Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа Ахметова Лидия Алексеевна

Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа
<
Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахметова Лидия Алексеевна. Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2004 253 c. РГБ ОД, 61:04-13/2561

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ И СОДЕРЖАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА

1.1. Истоки и предпосылки становления нравственно-экологического аспекта музыкальных традиций татарского народа с.27

1.2. Нравственно-экологическое содержание основных жанров традиционного национального музыкального наследия татарского народа с.46

1.3. Развитие нравственно-экологического содержания музыкально- педагогической культуры татарского народа в контексте исторического становления национального общекультурного и духовного наследия (от истоков до начала XX в.) с.63

Выводы по первой главе с.96

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ТАТАРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 20 - 50-е гг. XX в. И ИСТОРИКО-ПЕДАІОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

2.1. Преемственность нравственно-экологических традиций татарской музыкально- педагогической культуры в творчестве основоположников современной национальной профессиональной музыки С. Габяши и С. Сайдашева с.102

2.2. Развитие нравственно-экологического потенциала татарской музыкально- педагогической культуры в творчестве

татарских композиторов-классиков с. 117

2.2.1 Нравственно-экологическая тематика песенного творчества композиторов Татарстана 20-50-х гг. XX в с. 117

2.2.2. Нравственно-экологическое содержание классических произведений татарского музыкального театра с. 124

2.3. Историко-педагогические основы внедрения нравственно-экологического содержания музыкально- педагогической культуры татарского народа в современный педагогический процесс с. 134

Выводы по второй главе с. 186

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 189

БИБЛИОГРАФИЯ с. 195

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкеты с. 219

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Программа и методические рекомендации курса по выбору «Нравственно-экологический потенциал татарской музыкально-педагогической культуры» для студентов музыкально-педагогических факультетов высших педагогических учебных заведении с. 223

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Произведения нравственно- экологической тематики и содержания, рекомендуемые для включения в репертуар курса вокальной подготовки в высших и средних специальных музыкально-педагогических учебных заведениях с. 242

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема гармоничного сосуществования человека с окружающей средой, актуальная во все эпохи, особо обостряется характером развития современной цивилизации. В этих условиях становление экологической культуры новых поколений требует формирования эмоционально-ценностного отношения личности к природе и обществу. Эстетически осмысленное отношение к окружающему миру развивает эмоциональное восприятие действительности и способности оптимизации существования человеческого сообщества в природном окружении. Однако сложившаяся система экологического воспитания на всех ступенях образовательного процесса не обеспечивает подготовленности новых поколений к деятельности, направленной на оптимизацию взаимоотношений человека и природы. Одной из причин этого негативного явления остается недооценка эстетического и художественного факторов. В том числе, к формированию экологического сознания детей и юношества мало привлекаются средства музыкального искусства. Между тем, оно может являться обширной базой для экологического воспитания личности. Великому композитору Л.Бетховену принадлежат следующие слова: «Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи?.. - Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не станут передо мною в виде нот».

Искусство является средством, способствующим всесторонней гармонизации условий сосуществования человека с окружающей средой. Если рационально-логический путь процесса познания отражает предметы и явления с объективно присущими им

свойствами, то искусство, как известно, является эмоционально чувственным способом познания мира и формирует индивидуализированное отношение личности к явлениям действительности.

Становление экологического сознания требует развития эмоционально-ценностного отношения человека к природе и обществу. Формирование экологической культуры подразумевает творческое освоение и преобразования человеком окружающего мира. Сам термин «культура» по своей сути экологичен, поскольку своими корнями восходит к такому понятию, как возделывание земли. Связи между культурой и природой непреходящи и фундаментальны. Гуманизация современного образования выводит на новую парадигму освоения культуры. Развитие творческих способностей человека неразрывно связано с художественно-эстетическим познанием реальной действительности. Идея диалога и сотворчества человека и природы как основы картины мира опирается на понимание феномена человека [9]. Академик В.И.Вернадский впервые последовательно обосновал идеи о взаимодетерминированности, связи природной среды со всем, что было создано материальной и духовной деятельностью человека, обозначив мир, преобразованный сотворчеством человека и природы, понятием «ноосфера» [37]. «Суть идеи ноосферы ... - в стремлении к развивающейся гармонии, сотворчеству, эволюции, полифоническому полилогу человека, человечества и природы [164, с. 85]. В процессе этого сотворчества музыка выступает одним из связующих звеньев между духовным миром человека и окружающей действительностью. Она отражает комплексом своих средств явления реального мира и чувства и эмоции человека, вызванные его восприятием живой действительности.

Поэтому, одной из насущных задач современной педагогики становится формирование и развитие музыкальной культуры подрастающих поколений. Музыка не только способна выполнить свои эстетические, познавательные, художественные и воспитательные функции, но и является потенциальной базой экологического воспитания и образования личности. Значение музыки в экологическом воспитании трудно переоценить. Природа всегда была главным импульсом музыкального творчества. Образы природы, воплощенные в музыке, предстают перед слушателем как источник красоты, полноты жизни и совершенства, вызывая чувства удивления и восхищения. Музыкальная культура обладает свойством воздействовать на подсознание, внушать определенный строй мыслей и чувств. Каждому музыкальному произведению в той или иной степени присуще воспитательное воздействие. Музыка способна вносить личностный фактор во все аспекты взаимосвязи человека с действительностью. К экологии человека относятся и формы взаимоотношений человека и общества и отдельного индивидуума с себе подобными, субъектов и социальных групп. Здесь экологической проблемой выступает сохранение внутреннего мира каждой личности. В этом плане музыка выполняет ответственные функции.

Культурологическая направленность на все стороны деятельности человека имеет позитивный потенциал. Общепризнанна концепция М.С.Кагана, рассматривающего феномен культуры в контексте всех сторон жизнедеятельности человека. При этом, им выделяются такие виды деятельности: познание, преобразование, общение, ценностная ориентация [86]. Все они применимы к такой сфере, как экология. З.А.Хусаинов резонно отмечает, что экологическая культура личности взаимосвязана с другими культурами: интеллектуально-познавательная, естественнонаучная обеспечивает познание

закономерностей природы и закономерных связей между нею и человеком; философская культура дает возможность глубоко осмыслить смысл и назначение человека как продукта природы общества; политическая культура обеспечивает экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью и состоянием природы; правовая культура регулирует рамки законодательно оформленного взаимодействия человека с природой и действий, направленных на ее сохранение и воспроизводство; нравственная культура одухотворяет отношение личности к природе, порождает ответственность за все живое на земле; физическая культура эффективно способствует развитию природных и духовных сущностных сил в природе, восстановление, обновление и обогащение с ее помощью жизненной биоэнергии и, наконец, «эстетическая культура создает возможность эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе, переживания восторга и наслаждения от общения с ней» [212, с. 12]. Таким образом, экологическая культура является комплексным феноменом, объединяющим все стороны духовной культуры. Экологическая деятельность человека включает познавательную, преобразовательную, коммуникативную и ценностно-ориентационную функции, которые возможно обогащать культурологическим аспектом, включая искусство, художественную культуру, - музыку. В музыке концентрируются особенности национального характера, эстетические и нравственные идеалы и ценности. Она является важнейшим источником обогащения современной воспитательно-образовательной практики, гуманизации педагогического процесса.

Музыка в системе искусств занимает особое место, отличаясь наибольшей силой эмоционального воздействия, чувственного освоения действительности. Одновременно, средства музыкального

искусства характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Поэтому оно особенно близко к естественнонаучным знаниям, философии и математике. Такое видение музыкального творчества формировалось с древности. Античная наука, а, следом, арабо-мусульманская наука средневековья включали музыку в число рациональных знаний. Отсюда исходит ее сильный нравственно-экологический потенциал, поскольку своей эмоциональностью и чувственностью она ближе к художественному освоению действительности и непосредственно воздействует на внутренний мир человека. В то же время, своей абстрактностью и рациональностью музыка смыкается с естественнонаучными знаниями. Рациональные знания сочетаются здесь с эмоционально-эстетическим опытом.

Современный педагогический процесс, направленный на всестороннее гармоничное развитие личности, предполагает усиление культурологической направленности - включение во все сферы воспитания и образования потенциала художественной культуры. Одним из ведущих факторов решения актуальных проблем современной педагогики является формирование нравственного облика новых поколений средствами музыкального искусства. Как известно, среди задач современной школы, на первый план выступают вопросы экологического воспитания. Система средств музыки, как одного из специфических видов искусства, отражающего окружающую действительность посредством звуковых образов, содержит значительный потенциал развития нравственных и эстетических потребностей человека, включая и систему его взаимоотношений с окружающей средой. Исключительная сложность нравственного оздоровления общества в современных условиях, особо повышает значимость формирования духовной культуры личности.

Еще в XVII в. Я.А.Коменский усмотрел взаимозакономерность развития природы и человеческого общества. Он указывал, что природа и человечество развиваются по одним законам, поскольку человек является частью природы. Общеизвестна пантеистическая философская концепция Ж.-Ж.Руссо о ведущей роли природы в воспитании. И.Г.Песталоцци также видел основной принцип воспитания в гармонии человека и природы. К.Д.Ушинский придавал большое значение воспитанию в человеке чувства единства с природой. В.А.Сухомлинский отмечал, что чувство прекрасного в природе одухотворяет деятельность человека, побуждает его к активной деятельности по охране окружающего мира.

Богатейший потенциал духовной культуры человечества отразил все аспекты его взаимосвязи с окружающим миром. В многообразных формах художественно-творческой деятельности различных народов воспевалась красота природы, воплощались исторически обусловленные концепции взаимоотношений человеческого общества и мироздания. На актуальность проблемы изучения взаимосвязи экологического и нравственного воспитания с учетом исторического опыта указывает И.Т.Гайсин: «Нравственное воспитание и общение с природой своими корнями уходит в глубь веков и тесно связано с историей развития человечества, процессом формирования его мировоззрения, оно имеет ряд аспектов и направлений: познавательный, природоохранный, эстетический, нравственный» [47, с. 146]. Как пишет Р.Ш.Маликов: «В изучении истории гуманистической педагогической мысли народов большое значение имеет многовековой духовный опыт прошлых поколений» [105, с. 26]. Важность эстетического освоения действительности, роль искусства в оптимизации существования человеческого общества в природном окружении подчеркивает З.Г.Нигматов: «Наблюдаемая на протяжении

многих веков тенденция к расширению видов искусства и охвату ими все новых сфер человеческой деятельности, является свидетельством того, что не только искусство, но и все другие формы освоения мира по законам красоты, в том числе и утилитарно-практическое, входят в сферу интересов духовного воспитания учащихся. Духовному саморазвитию способствует эстетическая организация природной среды, социальные формы поведения людей, красота человеческих отношений, быт» [133, с. 11 - 12]. Эмоционально-эстетический опыт человечества формировался и шлифовался веками и последующие поколения на его базе развивали и умножали традиции, в том числе и музыкальные, которые значительной степени регулировали взаимоотношения человека и природы, получившие впоследствии научное определение экологии.

Многочисленные исследователи художественной культуры указывают на большую роль искусства, которое способствует воспитанию чувства прекрасного через национально определенные формы творчества. Именно через них возможно эффективно осуществлять воспитание патриотизма, любви к родине, природе и людям; происходит приобщение к общечеловеческой культуре. Проблема экологического воспитания детей и юношества средствами музыкального творчества народа находится на стыке нескольких направлений науки: педагогики, возрастной психологии, этнопедагогики, искусствоведения, естественнонаучных знаний. Каждое из указанных направлений формирует теоретические основы исследования данной проблемы.

Национальные художественные традиции занимают одно из ведущих мест при решении основной задачи воспитания и образования - формирования разносторонне образованной и духовно развитой личности. «В процессе развития художественного

творчества у каждого народа складывались свои приемы отражения действительности, свои методы, средства художественного и эстетического воспитания подрастающего поколения» [162, с. 3]. В том числе, в этом творчестве содержатся взгляды народа на окружающий мир, природу, основы концепции взаимоотношения человека и природы, взгляды на ее сохранение и разумное использование ресурсов. Как никакое другое искусства музыка отражает своими средствами единение в человеке материи и духа, или природы и внутреннего мира. Именно этот аспект нашел яркое воплощение в произведениях народного и профессионального музыкального творчества. Поэтому музыка способна способствовать поиску путей гармонии человека с окружающей средой. Однако эти свойства музыки пока еще недостаточно используются с целью экологического воспитания.

Современная система экологической подготовки включает комплекс естественнонаучных дисциплин, однако гуманитарные науки привлекаются в ней мало, а искусство - еще менее. Это обстоятельство отражает, например, характер применения программ по музыке (общероссийских и разработанных татарстанскими педагогами), применяемые в настоящее время в школах Республики Татарстан [151 - 156]. На сегодняшний день пути использования потенциала музыкальной культуры в воспитании и образовании, его более активного подключения к процессу гуманизации образования, который является одной из ведущих тенденций современной педагогики, требует деятельного включения музыки во все сферы образовательного процесса. Однако, прежде чем включать средства музыкального творчества посредством конкретных форм и методов в современный воспитательно-образовательный процесс, одной из отраслей которого является экология, необходимо создание

соответствующего научно-методического базиса. Одним из его краеугольных камней является наличие историко-педагогических знаний. Исторический аспект исследований составляет неотъемлемый фактор современной педагогической науки. На это указывали выдающиеся ученые-педагоги Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Б.Т.Лихачев, З.И.Равкин и др. В музыкально-педагогических исследованиях отечественных ученых Э.Б.Абдуллина и Е.В.Николаевой подчеркивается определяющие значение изучения истории музыкального образования. Формирование системы экологических знаний предполагает исторический аспект, который формирует знания об историческом опыте взаимодействия человека с окружающим миром, включая и художественное, эстетическое освоение действительности на разных этапах развития общества: «Если каждый народ складывается в результате своей многовековой истории и если его национальные традиции, его этническая сущность складывается во времени, то такие науки, чьим объектом является воспитание и развитие человека, непременно должны предстать в историческом аспекте» [144, с. 8].

Любая педагогическая проблема не может иметь успешного решения без подкрепления ее научно-методического базиса историко-педагогическими знаниями. Музыка каждого народа в своем историческом развитии, с самых истоков, непрерывно накапливает нравственно-эстетические ценности, которые содержат высокий экологический потенциал. В процессе их накопления выявляются неисчерпаемые возможности национальной музыкальной культуры и педагогики.

С древнейших времен одним из основных импульсов формирования музыкально-педагогической культуры татарского народа являлись образы природы, а тематика и содержание патриотического характера,

направленная на формирование любви к отечеству, родному краю
всегда занимала ведущее место. Богатейшее музыкально-
педагогическое наследие татарского народа содержит неисчерпаемый
нравственно-эстетический потенциал. Это подтверждают
исследования музыковедов, фольклористов-этномузыкологов
М.Н.Нигмедзянова, Р.А.Исхаковой-Вамбы, З.Н.Сайдашевой,

С.И.Раимовой, Ф.Ш.Салитовой, Р.Ф.Халитова, З.МЛвгильдиной и др. На сегодняшний день наиболее обстоятельными трудами в области изучения истории музыкально-педагогической культуры татарского народа являются работы Ф.Ш.Салитовой. Ею впервые было обосновано понятие музыкально-педагогическая культура татарского народа и прослежены основные этапы и тенденции исторического пути ее развития от истоков до формирования в устойчивое явление, что дает возможность выявления путей применения отдельных аспектов музыкально-педагогического наследия татарского народа, в том числе в области экологических знаний. Сформулированная Ф.Ш.Салитовой научно обоснованная, базирующаяся на результатах разностороннего анализа каждого отдельного этапа, с определением четкой периодизации, концепция исторического пути татарской музыкально-педагогической культуры, указывает принципы полноценного использования традиций татарской музыкально-педагогической культуры в современной воспитательной и образовательной практике [171].

Состояние научной разработанности проблемы исследования. До настоящего времени экологический аспект многовекового процесса исторической эволюции татарской музыкальной культуры и педагогики от истоков до середины XX вв. не являлся объектом специальных исследований. Музыкально-педагогические традиции татарского народа являются объектом пристального внимания

музыковедческой науки, музыкальной педагогики, но в гораздо
меньшей степени рассматриваются под ракурсом

естественнонаучных, философских и культурологических проблем современности. В связи с этим возникают существенные проблемы в исследовании и внедрении в экологическое воспитание эстетического, культурологического и художественного факторов.

Теоретический анализ проблемы показывает, что накоплен большой опыт в исследовании роли нравственно-эстетического значения музыкально-педагогической культуры, в частности, в патриотическом воспитании. Однако вопросы экологии в их связи с музыкой и тем более, конкретно, с татарской музыкой, - до сих пор практически не рассматривались. Частично роль фольклора как средства экологического воспитания отмечается в трудах отечественных ученых-педагогов и исследователей различных сфер гуманитарных знаний. В естественнонаучных исследованиях при рассмотрении связи экологических проблем с гуманизацией воспитательно-образовательного процесса и констатацией необходимости его обогащения нравственно-эстетическим компонентом, на потенциал музыкальной культуры внимания практически не обращается.

Казанская школа гуманистического воспитания, основанная ученым-педагогом З.Г.Нигматовым, сплотила круг ученых, которые стремятся внести гуманистический фактор в экологическое воспитание на основе исторически сложившегося потенциала этнопедагогических традиций различных народов. «Привлечение положительного опыта народной педагогики и простых норм нравственности данного народа в воспитательной практике современной школы имеет большое значение для повышения эффективности всего воспитательного процесса» [134, с. 87]. Казанские ученые указывают на значение культурологического

подхода к воспитанию и указывают, что: «Использование национально-культурных ценностей в воспитании молодежи является важным условием духовно-нравственного благополучия любой нации» [134, с. 127]. Ценные идеи о необходимости интеграции естественнонаучных и гуманитарных дисциплин все больше занимают умы ученых-педагогов: «Гуманитаризация образования предполагает расширение номенклатуры дисциплин гуманитарного цикла, обеспечение взаимопроникновения гуманитарного знания и естественнонаучных дисциплин» [45, с. 9]. Как пишет И.Г.Гайсин: «Проблемы экологизации должны решаться по следующим направлениям: а) экологизация дисциплин гуманитарного цикла; б) осуществление межпредметных связей по экологии; в) усиление экологической направленности во внеаудиторной работе по предмету и мероприятиях эколого-нравственного характера» [49, с. 84 - 85].

О необходимости интегрированного подхода к экологическому воспитанию пишут многие исследователи, как например Н.А.Рыжова [163]. На важность интегративного подхода в цикле дисциплин профессиональной подготовки указывает Л.А.Волович [42]. Наиболее авторитетный исследователь истории татарской педагогики Я.И.Ханбиков пишет, что в современном образовательном пространстве среди разнообразных этнопедагогических технологий может быть использован и такой раздел, как охрана природы, экологическое воспитание [201]. О пользе включения в воспитательный процесс краеведческого материала, обладающего несомненным экологическим содержанием, пишет А.Р.Батыршина [23], познании окружающего мира средствами народной культуры -Р.А.Фахрутдинова [192].

Проблемы экологической психологии и педагогики рассматриваются в работах С. Д. Дерябо, В.А.Ясвина и др.

Формированию экологической культуры личности посвящены труды И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной, А.Г.Асмолова, В.С.Преображеноского, Б.Т.Лихачева и др. Взаимосвязь нравственного и эстетического в экологическом воспитании школьников является предметом научных интересов А.В.Миронова. Вопросы генезиса человеческой деятельности и культуры рассматривает Э.С.Маркарян.

Обоснованность углубленного изучения многовековых педагогических традиций народов России с целью использования в современном образовании демонстрируют работы исследователей педагогической культуры регионов России: Г.Н.Волкова, В.М.Горохова, В.Г.Закировой, Р.Ш.Маликова, С.М.Михайловой, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова, Р.А.Низамова, Я.И.Ханбикова, Ф.Ф.Харисова и др. Решению проблемы формирования экологической воспитанности личности на основе культурных традиций татарского народа способствуют региональная модель формирования экологической культуры учащихся на основе традиций татарской народной культуры З.А.Хусаинова [212] и концепция эколого-нравственного воспитания И.Т.Гайсина [48].

В сфере музыкальной культуры значимость национальных традиций в теории и практике музыкальной педагогики многих стран выявляют исследования зарубежных и отечественных ученых: 3. Кодай, Б. Барток, Е.В. Николаева и др. Прогрессивная музыкальная педагогика всегда подчеркивала значимость родной музыкальной речи в нравственно-эстетическом развитии личности. Венгерский композитор и педагог З.Кодай писал: «Если мы хотим, чтобы наша монументальная народная песня излучала свой древний свет на всю нацию, мы должны воспитать ребенка на мелодиях, сочиненных в ее системе и духе...» [93, с. 271]. Немецкий композитор и педагог К.Орф, создавший систему первоначального музыкального

воспитания детей, так же считал фольклор основой сохранения и развития национальной культуры: «Сохранение и культивирование фольклора истолковывается Орфом как сохранение основ культуры нации, защита культурной «среды обитания» [160, с. 7].

Близок к избранной проблеме настоящего исследования вопрос внедрения в школу музыкального краеведения (как синтеза музыкально-педагогической и краеведческой деятельности) в условиях регионализации общества и системы образования. Деятельность по сохранению музыкальной культуры края тоже представляет собой экологическую проблему. Само по себе сохранение местных традиций служит экологии и является вопросом духовной экологии. Так считают тверские педагоги-исследователи, опираясь на локальный музыкальный материал своего края (Л.А.Тарасова, Н.В.Павкина, Е.А.Романюк) [186].

В связи с практическим отсутствием конкретных работ по
избранной теме в области татарской музыки, автор настоящего
исследования выявлял некоторые аспекты теории и истории татарской
музыкальной культуры и педагогики, близкие к избранной проблеме,
содержащие нравственно-экологическое содержание в различных
явлениях традиционной татарской музыкальной культуры в работах
А.Х.Абдуллина, Р.А.Вамбы-Исхаковой, Г.Б.Губайдуллиной,

В.Р.Дулат-Алеева, Г.М.Макарова, А.Л.Маклыгина, Ш.Х.Монасыпова, М.Н. Нигмедзянова, С.И.Раимовой, Г.Р. Сайфуллиной, Ф.Ш.Салитовой, Р.Ф.Халитова, В.Н. Юнусовой, З.М. Явгильдиной.

Разработке концепции и проблематики настоящего исследования послужили исторические, литературные и архивные источники (Ибн Фадлан, Ибн Сина, аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Кул Гали, Мухаммедьяр, К.Ф. Фукс, Ш. Марджани, К. Насыри и др.); труды исследователей истории, культуры и педагогики татарского народа:

Я.Г.Абдуллина, Р.М.Амирханова, Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой,
Н.И.Воробьева, Г.М.Давлетшина, В.Г.Закировой, Р.Ш.Маликова,
З.З.Мифтахова, Г.В.Мухаметзяновой, А.Г.Мухаметшина,

З.Г.Нигматова, А.П.Смирнова, Ф.И.Урманчеева, Р.Г.Фахрутдинова, А.Х.Халикова, Я.И.Ханбикова, Ф.Ф.Харисова; Л.А.Харисовой, М.Г.Худякова, А.Н.Хузиахметова, С.М.Червонной и др.

Анализ историко-педагогической, музыкально-педагогической, музыковедческой, естественнонаучной, экологической литературы показывает отсутствие трудов, раскрывающих исторический процесс формирования нравственно-экологического потенциала татарской музыкально-педаогической культуры. Это обуславливает актуальность темы настоящего исследования, вызванную обострением главного противоречия между потребностью включения в национально-региональный компонент образовательного стандарта многовековых музыкально-педагогических традиций татарского народа, обладающих глубоким нравственно-экологическим содержанием, и отсутствием соответствующего базиса исторических знаний и научно-педагогического обоснования, на которых могли бы базироваться конкретные формы и методы нравственно-экологического воспитания, усиливающие его художественно-эстетический компонент. Выявление этого основного противоречия предопределило ряд следующих противоречий, подтверждающих необходимость проведения данного исследования. Это противоречия между:

необходимостью изучения истории становления нравственно-экологического потенциала татарской музыкально-педагогической культуры и состоянием исследованности проблемы;

практическим отсутствием научной разработанности проблемы определения воспитательных возможностей музыкально-

экологических традиций татарского народа и объективной потребностью их изучения и обобщения с целью внедрения в современный педагогический процесс;

необходимостью научно обоснованной оценки особенностей основных этапов и тенденций развития нравственно-экологического потенциала татарской музыкально-педагогической культуры и отсутствием исследованности данной проблемы;

потребностями современного музыкального образования в системном применении музыкально-экологических традиций татарского народа и отсутствием научно-педагогических основ разработки форм и методов применения средств татарской музыкально-педагогической культуры в современном экологическим воспитании.

Выявленные противоречия указывают на необходимость решения актуальной научной проблемы - системного изучения и теоретического обобщения процесса формирования нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа.

Целью исследования является историко-теоретическое изучение нравственно-экологического содержания татарской музыкально-педагогической культуры и выявление перспективности его использования в экологическом воспитании и образовании.

Объект исследования - процесс развития содержания народной музыкально-педагогической культуры.

Предмет исследования - развитие нравственно-экологического содержания татарской музыкально-педагогической культуры и выявление возможностей его включения в современный педагогический процесс.

В соответствии с постановкой проблемы, определением цели, объекта и предмета были поставлены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть с опорой на основные формы и жанры традиционного
музыкального наследия татарского народа и творчество национальных
композиторов-классиков ретроспективу, этапы и тенденции развития
нравственно-экологического содержания татарской музыкально-
педагогической культуры от истоков до середины XX в. и дать его
периодизацию.

2. Выявить на основе анализа традиционной татарской
народной музыки, песенного и театрально-музыкального наследия
композиторов Татарстана 20 - 50-х гг. XX в. нравственно-
экологический потенциал музыкально-педагогической культуры
татарского народа и формы его проявления.

3. Раскрыть сущность и представить историко-педагогическое
обоснование нравственно-экологического содержания музыкально-
педагогической культуры татарского народа как устойчивого и
характерного феномена и обосновать перспективный прогноз его
включения в систему экологического воспитания и образования.

Методологическая основа и теоретическая база исследования.
Ведущее значение в разработке проблематики исследования получили
фундаментальные положения выдающихся мыслителей и педагогов
В.И.Вернадского, Я.А.Коменского, В.А.Сухомлинского,

К.Д.Ушинского о взаимозависимости существования человека и природы и роли в воспитании и образовании гармонично развитого человека формирования эмоционально-чувственного освоения окружающего мира.

Основополагающее значение в формировании методологии исследования получили теоретические положения современной

историко-педагогической науки и этнопедагогики, обосновывающие значение исторических знаний и национальных традиций народов России для процесса гуманизации современного образования на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Общая методология исследования основывалась на теоретических положениях, обоснованных в трудах ведущих отечественных и татарстанских ученых-педагогов Р.А. Валеевой, Д.В.Вилькеева, Г.Н.Волкова, Л.А.Воловича, Г.Г.Габдуллина, А.А.Кирсанова, Г.Б.Корнетова, М.И.Махмутова, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова, Е.Г.Осовского, Т.Н.Петровой, М.Н.Скаткина, Т.В.Шуртаковой и др.

В процессе исследования были использованы работы по проблемам
истории развития педагогической мысли и этнопедагогических
традиций татарского народа Я.Г.Абдуллина, В.Г.Закировой,
Р.Ш.Маликова, З.Г.Нигматова, Г.В.Мухаметзяновой,

А.Г.Мухаметшина, Я.И.Ханбикова, Р.А.Фахрутдиновой,

Ф.Ф.Харисова и др.

Междисциплинарный характер исследования обусловил обращение к работам ученых-экологов и педагогическим исследованиям, обосновывающим формы и методы экологического воспитания детей и юношества: Л.Д.Бобылевой, А.П.Букина, Б.А.Быкова, А.А.Вахрушева, И.Т.Гайсина, В.И.Гаранина, А.А.Григорьева, И. Д.Зверева, А.В .Миронова, Н.Х.Нагаевой, Г.Г.Парфиловой, А.СРаутина, И.Т.Суравегиной, З.А.Хусаинова, В.А.Ясвина и др.

При разработке методологии исследования использовались труды по проблемам теории и методики музыкального воспитания и образования, психологии музыкальной деятельности теории и истории музыки Э.Б.Абдуллина, И.В.Арановской, Б.В.Асафьева, А.Г.Борша, Л.С.Выготского, Н.Л.Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Л.А.Мазеля, В.В.Медушевского, Е.В.Николаевой, В.Н. Шацкой и др.

Методы исследования основаны на комплексном сочетании теоретических и практических подходов. Нами были использованы методы анализа, синтеза, аналогий, систематизации и классификации. В связи с междисциплинарной проблематикой исследования были применены интегративные методы, применяемые, как в сфере гуманитарных, так и естественнонаучных знаний. Изучалась педагогическая, историческая, естественнонаучная и музыковедческая литература. Проводился анализ, сравнение и классификация разнообразных произведений татарского фольклора и композиторского творчества; педагогическое наблюдение, изучение, анализ и обобщение опыта работы преподавателей (наблюдение, интервьюирование, анкетирование); изучение и сопоставительный анализ учебно-программной документации по предмету «Музыка» в школе и других предметов художественно-эстетического и естественно-научного цикла.

Источниками исследования явились труды по краеведению, естествознанию, географии, философии, истории общественной мысли, литературе, теории и истории музыки и музыкальной педагогики; произведения выдающихся педагогов-просветителей; материалы периодической печати; произведения устного и письменного литературного, поэтического и музыкального творчества; современная учебно-методическая литература с анализом объема и характера использования в ней нравственно-экологического потенциала музыкально-педагогического наследия татарского народа.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1997 - 1999) - наблюдения, изучение литературы и состояния изученности проблемы, накопление теоретического и фактического материала по указанной проблеме.

Второй этап (2000 - 2003) - выявление исторической эволюции экологического аспекта музыкально-педагогического наследия татарского народа от истоков до середины XX в.; определение уровня включенности музыкальных традиций в экологическом воспитании Республики Татарстан.

Третий этап (2003 - 2004) - формирование методологии исследования на основании анализа, теоретического осмысления, систематизации и обобщения материалов по избранной проблематике; оформление работы и апробация практических результатов исследования в публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях, процессе преподавания.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Выявлены ведущие этапы и тенденции развития нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа в процессе исторической эволюции национальной музыкально-педагогической культуры от истоков возникновения до середины XX в. и дана следующая периодизация их развития:

- зарождение общетюркских нравственно-экологических
традиций и их проявление в формах языческого синкретического
художественного творчества (VT - VIII вв.);

становление нравственно-экологического аспекта музыкально-педагогической культуры предков татар в рамках средневекового общеисламского научно-педагогического и культурного пространства в эпоху Волжской Булгарии (IX - первая четверть XIII вв.);

Истоки и предпосылки становления нравственно-экологического аспекта музыкальных традиций татарского народа

Традиционное музыкальное наследие татарского народа, которое дошло до наших дней в основном в формах фольклорного песенного творчества, представляет неистощимый источник знаний об окружающем мире. Оно формировало нравственно-экологическое сознание многих поколений. Великий татарский поэт Г.Тукай писал: «Народные песни - это самое дорогое и ценное наследие наших предков! Да, это дорогое наследие, ценное наследие! Булгарские города с их оригинальной архитектурой и булгарские деревни исчезли без следа, разрушились, будто их не было. А наше драгоценное наследие - народные песни - и пушки не разбили, и стрелы не пронзили. Пережив многие беды и напасти, они вопреки всем невзгодам сохранились в памяти народа. Они живы и здравствуют, они всегда будут звучать. Народные песни дороже жемчугов и рубинов - и потому их надо беречь, знать. Надо помнить о том, что народные пенси - никогда не тускнеющее, чистое и прозрачное зеркало народной души. Это особенное волшебное зеркало. Потому что какую бы народную песню мы не взяли, при тонком исследовании и изучении она, без сомнения, раскроет перед нами душу народа, расскажет о его чаяниях, поведает думы и мысли» [187, с. 139].

Народное музыкальное творчество, согласно общепринятой в фольклористике классификации, условно подразделяется на классы драмы, эпоса и лирики. Наиболее древние из них - связанные с каким-либо действием напевы класса драмы или приуроченные: обрядовые, календарно-обрядовые, семейно-обрядовые, трудовые, игровые напевы. В приуроченных и эпических напевах сохранились наиболее архаичные музыкальные элементы.

Истоки музыкальных и музыкально-педагогических традиций татарского народа восходят к архаическим синкретическим формам художественного творчества древнетюркских племен. Их нравственно-экологический аспект определялся языческими верованиями, тотемистическими представлениями и обожествлением явлений природы. Особая близость к природе внушала человеку чувства поклонения и зависимости от окружающей среды. Музыка, выполнявшая значительные функции в древних ритуалах и обрядах, способствовала формированию эстетического компонента мировосприятия предков татар.

Эмпирически сложившаяся система отношения человека к природе сквозь призму музыкальной деятельности, которая складывалась вместе со становлением музыкальных традиций, так как являлась их частью, приобретала общезначимые черты и повсеместное бытование в период сложения первых тюркских государственных объединений в VI - VIII вв. н.э. Специфика этой системы распространялась и приобретала значение при последующем развитии большинства народов этой группы. Они многие века присутствовали и в татарской музыкальной культуре.

Кочевой быт древних тюрков, определявший экономические и социальные условия их жизни, порождал специфические, детерминированные к данным обстоятельствам формы музыкальной и музыкальной культуры и, соответственно, ее места и роли в нравственно-экологическом воспитании. Главным видом музыкально-поэтического творчества этого периода являлся эпос во многом определявший всю нравственно-эстетическую систему общества. В древнетюркском эпическом творчестве концентрировались основные идеологические доктрины государственной значимости и нравственно-эстетические представления народа - писал выдающийся историк Л.Н.Гумилев [55, с. 346]. Как произведения синкретического характера, объединяющие поэзию и музыку, эпические сказания представляли значительную художественную ценность. Несмотря на то, что в них содержательно и структурно превалировал текст, музыка усиливала посредством эмоционального воздействия их идеологические, этические, эстетические, воспитательные и образовательные функции: «В эпических жанрах музыка (вокальная и инструментальная) выступала как неотъемлемый компонент комплекса художественных средств. Исполнение таких произведений предполагало распевное произнесение текста в инструментальном сопровождении. Эпос выполнял в древнетюркском обществе воспитательные, образовательные, а также идеологические, коммуникативные и эстетические функции» [171, с. 151].

Нравственно-экологическое содержание основных жанров традиционного национального музыкального наследия татарского народа

В данном разделе настоящего исследования будут охарактеризованы произведения традиционного татарского музыкально-поэтического творчества, которые обладают общезначимыми тематическими, образными, стилистическими чертами и распространены практически во всех ареалах обитания татарского этноса, являясь наиболее характерным явлением национального художественного творчества. К ним относится обширный пласт музыкально-поэтического творчества, относящийся, согласно общепринятому классификатору жанров, к классу эпоса, но несколько более позднего происхождения, нежели древние эпические сказания. Это, прежде всего, жанры байта и мунаджата, которые получили наиболее последовательное развитие после принятия ислама предками татар. К началу XX в. они бытовали в большей степени как фольклорные жанры, но изначально были характерны для репертуара носителей устного профессионального музыкально-поэтического творчества. Поэтому, как часть традиционного татарского музыкального наследия, они в равной мере относятся и к народной, и к устной профессиональной музыкально-поэтической традиции.

Байты - лирико-эпические песни-сказы, в основу которых положены реально происшедшие события. Это повествовательный жанр. Байты исполняются нараспев, текст в них преобладает над музыкальным содержанием. Байты, как правило имеют большое число куплетов (до девяноста). Мелодии байтов близки к речитативу, строение музыкальных фраз подчиняется строению лексики татарского языка. Мелодии байтов очень выразительны по мелодике. Обладающие значительными познавательными функциями, они открывали для их творцов и слушателей красоту и величие многообразных явлений природы, как, например, песня-байт «Кара дингез буйларында» («У Черного моря»). Многие исторические байты «созданные в период освободительных войн, проникнуты одной общей идеей ... защиты Родины от иноземных захватчиков» (1, с. 20 -21). Байт «Карьят батыр» повествует о подвигах храброго батыра-охотника, обладающего необычайной отвагой, силой, ловкостью и удалью. Он содержит и описания природы и животных, которые были объектом охоты для предков татар.

К числу самых древних, отражающих, судя по сюжету, еще первобытные тотемистические верования, относится байт «Сак-Сок», в котором «фантастика сочетается с назидательностью» [125, с. 46]. Он повествует о двух братьях, проклятых за непослушание своей матерью. Превратившись в черных птиц, они навсегда покидают родной дом. В этом байте отразился мифологизированный, фантастический ракурс видения народом мира природы и людей.

Другая группа байтов, повествующих о неординарных судьбах людей, способствовала осознанию ценности каждой отдельной личности как высшего венца творения. Это свидетельствовало о самоценности каждого индивидуум в системе этических ценностей татарского народа. Например, «Гайшэ байты» («Байт о Гайше»), своим содержанием утверждает идею, что безвременная трагическая кончина любого, самого обычного человека - непоправимая утрата для равновесия всего живого на земле. Это способствовало обогащению гуманистического содержания не только байтов, но и в целом, музыкально-поэтического творчества татарского народа.

Преемственность нравственно-экологических традиций татарской музыкально- педагогической культуры в творчестве основоположников современной национальной профессиональной музыки С. Габяши и С. Сайдашева

Богатейшие духовные традиции, накопленные за долгие века формирования традиционной музыкальной культуры татарского народа нашли развитие в композиторском творчестве Татарстана XX в. Его становление проходило на протяжении 20-30-х гг. XX в. и прежде всего нашло претворение в творчестве основоположников современного национального музыкального профессионализма, первых татарских композиторов Султана Габяши и Салиха Сайдашева.

С.Габяши - первый татарский композитор, музыковед, музыкант-педагог, хормейстер, фольклорист, музыкально-общественный деятель. Его многогранная, поистине энциклопедическая творческая деятельность в значительной степени способствовала становлению современной татарской профессиональной музыкальной культуры.

Нравственно-экологический аспект просматривается во многих сферах многогранной творческой деятельности С.Габяши. Как фольклорист он собрал более двухсот татарских народных напевов, отразивших основные аспекты духовности нации. Эти напевы он включал в свой репертуар с самого начала своей исполнительской деятельности. Среди них были и знаменитые напевы, отразившие характер отношения татарского народа к окружающему миру - «Кара урман» («Дремучий лес»), «Ашказар» (название реки).

Прибрели популярность песни С.Габяши. Наиболее яркой из них является приобретшая всенародную известность песня «Кэккук» («Кукушка»), воссоздающая поэтическую картину утреннего леса. Она до сих пор входит в репертуар татарских певцов. С.Габяши стал основоположником во многом новой для татар сферы музыкальной культуры - хорового творчества и исполнительства. Репертуар основанных им хоров, в основном, включал его многоголосные обработки татарских народных напевов и авторские хоровые сочинения, среди которых значительное место занимают образы природы: «Кыйгак» («Голоса гусей»), «Салкын чишмэ» («Студеный ручей»), «Дудэк» («Дрофа»), «Байкал кул» («Озеро Байкал»), «Сары сандугач микэн» («Соловушко»), «Каз канаты» («Гусиные крылья»). Среди инструментальных произведений С.Габяши выделяются фортепианные пьесы программного характера: «Ат чабышы» («Башкирские скачки»), «Кичке йореш» («Вечерняя прогулка»), «Агым су» («Текучая вода»), «Жанвар жыры» («Песня зверя»), «Жанвар биюе» («Пляска зверя»), музыкальная картина «Сандугач» («Соловей»).

Одно из первых произведений татарской композиторской музыки, непосредственно связанной с темой любви к природе и родному краю - хор С.Габяши «Кичке азан - 1905 ел» («Вечерний азан - 1905 год») на стихи Г.Тукая. Как отмечает музыковед Л.В.Бражник: «Одновременное звучание «одинокого» голоса муэдзина, зовущего к вечерней молитве (солирующий тенор), и мелодически насыщенного хорового пятиголосия создают прекрасную картину родного края, рождают ностальгическое чувство тоски по безвозвратно ушедшему времени» [174, с. 178].

Похожие диссертации на Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа