Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития толерантности курсантов в педагогическом процессе вуза МВД России
1.1. Историко-философские и психолого-педагогические подходы в исследовании феномена толерантности 17
1.2. Сущностная характеристика понятия «межличностная толерантность» 32
1.3. Педагогические основы развития межличностной толерантности у курсантов вуза МВД России 56
Выводы по первой главе 74
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития межличностной толерантности у курсантов в образовательном процессе вуза МВД России .77
2.1. Моделирование развития межличностной толерантности у курсантов в образовательном процессе вуза МВД России
2.2. Диагностика уровня развитости межличностной толерантности у курсантов вуза МВД России на этапе констатирующего эксперимента
2.3. Основные направления развития межличностной толерантности курсантов образовательного учреждения МВД России 118
Выводы по второй главе 145
Заключение 147
БиблиоEграфияQ
- Сущностная характеристика понятия «межличностная толерантность»
- Педагогические основы развития межличностной толерантности у курсантов вуза МВД России
- Диагностика уровня развитости межличностной толерантности у курсантов вуза МВД России на этапе констатирующего эксперимента
- Основные направления развития межличностной толерантности курсантов образовательного учреждения МВД России
Введение к работе
Актуальность исследования. Глобализация и интеграция мировых процессов ставит перед человечеством, странами, нациями, конкретным этносом задачу преодоления реально существующих, порой неразрешимых противоречий, конфликтов, которые приводят к социально-экономической дестабилизации и сопровождаются вспышками агрессивности, проявляющимися в форме экстремизма, шовинизма, ксенофобии и др.
Заостряя внимание на проблеме зависимости разных стран, этносов, наций и народов друг от друга, основатель и президент Римского клуба А. Печчеи подчеркивает, что в третьем тысячелетии необходимо изменить, переориентировать мировоззренческие установки рассудков эгоистических, агрессивных на дружеские, толерантные. Весомой аргументацией к такому выводу являются слова Генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора, который подчеркивал:«Для всех нас очень важно придать слову «толерантность» новое звучание, осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами … Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное – постигать ее суть умом и сердцем».
Все выше сказанное является чрезвычайно актуальным для России, с ее разнообразием непохожих друг на друга культур, и множеством проблем в межкультурных отношениях. Националистические предрассудки, противостояния различных социальных групп, различные формы экстремизма и дискриминации становятся распространенным явлением в российском обществе вообще, и среди студенческой молодежи в частности.
В современных педагогических исследованиях (С.К. Бондырева, Н.Н. Иванов, Д.В. Колесов, В.А. Кучер, Е.В. Рыбак и др.) отмечается низкий уровень толерантного мышления молодежи и воспитывающих взрослых. В связи с этим, процесс педагогического взаимодействия в системах «преподаватель – студент», «преподаватель – студенческая группа», «студент – студент», зачастую носит характер противостояния. Сказанное имеет самое прямое отношение к проблеме развития толерантности у курсантов МВД России, которые, как будущие полицейские, призваны быть носителями толерантного сознания даже там, где имеет место антагонизм, противодействие сторон на национальной, религиозной или этнической почве.
Принятый в 2011 году Государственной Думой РФ Федеральный закон «О полиции» законодательно закрепляет, что полиция должна осуществлять свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию и другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. «Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию» (Федеральный закон «О полиции»)
Становится очевидным, что неквалифицированный полицейский, игнорирующий общечеловеческие и национальные ценности, преследующий свои корыстные цели – одно из опасных явлений в нашей общественной жизни. Такой полицейский не является носителем межличностной толерантности – важнейшего интегративного качества личности, которое сегодня может и должно определять стиль его профессиональной деятельности.
Следует признать, что в науке и практике сформировался вполне достаточный материал для того, чтобы делать выводы относительно того, как проявление толерантности в современном обществе влияет на жизнедеятельность ее конкретных представителей. Вместе с тем, В.А. Лекторский подчеркивает, что «идея толерантности, которая выглядит очень простой, в действительности не столь проста», ибо тесно связана «с рядом принципиальных философских вопросов, касающихся понимания человека, его идентичности, возможностей и границ познания и взаимопонимания».
В связи с этим, особую значимость для нашего исследования представляют психолого-педагогические работы по проблемам толерантного поведения в образовательной сфере (Б. Гершунский, М.И. Губанова, А.А. Погодина, А.А. Реан, О.Б. Скрябина и др.), развития межличностной толерантности (С.Л. Братчетко, Л.В. Головатая, Г.У. Солдатова, и др.), воспитания толерантности у студентов колледжей и вузов (С.В.Данилова, З.Г.Исмагилова, Е.В. Колебина, С.Р. Мисифулин, В.С.Чернявская и др.).
Отмечая особую ценность работ, связанных с решением педагогических проблем развития толерантности у курсантов вузов МВД России (Л.А. Николаева, В.С. Олейников, В.Н. Устюжанин и др.) следует признать, что современная педагогика еще недостаточно ориентирована на развитие у них толерантного мышления. Более того, анализ собственного опыта работы автора в этом направлении показывает, что толерантность, по-прежнему не является целевой установкой в воспитании курсантов вуза МВД России.
Следствием этого являются сложившиеся в традиционной практике подготовки курсантов в вузах МВД России противоречия. Таковыми являются противоречия между:
необходимостью утверждения гуманистических ценностей в личностно-профессиональном становлении курсанта, направленных на развитие толерантного мышления будущего офицера и сохраняющейся тенденцией административно-командных, порой бюрократических подходов в его подготовке;
потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении процесса воспитания межличностной толерантности у курсантов и недостаточной его разработанностью в педагогической теории и практике вуза;
растущими потребностями образовательных учреждений МВД России в преподавателях, стоящих на позиции необходимости саморазвития толерантного сознания и отсутствием системы их специальной подготовки в этом направлении.
Указанные выше противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в отсутствии теоретического и практического обеспечения развития межличностной толерантности у курсантов высшей школы МВД России, соответствующего современному уровню философского, психологического и педагогического знания.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость в личностно-профессиональном становлении будущего полицейского обусловили выбор темы исследования: «Развитие межличностной толерантности у курсантов МВД России в образовательном процессе вуза».
Объект исследования: личностное становление курсантов МВД России в образовательном процессе вуза.
Предмет исследования: педагогические условия развития межличностной толерантности у курсантов МВД России в образовательном процессе вуза.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности педагогических условий развития межличностной толерантности у курсантов МВД России в образовательном процессе вуза.
Задачи исследования:
определить философские и психолого-педагогические основания развития межличностной толерантности у курсантов МВД России;
выявить сущность феномена «межличностная толерантность курсанта МВД России»;
разработать педагогическую концепцию развития межличностной толерантности у курсантов МВД России в образовательном процессе вуза;
разработать и экспериментально проверить практико-ориентированную модель процесса развития межличностной толерантности у курсантов МВД России в образовательном процессе вуза.
Гипотеза исследования
Межличностная толерантность курсанта вуза МВД России – это интегративное качество личности, проявляющееся в осознании сложности и многогранности человеческих отношений, стремлении к ценностно-осмысленному выбору на основе уважения права другого воспринимать и мыслить иначе, признании диалога как необходимого условия конструктивного разрешения конфликта через проявление терпимости к высказываниям, действиям и поступкам других людей.
Процесс развития межличностной толерантности курсантов вуза МВД России будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
формирование у курсантов современного представления о роли межличностной толерантности как интегративного качества личности, подлежащего развитию в ходе его обучения, воспитания и саморазвития;
создание в образовательном процессе вуза МВД России педагогических ситуаций, способствующих включению межличностной толерантности в личностную систему ценностей курсанта;
обеспечение процесса развития межличностной толерантности у преподавателей вуза МВД России как инструментальной ценности.
Методологической основой исследования являются:
философские теории и концепции о самоценности личности человека, его способности к свободному и ответственному выбору, саморазвитию как восхождению к «себе-лучшему» (С.Г. Батищев, Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили и др.); диалогической природе человека и его отношений с миром, другими людьми и самим собой (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.М. Бубер и др.); ценностно-смысловой природе человеческой жизни и совершаемых человеком нравственных выборов (Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили, В. Франкл и др.);
философские концепции, рассматривающие толерантность как нравственную общечеловеческую ценность (Н.А. Бердяев, Р.Р. Валитова, В.М. Золотухин, В.А. Лекторский и др.);
идеи ненасилия в наследии М.Ганди, М.Кинга, Л.Н.Толстого и др.;
психологические теории и концепции развития личности (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев и др.); многоаспектности и многофункциональности феномена толерантности и ее видов (А.Г. Асмолов, Н.А. Асташова, С.Л. Братченко, В.М. Золотухин и др.); о присущей человеку потребности в самоактуализации и саморазвитии (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) и др.
педагогические концепции сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, И.П. Иванов, В.А. Караковский и др.); ненасилия (А.Г. Козловой, В.Г. Маралова, В.А. Ситарова и др.); толерантности (В.В. Глебкин, Е.Ю. Клепцова, Г.У. Солдатова и др.).
Реализация цели исследования, решение поставленных задач и проверка исходных теоретических предположений осуществлялась с помощью следующих методов: теоретических (анализ отечественной и зарубежной философской, психологической и педагогической литературы, моделирование, синтез); эмпирических (анкетирование, педагогическое наблюдение, беседы и интервьюирование курсантов и преподавателей, изучение и обобщение педагогического опыта, диагностирование, тестирование, анализ творческих работ курсантов и др.).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– развитие межличностной толерантности курсантов проанализировано в контексте герменевтического, аксиологического, диалогического, личностного подходов, что позволило выделить в образовательном процессе вуза МВД России смыслообразующий потенциал, в котором актуализируются и выражаются: специфика понимания курсантом мира и себя в этом мире; ориентация курсанта на ценность другого, самопринятие и самоуважение, как проявление толерантности к самому себе; развитие умений вести диалог как способ межличностного взаимодействия и общения с другими, в том числе, «иными» людьми;
– выявлены сущность феномена «межличностная толерантность курсанта» и охарактеризованы ее структурные компоненты (когнитивный; эмоциональный, коммуникативный; деятельностный);
– разработана педагогическая концепция развития межличностной толерантности у курсантов в образовательном процессе вуза МВД России (факторы, условия, предпосылки, закономерности, принципы и критерии);
– создана и апробирована практико-ориентированная модель развития межличностной толерантности курсантов МВД России в образовательном процессе вуза.
Теоретическая значимость исследования определяется приращением научных знаний в области педагогики высшей школы за счет:
введения в научный оборот понятия «межличностная толерантность курсанта вуза МВД России»;
выявления роли межличностной толерантности в личностном становлении курсанта МВД России как будущего полицейского;
описания структурных компонентов межличностной толерантности курсанта;
теоретического обоснования педагогических условий развития межличностной толерантности у курсантов МВД России в образовательном процессе вуза;
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
апробирован диагностический инструментарий, позволяющий выявить реальный уровень развития межличностной толерантности курсантов МВД России;
разработаны и реализованы на практике теоретический семинар для преподавателей вуза МВД России «Межличностная толерантность и ее роль в личностно-профессиональном становлении курсантов» и спецкурс для курсантов «Воспитание межличностной толерантности будущего полицейского»;
материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования содержания и технологии педагогического процесса, направленного на развитие межличностной толерантности у курсантов и преподавателей высшей школы МВД России.
Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью и адекватностью комплекса методов целям, задачам, объекту и предмету исследования; обстоятельным теоретическим анализом проблемы, научно-методическим обеспечением эксперимента, применимостью полученных результатов на практике, установленной эффективностью их введения, а также репрезентативным отбором респондентов, привлечённых к исследованию.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Межличностная толерантность курсанта вуза МВД России – это интегративное качество личности, которое проявляется через:
понимание неизбежности различий между людьми на этническом, национальном, религиозном, социальном уровнях, что определяет готовность курсанта к эмпатии;
признание диалога как необходимого условия конструктивного разрешения конфликта;
стремление к ценностно-осмысленному выбору на основе уважения права другого воспринимать и мыслить иначе и др.
2. Эффективность процесса развития межличностной толерантности у курсантов в образовательном процессе вуза МВД России достигается через интеграцию следующих педагогических условий: формирование у курсантов современного представления о роли межличностной толерантности как интегративного качества личности, подлежащего развитию в ходе его обучения, воспитания и саморазвития; создание в образовательном процессе вуза МВД России педагогических ситуаций, способствующих включению межличностной толерантности в личностную систему ценностей курсанта; обеспечение процесса развития межличностной толерантности у преподавателей вуза МВД России как инструментальной ценности.
3. Разработанная практико-ориентированная модель исследуемого процесса позволяет реализовать выявленные педагогические условия, что обеспечивает поэтапное развитие межличностной толерантности у курсантов МВД России.
Экспериментальная база исследования ФГОУ ВПО «Дальневосточный юридический институт МВД России». Общая численность участников эксперимента составила 195 курсантов и преподавателей вуза.
Основные этапы и организация исследования.
Научно-исследовательская деятельность осуществлялась с 2007 по 2011 годы и была организована поэтапно.
На первом этапе (2007 – 2008 гг.) осуществлялось изучение отечественной и зарубежной философской, психологической, педагогической литературы и практики, выявлялись противоречия, формировались категориальный аппарат и логика исследования, определен научный аппарат исследования: выдвинута рабочая гипотеза, определены объект, предмет, цель, задачи и методы научного исследования. Разрабатывалось теоретическое обоснование развития межличностной толерантности у курсантов в образовательном процессе вуза и программа экспериментальной работы. Осуществлялась оценка результатов констатирующего эксперимента.
На втором этапе (2008 – 2010 гг.) продолжался сбор и осмысление эмпирического материала; разрабатывалась концепция исследуемого процесса; проектировался и осуществлялся педагогический эксперимент по апробации практико-ориентированной модели развития межличностной толерантности у курсантов; проводились преобразующий эксперимент и анализ эффективности создаваемых педагогических условий, способствующих развитию межличностной толерантности у курсантов МВД России в образовательном процессе вуза.
На третьем этапе (2010 – 2011 гг.) проводились обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; корректировались основные теоретические положения исследования; уточнялись выводы; оформлялся окончательный текст диссертационного исследования. Проходило активное апробирование основных положений диссертации на методологических семинарах, заседаниях кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ДВГГУ» и кафедр педагогики и психологии и информационного и технического обеспечения ФГОУ ВПО «Дальневосточный юридический институт МВД России».
Апробация и внедрение в практику результатов диссертационного исследования осуществлялись посредством публикаций в журналах и сборниках научных трудов международных, российских и региональных научных и научно-практических конференций. Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в 13 публикации автора. Среди них 4 статьи, опубликованные в журналах, рекомендуемых ВАК Российской Федерации для публикации материалов диссертаций: научно-методический журнал МАНПО «Педагогическое образование и наука» (№ 12, 2009 г., №11, 2010 г.), научно-теоретический журнал «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке» (№1, 2010 г.), научно-практический журнал «Право и образование» (№7, 2010 г).
Непосредственное внедрение результатов исследования осуществлялось в ФГОУ ВПО «Дальневосточный юридический институт МВД России».
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой литературы и приложения.
Сущностная характеристика понятия «межличностная толерантность»
Вместе с тем, как справедливо заметил Н.А. Бердяев, «христианство освободило человека от власти космической бесконечности, в которую он был погружен в древнем мире, от власти духов и демонов природы. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило в зависимость от Бога, а не от природы» [22, с. 285]. И хоть термин «толерантность» еще не существовал, моральная максима христианства должна быть учтена в разработке современной теории толерантности.
Значительная роль в разработке принципов толерантности для всех сфер социальной жизни принадлежит Дж. Локку. В своих сочинениях философ сформулировал принципы терпимости Нового времени, которые стали основанием для развития взглядов на толерантность, как на позитивное начало, без которого не мыслим процесс формирования гражданского общества [107].
Ведущие философы XVIII века (Ж-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Ф. Вольтер) утверждали ценность терпимости для развития общества в целом и человека как личности в частности. По убеждению Ф. Вольтера «Человеческое право не может быть основано ни на чем ином, как на этом естественном праве другого человека, которое заключается в следующем: «Не делай другому того, что ты не желаешь, чтобы делали тебе» [41, с. 1].
После Французской революции 1789 года Учредительное собрание Франции приняло «Декларацию прав человека и гражданина», в которой провозглашается свобода мысли и слова и, что никто не может быть гоним за свои убеждения, даже религиозные. Несмотря на всю прогрессивность принятой Декларации, она в то время осталась только лозунгом, ибо замена ценностей в общественном сознании - процесс длительный, и большинство населения не было готово к резкому изменению «естественного порядка вещей».
Анализ различных философских взглядов на разных этапах исторического развития человечества позволил найти определения, близкие понятию «толерантность»: обуздание страстей, посредством воспитания и знания (Сократ); интеллектуальная самозащита (Платон); спасение и покаяние (Тертулиан); преодоление страданий (Фома Аквинский); сострадание (Ж.-Ж. Руссо); всеобщий человеческий долг (И. Кант); идея всеобщего равновесия (Г. Спенсер); внутренний регулятор отношения к другому (Ж.П. Сартр); рефлексия чужого опыта (В. Франкл); компромисс субъекта с действительностью для достижения своих потребностей и желаний (X. Плеснер) и др.
Таким образом, толерантность трактовалась не только как политико-религиозная ценность, но и предпринимались попытки увидеть ее сущность в контексте моральных переживаний при встречи с «другим» [37, с. 5].
Особую ценность в разработке методологических основ нашего исследования представляет герменевтический подход (Х.-Г. Гадамер, М. Хайдеггер и др.) [43], [188].
Герменевтический подход дает возможность за внешними проявлениями человека (курсанта) «увидеть» его субъективные смыслы, ценности, отношения, переживания. В контексте педагогического процесса в условиях вуза МВД России герменевтический подход в развитии толерантности курсантов означает: - ориентацию преподавателей на постижение смыслов поведения и поступков курсантов; - выдвижение на первый план воспитательной деятельности задач понимания курсанта; - понимание преподавателя всегда начинается с выявления им непонимания курсанта; - обращение преподавателя к выявлению непонимания себя через анализ собственного интеллектуального, эмоционального, культурного и педагогического опыта; - развитие рефлексивных способностей у преподавателей и курсантов как важного условия распознавания собственного профессионального непонимания.
Другими словами, герменевтический подход в педагогике способствует пониманию себя, другого, других, принятию всех, как себя, а себя, как всех, без чего невозможно воспитание толерантности, следствием которого является нормальная человеческая коммуникация в системах «преподаватель - курсант», «курсант - группа», «курсант - курсант» и др. В основе такой коммуникации должны быть «живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному» [50].
Обобщая сказанное можно заключить, что герменевтический подход в толерантно ориентированном образовании курсантов несет в себе смыслообразующий потенциал, в котором актуализируется и выражается специфика понимания мира и себя в этом мире.
Принципиально важным для нас является представление о сущности толерантности в контексте аксиологического подхода. Анализ феномена толерантности в контексте ценностной ориентации человеческого существования позволяет понять саму толерантность в качестве одной из важнейших аксиологических форм организации совместной жизнедеятельности людей. Аксиологические формы создают «пространство» свободного выбора идеалов и ценностей, в котором реализуется суть человеческой природы. Такая позиция позволяет рассматривать толерантность не как навсегда установленное правило или готовый алгоритм действий, не как принудительное требование, неисполнение которого ведет к наказанию, а как свободный и ответственный выбор человека «ценностного толерантного отношения к жизни» [8, с. 7]. Для курсанта вуза МВД России такая позиция означает, что толерантность это: - особое качество его бытия, а не только предъявляемое к нему профессиональное требование; - один из способов осуществления свободы в его существовании среди окружающих людей; - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям верованиям;
Педагогические основы развития межличностной толерантности у курсантов вуза МВД России
Именно такой путь добывания знаний мобилизует творческий потенциал курсанта, помогающий ему дать самостоятельный ответ на вопрос: «Как избежать унижения человека, нарушившего нравственные нормы поведения или, более того, совершившего противозаконные действия, на которые распространяются нормы уголовного права?».
Сегодня обществом востребован сотрудник органов внутренних дел с уже сложившимся творческим духовно-личностным опытом, который не только ждет инструкций и указаний «сверху», но и может самостоятельно принимать ответственные решения.
Знания в виде заученных инструкций, взятых из уставов и наставлений, не «пропущенные» через мысли и переживания курсанта не позволяют ему выйти за рамки знаниевой парадигмы. Другими словами, можно что-то знать в области криминалистики, юриспруденции, но не быть способным использовать эти знания для выработки практических ориентиров, направленных на самоанализ, самосовершенствование и саморазвитие курсанта как будущего профессионала. Именно такой вывод позволяет утверждать, что путь прямого воздействия на человека не может быть положен в основу повседневной служебной деятельности офицера органов внутренних дел. Развитие личности, происходящее в образовательной системе вуза МВД России, нуждается в таких педагогических условиях, которые конечным результатом ставили бы осознанное и планомерное личностное саморазвитие, которое немыслимо без развития у курсантов способности к рефлексии. Именно рефлексия дает возможность каждому курсанту в конкретной конфликтной ситуации: - провести анализ и оценку всей совокупности сложившихся обстоятельств; - активизировать свой внутренний потенциал, позволяющий адекватно действовать с учетом национальных, религиозных, социальных различий между людьми, оказавшимися в данной ситуации; - найти ненасильственные пути перевода конфликта в конструктивное русло и др. Таким образом, именно рефлексивные механизмы дают возможность курсанту оперативно ориентироваться в различных ситуациях, сохранять личностное достоинство, уважать другого и соблюдать его права.
Важным структурным компонентом межличностной толерантности курсанта вуза МВД России являются эмоционально-окрашенные, взаимно заинтересованные отношения.
Проявление внимания к человеку, умение понять собеседника и уважительное общение с ним стимулирует ответное принятие, что в свою очередь, стимулирует процесс искреннего открытого ответного взаимоотношения. Эффективность работы будущего офицера МВД России должна выражаться в его тяготении к миру, человеку, стремлении к совместной солидарности, в которой «Я» сливается в дружеское сообщество с коллегами и окружающими его людьми. С другой стороны, достижение такого результата требует от курсанта, как будущего офицера МВД России уверенности в самом себе, выносливости по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам общения, эмоциональной устойчивости к конфликтным ситуациям, что, в конечном итоге, повышает адаптивный потенциал курсанта. Желание работать совместно, конструктивно решать проблемы через выработку совместных решений, поиск взаимного действия, в котором «Я» сливается в сообщество с другими, такими же как «Я». Такая гуманистически-ориентированная настроенность заинтересованных взаимоотношений в системах «курсант - курсант», «курсант -преподаватель», «курсант - группа» возможна тогда, когда каждому отводится активная роль субъекта, от действия которого зависит результат этих отношений и жизнедеятельность общества.
Согласно концепции М.М. Бахтина активная роль субъекта раскрывается в диалогической природе личности, для которой диалог с другой личностью есть способ ее наиболее полноценного существования и развития [19]. В этом смысле диалог выступает как конструктивный потенциал межличностных отношений, который важно уметь увидеть и поддержать.
В связи с этим, основу коммуникативного компонента межличностной толерантности курсанта вуза МВД России составляет диалог. По убеждению Г.С. Батищева, основу диалогического опыта личности составляет наличие глубокой и взаимной сопричастности участников диалога [16]. В контексте нашего исследования сопричастность выступает как предпосылка готовности курсанта к диалогу с «другим», настроенность не него, стремление к доверительному тонкому взаимному общению. При этом доминантность на других отражает способность человека «начать с себя, ради всех других ... от себя - надежности для других, от себя - бытия достойным и заслуживающим доверия других» [Там же, с. 121]. Доверительный диалог открывает для его участников перспективы понимания самих себя в этом мире и осознания самоценности каждой личности. Именно такой диалог предполагает недопустимость унижения и оскорбления конкретной личности и является первым необходимым шагом в конструктивном разрешении различного рода конфликтов.
Таким образом, через собственное творчество и личностный опыт переживаний и умелое выстраивание диалогических взаимоотношений курсант может осуществить успешный поиск новых образовательных ценностей для себя и помочь найти и реализовать новые жизненные смыслы тем, кто находится в состоянии разочарования, бездеятельности, растерянности или полной покинутости.
В свою очередь, диалогические отношения формируются и реализуются в процессе деятельности. Для современного курсанта, как будущего офицера МВД России, должна быть присуща деятельность, основанная на гуманитарном типе мышления, который предполагает осознание самоценности личности каждого человека, невозможности манипулирования его действиями и поступками, необходимости ведения диалога с самим человеком, не гипертрофируя при этом различные способы внешнего контроля за его поведением. Именно такая деятельность курсанта, являясь структурным компонентом его межличностной толерантности, становится ценностной детерминантой его личностно-профессионального роста.
Сегодня становится понятным, что неквалифицированный работник правоохранительных органов, игнорирующий общечеловеческие и национальные ценности, действующий по образцу, преследующий свои корыстные цели - одно из самых опасных явлений в нашей общественной жизни.
Все вышесказанное позволяет выстроить структуру межличностной толерантности курсанта, выделив ее основные компоненты и их сущностные проявления в сознании и деятельности будущего офицера МВД России (рисунок 1).
Диагностика уровня развитости межличностной толерантности у курсантов вуза МВД России на этапе констатирующего эксперимента
Вместе с тем, очевидным является тот факт, что из простой суммы знаний невозможно сформировать четкое представление о сущности и значимости межличностной толерантности не только как общечеловеческой ценности, но и важного атрибута будущей профессиональной деятельности курсанта. Такое представление можно сформировать тогда, когда курсант владеет живым знанием, т.е. знанием практическим, воссозданным внутри себя при помощи рефлексии. В подтверждение этого можно привести слова М.К. Мамардашвили: «Мы не можем его (знание) к себе присоединить, из предмета мы не можем получить (перенести) знание в себя, если мы не воссоздали его внутри самого себя» [109, с. 188].
Другими словами, если преподаватель эмоционально и убедительно инициирует то или иное представление о сущности и роли межличностной толерантности в профессиональном становлении курсанта, он должен обязательно «заразить» этой идеей аудиторию. Основой такого «эмоционального заражения», по убеждению Г.М. Андреевой является передача определенного эмоционального состояния, когда человек не испытывает организованного преднамеренного давления, и бессознательно усваивает образцы чужого поведения [4, с. 175].
Таким образом, на первом этапе перед нами стояли следующие задачи: - выявить реальный уровень развития межличностной толерантности курсантов и преподавателей; - информировать преподавателей и курсантов о сущности межличностной толерантности и ее роли в личностно-профессиональном становлении работников правоохранительных органов; - пробудить у преподавателей и курсантов интерес к этой проблеме и убедить их в необходимости развития у них межличностной толерантности. Типичными формами и методами работы на данном этапе практико-ориентированной модели для нас являлись: - поисковая деятельность курсантов, направленная на сбор и обработку информации о сущности межличностной толерантности и ее роли в их личностно-профессиональном становлении; - включение курсантов в диалог по исследуемой проблеме; - оценка уровня представлений о межличностной толерантности у преподавателей и курсантов в соответствии с разработанными нами эмпирическими показателями первого критерия и др.
Именно такой подход позволяет сформировать у курсанта современные представления о сущностной роли межличностной толерантности как интегративного качества личности, подлежащего развитию не только в ходе обучения и воспитания, но и саморазвития, что и является первым педагогическим условием исследуемого нами процесса.
Второй этап практико-ориентированной модели развития межличностной толерантности курсантов (эмоционально-ценностный) имеет особую значимость, так как он позволяет курсанту, как активному субъекту учения осуществить «присвоение» знаний на уровне личностно-чувственного опыта.
Роль такого опыта эмоциональных переживаний в процессе учебной деятельности курсанта трудно переоценить. Как подчеркивает Ф.Е. Василюк, задача такого переживания «состоит в отыскании новой ценностной системы, посредством которой можно было бы придать внутреннюю цельность и смысл бытию, осветить его, открыть новые смысловые перспективы» [39, с. 129].
В контексте нашего исследования, из вышесказанного следует, что задача переживаний состоит в отыскании курсантами новых профессиональных ценностей, каковыми являются: - потребность в ценностно-осмысленном выборе на основе уважения права «другого» воспринимать и мыслить иначе; - готовность к эмпатии и человеческому участию в судьбе человека, попавшего в критическую ситуацию; - эмоциональная устойчивость в конфликтных ситуациях и др.
Такой подход открывает для курсанта новые перспективы его личностно-профессионального роста, на основе способности принимать ответственные решения в критических ситуациях, опираясь не столько на собственную память и знания, добытые репродуктивным путём, сколько именно на ценностные переживания. Вот почему будущему работнику полиции важно пройти этап присвоения «живого знания» о структурных компонентах межличностной толерантности на уровне субъективности чувств и эмоций.
Основными задачами данного этапа являются: - создание в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России педагогических ситуаций, способствующих включению межличностной толерантности в личностную систему ценностей курсанта; - создание образовательной среды, когда эмоционально-ценностный компонент становится неотъемлемой составной частью содержания и технологии развития у курсантов межличностной толерантности.
Успешность решения вышеуказанных задач стимулирует мотивационную направленность личности курсанта на современные профессионально-образовательные ценности. Основными направлениями такого процесса являются: - включение курсантов в развивающие педагогические ситуации, обеспечивающие опыт преодоления спонтанных эмоций, принятие возможности прийти к соглашению с «другим»; - обсуждение проблемных критических ситуаций при наличии нескольких равноправных вариантов их разрешения; - формирование эмпатического опыта сопереживания и сочувствия собеседнику;
Основные направления развития межличностной толерантности курсантов образовательного учреждения МВД России
Одним из основных направлений включения межличностной толерантности в личностную систему ценностей курсанта являлось формирование у него эмпатического опыта сопереживания и сочувствия собеседнику. На одном из занятий факультативного курса курсантам был предложен тест «Умеете ли Вы слушать». Тест включал в себя 10 вопросов. Ответы оценивались следующей шкале: почти всегда - 2 балла; в большинстве случаев - 4 балла; иногда - 6 баллов; редко - 8 баллов; почти никогда - 10 баллов (приложение 1).
После ответов курсантам было предложено просуммировать баллы по всем вопросам. Анализ полученных результатов по данному тесту показал, что более 60% курсантов не умеют слушать, слышать, понимать и принимать говорящего таким, каков он есть. Многих курсантов раздражают манеры собеседника. Неудачно сделанное выражение собеседника провоцируют отдельных курсантов на грубость. Привычка перебивать собеседника является «нормой» поведения многих курсантов. Неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы прерываются, комментируются нелицеприятными словами в адрес собеседника, провоцируя его на резкое суждение, окрики, грубость. Зачастую и сам преподаватель, участвуя в диалоге, демонстрирует оттенки грубости, пренебрежения по отношению к отдельным курсантам. Неудачные выражения курсантов порой вызывают раздражение преподавателя, провоцируют его на резкость и грубость. Есть группа словоохотливых курсантов, которые делают вид, что внимательно слушают, а сами думают о другом. Критические замечания в адрес сверстников вызывают у отдельных курсантов различного рода окрики, оскорбления, что в конечном итоге, приводит к срыву диалога, отсутствию всякого желания участвовать в нем. Неумение слышать и слушать зачастую приводит к тому, что в споре курсантов рождается не истина, а органическая неприязнь к собеседнику. Срабатывает фраза: «Если спор закипает, истина испаряется».
Для формирования умений слушать и слышать собеседника, с курсантами проводился тренинг «Активное слушание». Перед проведением тренинга преподаватель фиксировал внимание курсантов на том, что умение слушать является неотъемлемой составляющей способности будущего полицейского к диалогическому взаимодействию. Именно данное качество личности порой является незаменимым тогда, когда полицейский опрашивает свидетелей и потерпевших по конкретному делу. Умение слушать позволяет четко, без искажений вникнуть в сущность сложившейся ситуации, вскрыть конкретные факторы и причины совершенного деяния или проступка. Более того, умение слушать помогает полицейскому преодолеть субъективизм в интерпретации высказываний собеседника и излишнюю напряженность в конфликтных ситуациях. Далее преподаватель познакомил курсантов с видами слушания, каковыми являются: «активное слушание; «рефлексивное слушание»; «пассивное слушание».
Активное слушание предполагает заинтересованное отношение к собеседнику и уточняющие вопросы по типу: «Правильно ли я понял, что...?», «Так ли это...?», «То есть, Вы имеете в виду, что ...?»... . Благодаря такой обратной связи у говорящего появляется уверенность, что передаваемая им информация правильно понята.
Рефлексивное слушание требует более активного участия в разговоре. Так, перефразирование высказываний собеседника идет таким образом, чтобы акцентировать его внимание на принципиально важных моментах, которые представляют интерес, как для полицейского, так и для собеседника. Например: «То есть Вы думаете, что он специально это сделал, чтобы ...?». Как правило, после таких вопросов, человек начинает лучше понимать ситуацию, глубже проникать в ее сущность и увидеть конкретные пути ее разрешения.
В работе полицейского часто бывают ситуации, когда ему приходиться слушать человека в сильном эмоциональном возбуждении. В этом случае приемы активного слушания не срабатывают. Такого человека сложно назвать собеседником. Он всего лишь человек, которому трудно контролировать свои эмоции и услышать вас. Ему нужно лишь одно выговориться и успокоиться, и только после этого с ним можно разговаривать на равных. В этой ситуации важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Технология такого пассивного слушания требует от полицейского одного, чтобы разговор не прервался, пока собеседник не «остынет». Затем можно включить активное слушание, в виде отражения эмоционального состояния: «Я вижу, что Вы взволнованы ...», «Вы, наверное, очень переживаете...», «Конечно, это очень неприятно ...».
Для проведения тренинга «Активное слушание» курсанты распределились по парам. Один из участников произносил какую-либо эмоционально окрашенную фразу человека, попавшего в сложную ситуацию. Например: «Мне до сих пор тяжело на сердце за то, что я являюсь одним из виновников аварии на дороге...». Второй, выслушивая собеседника, практиковал различные формы слушания: - активное - «Я Вас понял. Расскажите более детально, как это произошло?», «В чем заключается Ваша вина?», «Если я Вас правильно понял, в сложившейся ситуации виноваты не только Вы?»; - рефлексивное - как можно точнее повторяет своими словами содержание того, что он услышал и понял. Например, «Я понял, Вы ехали на допустимой скорости, но были взволнованы неприятностями на работе...»; «Вы утверждаете, что именно неприятности на работе, а не принятая доза алкоголя, стали причиной рассеянного внимания на дороге...»; «Правильно ли я Вас понял, что основным виновником аварии является пешеход,