Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1. Психолого педагогические основы развития активности личности 11
1.2. Проблема развития творческой активности будущих офицеров как предмет исследования 25
1.3. Возможности иностранного языка в развитии творческой активности курсантов 64
ГЛАВА II. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
2.1. Состояние проблемы развития творческой активности в учебном процессе 91
2.2. Экспериментальное исследование по развитию творческой активности курсантов на занятиях по иностранному языку 111
2.3. Результаты реализации комплекса педагогических условий развития творческой активности 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167
БИБЛИОГРАФИЯ 172
- Психолого педагогические основы развития активности личности
- Состояние проблемы развития творческой активности в учебном процессе
- Экспериментальное исследование по развитию творческой активности курсантов на занятиях по иностранному языку
Введение к работе
, Актуальность исследования обусловлена рядом причин
теоретико-методологического и практического характера.
Современный этап развития общества, изменения в социально-
экономической и политической жизни страны в качестве
і приоритетного направления научных поисков выделили проблему
развития творческой личности.
Система образования (в соответствии со ст.14 Закона
і, Российской Федерации «Об образовании» (1996 г.)) является одним
из факторов социального прогресса общества и должна обеспечивать
I* не только высокий уровень общеобразовательной подготовки
* обучаемых, но и формирование важнейших личностных качеств,
«j актуализацию творческого потенциала личности.
Одним из магистральных направлений, позволяющих достичь
этой цели, является: развитие интегративных свойств и умений
личности. Успешность этого процесса определяется многими
факторами, среди которых наиболее важными являются осознание
обучающимися своих способностей, интересов, притязаний и
* овладение способами самореализации в творческой деятельности.
Важность данного обстоятельства для студентов военного вуза
требуется личная ответственность, готовность самостоятельно
решать возникающие вопросы, а также ежегодным обновлением и
обесцениванием 20-30% профессиональных знаний; трансформацией
постиндустриального общества в информационное. В связи с этим
I для современной педагогической науки актуализуется проблема
развития творческой активности будущих офицеров в высшем
\ военно-учебном заведении, реализация которой позволит
ч преодолеть кризис целенаправленного развития творческой
П I
\ активности курсантов и будет способствовать их подготовке к
4 профессиональной деятельности в новых условиях.
Теоретическую разработку проблемы обеспечивают следующие
дидактические теории и концепции:
общая теория деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
і С.Л.Рубинштейн и др.);
- теория развития творческого потенциала личности в учебно-
познавательной деятельности, формирования познавательных
а интересов (Б.Г.Ананьев, В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская,
Б.П.Есипов, Ю.Н.Кулюткин, З.И.Калмыкова, И.Я.Лернер,
і М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, В.Г.Рындак, Г.И.Щукина и
г4 др.).
') Результаты проведенных исследований показали, что развитие
творческой активности студентов военного вуза в значительной степени может способствовать снятию противоречий между: потребностями личности в самореализации и реальными условиями организации творческой учебно-познавательной деятельности в военно-учебном заведении; потребностью общества в возрождении
1 интеллектуального потенциала страны и отсутствием престижа
образования вообще и военного образования в частности;
* осознанием обществом необходимости активизации творческих сил
личности и недостаточной обоснованностью социально-педагогических условий для их развития в учебном процессе; сложившимися формами подготовки студентов военного вуза и социальным заказом на творческую личность.
Необходимость разрешения указанных противоречий, а также актуальность, теоретическая значимость и недостаточная
У разработанность проблемы развития творческой активности
личности в процессе обучения определили тему исследования: «Развитие творческой активности студентов в военном вузе».
Цель исследования: теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия,
обеспечивающие эффективность развития творческой активности будущих офицеров.
Объект исследования: учебно-познавательная деятельность курсантов.
Предмет исследования: процесс развития творческой активности будущих офицеров на занятиях по иностранному языку.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие творческой активности студентов военного вуза в учебно-познавательной деятельности будет эффективным, если:
создана культурно-образовательная среда, включающая приоритетное внимание мотивационному обеспечению процесса обучения на основе развития познавательного интереса;
в учебном процессе происходит овладение опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения;
организована творческая учебно-познавательная деятельность при помощи личностно-ориентированной технологии.
Поставленная цель, предмет и гипотеза определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
изучить состояние исследуемой проблемы в теории и обосновать понятийный аппарат;
рассмотреть творческую активность личности и определить сущностные основания процесса ее развития в учебно-познавательной деятельности;
разработать критерии, показатели и уровни функционирования творческой активности будущих офицеров;
разработать научно-практические рекомендации по развитию творческой активности курсантов в учебно-познавательной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования явились следующие психолого-педагогические теории и концепции:
психологическая теория развития личности в творческой деятельности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и др.);
теория речевой деятельности (А.И.Божович, П.Я.Гальперин, И.А.Зимняя, А.Н.Ксенофонтова и др.);
концепции творческого развития личности (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, А.Н.Лук, А.Маслоу, Я.А.Пономарев, К.Роджерс, Е.Торренс, А.П.Тряпицына и др.);
личностно-деятельностный подход к развитию творческой активности личности в обучении (Б.Г.Ананьев, Е.В.Бондаревская, М.Н.Берулава, С.В.Кульневич, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и
др.).
Диссертационное исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (1998-1999) - выбор и теоретическое осмысление темы, определение теоретических и методологических аспектов исследования, уточнение базовых понятий и критериальных показателей. На данном этапе проведен анализ опыта развития творческой активности в процессе обучения в военных вузах, разработана гипотеза исследования, составлена программа опытно-экспериментальной работы, проведен констатирующий этап эксперимента и проанализированы его результаты.
Основные исследовательские методы, применяемые на этом этапе: изучение и теоретический анализ психолого-педагогических и учебно-методических публикаций по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение, беседа, анкетирование, опрос.
На втором этапе (1999-2000) проводилась опытно-
экспериментальная работа по реализации личностно-
ориентированноЙ педагогической технологии «обучение сообща» для развития творческой активности обучаемых, проверялась эффективность выработанных предложений; осуществлялась обработка и синтез полученных данных, апробировались выводы и результаты.
Основными методами исследования на данном этапе явились: опрос, анкетирование, прямое и косвенное наблюдение, количественный и качественный анализ оценок и самооценок; педагогический (формирующий) этап эксперимента.
Третий этап (2000-2001) связан с завершением формирующей части эксперимента, систематизацией и обобщением результатов исследования, формулированием основных выводов, разработкой и внедрением практических рекомендаций, оформлением материалов диссертационного исследования.
Основные методы исследования: эмпирические, связанные с включенным педагогическим наблюдением, анкетированием, опросом, тестированием; анализ и методы математической обработки полученных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Военного университета войсковой противовоздушной обороны
Вооруженных Сил Российской Федерации (филиал - г.Оренбург). Диссертационное исследование проводилось с 1998 по 2001 годы. Научная новизна исследования состоит в том, что:
уточнена сущность понятия «творческая активность личности» в учебно-познавательной деятельности студентов военного учебного заведения;
определена специфика и возможности иностранного языка как учебного предмета в развитии творческой активности курсантов;
использование личностно-ориентированной технологии способствовало развитию творческой активности будущих офицеров;
обоснована модель развития творческой активности курсантов, включающая в себя компоненты (мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, деятельностный; уровни (низкий, средний, достаточный, высокий); этапы развития творческой активности (мотивационно-оценочный, содержательно-деятельностный и результативно-оценочный);
выявлен и апробирован комплекс педагогических условий, способствующий развитию творческой активности курсантов (создание культурно-образовательной среды, овладение опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения, организация творческой учебно-познавательной деятельности).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты обогащают теорию формирования творческой личности курсантов средствами иностранного языка в процессе обучения в университете, позволяют расширить педагогически управляемую сферу индивидуального творческого развития.
Практическая значимость исследования: научное
обоснование процесса развития творческой активности личности в
учебно-познавательной деятельности, комплекс разработанных и
интегрированных в образовательный процесс педагогических
условий и рекомендаций по использованию технологии обучения
сообща позволяют целенаправленно совершенствовать
образовательный процесс вуза, определяя результативность формирования творческой личности.
На защиту выносятся следующие положения:
Творческая активность - сложное психолого-педагогическое образование, в котором в единстве выступают интеллектуальные, эмоционально-волевые, мотивационные процессы; характеризуется направленностью личности на достижение социально значимых результатов и индивидуальным стилем деятельности.
Творческая активность в контексте обучения иностранному языку включает в себя: языковую активность (умение творчески использовать в процессе обучения иноязычные средства), коммуникативную активность (умение и готовность осуществлять иноязычное и профессиональное общение); личностную активность, предполагающую целенаправленную реализацию индивидуальности курсантов в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью;
Личностно-ориентированная технология развития творческой активности обучаемых (обучение сообща) позволяет сформировать коллективистическую направленность и предполагает разумную стимуляцию оценкой. Основная идея -создать условия для активной совместной учебной деятельности обучаемых в различных учебных ситуациях.
- Педагогические условия развития творческой активности
курсантов на занятиях по английскому языку (создание
культурно-образовательной среды; овладение опытом творческой
деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру;
организация творческой учебно-познавательной деятельности).
Обоснованность и достоверность полученных результатов
обеспечивалась рациональным подбором диагностических методик,
адекватной методологией и базовыми теоретическими положениями
в области теории личности и творческой деятельности, комплексным
использованием системы мегодов исследования на теоретическом и
эмпирическом уровнях.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на межвузовских конференциях (Оренбург -1998, 1999, Смоленск -2000 ), ежегодных учебно-методических сборах Филиала военного университета войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации (1998-2001). Основные итоги исследования обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков, Ученого Совета Филиала.
Структура диссертации вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Психолого педагогические основы развития активности личности
Современное образование ставит своей задачей придать обучению творческий характер, воспитать личность, способную находить оптимальные решения в соответствии с изменяющимися условиями. Именно эти причины вызывают пристальное внимание педагогов к организации творческой учебно-познавательной деятельности. «Талант и творческая одаренность становятся теперь не только залогом экономического процветания и залогом национального престижа, но и прямым слагаемым военной мощи» [102, с.136].
Исходным для понимания сущности творческой активности является понятие «активность» (от латинского activus - деятельный, энергичный), которое получило широкое распространение в педагогической теории и практике.
Феномен «активности личности» в философской, психологической и педагогической литературе определяется как:
- общая характеристика живых организмов и систем (Н.А.Бернштейн);
- свойственное живой материи, внутренне детерминированное движение (М.С.Каган);
- уровень развития материи - врожденное качество (Н.А.Половникова);
- явление, условие познания, не врожденная черта (Л.П.Аристова);
- мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью - «психическая активность» (Э.А.Голубева, Н.С.Лейтис); - деятельное состояние субъекта, т.е. действующего лица (И.Ф.Харламов);
- потребность в умственной деятельности, имманентно присущая человеку - «умственная активность» (Д.Б.Богоявленская, Н.С.Лейтис);
- мыслительная деятельность - «интеллектуальная активность» (Д.Б.Богоявленская);
- социальная активность (Г.М.Андреева);
- форма учебно-познавательной деятельности, связывающая общественное сознание с личным (П.И.Пидкасистый) и т.д.
Каждое из приведенных определений отражает сущностные характеристики активности как многоаспектного и динамичного феномена и все в той или иной степени присутствуют в процессе обучения.
Категория активности позволяет раскрыть внутренние движущие силы личности, которые связывают во всех формах ее социально-психологической объективации, в ее поведении, ее отношениях к окружающим людям и миру, в ее социальной позиции [5,с.10]. Категорию «активность личности» мы определяем через понятие «личность», данное Г.К.Селевко: «Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств: совокупность социально значимых свойств человека; система отношений к миру, к себе и с самим собой; система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов, осознание окружающего мира и себя в нем; система потребностей; совокупность способностей, творческих возможностей; совокупность реакций на внешние условия и т.д.» [150, с.5]. В качествах личности сочетаются наследственные и приобретенные при жизни составляющие, по соотношению которых в структуре личности условно различают четыре иерархических уровня: 1) направленность личности; 2) опыт; 3) особенности психических процессов; 4) биопсихические свойства [126, с.138]
Состояние проблемы развития творческой активности в учебном процессе
В ходе организации учебной деятельности выявилась характерная особенность, распространенность и повторяемость которой свидетельствует о том, что она не может быть случайной: большинство курсантов не стремится работать творчески, самостоятельно, а остается потребителем учебной информации, поставляемой преподавателями, не выходя за рамки программы.
Эмпирическое обобщение позволило нам предположить, что причина столь низкого уровня творческой активности курсантов кроется в том, что в их сознании и деятельности не работает важнейший механизм - творческое отношение к делу. Решение вопроса как завести механизм развития творческой активности стало проблемой нашего исследования.
Мы пришли к выводу, что главными причинами несформированности у юношей готовности к проявлению творческой активности являются следующие:
1.Отсутствует целостный системный подход к проблеме развития «самости» (самоанализа, самовыражения), что и приводит к низкому уровню творческой активности курсантов.
2.Не существует специальных планов подготовки специалистов, которых характеризует высокий уровень творческой активности. З.Ни у вузовских преподавателей, ни у курсантов нет целостного представления о творчестве и творческой активности, 4.Существующая методика проведения практических занятий по иностранному языку не позволяет реализовать систему индивидуальных заданий для каждого курсанта с целью проявления творческой активности с учетом его собственного исходного уровня развития.
На мотивационно-оценочном этапе эксперимента изучалась степень сформированности самостоятельности в обучении, уровень познавательной мотивации, степень проявления творческой активности в учебной деятельности. Для диагностики развития творческой активности применялись методы наблюдения, тестирования, устного и письменного опроса (письменный перевод текста), аннотирования, анализа полученных данных.
Тестирование проводилось для определения уровня знаний курсантов по английскому языку, т.к. для включения таких механизмов творческой активности как ассоциация, анализ, взаимодействие логического и интуитивного, необходим определенный уровень знаний. Уровень самостоятельности мы оценивали, наблюдая за деятельностью курсантов и анализируя результаты этой деятельности.
Предположив, что уровень развития творческой активности курсантов в большой мере зависит от степени их обученности, мы провели тестирование их речевых и языковых навыков (лексико-грамматический тест, тест, определяющий владение различными навыками чтения). Во всех языковых группах относительно приемлимые результаты показали 2-4 курсанта, у остальных уровень обученности был ниже среднего и низкий. У двух курсантов знания по английскому языку практически отсутствовали. В целом можно сказать, что у выпускников средней школы не сформированы в достаточной степени навыки самостоятельной работы с иноязычным текстом. Отмечается слабое знание грамматики английского языка, очень небольшой словарный запас. Значит, для развития творческой активности курсантов необходимо обеспечить у них наличие исходного уровня обученности предмету. Так как исходный уровень обученности еще ничего не говорит о наличии творческого потенциала курсантов, мы провели диагностику уровня обучаемости курсантов. В основе данной методики лежит процесс самостоятельного установления определенной закономерности. По нашему мнению этот процесс характеризует творческую активность.
В качестве экспериментального языкового материала было выбрано правило образования страдательного (пассивного) залога в английском языке в настоящем неопределенном времени, так как, несмотря на то, что данное грамматическое явление курсанты изучали в школе, обучающиеся не знали данное грамматическое правило, но его усвоение было подготовлено предшествующей работой.
Экспериментальное исследование по развитию творческой активности курсантов на занятиях по иностранному языку
Учитывая результаты нашего теоретического исследования и оценив исходный уровень творческой активности курсантов, мы определили следующие задачи формирующего эксперимента:
- формировать внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка;
- развивать рефлексивную позицию курсантов;
- проверить эффективность применения технологии обучения сообща для развития творческой активности курсантов;
- развитие творческой активности курсантов осуществлять в целенаправленно организованной творческой учебно-познавательной деятельности.
В ходе формирующего эксперимента уточнялась правильность наших предположений о путях и средствах решения исследуемой проблемы. Он позволил выявить направления совершенствования учебного процесса по развитию творческой активности курсантов средствами иностранного языка.
На опытно-экспериментальном этапе исследования намечено развитие творческой активности курсантов, основным компонентом которой выступает доминирующий активный познавательный интерес, реализация творческого потенциала. Средствами совершенствования личностных качеств, необходимых для творческой деятельности мы считаем принципы и методы личностно-ориентиреванного обучения.
Развитие творческой активности курсантов осуществлялось в целенаправленном учебно-воспитательном процессе на занятиях по английскому языку, который обладает большим развивающим потенциалом. Важнейшей задачей мы считали не повышение уровня обученности иностранному языку, а развитие у курсантов творческой активности в процессе познания. Поскольку это качество инвариантно для любой деятельности, независимо от ее содержания, мы рассматриваем овладение иностранным языком не как самоцель, а как средство достижения нашей главной цели.
На диагностическом этапе в исследовании приняло участие 200 курсантов. Из них в условиях учебной деятельности с использованием технологии обучения сообща, способствующей повышению мотивации учения и самостоятельному освоению новых способов познавательной деятельности, находились 68 человек. Остальные 132 курсанта осуществляли учебную деятельность в рамках традиционного обучения.
Предметом диагностики были уровни обученности и творческой активности курсантов. Было выявлено, что 36% курсантов не осознают механизмов развития творческой активности, 52% понимают необходимость развития творческой активности, но у них отсутствует единство потребности в творческой деятельности и самой творческой деятельности. Лишь 12% курсантов приходят к активному усвоению этой деятельности. Зафиксирован невысокий уровень творческой активности курсантов: около 12% имеют высокий, 30% достаточный, а остальные - средний и низкий. Показателями творческой активности курсантов мы рассматривали стремление ставить личностные творческие задачи в учебно-познавательной деятельности, удовлетворять интерес к стране изучаемого языка и ее культуре, расширить свои знания и умения по иностранному языку, освоить новые виды деятельности на иностранном языке, использовать иностранный язык для приобретения профессиональных знаний.
В ходе исследования в группах с традиционным обучением не отмечено положительной динамики показателей творческой активности. В группах, где разъяснялось значение творчества для развития личности, применялась технология обучения сообща, наметилась явная тенденция повышения творческой активности курсантов. Мы считаем, что это вызвано адекватной данным личностным качествам деятельностью. Появившаяся в результате творческой деятельности рефлексия выявила несформированность познавательной мотивации, пессимистическое отношение к перспективам овладения иностранным языком.