Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX вв. Снапковская, Светлана Валентиновна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Снапковская, Светлана Валентиновна. Развитие образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX вв. : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Снапковская Светлана Валентиновна; [Место защиты: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет].- Нижний Новгород, 2012.- 333 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историко-культурные и методологические основания исследования образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX вв 27

1.1 . Генезис историко-педагогического процесса на территории Беларуси 27

1.2. Образование и педагогическая мысль на территории Беларуси в 60-е гг XIX -начале XX вв. как предмет историко-педагогического исследования 49

1.3. Историографический анализ литературы и источников по теме исследования 68

Выводы по первой главе 93

Глава II. Правительственное направление в развитии образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. XIX-начале XX вв 96

2.1. Идеологические основы правительственной образовательной политики на территории Беларуси 96

2.2. Особенности реализации правительственного направления в образовательной стратегии на территории белорусских губерний 105

2.3. Региональная этнокультурная специфика развития образования на территории Беларуси 118

2.4. Конфессиональный фактор в развитии образования и педагогической мысли на белорусских землях 137

2.5. Становление земской школы в центрально-восточных белорусских губерниях в начале XX в 148

2.6. Учительство Северо-Западного края в образовательной политике правительства 154

Выводы по второй главе 165

Глава III. Национальное направление в развитии школы и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. XIX -начале XX вв 167

3.1. Этноязыковая проблема в системе народного образования на территории Беларуси 167

3.2.Создание белорусскоязычной учебной литературы: синтез национального начала и общероссийского опыта 180

3.3. Движение за возрождение родного языка в сфере образования 192

3.4.Опыт белорусской народной педагогики в развитии педагогической мысли 199

3.5 Формирование концепции белорусской национальной школы 211

Выводы по третьей главе 231

Глава IV. Факторы развития национального образования и педагогической мысли на территории Беларуси 233

4.1. Вопросы национального образования в российской педагогической мысли 233

4.2. Общественно-педагогическое движение как фактор развития педагогической мысли на территории Беларуси 252

4.3. Педагогическая журналистика - важнейший ресурс развития национальной школы и педагогической мысли Беларуси 269

4.4. Модели национального образования 284

Выводы по четвертой главе 297

Заключение 299

Список использованных источников 305

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная эпоха радикальных трансформаций на постсоветском пространстве предъявляет насущное требование к пониманию и уважению культур, традиций и образа жизни каждого народа, вовлекаемого в миросистему. Анализ культурно-исторических, этнических и нравственных аспектов общественных измерений диктует необходимость обращения к историко-культурному наследию как Российского государства в целом, так и его западных регионов, где интенсивность общественно-политических процессов в пореформенный период достигла наивысшей точки. Ввиду сложности и противоречивости взаимоотношений между центром и периферией Российского многонационального государства историко-педагогические исследования в России и других государствах СНГ только сейчас подходят к более сбалансированной и взвешенной оценке образовательных явлений и процессов. Российские ученые более углубленно и всесторонне исследуют проблему соотношения этнокультурного и общероссийского компонентов в дореволюционном образовании, учитывая как централизаторские устремления правительства, так и этнонациональную специфику провинций, особенно западных. Их белорусские коллеги, пройдя период «революционной атаки на имперское прошлое», сегодня также переходят к более адекватной научной трактовке образовательной политики правительства в белорусско-литовских губерниях.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в российской историко-педагогической науке тематика, связанная с развитием образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-х гг. ХIХ – начале ХХ вв., не являлась предметом специального рассмотрения. Эта лакуна представляется заметной на фоне активной научно-педагогической разработки других регионов Российской империи (Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Севера). В сравнении с ними западные регионы имели существенную специфику, как с точки зрения педагогической геополитики, так и внутренних условий развития просвещения. Заполнение этого пробела важно как по эвристическим соображениям восполнения научного знания, так и с позиций общественно-политической значимости контактов между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Современные процессы двусторонних взаимоотношений в плане создания единого культурно-образовательного и информационного пространства предполагают осмысление исторического опыта совместного проживания русского и белорусского народов в составе Российского многонационального государства.

Назревшая потребность научного изучения и осмысления социально-политических и этнокультурных особенностей развития национальных систем образования продиктована стремлением народов к сохранению своего национально-культурного своеобразия в условиях глобализации и унификации культурно-образовательных ценностей. Востребованность исследования усиливается уникальностью опыта сотрудничества государства, общественности и церкви в решении проблем образования и воспитания, в поиске баланса властно-правовых интересов и духовно-нравственных начал в образовании пореформенного периода, что является наиболее актуальным в современной социокультурной ситуации России и Беларуси. Во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. проходили «испытание на профессиональную прочность» многие актуальные проблемы современной педагогики и образования. Обращение к разработке теоретико-методологических оснований национальных ценностей в образовании дореволюционной России является гарантом качества современной белорусской образовательной конструкции на этапе ее модернизации.

Привлечение малоизученных документальных и литературных источников обозначенного периода является важным ресурсом обновления методологии истории педагогики. Постижение этнокультурной, национальной и конфессиональной специфики Северо-Западного региона Российского государства неизбежно предполагает коррекцию концептуальных подходов. Решение современных проблем историко-педагогических исследований требует более четкой дифференциации понятий в отношении общероссийских и белорусских явлений в духовно-образовательной сфере. На протяжении ХХ - начала ХХI вв. в историографии и общественной мысли неоднократно происходили пересмотр, переоценка и переосмысление сути и значения такого сложного понятия как «русификация». В данном исследовании под «русификацией» понимается процесс насаждения государственными органами и православной церковью «русского просветительства» в систему образования и воспитания Cеверо-Западного региона России. Начало активного воздействия процесса «русификации» на систему просвещения выпадает на 60-е гг. ХIХ в. и тесно связано с политическими событиями польского восстания. На территории Беларуси пореформенного периода сущность «русификации» выразительно проявилась в образовательной политике правительства путем запрета «де-факто» национальных языков и школ, выдвижения на первый план православия и русского элемента в системе просвещения. Понятие «педагогическая мысль Беларуси 60-х гг. ХIХ – начала ХХ вв.» включает совокупность идей и взглядов педагогов, деятелей просвещения и национально-культурного возрождения Беларуси, явившихся движущей силой развития образования и формирования концепции белорусской национальной школы.

Хронологические рамки исследования охватывают более чем полувековой период: 60-е гг. ХIХ – 1914 г. Нижней границей исследования определен 1863 г. – принятие Министерством народного просвещения (далее - МНП) специальных «Временных правил для учебных заведений белорусско-литовских губерний». Документ стал основополагающим в создании «особого законодательного режима», существенно ограничившего на территории Беларуси установленные в общероссийском масштабе права субъектов образовательного процесса, что привело к определенным качественным изменениям в образовании.

Внутри исследуемого периода выделяются несколько ведущих дат и событий, выступающих в качестве хронологических рамок определенных этапов. Это – середина 1880-х гг., когда МНП были приняты «Правила о церковноприходских школах» (1884 г.), направленные на укрепление руководящей роли православия в развитии просвещения западных регионов империи. 1886 г. отмечен выходом первого педагогического труда на территории Беларуси (А.Е.Богданович «Педагогические воззрения белорусского народа»). Важным рубежом явилась революция 1905-1907 гг., которая в образовательной сфере приобрела характер движения за демократизацию школы и обучение на родном языке.

Исследуемый период характеризуется:

остротой общественно-политической и педагогической дискуссии по вопросам национального образования и воспитания, пик которой выпадает на 1905 – 1914 гг.;

активизацией общественно-педагогического движения за демократизацию школьного дела и образование на родном языке;

формированием национальных концепций образования и воспитания;

интенсивным развитием просвещения и педагогической мысли в новых условиях белорусского социума, направленного на создание системы национального образования и воспитания.

Верхним рубежом исследования выступает начало Первой мировой войны (август 1914 г.), после чего развитие образования и педагогики на территории белорусских губерний, охваченных военными действиями и оккупацией, вступило в совершенно иной по своему характеру период.

Состояние научной разработанности проблемы. Историографический анализ позволил выявить три периода в исследовании проблем развития образования и педагогической мысли Беларуси 60-х гг. ХIХ – начала ХХ вв.: досоветский, советский, постсоветский.

В досоветском периоде сложились два исследовательских направления: правительственное, стоявшее на позициях официально-охранительной школы и обосновывавшее, прежде всего, образовательную политику правительства в белорусско-литовских губерниях (И.П.Корнилов, А.В.Белецкий, А.И.Миловидов), и национальное, исследовавшее культурно-педагогическое наследие Беларуси и нацеленное на разработку основ национальной системы образования (А.Богданович, Тетка, Я.Колас, Я.Купала, М.Богданович, С.Полуян, В.Ластовский, Ф.Кудринский).

Историко-педагогические исследования советского периода (как общесоюзного характера, так и республиканского, белорусского) определялись доминированием марксистско-ленинской методологии в подходах и оценках педагогических фактов, процессов и явлений. В этом периоде выделялись 20-е, 60-е и 80-е гг. как десятилетия относительной свободы творчества в исследованиях, результатом чего явилось создание трудов, не потерявших своей значимости и сегодня. После периода 30–х - начала 50-х гг., когда по белорусской историко-педагогической проблематике были защищены только две диссертации (А.Т. Абрамович и М.К. Кириллов), произошло оживление научных исследований (кандидатские диссертации и публикации А.И. Кравцова, З.А. Пастуховой, А.В. Трухан, М.С. Мятельского), вышли первые обобщающие труды по истории образования и педагогической мысли Беларуси.

Постсоветский период начался после распада СССР и обретения государственности Республики Беларусь, что поставило в предметную плоскость проблемы национального образования и воспитания. Расширение объектной сферы историко-педагогических исследований предопределило привлечение учеными новых источников с новых методологических позиций. Для этого этапа характерно становление подхода, ориентированного на национальные идеалы и ценности в переосмыслении дореволюционной и советской системы образования и педагогики. Отмечается повышенный интерес белорусских историков педагогики к исследованию различных аспектов развития образования в Беларуси пореформенного периода (образовательной политики, национального образования и воспитания, этнонациональной, конфессиональной и языковой сфер образования) в ряде монографий и диссертационных исследований, проведенных на рубеже ХХ и ХХI вв. (П.И. Леута, С.В. Снапковская, Е.Л. Евдокимова, В.Н. Лухверчик, Т.Г. Шатюк). Однако комплексного исследования развития образования и педагогической мысли на территории Беларуси во взаимодействии внутренних и внешних факторов пореформенного периода историками педагогики не проводилось.

Таким образом, проблема исследования заключается в том, чтобы на основе целостного историко-педагогического анализа научно обосновать пути разрешения противоречий между:

повышением внимания современных российских и белорусских исследователей к проблемам образовательной политики на окраинах Российской империи и недостаточной научной изученностью этнических, историко-культурных, языковых, конфессиональных и педагогических ее основ и аспектов;

выдвижением национально-культурных и образовательных приоритетов и недостаточной разработанностью историко-педагогического обоснования стратегии развития национальной системы образования Республики Беларусь;

наличием концептуального взгляда на проблемы и перспективы развития современного национального образования в Республике Беларусь и дефицитом глубоких и многоаспектных исследований процесса воздействия этнокультурного фактора на систему образования в белорусских губерниях в пореформенный период;

поиском путей совершенствования современной системы белорусского образования и недостаточным учетом разработки общероссийских научно-педагогических и методических оснований пореформенного периода, а также исторического опыта развития общеобразовательной школы на территории Беларуси.

Актуальность, недостаточная разработанность и научная значимость проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. ХIХ - начале ХХ вв.».

Объект исследования – система образования и педагогическая мысль Беларуси.

Предмет исследования – процесс развития образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. ХІХ – начале ХХ вв.

Цель исследования представить в целостном виде процесс развития образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. ХIХ – начале ХХ вв. под воздействием совокупности внешних (общественно-политических) и внутренних (белорусских) факторов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать историко-культурные предпосылки и социально-политические аспекты развития образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. ХIХ – начале ХХ вв.

2. Определить и охарактеризовать основные направления развития образования и педагогической мысли на территории Беларуси пореформенного периода.

3. Представить периодизацию развития образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. ХIХ – начале ХХ вв.

4. Раскрыть этнокультурные и конфессиональные особенности регионального развития образования и педагогической мысли Беларуси в дихотомии «Восток – Запад».

5. Выявить и обосновать взаимосвязь и взаимозависимость внешних (социально-политических) и внутренних (этнокультурных, национальных, конфессиональных, языковых) факторов развития образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. ХIХ – начале ХХ вв.

6. Разработать теоретическую модель национального образования, направленную на актуализацию и использование полученных результатов в современной педагогике.

Методологические основы исследования.

1. В основу методологии исследования положены принципы единства исторического и логического в познании, диалектического единства национального («особенного») и общечеловеческого («общего») (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.С. Соловьев), положения современной гуманитарной науки о социально-историческом детерминизме, рассматривающем национальную культуру и ее традиции как основу воспитания культуры межнациональных отношений, предполагающих учет культурных и воспитательных интересов и особенностей разных национальностей.

2. Важными для нашего исследования представляются гуманистические основания образовательного процесса, принципы культурологического подхода, рассматривающего национально-специфические особенности личности во взаимосвязи с общечеловеческим гуманистическим идеалом (Ю.В. Арутюнян, С.В. Иванова, Л.Н. Коган, М.А.Лукацкий, М.К. Мамардашвили, Э.С. Маркарян, В.М. Полонский, В.Л. Соловьев, Я.С. Турбовской). Анализ источников и литературы базируется на основополагающих принципах теории культуры (С.С. Аверинцев, Г. Гердер, А.Я. Гуревич, А.А. Гусейнов, А.Л. Доброхотов, Н.С. Розов), принципах культурологического подхода в педагогике (Б.М. Бим-Бад, Г.Н. Волков, А.Я. Данилюк, Н.Д. Никандров).

3. Особое значение для разработки методологических подходов к исследованию этнокультурных и региональных особенностей развития просвещения и педагогической мысли Беларуси второй половины ХIХ-начала ХХ вв. имеют историко-педагогические и компаративистские труды современных российских ученых (А.М.Балбеко, В.Г. Безрогов, М.В. Богуславский, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, И.Д.Лельчицкий, В.А. Мясников, А.В. Овчинников, З.И. Равкин, А.К. Савина, Н.Л. Селиванова, И.З. Сковородкина, И.А.Тагунова).

4. Закономерности и особенности формирования белорусской нации, национального сознания белорусов, белорусской культуры, просвещения и литературного языка в пореформенный период в России отражают исследования белорусских философов, историков, культурологов, этнологов, литературоведов и педагогов (М.О. Бич, Е.М. Бабосов, В.К. Бондарчик, В.М. Конон, М.П. Костюк, Н.И. Круковский, М.А. Лазарук, А.С. Майхрович, А.Е. Михневич, М.Ф. Пилипенко).

Методы исследования. Использование широкого спектра методов гуманитарного знания в границах исследуемой проблемы данного периода обусловлено междисциплинарным характером самого исследования, выступавшего в качестве инструмента развития знаний о закономерностях развития образования и педагогической мысли. В исследовании применялся комплекс методов современных историко-педагогических исследований: источниковедческий, историко-педагогический анализ трудов педагогов-исследователей, учёных сопредельных областей знаний, законодательных и подзаконных актов, литературных и документальных источников, материалов общероссийской и белорусской периодической печати, архивных фондов различного происхождения; сравнительно-сопоставительный анализ текста источника с его интерпретацией в историографии, логико-исторический анализ процессов развития образования; историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический, понятийно-терминологический, методы статистической обработки полученных данных, анализ и синтез полученной информации в контексте как исследуемой эпохи, так и современных социокультурных проблем образования как составного элемента национальной культуры.

Источниковая база исследования. Использован широкий круг источников Национального исторического архива Беларуси в Минске, Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки в Москве, Отдела рукописей Библиотеки Варшавского университета, Белорусского государственного исторического архива в Гродно, Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства, Исторического архива Литовской Республики в Вильнюсе, Литературных музеев Я. Коласа, Я. Купалы, М.Богдановича в Минске:

законодательные акты и правительственные постановления Российской империи, в том числе МНП;

школьная статистика, материалы Однодневной переписи начальных школ в Империи, произведённой 18 января 1911 г.;

циркуляры, распоряжения и отчеты управления Виленского учебного округа;

документы общероссийских и белорусских съездов по народному образованию: Первого Всероссийского съезда деятелей общественных народных университетов (С.-Петербург, 1908 г.), Первого Всероссийского съезда по народному образованию (декабрь 1913 - январь 1914 г.), Первого съезда церковно-школьных деятелей Полоцкой епархии 1905 г., съездов преподавателей Виленского учебного округа;

материалы отдельного тома «Образование в России», изданного в Лондоне в 1909 г. в рамках серии специальных исследований о субъектах образования в Европе и мире, а также исторические обзоры деятельности гимназий, учительских семинарий и других учебных учреждений Виленского учебного округа;

издания всероссийской и местной педагогической печати, в т. ч. «ЖМНП», «Русская школа», «Вестник воспитания», «Окраины России», «Народное образование в Виленском учебном округе», «Наша доля», «Наша нива», «Голос учителя», «Белорусский календарь», «Белорусский учительский вестник», «Белорусский учитель», «Педагогический листок», «Виленский вестник», «Вестник Западной России», памятные книжки белорусских губерний и журналы губернских земств.

Этапы исследования: Исследование проводилось на протяжении двадцати лет в четыре этапа:

1 этап – 1991 – 1995 гг. Выявлялись, изучались и систематизировались архивные документы, материалы и литература по проблеме, что нашло отражение в публикации оригинального двухтомного библиографического издания «Просвещение и педагогическая мысль в Беларуси: С древности до 1917 г.» (1995 г.) и издании монографии «У истоков национальной педагогики» (1995 г.).

II этап - 1996 – 1999 гг. Анализировались основные направления и факторы развития образования и педагогической мысли Беларуси, что было отражено в монографиях «Народная педагогика беларусов» (1996 г.), «Образовательная политика и школа в Беларуси в канце ХІХ – начале ХХ вв.» (1998 г.).

III этап - 2000 – 2006 гг. Подводились итоги исследований, направленных на выявление исторических, социально-культурных и этно-национальных закономерностей развития образования, школы, и общественно-педагогической мысли Беларуси. Осуществлялось внедрение результатов научного исследования в педагогический процесс педагогических вузов Республики Беларусь, что выразилось в издании учебно-методических пособий «История образования и педагогической мысли Беларуси (60-е годы ХІХ – начало ХХ вв.)» (2001 г.), «История образования и педагогической мысли» (2006 г.).

IV этап - 2007 – 2011 гг. На заключительном этапе происходила корректировка методологических подходов с целью оптимальной репрезентации результатов исследования. Осмысление и обобщение накопленного материала в контексте истории и культуры Беларуси, России и Польши нашло выражение в издании учебного пособия «Основы культурологии» (2008 г.), монографии «Развитие образования и педагогической мысли Беларуси во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.» (2011 г.).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Осуществлено всестороннее исследование особенностей (историко-культурных, социально-политических, этнических, языковых, конфессиональных) как важнейших базисных элементов развития просвещения и педагогической мысли Беларуси 60-х гг. ХIХ – начала ХХ вв.

2. Обоснована необходимость сочетания в историко-педагогическом исследовании трех методологических парадигм: провинциальной, направленной на изучение внутрибелорусских особенностей развития просвещения; общероссийской, включающей белорусский фактор в контекст политико-идеологических концепций пореформенного периода; региональной, предполагающей выявление этнокультурной специфики развития западного и восточного белорусских регионов.

3. Раскрыт механизм реализации школьных реформ в белорусских губерниях в 60-х гг. ХIХ – начале ХХ вв., что позволило выявить логику трансформационных процессов в современном образовании. Введены в научно-педагогический оборот малоизвестные и малоиспользуемые нормативно-правовые акты МНП, Святейшего Синода Русской православной церкви, Виленского учебного округа и труды белорусских просветителей и педагогов, посвященные социально-педагогическим аспектам развития образования.

4. Определены основные направления развития образования и педагогической мысли Беларуси указанного периода: правительственное, проводившее образовательную политику в белорусских губерниях посредством идеологии «западнорусизма», и национальное, выразившееся во внедрении в учебно-воспитательный процесс этнокультурных достижений белорусского народа, организации «тайного» обучения на белорусском и польском языках, разработке концепции национальной школы.

5. Разработаны теоретические модели национального образования на основе концепций: общероссийской (В.А. Волкович) и национальной (В. Ю.Ластовский). Создана прогностическая фреймовая модель образования, направленная на гармонизацию национального и универсального компонентов в историко-культурном контексте.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Выявлены наиболее общие культурно-исторические детерминанты и раскрыты научно-теоретические основы ведущих направлений развития образования и педагогической мысли Беларуси, что обогащает методологию историко-педагогических исследований в образовании.

2. Уточнены теоретические представления о механизмах взаимодействия внешних и внутренних факторов развития образования и педагогической мысли как составного элемента белорусской культуры, что вносит вклад в развитие культурологии образования.

3. Актуализировано и раскрыто содержание историко-культурных и педагогических традиций белорусского народа, что обогащает современную теорию и практику воспитания.

4. Охарактеризованы этнокультурные особенности развития просвещения и педагогической мысли Беларуси как западной окраины Российского государства, расширена сфера современного знания о процессе становления национальной белорусской школы, что содействует развитию этнопедагогики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный комплекс положений и выводов может быть использован при:

подготовке монографий и учебных пособий по истории образования и педагогической мысли России и Беларуси;

организации учебно-воспитательного процесса в средних учебных заведениях Российской Федерации и Республики Беларусь;

разработке программ и пособий спецкурсов, лекций для студентов педагогических специальностей вузов Российской Федерации и Республики Беларусь в процессе профессиональной подготовки будущего учителя;

проведения занятий в системе повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства науки и образования Российской Федерации и Министерства образования Республики Беларусь.

Материалы диссертационного исследования используются в содержании лекционных курсов «Педагогика», «История образования и педагогической мысли», «История культуры Беларуси»; спецкурсов: «История образования и педагогической мысли Беларуси во второй половине ХIХ - начале ХХ вв.», «Методология историко-педагогического исследования», «Педагогическая мысль в культуре Беларуси», «Белорусская культура в персоналиях и художественных образах». Осмысление и внедрение выявленного опыта позволит более рационально организовать педагогический процесс в условиях модернизации национальной системы образования Российской Федерации и Республики Беларусь.

Обоснованность и достоверность научных результатов и выводов диссертации обеспечивается внутренней логикой построения историко-педагогического исследования, наличием методологической базы, широкого круга источников, использованием комплекса методов, соответствующих предмету, целям и задачам диссертации, апробацией основных положений исследования в ведущих научных журналах России и Беларуси, внедрением результатов в педагогический процесс вузов, научно-исследовательским и педагогическим опытом соискателя.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях отдела истории педагогики и образования ИТИП РАО, сессиях научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки в 1992-2011 гг., на заседаниях лаборатории истории образования и этнопедагогики Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь, в процессе организации и проведения семинаров и круглых столов, посвященных актуальным вопросам образования в Республике Беларусь. Результаты исследования докладывались на научных и научно-практических конференциях, конгрессах, симпозиумах, чтениях:

Международных - «Формирование и развитие национального самосознания белорусов» (Минск, 1992), «Белорусское просветительство: опыт тысячелетия» (Минск, 1998, 2000), «Беларусь и Европа: взаимодействие культур (история, уроки, опыт, современность)» (Витебск, 2000), «Славянский мир и славянские культуры в Европе и мире: место и значимость в развитии цивилизаций и культур» (Витебск, 2002), «Образование и образы мира» (Польша, Слупск, 2002), «Meсто философии в процессе образования» (Польша, Слупск, 2003), «Образовательные вызовы на пороге ХХI века» (Варшава, 2003), «Мифы детства – проблемы социализации» (Польша, Седлце, 2004), «Педагогическая футурология. Обычные способы решения необычных проблем» (Польша, Слупск, 2005), «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания» (Минск, 2005), «Koнфликт поколений или цивилизационных различий?» (Польша, Седлце, 2006), «Актуальные проблемы из исторического прошлого и современности в общественно-гуманитарных и социо-религиоведческих науках Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья» (Витебск, 2007), «Европейская перспектива образования человека: педагогика, будущее, тенденции» (Польша, Седльце, 2008), «Механизмы формирования и способы проявления этнокультурной идентичности: Украина, Беларусь, Россия» (Москва, 2010), «Политика и культура в белорусско-русско-украинских отношениях ХVII-ХХI вв.» (Москва, 2011);

Республиканских - «Историческая наука и историческое образование в Республике Беларусь: новые концепции и подходы» (Минск, 1993), «Трансформация образовательных систем: оценка, проблемы, перспективы». (Минск, 1996), «Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы» (Гомель, 2001), «Интеграция педагогической науки и практики как доминирующий фактор развития образования ХХI в.» (Минск, 2003), «Духовные смыслы отечественной педагогики: К 180-летию со дня рождения К.Д.Ушинского» (Минск, 2004), «Педагогическое наследие академика И.Ф. Харламова и современные проблемы обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи» (Гомель, 2005), «Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: методология, теория, практика» (Минск, 2005), «Современный историко-культурный процесс: самоопределение и самореализация субъекта» (Минск, 2006), «Технологии непрерывного образования и саморазвития личности одаренных учащихся и студентов» (Гродно, 2007), «Педагогическое образование и наука: история и современность» (Минск, 2009);

Региональных -- «Учебные заведения нового типа в национальной системе образования» (Минск, 1992), «Технологии непрерывного педагогического образования и творческого саморазвития учителя» (Гродно, 1997), «Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя в условиях реформирования общеобразовательной и высшей школы» (Мозырь, 2002), «Адаптация к профессиональной деятельности» (Барановичи, 2003), «Профессиональная подготовка специалистов социальной и образовательной сфер в условиях трансформации современного общества: проблемы и перспективы» (Витебск, 2005), «Именитые минчане ХІХ-ХХ вв.» (Минск, 2007), «Становление и развитие профессионального творчества педагога» (Минск, 2007), «Уральские Бирюковские чтения» (Челябинск, 2008).

Материалы исследования использовались автором в лекционных курсах по педагогике, истории педагогики и образования, истории культуры Беларуси в Белорусском государственном университете, Белорусском государственном педагогическом университете им. Максима Танка.

Положения, выносимые на защиту

1. Положение Беларуси на пограничье двух христианских цивилизаций явилось основной геополитической и историко-культурной предпосылкой, определившей специфику развития образования и педагогической мысли на белорусских землях в указанный период. Социально-политический фактор, обусловленный образовательной деятельностью российского правительства, играл определяющую роль в культурно-образовательной и воспитательной сферах Беларуси как западной окраины Российской империи.

2. Развитие образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е годы ХIХ - начале ХХ вв. происходило в контексте сложного и противоречивого взаимодействия внутренних (собственно белорусских) и внешних (правительственная образовательная политика) факторов. С одной стороны, действовали закономерности внутреннего социально-экономичного, общественно-политического, духовно-культурного и этнонационального развития белорусского общества, ставшего на путь модернизации и национального возрождения. С другой стороны, культурная и духовная жизнь проходила в условиях исключительных законов, установленных правительством после поражения польского восстания 1863–1864 гг. Относительно высокие темпы развития начального образования на территории Беларуси объяснялись стремлением правительства преобразовать народную школу в наиболее действенный инструмент обрусительной политики. В результае школьная политика выступала одновременно двигателем (с позиции русского просветительства) и тормозом (с точки зрения белорусского возрождения) образования и педагогической мысли.

3. Образование и педагогическая мысль на территории Беларуси пореформенного периода развивались в русле двух направлений: правительственного и национального. Правительственное направление базировалось на принципах государственной идеологии «православие, самодержавие, народность», проводником которых в культурно-образовательной сфере белорусских губерний выступала концепция «западнорусизма», и характеризовалось выдвижением русского и православного элементов, непризнанием самостоятельности белорусского этноса, его культуры, языка и права на создание национальной школы. Национальное направление с 60-х гг. и до конца ХIХ в. выражалось в популяризации и внедрении в учебно-воспитательный процесс культурно-этнографического наследия белорусского народа, организации «тайного» обучения на белорусском и польском языках. В начале ХХ в. важнейшим достижением широкого движения за демократизацию школьного дела и обучение на родном языке стала разработка концепции белорусской национальной школы.

4. Основными этапами развития образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. ХIХ – начале ХХ вв. являлись следующие: 1863 - середина 1880-х гг. - «охранительно-реформационный» (создание режима специальных законодательных актов, направленных на деполонизацию образования в белорусско-литовских губерниях), 1886 – 1905 гг. - «консервативно-просветительский» (усиление обрусительной направленности системы просвещения на территории Беларуси), 1906 – 1914 гг. - «национально-возрожденческий» (формирование концепции белорусской национальной школы).

5. Этнокультурные, конфессиональные и языковые особенности стали основополагающими в осуществлении дифференцированной образовательной политики относительно западного и восточного белорусских регионов. Русское просветительство, используя различную историческую и культурно-цивилизационную ориентацию населения белорусско-литовских губерний, в восточной Беларуси отличалось от правительственного курса в западной Беларуси, что нашло выражение в значительных различиях по основным показателям образования среди отдельных белорусских губерний.

6. Воздействие внутренних и внешних факторов определило разновекторность правительственного и национального направлений развития образования, что выразилось в создании общероссийских и национальных моделей, отражающих обобщенный механизм школьного нациостроительства в начале ХХ в. Дальнейшее развитие национального образования и воспитания в Беларуси может осуществляться на основе использования опыта лучших традиций российского образования, основанного на гармонизации специфических национальных и универсальных ценностей в конкретном историко-культурном контексте, что нашло отражение в авторской прогностической фреймовой модели.

Генезис историко-педагогического процесса на территории Беларуси

Педагогический феномен Беларуси - это уникальное явление, сформировавшееся на поликультурном пространстве и вобравшее в себя как западные воспитательно-образовательные системы, так и восточные влияния и конструкции. В этой связи вполне правомерно рассмотрение образования и педагогической мысли Беларуси как субъекта и одновременно объекта культурно-педагогического пограничья. За последние десятилетия в гуманитарных науках Беларуси сложились устойчивые традиции исследования культурного пограничья, взаимодействия и взаимовлияния культур на границах этнической белорусской территории с сопредельными народами и государствами в разные исторические периоды. Однако в научно-педагогической сфере обращения к обозначенной проблематике являются единичными. Между тем изучение феномена культурного, в том числе педагогического пограничья является весьма интересным и перспективным направлением исследовательской деятельности. Педагогическое пограничье вбирает в себя этнические, языковые, культурные, литературные, конфессиональные и др. пограничные контакты и влияния. Педагогические границы могут быть явными и незаметными, прямолинейными и волнообразными, узкими и широкими, «под замком» и прозрачными, изменчивыми и постоянными. История просвещения и педагогики Беларуси демонстрирует, что ее педагогические границы всегда были открытыми и прозрачными.

С этапа возникновения белорусской государственности белорусские земли входили в состав следующих государственных формирований: Полоцкого, Туровского, Смоленского и др. древнебелорусских княжеств (IX - XIII вв.), Белорусско-литовского государства - Великого княжества Литовского (ХШ в - 1569 г.), Речи Посполитой двух народов - польского и литвинского (среди последнего основную роль играл белорусский этнос) (1569 - 1795 гг.), Российской империи (1795 - 1917 гг.). Ни один из этих государственно-политических организмов не имел выразительного белорусского характера. Белорусский этнос занимал обычно в составе многонациональных государств подчиненное положение, подвергался сильной ассимиляции. Процесс формирования белорусской нации не был завершен к началу XX в. Во время нахождения Беларуси в составе Речи Посполитой и Российской империи вклад белорусских мыслителей и просветителей в развитие духовной культуры своего и соседних народов отдельно почти не анализировался и поэтому зачастую недооценивался. Перед белорусской культурой всегда остро стояли проблемы взаимоотношения с иноэтническими, иноязычными культурами. Переплетение культур региона Центральной и Восточной Европы привело к тому, что многих одних и тех же деятелей культуры и образования каждый народ этого региона считает своими.

В историко-педагогических работах польских и русских авторов, изданных до начала XX в., а то и позднее, порой не учитывался факт существования белорусского образования и педагогической мысли, абсолютизировалась роль внешнего фактора - польского либо российского влияния — на развитие национальной педагогики. Определенным образом инерция такого подхода прослеживалась в историко-педагогических работах ученых Польши, России, СССР и других стран на протяжении XX в. и не была преодолена белорусскими исследователями, что отрицательно отразилось на состоянии историко-педагогической науки Беларуси. Свою основную задачу в данном параграфе мы видим в том, чтобы показать роль внешнего фактора в развитии образования и педагогической мысли Беларуси, отразить наиболее сильные влияния и заимствования иностранных европейских педагогических систем и теорий. Другой важнейшей задачей мы считаем раскрытие влияния опыта белорусских просветителей, педагогов, мыслителей на развитие образования и педагогической мысли соседних или более отдаленных европейских стран. Это поможет представить роль Беларуси как субъекта и объекта педагогических влияний. Поскольку хронологические рамки исследования охватывают большой исторический период, то свое внимание мы акцентируем на наиболее важных и значительных аспектах темы.

Для белорусских земель просветительские и педагогические переходы через границы начались с древнейших времен. Благодаря матримониальным связям полоцких князей с византийским императорским домом Комнинов в Полоцк из Византии прибывали образованные монахи, книжники и строители. Они привозили с собой книги на понятном восточным славянам кирилличном языке. Широкие торговые связи Полоцкой земли с Ригой, Кенигсбергом и ганзейскими городами в Х-ХШ вв., наличие в них «немецких дворов» (колоний иностранных купцов) требовали знания немецкого, латинского и польского языков. В канцеляриях князя и городских властей использовалась латинская графика. Тут распространялись произведения греческой патристики, византийские хроники, болгарского экзарха Иоанна. Большую роль в укреплении христианской идеологии, утверждении идей подвижничества, просвещения и книжности в Полоцком княжестве и в целом на восточнославянских землях сыграла в XII в. деятельность Ефросиньи Полоцкой, которая первой начала знакомить местное общество с произведениями южнославянских просветителей. Одним из крупнейших восточнославянских просветителей XII в. был Кирилл Туровский. Он постиг науки и «учительство» у греческих наставников, глубоко знал классическую и византийскую риторику и поэтику, что позволило ему обогатить культуру и язык своего народа. Многочисленные «слова», «поучения», «сказания», «молитвы», «притчи», «моления» К. Туровского распространялись по всем восточно- и южнославянским землям, встречаясь в сербских и болгарских списках XII - XVII вв., и приобрели широкое международное признание. На западных землях Руси было также широко известно «Поучение Владимира Мономаха», которое фактически являлось основой системы воспитания молодого поколения того времени.

В XIII - XIV вв. с возникновением Великого княжества Литовского (далее - ВКЛ) происходила постепенная культурная переориентация белорусских земель с византийской на западноевропейскую цивилизацию. Ключевую роль в этом процессе сыграла Кревская уния 1385 г. между ВКЛ и Польским королевством, имевшая своим результатом интенсивное распространение католицизма. В XIV — XV вв. возникло белорусско-литовское летописание. Помимо церковно-религиозных книг, распространялись произведения античной и западноевропейской литературы. В соответствии с законами ВКЛ каждый гражданин имел право отправиться в другие страны, кроме неприятельских, для получения образования. Молодые люди из богатых семей выезжали для продолжения образования в Краковский, Пражский, Болонский и Падуанский университеты. Так с 1433 по 1500 гг. в Краковском университете обучалось 120 студентов из Беларуси, 56 из которых получили степень бакалавра. На протяжении XVI в. тут прошли обучение 166 белорусских студентов. Белорусы учились также в Болоний, Виттенберге, Лейпциге, Франкфурте, Кенигсберге. Такие «образовательные программы» явились основным путем укрепления связей деятелей белорусской культуры с представителями западноевропейского Возрождения и Реформации, получивших распространение на белорусских землях.

Эпоха Возрождения, начавшаяся в Беларуси с конца XV в., синтезировала в своем становлении древнебелорусскую, греко-византийскую, античную и западноевропейскую культурно-религиозную традиции. В XVI в. культурное развитие Беларуси достигло уровня, при котором оказались возможными не только ассимиляция достижений европейского Ренессанса, но и создание на отечественной почве самобытных, оригинальных духовных ценностей, просветительско-гуманистических идей и концепций. В первой половине XVI в. культура ВКЛ продемонстрировала способность «производить» мыслителей и просветителей европейского масштаба.

Глубокое влияние на развитие восточнославянской и европейской культуры и просвещения оказал белорусский и восточнославянский первопечатник, мыслитель-гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). Получив ученые степени доктора свободных наук и медицины, бакалавра философии в Краковском и Падуанском университетах, в 1517 - 1519 гг. он издал в Праге 23 книги Библии на языке, близком к белорусской грамоте. В 1522 г. Ф. Скорина основал первое в Восточной Европе издательство в Вильно и выдал там несколько изданий под общим названием «Малая подорожная книжка», а в 1525 г. увидела свет книга «Апостол». Франциск Скорина осуществил первое в истории восточнославянской культуры научно-ренессансное издание Библии, сделаное на основе сравнительного анализа латинских, чешских, древнееврейских и церковнославянских текстов. В предисловиях к книгам он широко пропагандировал пользу просвещения для народных масс, видел предназначение своих книг в качестве пособий по семи свободным наукам. Франциск Скорина рассматривал Библию как результат многовекового духовного опыта человечества, источник мудрости, науки, моральной философии. Усвоив достижения культуры Возрождения, он поднял культурные достижения своего народа на более высокую ступень, придав Возрождению национально самобытный и оригинальный характер. Деятельность Скорины во многом предопределила пути развития просвещения и книжной культуры восточных славян.

Региональная этнокультурная специфика развития образования на территории Беларуси

Региональные особенности развития системы народного образования и школьной политики правительства в Беларуси в последней трети XIX -начала XX вв. были обусловлены воздействием рядом факторов. С исторической точки зрения они явились объективным проявлением неравномерности социально-экономического, общественно-политического и этнокультурного развития отдельных белорусских регионов и административно-территориальных единиц, в том числе белорусских губерний в составе Российской империи. Согласно исследованиям белорусского этнографа М. Ф. Филиппенко, формирование основных региональных культур белорусского народа (восточной, западной, южной, центральной и северной) происходило вместе со становлением белорусской национальной культуры и завершилось в основном к середине XVI в. [251, с. 62-65].

С политической точки зрения решающей причиной воздействия на систему народного просвещения Беларуси была школьная политика правительства, которая использовала в своих интересах многонациональные и поликонфессиональные особенности населения белорусско-литовских губерний, а также их разную историко-культурную и цивилизационную ориентацию. В этом смысле политика центральных властей относительно восточно- и центральнобелорусских губерний (Витебской, Могилевской и Минской) существенно отличалась от политики относительно западной части Беларуси (Гродненская и преимущественная часть Виленской губернии). Именно воздействием такой дифференцированной образовательной политики можно объяснить значительные различия по основным показателям развития образования отдельных белорусских губерний и регионов, в чем мы убедимся позже.

Проблема региональных особенностей развития народного просвещения в Беларуси указанного периода остается малоразработанной в исторической и историко-педагогической литературе. Одну из первых попыток изучить вопрос письменности населения Беларуси в региональном разрезе (по губерниям и уездам) сделал известный белорусский историк Н.Н. Улащик в 1968 г. в статье «Грамотность в дореволюционной Белоруссии» [312]. В 1990-е годы определенные меры в этом направлении предпринял автор диссертационного исследования [287; 285]. З.В.Шибеко проанализировал образовательно-просветительский потенциал городов Беларуси в 1860-1904 гг. в сравнительно-региональном аспекте [339; 340; 341]. В исследовании региональных особенностей развития просвещения Беларуси мы опирались на материалы общероссийской переписи населения 1897 г., однодневной переписи начальных школ Российской империи от 18 января 1911 г., документально-статистические и литературные источники.

В Беларуси хуже, чем в центральных губерниях, финансировалось народное просвещение. Если в 1898 г. расходы на него (в расчете на одного человека) по земским губерниям России составляли 36,1 коп., то в Витебской губ. - 25,5 коп., Гродненской - 19,3; Минской - 18,7; Могилевской -10,8 коп. [47, с. 337]. Более низким в Беларуси в сравнении с Европейской Россией был и уровень грамотности населения. По данным переписи 1897 г. в Петербургской губернии грамотные составляли 62 % населения возрастом свыше 9 лет, в Московской - 49 %, в то время как в Виленской и Гродненской - 38 %, Витебской - 33 %, Минской - 24 %, Могилевской -22 % [74, с. 59-61]. В целом грамотных в возрасте старше 9 лет в Европейской России было 30 %, а в Беларуси - 25,7 % [104, с. 200].

Н.Н.Улащик критически проанализировал советскую научную литературу по вопросу грамотности в Беларуси в конце XIX - начале XX вв. и установил на основании переписи 1897 г. настоящий процент грамотных в границах современной Беларуси за исключением детей дошкольного возраста. Эта цифра составляла 36,4 % мужчин и 15,2 % женщин, а в целом грамотные составляли 25,7% населения, не учитывая детей до 10 лет [312, с. 108]. Этот показатель стал общепризнанным и не оспаривается современной исторической и историко-педагогической наукой. По итогам Всесоюзной переписи населения 1959 г. было установлено, что грамотных в Беларуси в 1897 г. в возрасте от 9 до 49 лет было 32 % (мужчины - 43,5 %, женщины - 20,9 %). Эта цифра также используется в современной научной литературе [143, с. 582].

Данные о грамотности населения Беларуси в ее современных границах приведены в табл. 1 на основании исследования Н. Н. Улащика [312, с. 109].

Данные табл. 1 свидетельствуют, что западные губернии Беларуси существенно превосходили по уровню грамотности восточные. Если же взять под внимание показатель грамотности по уездам, то получается, что в Лидском и Ошмянском уездах процент грамотных был выше, чем в уездах, где уездный город был одновременно и губернским (Витебским и Минским).

В Лидском и Ошмянском уездах процент грамотных составлял соответственно 40,8 и 39,2, в то время как в Витебском и Минском соответственно - 36,2 и 36,1. При сравнении всех 35 белорусских уездов отмечается значительный перевес западных уездов: первые места занимают Гродненский (43,3 % ), Лидский, Ошмянский, Брестский (35,2 %), Волковысский (32,3 %), сильно опережая восточные и южные уезды: Речицкий - 15,9; Мозырский - 15,6; Сенненский - 15,8; Городокский -15,2%. Наиболее «грамотный» Гродненский уезд опережал наименее «грамотный» Городокский уезд Витебской губернии почти в 3 раза [312, с. 108-110].

Во всех губерниях грамотных мужчин было значительно больше, чем женщин (грамотных мужчин с 10 лет - 861 536, а женщин - 365 184), однако соотношение грамотных мужчин и женщин в западных уездах было более благоприятно для женщин, чем в восточных. В Виленской губернии женщины составляли 37,5 % всех грамотных, Витебской - 32,3 %, Гродненской - 32,1%, Минской - 28,8%», Могилевской - 25,3%) [312, с. 109-110].

Беларусь отставала от центральных губерний и по охвату обучением детей. Так, в губерниях Европейской России в 1898 г. обучалось 42 % детей школьного возраста, а в четырех белорусских губерниях - 32 % [47, с. 337]. Наиболее неграмотной частью народа являлась его самая многочисленная категория - крестьяне. Из 1541 тыс. крестьян Минской губернии грамотными было 155 тыс. или 10% (6,6% мужчин и 3,24 % женщин). Из них только 1072 человека имели больше, чем начальное образование, что составляло лишь 0,69 % от общего количества грамотных. Аналогичное положение было и в других губерниях [47, с. 337].

В соотношении количества учащихся начальных школ в возрасте от 7 до 14 лет к детскому населению того же возраста белорусские губернии, как свидетельствовали данные Однодневной переписи начальных школ России 18 января 1911г., имели гораздо худшие показатели в сравнении с центральными и некоторыми отдаленными губерниями страны. Этот показатель составил: в Могилевской губ. - 26,5 %, Гродненской - 25,5 %, Витебской - 20,6 %, Минской - 20,3 %, в то время как самый высокий уровень этих соотношений был в Рижском учебном округе, а также в Московской, Петроградской и Ярославской губерниях - от 32 до 40 % [229].

Сравнение по учебным округам количества учащихся, которые окончили курс начальных школ, по данным Однодневной переписи 1911 г., показывает, что ВУО занимал предпоследнее место среди всех 15 учебных округов Российской империи, опережая только Варшавский учебный округ. Этот показатель по ВУО составил 7 % среди мальчиков и 6 % среди девочек. Самый высокий процент детей, окончивших начальную школу, был в Рижском учебном округе - соответственно 16 и 14%, Петроградском округе- 13 и 11 %, Московском - 12 и 8 %. По количеству детей, которые выбыли из начальной школы до окончания курса, ВУО занимал среднее место - до 18 % среди мальчиков и 17,5 % среди девочек [229].

Материально-техническое обеспечение начальных школ Беларуси было худшим по сравнению с центральной Россией. По расходам на школу, содержание учащихся и учителей ВУО занимал одно из последних мест среди округов европейской части страны. Так, в среднем в 1910 г. на одну начальную школу в округе было выделено 620,7 руб., в то время как в Московском учебном округе - 1011,2 руб., на одного учащегося -соответственно - 10,8 руб. и 15,3 руб., на одного жителя - 43,2 коп. и 82,5 коп. [228].

Формирование концепции белорусской национальной школы

Главным содержанием национально-культурного возрождения была целенаправленная деятельность по созданию белорусской национальной школы и развитию обучения на родном языке. Общественно-педагогическое движение за белорусскую школу выступало как течение национально-освободительного движения. Деятели белорусского возрождения осознавали политико-идеологическую направленность системы образования, которая была создана в стране правительством и Русской православной церковью. Это была «чужая» школа, где в преподавании и в отношениях между учениками запрещалось использование белорусского языка, где молодое поколение не воспитывалось в духе национального патриотизма, любви и уважения к историко-культурным традициям своего народа.

Белорусский национальный вопрос на рубеже веков приобрел не только противоречивое этническое, правовое, религиозное, языковое толкование, а широкий культурно-исторический смысл, который охватывал самые разные стороны жизнедеятельности белорусского народа, его прошлое, современность и будущее. Научные исследования о языке и истории белорусского народа, рост национальной интеллигенции выбивали основы в утверждениях идеологов самодержавия и польских шовинистов о несамостоятельности белорусского этноса, отсутствии его собственной культуры и истории. Новое содержание начали приобретать такие важные для самоидентификации белорусской нации понятия, как отчизна, родина, родной край, историческая судьба народа, осмысление которых содействовало скорому росту национального самосознания. Ее специфическим отличием в это время было наличие ярко выраженной социально-политической окраски. Национальное движение все более остро и настойчиво ставило вопрос о праве белорусского народа на использование родного языка в образовании, что означало откровенный вызов обрусительной политике правительства [99, с. 68, 78].

Одним из основателей возрождения, будителем исторического и национально-культурного самосознания белорусского народа выступил в конце XIX в. Франтишек Богушевич. Классик белорусской литературы начала XX в. М. Горецкий характеризовал Ф.Богушевича как «первого национального белорусского поэта» [100, с. 260]. В своих просветительских манифестах-сборниках - «Дудка белорусская» (1891г.) и «Смык белорусский» (1894г.) - он первым из белорусских мыслителей XIX в. заговорил о белорусском языке как о наиболее важном элементе белорусской культуры, общественной жизни и национального самосознания белорусов, называя язык «убранством души». Он поставил вопрос о создании белорусского словаря и белорусской грамматики и таким образом выступил сподвижником белорусской национальной школы [51, с. 220]. Поэт критиковал политику денационализации белорусского народа со стороны правительства и космополитизм определенной части белорусской интеллигенции. Вместе с тем Ф. Богушевич призывал с уважением относиться к национальным культурам других народов и подчеркивал необходимость изучения белорусами языков своих соседей.

Просветительские идеи Ф. Богушевича подхватила и подняла на новый уровень плеяда выдающихся деятелей белорусского возрождения начала XX в. Пророком национального возрождения выступил Я. Купала, который, обладая большим поэтическим даром, объявил о выходе белорусского народа на арену истории. Согласно своему мировоззрению, Я. Купала, как и многие другие белорусские писатели того времени, был выдающимся просветителем, который стремился приобщить свой народ к культуре и цивилизации. Он считал, что злу, социальной и национальной несправедливости человек может и должен противопоставлять науку, просвещение, опыт. Я. Купала был непримирим к тому долготерпению, которое проявлял белорус по отношению к своему положению в обществе. Поэт утверждал мысль о большой значимости просвещения и школы в жизни и будущей судьбе Беларуси: «К свободе, равенству и знанию // Мы прорубим себе след! // И будет внуков господство // Там, где нынче плачет дед!» («Врагам Белорусчины») [176, с. 134].

В сложившихся условиях произведения Я. Купалы, как и других прогрессивных мастеров слова, были едва ли не единственным общедоступным источником просвещения и национального воспитания широких масс населения. Уже в то время его творчество нелегально входило в школьные программы, когда сельские учителя знакомили своих воспитанников с произведениями белорусского песняра. «Каждое новое стихотворение Янки Купалы, которое появлялось в печати, мои ученики с готовностью учили наизусть», - писал Я. Колас, вспоминая о своей работе в частной белорусской школе в 1908 г. в одной из деревень Могилевской губернии [175, с. 220]. Между тем, к Я. Купале, начинавшему писать по-польски, вскоре пришло понимание - наиболее выразительно и глубоко себя можно проявить только на родном языке. Утверждая мысль о большой значимости просвещения и образования в жизни народа, поэт страстно выступал за сохранение и развитие белорусского языка как ведущего фактора становления белорусской национальной школы.

В статье «Имеем ли мы право отрекаться от родного языка» (1910 г.) Я. Купала разоблачал политику Польши, которая негативным образом отражалась на развитии белорусской культуры, науки и просвещения. Он подчеркивал, что это многовековое ярмо задержало на долгие столетия культурное и национальное развитие белорусского народа. В статье подчеркивалось, что даже в самые тяжелые времена белорус берег свой язык - «сердце его души». Автор утверждал, что возродиться и свободно взглянуть на весь мир «мы сможем только тогда, когда под соломенными крышами наших хат займет почетное место родная белорусская книжка» [174, с. 186]. Я. Купала пришел к выводу - белорусский народ не вправе отрекаться от родного языка. В 1910 г., когда III Государственная дума отказала в проведении обучения украинских и белорусских детей на родном языке, поэт написал стихотворение «Родное слово», о котором позже А. В. Луначарский сказал: «Тяжело найти лучшее, более прочувствованное и более торжественное подтверждение силы привязанности угнетенного народа к своему языку» [288, с. 44].

В стихотворениях «Что нам надо» (1905-1907 гг.), «Учись» (1907г.), «Мой взгляд и цель» (1910 г.), «В училище» (1911-1912 гг.) поэт подчеркивал необходимость развития народного просвещения, издания белорусских книг и организации народных школ с обучением на родном языке. Я. Купала принимал активное участие в общественно-политической борьбе по проблемам родного языка и белорусской школы. Примером влияния этой борьбы на его творчество может служить стихотворение «Врагам Белорусчины» («Чего вам хочется, панове?»), написанное в 1907 г. после резких нападок на все белорусское со стороны черносотенных газет.

Я. Купала проявлял большой интерес к подготовке и изданию учебной литературы на белорусском языке. В письме к Б. А. Тарашкевичу от 4 сентября 1913 г. он с трепетом интересовался созданием белорусской грамматики. Как ответственный секретарь Белорусского издательского товарищества в Вильно, Я. Купала сообщал о необходимости издания грамматики для обучения молодого белорусского поколения. В должности редактора «Нашей нивы» он продолжал острую борьбу с шовинистами за равноправие белорусского языка и культуры, разоблачал отщепенцев, предавших родной край. Художественное творчество Я. Купалы характеризуется очевидной воспитательной направленностью. На его произведениях дети белорусов познавали «книжную мудрость» на родном языке, учились дорожить культурным достоянием своего народа и любить родной край. Призыв учиться, чтобы выбиться из тьмы, приобретал острый социальный смысл. Стихотворение «А кто там идет?» пронизывает идея национального самоутверждения, которое выступало средством противостояния национальной ассимиляции и борьбы белорусов за свое человеческое достоинство, за право «людьми называться».

Значительный вклад в разработку концептуальных основ белорусской национальной школы, как и учебно-методических аспектов ее деятельности, внес выдающийся белорусский просветитель, поэт и литературовед М. Богданович. Концепцию национальной школы он рассматривал в контексте белорусского национально-культурного возрождения, которое в свою очередь связывал с общеевропейским процессом [50, с. 259]. Опередив свое время, М. Богданович выявил закономерность, которая противоречила официальной доктрине «западнорусизма». Он предложил историческую концепцию развития белорусской культуры, не потерявшую своей научной ценности и сегодня. Проанализировав исторические пути развития белорусского и русского народов, он пришел к выводу: «белорусская культура отнюдь не является простым вариантом культуры великорусской» [50, с. 259]. М.Богданович доказал, что Беларусь и Россия - это два самостоятельных культурных комплекса, которые отличаются между собой базовыми формами социально-исторического бытия, воздействием внешних влияний, ходом исторических событий и итогами развития [50, с. 259].

Педагогическая журналистика - важнейший ресурс развития национальной школы и педагогической мысли Беларуси

В условиях фактического запрета белорусского языка и культуры животворным каналом развития образования и педагогической мысли Беларуси конца XIX - начала XX в. явилось создание передовыми кругами учительства педагогических товариществ и издание ими журналов и сборников. На территории Беларуси педагогические товарищества возникли на основе «Нормативного Устава общества взаимного вспомоществования учащим и учившим» от 5 июля 1894 г. Эта инициатива была подхвачена белорусским учительством и получила дальнейшее развитие. В 1897 г. было создано «Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим в народных училищах Витебской губернии», в 1901 г. возникли товарищества народных учителей Минской, Гродненской и Могилевской губ., в 1907 г. -Гродненское педагогическое товарищество преподавателей средних учебных заведений.

Создание педагогических товариществ диктовалось не столько важностью защиты профессиональных и материальных интересов преподавателей, сколько острой необходимостью подготовки школьной реформы. Реализацию поставленной цели педагогические товарищества видели в выполнении следующих задач: распространение передовых педагогических идей и эффективных методических приемов в учебно-воспитательном процессе, обмен опытом преподавания и воспитания в учебных учреждениях ВУО, популяризации учебников и учебных пособий передовых русских педагогов, повышении квалификации преподавателей. В частности, Гродненское педагогическое товарищество широко практиковало проведение общих собраний, на которых заслушивались доклады и рефераты по вопросам общей педагогики, истории, психологии, истории педагогики; впервые систематически стало организовываться чтение публичных лекций [247, с. 54]

В период революции 1905-1907 гг. и вплоть до 1914 г. деятельность педагогических товариществ обогатилась таким важным направлением, как издание педагогических журналов и сборников. В 1905-1907 гг. в Вильно издавался журнал «Педагогические записки» (вышло 18 номеров) в качестве дополнения к журналу для детей младшего и среднего школьного возраста «Зорька». В 1908 г. увидел свет сборник преподавателей и преподавательниц Витебской губернии «Голос учителя». В 1909 г. в Петербурге был издан сборник витебских преподавателей «Белорусский учитель». В 1910-1911 гг. Могилевское педагогическое товарищество выпустило 6 номеров журнала «Белорусский учительский вестник». С 1911 по 1914 гг. выходил журнал Гродненского педагогического товарищества «Педагогическое дело».

Общественно-политическая и национально-культурная ориентация этих изданий была различной, что непосредственно отразилось на их дальнейшей судьбе. «Голос учителя» и «Белорусский учитель», отражавшие демократические настроения белорусского учительства, были запрещены после выхода первых же номеров в связи с антиправительственным характером своих выступлений. «Белорусский учительский вестник», несмотря на то, что избегал оценки общественно-политических вопросов, тем не менее был закрыт после выхода шестого номера в 1911 г. К местным октябристам примыкал журнал «Зорька», издававшийся в 1905-1912 гг., как и его продолжение «Педагогические записки». Немного дольше, чем все другие, смог продержаться журнал «Педагогическое дело» (вышло 271 номеров), который из цензурных соображений избегал острых общественно-политических материалов, ограничиваясь вопросами педагогического просвещения и распространения опыта преподавателей-новаторов. По своей ориентации это был журнал либерально-просветительского толка.

Какие цели и задачи ставили перед собой редакторы первых белорусских педагогических журналов? В чем они видели свое предназначение? В редакционном обращении сборника «Голос учителя» отмечалось, что появление его вызвано давно назревшими потребностями. В нем отмечалось: когда на повестке дня стоят проблемы введения всеобщего обучения и коренной перестройки начальной школы, особенно важен и необходим голос самого учителя, его отношение к этим вопросам. Редакция считала, что учитель обязан быть проводником просвещения и правосознания в народные массы, быть руководителем народа, вести энергичную внешкольную просветительскую и общественную деятельность. Подчеркивалось, что для этого учителю необходимо быть в полном вооружении знаниями и опытом. Обращалось внимание на неблагоприятные условия жизни учителей, в частности, на невозможность своевременного ознакомления «с новейшими течениями в области педагогической мысли» [109, с. 1]. Навстречу этим насущным проблемам и шел «Голос учителя». «Объединение учительства вокруг идеалов свободной демократической школы и вокруг идеалов учителя, как руководителя народов, звена на основе умственной взаимопомощи и моральной поддержки - вот задача сборника», - говорилось в редакционной статье [109, с. 2].

Антицерковной направленностью отличалась помещенная в «Голосе учителя» статья «Из жизни церковноприходской школы», в которой отражалось острое неудовольствие педагогической общественности и населения попыткой правительства узаконить церковноприходские школы путем включения их в сеть начальных школ в проекте Закона о всеобщем обучении [44, с. 279, 280].

Важные и ответственные задачи в области воспитания, обучения и образования школьников, повышения квалификации учителей поставила перед собой и редакция сборника «Белорусский учитель», первый и единственный номер которого вышел в Петербурге в феврале 1909 г. В редакционной статье говорилось о давно назревшей необходимости в создании органа печати для всестороннего освещения нужд и интересов народного учителя Беларуси [69, с. 3]. Редакция сборника подчеркивала, что учителя должны принять участие в обсуждении таких важнейших вопросов, как введение всеобщего обучения и реформа школы, установление типов школ, разработка учебных программ, методов обучения и воспитания, педагогическая и общеобразовательная подготовка учителя. Редакция заявила о своем намерении печатать статьи, посвященные культурно-просветительским задачам учителя, «который является почти единственным интеллигентом, находящимся в постоянных отношениях с народом...» [69, с. 3]. Не был обделен вниманием и процесс «пробуждения национального самосознания белорусов», который наблюдался в течение многих лет, что нашло свое отражение в повышении интереса к белорусской культуре, языку, национальной белорусской школе.

В статье «На каком языке учить в школах Белоруссии? (По поводу платформы Белорусского общества)», написанной С. Ф. Русовой , одной из основательниц и редакторов украинского педагогического журнала «Світло» (1910-1914 гг.), разоблачается распространенная мысль о недостаточном совершенстве и богатстве белорусского языка [69, с. 44—46; 44, с. 280]. С. Ф. Русова выступила с критикой платформы «Белорусского общества» -реакционной организации шовинистического направления, - которая была опубликована в кадетской газете «Речь» и перепечатана «Белорусским учителем». Платформа отказывала белорусскому языку как языку обучения в школе вследствие того, что он вроде бы недостаточно разработан, беден. С. Ф. Русова резонно задавала вопрос, «зачем это общество называет себя «белорусским», если без белорусского языка не может быть и белорусского народа?» [69, с. 46]. С. Ф. Русова, относя вопрос о родном языке обучения к «самым интимным сторонам народного самосознания», полагала, что лучше всех решить эту проблему может народный учитель. Именно ему хорошо понятна «развращающая физиономия неродной для населения школы», как и запросы самой народной школы. Потому С. Ф. Русова призывала белорусских народных учителей поделиться своими наблюдениями относительно белорусской школы и своими мыслями насчет того, нужна ли белорусскому народу школа с преподаванием на его «крестьянском» языке или они должны присоединяться к общечеловеческой культуре на русском или польском языке. Как подчеркивает автор, только голос белорусских народных учителей может правдиво ответить на этот вопрос [69, с. 46].

Статья украинского педагога в «Белорусском учителе» представляет собой выдающийся факт сотрудничества представителей белорусской и украинской педагогической мысли, свидетельство единства взглядов передовых представителей белорусского и украинского национально-культурного возрождения на роль и значение родного языка в образовательно-воспитательной сфере.

Украинско-белорусское сотворчество нашло свое дальнейшее проявление в педагогической публицистике белорусского просветителя, литературоведа и критика СЕ. Полуяна, исследовавшего украинскую культуру и литературу, а также белорусско-украинские литературные связи. Выходу сборника «Белорусский учитель» он посвятил свою статью «О национальной школе в Беларуси», напечатанную в 1909 г. в журнале «Украинская хата». Отмечая актуальность издания белорусским учительством собственного органа печати и сделанные в этой связи не слишком удачные попытки, он писал, что сборник «Белорусский учитель» выглядит несолидным, несоответствующим своей цели. В качестве главного его недостатка автор отмечал отсутствие ведущей идеи - идеи белорусского возрождения, которая объединила бы все части сборника в одно целое.

Похожие диссертации на Развитие образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX вв.