Введение к работе
Актуальность исследования. Перед системой современного высшего образования стоит актуальная задача развития творческого потенциала обучающихся с ограниченными физическими возможностями, так как творчество является одним из наиболее глубинных побудительных мотивов человеческой личности. Творчество обязательно предполагает создание качественно нового, автором которого выступает человек.
Структура творческого процесса, отражающая логику творчества, изучалась и изучается рядом отечественных (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Д. Б. Богоявленская, Б. В. Бондаревская, П. Я. Гальперин, С. В. Кульневич, В. Д. Губин, В. В. Давыдов, И. И. Зарецкая, В. А. Малахов, Г. С. Альтшулер, Ю. Б. Борев, П. П. Кремер, Я. А. Пономарев, С. X. Раппопорт, И. В. Страхов и др.) и зарубежных исследователей (Е. П. Торренс, Л. Л. Терстон, Ч. Д. Спилберг, Р. Б. Кэттел и др.). В качестве критериев творчества можно перечислить: категорию новизны, механизм развития, способность мыслить по аналогии, специфический характер мышления, личностную активность, целенаправленную деятельность, а также интеллектуальную активность. Данные критерии объединяются на основе представления творчества как процесса целостного развития и формирования личности.
Студент, обладающий инвалидностью, четко осознает суженность своих возможностей. Во многих случаях самореализация в профессии -практически единственный выход для подобных людей. Это означает наличие творческой направленности, а также повышенной интеллектуально-творческой активности.
Морально-этическая задача любого цивилизованного общества - не дать людям, отягощенным инвалидностью, замкнуться в своей болезни, обеспечить им полноценное, интересное, творческое существование, тем более что среди инвалидов имеется множество ярких талантов, желающих
4 принести пользу обществу, ощутить себя неодинокими, нужными, востребованными.
Творческий потенциал студентов с ограниченными физическими возможностями настойчиво требует реализации в виде специальных компенсаторных методик. Применение подобных методик обеспечивает динамику развития творческого потенциала, раскрытия одаренности и таланта. Известные отечественные педагоги М. П. Семаков и А. И. Савостьянов рассматривают формирование творческой личности как глобальную цель педагогического процесса.
Уникальные возможности для развития творческого потенциала студентов с ограниченными физическими возможностями предоставляет современный персональный компьютер. Одна из наиболее перспективных областей для реализации данных возможностей - современное направление компьютерного моделирования в области гуманитарных наук (т. н. «мягкое моделирование»).
Анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы, изучение опыта работы педагогов-практиков позволил выявить противоречие между возможностями современных компьютерных методик и задачей развития творческого потенциала студентов с ограничениями физических возможностей.
Дело в том, что существующие компьютерные методики, направленные на раскрытие творческого потенциала студентов-инвалидов (речевые синтезаторы и т. п.), далеко не всегда способны содействовать формированию творческой активности. Это происходит как вследствие ограниченных возможностей применения подобных методик, так и по причине отсутствия конкретной направленности на студентов с тем или иным видом ограничения.
Вышеуказанная проблема явилась причиной выбора темы исследования: «Развитие творческого потенциала студентов с ограниченными физическими возможностями средствами компьютерных
5 методик». В диссертационной работе обсуждается специальная компьютерная методика, нацеленная на развитие творческого, в том числе научно-исследовательского потенциала студентов-инвалидов.
Объект исследования: педагогический процесс, направленный на развитие творческого потенциала студентов с ограниченными физическими возможностями.
Предмет исследования: процесс развития творческого потенциала студентов с ограничениями физических возможностей в процессе применения компьютерных методик.
Цель исследования - выявление педагогических возможностей и условий развития творческого потенциала студентов с ограниченными физическими возможностями в процессе применения специально разработанных компьютерных методик.
В основе гипотезы нашего исследования лежит предположение о том, что применение компьютерных методик в обучении студентов с ограниченными физическими возможностями будет способствовать развитию навыков творческого мышления и элементов научно-исследовательской деятельности при соблюдение следующих условий:
создание и внедрение специальных компьютерных методик, нацеленных на студентов-инвалидов;
построение модели педагогической деятельности по развитию творческого потенциала студентов-инвалидов путем применения компьютерных методик;
анализ динамики развития творческого потенциала студентов-инвалидов; коррекция и дальнейшее совершенствование специальных методик;
формулировка методических рекомендаций по классификации и синтезу музыкальных сигналов.
Достижение поставленной цели, с нашей точки зрения, возможно путем решения следующих задач:
раскрыть теоретические основы развития творческого потенциала студентов-инвалидов;
проанализировать и классифицировать ряд существующих специальных методик, нацеленных на развитие творческого потенциала студентов-инвалидов;
разработать и апробировать специальную авторскую компьютерную методику синтеза, обработки и анализа музыкальных сигналов для студентов-инвалидов;
проанализировать динамику развития творческого потенциала студентов-инвалидов на основе данной компьютерной методики. Научная новизна заключается в следующем:
сформулированы теоретические основы развития творческого потенциала студентов с ограниченными физическими возможностями (понятие творческой деятельности; философский и психолого-педагогический подходы к творчеству);
построена модель педагогической деятельности, направленной на развитие творческого потенциала студентов-инвалидов путем применения компьютерных методик;
предложена классификация специальных компенсаторных методик, созданных для студентов-инвалидов.
Теоретическая значимость состоит в следующем:
разработана классификация музыкальных сигналов, включающая три класса сигналов (модельный, компьютерный и реальный);
разработана авторская компьютерная методика для развития творческого потенциала студентов с ограниченными физическими возможностями;
проанализирована динамика развития студенческого творческого потенциала на основе применения авторской методики и ряда психологических тестов.
Практическая значимость. Построена и апробирована специальная компьютерная методика синтеза, обработки и анализа музыкальных сигналов, направленная на обучение музыкальных звукорежиссеров и музыкантов-исполнителей, обладающих серьезными дефектами зрения, а также нарушениями слуха. Материал, содержащийся в диссертации, может быть использован преподавателями звукорежиссуры, музыкальной информатики, музыкальной акустики, а также преподавателями-музыкантами для формирования творческого подхода к студентам путем активизации их интеллектуальной деятельности методами компьютерных методик.
Методологической основой диссертационного исследования являются: философские, педагогические и психологические концепции развития творческого потенциала; эйдетическая триада, созданная и развитая в трудах А. Ф. Лосева; системный анализ; основные положения процесса образования людей с ограниченными физическими возможностями; разделы прикладной математики, музыкальной акустики и музыкальной информатики, способствующие решению поставленных проблем (И. А. Алдошина, Д. Б. Богоявленская, Г. А. Ковалев, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, Ц. Е. Спирман, Я. А. Пономарева, Б. М. Теплов и др.).
Для решения сформулированных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный и др.), диагностические методы (наблюдение, тестирование и др.), праксиметрический метод (анализ результатов деятельности студентов, обобщение психолого-педагогического опыта и др.); метод компьютерного моделирования; метод статистической обработки данных.
Достоверность результатов исследования базируется на применении научной методологии исследования, а также на использовании современных концепций и методов диагностики и изучения педагогического процесса. Обработка экспериментальных результатов базируется на основных понятиях математической статистики.
Апробация и внедрение полученных результатов осуществлялись посредством участия в научных конференциях и семинарах и посредством публикации в печати. Компьютерная методика, разработанная в диссертационном исследовании, применяется в практике преподавания в Государственном специализированном институте искусств (ГСИИ), а также в Курском музыкальном колледже-интернате (для студентов с серьезными нарушениями зрения), в Государственном музыкальном педагогическом институте им М. М. Ипполитова-Иванова, в Институте современного искусства, в Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского и в Государственной классической академии им. Маймонида.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Современные исследования творческого процесса позволяют
сформулировать ряд критериев, объединяемых на основе представления о
творчестве как процессе формирования и целостного развития личности. Это
- новизна, механизм развития, специфический характер мышления,
личностная активность, целенаправленная деятельность, способность к
усмотрению новизны.
К анализу творческого процесса вполне применимы некоторые идеи и методы современного компьютерного моделирования, объединяемые в парадигму «мягкого моделирования».
2. Модель педагогической деятельности, направленной на развитие
творческого потенциала студентов-инвалидов, представлена двумя типами
обратной связи.
Модель представляет собой динамическую структуру, базис которой составляют эйдетическая триада А. Ф. Лосева, а также основные положения системного анализа совместно с некоторыми принципами компьютерного «мягкого моделирования». В модели отражены особенности творческой личности педагога, а также основные черты творческой личности студента с ограниченными физическими возможностями.
Творческая индивидуальность педагога в этом случае представляет собой конструкцию в виде некоторой суммы общих, специфических и психологических, а также профессиональных особенностей личности. Особенность данной конструкции состоит в том, что составляющие находятся в постоянном взаимодействии. Общие особенности стимулируют развитие специфических педагогических характеристик, психологические особенности активизируют профессиональные качества, а профессионализм влияет на психологический портрет (проявление обратной связи). Следовательно, можно говорить о синтезе, базирующемся на сложном взаимодействии (первый тип обратной связи).
Творческое взаимодействие учителя и ученика вовлекает их в процесс постоянного духовного совершенствования, что и является основным результатом весьма динамичной эволюции педагогического процесса (второй тип обратной связи). Данный тип обратной связи формируется главным образом при обучении студентов с ограничениями физических возможностей.
3. Классификация развивающих методик, рассчитанных на применение в условиях специализированного художественного вуза, позволяет представить каждую из методик в виде следующей конструкции:
Методика =f(mun, группа, содержание)
Здесь « f» означает обобщенное представление в форме функциональной зависимости, «тип» отражает ограничение физического характера; «группа» раскрывает принадлежность к одной из шести групп, а «содержание» отражает смысл разработанной методики.
Существует три типа методик. Первый тип содержит методики для студентов с ограничениями по зрению, второй - методики для студентов с ограничениями по слуху. Часть методик относится к третьему (смешанному) типу, т. к. они предназначены для студентов с обоими типами ограничений. Методики для студентов с ограничениями опорно-двигательной системы не
10 объединяются нами в отдельный тип и рассматриваются в рамках одного из двух типов.
4. Компьютерная методика, способствующая развитию творческого потенциала студентов с ограниченными физическими возможностями, включает синтез, обработку и анализ музыкальных сигналов и направлена на развитие творческого потенциала невидящих и слабовидящих, а также слабослышащих студентов-музыкантов и музыкачьных звукорежиссеров.
Классификация музыкальных сигналов включает модельный,
компьютерный и реальный классы. Компьютерная методика предусматривает
синтез, обработку и анализ музыкальных сигналов, а также изучение
компьютерных программ - музыкальных редакторов, совместимых с
речевыми синтезаторами, что предоставляет слабовидящим и
слабослышащим студентам широкие возможности для обработки музыки. Прежде чем перейти к взаимодействию с записью реальной, «живой» музыки, обучающиеся обрабатывают и модифицируют массив компьютерной музыки, создаваемой автором данной работы совместно со студентами. На занятиях учащиеся меняют темп и тембр звучания, создают многоголосные варианты звучностей, используют акустические эффекты. Все это дает возможность полноценного музыкального творчества.
Студенты, полностью лишенные зрения, записывают свои исполнения на различных музыкальных инструментах; затем эти исполнения анализируются на основе компьютерной модели, построенной автором. Компьютерный анализ, дополняющий традиционный анализ исполнения, демонстрирует студентам их собственные возможности, пробуждая их к творчеству.
Методика в значительной степени базируется на двух моделях автора. Первая из них - музыкально-акустическая (MARC), реализуемая на осітове алгоритмического языка Фортран. На базе данной модели автором проведен ряд компьютерных экспериментов, состоящих в синтезе компьютерной «математической музыки». Подход к идее количественног'о анализа
И особенностей исполнения реализуется на основе второй модели -музыкально-статистической (MQS).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (219 наименований). Работа содержит материалы иллюстративного характера: 23 рисунка, 1 таблицу, 3 диаграммы.