Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности Богданова Оксана Александровна

Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности
<
Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Богданова Оксана Александровна. Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2006 198 с. РГБ ОД, 61:06-13/1798

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования и развития самооценки подростка в процессе внеучебной театральной деятельности 13

1.1. Самооценка в структуре «Я»- концепции 13

1.2. Влияние совместной деятельности на формирование самооценки 25

1.3 Содерокание, структура и критерии адекватности самооценки подростков 40

1.4 Развитие самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности 54

Выводы из 1 главы 66

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки подростков во внеучебной театральной деятельности 68

2.1. Организация и содержание экспериментальной работы, программа исследования 68

2.2 Формирование адекватной самооценки подростка средствами театральной деятельности 76

2.3 Методы диагностики самооценки подростков 101

2.4 Педагогические условия формирования адекватной самооценки 115

Выводы из 2 главы 126

Заключение 128

Библиография 133

Приложения 149

Приложение №1 149

Приложением 2 149

Приложение МЗ 198

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества особенно остро стоит проблема воспитания духовно и интеллектуально развитой личности. В то же время, современные подростки растут и формируются в сложных социальных условиях, характеризующиеся, в частности, возрастанием влияния средств массовой информации, наполненных подчас сомнительной и опасной для психологического здоровья подрастающего поколения информацией, с одновременным оттеснением таких воспитательных средств как творческая деятельность. Отсюда то огромное внимание, которое уделяется в научных исследованиях изучению специфики творческой деятельности, определению ее содержания, методов теоретической и практической подготовки школьников, развитию их способностей, знаний, умений.

Важность повышения результативности учебного процесса, связана не только с выявлением и реализацией новых средств методов обучения, определения целей и содержания образования, но и с совершенствованием существующих способов организации учебно-воспитательного процесса. (Е.А. Алексеева, В.И. Андреев, И.О. Исаев, В.А. Сластенин и др.)

На педагогов-специалистов общество возлагает значительные надежды, доверяя обучение и воспитание будущих граждан нашей страны. В настоящее время государству нужны личности, которые могут конструировать, анализировать, корректировать и самостоятельно совершенствовать свою общественно-трудовую деятельность. В современной социально-педагогической ситуации совершается переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим.

Великий Гёте писал: «Все вне нас, можно даже, пожалуй, сказать, все в нас есть стихия; однако в глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим, не воплотим это вне нас тем или иным способом» (191. С.557).

Формирование осознанного отношения подростка к своим
потребностям и способностям, к своим субъектным возможностям и
качествам как будущего профессионала составляет основу адекватной

самооценки и имеет большое значение в развитии самосознания. Если общество хочет вырастить достойных людей, хороших специалистов, полезных ему, то необходимо создавать благоприятные условия для формирования адекватной самооценки еще с самого раннего возраста. Однако, с самого рождения ребенок более подвержен влиянию родителей, которым свойственно предвзятое отношение к личности ребенка и лишь, попадая в школу, он сталкивается с иным положением вещей. Задача педагога в данном случае заключается в том, чтобы исправить «ошибки» родителей и помочь ребенку трезво оценивать свои способности, возможности и свою деятельность. Самооценка должна стать дополнительным стимулом в стремлении подростка к самосовершенствованию, и педагог должен помочь ему, направить в нужное русло процесс формирования его самооценки. Вот почему этой проблеме в последние годы уделяется повышенное внимание исследователей (Т.Ю. Андрющенко, В.М. Букатов, В.Г. Бочарова, Н.В. Кузьмина и др.).

Необходимость воспитания рефлексивного отношения подростков к собственной деятельности основана на формировании адекватной самооценки его творческой деятельности. Самооценка должна стать дополнительным стимулом в стремлении подростка к самосовершенствованию. Вот почему этой проблеме в последние годы уделяется повышенное внимание исследователей (A.M. Ахмеджанов, Р.В.Бернс, А.В. Захарова, И.С Кон, А.А. Реан, А.Г. Спиркин и др.).

В становлении личности самооценка занимает далеко не последнее место. Педагог должен помочь, направить в нужное русло процесс формирования и становления самооценки.

Изучение и формирование адекватной самооценки является психолого-педагогическим условием интенсификации процесса обучения. Для этого необходимо использовать возможности учебной и внеучебной деятельности школьников.

Важность задачи для педагога состоит в том, чтобы направить рефлексивные процессы, оценочное отношение, корректировку и самоконтроль в процессе обучения в нужном направлении, активизировать деятельность подростков через формирование объективной самооценки как стимула к развитию личности.

Проблема формирования самооценки нашла отражение в работах Л.И. Божович, Н.Ю. Бочаровой, Е.Ю. Кирилловой, Ю.В. Кулюткина, В.Г. Маралова, ВС. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, В.Ф. Сафина и др. Изучена психологическая основа этого феномена, вскрыты функции самооценки в целостной структуре личности, описаны виды самооценки с точки зрения ее адекватности. Также понятие «самооценки» рассматривается Б.Г. Ананьевым, И.С. Коном, С.Л. Рубинштейном, главным образом, в связи с проблемой развития и формирования самосознания.

Глубокий анализ этой проблемы дан В.Н. Мясищевым и А.В. Петровским. Изучена психологическая основа этого феномена, вскрыты функции самооценки в целостной структуре личности, описаны виды самооценки с точки зрения ее адекватности. Самооценка рассматривается в связи с проблемой развития и формирования самосознания.

Наибольший интерес для работы представляют труды, связанные с исследованием особенностей самооценки и ее формирования у подростков.

Все исследователи подчеркивают важную роль самооценки как личностного образования в процессе формирования личности и ее деятельности. Однако до настоящего времени еще недостаточно решена в

теоретическом и практическом плане проблема формирования адекватной самооценки подростка. Необходимо учитывать изменения его самооценки в период полового созревания, как наиболее острого переходного момента становления личности, и умело влиять на эти изменения в положительном направлении. В такой момент важно сформировать именно адекватную самооценку у подростка.

Результаты исследований дают основание предположить, что одним из важных механизмов рефлексивных процессов в самосознании личности подростка является такой компонент, как творчество, где подросток раскрывает возможности своего «Я». Поэтому необходимо выяснить: как творческая деятельность помогает в формировании адекватной самооценки.

Практика показывает, что несформированность адекватной самооценки отрицательно влияет на процесс овладения знаниями, умениями и навыками, тормозит творческое проявление личности на пути самореализации и самосовершенствования, а также является одним из важных факторов личностной дезадаптации в обществе.

Учебно-воспитательный процесс создает широкие предпосылки формирования самооценки, но возможности внеучебной деятельности для этого используется слабо, хотя есть отдельные исследования, которые свидетельствуют о больших потенциальных возможностях внеучебной творческой деятельности. Исходя их выше изложенного, возникает потребность рассмотрения процесса формирования адекватной самооценки подростков во внеучебной творческой деятельности.

В последнее время все больше возрастает интерес к применению в педагогике театральных методик (А.П. Ершова, Е.Г. Кашина, М.В. Колосова, Ю.И. Рубина, А.И. Савостьянов).

В основе этой проблемы лежит противоречие: не все учителя знают и умеют использовать методики, заимствованные из арсенала театральной педагогики.

С учетом этого был сделан выбор темы диссертации: «Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности». В его основе лежит многолетний личный опыт работы автора.

Наличие противоречий между возможностями внеучебной театральной деятельности и ее недостаточным использованием в развитии адекватной самооценки подростков обусловило проблему исследования, которое сформулировано следующим образом: при каких педагогических условиях обеспечивается формирование адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

В соответствии с целью, объектом исследования является самооценка подростков. А его предмет - условия формирования адекватной самооценки в процессе внеучебной театральной деятельности.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что формирование адекватной самооценки подростка в процессе внеучебной театральной деятельности осуществляется наиболее результативно в том случае, если творческая деятельность организована как динамически целостный процесс, этапы которого связаны с развитием основополагающих компонентов саморегуляции и изменением ее функций в процессе включения подростков во внеучебную театральную деятельность, для создания условий формирования адекватной самооценки. Задачи исследования:

Выявить современные аспекты проблемы формирования адекватной самооценки подростка в процессе внеучебной театральной деятельности;

Определить особенности влияния театральной деятельности на формирование адекватной самооценки подростков;

Раскрыть педагогические условия, обуславливающие эффективность формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности.

Провести экспериментальное исследование, для выяснения эффективности условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности.

На основании проведенного исследования разработать практические рекомендации по формированию адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности. Методологическую основу исследования составляют философские

положения о человеке как высшей ценности и самоцели общественного развития; о социокультурной обусловленности становления личности и ее сознания. В качестве методологии использовались культурологический, аксиологический, личностно-деятельныи подходы, целостный подход к познанию и преобразованию действительности.

Теоретическая база исследования сложилась из психологической теории личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.), теории деятельности и ее субъекта (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Н. Леонтьев, Б.В. Ломов и др.), теории педагогического образования ( Н.В. Кузьмина, И.О. Исаев, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.), теории индивидуальности личности и ее развития в деятельности (Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Б.М. Теплов и др.), теории отношений личности (А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев, А.В. Мудрик, Ю.М. Орлов и др.), психология творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, Л.А. Пономарев, М.Б. Ярошевский); теория творческой деятельности актера и сущности становления его личности (Б.Г. Ананьев, Е.В. Вахтангов, Л.С. Выготский, А.А. Гончаров, Н.М. Горчаков, П.М. Ермолова, М.О. Кнебель, Г. Кристи, В.Э. Мейерхольд, В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савостьянов и др.); теории роли театра в учебно-воспитательной роботе

школы (В.М. Букатов, О.М. Головенко, О. Гутина, А.П. Ершова, М.В. Коносова, Л.И. Новмкова, В.А. Петров, Ю.И. Рубина и др.)

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ философской, психолого-педагогической, театроведческой литературы по исследуемой теме; изучение опыта специалистов, работающих в этой области; наблюдение, тестирование, анкетирование, практические занятия, игры, упражнения, этюды, театральные постановки.

Опытно-экспериментальной базой явилась школа № 803 ЗАО г.Москвы, группа учащихся 5-8 классов. Исследованием охвачено 237 подростков в возрасте от 11 до 14 лет. Процесс исследования длился на протяжении 19 лет и проводилось в несколько этапов:

  1. 1987-1991 - выявление проблемной ситуации на основе анализа практического опыта ведения занятий школьной театральной студии, изучения театральных методик и специальной литературы, посвященной данной проблеме. В этот период выдвинуты гипотетические положения исследования, определены его основные посылки, разработана программа проведения исследования.

  2. 1991-1993 проведено пилотажное исследование, на основе результатов которого были сформированы и апробированы основные методики и концепции проведения внеучебной театральной деятельности.

  3. 1993-2003 непосредственное проведение эксперимента, с применением апробированных методик, их корректировка и адаптация в ходе эксперимента.

  4. 2003-2006 анализ и обобщение данных, теоретическая интерпретация полученных результатов. Разработка рекомендаций по проведению внеучебной театральной деятельности. Оформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

Раскрыты особенности формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности.

Прослежена динамика изменения самооценки подростка в процессе внеучебной театральной деятельности.

Определены педагогические условия, способствующие формированию адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности.

Разработаны и обоснованы методы формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в нем научно-методический материал позволяет диагностировать и корректировать уровень самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности. Выводы и рекомендации могут быть использованы при разработки рекомендаций по формированию адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности; для решения практических задач: внедрения и применения в общеобразовательных учреждениях развивающих театральных технологий.

Материалы исследования могут быть использованы для организации театральных занятий как в условиях общеобразовательной школы на уроках искусства, так и во внеучебной работе. Полученные результаты будут полезны при разработке спецкурсов по педагогике в средних и высших педагогических учебных заведениях.

Достоверность и обоснованность научных результатов
обеспечивается методологической обоснованностью исходных

теоретических позиций, использованием методов, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, длительным педагогическим экспериментом, репрезентативностью объема выборок.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Адекватная самооценка подростка является показателем развития личности, выраженным в единстве чувственного и интеллектуального осмысления действительности, и проявляется в создании ценностных ориентиров с учетом социального опыта, обеспечивая внутреннюю потребность подростка в духовном общении.

  2. Адекватная самооценка может эффективно формироваться у подростков в процессе внеучебной театральной деятельности, поскольку театральная деятельность раскрывает творческий потенциал подростков, способствует их самоутверждению и самореализации.

  3. Наиболее характерным признаком адекватной самооценки является формирование у подростков познавательного интереса. Это - сложное образование, которое определяется структурными компонентами самооценки (самооценка подростком своего потенциала в момент формирования стратегии деятельности, ее реализации в ходе процесса деятельности и осмысления полученных результатов деятельности) и критериальными характеристиками (наличие веры в собственные силы, способности; соответствие выбранных целей и способов их реализации реальным возможностям подростка; удовлетворенность результатом деятельности; способность анализировать результат деятельности, признавать свои ошибки и достижения.)

  4. Эффективность формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности обеспечивается следующими условиями:

организацией внеучебной театральной деятельности как творческого взаимодействия педагога и подростка;

і

целенаправленным развитием личностных качеств подростка;

систематическим вовлечением подростков в решение коммуникативных задач, направленным на мобилизацию его возможностей и способностей;

В работе определяются возможности оптимального планирования внеучебной деятельности, использования систематических средств, влияющих на формирование самооценки подростков, как в школе, так и в других учебных заведениях. Выводы, рекомендации, сформулированные в исследовании, активно используются в практической работе средней общеобразовательной школы №803.

Самооценка в структуре «Я»- концепции

Самооценка личности - один из наиболее часто рассматриваемых элементов самосознания человека. Предметом самооценки могут стать физические данные, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Первые попытки определить роль самосознания в поведении человека встречается еще в философских трудах И.Канта.

Русский философ Н. Бердяев в своей работе «О рабстве и свободе человека» отмечал: «Универсальность отдельного человека мы постигаем не через отвлечение общих человеческих свойств, а через погружение в его единичность... «Я», личность, первичнее бытия...» (ПО. С.461).

В философском отношении считается, что «Я» - духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящийся к окружающему миру и к себе самому.

АХ.Спиркин дает следующие определения: «Я» - высшее и сложное интегральное образование в духовном мире человека; это динамическая система всех сознательно осуществляемых психических процессов»(171. С.77).

Психологи рассматривают «Я» в контексте «Я» - сфера личности, характерная внутренним сознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. (138. С.95).

Исходя из вышеперечисленных определений, можно сказать, что «Я» -это результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой - в отношении прошлого, настоящего и будущего.

Проблемам самосознания личности были посвящены работы таких известных отечественных психологов, как Е.Т.Соколов, В.В.Столин, С.Л.Рубинштейн и многих других.

С. Л. Рубинштейн пишет: «Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в отношениях с окружающими»(148. С.ЗО).

Современные отечественные психологи считают, что самосознание по всей структуре представляет собой образование, состоящее из когнитивного, поведенческого неосознанного (подсознательного) компонентов, каждый из которых имеет независимую логику развития, но имеют взаимосвязь в своем реальном функционировании.

И.С. Кон обращает внимание на то, что «Я» - не просто индивидуальность, личность, а личность, рассматриваемая изнутри»(77. С.69). Я оценивается субъектом в «Я» - концепции, образуя ядро личности.

Отечественные психологи рассматривают «Я»-концепцию как относительно устойчивую, более или менее осознанную, переживаемую неповторимую систему представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я» - концепция включает в себя следующие компоненты: Когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости. Эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и пр. Оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение у окружающих. «Я»-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального: определяется социальным опытом. В составляющие «Я» - концепции входят: реальное «Я» - представление о себе в настоящем времени; идеальное «Я» - то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы; динамическое «Я» - то, каким субъект намерен стать; фантастическое «Я» - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

Английский психолог Р. Берне дает следующее определение: «Я»-концепция - совокупность всех представлений о себе, сопряженная с их оценкой(22.С.24).

Ч. Кули и Дж. Мид предложили новый взгляд на индивид, рассматривая его в рамках социального взаимодействия. Согласно их теории, «Я» и «Другие» образуют единое целое, т.к. общество накладывает социальные ограничения на поведение индивида, следовательно, личность фактически определяется социальными условиями. Главным ориентиром для «Я»-концепции выступает «Я» другого человека, т.е. представления индивида о том, что думают о нем другие, существенно влияет на его «Я»-концепцию.

Связь становления самосознания и самоприятия личности с влиянием окружения взрослых отмечали многие психологи, среди них: П.Гальперин, Ж.Пиаже, М. Эриксон, В.С.Мухина и другие.

Структура личностного «Я» может меняться в переходные моменты жизни индивида, как, например, ребенок попадает в школу, меняются его притязание на признание: оно начинает носить более скрытые формы. В школе мы уже почти не сталкиваемся с откровенным собственным восхвалением, ребенок скрывает от окружающих притязание на признание.

При всем разнообразии подходов к изучению «Я»-концепции, можно отметить некоторое единство взглядов относительно основного признака, который заключается в том, что «Я»-концепция существенно определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как оценивает свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Выделение описательной и оценочных составляющих позволяет рассмотреть «Я»-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В установке выделяют три главных элемента. 1. Образ «Я» - представление индивида о самом себе. 2. Самооценка - эффективная оценка образа «Я», которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их приятием или осуждением. 3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Обратимся непосредственно к изучению самооценки. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Предметом самооценки могут стать физические данные, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Влияние совместной деятельности на формирование самооценки

Согласно деятельностному подходу в психологии и утвердившегося в ней принципа единства сознания и деятельности «Я»-концепция возникает и развивается в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.ФЛомов, С.Л. Рубинштейн и др.).

Самооценка как компонент самосознания может быть понятна лишь в контексте практической деятельности человека. От того, какова эта деятельность и каковы ее особенности, зависит оценка своего отношения к миру, себя как личности, мыслям, чувствам, желаниям и интересам.

Развитие личности может осуществляться лишь в условиях социального взаимодействия, в активной деятельности людей (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн и др.).

Степень самореализации личности зависит от того, в какой мере намеченные цели соразмерны реальному способу ее жизнедеятельности, условиям социально-культурной среды (66.). Намеченные цели - это не что иное как притязания личности, а реальный способ реализации - ее возможности. Соотношение этих двух составляющих и образует нашу самооценку, в том числе и профессиональную.

Способность к деятельности, преломляясь через систему потребностей, интересов, ценностей личности, выражается в сочетании многообразных видов деятельности. Самореализация выступает внутренним личностным смыслом, охватывая весь путь движения внутренней, индивидуальной цепи от первого помысла о ней вплоть до материального опредмечивания (63.).

Наличие механизмов саморазвития, самосовершенствования и самореализации, в глубине которых лежит самооценка, определяется развитым профессиональным мышлением и сознанием (самосознанием).

Теоретическое положение о том, что самосознание развивается в деятельности и связано с самооценкой личности непосредственно, обуславливает необходимость изучения области деятельности личности. Каков взгляд на мир, такова и самооценка. И если мы хотим добиться адекватности самооценки (адекватной), то должны учитывать мировоззренческие позиции личности.

Человеческий индивид становится общественным существом, личностью, по мере того, как у него формируется сознание и самосознание, образуется система психологических свойств, что делает его способным участвовать в жизни общества, выполнять общественные функции. Развитие человека обусловлено, прежде всего, формированием его рефлексивных способностей. Сознание регулирует весь ход человеческой деятельности. Деятельность людей не является самоцелью - люди осуществляют ее для получения определенных, значимых для них результатов. И уже в процессе деятельности люди соотносят цель с полученными результатами, конкретизируют программу и план, корректируют и уточняют способы деятельности.

В современной философской и психолого-педагогической литературе существует множество описаний деятельности, которая может быть детерминирована сложностью изучаемого объекта, а также различными подходами к выделению структурных составляющих деятельности и их связей. Концептуальный подход к изучению деятельности во всем ее многообразии был предпринят А.Н. Леонтьевым. Целостному представлению о деятельности и были посвящены его работы. Хотя исследования А.Н. Леонтьева касались едва ли не всех проблем психологии, основным направлением с 70-х г.г. является теоретическая и экспериментальная разработка проблемы деятельности и, в частности, проблемы развития самосознания в деятельности (93.).

Различные стороны деятельности разрабатывались в работах К.А. Абульхановой-Славской, ПК. Анохина, А.Г. Асмолова, Б.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, М.С. Кагана, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, В.Г Суходольского, В.Д. Шадрикова и др. Нам представляется, что основные отличительные черты деятельности отражены в следующем определении: Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности (138. С.95).

Из данного определения могут быть выведены характеристики деятельности, объединяющие связь деятельности и самосознания, так как деятельность не только форма активного отношения к окружающему миру, но к самому себе (самосознание). При этом человеческую предметную деятельность можно рассматривать единицей анализа самосознания.

В психологической литературе впервые требования к единице анализа были сформулированы Л.С. Выготским (41.). Отечественная психологическая наука исходит из того, что деятельность отвечает всем требованиям, которые предъявляются к единице психологического анализа. Используя категорию «деятельность», можно проанализировать любое психологическое явление, психический процесс, состояние.

Категории «деятельность» и «самосознание» взаимосвязаны исторически. Чтобы проследить это, достаточно обратиться к эволюции человеческой деятельности, как в филогенезе, так и в онтогенезе.

Характер деятельности определяет организацию педагогического общения и развития личности (Б.Битинос, А.В.Мудрик и др.).

В активной творческой деятельности полнее всего могут проявляться и развиваться уникальные возможности конкретного индивида (Л.С.Выготский, СЛ.Рубинштейн, Л.И.Анцыферова и др.).

Современные исследования в этой области убедительно доказывают, что необходимо максимально использовать потенциал взаимосвязи различных видов деятельности для развития личности школьника (В.В.Горшкова, А.А.Журкин, Г.И.Щукина и др.).

С развитием теории деятельности на основе открытого СЛ.Рубинштейном принципа единства сознания и деятельности рождается новый подход в психологическом исследовании личности, получивший название «деятельностный» (Б.Г.Ананьев, А.И.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др).

Организация и содержание экспериментальной работы, программа исследования

Для того, чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, потребовалось построить и реализовать программу развития адекватной самооценки подростка в процессе внеучебной театральной деятельности.

Самооценка играет огромную роль в нашей жизни, а особенно в детском возрасте. Без осознанной веры в свое «Я» дети не могут думать самостоятельно, иметь собственную точку зрения и свободно высказывать ее, без стеснения выступать публично, находить новых друзей и легко включаться в совместную деятельность.

Перед педагогом стоит сложная задача - помочь своим ученикам преодолеть в себе застенчивость, робость или наоборот, объяснить ребенку, что он не один в классе, и другие ребята не хуже его знают урок, могут выполнить поручение.

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудится, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной счастливой и наполненной жизни - к этому и должны стремится педагоги в меру своих сил и способностей.

Еще в первой половине XX века Н. Бердяев писал: «Человек, с одной стороны углубляется, с другой стороны, выбрасывается на поверхность. Эмоциональность человека, с одной стороны, очень усиливается и развивается по сравнению с предшествующими веками, с другой стороны, ослабляется и замирает во власти техники, от холодного прикосновения металла»(110. С.392).

Учитель должен воспитывать в детях самостоятельность, умение адаптироваться в различных ситуациях, вооружить необходимыми приемами общения. Школьники 11-14 лет, у которых достаточно хорошо сформирована самооценка, способны на глубокий анализ жизненных ситуаций, способны глубоко переживать, сочувствовать.

Само собой разумеется, основное занятие школьников - учебная деятельность. Очень часто успехи и неудачи в процессе обучения зависят от степени сформированности адекватной самооценки, т.е. от того, как школьник оценивает свои возможности.

Положительная самооценка способна повысить интерес ребенка к учебе, а отрицательная - вызвать негативное отношение к учебе и школе в целом.

Одной из педагогических предпосылок сформированной адекватной самооценки является целенаправленное развитие значимых качеств личности. Теоретические основы данного педагогического условия были сформулированы в главе 1 ( 1.2.). Необходимо отметить, что развитие значимых качеств предполагает включение учащегося в различные виды деятельности (теоретическое обучение, практические занятия, внеучебная театральная деятельность и др.).

Предполагается, что систематические процедуры самооценивания в процессе внеучебной театральной деятельности будут целенаправленно влиять на формирование значимых качеств и повышать адекватность их самооценки. Путем опроса была выявлена тенденция выделения качеств, относящихся и необходимых в любой жизнедеятельности: доброта, справедливость, целеустремленность, честность, терпение и т.д. Предпочтение отдано коммуникативным качествам личности.

Коммуникативные качества оцениваются у себя выше остальных, и эта тенденция сохраняется при повторных обследованиях. Во внеучебной театральной деятельности через этюдный и сценический материал, происходит переоценка у себя имеющихся значимых качеств, и обозначается тенденция к развитию не только группы коммуникативных качеств, но и организаторских, творческих, интеллектуальных.

С помощью различных психологических тестов и личных наблюдений учитель легко может установить степень адекватности самооценки. Но как сделать, чтобы получить наилучший результат? Как помочь маленькому человеку найти себя?

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы в аспекте исследуемой проблемы, обобщение массового опыта, моделирование, мысленный эксперимент, использовались тестирование, анкетный опрос, интервьюирование, наблюдение с целью изучения процесса и результатов учебной и внеучебной деятельности школьников и выявления их самооценок, формирующий педагогический эксперимент, анализ документов, связанных с историей театрального коллектива и другие методы.

Достоверность полученных данных обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, применением адаптированных целям исследования методик по самооценке личности. Была выявлена недостаточность изучения такого феномена как самооценка и ее формирования во внеучебной творческой деятельности школьника. Исходя из теории и практики проблемы, определены цель, объект и предмет исследования, сформулированы задачи и гипотеза, выдвинута концепция, согласно которой самооценка является важным свойством личности и формируется на основе значимых качеств, а одним из средств ее формирования является включение подростка во внеучебную театральную деятельность. Психолого-педагогические основы данного вида деятельности изучались на теоретическом этапе исследования.

Далее было проведено пилотажное исследование. Базой стал театральный коллектив средней общеобразовательной школы №803 города Москвы. Было выявлено, что у каждого члена театрального коллектива менялось в положительной прогрессии отношение к себе как к личности, повышался уровень самоуважения; все подростки демонстрировали легкость установления психологического контакта с классом и преподавателями, чаще прибегали к самоанализу своих действий и адекватно их оценивали.

Данный наблюдения за подростками, занимающимися внеучебной театральной деятельностью, побудили создать специальные программы по формированию адекватной самооценки, подготовить методический материал для организации внеучебного творческого процесса.

Таким образом, в эксперименте рассматривались два аспекта.

1. технологическое обеспечение реализации педагогических условий по эффективному формированию адекватной самооценки;

2. контроль внутриличностного развития подростка в соответствии с требованиями программы в плане развития адекватной самооценки.

Обозначенные задачи были положены в основу формирующего педагогического эксперимента, в ходе которого была разработана и апробирована программа развития адекватной самооценки с использованием средств театра.

Формирование адекватной самооценки подростка средствами театральной деятельности

Одним из педагогических средств формирования адекватной самооценки, как уже было указанно выше, является вовлечение подростка в творческую внеучебную деятельность.

Согласно, например, Б.М. Теплову, «творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности» (128) .

Конечно, школьники в массе не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение, да это и не входит в задачи школы, поэтому такое определение творческой деятельности для общеобразовательной школы не совсем верно.

Творчество школьника - это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к предлагаемой ситуации.

Творческая деятельность рассматривается в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия. Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный творческий продукт.

Внеучебная творческая деятельность носит неформальный (неофициальный) характер, и поэтому помогает реализовать всевозможные задумки, инициативы, творческие находки школьников.

Возрастание влияния этих (самодеятельных) объединений связано с развитием тенденции индивидуализации во всем образе жизни человека конца XX - начала XXI века, стремлением каждой личности к творческой самореализации (31. С. 157).

Целью любой творческой деятельности становится реализация каждой личностью своего «Внутреннего Я», которое считается уникальным, неповторимым. Центральным звеном «Внутреннего Я» или «Я»-концепции является самооценка, как довольно устойчивое образование. И если мы говорим о творческой самореализации личности, то необходимо делать акцент также на самооценке личности, как регуляторе процесса самореализации.

Творчество - это создание нового в различных планах и масштабах, как материально закрепляемого, так и материально незакрепляемого. Соответственно всё это отражается и на субъективном переживании человека, занятого творческой деятельностью (121).

Актер должен уметь «зажечь» зрителя, убедить в том, во что сам верит. К.С. Станиславский говорил, что актер на сцене должен действовать, а не представляться действующим, сжиться со своей ролью так, чтобы не знать, «где я, и где роль».

Формирование самооценки подростка средствами театра основывается на большой эффективности актерской технологии в деле формирования отдельных проявлений личности и параметров поведения.

По мнению известного английского режиссера Деклана Доннелана: «В основе нашей личности лежит то, как мы видим себя. Чтобы убедить себя, что мы есть те, кто мы есть, мы должны убедить в этом других. Часто мы врем о том, кто мы есть и притворяемся теми, кем мы не являемся. В основном это происходит из-за того, что никто из нас не может посмотреть в лицо тому факту, что мы ничего из себя не представляем» (202).

По мнению заслуженного работника культуры РСФСР М.Г. Дубровина, основной задачей школьного театра является воспитание гармонически развитой личности, способной глубоко и вдохновенно творить (128).

При использовании всех возможностей межличностных отношений подростка формирование адекватной самооценки идет более интенсивно.

Общение обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявлений и самоутверждений индивидов с помощью языка или сленга... Обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество между людьми, развивает умение общаться, обогащает сознание (96. С. 157-163).

Нормальные деловые отношения в коллективе способствуют раскрытию возможностей подростков, помогают самосовершенствоваться, уважать себя и правильно оценивать себя как личность, развивает «внутреннее» общение, представляющее собой взаимодействие человека с самим собой, внутренний диалог со своим «Я».

Театральные занятия развивают у подростка чувство ответственности за результат общего дела, что в свою очередь положительно влияет на формирование позитивной самооценки. Театр - это прежде всего труд. Труд этот освобождает от масок, неуверенности, некоммуникабельности. Помогает понять себя и своих товарищей. И тот, кто не знает труда, не узнает никогда и настоящего праздника, которым является театр (156).

Следует отметить, что общение обогащает не только сознание, но и самосознание подростка. Причем, общение происходит на фоне какого-либо вида совместной деятельности группы. Становится важным выбор эффективного вида деятельности с целью формирования личности, в целом, и формирования самооценки, в частности. Применение индивидуальных способов становления и регуляции самооценки является условием формирования адекватной самооценки. Сложность выявления таких способов заключается в том, что процессы самооценивания носят глубинный, скрытый характер. Механизм поиска оптимального решения с учётом индивидуальных возможностей и особенностей личности подростка, мысленное обоснование выбранных способов деятельности, анализ результатов, как правило не переводятся во вне, часто даже не осознаются самим подростком и, как следствие, анализ подобных рефлексивных проявлений затруднен.

Л.С. Выготский первым высказал мысль с том, что к возникновению и развитию самосознания приводят не только психологические а, в первую очередь, социальные изменения. Чем шире аспект включения личности в многообразные отношения с миром, тем богаче ее опыт познания себя (41).

Изменение социальной ситуации для личности, а именно включение её во внеучебную театральную деятельность, позволяет расширить индивидуальный опыт подростка, глубже познать себя, а вместе с тем и формировать правильное оценочное отношение к себе и результатам своей деятельности. В деятельности, жестко неограниченной временными и программными рамками, возможно развитие действенных механизмов рефлексии, например, самооценки. Параметрами правильного отношения к себе и результатам своей деятельности становятся адекватность, устойчивость самооценки, соотносимые с критериями ее адекватности.

Похожие диссертации на Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности