Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Сущность процесса становления творческой личности 23
ВЫВОДЫ по 1-ой ГЛАВЕ 49
ГЛАВА II. Концептуальное обоснование процесса становления творческой личности в условиях развивающей образовательной среды.
II. 1. Основные положения концепции 51
11.2. Научно-теоретические основы процесса становления творческой личности 56
11.3. Методологические основы процесса становления творческой личности 83
11.4. Дидактические основы процесса становления творческой личности 115
ВЫВОДЫ по II-ой ГЛАВЕ 146
ГЛАВА III. Развивающая образовательная среда как условие становления творческой личности.
Ш.1. Модель творческой личности: состав, критерии, уровни ...151
Ш.2. Понятие о развивающей образовательной среде как социокультурном и педагогическом пространстве .177
IIL3. Педагогическая поддержка$с как средство стимулирования процесса становления творческой личности 210
ВЫВОДЫ по Ш-ей ГЛАВЕ 242
ГЛАВА IV. Реализация процесса становления творческой личности.
IV. 1. Модель экспериментальной педагогической системы 245
IV.2. Моделирование развивающей образовательной среды «педагогический лицей—вуз» 269
IV.3. Содержание и результаты формирующего эксперимента...294
ВЫВОДЫ по IV-ой ГЛАВЕ 325
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 328
ЛИТЕРАТУРА 336
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Сущность процесса становления творческой личности
- Основные положения концепции
- Модель творческой личности: состав, критерии, уровни
Введение к работе
Отечественная система образования переживает период радикальных перемен, детерминированных глобальными преобразовательными процессами, происходящими в нашей стране и во всем мире. В нынешних условиях все отчетливее проявляется тенденция формирования мирового сообщества в целостность, переход его участников от противостояния, конфронтации, холодных войн и напряженности к сближению и сотрудничеству по многим глобальным, региональным и межнациональным проблемам. Движение к новому мировому сообществу, его новым структурам и режиму политической власти — медленный, но необратимый процесс, который лежит через образование, призванное создать необходимые условия для становления творческой личности, способной масштабно мыслить и конструктивно действовать в новой социокультурной ситуации.
Общество, сталкивающееся с возрастающим числом нерешенных проблем, прямо или косвенно побуждает свои социальные институты искать оптимальные способы их решения через раскрытие резервов творческой личности. В ряде исследований само существование цивилизации ставится в прямую зависимость от наличия у современного человека творческого потенциала. Американский психолог К.Р.Роджерс считает, что "расплатой за отсутствие творчества будет не только плохое приспособление индивида и групповая напряженность, но и полное уничтожение всех народов" (230,164).
Вступление современной цивилизации в постиндустриальную эпоху резко повысило статус и роль творческой личности во всех сферах жизнедеятельности общества. Это вызвано тем, что освоение и создание столь совершенной техники и освоение таких высоких технологий, которые имеет человечество на рубеже XX и XXI веков, возможны только
при наличии высокообразованных людей, способных к творческому поиску. Иными словами, речь идет о воспроизводстве творческого потенциала нации, что в решающей мере определяется степенью творческого становления каждой отдельной личности. Чтобы эти глобальные задачи смогли осуществиться, должна произойти переориентация образования с интересов государства на интересы личности.
В связи с этим на наших глазах меняется ценностно-смысловое понимание сути педагогических процессов, поскольку при существующей динамике социальных условий происходит кардинальная смена культурно-исторического наследования, которая находит свое выражение в идее опережающего развития человека. Это означает, что вместо воспроизводства накопленного опыта в современном мире становится необходимым обеспечить преобладание процессов создания нового над копированием старого. Именно эта идея превращается в руководящий принцип деятельности системы образования как главного института социокультурного наследия, затраї ивая цели образовательного процесса, его содержание, формы и методы, взаимоотношения педагогов и обучаемых, сам тип их совместной деятельности.
Таким образом, кардинальные изменения в политической, социальной, культурной и экономической жизни страны и всего мирового сообщества обуславливают появление принципиально новой социально-педагогической ситуации, суть которой проявляется в необходимости переключения системы образования на новую стратегию жизнедеятельности, а значит и на новую концепцию образования, подразумевающую новую теорию, методологию и технологию реализации. Детерминированный социальным заказом общества, в отечественной школе совершается повсеместный переход от репродуктивной модели образования, работающей на воспроизводство и стабильность общественно-исторического опыта, к продуктивной школе, основанной на принципах творческой жизнедеятельности. Отличительной особенно-
стью новой модели образования является принципиально иное понимании человека как находящейся в процессе становления творческой личности, способной к созидательной деятельности во всех сферах новой социокультурной действительности.
A.
В связи с этим требуются разработка новой концепции образования, предполагающая совершенно иные формы дидактического и межличностного взаимодействия, ориентированные на стимулирование творчества, на формирование творческой активности как базового основания личности. Другими словами, можно с полным основанием говорить о ярко выраженной потребности в рождении новой креативной педагогики, которая делает установку на творчество в широком, философском его понимании.
В создавшихся условиях проблема становления творческой лично-
- сти приобретает особую актуальность и становится важнейшим направ-
лением современных эмпирических поисков и научно-теоретических ис-
:М следований. Ее активно разрабатывают ведущие ученые стран мирового
сообщества (Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, В.Дж.Гордон, Г.Лозанов,
К.Роджерс, А.Ротенберг, К.В.Тейлор, Р.Торренс, В.Франкл).
Значительно возрос интерес современной науки к исследованию
творческих процессов в трудах античных философов (Гераклит, Со
крат, Марк Аврелий, Плотин, Бл. Августин и др.), в концепциях мысли
телей эпохи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, И.Гердер, К.Гельвеций,
Д.Дидро и др.), в философских теориях субъективного идеализма
(И.Кант, Л.Фейербах, И.Фихте и др.) и экзистенциализма (А.Камю,
Ж.Сартр). Приобрели новое звучание философско-эстетические воззре-
і j ния М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Л.Н.Гумилева, П.А.Флоренского.
Ну | Процесс становления творческой личности рассматривается сего-
^Ъ t дня как междисциплинарная проблема и изучается в различных аспек-
| тах: уточняется соотношение интеллектуальных способностей, творче-
1 ских качеств и мышления индивида (В.И. Андреев, Д.Б.Богоявленская,
В.И.Заика, И.С.Кон, Т.В.Кудрявцев, Я.А.Пономарев и др.), выявляются существенные признаки креативности как одного из интегральных социально значимых качеств личности ( САриети, Э.Крик, Р.Мэй, Д.Б.Богоявленская, Е.Л.Яковлева, А.Ф.Эсаулов), исследуются творческие способности и творческое мышление учащихся в процессе обучения в школе и вузе (Н.И.Ильясов, А.И.Кочетов, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Лук и др.), рассматриваются закономерности развития творческого потенциала личности (Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, И.Н.Семенов, С.Ю.Степинский и др.), подвергается существенному переосмыслению само понятие творчества (А.Бодо, Б.В.Раушенбах, Р.Ремушам С.Штейн, А.Хатсон и др.). Широко и многоаспектно изучается творческая природа педагогической деятельности и пути формирования творческой личности учителя (В.А.Бухвалов, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Ю.Л Львова, Н.Д.Никандров, М.М.Поташник, В.А.Сластенин и др.).
Вместе с тем объективная ситуация сегодняшнего дня требуют широкого понимания процесса становления творческой личности, рассмотрение его как решающего фактора в опережающем развитии поколения, призванного жить и активно действовать в новых социокультурных условиях. Это означает, что объектом пристального внимания педагогической теории и практики должен стать не только процесс становления творческой личности ученика или учителя, но прежде всего динамика их совместного деятельностного общения, поскольку, как справедливо отмечал в свое время еще К.Д.Ушинский, "влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений" (266,234).
Таким образом, обоснование процесса становления творческой личности с необходимостью требует выявления условий, в которых осуществляется этот процесс, то есть развивающей образовательной среды как особым образом организованного социокультурного и педагогиче-
ского пространства, с наибольшей степенью эффективности стимулирующее творческое саморазвитие каждою включенного в нее индивида. Как отмечает В.И.Слободчиков: "Требуется огромная работа по переводу социальных институтов из режима обслуживания господствующих структур власти и производства в режим развития самого человека. А значит, и социокультурной сферы в целом. Главное условие такой ірансформации — в превращении ведомственной системы образования в культурно-образовательную сферу, где образовательные процессы соотносятся с другими социокультурными процессами" (247,24).
Данная специфическая область научного знания и практики, но
сящая комплексный по содержательному наполнению и функциональ
ному назначению характер и обозначающаяся как личностно-средовое
взаимодействие (Е.В.Бондаревская, В.ИЗагвязинский,
И.А.Колесникова, В.В.Краевский, А.В.Мудрик, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков, В.М.Полонский), является одним из приоритетных направлений междисциплинарной сферы исследований.
Актуальность идеи становления творческой личности в условиях развивающей образовавельнои среды обеспечила по отнопгению к ней особенно активный и устойчивый научный интерес, в результате чего в современной педагогической теории и практике назрела острая потребность в более полном и целостном представлении о развивающей среде как системе условий для разностороннего личностного и творческого развития всех субъектов образовательного процесса с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентации, а также требований изменяющегося общества.
В контексте этого понятие о развивающей среде, введенное в научный обиход еще в 20-е годы Л.С.Выготским, в настоящий момент только начинает разрабатываться в отечественной педагогике и психологии. В отдельных немногочисленных исследованиях развивающая среда рассматривается как один из механизмов реализации требований личност-
C4.D
но ориентированного образовательного процесса (Е.В.Бондаревская, Н.В.Сериков, Г.И.Якиманская и др.). Opi анизационно-деятельностные аспекты создания развивающей среды как условия творческого саморазвития личности на основе содружества педагогов и учащихся исследуются в практике работы инновационных школ (В.С.Библер, С.Ю.Курганов. В.А.Караковский, Г.Л.Каспржак, А.И.Тубельский и др.). Развивающая среда как структурный компонент социально-педагогического проектирования культурно-образовательного пространства рассматривается в работах Н.Павлова, В.И.Слободчикова, С.Чистяковой, В.Батич, Д.Соломон, М.Ватсои, Э.Шапс и др.
Вместе с тем при всей значимости выполненных исследований остаются недостаточно разработанными методологические и технологические аспекты становления творческой личности в условиях развивающей среды. Одновременно современная школа продолжает испытывать острую нужду в разработке фундаментальных положений, дающих обоснование процесса становления творческой личности как ведущей тенденции развития современной педагогической теории и практики и раскрывающих механизм его реализации в условиях развивающей среды, в четком и однозначном определении сущности и специфики общенаучной и педагогической составляющих понятия "развивающая среда", в осмыслении творческой активности как базового основания личности. Таким образом, возникло известное противоречие между объективной потребностью общественной и образовательной практики в становлении творческой личности и недостаточной разработанностью его теоретических и технологических основ в педагогике. Это определило выбор темы исследования "Становление творческой личности в условиях развивающей образовательной среды", проблема которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции и психолого-педагогические условия эффективного становления творческой личности в развивающей образовательной среде.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
*
Объект исследования — развивающая образовательная среда.
Предмет исследования — становление творческой личности в условиях развивающей образовательной среды.
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа ведущих тенденций отечественного и миро
вого образовательного процесса обосновать совокупность теоретико-
методологических положений, составляющих концептуальную основу
исследования.
t її
2. Раскрыть инвариантные характеристики базовых понятий:
"творчество", "творческая личность", "становление творческой лично
сти", "творческая деятельность", "педагогическое творчество",
"творческая активность", "социальная среда", "образовательное про
странство".
М 3. Выявить и научно обосновать обобщенную модель творческой
» личности, описать ее компонентный состав; разработать диагностиче-
і ский инструментарий педагогического мониторинга (критерии, уровни
1 и качественные показатели творческой активности на различных этапах
индивидуально - личностного становления).
і 4. Обосновать психолого-педагогические условия и механизм ста-
!| мовлення творческой личности, позволяющие с высокой долей эффек-
J тивности осуществлять данный процесс в развивающей образователь-
jj ной среде как особым образом организованном социокультурном и пе-
дагогическом пространстве.
5. Смоделировать и экспериментально проверить функционирование развивающей образовательной среды "педагогический лицей — вуз"; раскрыть содержание подготовки и переподготовки педагогических кадров по созданию развивающей образовательной среды; разработать требования к технологиям реализации педагогического процесса,
ориентированного на становление творческой личности, и внедрить их в практику образовательных учреждений различных типов.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что становление творческой личности в условиях развивающей образовательной среды будет успешным, если:
— выявлены методологические, теоретические и дидактические основы,
раскрывающие концепцию становления творческой личности в условиях
развивающей образовательной среды;
научно обоснована обобщенная модель творческой личности, описан ее компонентный состав, структура, уровни и качественные показатели творческой активности на различных этапах индивидуально - личностного становления;
разработана концептуальная модель развивающей среды "педагогический лицей — вуз" как особым образом организованного профессионально-образовательного пространства, определен ее педагогический статус, создана многоуровневая инфраструктура, интегрированная в социокультурную систему региона, исследованы психолого-педагогические условия ее эффективного функционирования;
— процесс становления творческой личности осуществляющийся в усло
виях развивающей образовательной среды, носит системно-целостный
характер и ориентирован на стимулирование творческой активности
\ педагогов и учащихся как субъектов самопознания и деятельностного
общения;
— разработаны и внедрены в педагогическую практику требования к
содержанию и технологиям деятельности педагогов, ориентированных
} на становление творческой личности в условиях развивающей образо-
Р вательной среды;
*11 — реализованы подготовка и переподготовка педагогических кадров по
I созданию развивающей образовательной среды как условия становле-
і ния творческой личности.
* 10
Общую методологическую основу исследования составляют важ
нейшие положения философской и педагогической антропологии, рас
сматривающие человека как субъекта саморазвития, раскрьгоающие
способы влияния на активизацию и проявление ее деятельностной и
творческой сущности и определяющие многофакторный характер цело
стного процесса становления личности (К.А.Абульханова-Славская,
Б.Г.Ананьев, А.И.Арнольдов, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский,
И.С.Кон, В.В.Краевский, В.В.Лебединский, А.НЛеонтьев, В.Н.Мясищев,
Л.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.), философские концепции твор
чества и его роли в становлении личности (Г.С.Батищев, М.М.Бахтин,
Н.А.Бердяев, Л.Н.Гумилев, И.Кант, С. Л. Рубинштейн,
Г і .А .Флоренский).
Теоретической базой исследования служат концепции формирова
ния личности в результате активного самопроявления и самовыражения
в деятельности и общении (А.А.Бодалев, А.В.Брушлинский,
А.НЛеонтьев, Б.ФЛомов, А.В.Мудрик, В.И.Слободчиков,
Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман); идеи развития субъектности обучающихся (А.Маслоу, А.В.Петровский К.Роджерс, Ж.-Ж.Руссо, В.Франкл, С.Френе, Р.Штейнер и др.); основы педагогической методологии (В.Е.Гмурман, М.А.Данилов, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Н.Д.Никандров, М.Н.Скаткин, В.С.Шубинский); теория системно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса на основе его моделирования (С.И.Архангельский, Е.П.Белозерцев, В.П.Беспалько, Б.С.Гершунский, В.С.Ильин, С.А.Машников, В.И.Михеев, Н.Д.Никандров, Н.Н.Нечаев); концептуальные идеи лич-ностно ориентированного подхода в образовании (Е.В.Бондаревская, М.В.Кларин, И.А.Колесникова, В.В.Сериков, И.СЯкиманская и др.); идеи педагогической поддержки и педагогики ненасилия (О.С.Газман, Б.ТЛихачев, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров и др.).
Особое значение для нашего исследования имеют работы В.А.Сластенина о формировании творческой личности современного учителя, готового к инновационной педагогической деятельности в развивающей образовательной среде.
Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимопроверяе-мых методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философской, экономической, социологической и специальной литературы по исследуемой проблеме; изучение программных документов, определяющих содержание образования в современной школе; методы монографических исследований (собственно монографический метод, редукционизм, органицизм, интегратизм); метод экспертных оценок, метод диалектических пар и мысленного эксперимента. Это позволило выявить уровень разработанности проблемы становления творческой личности с позиций междисциплинарного исследования и обосновать концептуальные подходы к организации данного процесса в условиях развивающей среды.
Ведущая роль в исследовании принадлежит педагогическому эксперименту, в ходе которого применялись общие диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, ранжирование, использовалась методика независимых характеристик, применялись методы творческого развития и саморазвития личности, социометрия, изучение продуктов деятельности); специальные психологические методы (контентный психоанализ, метод ассоциаций, тренинговый диагностический метод). Данные методы позволили адекватно диагностировать уровень творческой активности личности на различных этапах ее становления.
В ходе проверки результатов исследования и обобщения его выводов прим снялся ^системно-целостный анализ, использовались методы математической статистики в обработке данных, что позволило с высо-
кой степенью достоверности судить об эффективности проведенного исследования.
Организация и этапы исследования. Работа выполнялась в рамках руководства деятельностью региональной ассоциации "Педагогика развития личности", целевой научно-исследовательской программой "Разработка технологий развивающего обучения в системе образовательных учреждений", опытно-экспериментальными площадками на базе гуманитарно-педагогического лицея, гимназии № 1, Центра детского творчества г. Балашова. Личное участие автора состоит в теоретической разработке концептуальных и технологических основ исследуемой проблемы, в осуществлении научно-методического консультирования работников образовательных учреждений региона.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступали образовательные учреждения Саратовской области: средние школы №№ 1, 5, 7, 12, гуманитарно-педагогический лицей, гимназия № 1, Центр детского творчества, средне-специальные учреждения г. Балашова; Балашов-ский филиала Саратовского государственного университета, управление образованием Балашовского района; педагогический институт Саратовского государственного университета, областной институт повышения квалификации работников образования, гимназии № № 1, 3, 4 г. Саратова. На разных этапах работы исследованием было охвачено 1500 учащихся, 500 студентов педагогических вузов, 1000 учителей, 200 преподавателей высших и средне-специальных учебных заведений, 50 работников учреждений дополнительного образования Саратовской области.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
На первом этапе (1990-1992) с позиций междисциплинарных исследований изучалось состояние разработанности проблемы в науке, определялись методологические подходы к ее решению, формулировалась теоретическая концепция становления творческой личности, разра-
Оатывалась целостная теоретике-методологическая модель педагогической системы, определялись возможности различных воспитательных и дидактических технологий в организации данного процесса, накапливался практический опыт работы в общеобразовательной и профессиональной школе.
На втором этапе (1992-1994) велась опытно-экспериментальная работа по внедрению разработанной модели педагогической системы становления творческой личности в учебно-воспитательный процесс массовой общеобразовательной школы; велась работа с учащимися и преподавателями образовательных учреждений различных типов; устанавливалась научно-методическая связь с педагогами учебных заведений Саратовской области.
На третьем этапе (1994-1996) претерпевали изменения цели и задачи эксперимента; выявлялась ограниченность образовательной среды массовой школы в организации процесса становления творческой личности; уточнялась и конкретизировалась концепция исследования, потребовавшая рассмотрения развивающей среды как условия эффективности протекания данного процесса.
На четвертом этапе (1996-2000) осуществлялся формирующий эксперимент по организации процесса становления творческой личности в условиях развивающей среды "педагогический лицей — вуз"; на основе анализа и обработки накопленного фактического материала велась проверка полученных результатов; осуществлялось внедрение апробированной педагогической системы становления творческой личности в образовательный процесс различных учебно-воспитательных учреждений; разрабатывались программы использования авторской педагогической системы в деятельности различных типов учреждений профессионального образования.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость:
разработанная в нем совокупность теоретических положении и технологических оснований содержит в себе решение крупной научно-прикладной проблемы — обеспечение становления творческой личности в условиях развивающей образовательной среды;
осуществлен научный анализ оснований и факторов становления творческой личности в условиях развивающей образовательной среды как целостной совокупности исходных предпосылок и причин, обуславливающих эффективность данного процесса в рамках авторской педаго-гической системы, интегрированной в социокультурное пространство региона;
ходе междисциплинарного научно-теоретического анализа с опорой на метод диалектических пар выделены инвариантные характеристики понятия "творческая личность" как общенаучной и педагогической категории; предпринята попытка определения творческой активности как базового основания личности; разработана обобщенная модель творческой личности, описаны качественные и количественные критериальные показатели оценки творческой активности, предложен методический инструментарий диагностики уровня ее сформированное на различных этапах становления творческой личности будущего учителя;
охарактеризована развивающая образовательная среда как социокультурное и педагогическое пространство;
разработана концепция становления творческой личности в условиях развивающей образовательной среды как совокупность научно-теоретических, методологических и дидактических оснований; выявлен и описан механизм реализации данного процесса в условиях развивающей образовательной среды "педагогический лицей — вуз", основанный на логике продвижения по последовательно усложняющимся этапам взаимодополняющей творческой деятельности педагогов, преподавателей и студентов вуза, лицеистов;
предложена научно обоснованная и экспериментально проверенная модель педагогической системы, направленной на процесс становления творческой личности, интегрирующая структуру, содержание, научно-методическое обоснование и технологическое обеспечение данного процесса в условиях развивающей образовательной среды "педагогический линей -вуз";
обосновано, разработано и внедрено содержание подготовки и переподготовки педагогических кадров по созданию развивающей образовательной среды как условия становления творческой личности;
— созданная концепция становления творческой личности в условиях
развивающей среды углубляет и обогащает научные представления о
данном общенаучном и педагогическом феномене, служит в качестве эв
ристической основы теоретического моделирования принципиально но
вой педагогической системы; разработанная понятийно-
терминологическая и методическая инфраструктура исследований меха
низма становления творческой личности обогащает категориальный
аппарат педагогики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: предложенная концепция содержит положения, способные выполнять роль средств: а)исследования механизма становления творческой личности, б)преобразования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности, целостности и органичности, в) создания педагогической системы становления творческой личности в условиях довузовской, вузовской и послевузовской подготовки;
- - выявленные качественные характеристики, критериальные показате
ли и разработанный к ним диагностический инструментарий позволяют
определить уровень творческой активности на различных этапах ста
новления творческой личности;
разработанная и апробированная на практике педагогическая система становления творческой личности, основанная на создании разви-
вающей ооразовагельной среды как особым образом организованного социокультурного и педагогического пространства, позволяет добиться большей результативности в повышении качества образовательного процесса в различных типах образовательных учреждений;
предложенная система психолого-педагогического просвещения работников образовательных учреждений; система спецкурсов и спецсеминаров, раскрывающих основные аспекты концепции становления творческой личности в условиях развивающей образовательной среды и механизмы ее реализации; система дополнительного образования, включенная в учебно-воспитательный процесс педагогического лицея и вуза; разработанные в целях этого дидактические материалы и методические рекомендации способствуют повышению профессиональной направленности образовательного процесса в системе довузовской, вузовской и і гослевузовекой подготовки.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются методологической аргументированностью исходных теоретических положений, их соответствием передовым тенденциям развития педагогической теории и практики; применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта, цели и задачам исследования; значительным объемом эмпирических данных и репрезентативностью выборки; оптимальным соотношением результатов качественного и количественного анализа опытно-экспериментальной практики; оперативным внесением корректив в гипотезу; личным опытом работы автора исследования в школе, педагогическом вузе, лицее, на курсах повышения квалификации учителей; широким внедрением результатов исследования в практику образовательных учреждений Саратовской области. На защиту выносятся следующие положения: 1. В современных социокультурных условиях резко повысилась роль творчества во всех сферах жизнедеятельности общества, в связи с чем приобрела особую теоретическую актуальность и практическую
значимость проблема становления творческой личности, понимаемого как процесс оптимального включения субъекта в различные виды творческой деятельности, процесс самореализации и саморазвития средствами этой деятельности. Выявление сущности процесса становления творческой личности предполагает анализ:
— развивающей образовательной среды с включенными в нее объектами творчества как условия осуществления данного процесса;
- педагогов и воспитанников как субъектов творческого взаимосвязанного и взаимодополняющего деятельностного общения;
творческой активности как интегративной характеристики субъекта жизнедеятельности, психологического механизма творчества, едишщы функционирования творческой личности;
психолого-педагогической поддержки как особой сферы профессиональной деятельности, в ходе которой педагог, опираясь на возможности личности, на понимание механизмов, влияющих на ее творческую активность, находит адекватные способы для поддерживания ее в режиме оптимальной творческой жизнедеятельности.
2. Концептуальное обоснование процесса становления творче
ской личности как целостное единство методологических, теоретических
и дидактических оснований базируется на признании развивающей об
разовательной среды как условия, способствующего превращению спон
танной и непосредственной активности субъекта в опосредованное
культурное поведение, творческую деятельность.
3. Развивающая образовательная среда выступает как особым об
разом организованное социокультурное и педагогическое пространство,
предоставляющее максимум возможных индивидуально-творческих
траекторий для саморазвития всех включенных в нее субъектов, осуще
ствляющих:
смысловые отношения, связанные с осмыслением творческой деятельности с позиций жизненного, в том числе реального или предполагаемо-
го профессионального самоопределения человека в ней; с созданием в выполняемой деятельности новых сторон творческого потенциала личности; с формированием заинтересованной в расширенном воспроизводстве личностью своего потенциала среды окружающих, среды друзей;
мобилизационные отношения, направленные на преодоление возникающих в творческой деятельности трудностей, на готовность нести определенные потери ради достижения конечного результата — становления творческой личности;
- диспозиционные отношения, связанные с видением основной трудности творческой деятельности, с выявлением потенциала ее практической применимости в ншшчествующих условиях развивающей образовательной среды, с управлением процессом реализации идеи на практике;
позиционные отношения, основанные на реализации багажа знаний и умений, опыта и творческой активности всех субъектов педагогического процесса применительно к возможностям конкретной развивающей образовательной среды;
— межличностные отношения, предполагающие взаимообогащение каждого субъекта образовательного процесса, включенного в активное, творческое, деятелыюстное общение.
Обобщенная модель творческой личности разрабатывается на основе учета сущности и специфики творчества как общенаучного понятия и психолого-педагогического феномена, сравнительной характеристики разных типов творческой личности, выявления компонентов структуры личности; анализа творческой активности как базового основания личности. На основе этого создается диагностический инструментарий педагогического мониторинга процесса становления творческой личности (критерии, показатели, уровни творческой активности, адекватная им система способов слежения).
Моделирование педагогической системы, обеспечивающий становление творческой личности в условиях развивающей образоватедь-
ной среды "педагогический лицеи — вуз", включает в себя: определение динамики становления творческой личности и отражающих ее этапов экспериментальной работы; выявление механизмов, стимулирующих успешное протекание данного процесса; формулировку четких целевых установок, определяющие задачи экспериментальной работы на каждом ее этапе; внесение изменений в содержание программ и в технологии образовательного процесса с целью адекватного соответствия содержательного компонента задачам становления творческой личности.
6. Механизм становления творческой личности в условиях разви
вающей образовательной среды "педагогический лицей — вуз" предпо
лагает следующую совокупность действий:
определить логику становления творческой личности; выявить этапы работы, отражающие данную логику; - сформулировать четкие целевые установки, определяющие задачи экспериментальной работы на каждом ее этапе;
— включить в содержание образовательного процесса различные ас
пекты творческой деятельности, сформировать на их основе прочные и
гибкие навыки решения разнообразных творческих задач;
разработать систему творческих задач, поэтапно усложняющихся и охватывающих различные сферы жизнедеятельности личности;
— - разработать систему контрольно-оценочных методик, позволяющих с
высокой степенью достоверности судить об уровне творческой активно
сти личности;
— скоординировать действия всех субъектов образовательного процес
са, активно взаимодействующих в условиях развивающей среды
"педагогический лицей — вуз".
7. Подготовка и переподготовка педагогических кадров к созда
нию развивающей образовательной среды как условия становления
творческой личности реализуется на основе формирования нравственно-
психологической готовности педагога к творчеству, выражающейся в:
— целевой установке на индивидуально-личностный подход, стратегию
сотрудничества и сотворчества;
— - организации деятельностного общения субъектов образовательного
процесса, осуществляющегося на основе межсубъектной связи;
-— диалогичности взаимодействия педагогов и воспитанников, создании оптимальных условий для обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными, творческим ценностями; ^іреобладании эмпатиив межличностных отношениях;
направленности на поддержку индивидуального и творческого развития и саморазвития личности;
предоставлении личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, свободы выбора содержания и способов творческой деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. По мере проведения исследования его результаты докладывались на ежегодных научно-методических конференциях преподавателей и сотрудников Бала-шовского педагогического института "Пути совершенствования образовательного процесса" (Балашов, 1985-1999), республиканском семинаре-совещании "Программно-методическое обеспечение подготовки практического психолога в педвузе на основе взаимодействия науки и практики" (Курск, 1990), Всероссийской конференции "Специфика профессионального и педагогического образования на современном этапе" (Смоленск, 1998), Всероссийской конференции "Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений" (Тюмень, 1998), межвузовской научно-практической конференции "Формирование профессиональной мотивации у курсантов и студентов" (Саратов, 1998 ); региональной научно-практической конференции "Психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов" (Саратов, 1999); региональной научно-практической конференции "Становление творческой личности в условиях развиваю-
щей среды" (Балашов, 1999); обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр педагогики Саратовского государственного университета и Балашовского филиала СГУ.
Результаты исследования нашли отражение в двух монографиях, учебно-методических пособиях, программах, методических рекомендациях, научных статьях и тезисах. Материалы исследования использовались в разработке целевых научно-исследовательских проектов, программ деятельности опытно-экспериментальных площадок на базе образовательных учреждений региона; в научном руководстве аспирантами и соискателями кафедры педагогики Балашовского филиала СГУ; в образовательном процессе БФ СГУ в форме специализаций, спецкурсов, лекций, спецсеминаров; на курсах повышения квалификации областного ИПКРО; в практической деятельности образовательных учреждений региона.
Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и пршюжений, проиллюстрирована схемами, таблицами и графиками.
Сущность процесса становления творческой личности
Последние десятилетия отмечены качественно новыми явлениями и процессами, охватьюающими различные аспекты жизнедеятельности современного общества. Ускорение научно-технического прогресса и радикальные изменения в социальной, экологической, экономической и культурной сферах, привели к тому, что на рубеже XX и XXI веков произошла кардинальная смена типа культурно-исторического наследования. Проблемы, характерные для сегодняшней действительности, предъявляют повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь, существенно меняет социальный заказ, адресованный школе. Вместо прежней установки на подготовку послушного и дисциплинированного исполнителя возник заказ на формирование инициативной личности, способной к опережающей созидательной деятельности на основе творческой активности, умеющей жить и работать в новых социокультурных условиях.
В связи с этим в российском обществе начали создаваться условия для переориентацию школы на организацию качественного иного уровня учебно-воспитательной работы и перевода ее в режим развития и саморазвития творческой личности обучаемого. В качестве наиболее обиден тенденции перестройки образования выступает решительный поворот к личности, ее запросам и интересам; главной целью образования ставится стремление заложить основы личности, готовой творчески преобразовывать различные сферы социальной жизни.
Творчество как источник развития внутренне присуще природе и обществу. Г.С.Батищев указывает: "Исходным для понимания творчества является принцип предметной деятельности, доведенный до понимания диалектики субстанций и субъекта..., не просто факт обновления, возникновения новых формообразований, т.е. становление, а применительно к материи — способ ее существования как деятельностной субстанции, творящей свои формы по объективным законам" (25, 498).
Особенно велика роль творческого процесса как решающего фактора обновления и развития социальной системы, вот почему осознание потребности в творческих личностях, стимулирование процесса становления творческого потенциала нации — важнейшие условия управления общественным и экономическим прогрессом. Теории творчества, обусловленные необходимостью приводить в соответствие содержание и методы образования с исторически меняющимися требованиями общества к личности, разрабатывались во все эпохи. Среди них можно отметить стремление познать міф в процессе художественной интуиции (Аристотель, Платон, Шопенгауэр), раскрыть метафизическую сущность бытия через религиозно-этическую интуицию (Ксенофонт, Сократ, Плотин, Ф.Аквинскии, Бл.Августин, Шеллинг, В.С.Соловьев и др.). Деятели эпохи Просвещения (А.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, К.Гельвеции,
И.Гердер и др.) прослеживали взаимосвязь творчества и свободного саморазвития личности. В этико-эстетической концепции И.Канта давалось философское осмысление сущности творческого саморазвития, в ходе которого "человек делает себя сам". В отечественной науке плодотворно разрабатывалась философско-лингвистическая концепция бессознательного творчества (Н.А.Бердяев, Б.АЛезин, Д.Н.Овсянико- Куликовский, А.А.Потебня и др.), теория доминанты, представленная втрудах ученых "павловской школы" (В.М.Бехтерев, М.А.Блох, Ф.Ю.Левинсон-Лессинг, И.П.Павлов, В.В.Савич, А.А.Ухтомский и др.). В последние десятилетия проблема творчества разрабатывается в рамках теории дивергентности (Н.Ю.Вергилес, В.Н.Пушкин, Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров).
Однако глобальные потребности общества, порождающие интерес к творческому преобразованию различных сфер экономики, экологии, политики и культуры, в наше время столь остры, что затрагивают самые основы человеческого бытия и неумолимостью требуют разработку концепции и механизма реализации процесса становления творческой личности. В связи с этим Г.С.Батищев отмечает: "Речь ведется уже не о юм лишь, каким образом продвинуть вперед знание о творчестве как способа быть, как онтологического отношения человека к миру и к самому себе. Каким образом самому человеку пробудиться и подняться, развиться и усовершенствоваться именно как креативному субъекту и в большей полноте обрести творческий способ быть, способ бытийно-креативно относиться к миру и к самому себе ? Как сделать так, чтобы каждый человек как креативный субъект и личность продвинулся к максимальной для себя степени в выполнении своего реально-творческого, судьбического жизнетворческого призвания ?" (24, 99).
Осмысление научно-теоретических основ процесса становления творческой личности имеет дожую историю и осуществляется с позиций различных наук, вместе с тем можно констатировать, что еще не разработаны концептуальные основы теории и практики становления творческой личности, отвечающей требованиям времени и соответствующей насущным проблемам формирования подрастающего поколения России. Однако уже определились или по крайней мере наметились ведущие тенденции в подходах к решению данной проблемы. Их жизненность и перспективность зависят от степени соответствия новым реалиям и проблемам, поскольку изменяющееся общество и новые направления в образовательной политике требуют значительных конструктивных преобразований не только в теории становления творческой личности, но и в содержании, формах и методах педагогической работы с ней.
Основные положения концепции
Концепция становления творческой личности основывается на представлении о том, что реализующая ее развивающая среда отражает творчество как ведущий акт жизнедеятельности в своих основных содержательно-структурных параметрах, ориентируя педагогов и воспитанников на наиболее оптимальную самореализаш пичностного и творческого потенциала. Основные идеи концепции (от лат. conceptio), употребляемой здесь в значении общей теории педагогической деятельности, определяются следующими фундаментальными представлениями:
— о творчестве как способе жизнедеятельности личности;
— об образовании как процессе становления творческой личности в развивающей образовательно-социокультурной среде;
— о типологической, сущностной соотносимое моментов личностного и творческого становления всех субъектов образовательного процесса; о развивающей среде как социокультурном и профессионально- образовательном пространстве, в виде целостной духовно- материальной среды воссоздающей в конкретной педагогической системе модель творческой жизнедеятельности во всем многообразии ее аспектов и проявлений.
Эти идеи обусловливают содержание и направленность педагогической работы, методологические подходы и технологию построения целостного, ценностно-ориентированного, открытого, саморазвивающегося образовательного и социокультурного пространства. В нем педагогический акцент смещается от сообщения суммы знаний к их творческому освоению, а системообразующим компонентом целостности всего образовательного пространства выступает находящаяся в процессе становления творческая личность воспитанника. Основная цель педагогов — развить у каждого субъекта образовательного процесса творческую активность как базовое основание личности, выступающее психологическим механизмом творческой жизнедеятельности.
Аксиологическая направленность концепции становления творческой личности — удовлетворить сущностную потребность человека в творчестве как ценностном отношении к миру и к себе, как способу адекватной самореализации в различных аспектах жизнедеятельности. Многообразие видов творческой деятельности в образовательном пространстве развивающей среды обретает целостность картины мира в ее личностно-содержательном значении. Концепция обосновывает педагогический процесс, организующий движение личности по ступеням творческого становления, ориентированное на ее психофизиолоітіческие и интеллектуальные возрастные особенности. При этом на каждой возрастной ступени восприятие характеризуется творческим отношением к миру и способов активно-преобразующего действия в нем.
Концепция становления творческой личности имеет своей целью рассмотрение и осмысление человека во всех формах его жизнедеятельности, поскольку процесс личностного становления не сводится и не может сводиться к некоей совокупности выявленных в рамках данной концепции существенных свойств и качеств, а предполагает утверждение единого и определяющего измерения человеческой природы, в котором органично находят свое выражение различные способности и возможности человека, базовые основания его личности. Как отмечает И.Т.Фролов, "Современная философия человека призвана быть философией свободной, творчески активной и общественно-ответственной жизнедеятельности человека, определяющей роли субъективного фактора в решении жизненно важных проблем как отдельной человеческой личности, так и всего человечества в целом; это философия, призывающая человека стать хозяином своей судьбы, построить свою жизнь в соответствии с гуманистическими идеалами и ценностями нашего времени" (187,380).
Исходя из этого, теоретико-методологическая задача в рамках концепции становления творческой личности заключается в том, чтобы дать содержательное, углубленное и конкретизированное представление о творчестве как определяющей стороне человеческого существования, о его социально-философской и предметно-деятельностной сущности, раскрыть и показать всю систему связей и взаимосвязей творческого акта с различными сторонами жизнедеятельности личности.
Концепция становления творческой личности в условиях развивающей среды "педагогический лицей—ву?" ориентирована на развитие-саморазвитие личностного мира всех субъектов образовательного процесса путем восхождения от индивидуального опыта к опыту твор-ческой деятельности человечества с целью образования человека, обла-дающего творческой активностью как базовым основанием личности, uf способного к самоопределению и продуктивной творческой деятельности по созиданию и преобразованию социокультурного пространства, поскольку, по мнению С.Л.Рубинштейна, " творческая личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет, и чем завершеинее этот последний, тем более завершенной является она сама. Одним и тем же актом творческой самодеятельности создавая его и себя, личность создается и определяется, лишь включаясь в ее объемлющее целое" (234,95).
Первое условие реализации концепции становления творческой личности — понимание ученика как человека творческого, установка на развитие его целостности и многообразия индивидуальных проявлений.
При таком условии цель образовательного процесса заключается не в приспособлении формирующегося индивида в запросам наличного уровня общественной практики, а в опережающем по отношению к этому уровню развитии творческой активности как базового основания личности, психологического механизма творческой жизнедеятельности.
Второе условие реализации концепции становления творческой личности — понимание учителя как носителя педагогического творчества, в целях чего преподавателю необходимо повысить уровень творческого воображения, овладеть не только арсеналом средств его развития, но и современными интеллектуальными "инструментами" научного творчества. Иными словами, речь идет о смене типа педагоїичсского мышления, о переходе на новый стиль деятельности: от репродуктивного — к продуктивному, от исполнительского — к творческому, от установки на трансляцию знаний — к самостоятельному, целеосмысленному конструированию образовательного диалога.
Я, наконец, третье условие реализации концепции становления творческой личности — построение развивающей среды как специально организованного социокультурного и образовательного пространства, создающего совокупность качественно разнородных условий развития личности. Создавая развивающую среду, мы моделируем ее целостность как множество особых подпространств (педагогических систем), представляющих максимум возможных индивидуально-творческих траекторий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
Модель творческой личности: состав, критерии, уровни
Исходя из концепции нашего исследования, согласно которой творческой может быть любая личность, мы "накладывали" на данную динамическую структуру ряд характеристик (компонентов), выявленных в ходе теоретико-методологического анализа, раскрьгоающего генезис понятия "творческая личность".
Одними из первых о сущностных характеристиках творческой личности заговорили философы. Так, И.Кант выделил три класса человеческих дарований: гений, талант, прилежание,— указав различия между ними в степени и специфике природного дара: талант "отличается от старательного подражателя и ученика лишь степенью; от того же, кого природа наградила даром создавать прекрасные произведения искусства, он отличается по своей специфике", поскольку " гений есть талант создавать то, для чего не может быть дано определенное правило, а не умение создавать то, чему можно научиться, следуя определенному правилу, таким образом, главным его качеством должна быть оригинальность" (108,181-182).
Эта типология во многом стала традиционной. Так, П.К.Энгельмейера, создатель теории творчества — эврилогии, выделял три класса дарований: гений, талант, рутина. Ф.ЮЛевинсон-Лессинг выделял творчески малопродуктивных ученых-эрудитов ("ходячие библиотеки") и творчески продуктивных ученых, обладающих не переизбытком оперативных знаний, а мощно развитой фантазией, умеющих легко развивать чужие идеи.
В рамках философии оформилось и деление творческих личностей на мыслительный и художественный типы, по поводу чего И.Кант писал: " Гении - это талант к искусству, а не к науке, где первое место должно занимать и определять хорошо известные правила" (108,191). Аналогичная трактовка типов творческой личности имела место в отечественной психо-физиологии в ранний период исследования творчества, когда единственным источником суждений о качествах творческой личности служили самопризнания выдающихся людей.
Так, И.П.Павлов утверждал: "Жизнь отчетливо указывает на две категории людей — художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни— художники во всех их родах — писатели, музыканты, живописцы и т. д. охватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность без всякого дробления, без всякого разъединения Другие — мыслители, именно дробят ее и тем как бы умерщвляют, делая из нее какой-то временный скелет и затем, только постепенно, снова собирают ее части и стараются таким образом оживить, что вполне все-таки не удается" (Цит. по 216,156).
Путем анализа и обобщения такого материала были выделены признаки творческой личности:
— перцептивные — напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость;
— интеллектуальные — интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний;
— характерологические — уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность;
— мотивационные — стремление к творческой деятельности, получение удовольствия от процесса творчества.
На основании этого в работах П.К.Энгельмейера в ряду качеств творческой личности выделяются:
— желания, основанные на интуиции и порождающие замысел;
— знания и рассуждения, на основе которых вырабатывается схема или план выполнения творческого действия;
— умения, на основе которых конструктивно выполняется творческий замысел (Цит. по 216,23).
Л.С.Выготского считал главной особенностью творческой личности наличие высоко развитого воображения, которое детерминирует процесс творчества следующими формами связи с реальной действительностью:
—первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности, содержащихся в прежнем опыте человека и напрямую зависящих от богатства и разнообразия этого опыта;
— второй формой связи воображения и реальное являеіся связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности, что становится возможным только благодаря чужому или социальному опыту;
— третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь, которая проявляется двойным образом: с одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству, с другой стороны, впечатления или образы, производящие сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, создавая комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак;
— четвертая форма связи воображения с реальностью заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это "кристаллизованное" воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи (64,10-15).