Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческой активности старшеклассников .
1.1. Творческая активность старшеклассников как педагогическая проблема 13
1.2. Старшеклассник как субъект учения и творческого саморазвития 32
Глава 2. Развитие творческой активности старшеклассников в процессе учебной деятельности .
2.1. Организация коллективных, групповых, индивидуальных форм обучения на уроках химии 44
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности старшеклассников 68
2.3. Педагогические условия успешности развития творческой активности старшеклассников в процессе организации различных форм обучения 89
Заключение 103
Библиографический список 105
Приложения
- Творческая активность старшеклассников как педагогическая проблема
- Старшеклассник как субъект учения и творческого саморазвития
- Организация коллективных, групповых, индивидуальных форм обучения на уроках химии
- Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности старшеклассников
Введение к работе
Модель образовательного процесса в современной школе базируется на основе содержания образования и гармонического сочетания репродуктивных и активных методов обучения с преобладанием последних.
Необходимость развития творческой активности старшеклассников в учебном процессе определяется:
профилизацией содержания образования;
постоянным ростом информативности образовательного процесса;
возрастанием требований к результатам обучения школьников;
углублением противоречий между актуальностью вопроса и недостаточной обеспеченностью методическими рекомендациями.
Известно, что обучение - сложная и динамическая совокупность действий педагога и учащихся. Учитель в процессе обучения организует деятельность школьников. Психолого-педагогические исследования доказывают необходимость рассмотрения учебной деятельности во взаимосвязи с проблемой развития школьника, а именно с необходимостью осуществления личностной направленности познавательной деятельности и творческой активности учащихся. Наша система образования, достигая довольно высокого уровня базовых знаний, в то же время не справляется с формированием таких качеств личности как деловитость, инициативность, предприимчивость, умение творчески использовать полученные знания в практической деятельности.
Динамика изменений, происходящих сегодня в российском образовании, предполагает достижение качественно нового уровня учебно-воспитательной работы образовательных учреждений на основе максимальной активизации всех форм учебной работы, развития у школьников умения творчески применять усвоенные знания в практической деятельности. В связи с этим возникает необходимость разработки новых более эффективных форм организации учебного труда учащихся. Недостаточная
разработанность методических аспектов этой проблемы и поиск в связи с этим оптимальных условий развития творческой активности учащихся определили актуальность темы исследования.
Современная жизнь ставит перед общеобразовательной школой принципиально новую общепедагогическую задачу — целенаправленно готовить юных граждан не только к труду и познанию, но и к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. Обществу всегда требуются творческие, активные люди, способные ломать привычные границы возможного, открывающие новые пути в науке, технике, управлении. Решение технических, экологических и других проблем возможно в том случае, если современная система школьного образования подготовит выпускников, обладающих готовностью к творческому решению задач.
Российская школа сделала заметные шаги по совершенствованию содержания конкретных учебных предметов на основе новых программ обучения и учебников, чего нельзя сказать о технологических аспектах работ по развитию творческой активности учащихся.
Современный образовательный процесс характеризуется высокой информативностью. Содержание учебных предметов насыщено теоретическими и фактическими сведениями. В связи с этим учитель вынужден применять главным образом репродуктивные методы, так как для использования методов проблемного обучения зачастую нет времени.
О необходимости развития творческой активности учащихся говорили многие представители отечественной педагогики. Целостную систему взглядов на значение, сущность и пути обеспечения активной деятельности учащихся в процессе обучении создали и обосновали К.Д. Ушинский и его последователи [37, 145]. В их трудах ставится вопрос: а можно ли учить творчеству, не противоречит ли само понятие «усвоение» понятию «творчество»? Если рассматривать сущность обучения в рамках знаниевой парадигмы, то понятие «творчество», подразумевающее самостоятельность
и активность субъекта, не должно иметь места в обучении. Действительно, если знания преподносятся учителем ученику в готовом виде, то их усвоение носит пассивный характер и о каком-либо творчестве речи идти не может. Идея развития творческой активности учащихся присутствует в фундаментальных трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева, И.Я. Лернера, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской. В них теоретически обоснованы пути совершенствования самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин в своих работах показали возможности сближения содержания учебных предметов с навыками творческой работы. Но специальных работ, посвященных развитию творческой активности старшеклассников в процессе организации различных форм обучения, формулирующих конкретные дидактические положения, явно недостаточно.
О необходимости развития способности к творческой деятельности у старшеклассников свидетельствуют данные о том, что учащиеся очень часто не умеют применять свои знания и умения в новой ситуации. Работе в нестандартной ситуации, к сожалению, не придается большого значения.
Теоретическому осмыслению проблемы способствовал анализ концепций деятельностного и личностного подходов к воспитанию и формированию личности школьника, представленный в работах Ю.К. Бабанс-кого, М.Д. Виноградовой, В.В. Давыдова, В.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной и др.
В ходе исследований выявлена зависимость развития особенностей личности от групповых и коллективных [42], а также индивидуальных форм обучения [87]; изучена продуктивность различных форм обучения, введены в практику обучения учебно-познавательные и творческие задания [32, 153].
*
Фундаментальные идеи о путях формирования и развития самосознания личности школьника, весьма важные для нашего исследования, разработаны в трудах П.В. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. Особенно продуктивна, на наш взгляд, идея целостного воспитания, согласно которой процесс становления личности должен строиться как система отношений между педагогом, учеником и жизнью. Это связано с темой нашего исследования. Старший школьный возраст (15-17 лет) является периодом активного погружения учащихся в освоение
Ф окружающего мира. Изучение психолого-педагогической литературы и
опыта работы российских современных школ показывает, что в развитии творческой активности старшеклассников имеются серьезные противоречия, в частности, между необходимостью развития учебной активности учащегося и отсутствием конкретных методических приемов ее развития на уроках.
*» Развитие творческих начал в ходе учебной деятельности учащихся
по своей процессуальной сущности отвечает принципу гуманизации школы [34]. Обучение учащихся различным способам познания представляет собой одно из направлений гуманизации школы. Творчество учащихся протекает успешно при условии их сотрудничества друг с другом и с учителем [5, 78,96]. Для развития учебного творчества старшеклассников большое значение имеет сотрудничество. Причем сотрудничество рассматривается как более эффективная форма организации творчества по сравнению с индивидуальной. Это связано с тем, что при сотрудничестве появляется возможность изложения вслух своих идей, приводящая к лучшему их пониманию. Сотрудничество позволяет учащимся обмениваться мнениями и подходами к выработке решений, что повышает творческую результативность, а это в свою очередь создает условия для обмена знаниями, способствует лучшему их осмыслению, а также стимулирует познавательные процессы. Наряду с этим творчество является одной из форм
%
проявления активной личностной позиции учащегося, в результате реализации которой он не только создает новое для себя, но и приобретает важные качества личности.
В качестве основного условия развития творческой активности уча
щихся мы предлагаем использовать коллективные, групповые и индивиду
альные формы учебной деятельности, способствующие не просто воспро
изведению знаний учащимися, а творческому их применению при само
стоятельной работе и работе в парах сменного состава.
^ Высказываются мнения о создании новых схем организации учебно-
го труда. Имеет место противоречие между фронтальным способом орга
низации учебного труда и индивидуальным характером проявления твор
ческой активности учащимися. Таким образом, проблема исследования пе
дагогических условий развития творческой активности старшеклассников
является актуальной. Решение этой проблемы поможет обосновать опти-
4 мальные условия сочетания современных дидактических форм, методов и
средств развития творческой активности старшеклассников.
Исходя из социальной значимости и педагогической актуальности проблемы, учитывая ее недостаточную разработанность, была определена тема исследования: «Развитие творческой активности старшеклассников в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения (на примере изучения химии)».
Объект исследования - творческая активность старшеклассников в процессе изучения химии.
Предмет исследования — развитие творческой активности старшеклассников в коллективных, групповых и индивидуальных формах обучения химии.
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой активности старшеклассников.
Гипотеза - развитие творческой активности старшеклассников в процессе обучения химии будет успешным, если:
уточнено и конкретизировано понятие «творческая активность» старшеклассников применительно к учебной деятельности на уроках химии;
теоретически обоснована и экспериментально определена совокупность форм обучения, позволяющих развивать творческую активность старшеклассников на уроках химии;
разработана модель учебно-воспитательного процесса, позволяющего развивать творческую активность старшеклассников при изучении химии;
выявлены условия, определены уровни сформированности творческой активности старшеклассников и параметры их оценки.
Исходя из цели и гипотезы определены задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы развития творческой активности старшеклассников.
Определить совокупность форм обучения, позволяющих развивать творческую активность старшеклассников.
Разработать и апробировать модель учебно-воспитательного процесса, позволяющую успешно развивать творческую активность старшеклассников.
Выявить условия, определить уровни сформированности творческой активности старшеклассников и параметры их оценки.
Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические теории социальной, деятельностной, творческой сущности личности, деятельности и общения, в частности, положения об активности личности (Д.Б. Богоявленская), о субъекте личности (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн), о системном подходе к воспитанию личности (Ю.К. Бабанский, А.В. Мудрик).
Существенное значение для исследования имеют следующие теоретические положения:
положение о сущности процесса активизации деятельности личности (В.Г. Андреев, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина);
концепции проектирования педагогических технологий (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Г.К. Селевко).
Методы исследования:
теоретический анализ литературы;
анализ и обобщение современного педагогического опыта;
ретроспективный анализ собственного педагогического опыта;
педагогическое моделирование, педагогический эксперимент;
методы статистической обработки результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: гимназия № 1, школы № 24, 26, 46 города Пензы.
В апробации результатов эксперимента участвовало более 600 учащихся и 13 преподавателей химии школ города Пензы.
Этапы исследования;
этап (1998-2001 гг.) - теоретико-аналитический. Осуществлена теоретическая разработка проблемы на основе изучения работ по теме исследования, изучен опыт работы школ г. Пензы, разработан методологический аппарат исследования. Сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования.
этап (2001-2003 гг.) - опытно-экспериментальный. Сконструирована модель и выявлены педагогические условия развития творческой активности старшеклассников в процессе использования коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения (на примере изучения химии), осуществлены их апробация и внедрение в практическую деятельность общеобразовательных учреждений.
'*
III этап (2003-2005 гг.) - заключительно-обобщающий. Проведены систематизация данных опытно-экспериментальной работы, их количественная и качественная обработка, анализ и обобщение результатов исследования, разработка и внедрение рекомендаций в школьную практику.
Научная новизна исследования заключается в определении
средств обучения, позволяющих успешно развивать творческую актив
ность старшеклассников, в определении уровней сформированности твор
ческой активности старшеклассников и параметров их оценки,
^ в разработке модели учебной деятельности старшеклассников в коллек-
тивных, групповых и индивидуальных формах обучения, в выявлении педагогических условий развития творческой активности старшеклассников.
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что в нем:
- проведен многоаспектный анализ сущности, содержания и объема
понятий «творчество», «активность», «деятельность», «творческая актив
ность»;
определены формы организации учебного процесса, направленного на развитие творческой активности школьников;
разработана модель организации учебной деятельности старше-классников в коллективных, групповых, индивидуальных формах обуче-ния;
обозначены педагогические условия развития творческой активности старшеклассников в коллективных, групповых, индивидуальных и формах обучения;
выявлены возможности заявленной модели организации учебной деятельности на основе использования коллективных, групповых, индивидуальных форм организации учебного взаимодействия старшеклассников.
*
Практическая значимость исследования:
Содержащиеся теоретические положения и выводы доведены до уровня конкретных рекомендаций, которые способствуют повышению результативности творческой активности старшеклассников, что подтвер-ждается материалами экспериментального исследования.
Определена совокупность форм обучения, позволяющих целенаправленно развивать творческую активность старшеклассников.
Определены уровни сформированности творческой активности старшеклассников и параметры их оценки.
Апробирована модель учебно-воспитательного процесса, позволяющего развивать творческую активность старшеклассников при изучении химии.
Обобщен опыт работы ряда учителей по развитию творческой активности старшеклассников, разработана и апробирована система средств,
# методов развития творческой активности.
6. Результаты исследования могут быть использованы педагогами для
дальнейшей работы по обозначенной проблеме, а также для разработки
методических и учебных пособий по организации обучения старшеклас
сников.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. Модель учебно-воспитательного процесса развития творческой активности старшеклассников в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения, которая включает способы организации учебно-воспитательного процесса, особенности взаимодействия субъектов процесса. Разработанная модель учебно-воспитательной деятельности старше-
* классников в ходе исследования представляет собой комплекс коллектив
ных, групповых и индивидуальных форм обучения. Данная модель преду
сматривает использование авторского дидактического комплекта к ней
(индивидуальные операционные карточки по каждой теме).
Критерии определения уровней развития творческой активности старшеклассников; использование параметров уровней, характеризующих творческую активность учащихся, применительно к оценке организации учебной деятельности на уроках химии.
Комплекс педагогических условий, способствующих развитию творческой активности старшеклассников:
направленность образовательного процесса на реализацию творческого аспекта активности путем включения старшеклассников в специально организованную учебную деятельность, требующую от них самостоятельности, самоанализа и взаимоанализа, нестандартных решений и выводов;
формирование мотивации достижения успеха у старшеклассников в образовательном процессе;
организация субъект-субъектных отношений путем использования коллективных, групповых, индивидуальных форм обучения;
- поэтапное усложнение учебной деятельности учащихся.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования обсуждались на научных и научно-практических конференциях, семинарах, проводимых МНМЦО г. Пензы и ИПКиПРО Пензенской области, Нижегородским педагогическим университетом, опубликованы в журналах «Химия: методика преподавания» (2002 г., № 8), «Завуч» (2001 г., № 7).
Результаты исследования отражены в 10 публикациях.
Структура диссертационного исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (175 наименований), 11 приложений, а также содержит один рисунок, 17 таблиц, 2 диаграммы, 3 гистограммы.
«
Творческая активность старшеклассников как педагогическая проблема
Проблема творческой активности старшеклассника стала актуальной в начале прошлого века. Однако вплоть до 70-х годов XX века при изучении творчества учащихся доминировал результативный подход, то есть творчество рассматривалось только как процесс получения качественно нового результата. При обучении естественнонаучным дисциплинам творчество связывалось с созданием различных приборов и моделей силами учащихся. Новые подходы к решению проблемы творческого развития учащихся связаны с идеями построения системы обучения как гуманистической и личностно-ориентированной. Так, например, в Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992 г.) среди основных принципов государственной политики рассматривается гуманистический характер образования, выделяется приоритет развития личности. В.И. Даль в своем словаре [38] объясняет творчество как творение, сотворение, а созидание — как деятельное свойство. В "Толковом словаре русского языка" [104] творение трактуется как создание нового, результат творчества. В "Педагогической энциклопедии" [108] творчество - это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Мы считаем, что эти определения дополняют друг друга, так как создать новое, причем самостоятельно, возможно только при наличии определенного опыта, знаний, умений и благоприятной среды для творческой деятельности. Творчество свойственно индивидуальности и предполагает индивидуальную позицию, индивидуальное видение. Эти качества составляют главные отличия творческой деятельности от репродуктивной, при которой человек работает лишь по заранее заданному шаблону или в соответствии со стандартами. Творческое начало рождает живую фантазию и живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то новое, лучшее. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к совершенству. Психологи и педагоги, исследуя сущность творчества и основные этапы творческого процесса, прямо или косвенно затрагивают понятие опыта творческой активности и анализируют условия его развития. Необходимость формирования способности к творческой деятельности старшеклассников определяется тем, что многие учащиеся, к сожалению, затрудняются применять свои знания и умения в новой ситуации, поскольку школа не придает большого значения обучению работе в нестандартной ситуации. Жизнь любого существа - непрерывный поток активности. У чело- века этот поток включает не только разного рода движения и действия, но и, по утверждению Е.И. Рогова [124], сообщения, переживания, мысли, чувства и представления. Многие словари не дают толкования слова «активность», но в них есть слово «активный», то есть деятельный [104]; часто понятия «активный» и «деятельный» отождествляют с понятиями «активность» и «деятельность». Слово «активность» происходит от латинского activus и означает деятельное участие в чем-либо. Главным же источником активности служат потребности человека. Потребности индивида заставляют его действовать. В русском языке слово "активный", производным от которого является понятие "активность", раскрывается в нескольких смыслах: во-первых, как деятельный, энергичный и, во-вторых, как развивающийся, усиленно действующий. Само понятие "активность" может отражать и характерное состояние какого-либо явления, и в целом динамическую тенденцию его развития. Тем более, что "развитие личности" является понятием, включающим в себя такие этапы, как формирование, стабилизация, возрастные изменения и преобразования. Однако простое сопоставление трактовок понятий "активный" (в первом значении) и "деятельный" показывает их полную синонимичность. В «Словаре синонимов русского языка» к слову «активный» даны синонимы: деятельный, энергичный, инициативный, предприимчивый, а к слову «активность» - энергия, инициатива, инициативность, предприимчивость [135, с. 25]. На основании анализа статей толковых словарей можно сделать следующие выводы: - понятие «активность» раскрывается через понятие «деятельность», а понятие «деятельность» - через понятие «активность»; - активная деятельность определяется как деятельность энергичная; - активность личности включает в себя отношение человека к окружающему. Определение активности в научных трудах философов, психологов также связано с понятием деятельности. Можно говорить об абсолютной активности человека как биологического существа, как части природы и об относительной, или переменной, активности человека, если речь идет о личности. Так как активность не является неизменным наследственным свойством личности, мы говорим о необходимости её формирования и развития. Идея о возможности развития творческой активности старшеклассников в процессе организации различных форм обучения не является принципиально новой. Творческая активность в философии, психологии и педагогике исследовалась с различных позиций: - с позиции процесса учения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Богоявленская); - с позиции оптимального сочетания форм учебной деятельности (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.К. Дьяченко); - с позиции развития личности в деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, И.С. Якиманская); - с позиции единства деятельности и общения (А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик). Специальных работ, посвященных развитию творческой активности старшеклассников в процессе реализации различных форм организации обучения, формулирующих конкретные дидактические положения, нет.
Старшеклассник как субъект учения и творческого саморазвития
Современный старшеклассник видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности, что служит основой для его личностного роста. 15-17 лет - это возраст интенсивного развития интеллектуальных способностей, формирования профессиональных интересов. Старший школьник проявляет инициативу и самостоятельность. Поэтому наибольшую остроту приобретает проблема обучения общению: развитие наблюдательности, умение понимать окружающих. В связи с этим вся учебная деятельность старшеклассника выстраивается с учетом его интересов, способностей, имеющихся у него практических навыков. Ранняя юность - это возраст больших противоречий, наиболее выраженных внутренних и внешних, личностных и межличностных конфликтов. Широта умственных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы, появляется некоторое число безразличных, скучающих учеников. Одни старшеклассники четко ориентированы на деятельность: даже если основная сфера ее еще не определена, они отличаются выраженной потребностью в достижении, умением ставить перед собой конкретные цели, распределять и планировать свое время. Другие живут главным образом воображением: мир их фантазии и мечты часто плохо сочетается с практической жизнью. Третьи пассивно плывут по течению, ориентируясь на удовлетворение своих сегодняшних потребностей в общении, эмоциональном комфорте, и не слишком задумываются о будущем. Четвертые увлекаются всем понемногу. Но при этом им не хватает доверия, уважения взрослых, не всегда создаются возможности для раскрытия потребности в самореализации. Мы согласны с утверждением А.В. Мудрика о том, что педагогика юношеского возраста имеет дело с людьми выросшими, но не взрослыми; информированными, но еще не компетентными; увлекающимися, но еще не увлеченными [103]. Для нас также важно утверждение Л.И. Божович о том, что для формирования устойчиво-положительного мотива учебной деятельности важно, чтобы каждый ученик чувствовал себя субъектом учебного процесса [16]. Одной из актуальных задач современного образования является формирование субъекта обучения, способного строить свою учебную деятельность: умеющего поставить учебную задачу, определить способ ее решения, решить и оценить, соответствует ли результат поставленной задаче. Только формированием предметных знаний, умений и навыков эта задача не может быть решена. В процессе обучения необходимо создавать условия, способствующие развитию субъектной стороны умения учиться, в которых ученик мог бы проявлять инициативу и осознавать ответственность за свои действия. Активно развивающийся в современной педагогике субъект-субъектный подход означает превращение ученика из объекта, на который влияют обстоятельства, в субъекта, господствующего над ними, в активно действующую личность на основе формирования в деятельности субъектной позиции индивида. «Человек не рождается, а становится субъектом в процессе деятельности и общения» [1, с. 43]. Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к ней как к учреждению, к процессу обучения и к знаниям, к учителям, к товарищам. Если подростки просто «любят или не любят» школу, то установки старшеклассников гораздо более дифференцированы. Их отношение к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и в то же время постепенным «вырастанием» из школы. Это хорошо показано в работах Л.И. Божович [16]. Старшеклассники видят школу более прагматично - как учебное заведение, где дают знания. Значительно более сложными и дифференцированными становятся и отношения с учителями и сверстниками. В ходе обучения происходит освоение системы знаний, развитие способностей ученика. Но для того чтобы учащийся активно включился в обучение, нужно, по мнению С.Л. Рубинштейна [126], чтобы задания, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были бы им не только поняты, но и внутренне приняты, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося. Творческие возможности человека могут в полной мере проявиться и реализоваться лишь при рациональной самоорганизации учебной деятель ности. Развитие самостоятельности есть не что иное, как переход от систе- мы внешнего управления к самоуправлению. Всякое управление требует сведений, информации об объекте управления. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе [65]. Одна из ведущих целей современного образования и состоит в раз витии у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении. Превращение ученика в субъекта, заинтересованного в самокзменении, обусловливает в дальнейшем его становление. Принцип саморазвития при- водит к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации. Известно, что деятельность, то есть активность субъекта направлена на производство или порождение определенного продукта. Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Деятельность - основной путь, единственный эффективный способ стать личностью. Так как учеба - это ведущая деятельность старшеклассников, то она в современных условиях является их жизненной потребностью. Следовательно, учеба и приобретение знаний в ее процессе и применение их становятся теперь прежде всего средством подготовки школьников к будущей деятельности [7, 20, 41, 58]. По утверждению И.С. Кона и результатов анкетирования, почти половина старшеклассников, в основном мальчики, не удовлетворены своей учебной деятельностью. Одни связывают это с собственными недостатками, другие - с недостатками учебного процесса. Особенно часто повторяются жалобы на перегрузку заданиями и нетворческий стиль обучения [63]. Таким образом, учебная деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является значимой для старшеклассника. Ряд исследователей рассматривают самостоятельность в качестве показателя активности личности в деятельности. Мы также считаем явление самостоятельности важным показателем сформированности творческой активности старшеклассников. Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Важным свойством этого процес са является способность человека управлять своими действиями, планиро вать способы действий, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. Стать субъектом определенной деятельности - значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению [65, с. 250]. Известно, что любое содержание становится предметом учебной деятельности лишь тогда, когда оно принимает вид определенной задачи, направляющей и стимулирующей эту деятельность. Деятельность всегда осуществляется личностью. Её цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Творчество предполагает совпадение мотива и цели, то есть увлеченность предметом, поглощенность деятельностью. По словам Д.Б. Богоявленской [14], то, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место развитие деятельности по инициативе самой личности, а это, на наш взгляд, и есть творчество... творческие способности — не особый самостоятельный вид способностей, не отдельная модальность, они характерны для любого вида труда.
Организация коллективных, групповых, индивидуальных форм обучения на уроках химии
В главе 1 проведен анализ существующих педагогических теорий и практик, представляющих возможность использования такого сочетания форм учебной деятельности, при котором создаются необходимые педагогические условия для развития творческой активности старшеклассника. Эти условия были учтены в созданной нами модели. Для того чтобы представить реальную практику использования различных форм учебной деятельности на уроках химии в современной школе, нами были проанализированы 162 урока учителей г. Пензы в период с 2000 по 2003 гг. Было выявлено, что при организации образовательного процесса в школах в большинстве случаев используются фронтальные формы обучения (62 % учителей), коллективные, групповые, индивидуальные применяются крайне редко. У учащихся недостаточно сформированы умения и навыки сотрудничества, низки коммуникативность и творческая активность. Установлено, что 38 % учителей признают возможность применения коллективных, групповых, индивидуальных форм обучения, но владеют ими в недостаточной мере. Залогом творческой активности учащихся является отбор ими ценной информации, догадок, предположений. Производится он путем сопоставления с непосредственным опытом субъекта, а затем вступает в действие критерий общественной практики, в ходе которой уточняются истинность нового знания и его ценность. Рассматривая активность как природное качество человека, которое определяет его индивидуальность, мы стремились развивать творческую активность старшеклассников, включая их в различные формы учебной деятельности. Нами разработана педагогическая модель организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческой активности старшеклассников в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения (рис. 1). Использование коллективных, групповых, индивидуальных форм обучения прививает учащимся навыки самостоятельной работы, пробуждает у них интерес к исследовательской деятельности, что положительным образом сказывается на развитии их учебных способностей и творческой активности, позволяет увеличить время самостоятельной работы старшеклассников и в большей степени реализовать основные положения теории деятельности. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы позволили выделить и сформировать основные характеристики учебной деятельности старшеклассников, полученные в ходе реализации разработанной модели. Вопросам создания мотивации на творчество и овладения технологией творческого труда в предложенной модели уделяется большое внимание. Модель учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческой активности старшеклассников - комплекс коллективных, групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности. Многие исследователи указывают на тот факт, что активизации учащихся способствует открытость обучения. Под этим термином понимается свобода выбора учеником темпа обучения, уровня трудности обучения, времени сдачи зачета, выбора способа работы. Модель организации занятий нацелена на саморазвитие личности. Учебное занятие в нашей модели — это лишь исходная точка к переходу от организации к самоорганизации, от стимулирования к самостимулированию, от контроля к самоконтролю. Основные характеристики учебной деятельности старшеклассников в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения представлены в таблице 2. Разработанная модель учебно-воспитательной деятельности старшеклассников в ходе исследования представляет собой комплекс коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения. Данная модель предусматривает использование авторского дидактического комплекта к ней (индивидуальные операционные карточки по каждой теме). В предложенной нами педагогической модели ученик не только объект, но и субъект процесса собственного учения. Эффективность обучения зависит не только от характера предъявляемых заданий, но и прежде всего от активности самого ученика, что отражено в таблице 3. Для выявления уровней развития творческой активности старшеклассников под влиянием методических приемов коллективных форм организации учебной деятельности нами была предложена таблица 4.
Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности старшеклассников
Для определения эффективности предложенной нами модели учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческой активности старшеклассников в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения, мы проводили диагностику изменений, происходящих в развитии творческой активности старшеклассников как результата их участия в специально организованной деятельности. В процессе разработки модели важно было дифференцировать уровни сформированности творческой активности и выявить показатели ее проявления у старшеклассников в процессе учебной деятельности. На основе выделенных уровней творческой активности была разра ботана технология их диагностики, они же служили показателями резуль тативности экспериментальной работы. С целью определения мотивации потребности в знаниях, предметных интересов, степени самостоятельности, а также направленности на собственную деятельность, на отношение к развитию творческой активности, на выявление исходного уровня творческой активности к началу эксперимента были проведены замеры: - Оценка учебной мотивации старшеклассников к обучению (оценка учебной мотивации). Изучение предметных интересов, умственной работоспособности, характера направленности на собственную деятельность. - Оценка коммуникативных склонностей с использованием теста Томаса. - Оценка сформированности учебной творческой активности старше-классников. Для сравнительной характеристики (в дальнейшем - прослеживания динамики развития при использовании различных форм обучения) мотивов учебной деятельности учащихся был выбран метод неоконченных предложений. С целью повышения достоверности исследования прямые вопросы сочетались с косвенными. Учащихся просили закончить предложения: «Самое главное в школе...»; «Хорошая оценка по химии мне нужна для того, чтобы...»; «Плохая оценка мне неприятна потому, что...»; «Главное, для чего нужны знания по химии...», «Учащимся нужно учиться вместе потому, что...». Оценочные суждения учащихся позволяют определить преобладание: - внутренних мотивов по отношению к содержанию учебной деятель ности: заинтересованность в содержании знаний, в самооценке (самосо вершенствовании), в совместном познании; — внешних мотивов по отношению к содержанию учебной деятельно сти: ориентация на будущее, учение как возможность общения, как пре стиж, как умение избежать неприятностей, как возможность получения хо рошей отметки. Человек включается в активную деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать. Задача учителя в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающие на успех учения мотивы. С этой целью мы использовали стимулы, т.е. внешние побудители деятельности старшеклассников. Формированию внутренней мотивации учения способствует использование заданий проблемного характера, например: эта кислота образует соли, которые полезны растениям, но вредны людям. Назовите ее, проведите опыты по ее взаимодействию с основными оксидами и основаниями и представьте отчет в форме рисунков и уравнений реакций и т.п. Для изучения предметных интересов старшеклассников была разработана специальная анкета (приведена в Приложениях). Высказывания школьников в начале эксперимента свидетельствуют о преобладании внешних мотивов учения: желание получить хорошую оценку (похвалу), учение как возможность общения (было учтено нами при проектировании форм учебной деятельности), что соответствует I—II уровням творческой активности. Небольшая часть учащихся одновременно высказывала суждения, относящиеся к разным группам, что позволяло предположить у них наличие и внешних, и внутренних мотивов учебной деятельности одновременно, что было учтено нами при проектировании форм учебной деятельности: универсально подходят методики коллективной и индивидуальной форм обучения, что соответствует — III уровню. Треть старшеклассников отметила интерес к химии как к науке о веществах, используемых в быту. Мотивация творчества может быть обусловлена именно этим фактором. К началу опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика степени интереса учащихся к предмету, представленная в таблице 8. К 10 классу качество знаний и умений учащихся составляет примерно 60 % и в экспериментальных, и в контрольных группах, но наличие определенных знаний предмета не гарантирует творческой активности учащихся, так как это соответствует критериям только I уровня проявления творческой активности - усвоению и воспроизведению знаний, предусмотренных программой. Элементы творческой активности здесь незначительны, но без них невозможна дальнейшая активная творческая работа. Для ее формирования важно привитие школьникам навыков самостоятель- ного анализа явлений (до эксперимента навыки анализа и самоанализа были выявлены только у 20 % старшеклассников). Самостоятельность является средством самоутверждения учащихся. Ее реализация способствует снятию избыточного напряжения и тревожности. Наблюдения и опрос позволили установить, что 35 % старшеклассников считает, что они самостоятельны. Опрос показал довольно низкий уровень самоутверждения старшеклассников (30 %) в учебной деятельности. Это подтверждает актуальность нашего эксперимента, направленного на развитие творческой активности учащихся. Чтобы определить результативность заявленной модели, выявить характер направленности учащихся на собственную учебную деятельность, мы за оценку самостоятельности приняли следующие показатели: высокая степень самостоятельности - это самоорганизованность, объективные требования к себе и другим, творческий стиль мышления, проблемный характер самовыражения; средняя степень - проявление высокого уровня самостоятельности при внешнем побуждении или под влиянием установки; низкая степень - несоответствие сознания и поведения, неорганизованность.