Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания Блинов Владимир Игоревич

Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания
<
Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Блинов Владимир Игоревич. Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2001 395 c. РГБ ОД, 71:02-13/190-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Идеал человека и цели воспитания в России до XVIII века . 33

1. Жизненные ценности и идеал православного человека .

2. Общая характеристика воспитания в России к концу XVII века. 53

Глава 2. Жизненные ценности, идеал человека и цели его воспитания в российской «дворянской империи» XVIII века 84

1. Изменение представлений о жизненных ценностях и воспитательном идеале человека в среде российского дворянства в XVIII веке .

2. Новые подходы в практике российского светского воспитания и образования. 132

Глава 3. Светский и православный подходы к воспитанию и их отражение в педагогической теории и практике в России XIX века . 159

1. Идея сохранения духовной самобытности русского народа средствами воспитания и образования в России XIX века

2. Отражение различных ценностных подходов в практике воспитания и образования 207

Глава 4. Новые идеалы человека и их влияние на развитие собственно педагогической теории и практики в России в начале XX века 250

1. Общественные ценности, идеал человека и цели воспитания в теории и практике в России в период индустриального подъема в начале XX века .

2. Развитие и реформирование российского образования под влиянием новых ценностных установок 292

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 322

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 333

Введение к работе

Обоснование темы исследования:

Развитие теории и практики образования происходит под влиянием самых различных факторов - социально-экономических, политических, этнических, демографических и др. При этом образование претерпевает не только количественные, но и качественные изменения, меняются цели, задачи, содержание и методы.

В последние годы педагогика ведет научный поиск решения проблем, связанных с педагогическим целеполаганием, стремясь выяснить закономерности формирования целей воспитания и разработать подходы к их определению и постановке.

Внимание педагогической науки привлекают проблемы, связанные с функциональными изменениями в образовательной сфере, связанные с экономическими, социальными, политическими, культурными преобразованиями в обществе. Более или менее изучен механизм влияния социально-экономических факторов на процесс развития педагогической науки и образования, но имеются еще и другие факторы, которые также оказывают существенное влияние на образовательную сферу. Общепризнанно, что деятельность школы должна соответствовать уровню развития экономики, политики и науки, отражая в своем развитии основные тенденции социально-экономического прогресса.

Проблема цели воспитания и образования в педагогической теории и практике, безусловно, является одной из краеугольных. Неясные представления о ней становятся причиной различий в трактовке многих педагогических проблем, особенно тех, которые связаны с образованием, развитием духовности личности и общества в целом, замыкаясь нередко на ценностях материальных. Многие исследования последних лет были обращены именно к этой проблеме.

Исследования, направленные на выявление механизмов влияния новых общественных ценностей на представления об идеале человека и цели воспитания и образования, ставящие перед собой задачу выявления и характеристики изменений в ценностях и целях воспитания в истории России, могут способствовать решению многих современных проблем, связанных с определением цели воспитания и направлений развития образования.

Осмысление содержания человеческих ценностей является необходимой предпосылкой разработки любой педагогической концепции, теории и организации практики воспитания. Деятельность любого педагогического учреждения или отдельного воспитателя всегда ориентирована на определенный идеал человека. Говоря об оценке педагогической деятельности, всегда необходимо иметь в виду ее цели, которые вытекают именно из представлений об идеале человека и его жизненных ценностях.

Идеал человека - абстрактное представление о совершенном человеке, обладающем высокими нравственными качествами, необходимыми знаниями и умениями. Он является связующим звеном между признаваемыми обществом ценностями и целями воспитания. Изменения в понимании соотношения материальных и духовных ценностей общества, отражаются, прежде всего, на представлениях об идеале человека и соответственно на целях воспитания.

Наличие представлений об идеале человека необходимо для педагогики, так как они выполняют функцию ориентира как при разработке конкретных проблем воспитания и образования, так и в процессе практической воспитательно-образовательной деятельности при определении содержания и форм организации педагогического процесса. Идеал человека необходим также и как критерий при оценке результатов воспитания и образования.

Процесс воспитания ориентирован на определенный идеал человека, но при анализе конкретных педагогических теорий и практики воспитательной и образовательной деятельности не всегда понятно на какой именно. Часто новые, и на первый взгляд привлекательные, подходы к обоснованию педагогической деятельности оказываются малопригодными именно по причине игнорирования ценностного подхода. Это можно легко обнаружить как в историко-педагогических исследованиях, так и в трудах, посвященных состоянию современной теории и практики образования и воспитания. Осмысление эволюции человеческих ценностей является необходимой предпосылкой, как для создания любой педагогической концепции, теории, так и для организации практики воспитания.

Для педагогической теории необходимо знание об объективных процессах, происходящих в обществе, о механизмах влияния на формирование идеала человека, на формирование цели воспитания и соответственно на всю педагогическую теорию и практику в целом. Воспитание в свою очередь оказывает влияние на развитие социума, является одной из движущих сил общественного развития.

Воспитание - процесс неоднородный. В нем постоянно присутствуют интенциональный и экстенциональный компоненты. Первая составляющая -это воспитание осуществляемое целенаправленно. Вторая - представляет собой совокупное воздействие различных факторов социокультурной среды, родителей, сферы общения и т.д., которые формально не имеют определенной цели, не ориентированы специально на воспитание и обучение, но оказывают мощное влияние на становление личности ребенка.

Экстенциональное воспитание практически является органической частью повседневной жизни людей, оно проявляется в воздействии окружающей среды на сознание. Известны парадоксы «хорошего воспитания» и «хорошего образования», когда у «хороших» родителей вырастают «плохие» дети и наоборот. Не вдаваясь в не имеющие прямого отношения к рассматриваемой проблеме подробности, следует отметить, что оба фактора воспитания опираются на определенную систему ценностей, определенный, хотя и не всегда осознанный идеал человека. Отличие только в том, что интенциональное воспитание имеет сформулированную цель, определенное содержание и организованную систему средств, которые далеко не всегда приводят к желаемому результату. Целенаправленному воспитанию, как правило, приходится противодействовать спонтанному влиянию окружающей ребенка социальной среды.

Проблема несовпадения экстенционального и интенционального компонентов воспитания была замечена давно. Порой даже высказывалась мысль, что самым важным средством воспитания является защита ребенка от «развращающего» детскую душу общества. Так полагал, например, Ж.-Ж. Руссо еще в XVIII веке, пытаясь создать для ребенка искусственную воспитательную среду. И действительно, можно утверждать, что ценностные ориентации интенционального и экстенционального воспитания и их роль в формировании личности ребенка в каждый исторический период, фактически далеко не совпадают.

Для целенаправленного воспитания необходим учет системы ценностей, которые в данное время приняты в обществе. Именно поэтому для педагогической науки важно осмыслить процесс изменения представлений общества о человеческих ценностях и идеале человека в истории различных народов.

История развития человеческих ценностей и идеала человека в России насчитывает двадцать столетий, которые с рассматриваемых позиций неизбежно должны быть подвергнуты педагогическому анализу. Отзвуки праславянского, языческого идеала человека сегодня можно обнаружить лишь в эпизодических и достаточно слабых формах в процессе экстенционального, традиционного, в значительной степени этнологически объяснимого воспитания. Языческая культура праславян опиралась на нормы нравственности, очень далекие по своему содержанию от системы нравственных духовных ценностей, которые постепенно начали распространяться на Руси после принятия христианства.

Потребовалось примерно восемь веков для утверждения на Руси идей православия, которое определяло подход к человеческим ценностям и целям воспитания вплоть до XVII века, когда началось их «еретическое» переосмысление. Укрепление православной приходской общинности, сыграло важную роль в становлении единого русского общества, и распространении ортодоксального православного христианского вероучения, включавшего в себя четкую систему нравственных ценностей и соответствующее понимание идеала человека, оно стало господствующим и при определении жизненных ценностей, и целей воспитания.

Замкнутость русских земель на протяжении многих веков, противостояние православия и католицизма привели к тому, что в итоге стало проявляться и серьезное отставание России от Западной Европы в области развития цивилизации.

Кардинальный пересмотр жизненных ценностей, появление новых представлений об идеале человека были связаны с реформаторской деятельностью Петра Великого. Смыслом жизни для новой аристократии становилось служение царю и отечеству, а не только православной вере. Вплоть до второй половины XIX века дворянство играло лидирующую роль в российском обществе и светские ценности, при сохранении православных, ставших уже традиционными, достаточно глубоко укоренились в сознании россиян, что нашло отражение и во взглядах на цели воспитания, которые носили ярко окрашенный сословный оттенок.

Конец XIX века - начало XX века явились следующим этапом в процессе становления новых взглядов на систему человеческих ценностей, идеал человека и цели воспитания в России. Неупорядоченность и чрезвычайное разнообразие духовных и общественных ценностных ориентации, ускоренное развитие производства, изменение общественно-экономических отношений, развитие материальной и духовной культуры в России сохранялись вплоть до предреволюционного периода. Разнообразие интересов личности, индивидуализм и ориентация воспитания на удовлетворение бытовых жизненных потребностей вызывали к жизни широкий спектр педагогических подходов, от крайне прагматических до анархических. Представляется, что для решения многих современных педагогических проблем необходимо глубокое осмысление этого достаточно далекого прошлого. Педагогическая наука многое приобрела с утверждением в ней аксиологического подхода, который открыл новый путь в исследованиях, опирающихся на объективно существующие в обществе системы ценностей.

Одним из первых немецкий философ, психолог и педагог XIX в И. Ф. Гербарт предложил подход к разработке теории воспитания и образования, основанный на синтезе философских и психологических данных.1 Его утверждение, что педагогика как наука исходит из цели воспитания, стало основополагающей идей, позволявшей разрабатывать различные педагогические системы на основании объективно существующих в конкретных исторических условиях целей воспитания, которые вытекают из представлений о жизненных ценностях и идеале человека.

Проблема идеала человека и цели воспитания издавна привлекала внимание педагогов во всем мире, в том числе и в России, где такими мыслителями как К. Д. Ушинский, И. И. Мечников, Н. Шелгунов, и др. рассматривался широкий круг вопросов, относящихся к данной проблеме. Наметились подходы к теоретическому осмыслению цели воспитания, педагоги стали обращать внимание на взаимосвязь духовных идеалов общества и целей воспитания, их диалектическое взаимодействие/

Во второй половине XIX века уже имелся солидный философский и психологический арсенал, наработки педагогической науки вследствие чего и педагогические исследования стали приобретать большую убедительность и весомость. Их важной чертой было то, что практически каждое из них содержало попытку установить, сформулировать и обосновать цель воспитания, дать описание духовного идеала человека.

В начале XX века проблема цели воспитания была предметом внимания многих отечественных философов и педагоге . Об изменении в системе духовных и жизненных ценностей и идеалов в российском обществе писал. П. Ф. Каптерев, Н. И. Кареев, К. Н. Вентцель и многие другие.1 Так, П. Ф. Каптерев выступил с идеей «идеалосообразности» воспитания и образования, доказывая, что их содержание, формы и методы должны соответствовать личностным и общественным потребностям, которые обобщаются и фокусируются в сложившихся представлениях об идеале. П. Ф. Каптерев ввел понятие «педагогический идеал», рассматривая его как основу при определении цели воспитания, показал его психологическое значение для работы педагога. Им был вновь поднят вопрос о ценности народных традиций и специфического миропонимания, на которых базировались православно-патриархальные нравственные ориентиры воспитания, при этом он вступил в полемику с К. Д. Ушинским, считавшим родной язык, традиции и все, что с ними связано главными ориентирами воспитания для своего времени. П. Ф. Каптерев показал, что для России начала XX века понятие народность приобрело по существу сословный характер и как система ценностей скорее способствовало разобщению людей, притом, что основные тенденции социокультурного развития общества того времени характеризовались стремлением к объединению, а общественно-политические ценности вышли на первый план. Из этого П. Ф. Каптерев делал вывод, что воспитание должно быть ориентировано на внесословные - «общечеловеческие» ценности, которые должны преобладать над «народными».

Педагог и историк Н. И. Кареев был сторонником идеи единой школы и дал историческое обоснование процессу ее становления в России, полагая, что сам ход исторического развития приводит именно к такой школе. Единая школа требовала преодоления национальной и сословной розни, т.е. должна была ориентироваться на систему надсословных и наднациональных ценностей. При этом Н. И. Кареев продолжал оставаться приверженцем религиозно-нравственного воспитания.

К. Н. Вентцель, теоретик и пропагандист «свободного воспитания», писал об идеале свободного человека - абстрактном представлении о человеке будущего, пытаясь создать теоретическую и практическую модель школы, которая обеспечивала бы воспитание такого человека. Он считал, что существует отдельная «этическая сфера деятельности» человека. Эта деятельность является работой человека, по достижению нравственного идеала. Этическая деятельность, по К. Н. Вентцелю, взаимообусловлена двумя другими видами человеческой деятельности: политической, направленной на совершенствование общества и педагогической, направленной на совершенствование человека. С точки зрения К. Н. Вентцеля, в идеале человеку должно быть присуще широкое, планетарное мироощущение и мышление, которое позволяет «солидаризироваться» со всем человечеством.

В эти годы был переведен и опубликован в России ряд работ зарубежных авторов, в которых проблема идеала человека и целей воспитания носила эпизодический и описательный характер. Большинство из них только затрагивали данный предмет в своих трудах, посвящая их сопредельным проблемам.

В конце XIX - начале XX века в среде сторонников социал-демократической идеологии начал формироваться принципиально новый взгляд на проблему человеческих ценностей, идеал человека и цель воспитания. Этот так называемый марксистско-ленинский подход стал единственным после октябрьского переворота 1917 года в России и господствовал вплоть до 90-х годов XX века, однако его анализ уже выходит за рамки предмета данного исследования.

Проблема влияния изменений в ценностных установках, представлениях об идеале человека и цели его воспитания на процесс развития теории и практики образования является комплексной. В ее разработке участвуют различные науки.

Представляет интерес осмысление некоторых аспектов данной проблемы, которое содержится в трудах многих российских философов.

Для современной философии представляются наиболее важными такие аспекты проблемы как содержание понятий человеческая и духовная ценность, идеал человека, динамика развития этих явлений и обусловленность этого процесса различными факторами, связь с развитием цивилизации и культуры.

В трудах таких философов как М. М. Бахтин, В. П. Тугаринов, С. Л. Григорьев, А. Г. Спиркин, М. С. Каган, Н. С. Розов, и др. рассматриваются проблемы соотношения представлений о ценностях в сознании человека и культуре, науке искусстве. Установлена взаимосвязь и взаимовлияние этих явлений в современном мире и в истории человечества.

Важный аспект проблемы рассматривается в работах Р. Л. Розенберг, В. Л. Кузнецова, Б. Г. Ананьева, Л. Н. Тарасовой, Д. Н. Круглова и др. о природе ценностей обыденного сознания человека. Учет в педагогической деятельности так называемых «инструментальных» ценностных ориентации, которые являются основой мотивационной сферы человека актуальная проблема, возникшая во многом по причине недооценки философами прошлого этой важной субстанции человеческого сознания.

Важны выводы ряда новых историко-философских исследований, предметом которых был генезис ценностей, ценностных ориентации и идеала человека в русской культуре и русском обществе. Таким авторам как А. С. Фролов, В. Б. Миронов, Б. Г. Кузнецов, М. О. Коялович удалось проанализировать ценностные ориентации и представления об идеале человека в русском сознании, выделить его основные характерные черты, которые связаны, по их мнению, прежде всего с особенностями православия, оставившего глубокий след в жизни русского общества.

Философами проводились также исследования некоторых аспектов данной проблемы, связанных с педагогикой и образованием. Такими авторами как С. Л. Григорьев, И. Б. Сесюнина, И. Д. Проскуровская и др. были предприняты не слишком успешные попытки дать концептуальные философские обоснования некоторым современным подходам к образовательной теории и практике. Эти авторы сконцентрировали свое внимание на диалектике «общественных» и «образовательных» ценностей, возводя порой гуманитаризацию и глобализацию системы образования в ранг самостоятельных ценностей, хотя это скорее механизмы, при помощи которых возможно приблизить образование к решению проблем, связанных с человеческими ценностями.

Неоднородность общественного сознания, вызванная, прежде всего социальной и имущественной дифференциацией людей, объясняет интерес социологов к проблемам, связанным с человеческими ценностями, и представлениями об идеале человека. В ряде социологических исследований были затронуты некоторые аспекты данной проблематики.1 Так, в работах В. С. Ручки объектом исследования стали общественные ценности и нормы, была показана их структура и социально-слоевая обусловленность. А. Н. Сошневым и В. Н. Куйкиным были разработаны некоторые подходы к социологическому изучению сферы образования, в том числе способы определения отношения общества к образованию и исследованию ценностных основ и мнений, на которых образование могло бы базироваться.

Важные социологические исследования были сделаны в направлении анализа тех реальных жизненных ценностей, которые характерны для современных школьников. Из работ В. С. Собкина, Е. В. Щукиной, Н. И. Кузнецовой видно, насколько порой далеки формальные ценностные ориентиры российского образования от тех ценностных установок, которые существуют в реальном сознании учащихся. Результаты этих исследований лишний раз говорят об актуальности изучения аксиологических проблем образования.

Для психологической науки ценностные установки и представления об идеале человека давно стали традиционным предметом исследования. В контексте рассматриваемой проблемы в XX веке был проведен ряд психологических исследований.1 В работах С.Л.Рубинштейна, А. Г. Маслоу, А. Адлера и др. устанавливается связь и обусловленность представлений об идеале человека системой ценностных ориентации в сознании человека, которые, в свою очередь, детерминированы жизненными потребностями. Система жизненных потребностей, ценностных установок и представлений об идеале человека и смысле его жизни обусловлены конкретно-историческими условиями существования индивида и претерпевают изменения вместе с социокультурным развитием общества. Этот важный вывод является одним из оснований для проведения данного исследования, устанавливающего взаимосвязь развития образования, общественного сознания и общества в целом.

В исследованиях В. С. Собкина раскрываются психологические механизмы взаимодействия индивидуальной системы ценностных установок человека с теми, которые считаются общепринятыми или декларируются. Автор показывает конфликтность этого взаимодействия и подводит к диалектическому восприятию этого процесса как одного из факторов взаиморазвития человека и общества. Кроме того, автор показывает динамичность развития ценностных установок под влиянием изменений в обществе.

Знания о ценностных установках и представлениях об идеале человека взяты на вооружение психиатрами и психотерапевтами. Работа В. М. Розина - пример использования научных знаний о человеческих ценностях в медицинской и педагогической практике.

Изучение проблемы соотношения жизненно-практических и духовных ценностей, идеала человека, и целей воспитания в педагогике активно возобновилось в России лишь в 90-х годах XX столетия. Был проведен ряд теоретических и историко-теоретических исследований различных аспектов данной проблемы.

Интерес исследователей привлекал широкий спектр различных аспектов данной проблемы. Сам предмет педагогической аксиологии стал объектом теоретического осмысления. В работах Г. И. Чижаковой рассмотрена вся история развития данного направления в педагогике.1 При этом автор справедливо замечает, что в педагогической теории сложилась тенденция, когда логика рассмотрения ценностных проблем в образовании часто сводится к изучению самого образования как ценности, что преобладают работы именно такой тематики.

Действительно, данный аспект проблемы нашел отражение во многих работах.1 Ценность образования, по мнению исследователей, меняется с течением времени и зависит от конкретно-исторических условий. Каждое поколение находит в образовании свое благо и для организации этого социального института необходимо установить те ценностные приоритеты, которые позволят сориентировать систему образования в наиболее продуктивном направлении. В основном авторы сконцентрировали свое внимание на ценностях культуры, на потребностях общества в развитии высокого духовного потенциала личности члена этого общества.

В частности 3. И. Равкиным, был предложен, по его определению, «конструктивно-генетический» подход к педагогическому исследованию ценностей образования, приблизивший работы по этому направлению к философскому осмыслению педагогических проблем.

В исследованиях В. И. Додонова, М. В. Богуславского, В. Г. Пряниковой, В. М. Кларина, В. М. Петрова и др. рассматривались различные аспекты проблемы ценностей воспитания и образования в России в отдельные исторические периоды.

Так, в работах В. И. Додонова достаточно подробное освещение получили ценностные установки, представления об идеале человека и целях его воспитания в трактовке русских религиозных философов конца XIX -начала XX века. Автор показал взаимосвязь течений педагогической мысли того периода с более ранними, традиционными для православной Руси подходами, выделив их гуманистическую направленность.2

Исследования В. Г. Пряниковой посвящены проблемам влияния целей и ценностей воспитания на развитие педагогической теории в России, США и Западной Европе в конце XIX - начале XX века. Автором показано наличие взаимосвязи между философскими и педагогическими идеями в этот период. Важным выводом из этого исследования является то, что значимость образования в стране определяется не только особенностями развития данного государства, но и цивилизации в целом.1

Проблеме преемственности воспитательных ценностей в конце XIX -начале XX века в России посвящен ряд работ М. В. Богуславского.2 Разносторонний анализ целей и ценностей российского образования в конце XIX - начале XX века позволил автору охарактеризовать динамику смены ценностных приоритетов, которая оказывала существенное воздействие на процесс развития образования. М. В. Богуславский, посвятивший ряд работ педагогике и школе русского эмигрантского зарубежья затронул проблематику влияния устоявшихся ценностных ориентиров в общественном сознании на развитие педагогической мысли.

Ряд значимых научных публикаций был подготовлен В. М. Клариным и В. М. Петровым. Авторам удалось показать ценностную сущность влияния православных идей на развитие русской педагогической мысли.1 Наследие религиозных просветителей второй половины XIX - первой трети XX вв. оставило отпечаток на мировоззренческих установках педагогов и в традициях русской школы.

В последнем десятилетии XX века был проведен ряд историко-теоретических исследований, посвященных проблеме ценностных установок, идеалам человека и целей воспитания.2

Культурологический аспект развития педагогики в России интересовал таких авторов как П. А. Гагаев, М. И. Богомолова, Е.П. Белозерцев, А.И. Белкин, А. М Булынин, Е. М. Глухова и др. Их показали, что культурное развитие России отражалось в педагогике, прежде всего в изм исследования енении ценностных установок и переходах к иным целям воспитания. При этом авторы мало связывали происходившие изменения с носителем культуры - сознанием людей, напрямую сопоставляя явления в культуре и обществе с развитием образования. При этом механизм влияния культуры на образования ими был раскрыт не полностью.

Несомненный интерес представляют подходы таких исследователей как Н. Н. Баркова и Е. М. Глухова, которым удалось обнаружить связь изменений в представлениях об идеале человека и трансформации цели воспитания в отдельные периоды исторического развития русской школы.1

В работах Л. Ф. Колесникова, Е. В. Бондаревской, С. В. Яковлева, Е. Ф. Ященко и др. раскрыты подходы к формированию у различных групп учащихся ценностных ориентации различной направленности, при этом, что ценно, авторы солидарны в том, что для успешной реализации педагогических задач необходимо учитывать не только духовные, но и обычные жизненные потребности воспитанников, показано, что ценности более высокого порядка не должны находиться в абсолютном противоречии с ценностями жизненными.

Отдельно следует сказать и о других исследованиях проблемы цели воспитания, которая имеет множество граней. Таким авторам как И. А. Володарская, А. М. Митина,. О. И. Матьяш, И. Я. Лернер, Г. Н. Прозументова и др. удалось найти ответы на ряд важных вопросов педагогического целеполагания.1 Так, И. Я. Лернером была установлена взаимосвязь цели воспитания, цели образования и показан механизм их влияния на отбор содержания образования.

Г. Н. Прозументовой, И. А. Володарской, А. М. Митиной раскрыты некоторые теоретические основы выбора целей воспитания. В этих работах представлены материалы как теоретических, так и экспериментальных исследований. Масштаб охвата учащихся, учителей и родителей для такого рода исследований может показаться недостаточным, но в целом данные исследования вызывают интерес. Прежде всего, следует заметить, что эти педагоги едины во мнении, которое подтверждается и результатами их исследований, что цели воспитания и образования не могут быть установлены декларативно, вне связи с окружающей действительностью.

Более отчетливо такой вывод содержится в работах О. И. Матьяш. Этим автором была рассмотрена взаимосвязь ценностных установок в общественном сознании и целей воспитания. При этом правда мало дифференцируются жизненные и духовные ценности, практически отсутствует база социологических данных.

Однако, недостаточная разработанность проблемы взаимосвязи жизненных ценностей, представлений об идеале человека и цели его воспитания в контексте их влияния на развития образования очевидна. Об этом свидетельствует сам факт полемики многих педагогов и общественных деятелей на тему о ценностных приоритетах современного российского образования.1

Часть педагогов возводит в абсолют «систему общечеловеческих ценностей образования». Это течение в известной мере отражает моду на «интеграцию» и «глобализацию» образования, столь характерную для начала XXI века в России.

Вне поля зрения исследователей пока что остается очень важный аспект проблемы ценностей, идеала человека и целей его воспитания -природа и динамика их развития, а также влияние на развитие теории и практики образования. Оказывается недостаточно изученным и генезис ценностных установок и представлений об идеале человека в исторической ретроспективе, динамика развития целей воспитания в России и их влияние на развитие теории и практики образования.

Без научного объяснения остаются многие факты в развитии теории и практики образования. Очевидна необходимость специального историко-теоретического исследования проблемы влияния ценностных установок, представлений об идеале человека и целях его воспитания в общественном сознании на развитие теории и практики образования в России. Исследование не статического, а динамического влияния, на протяжении более чем двух столетий.

За прошедшие несколько десятилетий в России не было проведено ни одного фундаментального исследования ценностных оснований образования и воспитания, процесса и механизмов влияния изменений в ценностных установках людей на развитие образования. В педагогической аксиологии занял прочное место лишь один предмет изучения - ценность образования или, говоря иначе, образование как ценность. Безусловно, такой подход продуктивен, он уже дал интересные результаты, но все же он несколько односторонен.

В предлагаемом исследовании вместе с «высшими» - абстрактными ценностями и идеалами рассматривается влияние и жизненных интересов -отражения бытовых потребностей людей, которые существовали в общественном сознании. Это связано с тем, что в действительности спектр факторов, влиявших на формирование ценностных ориентации в сознании людей, много шире, чем система чисто духовных ценностей, и в иные периоды именно утилитарные воззрения оказывали наиболее действенное влияние на развитие ценностных ориентиров и представлений об идеале человека.

Предметом данного исследования является процесс изменения жизненных и духовных ценностей, представлений об идеале человека и целей его воспитания в России XVIII - начала XX века и их влияние на развитие образования.

Объектом исследования являются динамика и факторы развития образования в России в XVIII - начале XX веков.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть побудительные причины изменения целей воспитания и образования, связанные с эволюцией представлений о человеческих ценностях, идеале человека и целей его воспитания в России в XVIII - начале XX вв.

Задачи исследования:

- охарактеризовать взаимосвязь процессов развития теории и практики образования и изменений в системе ценностных ориентации, представлений об идеале человека и целях его воспитания;

- раскрыть причины и особенности процесса изменений в ценностных ориентирах, влиявших на подходы к воспитанию и образованию;

- дать характеристику влияния европейских представлений о жизненных ценностях и идеале человека на процесс развития педагогических концепций подходов к воспитанию и образованию в России в XVIII - начала XX вв.;

- выявить концептуальные подходы, сложившиеся в педагогической теории и практике под влиянием эволюции ценностных установок в России XVIII - начала XX вв.

- раскрыть механизм влияния изменения ценностных ориентиров в процессе общественного развития на теорию и практику образования;

- охарактеризовать содержание человеческих ценностей, влияющих на формирование идеала человека, цели воспитания и развитие теории и практики образования;

Теоретической основой исследования являются философско-педагогические концепции взаимосвязи и взаимообусловленности целостного мирового педагогического процесса при вариативности фактов его протекания в отдельных странах и регионах; философская концепция противоречивого характера общественного развития; философско-историческая концепция эволюционного развития общественного сознания; психолого-педагогическая концепция целостного развития личности человека.

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный и историко-генетический анализ фактов и теоретических концепций, влиявших на процесс развития педагогической мысли и образования; логический анализ, систематизация и обобщение педагогических концепций и воспитательно-образовательной практики.

Источники исследования: педагогическая литература, памятники педагогической мысли, законодательные документы российского государства в области воспитания и народного просвещения, программно - методические материалы, материалы архивов, периодика, неопубликованные рукописи, в том числе диссертации и авторефераты диссертаций.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов данного диссертационного исследования заключается в следующем:

- разработан новый подход к изучению ценностных ориентиров в общественном сознании, изменение которых оказывает влияние на развитие теории и практики образования. Данное направление исследований не отрицает подхода, ориентированного на осмысление ценности образования в обществе, ставшего характерным для российской педагогики в конце XX века, но представляет собой более масштабный и целостный взгляд на проблему, позволяющий давать научное объяснение теоретическим концепциям и их практическим воплощениям в сфере образования, объяснять многие явления, характерные для процесса развития образования;

- показано, что влияние социально-экономических факторов на развитие теории и практики образования связано с изменениями ценностных ориентации, представлений об идеале человека и цели его воспитания. Явление отставания развития образования по своим временным показателям от развития экономики, консерватизм данной общественной сферы объясняется более медленными темпами развития общественного сознания и системы ценностей в его структуре. Результаты исследования позволяют утверждать, что подходы к воспитанию и образованию связаны с сознанием самих воспитателей. На определение цели воспитания, выбор методов форм и средств его практической реализации влияло общественное сознание. Попытки прямого обоснования причин изменений в воспитании и педагогике через изменения в экономическом развитии приводят к логическим разрывам, упрощают и вульгаризируют понимание причинно-следственных связей. Если предположить, что в действительности организация образования зависит только от экономических условий и политических установок государства, то окажется, что педагогическая мысль и педагогика вообще не нужны, так как не имеют своих функций.

- раскрыт и охарактеризован генезис человеческих ценностей, идеала человека и целей воспитания в общественном сознании России. При этом показано, что любые новые жизненные и духовные ценности, укрепившиеся в общественном сознании, постепенно формализуются в представлениях о новом идеале человека. Новый идеал человека становится основой новой цели воспитания, которая оказывает влияние на создание педагогических концепций и практических подходов в образовании.

- показано, что представления об идеале человека имеют определенное содержание, в которое входят нравственно-религиозные убеждения, научные знания, социально-экономические взгляды и культурно-этнические отношения. Экономическая, социальная, этническая, религиозная и т.д. неоднородность общества является причиной одновременного существования нескольких типов идеалов человека, каждый из которых можно охарактеризовать внутренней иерархией ценностных компонентов. Под влиянием конкретно-исторических условий в обществе формируется единое представление об идеале человека, которое отражает основные тенденции общественного развития, и система образования ориентирует свои цели именно на этот идеал. Так, например, в работе показано, что представления об идеальном дворянине, формировавшиеся в России на протяжении всего XVIII века, служили ориентиром для светского образования высших сословий, исключая духовенство. К образованию и воспитанию крестьянства, а также низших городских слоев населения этот идеал не относился. Таким образом, единый общественный идеал человека не является интегративным представлением об идеальном человеке, состоящим из его восприятия всеми социальными группами. Представления о едином идеале человека могут не совпадать с представлениями об идеале и системой ценностных ориентации различных общественных слоев. Для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей всех слоев населения возможна организация образования по сословному принципу, как это было в России в XVIII-начале XX вв. В условиях единой школы необходим учет различий в ценностных ориентирах, что является одной из важнейших перспективных задач современной педагогики;

- выявлены и охарактеризованы концептуальные ценностные подходы, сложившиеся в теории и практике образования в России в период XVIII - начала XX вв.: православно-патриархальный, дворянский, жизненно-практический и общественно-политический. Установлено наличие большей или меньшей преемственности целей воспитания при смене конкретно-исторических условий, которые препятствуют полному отрицанию предыдущего опыта и прежних ценностных установок, сохранявшихся в сознании людей вне зависимости от воли реформаторов.

Практическая значимость результатов исследования обуславливается тем, что они являются определенным вкладом в разработку философско-методологических теоретических проблем воспитания и образования и могут быть использованы не только в процессе теоретической подготовки учителей и научных работников в сфере педагогики, но и в ходе дальнейшей разработки данной проблемы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие теории и практики образования в России на всех его этапах было обусловлено изменениями в общественном сознании представлений о человеческих ценностях, об идеале человека и целях его воспитания и образования, которые в свою очередь были вызваны влиянием конкретно-исторических условий социально - экономического развития. Темп перехода от одной системы ценностных ориентации к другой значительно ниже темпа социально-экономического развития, в результате чего имеет место явление наложения, единовременного существования в общественном сознании различных ценностных установок, представлений об идеале человека и целях воспитания.

2. Изменение представлений об идеале человека и системе жизненно-практических и духовных ценностей в общественном сознании объективно имеет тенденцию к отставанию от динамики социально-экономического развития, что неизбежно порождает проявление консерватизма в образовательной сфере. Это явление не играет, как принято часто считать, однозначно отрицательной роли, так как сглаживает противоречия между старыми и новыми ценностными системами, способствует использованию позитивного опыта прошлого.

3. В ходе эволюции представлений о жизненных ценностях, идеале человека и цели воспитания в России на протяжении XVIII - начала XX веков в педагогической науке и практике воспитания с точки зрения системы ценностей сложилось несколько концептуальных подходов: православно-патриархальный, дворянский, жизненно-практический и общественно-политический. Каждый из них стал фактором, влиявшим на создание новых типов учебных заведений, на пересмотр содержания, форм и методов воспитания и образования.

4. Определение целей воспитания для каждого исторического периода связано с изменением системы реальных потребностей общества под влиянием меняющихся социально-экономических условий, которые приводили к изменению ценностных установок, представлений об идеале человека - идеализированном образе «героя своего времени». Этот образ влиял и на определение цели воспитания, формируя постепенно и сознание педагогов. Попытки государства управлять этим процессом не могут быть реализованы в полной мере.

5. Система человеческих ценностей, влияющих на формирование представлений об идеале человека и целях его воспитания, представляет собой взаимосвязанную совокупность различных компонентов: традиционных нравственно-религиозных убеждений, социально-экономических взглядов, научных знаний, культурно-этнических отношений и др. В представлениях об идеале человека данные компоненты трансформируются в соответствующую систему личностных качеств, к воспитанию которых стремится школа.

Жизненные ценности и идеал православного человека

Православно-патриархальный подход к воспитанию, основанный на ортодоксальных представлениях об идеале человека, начал распространяться в Древней Руси, начиная с IX века. Он, в известной степени, сохранился и до наших дней, адаптируясь вместе с православным вероучением и церковью к постоянно меняющимся историческим условиям в России.

Этот процесс изменений в православии связывается исследователями-историками как с проникновением религиозного учения в сознание людей, так и с включением церкви непосредственно в экономическую деятельность. Данные проблемы изучены уже достаточно подробно, и нет смысла на них останавливаться.2 Вместе с тем, важнейший для теории воспитания аспект - эволюция духовных и жизненных ценностных установок в общественном сознании, изменения идеала человека и целей воспитания часто представляется слишком статично и описательно.

Цель воспитания, без которой невозможно развитие теории и практики воспитания, опирается на некий абстрактный образ - идеал человека. Любой педагог, сознательно или бессознательно имеет такой идеал в виду и стремится формировать качества своих воспитанников «по образу и подобию». Это стремление присуще и родителям и профессиональным педагогам, и обществу в целом. При этом, чем выше профессиональный уровень организованного учебно-воспитательного процесса, тем четче представления об идеале.

Нравственные ценности христианства в православии представлены в библейских заветах и мало чем отличаются от их трактовок. В идеальных представлениях о человеке система ценностей проецируется на личностные качества, симпатии, антипатии, отношения, нормы жизни и правила поведения. Поэтому, сам идеал человека весьма сложен и многогранен, в разных источниках он описывается в различных формах и с самыми разными акцентами.

Патриархально-православный идеал человека не являлся статичным. Он постоянно претерпевал изменения. Эволюционная динамика заключалась в постоянном и последовательном смещении акцентов относительно важности тех или иных качеств и в ценностных установках людей. Приоритетность определялась, как правило, конкретно-историческими условиями того или иного периода. Так, в период становления христианства на Руси на первый план выходили ценности собственно православной веры. Сама вера в Иисуса провозглашалась как высшая ценность. Летописи изобилуют описанием того, как князья-язычники, рожденные и воспитанные язычниками, постигали веру в Бога, становились благочестивыми и приходили через это к спасению. Судя по православным житиям, самому святому князю Владимиру довелось пройти этот путь.

Народы, населявшие языческую Русь, исповедывали свою мораль, имели свою систему нравственных ценностей, которая отражалась в традициях, преданиях и обычаях. Просвещенные для своего времени христиане-летописцы на основе наблюдений пытались охарактеризовать состояние и уровень развития нравственности у росских народов, их идеал человека. В результате получались примерно такие характеристики: поляне - кроткие, стыдливые, тихие, почтительные, склонные к многоженству; древляне, радимичи, вятичи и северяне - живут по-звериному, едят нечистое, браков не признают, убивают друг друга, сквернословят при родителях; и т. д. Взгляд на языческие традиции и нравы со стороны иностранных летописцев и просто купцов, попадавших на Русь, также нелицеприятен. Заезжим гостям, по-видимому, приходилось сталкиваться и с обманом, прикрываемым в славянских общинах круговой порукой, и с открытой агрессией, и замкнутостью местного населения.

Крещение само по себе не принесло на Русь одновременно и нового миропонимания. Двойственность веры, духовная пустота и дикость бытия отмечались еще не одно столетие. Но начало было положено. На русскую землю пришла религия с тысячелетней историей, развитой теософской и даже философской мыслью, богатым опытом государственного управления, просвещения и миссионерства.

Изменение представлений о жизненных ценностях и воспитательном идеале человека в среде российского дворянства в XVIII веке

Господствовавшие идеал человека и цели воспитания всегда находили и находят отражение в содержании, формах и методах воспитания и обучения, соответствующих данной исторической эпохе. Православно-патриархальный идеал человека и соответствующие ему цели воспитания многие века влияли на процесс формирования традиций семейного и начальных форм организованного воспитания и обучения на Руси.

Идеал человека, как уже отмечалось ранее, - некая абстракция, которая порой кажется нереальной, далекой от жизни людей, но в действительности был и остается основополагающим фактором, определяющим цели воспитания. Духовные ценности глубоко проникают в сознание людей и всю их воспитательную деятельность, что в свою очередь влияет на развитие культуры.

Русское общество XVI-XVII веков, когда православно-патриархальный подход к воспитанию продолжал сохраняться, было неоднородно. В связи с этим в общественном сознании возникли разные представления об идеале человека, разные у боярской знати, духовенства, свободных горожан и смердов, под которыми понимались в IX-XIV веках попавшие в зависимость крестьяне-общинники. Воспитание этих принципиально различных социальных групп происходило в сильно различавшихся условиях и с разными целями.

Следуя древним традициям, бояре готовили своих детей к управлению родовым имением, крестьяне - к работе на земле, ремесленники - к занятиям по своей профессии. Объем и содержание образования детей диктовались именно этими обстоятельствами. Общей, относительно одинаковой являлась та часть подготовки к жизни, которую условно можно назвать нравственным воспитанием в духе православия.

Нравственное воспитание всех слоев русского общества опиралось на строгие каноны православия, которые содержались в догматах православного богословия, священного писания и трудах отцов церкви. Естественно, что книга на Руси до XVI-XVII века была большой редкостью и ценностью. Иметь в доме рукописные книги могли себе позволить только зажиточные люди. Монастырские библиотеки были доступны только духовным лицам и использовались с богослужебными целями, а также при обучении служителей церкви. Поэтому книга, являясь важным средством воспитания, не была таковым в полной мере. Представления об идеале человека складывались на основе передачи сведений о нем из уст в уста, от родителей к детям и в процессе церковных богослужений.

Говоря о содержании традиционного русского воспитания до XVIII века, необходимо иметь в виду пять главных качеств идеального православного человека: веру в Бога, преданность православной общинности, «книжную ученость» - знание «слова Божьего», единство слова и дела, способность ощущать красоту, созданную также по православным канонам. Воспитание направлялось на то, чтобы дети обрели эти качества. Крепость православной веры в сознании русского человека - это, прежде всего осознание возможности спасения, души «после гроба».

Обретение веры было главной целью воспитания. В XVI-XVII веках на Руси проявление сомнений в истинности православных догматов по необходимости приходилось скрывать. Известно много примеров гонений «еретиков», т.е. отступников от традиционного православия, пытавшихся по-своему истолковывать догматы православной церкви.

Церковь бдительно следила за проявлением малейших попыток отступления от догматов православия, о чем свидетельствуют многие исторические факты, дошедшие до наших дней. Так, например, известны «духовные поиски» русского купца Филиппа, который кичился своим неверием перед иностранцами. Или мысли посадского человека Ф. Шиловцева, который отрицал культовый смысл икон.1 В это время получили распространение различные сектантские течения: «капитоновщина», «иконоборчество», «нестяжательство», «жидовство» и т.д. Сектанты подвергались преследованиям, что служило в воспитании устрашающим фактором.

В основном, перед глазами ребенка представали верующие люди. Вера являлась и высочайшей ценностью, и обязанностью - жизненной необходимостью. Отличием для детей из разных сословий в религиозном воспитании являлось то, что в семьях привилегированных слоев общества были книги, прежде всего евангелие и разного рода агиографические сочинения - жития святых. В тех семьях, в которых и родители, и дети владели грамотой, чтение церковных книг, заучивание молитв по тексту, а не с голоса давали возможность до некоторой степени постигать смысл христианства, вникать более или менее в понимание притч, что способствовало формированию религиозного сознания и развитию религиозных чувств. Для детей из бедных слоев общества средством просвещения оставалась лишь сила примера, малопонятные речи во время службы в церкви и не всегда верные объяснения родителей.

Идея сохранения духовной самобытности русского народа средствами воспитания и образования в России XIX века

Европеизация России и сознания ее граждан в начале XIX века ощущалась в экономике, общественных отношениях, укреплении новых взглядов на смысл жизни. Российская империя была единой и колоссальной территорией от Балтийского моря до Тихого океана с населением более 40 миллионов человек. При этом многие российские земли были практически незаселенными. За Уральским хребтом проживало примерно 3 миллиона человек, хотя площадь Сибири и Дальнего Востока составляла более двух третей общей территории России. В центральной ее части плотность населения составляла около 8 человек на квадратную версту, тогда как в западноевропейских странах этот показатель был примерно в 5-6 раз выше.

Важную роль в процессе изменения сознания людей играли как низкая плотность населения, затруднявшая элементарное общение, создававшая естественные трудности на пути установления подлинного единства народа, так и многонациональный состав населения. Языковой барьер между представителями различных этнических групп был весьма при этом важен.

Кроме многонациональности, специфической чертой российского государства была и религиозная неоднородность. Православие, ислам, иудаизм, католицизм, протестантизм, буддизм и различные языческие верования вносили свою лепту в разобщение народов России и их культур.

Весьма существенные различия этнического и религиозного характера, принадлежность к определенным социальным слоям, специфика экономических условий жизни населения в различных регионах России - все это в итоге приводило и к разнообразию в понимании сущности духовных и материальных ценностей, представлений об идеале человека и целях его воспитания.

Сословность, разделявшая российское общество на «благородных» и «подлых», существенно влияла на само понимание культуры и образования в России. Во дворянство еще в XVIII веке стали вливаться наиболее удачливые представители других слоев населения, получив свое звание в награду за заслуги, а порой просто купив дворянский титул. Дворянство в России занимало положение самого влиятельного общественного слоя, имевшего в своих руках практически всю государственную власть и возможность давать своим детям любое образование, в том числе и учиться за границей.

Высшее духовенство также являлось привилегированным сословием, хотя после реформ Петра Великого оно в значительной степени утратило свое прежнее место в обществе, но по-прежнему оставалось носителем традиционной православной идеологии, которая в XIX веке в России играла важную роль в борьбе за самобытность и за установление православной цели воспитания, что, в свою очередь, отразилось на процессе эволюции культуры в России.

Российское купечество, в сознании которого постепенно созревало собственное миропонимание, владело и распоряжалось огромными богатствами, получало некоторые привилегии, но в обществе не имело реального влияния, так как вопрос о праве собственности на землю и имущество в стране как в XVIII, так и в XIX веке фактически решен не был. Наиболее богатые купцы предпочитали «оформлять» дворянство, получая при этом право на покупку и продажу усадеб и крепостных душ.

Городское население России составляло особый социальный слой -мещанство, сознание которого, в свою очередь, находилось в стадии формирования. В этой среде складывались свои взгляды на жизненные ценности. Ремесленники, торговцы, рабочие, чиновники и другие представители мещанства образовали в XIX веке своеобразную социальную среду. На формирование мещанства влиял и процесс миграции крестьянства из сел в города, и переход в эту социальную группу разорившихся выходцев привилегированных сословий. В среде мещанства сформировался свой, весьма неоднозначный идеал человека. Разночинцы 30-х годов и, возникшая несколько позже русская интеллигенция, в основном состояли именно из мещан.

Российское крестьянство до начала XIX века составляло три четверти населения страны. Примерно половина крестьян являлись «государственными», то есть находились под управлением государственных ведомств, остальные крестьяне были крепостными, являясь собственностью помещиков. Фактически, в России осуществлялась свободная торговля, по выражению А. И. Герцена, «крещеной собственностью». Лишь в начале XIX века Александр I впервые пытался воспрепятствовать практике «работорговли», но реально было запрещено лишь публиковать в газетах объявления о покупке или продаже людей. Царь, считавший себя просвещенным монархом европейского типа, старался продемонстрировать свой либерализм и близость российского просвещенного общества к европейскому идеалу человека, но сословные, прежде всего материальные, интересы дворянства в то время преобладали.

Общественные ценности, идеал человека и цели воспитания в теории и практике в России в период индустриального подъема в начале XX века

К началу XX века в России произошли значительные экономические и социальные изменения, оказавшие влияние на развитие в общественном сознании новой системы ценностных ориентации и взглядов на цели воспитания. На протяжении столетий российская держава расширила свои пределы и достигла грандиозных размеров. Территория Российской империи занимала около 1/6 части земного шара. Границы ее простирались с запада на восток от Вислы до Тихого океана, с севера на юг - от Ледовитого океана до Памира. Такая огромная территория не могла не отличаться разнообразием не только природных и климатических зон. Для Российской империи начала XX века были характерны глубокие контрасты в экономических укладах, уровне жизни и образованности и т.д.

Высоко развитый промышленный центр уживался с экономической отсталостью окраин, многовековые культурные традиции западных губерний (польских, прибалтийских) - с кочевым образом жизни народов Крайнего Севера, не имевших даже своей письменности.

Контрасты и противоречия в социально-экономической жизни общества проявлялись и в теории, и практике воспитания, в том числе и в подходах к пониманию идеала человека и целей воспитания. Но и в высоко промышленно развитых странах педагогическая теория в конце XIX -начале XX веков представляла собой широкий спектр направлений, порой значительно отличавшихся друг от друга с точки зрения взглядов на цели воспитания. «Новая школа», «социальная педагогика», «педагогика прагматизма», «теория свободного воспитания» и т.д. - вот только некоторые из наиболее заметных направлений движения педагогической мысли в Европе и США в данный период.

Ситуация в России развивалась типично для стран, двигавшихся по пути укрупнения промышленного производства. Умеренно либеральные этические взгляды буржуазного, «среднего класса», сочетались, с одной стороны, с радикальным ницшецианским идеалом «сверхчеловека», а с другой - с идеалом «богочеловека» в православной философской мысли. Европейская цивилизация стояла на пороге очередного серьезного кризиса, распространявшегося на самые различные аспекты человеческого бытия.

Вместе с тем для России были характерны и некоторые особенности развития. Прежде всего, следует отметить, что динамика промышленного роста была существенно ниже по сравнению с той, которая наблюдалась в странах Западной Европы и США. Дефицит денежных средств, низкие внешнеторговые обороты, слабое промышленное перевооружение, которое вело к широкому использованию низкоквалифицированного и малоэффективного ручного труда во многих отраслях были характерными явлениями для России.

Исторически оправданная задержка вступления России на «буржуазный» путь развития привела к тому, что к началу XX века новые социальные отношения практически не успели утвердиться, не сформировались. Этика предпринимательства, по-прежнему, базировалась на «купеческом слове», законы подменялись указаниями чиновничьей бюрократии, всячески культивировалось «право сильного» и т.п.

Важнейшей экономической особенностью России в этот период была многоукладность экономики, выражавшаяся в том, что внутри границ одного государства существовали и взаимодействовали практически все известные формы хозяйствования: первобытнообщинная - у народов Крайнего Севера, натуральное хозяйство - у народов Средней Азии и индустриальная - в промышленном центре России. Многоукладность экономики в сочетании со слабостью государственного управления, выражавшейся, прежде всего, в отсутствии реальных механизмов контроля за исполнением законов, территориальная, религиозная, языковая и национальная разобщенность населения, традиционная сословность приводили к тому, что дисперсия бытовых представлений об идеале человека была очень широка, и мнения относительно цели воспитания представителей различных групп населения стали различаться по содержанию, по степени осмысленности, по силе и характеру влияния на семейного воспитания по сравнению с XIX веком.

Похожие диссертации на Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания