Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Теоретические предпосылки организации жизни школы на ценностных основах с. 10
1.1. Философский аспект ценностных основ жизни школы
1.2. Сущностные характеристики миссии школы с. 30
1.3. Особенности организации жизни шкоды на ценностных основах с. 54
Выводы по первой главе с. 69
Глава вторая. Опыт становления организации жизни школы на ценностных основах с. 71
2.1. Изучение ценностных основ организации жизни школы с. 72
2.2. Согласование ценностей субъектов педагогического процесса с. 90
2.3. Включенность педагогов и учащихся в ценностно-ориентированную деятельность школы с. 107
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы с. 123
Выводы по второй главе
- Философский аспект ценностных основ жизни школы
- Сущностные характеристики миссии школы
- Изучение ценностных основ организации жизни школы
- Согласование ценностей субъектов педагогического процесса
Введение к работе
Процесс обновления отечественного образования предполагает поиск ценностей, значимых для организации жизни школы, глубокое и всестороннее изучения ценностей личности, общества в решении задач ценностного самоопределения. Становление гуманитарной парадигмы в образовании основывается на повышении роли личности как самостоятельной ценности, а также призвано способствовать тенденции развития современной школы при сохранении сложившихся национальных традиций, что определяет необходимость обращения к ценностям российского менталитета как исторически сложившимся ценностям общества.
Анализ научной литературы свидетельствует о многочисленных исследованиях таких аспектов как ценности личности, культурные и духовные ценности общества. Однако, проблема ценностного самоопределения школы, в целом, недостаточно разработана) не исследован процесс становления ценностных основ организации жизни школы.
Анализ педагогической действительности показывает наличие следующих противоречий! между стремлением современной школы к ценностному самоопределению и недооценкой роди ценностных основ в организации жизни школы* между личноетно-ориентированныйи целями, обусловленными гуманитарной парадигмой образования и недостаточной ориентацией на учет ценностей субъектов педагогического процесса в организации жизни школь» - между образовательными возможностями духовного и культурного потенциала менталитета российского народа и недостаточным использование» его ценностей в организации «они школы,
Названные противоречия, потребность в обосновании путей становления ценностного самоопределения современной школы определила тему исследования) "Становление ценностных основ организации жизни школы."
Объект исследования - организация жизни школы.
Предмет исследования - становление ценностных основ организации жизни школы.
Цель исследования - обосновать педагогические условия становления ценностных основ организации жизни школы.
Исходя из поставленной цели сформулирована гипотеза исследования! становление ценностных основ организации жмэни школы определяется осознанной и принятой всеки участниками школьной жизни миссии, реализация которой предполагает* раскрытие содержания ценностных основ и определение способов их согласования; обеспечение гармонизации отношений всех субъектов педагогического процесса! определение условий использования духовного и культурного потенциала менталитета российского народа как конкретного выражения миссии школы.
Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования!
Изучить теоретические предпосылки организации жизни школы на ценностных основах.
Определить содержание ценностных основ, раскрывающее миссию школы.
Определить условия учета ценностей субъектов педагогического процесса в организации жизни школы.
Построить модель организации жизни школы на ценностных основах.
5. Проанализировать результаты эксперимента. Методологической основой исследования является аксиологи ческий подход, который дает возможность получить знание о дей ствительности с точки зрения интересов, потребностей и ценнос тей субъекта; позволяет использовать в педагогических целях знания из областей психологической теории личности, социальной психологии, культурологии, этнологии, классической теории уп равления; а также диалектическая взаимосвязь категорий "общего" и "особенного", позволяющая рассматривать результаты конкрет ного эксперимента как проявление общих сторон, свойств, явлений в педагогике.
Теоретическими основами исследования являются работы раскрывающие проблему ценностей личности через Феномен "стратегии жизни" СК. А. Абульханова-Славская)* рассматривающие особенности становления ценностных ориентации личности как важнейшего фактора регуляции деятельности С 8. Г. Алексеева, Г.И.Щукина)* как показателя богатства духовного мира СТ. Н. Мальковская, й. И.Бурова, Е, в. Квятковския, ft. А. Коростелева)» раскрывающие особенности механизма процесса Формирования ценностных ориентации СП. Г. Казакина, А. 6. Кирьякова, и. С. Батракова); обосновывающие значимость народных традиция воспитания, духовных и культурных ценностей в становлении нравственного иммунитета, с Г.Н. Волков, Б.П.Битинас, В.Г.Бочарова, А.С.Метелягин, И.В.Бестужев-Лада); как основу становления национального саносознанияСИ.Ф.Гончаров, Н. Д. Никак дров, Б. Д. Парыгин, В, Ю. Троицкий Зі менталитета как главного результата образования СБ. С.ГершунскийЗі и идею социального наследования как условие полноценного созревания личности С В.В.Зеньковский )! раскрывающие особенности миссии школы как единства ценностей, целей, взглядов, убеждений, отношений субъектов педагогического процесса С П. Карстакье, В.В.Уланов, К.М.Ушаков).
Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования, таких каю включенное наблюдение, стандартизированное интервью, анкетирование, опрос экспертов, метод незаконченного предложения, анализ документов, метод вторичного анализа, методы теоретического анализа, методы идентификации, модификации, интерпретации, нацеленые на изучение становления ценностных основ организации жизни школы.
Иследование проводилось в несколько этапов! - на первом этапе с 1997-1999 гг.) - изучалась литература по проблеме исследования, проводилась опытно-эксперимен- тальная работа школы-лицея имени А. с. Пушкина по апробации модели организации жизни школы на ценностных основах) - на втором этапе С1999 - 2000 гг. 3 - проводилась проверка результатов исследовательской работы; * на третьем этапе С2000 - 2001 гг. 3 - проводился сравнительный анализ полученных данных, обобщение и оформление результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения!
1. Организация жизни школы на ценностных основах - это Форма согласования ценностей, освоенных субъектами педагогичес кого процесса. Ценностными основами являютсяі ценность-цель, определяющая становление ценностного отношения личности учащегося к себе, к окружающим людям, к Родине) ценность-норма, отражающая менталитет российского народа.
В качестве способов согласования выступают "диалог", "поникание", "включенность в ценностно-ориентированную деятельность".
Основным уловиен обеспечения гармонизации отношений является ориентация ценностных основ организации жизни школы на ведущие компоненты менталитета росийского народа. В качестве таких компонентов расматриваютсяі "духовность","соборность", "культурная взаимосвязь между членами общества".
Одним из важнейших результатов является трансляция цен- ностного отношения личности учащегося к себе, х окруж&юишн людям, к Родине в организацию жизни школы.
Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается! в выявлении особенностей организации как Формы согласования ценностей и обосновании ценностных основ организации жизни школы как согласованных ценностей, освоенных субъектами педагогического процесса» в уточнении значимости личных ценностей учащихся и учителей в организации жизни школы» в установлении связи менталитета российского народа, выраженного компонентами "духовности", "соборности", "культурной взаимосвязи между членами общества" и ценностно-ориентированной деятельности школы» - в разработке модели организации жизни школы на ценност ных основах.
Практическая значимость исследования состоит і - в нахождении способов согласования ценностей в организа ции жизни ШКОЛЫ) - в разработке и апробации стандартизированного интервью, анкет, нацеленных на изучение мнения о Формировании миссии шко лы, выявление ценностно-целевых приориетов, ценностного отноше ния субъектов педагогического процесса) - в разработке рекомендаций по практическому использованию ценностей российского менталитета в организации жизни школы. - g -
В исследовании дан ретроспективный анализ собственного организационно-педагогического опыта по созданию инновационной школы на ценностных основах - Лицея имени А. С. Пушкина г. Пскова. Помипо данного включенного эксперинента проводилась работа в ранках Педагогичекого центра русской культуры Псковского областного института повышения квалификации работников образования. Результаты исследования обсуждались на конференциях по инновационной деятельности, совещаниях по новым подходам в организации процэсса воспитания, в школах г.Пскова. Проект инновационной деятельности лицея удостоен Диплома Министерства образования РФ и Международного Фонда "Культурная инициатива4 в 1885 г. По проблеме исследования опубликованы! статьи, тезисы, учебные пособия.
Структура диссертационного исследования включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список использованной литературы, ряд приложений, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков.
Философский аспект ценностных основ жизни школы
Обращение в исследовании к аксиологии призвано решить следующие задачи - раскрыть возможности ахсиологического подхода в исследо вании ценностей школы ках выражение гуманитарной парадигмы в образованииі - определить ряд ценностных понятий, значимых для органи зации жизни школы - выявить особенности школы, ориентированной на ценностное самоопределение) - установить РОЛЬ культурно-исторических ценностей в орга низации жизни школы.
Значение субъективного Фактора в контексте гуманитарной парадигмы определяет введение аксиологического подхода в исследование ценностей школы. Рассмотрение педагогической действительности с позиций аксиологического подхода обусловлено педагогической закономерностью, которую В.И.Беляев характеризует следующим образоиі м ,.. жизнь и общество в своем развитии постоянно опережают школу и, предъявляя к ней все более высокие требования, вызывают необходимость их удовлетворения путем стимулирования творческого поиска педагогов и учащихся [17, с. 21] ." Сложность исследования заключается в отсутствии педагогической аксиологии как "... самостоятельного предмета научного поиска СЗ. И, Равкин. 127, с.88Д". Между тек как актуальность проблемы ценности в образовании очевидна. Ей посвящены работы Алексеевой В. Г., Артюховой И. С., Батраковой И. С., Барышникова Е. Н., Богуславского М. в., Бондаревской Е. В., Воровиико-ва С. Г., Гершунского 5. С,, Зинченко В. П,, Казак и ной Н. Г., Кап-то А. Е., кирьяковой А. В., Козлова В. И.. Коростелевой А. А., Лихачева Б. Т., Лоренсова А. В., ЛУЗИНОЙ Л. К., Макарцевой Н. Н., Моисеева А. М., Нихандроаа Н, Д., Равкмна 3. И., Рзаевой Г. Н., Татьянченко Д. В., Титовой Е. В., Уланова в., Шпакова К. М, Цииба-денко С, Щегловой с, Щукиной Г.И., ШУРКОВОЙ н.Е.
Для понимания особенностей аксиологического подхода обратимся к ФИЛОСОФИИ, где существует опыт исследования ценности. Появление аксиологии как самого молодого раздела Философии само по себе является свидетельством возрастания субъективного начала в истории. Л. Н. Столович. доказывая это положение, ссылается на рост социальной и личностно-субъективной активности, ярко проявившейся в девятнадцатом веке. О. Г. Дробницкий характеризует появление аксиологии как признание нового способа мышления) внеопытного, внетеоретического, вненаучного. Главным итогом развития аксиологии к концу двадцатого века N. С. Каган называет уравнение ее значения с гносеологией, отмечая, кроме того, что развитие современной науки зависит "... от ценностного опосредования познавательной деятельности [ 61, с. 27 ]." Сравнивая аксиологический подход с гносеологический Философы считает, что для изучения духовной деятельности человека первый более приемлеи, так к&ю дает знания \.. с точки зрения интересов и потребностей социального субъекта С А. А. Ручка, 138, с.9 1; ... ценностные отношения людей более многообразны, чек их теоретическое отношение к явлениям действительности [С. Ф. АНИСИМОВ, 4, с. 19]"» он показывает "... субъективную... сторони человеческой деятельности СВ.П.Тугаринов, 155, С.49],"
Понятие "ценность" является ключевым в изучении ценностей школы. В "Философском энциклопедическом словаре " 1983 года оно трактуется как "социальное и культурное значение явлений действительности". Существует целый РЯД направлений в аксиологии и различное понимание этого явления. Представителей натуралистического психологизма А. Мейнонга, Р.В.Перри, Дж. Дьюи, К.И.Льюиса "ценность" интересовала как психическое явление, связанное с интересами человека, определяемое стриктурой интереса, который оправдывает любые поступки. Они предполагали, что высказывание о ценности должно учитывать условия возникновения интереса. Оценочные суждения при этом призваны устанавливать нормы и правила деятельности. Следовательно, главным в таком понимании ценности является ее субъективизация.
Сущностные характеристики миссии школы
В целях обоснования научной, теоретической и практической значимости опыта инновационной деятельности как одного из вариантов ценностного самоопределения предпринят анализ теоретических положения, раскрывающих особенности содержания ценностей толы, поставлены следующие задачи - рассмотреть возможности миссии а ценностном самоопределении школы; - изучить опыт отечественного целеполатания для выявления тенденции ценностно-целевых приоритетов современной ШКОЛЫ! - проанализировать особенности содержания понятия "ценность-норна"- значимого для организации жизни школы; - определить особенности содержания воспитания, соответствующего миссии молы.
Школа, вставшая на пить ценностного самоопределения, осознает и принимает свою миссию. Изучая школьную организацию, П. Карстанье делает вывод о ток, что миссия является ЯДРОМ ценностей, то есть выражением общих ценностей и взглядов. Она поддерживается всем коллективом, влияет на принятие решения и на всю работу в школе. Миссия обладает внешней и внутренней ФУНКЦИЯМИ. Внешняя выражается в установлении приоритетов ежегодного планирования, в облике школе. Внутренняя - в ФИЛОСОФИИ ШКОЛЫ, В системе образования, во взглядах и убеждениях учителя. Выбор миссии, с точки зрения К. К. Поташника и воэглавляеиой ии группы исследователей, опреляет предназначение школы, специфику направления работы. А, значит, проявляет конкретные ценности школы. В исследовании Д.В. Татьянченко и С. Г.Воровщикова миссия рассматривается как система u... идеологических положений, определяющих предназначение данного образовательного учреждения, "ФИЛОСОФИЮ" педагогической деятельности [149, с. 25 Г\ выделено три компонента миссии "определение и обоосновакхе системообразующей педагогической идеи » "определение и обоснование ПРИНЦИПОВ деятельности педагогического коллектива"! "формулировка и обоснование стратегии целой" Стан же, с. 26]. несмотря на некоторые отличия в понимании миссии разными исследователями, мы видим, что необходимым условием ценностного самоопределения является совершенствование организации жизни школы.
Анализ существующего опыта знакомит с конкретными миссиями школ. Так, миссия Коткозерского сельского национально-образовательного социокультурного комплекса Республики Карелия с директор й. 3. Андрейко) - формирование самосознания карелов; миссия Соборной школы села Текос Краснодарского края (директор п. п. Щетинин) - возрождение традиций трудового воспитания; Московской государственной православной школы "Пересвет" С директор Л. Бурмистроваэ - приоритетность русской православной культуры; школы N 825 г.Москвы С директор в. я, Караковский) - создание школы-общины. В г. Пскове 50 У, школ заявляют о своей миссии. В наиболее общем виде они представлены направлениями! гуманитарным - 25 At естественно-научным - 25 Ул гражданско-правовым - 25 Ул экологическим - 18 Ул этнокультурным - 7 /.. Видка ориентация на образовательные отрасли, что интерпретируется каки как упрошенное понимание миссии, так ках отсутствует конкретизация ценностей, ценностная субъектность. Данные, полученные на муниципальном уровне, позволяют сделать вывод , заключающийся в том, что вариативность школ в образовательных отраслях не исчерпывает возможностей миссии. Мы придаем мисии объединяющее значение, полагая, что через миссию происходит согласование ценностных основ в организации жизни школы.
Для обоснования собственного опыта ПРИНЯТИЯ и реализации миссии рассмотрим подробнее теоретические предпосылки содержания таких компонентов организации жизни школы как "ценности-цели" и "ценности-нормы". Прежде всего, возникла необходимость изучить тенденцию ценностно-целевых приоритетов в современном образовании. Соотношение ценности и цели - ключевое а становлении школы как субъекта ценности. Так, Б. С. Гершинекий соотносит ценность и цель в образовании как СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ и психолого-педагогическую категории. При таком соотношении наиболее общее, глобальное, выраженное в ценности, дифференциируется и структурируется образовательной целью.
Изучение ценностных основ организации жизни школы
В качестве критериев были установлены три уровня отношений) высокий, средний, низкий. Рассмотрим критерии подробнее)
1. Критерии отношения к учебе. Высокий уровень характеризуется активностью учащегося на уроке, точностью, аккуратностью, скоростью выполнения заданий, стремлением учащегося х выполнению дополнительных заданий, к самостоятельному получению знания. Учащийся, обладающий высоким уровнем отношения к учебе, много читает, стремится к творческому использованию имеющихся у него знаний. При среднем уровне отношения ученик аккуратно вы-полняет задания. Активность проявляет редко, но программный материал знает хорошо; добросовестно выполняет задания на репродуктивном уровне. Читает заданное по программе. при низком уровне отношения к учебе ученик пассивен на уроке, отвлекается, мало читает; в выполнении заданий иного ошибок и недочетов.
2. Отношение к себе рассматривается как самооценка личности. Высокий уровень - адекватная самооценка» средний уровень -завышенная» низкий уровень - заниженная.
3. Отношение к окружающим людям. Высокий уровень отношения характеризуется уважениеи к старший, заботой о младших, уважением к чужому ТРУДУ, вежливостью, дружелюбием, добротой. При средней уровне отношения наблюдается вежливость в сочетании с равнодушием по отношению к людям. Низхий уровень проявляется в агрессивном поведении, неуважении к людям.
4. Отношение к Родине. Высокий уровень отношения предполагает выражение чувств восхищения родной природой! выражение чувств гордости за героическое прошлое Родины) выражение чувства уважения к ценностям культуры, истории народа, - эмоционально окрашенные знания. При высоком уровне отношения наблюдается активная деятельность учащегося по изучению, сохранению, возрождению национальных ценностей, выражение сопричастности к ценностям русского народа. Средний уровень отношения выражается в наличии небольшого запаса знаний о ценностях родной культуры, истории, природы. При низком уровне констатируется недостаточность знаний о ценностях своего народа, низкая мотивация деятельности, связанной с их изучением, сохранением.
5. Отношение к искусству. Высокий уровень мы характеризуем понятием "увлеченность", что означает! стремление к повышению
уровня знаний об искусстве, потребность Б восприятии искусства, стремление к творческому самовыражению средствами изобразительного искусства, музыки, литературы. Это уровень исполнителя. при среднем уровне отношения ученик проявляет интерес к искусству, готовность к его восприятию. Возможна деятельность по образцу. Это уровень слушателя, зрителя. При низком уровне наблюдается отрицание ценности классического искусства, проявляется интерес к низкопробным образцам.
Предполагалось, что показателем ценностного отношения является только высокий уровень во всех признаках наблюдения, который указывает на становление ценностной субъекткости личности учащегося, на ее "самость" ("самостоятельность", "самоопределение , "самовыражение"). Предстояло на практике проверить надежность критериев. 6 наблюдении применялась сплошная выборка, так как все учащиеся являлись участниками эксперимента.
Рассмотрим становление ценностного отношения в ДВУХ классах. Назовем ихв класс "А" и класс "Б". Результаты наблюдений Фиксировались один раз в полугодие начиная с 1995 года и заносились в таблицу. В качестве примера приведен следующую СВОДНУЮ таблицу Сем. Таблица 1331
Согласование ценностей субъектов педагогического процесса
Содержанием второго этапа опытно-экспериментальной работы явилось определение педагогических путей согласования ценностных основ организации жизни школы.
Для этого необходимо было изучить возможности использования таких способов согласования ценностей как "диалог", "понимание".
"Диалог" как способ согласования ценностей субъектов педагогического процесса основывался на становлении таких организационных форм как "ежедневное общение учителя и учащегося", "ключевое дело1 , "ученическое самоуправление", отражающих содержание воспитания, ориентированное на духовные и культурные ценности российского менталитета. Рассмотрим особенности реализации данного способа согласования ценностей подробнее.
Опыт становления формы "ежедневного общения" на уровне " учитель - ученик" показал, что она основывается на конкретной духовно-преобразующей деятельности, отражающей ценности школы. Общение в ходе этой деятельности позволило выявить творческие способности учащегося, определить пути их развития, создать основу для ценностно-смыслового единства в творческом процессе. Так, например, установлено, что общение между учителем и учеником в ходе подготовки, проведения и подведения итогов творческого конкурса, нацеленное на создание ситуации успеха для личности учащегося, на высокий результат деятельности способствует согласованию ценностей данных субъектов. Отсюда вывод, что необходимы» условием является в этой связи разнообразие творческих конкурсов, создающих условия реализации творческих способностей для всех.
Опытно-экспериментальная работа позволила установить, что в таком общении учитель опирается на знания учащихся, полученные не только в ходе учебного процесса, но и через систему дополнительного образования. В данной форме диалога учитель создает условия для востребованности знания, и в целом, демонстрирует необходимость их наличия и актуализации а организации жизни школы.
Итак, как Форма, согласующая ценности субъектов, "ежедневное общение" способствует выявлению к развитию духовных, творческих, познавательных способностей учащегося и, тем самым -становлению ценностного отношния личности к себе, к окружающий людям, к Родине, что, а свою очередь, является показателе» освоения ценностей школы данными субъектами педагогического процесса. Кроме того, большое значение имеет возможность переноса такой Формы диалога на уровень "ученик - ученик".
"Диалог 4 как способ согласования ценностей содействует становлению такой организационной формы как "ученическое самоуправление". Изучение становления данной Формы позволяет сделать вывод о том, что ее основой является "ежедневное общение" как Форма согласования ценностей учителя и ученика, определяющая основные направления деятельности в реализации миссии школы. Форна "самоуправления" актуализирует выявленные учителем духовные, творческие, познавательные способности личности учащегося, способствует становлению общественного мнения, ориентированного на гармонизацию отношений между учащимися.
Учитывая, что "самоуправление" является своеобразной модификацией управления, рассмотрим особенности данной формы В этой связи. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что степень участия детей в планированы работы школы была незначительной, проявлялась на уровне планирования работы в классе. Необходимо отметить, что в организации деятельности учащиеся проявляли больше ахтивностиі и на уровне класса, и на уровне школы. Контрольные функции самоуправления, практически, не выявлены. В то же время отмечен значительный интерес учащихся к анализу работы. Так, проведение еженедельных информационных линеек показывало тенденцию роста активности учащихся в рефлексивной деятельности; их желание отметить наиболее удачные дела, личный вклад учителей, учащихся в организации жизни школы. Значит, данная Форма согласования способствует созданию детского сообщества. Формированию его ценностей, гармонизации отношений между учащимися.
"Педагогическое сотрудничество" учителей и родителей как Форма согласования ценностей основывалось на разъяснении целей и задач ценностно-ориентированной деятельности, демонстрации ее результатов.