Введение к работе
Актуальность исследования. Любовь всегда была в центре человеческих мыслей, чувств и поступков. Тема любви питала искусство и основательно изучалась философией. С 90-х годов XX века появляются отечественные диссертационные исследования по философии любви (Т.В. Бреус, 2002; Р.Б. Жанбуршина, 1996; О.А. Канышева, 1994 и др.). Российская педагогическая мысль также пронизана идеей любви, прежде всего к детям, к педагогической профессии, а также любви детей к себе, родителям, учителям, учебе, труду, родине и т.д. Однако эта идея наличествует, преимущественно косвенно, опосредованно, в контексте другого понятийного аппарата педагогики. За исключением нескольких работ (Ю.П. Азаров, 1994; Д.А. Белухин, 1994; О.А. Белянова, 1995; О.А. Казанский, 1996), нет педагогических трудов, в названии которых был бы термин «любовь». В педагогических словарях, включая иностранные, он либо совсем обойден вниманием, либо трактуется зачастую в психологическом аспекте половой любви. В зарубежной литературе есть также попытки точно измерить последнюю (З. Рубин, 1970) и свести её к психофизиологическим и даже химическим процессам, что глубоко комментируется в работах И.С. Кона (1988, 1992).
Вместе с тем фактически отсутствуют собственно историко-педагогические исследования понятия любви к детям, в том числе и относительно отечественной педагогики XX века, крайне примечательной широкой и поучительной палитрой смыслов данного термина. Не обнаружены также западноевропейские и американские историко-педагогические исследования российской школы, в названии которых акцентировалось бы именно понятие «любовь к детям», хотя проблематика любви к детям в России изучается на Западе глубоко и всесторонне. Теоретико-исследовательская востребованность темы диссертационного исследования обусловлена логикой развития современной педагогики, ориентирующейся на развитие личности детей и личностно-профессиональных, в том числе идеальных качеств учителя, на гуманизм, который без любви либо немыслим, либо ущербен.
Исследование актуально также в социокультурном аспекте. В современном российском обществе велика детская безнадзорность и беспризорность. Дети и подростки активно вовлекаются в криминальную среду, становятся жертвами насилия,
проституции, торговли и т.п. При таких общественных тенденциях остро ощущается дефицит любви, о котором, возможно, говорит и тот факт, что в российских домах ребенка около 80% воспитанников составляют дети, от которых родители отказались сразу после рождения: из-за болезни – 60%, из-за тяжелого материального положения – 20%.
Явно возникает противоречие между теоретико-практической значимостью темы любви к детям в российской педагогике и отсутствием её современных исследований. Нахождение конкретных смыслов понятия любви к детям в различных отечественных педагогических воззрениях XX века рассматривается нами как проблема диссертационного исследования.
Цель исследования: выявить изменения и разнообразие смыслов понятия «любовь к детям» в педагогике России XX века.
Объектом исследования являются отечественные философско-педагогические воззрения XX века на личностно-профессиональные качества учителя (воспитателя) и его гуманистически ориентированную деятельность.
Предмет исследования: смыслы понятия любви к детям в истории российской педагогики XX века.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что в истории педагогики смыслы понятия «любовь к детям» изменчивы и разнообразны под влиянием конкретно-исторических общественных условий и особенностей педагогических воззрений.
Задачи исследования:
1. Выстроить архитектонику исследования как историко-педагогический процесс, периодизация и содержание которого определяются ярко выраженными изменениями и палитрой воззрений на понятие любви к детям в отечественной педагогике XX века.
2. Проанализировать смыслы понятия «любовь к детям» в западных и византийских философско-педагогических воззрениях, полагая, что в российской педагогике XX века они и заимствованы, и национально творчески переработаны.
3. Выявить специфику смыслов понятия «любовь к детям», характерную для:
- педагогики, отраженной в дореволюционных и постреволюционных (включая педагогику Русского зарубежья) теориях и практике воспитания православной и либерально-демократической направленности;
- тенденций в советских педагогических воззрениях 1917-1920 годов;
- воспитательных систем А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского;
- гуманистически ориентированной педагогики 80-х-90-х годов.
Теоретико-методологическую базу составили:
- исследования мирового и отечественного историко-педагогического процесса (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, З.И. Васильева, В.И. Гинецинский, А.Н. Джуринский, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, П.Ф. Каптерев, Г.Н. Козлова, И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, В.А. Мосолов, Л.В. Мошкова, В.А. Мясников, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, А.А. Романов, Н.В. Седова, Л.А. Степашко, А.Н. Шевелев, св. Е. Шестун и др.);
- западные и византийские философско-педагогические религиозные и светские воззрения на любовь (Аристотель, Василий Кесарийский, И.Ф. Гербарт, Григорий Богослов, Григорий Палама, Демокрит, Ф.В.А. Дистерверг, Дж. Дьюи, Иоанн Златоуст, Т. Кампанелла, Квинтилиан, Я.А. Коменский, Я. Корчак, Э. Кэй, Дж. Локк, Максим Исповедник, К. Маркс, ап. Павел, И.Г. Песталоцци, Платон, Ж.-Ж. Руссо, Сократ, В. да Фельтре, Э. Фромм, Эмпедокл и др.);
- педагогические и историко-педагогические теории о миссии учителя (воспитателя), его педагогической культуре, личностно-профессиональных качествах (В.Г. Белинский, Е.П. Белозерцев, И.И. Бецкой, А.И. Герцен, Л.Д. Гиреева, И.В. Гладкая, В.А. Григорьева-Голубева, И.О. Демакова, А.И. Жилина, В.А. Загвязинский, И.П. Иванов, митр-т Иларион, Г.Д. Кириллова, О.Е. Кошелева, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, И.Д. Лельчицкий, М.В. Ломоносов, Г.И. Михалевская, В. Мономах, З.Г. Найденова, Н.Д. Никандров, Нил Сорский, А.М. Новиков, Н.И. Пирогов, Симеон Полоцкий, В.Н. Скворцов, В.А. Сластенин, С.В. Тарасов, В.Н. Татищев, Л.Н. Толстой, А.П. Тряпицына, С.С. Уваров, К.Д. Ушинский, Г.П. Чепуренко, Н.Г. Чернышевский и др.);
- труды деятелей отечественной системы образования начала XX века (А.И. Анастасиев, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, М.И. Демков, К.В. Ельницкий, П.Ф. Каптерев, о. Иоанн Кронштадский, С.Н. Миропольский, К.П. Победоносцев, С.Н. Рачинский, В.С. Соловьёв и др.);
- идея любви в православной педагогике Русского зарубежья (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.О. Лосский и др.);
- труды деятелей советского образования в первые послереволюционные годы (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, В.И. Ленин, А.В. Луначарский, А.П. Пинкевич, В.М. Познер, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.);
- воззрения на любовь к детям в трудах А.С. Макаренко, отечественном и зарубежном макаренковедении (З. Вайтц, А.И. Глекова, Л.Ц. Гриценко, Гу Минюань, Е.Ю. Илалтдинова, С.Г. Карпенчук, А.С. Макаренко, Д.Г. Рубленов, А.А. Фролов, Г. Хиллиг, Р. Эдвардс и др.);
- воззрения на любовь к детям в трудах В.А. Сухомлинского и исследователей его педагогического наследия (Ю.П. Азаров, М.В. Богуславский, И.И. Буева, И.А. Зязюн, Е.В. Кадзукова, И.А. Лавринец, Б.Г. Лихачев, В.Г. Рындак, О.В. Сухомлинская, В.А. Сухомлинский, Е.Ю. Титова и др.);
- концепции гуманизма, демократизма и культурологизации образования в педагогике 80-х-90-х годов XX века (Ш.А. Амонашвили, В.С. Безрукова, Г.А. Берулава, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.А. Зимняя, В.А. Караковский, В.Г. Маралов, М.В. Михайлова, О.Г. Прикот, В.А. Ситаров, Е.П. Шиянов, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др.).
- современные западные психолого-педагогические и историко-педагогические исследования по теории любви, а также судьбам детства в России (А.М. Болл, Д. Бредшоу, Й. Валканова, Л.А. Киршенбаум, Р. Кэмпбелл, М.Ж. Олич, К. Роджерс З. Рубин, Б. Спок, Х. Фишер, С. Хейзен, Ф. Шейвер и др.);
Методы исследования: анализ философских, историко-педагогических, психологических источников и нормативных документов по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный, системно-структурный и историко-генетический анализ положений православной, советской и постсоветской педагогики для построения концепции исследования, синтез, обобщение, моделирование; контент-анализ.
Логика и этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (2006-2007 гг.) – анализ философской, историко-педагогической, психологической литературы по исследуемой проблеме, разработка аппарата исследования.
На втором этапе (2007-2008 гг.) выявлялись различные педагогические течения в XX веке, в рамках которых раскрывались смыслы любви, уточнялось определение понятия любви к детям. На основании этого была создана периодизация направлений XX века, дано определение любви к детям.
Третий этап (2008-2010 гг.) – обобщение и систематизация результатов исследования, формулировка выводов и заключения, оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования:
- Рассмотрены смыслы понятия «любовь к детям» и их исторические изменения в педагогических течениях XX века, в теории и практике заботы о детях первых послереволюционных лет (1917-1920 гг.), в деятельности А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, а также в гуманистической педагогике 80-х-90-х годов.
- Определены педагогические течения и мыслители России XX века на основе анализа различных подходов к понятию «любовь к детям».
- Раскрыты смыслы понятия «любовь к детям» как отражающие социокультурные трансформации, смену господствующих идеологий, а также логику педагогического мышления выдающихся личностей.
Теоретическая значимость:
- Предложена периодизация развития отечественной педагогической мысли, основанная на критерии единства социокультурных факторов и изменений воззрений в отношении смыслов понятия «любовь к детям»;
- Исследовано понятие «любовь к детям» в XX веке, большом и претерпевшем сложные трансформации историческом периоде.
- Проанализировано понятие любви в его философско-онтологическом и педагогическом аспектах.
- Обоснована целесообразность более широкого и систематического использования метафорического контекста понятия «любовь к детям», к педагогической профессии в единстве с научно строгим категориальным аппаратом современной гуманистически ориентированной педагогики.
Практическая значимость:
- Идеи диссертации служат гуманизации педагогической деятельности, определяя отношение к детям педагогов, школьного коллектива, родителей, администрации, общественных организаций.
- Разработаны методические рекомендации по использованию материалов диссертации как дополнительного источника при изучении курса «История образования и педагогической мысли».
- Результаты исследования могут применяться в целях усовершенствования подготовки и переподготовки педагогических кадров, в разработке критериев оценки их личностно-профессиональных качеств.
Достоверность результатов исследования обеспечивается использованным комплексом методов, адекватных поставленным в исследовании задачам, результатами анализируемых педагогических концепций.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В отечественной педагогике любовь долгое время трактовалась в духе православно-христианской традиции, считалась основной духовно-религиозной ценностью. Любовь отождествлялась с Богом («Бог есть любовь» - 1 Ин. 4:16). В качестве абсолютного нравственного идеала учителя рассматривался образ Христа. Любовь вообще, как и любовь к детям, есть отчасти таинство, «нравственное чудо» (В.В. Розанов). Любовь – это и чувство, состояние конкретного человека, что многообразно представлено в искусстве. Любовь учителя – это нравственно-психологическое качество его личности, свидетельствующее о высокой степени его духовности и профессионализма. Реализация любви к детям в педагогической деятельности предстает как «дело любви», раскрывающее сущность учительского труда, «труда души» (В.А. Сухомлинский). В результате анализа различных воззрений на любовь, она предстает в трех ипостасях: 1) как вселенский феномен, движитель жизни; 2) как духовно-нравственное, психологическое состояние человека; 3) как проявления («дела любви»): конкретные действия, поступки, даже государственные мероприятия, которые могут носить как созидательный, так и разрушительный характер. В целом любовь можно определить как глубокую привязанность, устремленность (в виде страсти или любви-дружбы и т.п.) субъекта любви к объекту любви, которая выражается в желании одновременно обладать объектом любви и служить ему.
2. Смыслы понятия «любовь к детям» – это совокупность конкретных профессиональных действий («дела любви») педагога с позиции гуманистических представлений о воспитании и обучении, проявляющихся в постановке целей и средствах их достижения, в разработке содержания, в выборе методов и форм образовательного процесса. Нахождение смыслов понятия любви уводит данную проблему от абстрактности, показывает, как на практике осуществляется любовь к детям, забота об их физическом и духовном благополучии, внимание к их личности. При этом важно то, какая роль в истории педагогики отводилась любви к детям как личностно-профессиональному качеству учителя (воспитателя).
3. Периодизация историко-педагогического процесса XX века, классификация течений и выбор мыслителей для теоретического анализа обусловлены социально-экономическими, политическими и культурными условиями жизни России, судьбами отечественной педагогики, а также изменениями и спецификой воззрений на понятие «любовь к детям», которые присущи православной педагогике, либерально-демократической педагогике, советской и постсоветской педагогике XX века. Причём в советской педагогике особо выделяются личности А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, так как они олицетворяют важнейшие этапы в отечественных педагогических представлениях о любви к детям.
4. Несмотря на разнообразие смыслов понятия «любовь к детям», представители всех указанных течений рассматривали данное понятие как один из основных критериев гуманистической деятельности педагога, его гуманного отношения к учащимся в процессе воспитания и обучения. Изучение смыслов понятия любви к детям помогает определить конкретные моменты практической педагогической деятельности в свете гуманизации образования, а также обогащает представление о субъект-субъектных отношениях в образовательном процессе, отношении к ученику как уникальной личности, наделенной неповторимыми качествами и др.
5. В целом отечественным педагогическим воззрениям на понятие «любовь к детям» в XX веке свойственна своеобразная диалектика отрицания и преемственности: от неприятия советской педагогикой характерной для дореволюционной «парной педагогики» тенденции абсолютизации терминологии любви к определенному возвышению «педагогики любви» в 80-е-90-е и начале 2000-х годов.
6. Выявленные концептуальные положения, обосновывающие смыслы понятия «любовь к детям» и их роль в осуществлении практической педагогической деятельности, влияют на перспективы развития отечественной педагогики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе выступлений на международных научно-практических конференциях (Царскосельские чтения 2006-2010, Санкт-Петербург); в ходе выступлений и обсуждений на кафедре педагогики ЛГУ имени А.С. Пушкина; в воспитательной деятельности МОУ «Гатчинская СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» для гуманизации взаимоотношений учителей и учащихся, в процессе повышения квалификации учителей по осуществлению педагогической рефлексии, при работе с родителями.
По результатам исследования опубликовано 8 печатных работ общим объемом 2,8 п.л., в том числе 2 статьи в издании, рекомендованном ВАК.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы; иллюстрирована одним рисунком и двумя таблицами.