Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Использование музыки для воспитания подростков в условиях исправительного учреждениям
1. Система перевоспитания правонарушителей и место музыки в их нравственном развитии . 16
2. Особенности педагогически запущенных подростков. 33
3 Теоретические предпосылки использования "Комплекса музыкальных программ" в процессе перевоспитания правонарушителей 48
Глава 2 Экспериментальное выявление воздействия музыки на правонарушителей .
1. Организация и ход экспериментальной работы. 68
2 Изучение состояния музыкального воспитания учащихся в исправительных учреждениях 72
3. Изучение личностных качеств воспитанников экспериментальных спецшкол (констатирующий эксперимент). 86
4. Экспериментальная проверка педагогических условий воздействия "Комплекса музыкальных программ" в условиях спецшколы . 118
Заключение 144
Библиография 149
Приложение 162
- Система перевоспитания правонарушителей и место музыки в их нравственном развитии
- Теоретические предпосылки использования "Комплекса музыкальных программ" в процессе перевоспитания правонарушителей
- Изучение состояния музыкального воспитания учащихся в исправительных учреждениях
- Экспериментальная проверка педагогических условий воздействия "Комплекса музыкальных программ" в условиях спецшколы
Введение к работе
Построение коммунистического общества невозможно без всестороннего развития самого человека, без высокого уровня культуры, внутренней зрелости людей.
Воспитанию подрастающего поколения партия и советское правительство придают первостепенное значение. Решение сложных задач; стоящих перед нашим обществом, зависит от уровня сознательности людей,человеческого фактора. Именно поэтому совершенствование процесса воспитания всесторонне и гармонически развитых людей так актуально сейчас. Это требует от педагогической науки и школьной практики постоянного поиска новых, наиболее эффективных форм, путей и методов воспитания,
В сложном процессе комплексного подхода к воспитанию, музыкальное искусство призвано также формировать духовный облик личности. Ни с чем не сравнима сила его воздействия на эмоции и сознание человека, а "без человеческих эмоций, - говорил В,И,Ленин, - никогда не бывало, нет и быть не может че « I ловеческого искания истины".
В речи на юбилейном пленуме Союза писателей СССР К.У.Черненко сказал: "...убежден: ничто не может заменить литературу, искусство в воспитании общественных нравов и чувств людей, в их способности воздействовать на ум и на сердце .. Убежден, что сегодня идейно-нравственному развитию подрастающих поколений, воспитанию культуры чувств следует уделять не меньшее внимание, чем обучению основам наук". Искусство музыки специфическими средствами открывает нам мир высоких чувств, разные стороны действительности. Оно делает нас духовно богаче, чище, совершеннее, помогает находить в себе новые, неведомые нам прежде силы, увидеть жизнь в новых тонах и красках. Она может способствовать формированию личности -развитого социалистического общества.
К сожалению, не все члены нашего общества находят свои нравственные идеалы. Бее еще нарушаются нормы социалистического общежития, совершаются проступки и даже правонарушения. "Нам предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека".
Б развитом социалистическом обществе нет глубинных социальных корней для совершения правонарушений, преступность органически чужда нашему строю. И все же, на данном уровне развития общества существуют объективные и субъективные предпосылки правонарушений. Это не только пережитки в сознании людей, но и наши недостатки, например, в воспитании: столкновении индивидуалистических и общественных сторон в сознании и поведении человека, деформация системы ценностей, нравственные и правовые изъяны в воспитании. Вот почему способы перевоспитания не могут быть для всех одинаковы. Их спектр может быть чрезвычайно широким и, как сказано в статье "Концерт для "трудного подростка: "...если на кого-то подействует концерт ля-бемоль мажор - надо играть этот концерт".
Решение этой задачи на практике требует в современных условиях теоретической разработки данной проблемы не только в области общей, но и глузыкальной педагогики, а также в психологии, социологии, криминологии, философии.
Анализ литературы показывает, что проблемам преступности, причинам и путям ее ликвидации посвящены исследования З.А.Ас-темирова, Ю.В.Гербеева, В.ЩКудрявцева, А.Б.Сахарова и других.
Изучение характера отклонений у несовершеннолетних правонарушителей, поиск причин такого уродливого развития личности, а также методы психологического воздействия с целью перевоспитания отражены в работах Б.Г.Ананьева, П.П.Еяонского, П.С.Выготского, В.А.Крутецкого, Л.Н.Леонтьева, Б.Н.Мясщева, Т.А.Фортунатова и других психологов.
Различными путями шло "наступление" педагогики на проблему перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, в основе которого в нашей стране лежат принципы и методы общепедагогического характера. Поэтому теоретические основы нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ, разработанные А.С.Макаренко, С.Т.Шацким, О.С.Богдановой, її.И;Болдыревым, Г.П.Давыдовым, В.М.Коротовым, И.С.Марьенко, В.И.Петровой, Г.Н.Филоновым и др. имеют важное значение в учебно-воспитательном процессе перевоспитания педагогически запущенных подростков.
В коммунистическом воспитании подрастающего поколения важ ное значение имеет эстетическое воспитание;В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", в постановлениях июньского (1983г.) и апрельского (1984г.) Пленумов ЦК КПСС большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию эстетического познания учащимися реальной деиствитель-ности,развитшо у них различных форм художественного творчества с целью приобщения к ценностям социалистического общества.
Базой эстетического воспитания педагогически запущенных 7 подростков в условиях специальной школы являются исследования, которые проводились в этой области,но применительно к учащимся массовых школ.
Значение искусства в формировании гармонически развитой личности теоретически обосновано в фундаментальных работах, посвященных эстетическому воспитанию: С.Т.Шацкого, А.И.Бурова, Е.В Квятковского, Б.Т.Лихачева, И.Л.Любинского, В.А.Разумного, В;К.Скатерщикова и других.
Б последние годы все интенсивнее разрабатывается теория музыкального воспитания учащихся массовых школ - как важнейшая составная часть коммунистического воспитания"ІБ основе процесса формирования личности средствами музыки лежат работы, раскрывающие пути закономерного восприятия и воспроизведения музыки, развития музыкальных способностей, освещающие значение этого вида искусства в формировании человека (Б.В.Асафьев, Б.М.Теплов, Б.Л.Яворский и др.).
О важности использования музыкального искусства как средства воспитания подрастающего поколения говорится в трудах видных советских педагогов: Апраксиной О.А., Ветлугиной Н;А., Кабалевского Д.Б., Шацкой В.Н. и других.
Вопросам идейно-нравственного развития школьников при обучении музыке, формирования их музыкальных потребностей, интересов, вкусов, развития музыкального восприятия, певческой культуры, музыкально-творческих способностей, организации и содержания уроков музыки в общеобразовательной школе посвящены исследования: Алиева Ю.Б., Белобородовой В.К., Морозовой З.П., Николаевой Е.В., Овчинниковой Т.Н., Петрушина В.Й., Ригиной Г.С, и других.
Опеределенное место в работах занимает и вопрос о воздействии на трудновоспитуемых подростков средств искусства. Однако применение музыкального искусства в качестве воспитательного средства в условиях исправительных учреждений специально не изучалось. Лишь в небольшом количестве работ нашел освещение некоторый практический опыт. Большую ценность для нашего исследования, в частности, имеет опыт А.С.Макаренко по привлечению воспитанников к деятельности в области искусства. Интересна работа в этой области С.Т.Шацкого и В.Н.Шацкой в колонии "Бодрая жизнь".
Таким образом, ознакомление с литературой позволяет говорить о весьма активной разработке как большого круга проблем музыкального воспитания и обучения школьников, так и общих проблем воспитания педагогически запущенных подростков. Однако, вопрос о воспитательном значении музыки и, в частности, о ее использовании в работе с трудновоспитуемыми детьми не нашел достаточного освещения в работах педагогов с позиций современности. Не раскрыты потенциальные возможности музыки, не найдены методы и пути, которые позволили бы поставить ее на службу исправления и перевоспитания несоврешеннолетних правонарушите лей, не выявлены ведущие принципы системной организации музыкального воспитания в спецшколе.
Б.А.Сухомлинский отмечал, что "отставание культуры чувств от интеллектуального "багажа", которым овладевает человек и в школе, - это одна из конкретных причин того, что отдельные молодые люди, подростки становятся на неправильный путь, нарушают нормы социалистического общежития, законы нашего государства. Воспитание эмоциональной культуры - одна из первоочередных задач нынешней школы".
Актуальность проблемы прежде всего определяется той особой ролью, которую музыкальное воспитание может иметь в процессе развития трудновоспитуемых подростков, их перевоспитания.
Анализ учебно-воспитательного процесса ряда специальных исправительных учреждений показывает отсутствие системы музыкального воздействия. Это в значительной мере обусловлено неразра-ботанностыо проблемы применительно к педагогически запущенным подросткам, что замедляет процесс их исправления.
Как показывает практика, а также личный опыт работы в спецшколах, несовершеннолетние правонарушители чаще всего являются подростками с искаженными и даже извращенными представлениями об окружающей действительности (одни в большей, другие в меньшей степени), о взаимоотношениях людей в обществе. Дискомфорт эмоциональной сферы - подавленность и озлобленность, агрессивность и безразличие нередко приводят подростков к частым нарушениям их связей со здоровым коллективом, отчуждению от него. Для восстановления у них эмоционального комфорта необходимо пе дагогически гибкое воздействие, которое бы активно формировало способность к позитивной самоорганизации, самовоспитании.
Принято считать, что музыка с особой силой воздействует на эмоции, изменяя эмоциональное состояние человека. Реализуя в рамках перевоспитания потенциальные возможности музыки, мы можем способствовать прежде всего эмоциональному "раскрепощению" каждого ребенка, снятию отрицательных эмоций, совершенствованию его общения не только в связи с необходимостью адаптации подростков в коллективе спецшколы, но и реадаптации после вывода в открытую среду, созданию у них эмоционального комфорта.
Комплекс воспитательных мер должен включать целенаправленное музыкальное воздействие на нравственно-волевую сферу педагогически запущенных подростков, на повышение их чувства ответственности, улучшение дисциплинированности, воспитание доброжелательности в общении.
Таким образом, актуальность, значительный воспитательный потенциал и особое эмоциональное воздействие музыки на личность наряду с неразработанностью теории и практики музыкального воспитания в исправительных учреждениях побудили нас избрать тему исследования: "Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности" (на материале школ с особым режимом).
Объект исследования - педагогически запущенные подростки 11-15 лет, совершившие правонарушения и находящиеся в специальных школах с особым режимом воспитания. Предмет исследования - процесс нравственно-эмоционального воспитания подростков, содержащихся в спецшколе при условии целенаправленного музыкального влияния.
Цель исследования - определение возможностей музыкального воздействия для восстановления эмоционального комфорта и совершенствования процесса нравственного развития подростков-правонаруппітелей.
Рабочая гипотеза: отклонения в нравственном развитии педагогически запущенных подростков будут устранены быстрее, если музыкальное воспитание организовать, как комплекс оптимального, педагогически обоснованного музыкального воздействия, учитывающего специфику педагогически запущенных подростков, особенности условий их воспитания в исправительном учреждении, необходимость восстановления эмоционального комфорта, развития интереса к художественной музыке, формирования нравственных качеств учащихся.
Исходя из цели и рабочей гипотезы, были выделены следующие задачи исследования:
I.Изучить состояние музыкального воспитания несовершеннолетних правонарушителей в исправительных учреждениях (системы спецшкол, спецПТУ, воспитательно-трудовых колоний), их музыкальные интересы.
2. Определить принципы отбора музыкального материала, формы музыкального воздействия на личность с целью снятия негативных эмоций, позитивного влияния на нравственную сферу подростков, развития их интереса в высокохудожественной музыке.
3#; Наметить пути совершенствования музыкальной работы в условиях спецшколы, как одного из средств, воздействующих на процесс перевоспитания подростков-правонарушителей.
Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о всестороннем развитии личности, о воспита тельной функции искусства, о роли эмоций в развитии личности. Эти положения нашли отражение в Программе КПСС, решениях съездов и пленумов Коммунистической партии, постановлениях партии и правительства, в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы".
В соответствии с характером поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ директивных и нормативных документов КПСС и Советского правительства о народном образовании, документации ряда исправительных учреждений; анализ литературы по вопросам организации и содержания музыкального воспитания как в общеобразовательной школе, так и в специальных учреждениях, по теории нравственного воспитания, а также по проблемам преступности;
- изучение реально сложившегося опыта музыкального воспитания в специальных учреждениях: воспитательно-трудовых колониях (ВТК), специальных профессионально-технических училищах (СПТУ), спецшколах; выявление резервов воспитания в специфических условиях режимного учреждения;
- педагогические наблюдения;
- опытно-экспериментальная работа в специальной школе -интернате (опросные методы - анкеты, сочинения, беседы, котор-ми были охвачены учащиеся, мастера производственного обучения, учителя, классные руководители, воспитатели, директора школ и их заместители, работники органов МВД);
- обобщение личного опыта работы в спецшколах. Исследование было начато в 1975 году и проходило в несколько этапов.
Первый этап (1975-1979 гг.) носил поисковый характер. Был изучен опыт организации и содержание музыкального воспитания в спецшколах и определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.
На ВТОРОМ этапе (1979-1983 гг.) анализировалась научная литература, изучался существующий опыт музыкального воспитания подростков в трех исправительных системах (ВТК, СЕТУ, спецшкол).
На третьем этапе (1983-1985 гг.) был разработан и внедрен в реальную деятельность спецшколы "Комплекс музыкальных программ", анализировались и обобщались результаты исследования.
Научная новизна исследования состоит в дальнейшей оптимизации путей перевоспитания педагогически запущенных подростков посредством включения в комплекс воспитательных средств теоретически обоснованных и практически выверенных форм музыкального воздействия.
Впервые музыкальное искусство исследуется как средство перевоспитания правонарушителей;
- впервые проанализированы музыкальные интересы педагогически запущенных подростков, правонарушителей;
- впервые изучены условия организации музыкальной работы в процессе их исправления и определены некоторые ее формы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке "Комплекса музыкальных программ", которые были проверены и внедрены в исправительном учреждении. Такая форма музыкального воздействия может быть организована и в других учреждениях исправительной системы, а также с определенной коррекцией, в общеобразовательных школах, школах-интернатах, пионерских лагерях. Материалы исследования могут быть использованы в спец курсах, спецсеминарах, в вузовских учебных предметах с целью подготовки педагогов-музыкантов для работы с педагогически запущенными подростками как в общеобразовательной, так и в специальной школе, других исправительных учреждениях. "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" предусматривают расширение подготовки учителей на специальных факультетах высших учебных заведений для обеспечения преподавания предглетов эстетического цикла во всех классах квалифици I рованными специалистами.
Положения, выносимые на защиту Результативность перевоспитания педагогически запущенных подростков, правонарушителей определяется не только нравственно-эстетическим потенциалом и точностью средств педагогического воздействия, но и готовностью воспитанников к оптимальному восприятию этих средств. Анализ особенностей развития педагогически запущенных подростков для организации их перевоспитания имеет существенное значение. Музыка в процессе исправления может -быть эффективно использована в силу ее специфического воздействия на эмоции и сознание человека. При этом создаются лучшие условия для более благоприятного восприятия и других средств педагогического влияния в условиях исправительного учреждения.
Эффективной формой музыкального воздействия является специально созданный "Комплекс музыкальных программ" с целью оптимизации процесса исправления. Транслируемый по школьной радиосети, этот"комплекс" охватывает всех учащихся, являясь музыкальной формой педагогического влияния, неосознаваемого подростками.
Он способствует снижению тревожности, уменьшению напряженности, возникновению доброжелательности, веры в оптимистичные перспективы собственной жизни - в целом, положительном изменениям в их нравственном развитии. Введение "Комплекса музыкальных программ" в режим исправительного учреждения способствует также укреплению сознательной дисциплины.
Использование "Комплекса музыкальных программ" в воспитательном процессе должно соответствовать определенным требованиям: , органично входить в процесс перевоспитания специальной школы; способствовать формированию интересов к художественной музыке; нравственному воспитанию подростков; содержание музыкальных программ отбирается с учетом специфики и уровня нравственного развития педагогически запущенных подростков, динамики их эмоционального состояния в течение дня, недели, особенностей восприятия шли музыки, ее выразительных средств; в программах должны преобладать произведения советских композиторов и народной музыки наряду с доступными произведениями классики.
Исходя из условий режима спецшколы, музыкальные программы условно делятся на четыре блока в течение дня, каждый из которых служит решению определенной психолого-педагогической задачи и выражается в специально подобранном музыкальном материале.
Апробация основных положений и результатов исследования была осуществлена в выступлениях автора на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы совершенствования правового воспитания молодежи в свете решений ХХУІ съезда ГЛСС, июньского 1983 года Пленума ЦК КПСС" в городе Куйбышеве в ноябре 1983 года, а также в опубликованных статьях в журналах "Воспитание школьников" (Педагогика, 1982 r.,J&5), "Музыка в школе" (Просвещение, 1983г., JS4), "Воспитание и правопорядок" (МВД СССР, 1984 г., №).
Результаты исследования внедрены в Киевской специальной школе и внедряются в практішу в исправительных учреждениях РСФСР и УССР.
Система перевоспитания правонарушителей и место музыки в их нравственном развитии
По мере развития экономических, политических и нравственных ценностей социализма все больше возрастают возможности для действенной профилактики правонарушений, исправления педагогически запущенных подростков, перевоспитания правонарушителей, а в последующем, по мере успехов коммунистического строительства и полной ликвидации правонарушений.
А поскольку сегодня еще имеются отрицательные явления, тормозящие прогресс нашего общества, мешающие социалистическому образу жизни, государство вынуждено бороться с ними, применяя различные педагогические воздействия, меры принуждения с целью перевоспитания.
Просчеты в нравственном воспитании со стороны взрослых сказываются на формировании у школьников нежелательных привычек, отрицательных качеств. Закрепившись, они иногда превращаются в устойчивые черты характера.
Если учащийся совершает правонарушения, не соблюдает правил социалистического общежития, то ему надо уделить особое внимание, подобрав для него индивидуальные меры педагогического воздействия. "Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Он дает сильные смещения по абсциссе возраста, а иногда вызывает социальную деградацию личности", - писал А.Н.Леонтьев, "...конкретные жизненные обстоятельства накладывают свою печать на ход развития личности и в социалистическом обществе. Уничтожение объективных условий , образующих преграду для возвращения человеку его действительной сущности - для всестороннего и гармоничного развития его личности , делает эту перспективу впервые реальной, но вовсе не перестраивает личность автоматически. Фундаментальное изменение состоит в другом, в том, что возникает новое движение: борьба за человеческую личность".
Изучение психологических основ личности подростков-правонарушителей убедительно показало, что воспитание у них нрав-стве -нных качеств требует продуманного включения их в специально организованную систему педагогического воздействия. Для решения этих задач жизнь настоятельно потребовала создания специальных школ-интернатов для детей и подростков, требующих особых условий воспитания. Это один из путей организации процесса перевоспитания педагогически запущенных подростков в условиях изоляции от неблагополучной семьи, от отрицательной микросреды в особых учреждениях со строгим педагогическим режимом.
Опеределенное значение для теории.-и практики перевоспитания в условиях спецшколы представляют труды, где освещен опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях специальных ПТУ (ОПТУ) и воспитательно-трудовых колоний (ВТК), а также теория и практика работы с педагогически запущенными подростками в общеобразовательных школах и школах-интернатах.
Обратимся к истории изучения данной проблемы. Прогрессивные деятели дореволюционной России, озабоченные ростом детской преступности, пытались найти причины ее возникно-; вения и пути ее ликвидации.
Б работах П.Ф.Каптерева рассматриваются наиболее распространенные ошибки, дрпускаемые педагогами и родителями в про I цессе воспитания трудных детей и подростков.
Некоторые педагогические идеи конца XIX и начала XX вв. о воспитании правонарушителей в условиях изоляции - прогрессивны. Основавший первую в России исправительную колонию для мало-тених преступников в 1871 году в Петербурге, А.Я.Герд воспитывал своих колонистов на принципе доверия, избегая физических мер наказания.
Идея организации самоуправления воспитанников, выдвинутая М.П.Беклешовым, активно разрабатывалась педагогами и после революции.
Видный юрист, адвокат А.Ф.Кони главным воспитательным средством исправления считал воздействие на несовершеннолетнего правонарушителя добром.
Педагоги дореволюционного периода были еще далеки от научно обоснованных форм и методов нравственного воспитания как средства исправления. Их попытки создания системы исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей заканчивались неудачей. "Были такие колонии, где дети нравственно деградировали более, чем до заключения. Бесчеловечное обращение в одних колониях, голодные пайки в других, ожесточали детей; долгий изнурительный рабочий день, жестокость наказаний, слабая воспитательная и учебная работа делали их злостншли, вполне сознательными преступниками".
Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила:цели и задачи воспитания всего подрастающего поколения и, в частности, беспризорных и малолетних преступников.
Сущность и характер нравственного воспитания находятся в прямой связи со всем комплексом изменений и преобразований, которые социализм вносит в экономические, социальные и культурные условия общественной жизни и повседневной деятельности людей. "Надо, - писал В.И.Ленин, - чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали".
В эти годы начинается поиск эффективных путей и методов нравственного воспитания; в комплексе мер предусматривались и меры по перевоспитанию подростков. Большое внимание этому процессу уделяли В.И.Ленин и Н.К.Крупская, Ф.Э.Дзержинский и Н.А.Семашко, П.П.Елонский и А.В.Луначарский.
Теоретические предпосылки использования "Комплекса музыкальных программ" в процессе перевоспитания правонарушителей
Ни с чем не сравнима сила воздействия искусства и, в частности, музыки на мысли и чувства человека.
Принято считать, что музыка выполняет ряд социальных функций таких, как воспитательная, познавательная, коммуникативная, психогигиеническая и др. (Аристотель, К.Бюхер, Л.С.Выготский, Б.Т.Лихачев, А.Н.Сохор).
В условиях исправительного учреждения для выполнения педагогами основной задачи - перевоспитания педагогически запущенных подростков - особо актуальной является возможность и необходимость использования в воспитательном процессе двух взаимосвязанных функций музыки: воспитательной (формирование нравственных качеств личности), и психологической (снятие отрицательных эмоций и создание благоприятного эмоционального фона). Мы условно разделяем их для подробного рассмотрения каждой функции.
Учитывая специфические условия исправительного учреждения, ограниченные контакты с внешней средой, с родственниками, ограниченную территорию жизни и деятельности воспитанников в режимном учреждении,воздействие предшествующего негативного опыта, личностное осознание ими своей вины, сожаление о содея.нном и временное отсутствие близкой,реально осязаемой,видимой для них перспективы на будущее,угнетает их психику,состояние которой можно в целом характеризовать как "подавленное,"тревожное".
Психический,эмоциональный дискомфорт большинства несовершеннолетних правонарушителей в условиях исправительного учреждения создает немалые трудности в работе педагога-воспитателя. Психологами доказана неэффективность педагогического воздействия, если эмоциональное состояние ребенка характеризуется как резко отрицательное. Первая задача воспитателя - найти оптимальное музыкальное воздействие, способствующее снятию психического напряжения и созданию положительного эмоционального настроя у воспитанников режимного учреждения.
Исследования педагогов о воздействии музыкой на детей в возрасте от 4 до 10 месяцев привели к выводам о том, что "Ребенок, лишенный социальных контактов в результате помещения его в отдельный бокс, тяжело переносит вынужденное одиночество, что проявляется в плаче, общем беспокойстве, нарушеїши аппетита, сна и т.п. Б этих условиях воспроизведение пения и нейтральной речи через приемник или магнитофон значительно нормализует поведение ребенка. Таким образом, музыка частично устраняла негативные последствия социальной изоляции грудных детей".1
Примерно подобный эффект социальной изоляции испытывают учащиеся спецшкол. Именно поэтому необходимо специальное, с учетом подросткового возраста, музыкальное воздействие, способствующее уменьшению отрицательных эмоций воспитанников исправительных учреждений.
Достижения музыкальной науки представляют собой основательную теоретическую базу для организации музыкального воспитания и обучения.
Однако возможности психогигиенической функции музыки способной нормализовать, улучшить настроение и эмоциональный тонус, снижать утомление, напряжение и усталость и, тем самым повышать эффективность разнообразной деятельности человека, в процессе перевоспитания подростков используются пока недостаточно широко.
Поскольку отрицательное эмоциональное состояние характерно для большинства воспитанников спецшколы, то специально отобранная музыка, вызывая у слушателей близкие эмоционалыше состояния, образные и двигательные ассоциации по механизму "заражения", будет способствовать снятию эмоций со знаком "минус", а также созданию оптимальных условий для выполнения разнообразной деятельности.
Однако, в условиях исправительных учреждений использование лишь одной потенциальной возможности музыки явно недостаточно: психогигиеническая функция музыки, снимая отрицательное эмоциональное состояние правонарушителей, как бы создает определенный благоприятный фон для воздействия воспитательной функции.
Б педагогике разрабатываются пути и способы нравственного воспитания подростков, исследуется эта проблема и в отношении правонарушителей.
Как показывает практика, беседы с трудновоспитуемыми, лек- . ции о нравственности, о моральном облике советского гражданина часто носят назидательный характер и уже по своей форме не могут быть глубоко осознаны и восприняты достаточно эмоционально во спитанниками.
После подобных нравоучений подростки обычно делают вывод о том, как они должны себя вести, чтобы взрослые одобрили их поведение. А если рядом нет взрослых? Может ли быть сформирована таким образом устойчивая нравственная позиция воспитанников спецшколы? Думается, необходимо разработать особые формы воздействия, затрагивающие эмоции и сознание подростков.
Именно искусство, художественная культура передает из поколения в поколение бесценный "учебник жизни", нравственный багаж человечества. Такое искусство, отражая глубоко и реалистично вековую историю человечества, способно перевернуть в человеке душу.
Значение искусства в формировании нравственных сторон личности общеизвестно. Однако, неразработанность способов его воздействия на педагогически запущенных подростков в условиях спецшколы дает основания считать, что системе перевоспитания край- , не недостает активного участия и воздействия на такую важную сферу личности человека, как эмоциональную, средств искусства, и в частности музыки. Мы полностью согласны с тем, что "учитель осуществляющий внеэмоционально-нравственное воспитание, "натаскивает" нравственными понятиями, злоупотребляет нотациями, выговорами, не думая о том, что и как почувствует подрос.
Изучение состояния музыкального воспитания учащихся в исправительных учреждениях
Анализ музыкально-педагогической литературы по использованию музыки в системе перевоспитания правонарушителей в условиях закрытых исправительных учреждений без изучения существующей практики не дает полного представления по данному вопросу. Поэтому, с целью выявления существующей организации музыкального воспитания в трех системах исправительных учреждений, нами было проведено выборочное исследование в 14 воспитательно-трудовых колониях РСФСР и БССР, в 13 специальных ПТУ РСФСР и в II спецшколах РСФСР, УССР, БССР, Узб.ССР и Лит.ССР.
Задача перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей разных возрастных групп позволила объединить в нашем исследовании данные по трем системам исправительных учреждений. Мы изучили условия организации и содержание музыкального воспитания педагогически запущенных подростков, включая материально-техническую базу, наличие специалистов - музыкантов, программы по музыке, внеклассную музыкальную деятельность.
Для получения данных по перечисленным параметрам нами была разработана анкета, в которую они были включены в виде вопросов, касающихся организации, содержания и форм, проводимой музыкальной работы. (См. анкету).
Анализ анкет показал следующее. Почти во всех изученных учреждениях мы столкнулись с недооценкой воспитательных возможностей музыки, способствующих ускорению процесса перевоспитания правонарушителей.
Очевидно, что эффективность воздействия различных форм музыкальной деятельности на процесс перевоспитания зависит от глубины понимания организаторами - педагогами возможностей и особенностей использования музыки, как инструмента перевоспитания, а также от педагогически грамотной реализации этого в своей практической работе.
Анализ анкет позволил сделать вывод о том, что во многих спецшколах и СПТУ организации музыкальной работы придают большее значение, яснее понимают воспитательные возможности музыки.
Недооценка роли музыкального воспитания в процессе перевоспитания приводит к тому, что большинство руководителей и музыкальных работников специальных учреждений, передавая по местному радио музыку, транслируемую на всю страну, мало задумываются над тем, уместна ли она в данном учреждении и в данное время.
Особое внимание мы обратили на то, (и это показал анализ анкет), что в большинстве учреждений, особенно ОПТУ и колониях, звучит транслируемая по радио музыка без предварительного психологического и педагогического отбора. Известно, что влияние музыки зависит не только от ее содержания, выразительности, но и от психического состояния слушателей, их музыкальных интересов и вкусов, от интонационно-слухового опыта учащихся в восприятии музыки.
Поэтому необходим отбор произведений, обусловленный тем общим, что характерно для воспитанников, отбывающих наказание (недостаточный уровень образования, педагогическая запущенность, подавленное эмоциональное состояние).
Условия же закрытого учреждения дают возможность педагогически и психологически целесообразного воздействия музыкой на воспитанников с учетом их специфики. Но лишь в одном исправительном учреждении использовалась организационно-режимная функция музыки, хотя и здесь отсутствовал ее строгий педагогически выверенный отбор.
Необходимо иметь ввиду, что понимание руководством учреждения роли музыки проявляется на всем комплексе мер по музыкальному воспитанию педагогически запущенных подростков.
Очевидно, что необходимыми условиями эффективной организации музыкальной работы с целью перевоспитания является материально-техническое обеспечение музыкальных занятий, оснащенность данных учреждений инструментами и другими техничекигли средствами обучения, наличие клуба, зала, другого специального помещения для занятий музыкальными видами деятельности. Однако, на практике есть такие учреждения, где нет ни клуба, ни специального помещения. Иногда для занятий художественной самодеятельностью отводят кроме клуба специальные помещения, называя их "кабинеты эстетики", либо "классы для занятий художественной самодеятельностью". Лишь в 3 спецПТУ из 13 выделены и оборудованы специальные классы; из 14 воспитательно-трудовых колоний такую работу провели в 9 учреждениях; руководители 8 спецшкол из II изыскали свободные классы и отдали их в распоряжение педагогов-музыкантов.
Всем должна быть очевидна необходимость клуба, зала, специального помещения для занятий музыкальными кружками.
Изучение практики дало основание говорить о неравномерном распределении инструментов по учреждениям даже в одной системе: в одной ВТК - 20 проигрывателей,в одних спецшколах 15-20 проигрывателей, в других - педагоги пользуются одним на всю ВТК или школу, а в третьих - нет и этого; есть электрогитары, но нет усилителей и микрофонов и так далее. Такая картина характеризует все изученные исправительные системы.
Для вовлечения несовершеннолетних правонарушителей в разнообразную музыкальную деятельность необходимы инструменты, проигрыватели, магнитофоны, другие технические средства и в тех количествах, которые требует практика - исправительные учреждения.
Экспериментальная проверка педагогических условий воздействия "Комплекса музыкальных программ" в условиях спецшколы
Результаты констатирующего эксперимента о наивысшем уровне тревожности у пяти- шестиклассников спецшколы дали основание для выбора музыки, в большей мере адресованной этой группе подростков.
Для снятия отрицательных эмоций и поддержания положительного эмоционального состояния воспитанников спецшколы в течение дня необходимы изменения в характере воздействующей музыки. Так, режимный день в исправительном учреждении мы условно разделили на 4 блока для подробного рассмотрения каждого в отдельности и в динамике:
1) подъем, утренний туалет, 2) завтрак, физпауза между учебными занятиями, обед, 3) трудовое обучение, полдник, работа кружков, 4) самоподготовка, вечерний туалет, отбой. Каждый блок, за исключением первого, имеет как бы свою эмоциональную вершину и пик работоспособности, после чего наступает момент разрядки, минутного отдыха. 1 блок - подъем, утренний туалет 2 блок - учебная деятельность - обед 3 блок - трудовая деятельность - полдник, кружковая работа 4 блок - самоподготовка - отбой. Б условиях строгого соблюдения режима дня в исправительном учреждении необходимо за короткое время восстановить силы и эмоции воспитанников спецшколы. Смена различных видов деятельности учащихся спецучреждения обуславливает отбор музыкального материала. Психологическая цель трансляции музыки во время подъема и утреннего туалета - снятие дискомфорта, подъем настроения, активизация работоспособности организма.
Критерием отбора произведений для введения в первый блок является бодрый-, энергичный характер музыки, что позволяет, снимая отрицательные эмоции, создать эмоционально-положительный заряд на весь день. Например, "Беем, всем доброе утро" Б.Ривчун, "Радость дня" А.Арутюнян, "Утро, здравствуй" А.Пахмутова, "Солнцу и дружбе - салют" Ю.Чичков, "Песенка о физзарядке" Э.Колмановский и другие.
Вторым критерием отбора песен для первого блока, способствующим выполнению поставленной цели, следует считать жизнеутверждающее. оптимистическое содержание песен. Слово о Родине, радость нового дня, предчувствие новых свершений, красота жизни, вера в будущее - оптимизм, необходимый для улучшения эмоционального состояния педагогически запущенных подростков.
Высокая степень ритмичности - третий принцип отбора музыкальных произведений первого блока - позволяет активизировать работу всего организма подростка, стимулирует высокий ритм его деятельности. Такие инструментальные произведения, вводимые в распорядок дня во время утренней пробежки и физзарядки, как "Автородео" В.І убашевского, "Увесилителъ" С.Джоплина (фортепьяно Р.Паулс), "Пьеса" Ю.Чичкова, "Улыбка" А.Пахмутовой, "Автородео" А.Журбина, "Жокей" И.Штрауса являются яркими примерами стимулирования деятельности организма подростков и улучшения их общего эмоционального настроения.
Психологической целью введения музыки в распорядок дня во время подготовки к завтраку, промежутков в учебной деятельности следует считать эмоциональную подготовку к учебной деятельности, а после нее - снятие напряжения, усталости.
Школьная тематика песен - первый принцип отбора произведений второго блока. Такие песни как "Наш учитель самый лучший", "Утро школьное, здравствуй", "Тимуровский марш" Ю.Чичкова, "Это очень интересно" С.Никитина, "Наша школа" З.Леоновой и другие, рассказывая о школьной дружбе, о любимом учителе, о будущих открытиях в стране знаний эмоционально-положительно настраивают воспитанников на преодоление трудностей в учебной деятельности. Бодрый и энергичный характер музыки -второй критерий отбора - способствует достижению этой цели. Средняя степень ритмичности песен - третий критерий - позволяет поддерживать работоспособность организма в необходимом ритме.
Снять напряжение и усталость по окончании учебной деятельности возможно спокойной мелодией, такой, как в песнях "Мне с детства снилась высота" А.Пахмутовой, "Баллада о времени" Ю.Саульского и другие.
Трансляция музыкальных произведений третьего блока позволит активизировать эмоциональное состояние и работоспособность подростков в процессе трудовой деятельности - в этом мы видим психологическую цель введения музыки в распорядок дня.
Содержание песен - о красоте труда, о героях труда, о счастье работать - важный критерий отбора музыки для стимулирования эмоционально-положительного отношения к производственной деятельности. Руководствуясь этим принципом, в программу были включены следующие произведения: "Песня юных мастеров", "Выдумывай, пробуй, твори" ЮЛичкова, "Марш трудовых бригад" О.Хромушина, "Работать с огоньком" С.Туликова, "Марш гномов" Э.Колмоновского и т.п.
Жизнеутверждающий, бодрый характер песен - важное условие повышения работоспособности, активизации деятельности организма подростка.