современности

Анализ состояния теории и практики художественно-творческой самоактуализации учителя музыки позволил выявить противоречие между необходимостью повышения ее эффективности, обусловленной социальной востребованностью и спецификой современного музыкального образования, с одной стороны и недостаточной разработанностью соответствующего теоретического и технологического обеспечения - с другой

Данное противоречие определило проблему исследования, которая заключает -ся в выявлении ведущих условий художественно-творческой самоактуализации учителя музыки, предопределяющих ее эффективное функционирование и широкое распространение в музыкально-педагогической практике

Цель исследования: разработать и обосновать совокупность теоретических положений, объясняющих и характеризующих феномен художественно-творческой самоактуализации учителя музыки, и технологию ее реализации в профессиональной деятельности

Объект исследования- художественно-творческая самоактуализация педагога-музыканта, выступающая средством его профессионально-личностного роста и ведущим фактором решения задач современного музыкального образования школьников

Предмет исследования- сущность, содержание, структурная организация, личностные и внешне-активизирующие условия, закономерности, принципы, модель и технология художественно-творческой самоактуализации учителя музыки общеобразовательной школы

Ведущей идеей исследования является обеспечение комплексной реализации тенденций современного музыкального образования школьников, связанных с воплощением идей личностно-ориентированного и развивающего обучения, гуманистического подхода к человеку и ценностного отношения к нему, педагогики искусства, посредством активизации и повышения интенсивности и эффективности использования индивидуального художественно-творческого потенциала педагога

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность художественно-творческой самоактуализации учителя музыки повысится, если она будет рассматриваться и осуществляться как деятельность, на основе системы компонентов, обусловленных ее строением и гармоничным сочетанием внутренних и внешних детерминант данного процесса

В свою очередь, обеспечение этого условия требует

исследования источников художественно-творческой самоактуализации педагога-музыканта, выступающих в единстве его индивидуально-личностных резервов, музыкально-педагогической деятельности, искусства и художественной культуры общества, социальной востребованности, объективных научных знаний, которые в совокупности послужат обоснованием сущности, содержания (предмета и целей), функций, критериев эффективности самоактуализации, обусловят выделение компонентов системы, их характеристику и взаимосвязи,

определения структуры процесса художественно-творческой самоактуализации, что позволит объединить существующие разрозненные суждения в целостное представление, обеспечивающее взгляд на данный процесс как на единство одновременно рядоположенньгх и взаимосвязанных видов, типов, организационных форм и внешних связей,

выявления комплекса личностных и внешне-активизирующих условий, обеспечивающих эффективное функционирование художественно-творческой самоактуализации учителя музыки,

выделения принципов, регулирующих художественно-творческую самоактуализацию и способствующих установлению связи теории и практики, создания на этой основе модели самоактуализации педагога-музыканта, отражающей ее сложную структуру, взаимосвязь компонентов и их роль в достижении результата,

разработки технологии художественно-творческой самоактуализации учителя музыки, обусловленной ее принципами, спецификой источников, содержания, структуры процесса, которая вместе с другими компонентами системы создаст необходимые предпосылки для эффективного осуществления самоактуализации

Задачи исследования

  1. Выделить и проанализировать необходимые теоретико-методологические предпосылки к разработке теоретических основ и технологии художественно-творческой самоактуализации учителя музыки

  2. Определить сущность художественно-творческой самоактуализации педагога-музыканта, выявить и охарактеризовать ее функции, критерии эффективности, комплекс компонентов системы в их взаимосвязи и взаимообусловленности

  3. Обосновать и сформулировать ведущие закономерности и принципы художественно-творческой самоактуализации, построить на этой основе ее модель

  4. Разработать технологию художественно-творческой самоактуализации педагога-музыканта и ее методическое обеспечение

  5. Осуществить опытно-экспериментальную проверку целесообразности, правомерности и действенности теоретических и практических установок исследования Сформулировать рекомендации для внедрения его результатов в широкую музыкально-педагогическую практику

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

на философском уровне идеи о саморазвитии личности посредством творчества и ее свободном самовыражении (М М Бахтин, Н А Бердяев, В С Библер, Э В Ильенков, С Л Франк, Г Г Шпет), принципы гуманистической этики, идеи философии экзистенциализма о необходимости дополнения абсолютности свободы тотальной ответственностью человека (Ж Сартр), идеи онтологии о субъекте (Г Гегель, Р Декарт, И Кант) и др, представления о сущности и назначении искусства и музыки (И А Ильин, М С. Каган, Л М Коган и др)

на общенаучном уровне системный подход (И В Блауберг, ВН Карпович, Э Г Юдин и др ), личностно-деятельностный подход (Б Г Ананьев, Л С Выготский, А Н Леонтьев, С Л Рубинштейн и др), теории и концепции самоактуализации, личностного роста, созданные гуманистической психологией (А Маслоу, Р Мэй, Г Олпорт, Ф Перлз, К Роджерс, В Франкл, Э Фромм, Э Шостром и др), отечественные концепции самореализации (Т И Артемьева, Б С Гершунский, Л А Ко-ростылева, ДА Леонтьев и др), акмеологический подход к самоактуализации педагога (Н В Амяга, Е В Андриенко, О В Борденюк, Е И Горячева, А С Косо-гова и др), теория деятельности (А Н Леонтьев, Б Ф Ломов, С Л Рубинштейн, С Д Смирнов, В Д Шадриков), теория субъектности (А Г Асмолов, А В Бруш-линский, В И Слободчиков, В А Петровский и др ), теория интегральной индивидуальности (БГ Ананьев, ВС Мерлин), исследования самоактуализирующейся личности (С Л Братченко, Л Я Гозман, М В Загик, М В Кроз, С Мадди, А Маслоу, К Роджерс, Э Шостром и др), синергетический подход (К X Делокаров, Л А Коростылева, Н Е Кравченко, В П Милованов, Г Хакен и др), концепции управления и самоорганизации (Т Ф Акбашев, Н Винер, А Н Орлов, И К Шалаев),

на конкретно-научном уровне исследования музыкальной и художественно-творческой деятельности (Л М Коган, Е В Назайкинский, В В Медушевский, Б М Неменский, Б М Теплое, А А Ухтомский, Г М Цыпин и др ), аксиологический подход к педагогической деятельности и музыкальному образованию (А А Бодалев, Е В Бондаревская, И Ф Исаев, В Г Ражников, В А Сластенин, Б М Цел-ковников, Е Н Шиянов и др), культурологический подход к музыкальному образованию и музыкально-педагогической деятельности (ДБ Кабалевский, НИ Киященко, Р А Тельчарова и др), концептуальные идеи педагогики искусства

(Л В Горюнова, Д Б Кабалевский, С Д Критская, Л П Маслова, В В Медушев-скиґі, А А Мелик-Пашаев, Н А Терентьева, В Г Ражников, Л В Школяр, Б Л Яворский и др ), исследования музыкально-педагогической деятельности и личности учителя музыки (Э Б Абдуллин, Ю Б Алиев, О А Апраксина, Л Г Арчажни-кова, Б В Асафьев, В И Муцмахер, О В Ощепкова и др )

Решение поставленных в исследовании задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом методов, среди которых ведущими являются методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительного, ретроспективного, конкретизации и обобщения, модетирования, мыстенного эксперимента), диагностические методы (тестирование, анкетирование, беседа, опрос, ранжирование, самооценка и экспертная оценка обобщение независимых характеристик), обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение) праксиметрические (анализ деятельности учителя музыки и ее продуктов), экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты, создание нового опыта в учитываемых и контро тируемых условиях) методы математической и статистической обработки данных

Источники исследования" нормативно-правовая документация регламентирующая образоватетыгую деятельность шкоты, средних специальных и высших учебных заведении процесс профессиональной подготовки учителя музыки, регу-тирующая государственную аттестацию педагогических кадров

Этапы исследования

Первый этап (1992-1994гг ) Выявлялась степень актуальности и изученности проблемы подготовки учитетя музыки к профессиональной деятельности центральными направлениями которой выступали такие качества художественно-творческого потенциала педагога, как музыкальные способности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к музыке потребность в музыкальном самообразовании и возможности их формирования Полученные в ходе исследования данные использованы в настоящем исследовании под новым углом зрения - с позиций художественно-творческой самоактуализации учителя музыки

Второй этап (1995-1997гг) связан с развитием исстедовапия музыкальной подіотовки учитетя в теоретическом и экспериментальном плане Определялись психолого-педагогические устовия подготовки педагога к организации музыкального образования шкотышков что привело к необходимости и целесообразности использования для повышения ее эффективности идей мотивационпого программ-по-цетевого управления, павным потожением которого выступала мысль о первоначальном создании у субъекта деятельности позиционной готовности к ней Результаты исследования быти оформтены в кандидатскую диссертацию, а впоследствии стали основои для создания настоящей работы

Третий этап (1998-2003гг) В его процессе быти уточнены методологические и теоретические предпосылки исследования художественно-творческой самоактуализации учителя музыки как важного компонента его профессиональной деятельности, определены основы технологии самоактуализации, создавалось необходимое диагностическое оснащение, с его помощью осуществлялась опытно-экспериментальная работа, проводитась апробация основных идей и положений исследования

Четвертый этап (2003-2005гг) В этот период были систематизированы теоретические выводы и практические рекомендации, подготовлена и издана моно-

7^


графия по содержанию исследования, завершено литературное оформление работы в виде докторской диссертации

Научная новизна исследования:

- обоснована необходимость исследования художественно-творческой самоак
туализации учителя музыки с позиций личностно-гтеятепьностного подхода, позво
ляющего осуществить тенденции развития современного научного знания в облас
ти самоактуализации личности, в равной мере учесть как внутренние, так и внеш
ние детерминанты данного процесса, что в совокупности создает необходимые
предпосылки для повышения эффективности и возможности практической реали
зации самоактуализации педагога-музыканта,

Stf*" - установлено что художественно-творческая самоактуализация направлена на ^^комплексную реализацию тенденций современного музыкального образования, связанных с воплощением идей личностко-ориентированного и развивающего обучения, гуманистического и аксиологического подхода к учащемуся и учителю, а также педагогики искусства идентифицирующей профессиональную деятельности учителя музыки с деятельностью художественно-творческой,

выявлены, обоснованы и охарактеризованы деятельностная сущность художественно-творческой самоактуализации педагога-музыканта, ее функции (самопреобразование личности учителя, преобразование профессиональной деятельности преобразование личности ученика) ее компоненты содержательный (цели, предмет) процессуальный (виды, тины, организационные формы, внешние связи), технологический (нормативные технологии и индивидуальные способы реализации), пичностныи (позиционная готовность к самоактуализации), внешне-активизирующий (специально организованная подготовка к самоактуализации и стимулирующая профессиональная среда),

доказано что разработанная модель художественно-творческой самоактуализации, отражающая систему ее ключевых и частных компонентов, обусловленных строением деятельности и совокупностью внешних и внутренних источников, включает необходимый и достаточный комплекс факторов, обеспечивающий эффективность самоактуализации и ее развитие,

разработана технология художественно-творческой самоактуализации учителя музыки, которая является одним из компоненте самоактуализации обусловливается и регулируется ее принципами и моделью технология ориентирована на личностно-ценностпый тип, включает комплекс алгоритмов действий, методов и форм работы

Теоретическая значимость исследования.

- обоснован и сформулирован понятийно-категориальный аппарат исследова
ния, раскрывающий сущность каждого частного компонента художественно-
творческой самоакт^ализации цели, художественно-творческий потенциал учите
ля музыки виды (художественно-творческое самопроявление, саморазвитие, само
реализация), типы (личностно-ценностный психофизиологический, деятельно-
практический, информационный), организационные формы (самоорганизация и
импровизационность), самоактуализационная функция в структурно-
функциональной характеристике музыкально-педагогической деятельности, лич
ностные условия (позиционная готовность к самоактуализации), внешне-
активизирующие условия (специально организованная подготовка и стимулирую
щая профессиональная среда) и др ,

определены критерии эффективности художественно-творческой самоактуализации (продуктивность выполнения учителем функций самоактуализации в их неразрывном единстве), выделены и конкретизированы качественные уровни эффективности самоактуализации личпостно-ценностиого типа,

выявтены закономерности детерминированность художественно-творческой сачоактуализации социальной востребованностью, уровнем развития объективного научного знания в данной области, художественной культурой общества и профес-сииопапьной деятельностью учителя музыки, обусловленность художественно-творческой самоактуализации учителя музыки всем комплексом ее компонентов при ведущей роти личностного,

обоснованы принципы художественно-творческой самоактуализации педагога-музыканта учета социальной обусловленности, ориентации на развитие объективного научного знания активного взаимодействия с искусством и художественной культурой общества, учета своеобразия музыкалыю-педагогическои деятельности, системности ведущей роти личностных устовий подготовленности, создания стимулирующей профессиональной среды, взаимосвязи подготовки и профессиональной среды дихотомии целей единства видов, личностно-ценностной доминанты единства видов ориентации на личностно-ценностный тип, сочетания самоорганизации и импровизационное]и, сочетания нормативною и индивидуального способов реализации,

выявлены нсихолою-педаюгические устовия подготовки учитетя музыки к художесгвепно-гворческон самоактуализаиии как одной из важнейших составляющих внешне-активизирующих устовий, а также пути повышения ее эффективности в массовой музыкалыю-педагогическои практике

определены перспективные направления научных исследований художест-венно-творческои самоактуализации упубтенное изучение психотогического и психофизиотогнческого компонентов позиционной готовности учителя к самоактуализации, поиск максимально эффективных психолого-педагогических условий воздействия на их становление и развитие, преодоление формирования у педагога манипулятивного стереотипа музыкальной и музыкально-педагогической деятель-ностей, разработка технологии подготовки учителей к самоактуализации на разных ступенях непрерывного образования, переосмысление требований к личности современного учителя и др

Практическая значимость исследования состоит в том, что его теоретические положения и технология, программно-методическое обеспечение, разработанные на основе полученных результатов учебные и учебно-методические пособия, программа спецкурса и диагностические материалы могут оказать существенную помощь учителям музыки для самоподготовки к самоактуализации и ее развертыванию в профессиональной деятельности преподавателям вузов и средних специальных педагогических заведений, а также курсов повышения квалификации для организации специальной подготовки учителя музыки к самоактуализации, студентам музыкально-педагогических факультетов - в самостоятельной работе по профессиональному совершенствованию

Результаты исследования создают предпосылки для проведения дальнейшего изучения проблем, связанных с различными аспектами самоактуализации педагога-музыканта, подготовки к ней, с вопросами формирования личности школьника, способного к самоактуализации в художественном творчестве и др

Предлагаемые идеи и материалы обеспечивают основу для новых методик, технологий самоактуализации, программ подготовки учителей музыки на разных ступенях непрерывного профессионального образования Возможно также использование результатов исследования в целях разработки учебных курсов, учебно-методического и диагностического обеспечения процесса профессиональной деятельности учителей, подготовки студентов, музыкального образования школьников

Сформулированные рекомендации для органов управления системой образования могут способствовать росту качественного уровня внешне-активизирующих условии, необходимых для повышения эффективности художественно-творческой самоактуализации в массовой музыкально-педагогической практике

Достоверность н обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту цели, задачам, логике воспроизводимостью опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью и статистической достоверностью полеченных результатов, сопоставлением полученных результатов с массовым опытом работы учителей музыки и их подготовки к профессиональной деятельности

База исследовании.

109 общеобразовательных школ гг Бииска Рубцовска. Барнаула, Новокузнецка Заринена Москвы, Алеиска Горно-Алтайска Белокурихи, Камня-на-Оби 1 Іовоалтайска, Кемерово Ставтрода сел Алтайскою края, Республики Аттай Новосибирской области .мепщі^екоеобьединешіе учителей музыки г Биискл щ^зшлщощее учителей 40 школ и і имназии " ~"

м\зыкально-педагогическнй факультет Биискою педагогического государственного университета им DM Шукшина, Бииское государственное музыкальное учтите,

опыт художественно-творческой самоакт\ализации выдающихся и известных педагогов-музыкантов России Венгрии Германии Израиля,

программно-методическая и учебно-методическая документация по организации учебного процесса музыкально-педагогических факультетов в>зов, средних спешіаімімх заведений детских музыкальных шкот домов детского творчества

На защиту выносятся следующие положения

  1. Личностно-деятельносшыи подход позвотяег рассматривать художествепно-творчеемю самоактуализацию с позиции единства личности и деятельности, что создает возможности для объединения многообразных составляющих самоактуа-тизации в целосіную систему компонентов При этом структура данной системы об)словлена психочогичесыш строением деятетыюсти а сущностные характеристики - единсівом внутренних и внешних источников Это в свою очередь обусловливает преодоление значительных противоречии существующих в области общей теории самоактуализации личности и реализацию тенденций ее развития

  2. Содержание художественно-творческой самоактуализации составтяют цели и предмет Цели дихотомичиы подраздетяются на перспективные и оперативные интраперсональные и иитерперсоиальные Перспективная цель выступает в единстве профессионально-личностного роста учителя и обеспечения им условий для формирования личности учащегося, способного к художественному творчеству и самоактуализации в нем Предмет - художественно-творческий потенциал, пред-

ставляюїдии собой индивидуально сложившийся, но профессионально значимый комплекс инвариантных и вариативных художественно-творческих особенностей педагога-музыканта, характеризуемый наличием определенных подструктур и видов потенциального состояния его элементов

  1. Структура процесса самоактуализации характеризуется логической последовательностью действий, которая обусловлена ее предметом, целями и функциями Внутренняя структура определяется единством видов (художественно-творческие самопроявчение, саморазвитие, самореализация), личностно-ценностиым типом логикой алгоритма самоорганизации Неразрывная связь процесса с музыкально-педагогической деятельностью выражается в выдечении дополнительного (самоакту ализационного) компонента в структуре последней

  2. Реализация художественно-творческой самоактуализации связана с личностными и внешне-активизирующими усчовиями Личностные усчовия являются приоритетными и (інтегративно представ чены позиционной готовностью педагога к самоакту ализашш как психическим состоянием чарактериз>емым предраспо ю-женностыо к ее систематической самоорганизации В свою очередь формирование и функционирование тичностных условии в высокой степени детерминируется усчовиями внешне-активизирующими организацией специачыюй подготовки учителя к самоактуализации и стимутирующей профессиональной средой

  3. Модечь явчяется шпеїрагивпьім выражением теоретических основ художественно- іворческои елмоакгуализапии, адекватно отражая ее счожную структуру, закономерности и принципы Она представтена комп іексом ключевых (содержательным процессу ачьный технологический чичностпыи внешне-активизирующий) и частных (конкретизирующих сосіав ключевых) компонентов обеспечивающих резу іьтат через усчовия чичносги Значение модечи состоит в кім что ее потное и качественное воссоздание пл практике позволяет обеспечить эффективность самоактуачизашш

  4. Технология художественно-творческой самоакгуализации обусчовлена ком-пчексом ее принципов ориентирована па чичпостпо-ценмостиыи тип и предегав-тена совокупностью конкретных предписании (аігоритмов, методов и приемов работы) к достижению дихотомичиых целей самоактуализации Она обеспечивает педагога нормативным способом для систематической осознанной и адекватной самоорганизации оставляющим иростраисіво дтя индивидуалыюго выбора и іворчества Поскочьку технология явчяегся одним из системы компонентов ее эффективность зависит от качественного состояния чичностных и внешне-активизирующих усчовии

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты иссчедова-ння обсуждались и помучили одобрение на международных (Бийск, 1995 2005 Новосибирск 1997 2005, Горно-А ітайск 2003 2005 Томск 2004, Комсомольск-на-Амуре, 2005, Новокузнецк 2005 Москва 2005) всероссийских (Бийск, 1999, 2004, 2006, Пенза, 2003 Кемерово 2005, Ростов-на-Дону. 2005, Томск, 2005) региональных (Бийск 1994 1996 1999 - 2005, Барнаул, 2003) городских (Рубцовск, 2003) научно-практических конференциях, на заседаниях Учебного научно-педагогического комплекса работников образования Бийска и Бийского района, кафедры социочогии и политологии Барнаульского государственного педагогического университета, методического объединения учителей музыки г Бийска, в рамках семинара по обмену опытом с директорами школ Монголии

Материалы исследования реализуются в образовательных процессах 68 обще-образопательных школ и домов детского творчества гг Бийска, Белокурихи, За-ринска, Горно-Алтайска, Камня-на-Оби, Кемерово, Новокузнецка, Ново-Алтайска, Рубцовска, Алейска и др, сел Алтайского края, Республики Алтай и Новосибирской области, Бийского государе і венного педагогического университета им В М Шукшина, Бийского государственного музыкального училища

Представленные в работе результаты нашли отражение в монографии, учебных пособиях, методических рекомендациях, учебных программах основных и специальных курсов, в программе педагогической практики студентов, научных статьях

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений

Во введении обоснована актуальность темы и проблемы исследования, раскрыт научный аппарат

В первой главе «Теоретико-методологические и практические предпосылки исследования художественно-творческой самоактуализации учителя музыки» изложены результаты анализа феноменологии самоактуализации личности, определены психолого-педагогическне основания исследования художественно-творческой самоактуализации, приведены характеристика и анализ состояния проблемы исследования в музыкально-педагогической теории и практике

Во второй главе «Теоретические основы художественно-творческой самоак-туаіизашіи учителя музыки» раскрыты сущность художественно-творческой самоактуализации ее содержание функции критерии результативности и эффективности, структура процесса личностные и внешне-активизирующие условия закономерности и принципы приведена модель самоактуализации

В третьей главе «Технология художественно-творческой самоакт>ллизации )читепя музыки» дается общая характеристика технологии приведена структура алгоршма действий описаны комплексы методов и приемов художественно-творческих самопроявлепия, саморазвития и саморелчизации

В четвертой гіаве «Реализация теоретических основ и технологии художественно-творческой самоактуализации учителя музыки в музыкально-педаї отческой практике» приведены ход и результаты опытно-экспериментальной работы по определению правомерности целесообразности и действенности теоретических и практических установок исстедования, выявлены пути повышения эффективности самоактуализации в массовой музыкально-педагогической практике

В заключении обобщены результаты исследования изложены основные выводы подтверждающие гипотезу и доказывающие правомерность положении, выносимых на защиту

В приіожениях приведены диагностические материалы рабочая программа спецкурса нормативная документация

Общий объем диссертации составляет 383 страницы Текст диссертации содержит 5 рисунков 24 таблицы и 8 приложений Список литературы включает 393 источника

Похожие диссертации на Теоретические основы и технология художественно-творческой самоактуализации учителя музыки