Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля Бакланова Наталья Константиновна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бакланова Наталья Константиновна. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля : ил РГБ ОД 71:99-13/64

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические аспекты проблемы профессионального мастерства 41-87

1.1. Профессиональное мастерство как многоаспектный объект исследования 41-48

1.2. Методологические подходы к исследованию профессионального мастерства 48-70

1.3. Профессиональное мастерство: система основных понятий 70-87

Глава II. Структурно-содержательные основы профессионального мастерства 88-168

2.1. Профессиональная деятельность специалистов культуры художественного профиля 88-121

2.2. Структура профессионального мастерства специалистов культуры 121-127

2.3. Характеристика компонентов профессионального мастерства специалистов культуры 127-168

Глава III Профессиональное мастерство специалистов культуры как психолого-педагогическая проблема 169-221

3.1. Профессиональное мастерство — цель подготовки специалистов культуры 169-182

3.2. Основные проблемы формирования профессионального мастерства специалиста в вузе 182-198

3.3. Организация процесса подготовки специалиста культуры в вузе 198-208

3.4. Взаимосвязь учебных заведений разных ступеней в формировании профессионального мастерства специалиста 208-221

Глава IV. Формирование профессионального мастерства специалистов культуры 222-435

4.1. Психолого-педагогические условия формирования профессионально важных качеств личности специалиста 222-243

4.2. Формирование профессионального мастерства специалистов в процессе преподавания психологических дисциплин 243-329

4.2.1.Содержание психологической подготовки специалистов культуры художественного профиля 244-274

4.2.2.Методика формирования профессионально важных качеств личности специалиста культуры 275-329

4.3. Условия управления процессом формирования профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля 329-365

4.4. Формирование профессионального мастерства специалистов культуры в системе многоуровневой подготовки 366-435

Заключение 436-449

Список использованной литературы 450-499

Приложения 500-548

Введение к работе

Актуальность исследования. Реформирование современного общества невозможно без его духовного обновления, которое предполагает возрождение истинных ценностей и общечеловеческих идеалов. Выдающиеся деятели России, наши современники отмечают необходимость развития культуры и образования как основы успешности реформаторской деятельности и начавшихся преобразований в экономике, науке, общественной жизни.

В этой связи возрастает роль деятельности специалистов культуры художественного профиля, работающих в сфере народного художественного творчества и осуществляющих руководство оркестровыми, хоровыми, хореографическими, театральными любительскими коллективами и педагогическую деятельность в культурно-досуговых учреждениях, художественных студиях, в системе дополнительного (внешкольного) образования.

Произошедшие в России преобразования в идеологической, социально-экономической и духовной сфере обусловливают необходимость принципиально нового подхода к оценке профессиональных качеств современного специалиста культуры, его профессионального мастерства. Утрата культурно-просветительной работой своего значения как части идеологической деятельности государства по коммунистическому воспитанию трудящихся, отмена партийного диктата, признание идеологического и культурного многообразия обеспечивают свободу творчества, возможности творческой самореализации специалиста культуры. Наряду с этим социально-экономические трудности, новые культурно-экономические условия требуют профессионалов, способных реализовывать художественные цели, согласуя их с имеющимися экономическими возможностями.

Изменения в сфере культуры в целом и в практической деятельности учреждений культуры, непрерывно меняющаяся реальная действительность обусловливают потребность в художественно-педагогических кадрах культуры, специалистах народного художественного творчества — мастерах, не только хорошо знающих свое дело, но ориентированных на творчество, предприимчивость, обладающих развитым профессиональным самосознанием и креативностью как важнейшей чертой профессионала—мастера, определяющей в сложных и противоречивых условиях жизнеспособность личности и результативность ее деятельности. Однако, как показывают эмпирические исследования, многие практические работники культуры художественного профиля недостаточно осознают творческую сущность

своей профессии, некоторые не обладают развитым творческим потенвд лом, творческой активностью, стремлением к самопознанию и професск нальному самосовершенствованию, не ориентированы на экономически сторону своей деятельности. Уровень профессиональной деятельное специалистов культуры не соответствует новым условиям.

Высокие требования к качествам личности и уровню профессионал ной подготовленности специалистов культуры обусловливают необход мость формирования основ мастерства у студентов и учащихся учебні заведений культуры и искусств в процессе обучения, что вызывает потре ность в разработке его психолого-педагогических основ. Фундаментализащ гуманитарного образования, утвержденная принятием в 1994 г. государе венного образовательного стандарта, реализация непрерывного професси нального образования в условиях возникновения системы многоуровнев< подготовки, организация преемственности довузовского, вузовского послевузовского этапов в формировании мастерства также требуют научн< базы — концепции профессионального мастерства специалиста культур художественного профиля, содержащей совокупность теоретических пол жений о самом профессиональном мастерстве, его формировании и управл нии этим формированием в системе многоуровневой профессиональнс подготовки. На ее разработку и направлено данное исследование.

Актуальность исследования обусловлена целым рядом социальны экономических, социально-психологических, психолого-педагогичеси факторов. Социальные — определены особым значением культуры к; важнейшей сферы общественной жизни, без высокого уровня развиті которой невозможен прогресс общества в целом и которая определяї необходимость высокого профессионализма специалистов культуры. Экон мические — связаны с материальными потерями, вызванными деятель» стью непрофессионалов в сфере культуры.

В условиях конкуренции на рынке труда только высокий уровень вл дения профессиональной деятельностью, профессиональное мастерсті специалиста культуры являются гарантией получения работы, материально обеспеченности, возможности самореализации, творческого самосовершеї ствования, удовлетворенности личности профессиональным выбором профессиональной деятельностью. В этом — социально-психологическс значение исследования проблемы профессионального мастерства специалі стов культуры художественного профиля.

Психолого-педагогический аспект актуальности определен задачам гуманизации культурологического образования, ориентацией его на создан!

условий для максимального раскрытия возможностей каждой личности, ее творческого развития, подготовку художественно-педагогических кадров культуры, специалистов народного художественного творчества способных к уникальной, неповторимой деятельности, обладающих развитым профессиональным самосознанием, высоким духовно-творческим потенциалом, креативностью, стремлением к профессиональному самосовершенствованию и творческой самореализации.

Степень научной разработанности проблемы. Специального исследования, направленного на разработку психолого-педагогической концепции профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля, до настоящего времени не проводилось. Анализ литературы показал, что в большей степени проблема профессионального мастерства разработана применительно к деятельности учителя, воспитателя. Она нашла отражение в творчестве выдающихся педагогов прошлого К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, наших современников Ю.П.Азарова, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина и др.1 Существенный вклад в разработку проблемы профессионального мастерства внесли исследования профессиональной деятельности педагога (В.А.Кан-Калик, С.В.Кондратьева, А.К.Маркова и др.).

В ряде работ обсуждаются общепсихологические проблемы формирования и становления личности профессионала (Л.И.Анцыферова, Б.Ф.Ломов, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, Ю.П.Поваренков, Е.С.Романова и др.), профессионального обучения (И.П.Калошина, З.А.Решетова и др.). Исследователи рассматривают психолого-педагогические основы формирования отдельных сторон профессиональной деятельности, профессионально важных качеств личности (В.Л.Марищук, Н.А.Шостакович)2, в том числе определяющих ее профессиональное мастерство (В.В.Бахарев, С.В.Васьковская, Т.А.Качан, Г.Ф.Ковтун, Р.Г.Морозов, Т.К.Осипова, П.П.Скляр, Л.А.Терехина и др.).

1 Азаров Ю.П. Теоретические проблемы мастерства воспитателя современной общеобразова
тельной школы: Дис. ... д-ра пед. наук. - М, 1973. - 361 л.; Азаров Ю.П. Искусство воспиты
вать. - Кн. для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с; Кузьмина Н.В.
Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Дис. ... д-ра
психол. наук. - Л.; 1964. - 867 л.; Кузьмина Н.В. Профессионализм учителя и мастера произ
водственного обучения. - М.: Высш. шк. - 1990; Сластёнин В.А. Формирование личности
учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976. - 160 с; Осно
вы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. учеб. заведений / И.А.Зязюн,
И.Ф.Кривонос, Н.Н.Тарасевич; под. ред. И.А.Зязюна. - М.: Просвещение, 1986. - 302 с.

2 Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств
личности специалиста: Дис. ... д-ра психол. наук. - Л., 1982. - 351 л.; Шостакович Н.А. Психо
логические условия развития профессионально важных качеств в процессе обучения и труда:
Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М, 1980.

Важное значение имеют работы, отражающие проблемы реформирої ния современной системы образования в России, ее гуманизации, напрг ленности на развитие и самореализацию личности (В.П.Зинчеш Е.Б.Моргунов, С.Д.Смирнов и др.), в том числе защищенные в последи годы докторские диссертации (Г.В.Акопов, Р.З.Богоудинова, Н.Д.Гейджг З.Д.Жуковская, И.Ф.Исаев, В.В.Карпов, Т.Г.Киселева, А.В.Козулі В.М.Кузнецов, С.В.Кульневич, И.Д.Лушников, А.А.Мелик-Панш М.И.Мухин, Е.С.Протанская, Л.А.Рапацкая, В.Г.Рындак, В.И.Черниченко др.).

Существенный вклад в решение проблемы профессионального маете ства специалистов культуры художественного профиля вносят рабо' культурологов и социологов культуры: А.И.Арнольдова, Л.П.Буевс Б.С.Ерасова, С.Н.Иконниковой, Л.Г.Ионина, М.С.Кагана, Л.Н.Когаї Д.С.Лихачева, В.В.Савельева, Э.В.Соколова и др.

Автор опирается на исследования по теории, организации и методи культурно-просветительной работы и самодеятельного творчества, социал но-культурной и культурно-досуговой деятельности, раскрывающие : сущность, содержание, технологию и позволяющие выявить требоваш предъявляемые к специалистам культуры, организации их общей и профе сиональной подготовки с учетом современного состояния и перспект развития профессиональной сферы (ЮЛ.Азаров, А.Я.Айзенбе} М.А.Ариарский, Т.И.Бакланова, Л.И.Беляева, Л.П.Богданов, Д.М.Генки Г.А.Евтеева, А.Д.Жарков, А.С.Каргин, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильникс В.В .Лебединский, Е.И.Максимов, Е.И.Смирнова, Ю.А.Стрельцс В.Е.Триодин, Чабанный В.Ф., Черный Г.П. и др.).

Автор опирается на теоретические, методические, прикладные ид
исследователей, педагогов, деятелей различных видов искусе
(музыкального — Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Баренбой
ГЛ.Ержемский, И.А.Мусин, В.Т.Мышкина, ГХ.Нейгауз, В.Г.Ражникс
Г.М.Цыпин, П.А.Черватюк, Л.В.Шамина и др.; театрального — С.В.Гиппиа
Ю.А.Завадский, М.О.Кнебель, А.Д.Попов, К.С.Станиславски

Г.А.Товстоногов, И.Г.Шароев, А.В.Эфрос и др.; искусства танца Р.В.Захаров, М.-Р.Э.Лиепа, М.М.Фокин и др.).

Наиболее близкими нашему исследованию являются выполненные разные годы работы А.С.Каргина, А.О.Пинта, Ю.Е.Соколовскої Ю.А.Цагарелли1, кандидатские диссертации Н.Н.Макарцевой, В.П.Фомина

1 Карпш А.С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. - 2-е доп. изд. - М., 1984. - 166 с; Картин А.С, Цагарслли Ю.А. Призвание и мастерство. - М., 1986 -

др., в которых раскрывается сущность профессиональной деятельности и качества личности профессионально ориентированных специалистов культуры — клубных работников, организаторов самодеятельного художественного творчества. Написанные в 80-90 годы они отражают идеологическую направленность культурно-просветительной работы и определяют важнейшими качествами специалиста культуры идейную убежденность и коммунистическую целеустремленность, утратившие свое значение в настоящее время. Вместе с тем, содержащиеся в них положения о педагогической сущности профессиональной деятельности культурно-просветительного работника, необходимых ему профессиональных знаниях, умениях, навыках, высоких духовно-личностных качествах и специальных способностях сохраняют основополагающее значение для специалистов культурно-досуговой сферы, организаторов народного художественного творчества.

Определенный интерес для исследования профессионального мастерства представляют работы, посвященные одаренности, творчеству в профессиональной деятельности культурно-просветительного работника (З.Е.Менжилиевская и др.), творческому развитию личности специалиста культуры музыкального (В.М.Глубоченко, М.Т.Картавцева, М.К.Найденко, О.М.Нежинский, Г.И.Шахов и др.), театрального профиля (С.М.Массарский, М.И.Маршак, В.Ф.Савина и др.); творческой индивидуальности (Т.Г.Бортникова, Н.И.Пилюгина и др.), духовно-творческому становлению личности специалиста в учебно-воспитательном процессе вуза культуры (Н.Н.Ярошенко); ориентации и формированию готовности студентов педвуза к профессиональному творчеству (С.Ю.Гуревич, З.С.Левчук).

Рассмотренные работы ориентируют в методологических подходах, психологических, общепедагогических, дидактических, методических аспектах профессионального мастерства специалиста культуры. Однако ни одно из них не посвящено системному исследованию психолого-педагогических основ профессионального мастерства специалиста культуры художественного профиля.

Проблема исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании путей преодоления имеющихся противоречий между потребностью общества в профессиональном мастерстве специалистов культуры художественного профиля в современных социально-экономических условиях и недостаточной общепедагогической, методиче-

104с; Пинт А.О. Высокое призвание. - Очерки культурно-просветительной педагогики. - М., 1973. - 192 е.; Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности: вопросы теории и практики. - М., 1984. - 160 с.

ской обеспеченностью формирования основ профессионального мастерства студентов и учащихся учебных заведений культуры и искусств, совершена вования мастерства специалистов.

Цель исследования — научное обоснование и разработка психологе педагогической концепции профессионального мастерства специалисто культуры художественного профиля.

Объект исследования — профессиональное мастерство специалисто культуры художественного профиля как многоаспектное явление.

Предмет исследования — психолого-педагогические, социально- пси хологические, организационно-педагогические основы формировали профессионального мастерства специалистов культуры художественноп профиля в системе многоуровневой профессиональной подготовки.

В соответствии с указанными целью, объектом и предметом исследо вания были поставлены следующие задачи:

1) выявить особенности целостного, деятельностного, личностного
индивидуально-творческого, аксиологического подходов к профессиональ
ному мастерству в его системном исследовании;

2) раскрыть содержание и соотношение основных понятий
"профессиональное мастерство", "профессиональная культура"
"профессионализм", "профессиональная компетентность"
"профессиональная готовность", "профессиональное становление";

3) выявить с позиций намеченных подходов критерии, сущность
структуру профессионального мастерства, его показатели; принципиально
отличие профессионального мастерства специалистов культуры, работающи:
в самодеятельном и профессиональном искусстве;

4) разработать этапы и уровни освоения профессиональной деятельно
ста и становления мастерства; модель профессионала—мастера, специалист;
культуры художественного профиля;

5) исследовать психолого-педагогические проблемы формирована
профессионального мастерства специалиста культуры для народного худо
жественного творчества;

  1. разработать методику формирования основ профессионального мае терства специалиста культуры художественного профиля в процессе препо давания психологических дисциплин;

  2. разработать методики диагностики и формирования определяющи: мастерство профессионально важных качеств (ПВК) и обобщенных психоло гических умений специалиста культуры; выявить значение, взаимосвязь ПВК с успешностью продвижения студентов в овладении профессионально!

деятельностью; их динамику в процессе профессиональной подготовки; факторы, влияющие на формирование мастерства;

  1. выявить условия управления формированием профессионального мастерства специалистов культуры в системе непрерывной подготовки; определить факторы, способствующие эффективности формирования основ профессионального мастерства специалистов народного художественного творчества в процессе их подготовки в регионе;

  2. апробировать организацию процесса формирования основ профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля на разных этапах профессионального становления.

Гипотезой исследования является предположение о том, что выявление, теоретическое обоснование и системная разработка психолого-педагогических основ профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля, возможны при условии понимания профессионального мастерства как многоаспектного явления: целостного процесса общего и профессионального развития личности; качественного уровня профессиональной деятельности; интегрального качества личности — психологического феномена, соответствующего новому более высокому уровню ее развития; синтеза профессионализма, творчества и духовности; важнейшего направления в системе ценностных ориентации личности.

Частные гипотезы включают следующие положения:

выявление показателей мастерства возможно при условии понимания его как психологического феномена, интегрального качества, соответствующего новому, более высокому уровню развития личпости, который характеризуется психическими новообразованиями: профессиональной направленностью (ПН), профессиональным мышлением (ПМ), профессиональным самосознанием (ПС);

обоснование динамики мастерства, его этапов и уровней требуот разработки модели деятельности и модели личности профессионала, рассмотрения профессионализма и мастерства как двух уровней профессионального развития личности и определения в качестве основы динамики творческой направленности и духовно-творческого развития будущего специалиста;

формирование профессионального мастерства специалиста культуры как целостного процесса обусловливает необходимость выявления и решения организационно-педагогических, социально-психологических и психолого-педагогических проблем, выдвигаемых подсистемами этого процесса, с учетом специфики и особенностей, определяемых видом и

жанром народного художественного творчества;

преподавание психологических дисциплин обеспечивает формирі вание основ профессионального мастерства при условии направленности еі содержания, форм и методов на усвоение психологических основ мастерств самопознание, творческое развитие студентов; формирование у них профе сиональной направленности (ПН), профессионального мышления (ПМ профессионального самосознания (ПС), других профессионально важнь качеств и обобщенных психологических умений;

управление формированием профессионального мастерства специ листа культуры художественного профиля возможно, если теоретическі положения разработанной концепции мастерства будут учтены при реализ; ции общих требований теории управления;

эффективность формирования профессионального мастерства буд; щего специалиста народного художественного творчества в процесс подготовки в регионе возможна при условии: соответствия личностнь профессиональных ориентации студента региональным социокультурны потребностям; организации непрерывного процесса профессиональнс подготовки и преемственности ее на всех этапах; наличия наряду с феді ральным компонентом максимально насыщенного регионального компонеї та содержания образования; возможности творческой самореализацн будущего специалиста непосредственно в регионе в работе с самодеятелі ными исполнителями.

Методологическую основу исследования составили философские п< ложения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающеі мира, развитии личности и определяющей роли деятельности в этом процеї се.

Исследование имеет гуманистическую направленность, ориентирован на общечеловеческие ценности и опирается на труды отечественных фил< софов: П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Б.П.Вышеславцев М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева, утверждающих гуманизм, целостность личності ее место в культуре, роль духовности в ее становлении и творческой самі реализации; автор использует идеи, касающиеся творчества и творческс свободы, высших ценностей человека, его духовности, самосознания самосовершенствования.

Важными для исследования являются утверждения гуманистическс психологии о ценности, уникальности, неповторимости, величественное! каждого человека; характеристика самоактуализирующихся лігчносте (А.Маслоу); положения о свободе и ответственности человека в творени

самого себя (В.Франкл).

Общенаучная методология ориентирована на системный подход, обеспечивающий целостное рассмотрение мастерства как многоаспектного явления. В качестве соподчиненых системному выбраны целостный, дея-тсльностный, личностный, индивидуально-творческий, аксиологический подходы.

Конкретно-научная методология исследования основывается на гуманистической, личностно-ориентированной направленности современного образования, включает ряд теоретических положений психологии творчества (Я.А.Пономарев), психологии самосознания (И.С.Кон, В.В.Столин), опирается на положения ведущих психологов и педагогов о развитии личности специалиста, психологических основах ее формирования (Л.И.Анцыферова, Н.Н.Нечаев, Ю.П.Поваренков); о профессиональном мастерстве и его компонентах (Ю.П.Азаров, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, Б.Ф.Ломов, А.К.Маркова, В.А.Сластенин и др.); значении курса психологии для саморазвития личности, совершенствования ее психической организации (Л.А.Петровская); используются теоретические и прикладные идеи исследователей, педагогов, мастеров искусства.

Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов. К первым относятся метод анализа и синтеза, теоретическое моделирование. Ко вторым — наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, анкетный опрос, контент-анализ, статистическая обработка результатов, анализ учебно-методической документации, опытно-экспериментальная работа, экспресс-диагностика, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент.

Базы исследования: Дома, Дворцы культуры, клубы, самодеятельные и профессиональные художественные коллективы г. Москвы и Московской области, высшие и средние специальные учебные заведения культуры и искусств России и СНГ, школы искусств, детские музыкальные школы, студии. Опытно-экспериментальная работа в процессе преподавания психологических и специальных дисциплин велась в МГУКе (студенты музыкальных, режиссерских специализаций, в том числе экспериментальной группы в г. Владимире1; аспиранты, соискатели, ассистенты—стажеры); Московском

обучающиеся по специальностям: "Музыкальное образование", "Вокальное искусство", "Дирижирование", "Искусство эстрады", "Режиссура", "Народное художественное творчество". Как видим, за исключением специальностей "Музыкальное образование" и "Народное художественное творчество", превалируют специальности искусства '. Однако подчеркнем, что приоритетным направлением в подготовке специалистов художественного профиля является не исполнительское, а педагогическое. Сохраняется традиционная для вуза

государственном хореографическом институте (педагоги—хореографы педколледже №3 (социальные педагоги, режиссеры досуговых программ совместно с Е.Г.Борониной в педколледже №12 г. Москвы (группа МГУ* квалификация "Руководитель народного хора и фольклорного ансамбля" воспитатели дошкольных учреждений со специализацией музыкальны фольклор); совместно с А.А.Майером в Киргизском институте искусст (руководители самодеятельного оркестра народных инструментов); Владі мирском областном училище культуры (учащиеся художественных специг лизаций, получающие специальность "Социально-культурная деятельность народное художественное творчество"); многопрофильной гимназии №7 і Химки (учащиеся старших классов гуманитарного профиля).

Диссертантка принимала непосредственное участие в опытнс экспериментальной работе на всех указанных базах..

Исследование проводилось с 1978 по 1996 годы. На первом этап (1978-1985 г.г.) изучалось состояние разработанности проблемы в психолс го-педагогической теории, исследованиях по культурно-просветительно работе; анализировалась практическая деятельность культурне просветительных работников, организаторов самодеятельного творчества, том числе заслуженных работников культуры; велось наблюдение за подге товленностью к практической деятельности студентов — будущих руководи телей самодеятельных художественных коллективов в условиях производст венной практики в Дворцах и Домах культуры (в том числе Московских Д] им. Чкалова, ДК "Правда", ДК "Москворечье", ДК МВТУ им. Баумана, также ДК им. К.Маркса в г. Электросталь, Дворце культуры и техники пос Томилино Московской области и др.).

В этот же период велось наблюдение за процессом подготовки и урон нем подготовленности будущих специалистов художественных специализа ций в МГИКе, учитывались результаты, полученные в ходе госэкзаменов Ярославском, Горьковском (г. Бор) культурно-просветительных училища* выявлялась роль и возможности преподавания психологических дисциплин совершенствовании профессиональной подготовки будущих культурне просветительных работников, руководителей самодеятельных коллективої Намечался общий замысел исследования (цель, задачи, гипотеза).

На втором этапе исследования (1986-1991 г.г.) была разработана теоре тическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование. Он включало:

культуры подготовка специалистов народного художественного творчества, руководителей самодеятельных коллективов.

опытно-экспериментальную работу в МГИКе по формированию основ профессионального мастерства будущих специалистов культуры художественного профиля в процессе преподавания психологических дисциплин. Использовались методы: анализ учебной документации, учебно-методической литературы; профилированное преподавание; тесты успешности;

наблюдение в ходе госэкзаменов за уровнем подготовленности выпускников художественных специализаций МГИК, Челябинского института культуры, а также Владимирского областного училища культуры, где в 1988 году была начата опытно-экспериментальная работа по формированию основ профессионального мастерства у учащихся училища;

изучение понимания студентами и учащимися художественных специализаций вузов и училищ культуры и искусств сущности и содержания профессионапьного мастерства (опрошено 345 студентов художественных специализаций пяти вузов культуры: Московского, Куйбышевского, Минского, Пермского, Чимкентского — 1988 г., в том числе 168 студентов МГУК) и исследование преемственности средшгх и высших учебных заведений культуры и искусств в формировании мастерства руководителей музыкальной самодеятельности (совместно с А.А.Майером — 1988-1991 г.г— опрощено 374 студента и учащихся и 105 преподавателей учебных заведений культуры и искусств России, Беларуси, Казахстана, Киргизстана, в том числе МГИК, Рязанского филиала МГИК, Куйбышевского ГИК, Московского областного, Владимирского, Тульского училищ культуры^ Использовались методы: анкетирование, беседа.

Теоретическое исследование включило разработку проблем формирования мастерства и путей их решения: создание обобщенной модели подготовки студентов в процессе преподавания специальных дисциплин и модели взаимосвязи учебных заведений разных ступеней в процессе формирования профессионального мастерства руководителей музыкальной самодеятельности.

Результаты этого этапа: основные идеи автора использованы в подготовленной кафедрой педагогики и психологии МГИК программе по общей психологии (1987 г.), нашли отражение в выпущенном (научное редактирование совместно с А.А.Чернышовым) сборнике "Проблемы целостного процесса общей и профессиональной подготовки специалиста в вузе культуры", ряде статей, лекции "Психологические основы профессионального мастерства" (1991 г.).

На третьем этапе (1992-1995 г.г.) продолжалось эмпирическое исследо-

вание. Оно включало следующие направления:

изучение практической деятельности, профессионально важных личностных качеств специалистов культуры, в том числе мастеров, заел) женных работников культуры и искусств, — руководителей любительски? учебных, профессиональных коллективов' преподавателей учебных заведе ний культуры и искусств, педагогов студий, центров досуга, организаторо детского художественного творчества2. Использовались методы: наблюде ние, беседа, анкетный опрос, статистическая обработка результатов, интег вью, анализ процесса и продуктов деятельности;

изучение понимания сущности и содержания профессиональног мастерства студентами и учащимися художественных специализаци учебных заведений культуры и искусств, педколледжа, учащимися гимнази* практическими работниками культуры художественного профиля — н мастерами, молодыми специалистами, стажерами МГУК. Опрошено 14 студентов МГУК. Использовались методы: анкетный опрос, беседа, семи нар—дискуссия;

— опытно-экспериментальную работу со студентами МГУ!
(музыкальных и режиссерских специализаций), хореографического институ
та, педколледжа, гимназии, целью которой была разработка методик
формирования основ профессионального мастерства в процессе преподавг
ния психологических дисциплин; педагогический эксперимент со студента
ми 1-го курса музыкальных специализаций по формированию профессис
нально важных качеств и обобщенных психологических умений. Использс
вались методы: анкетный опрос, система психодиагностических заданиї
практических психологических задач, тренинговые упражнения, контеш
анализ, экспресс-диагностика.

— исследование взаимосвязи профессионально важных качеств, и
корреляции с успешностью овладения профессиональной деятельностьк
динамики формирования у студентов музыкальных специализаций; изучени
деятельности и качеств личности практических работников культуры — н
мастеров, молодых специалистов, ассистентов—стажеров. Цель исследова
ния — выявление факторов, способствующих и препятствующих формирс

1 Любительского хора Дома ученых г. Москвы, самодеятельных коллективов ДК
"Прожектор", детского фольклорного ансамбля "Звонница" Российского телевидения, хо
реографического ансамбля "Росинка" Владимирского училища культуры, театра оперы
"Геликон", ансамбля "Карагод", Московского историко-этнографического театра и др.

2 Зав. кафедрами и ведущих педагогов художественных специализаций МГУК, Владимир
ского училища культуры, Московского областного музыкального училища, школы искусств
"Родник", ряда ДМШ г. Москвы, педагогов — организаторов дополнительного образова
ния в сфере досуга, педагогов театральных дисциплин школ г. Владимира и др.

ванию мастерства, и условий управления его формированием на вузовском и послевузовском этапах. Использовались методы: экспресс-диагностика, система психодиагностических заданий, наблюдение, беседа, анализ процесса и продуктов деятельности, экспертные оценки;

опытно-экспериментальную работу и педагогический эксперимент со студентами МГУК ("Руководитель народного хора и фольклорного ансамбля") и учащимися педколледжа (воспитатели дошкольных учреждений со специализацией музыкальный фольклор), целью которых была разработка методики формирования (коррекции) профессионально важных качеств и обобщенных профессиональных умений (художественно-творческих, педагогических, организаторских) студентов III курса, будущих специалистов народного музыкального творчества в процессе производственной практики и разработка методики формирования профессионально важных качеств учащихся в процессе педагогической практики и преподавания специальных дисциплин. Использовались методы: система психодиагностических заданий, наблюдение, выполнение специальных заданий на основные виды профессиональной деятельности;

опытно-экспериментальную работу по апробации разработанных положений по управлению формированием основ профессионального мастерства будущих специалистов народного художественного творчества в системе многоуровневой подготовки: на базе Владимирского училища культуры, Московского государственного университета культуры; на послевузовском этапе — в процессе работы с аспирантами и соискателями. Использовались методы: анализ и коррекция учебно-воспитательного процесса, анкетирование, система психодиагностических заданий, семинар-дискуссия, психологический тренинг.

Одновременно шло обобщение, оформление и отражение результатов исследования в программе "Психология" (1994 г.), авторской программе "Психология творчества" для студентов вузов культуры и искусств, программе "Педагогика высшей школы" (1994 г.) для аспирантов вузов культуры и искусств; учебном пособии "Профессиональное мастерство работника культуры" для студентов вузов культуры и искусств.

Всего эмпирическим исследованием было охвачено около 350 специалистов культуры художественного профиля и более 4000 студентов и учащихся художественных специализаций учебных заведений культуры и искусств.

В исследовании использован опыт работы автора в качестве педагога по фортепиано Хоровой капеллы мачьчиков при ГМПИ им. Гнесиных,

детской музыкальной школы, преподавателя кафедр культурне просветительной работы, педагогики и психологии Московского государст венного университета культуры (МГУК).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоя в разработке совокупности методологических, теоретических и методически положений, определяющих основы концепции профессионального мастерст ва специалистов культуры художественного профиля:

Предложен новый способ изучения профессионального мастерства, ос нованный на сочетании целостного, деятелыюстного, личностного, индиви дуально-творческого, аксиологического подходов.

Определено содержание и соотношение основных понятий теорш профессионального мастерства: "профессиональное мастерство" "профессионализм", не имеющих в литературе однозначного определения.

Осуществлена разработка системы общетеоретических положений: < сущности и структуре; критериях и показателях профессионального мастер ства; этапах и уровнях его формирования; динамической модели личності мастера.

Выявлено принципиальное отличие профессионального мастерств специалистов культуры, работающих в самодеятельном и профессионально! искусстве.

Определены основные психолого-педагогические проблемы формиро вания основ профессионального мастерства будущего специалиста культурі художественного профиля и разработаны пути их решения.

Впервые выявлены возможности психологических дисциплин в форми ровании основ профессионального мастерства специалистов культурі художественного профиля, разработана методика формирования осно профессионального мастерства у студентов и учащихся учебных заведенні культуры и искусства разных ступеней в процессе преподавания психологи ческих дисциплин.

Разработаны методики диагностики и формирования профессиональна важных качеств и обобщенных психологических умений специалист культуры художественного профиля.

Выявлено и экспериментально доказано значение и влияние профес сиональной направленности (ПН), профессионального мышления (ПМ' профессионального самосознания (ПС) на успешность продвижения лично сти в овладении профессиональной деятельностью и основами мастерства их взаимосвязь и динамика в процессе профессиональной подготовкі будущих специалистов.

Выявлены условия управления формированием профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля в системе многоуровневой подготовки.

Определены факторы, способствующие эффективности формирования основ профессионального мастерства будущих специалистов народного художественного творчества при условии их подготовки в регионе.

Практическая значимость исследования:

— материалы диссертации нашли отражение в учебном пособии
"Профессиональное мастерство работника культуры" для студентов художе
ственных специализаций вузов культуры и искусств (М: Изд-во МГУК,
1994; 1996) и внедрены в учебный процесс Московского государственного
университета культуры, Московского государственного хореографического
института, Челябинского музыкально-педагогического колледжа им.
П.И.Чайковского, других вузов культуры и искусств;

основные идеи исследования использованы в учебных программах, разработанных на кафедре педагогики и психологии: "Общая психология" — для студентов, "Педагогика высшей школы" — для аспирантов вузов культуры и искусств, авторской программе "Психология творчества" и внедрены в соответствующие лекционные курсы, читаемые студентам музыкальных и режиссерских специализаций, аспирантам МГУК, в том числе в курс "Основы педагогики и психологии высшего образования".

идеи, положения, рекомендации исследования внедрены в учебный процесс учебных заведений среднего и начального звена: Владимирского областного училища культуры, где используется разработанная автором программа по курсу "Психология" для учащихся художественных специализаций; педагогического колледжа №3 г. Москвы, многопрофильной гимназии №7 г. Химки, где занятия ведутся на основе разработанных автором программно-методических материалов.

материалы исследования, его рекомендации используются на практике для формирования основ профессионального мастерства специалистов культуры в процессе профессиональной подготовки, для совершенствования учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях культуры и искусств, системе повышения квалификации, преподавания дисциплин психологического и специального циклов; организации производственной практики; управления процессом подготовки кадров культуры художественного профиля;

материалы исследования могут быть использованы для разработки концепции обновления государственного образовательного стандарта

/

высшего профессионального образования, построения региональной сист< мы непрерывного профессионального образования специалистов народної художественного творчества, составления квалификационных характерне специалистов культуры художественного профиля, подготовки програм» учебных пособий.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснование стью исходных методологических позиций, применением комплекса мете дов, адекватных объекту, задачам, логике исследования, статистическо значимостью экспериментальных данных, сопоставлением результатов имеющимися в педагогической практике.

На защиту выносится психолого-педагогическая концепция профес сионального мастерства специалиста культуры художественного профшн построенная на основе системного исследования, включающего целостны! деятельностный, личностный, индивидуально-творческий, аксиологически подходы.

I. Руководящей идеей данной концепции, выполняющей системообра
зующую функцию, является определение профессионального мастерства как

целостной системы, представляющей единство общего и профес сионального развития личности и включающей находящиеся в единстве : взаимосвязи три группы (подсистемы) компонентов: психолого педагогическая, социально-психологическая, организационно-педагогиче екая;

качественного уровня профессиональной деятельности, имеющеі творческий характер, ориентированной на социально-значимый конечны] результат (цель) и оптимальный процесс его достижения;

интегрального качества личности, соответствующего новому, вые шему уровню ее развития, который характеризуется психическими новообра зованиями: профессиональной направленностью, профессиональны! мышлением, профессиональным самосознанием;

синтеза профессионализма, творчества и духовности;

важнейшего направления в системе ценностных ориентации лично сти, составляющего условие ее самореализации в профессии.

II. Концепция представляет собой систему теоретических положений I
сущности, структуре, показателях, этапах, уровнях профессиональноп
мастерства, динамической модели профессионала—мастера:

1. Сущность профессионального мастерства специалиста культуры ху дожественного профиля как интегрального качества личности заключается і синтезе профессионализма, творческой неповторимости, высокой духовно

сти личности. Профессиональная деятельность специалиста народного художественного творчества, руководителя любительского коллектива включает взаимосвязанные между собой педагогическую, организаторскую, художественно-творческую деятельность, при этом основными видами деятельности специалиста культуры, работающего с любителями, являются педагогическая и организаторская. Его профессиональное мастерство определяется критериями их профессиональной целесообразности, индивидуально-творческого характера и оптимальности. В сфере профессионального творчества основным видом деятельности является художественно-творческая. Общим, объединяющим профессиональную деятельность руководителя самодеятельного и профессионального коллектива, преподавателя в клубной студии и учебном заведении искусств является то, что специалисты культуры художественного профиля занимаются деятельностью в сфере искусства, которая осуществляется в процессе оперирования художественными образами и опирается на эмоциональную сферу личности.

  1. Структура мастерства как целостной системы включает три неразрывно связанные между собой группы компонентов: организационно-педагогические — знания, умения, навыки, реализующиеся в художественно-творческой, педагогической, организаторской, коммуникативной деятельности; социально-психологические, — связанные с общением, взаимодействием с людьми ч системой отношений личности: к профессии (профессиональная направленность), себе как к специалисту и творческой личности (профессиональное самосознание), предметному миру, людям; психолого-педагогические, — включающие духовно-личностные и профессионально-важные качества (профессиональные способности, профессиональное мышление и др.).

  2. Показателями профессионального мастерства являются: профессиональная направленность (ПН), профессиональное мышление (ПМ) и профессиональное самосознание (ПС), представляющие собой, с одной стороны, системообразующие компоненты в его структуре, с другой, — психические новообразования, характеризующие более высокий уровень развития личности и ее мастерства как интегрального качества.

  3. Профессиональное мастерство специалиста культуры художественного профиля — динамическое явление. Оно проходит в процессе становления ряд этапов и уровней. В основе динамики — развитие творческой направленности и духовно-творческих качеств личности. Качественные изменения основных компонентов мастерства в соответствии с этапами и уровнями раскрывает его динамическая модель.

III. Концепция содержит совокупность теоретических положений формировании профессионального мастерства и условиях управления эти формированием в системе многоуровневой подготовки специалисте культуры художественного профиля.

1. Основными проблемами формирования профессионального масте{ ства как целостного процесса в соответствии с его концепцией являютс; задание целей обучения в виде динамической модели профессионала-мастера; учет специфики профессиональной деятельности; ориентаци целей, содержания, форм, методов обучения на творческое развитие личне ста; формирование системы отношений будущего специалиста к профессш себе как профессионалу; обучение профессиональному общению; специалі ное формирование профессионально важных, духовно-личностных качесті общей и профессиональной культуры будущего специалиста.

2;. Большими возможностями в формировании основ профессиональнс го мастерства специалиста обладают психологические дисциплины. Услс виями реализации этих возможностей являются: направленность содержание форм и методов их преподавания на формирование отношений к профессис нальному мастерству как к важнейшему направлению в системе ценностны ориентации личности; на усвоение системы психологических знанні включающей психологические основы мастерства; самопознание, творчест во; формирование профессионально важных качеств и практических псих( логических умений специалиста культуры (диагностики, общения, самореп ляции) и использование для этого наряду с теоретическими занятиям практических — психологических тренингов, практикумов по психодиагне стике; учет особенностей специализации в содержании и методике психол( гической подготовки.

3. Условиями управления процессом формирования профессиональнс го мастерства специалиста культуры является учет теоретических положени разработанной концепции мастерства в сочетании с реализацией общя требований теории управления: преемственность и взаимосвязь учебны заведений разных ступеней (довузовского, вузовского и послевузовскої этапов) в многоуровневой системе непрерывного образования; ориентация ї модель профессионала—мастера как цель профессиональной подготовю организация возможностей для творческого роста на всех этапах; построен* системы управляющих воздействий с учетом динамики и взаимосвяз профессионально важных качеств, субъективных и объективных факторе формирования мастерства; организация в процессе обучения опыта творчі ской деятельности, эффективной профессиональной практики как "обратне

связи"; коррекция основных компонентов мастерства на всех этапах. Факторами, обеспечивающими эффективность формирования основ профессионального мастерства специалистов народного художественного творчества в процессе их подготовки в регионе, являются: соответствие личностных профессиональных ориентации студентов региональным социокультурным потребностям; организация непрерывного процесса профессиональной подготовки и преемственности его на всех этапах; наличие максимально насыщенного регионального компонента содержания образования; возможность творческой самореализации будущих специалистов непосредственно в регионе в работе с самодеятельными исполнителями.

Апробация результатов исследования осуществлена:

в процессе участия автора в ряде комплексных исследований Московского государственного университета культуры: "Совершенствование целостного процесса общей и профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры" (1986-1990 г.г.), "Подготовка и использование кадров руководителей художественной самодеятельности" (1988-1989 г.г.), "Взаимодействие вуза, семьи и гимназии в духовном и гражданском становлении личности" (1993-1996 г.г.) и др.;

в научных докладах и сообщениях на Всесоюзных, Республиканских, межвузовских научно-теоретических, научно-практических конференциях, семинарах—совещаниях в 1978-1996 г.г.: в Московском государственном университете (институте) культуры, в Пермском, Алтайском, Куйбышевском, Тюменском институтах культуры, Киргизском институте искусств, Новосибирской государственной консерватории, Латвийском университете, МГУ им. Ломоносова, Курском пединституте;

в 41 публикации по теме исследования.

Структура диссертации состоит из: введения, 4-х глав, заключения, списка литературы, 27 приложений.

В I главе "Теоретико-методологические аспекты проблемы профессионального мастерства" представлен анализ теоретико-методологических идей и подходов в современной философии, психологии, педагогике, определяющих задачи, возможности, основные направления исследования профессионального мастерства специалиста культуры как многоаспектного явления; определено содержание и соотношение основных понятий.

Во II главе "Структурно-содержательные основы профессионального мастерства" проведен анализ профессиональной деятельности специалистов культуры художественного профиля, выявлена ее сущность, специфика, основные направления. С позиций целостного, деятельностного, личностно-

го и индивидуально-творческого подходов определена структура профессио наивного мастерства; выявлены показатели мастерства. Выявлена динамик; формирования мастерства; проанализированы составляющие его компонен ты; определены этапы и уровни становления мастерства, построена ег< динамическая модель.

В III главе "Профессиональное мастерство специалиста культуры каї психолого-педагогическая проблема" исследование профессиональной мастерства базируется на определении его в качестве цели непрерывной процесса общего и профессионального развития личности; приводится анализ результатов анкетирования студентов художественных специализации вузов культуры, выявивший их отношение к профессиональному мастерству понимание его сущности и содержания, необходимые для определенш содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса; рассматри ваются основные психолого-педагогические, социально-психологические і психолого-педагогические проблемы формирования профессиональной мастерства; предлагаются пути решения проблем.

В IV главе "Формирование профессионального мастерства специали стов культуры" рассматриваются психолого-педагогические условия форми рования профессионально важных качеств; излагаются результаты опытно экспериментальной работы по формированию основ профессиональной мастерства у студентов в процессе преподавания психологических дисцип лин на разных этапах профессиональной подготовки; выявляются условш управления процессом формирования профессионального мастерств; специалиста культуры; обсуждаются результаты опытно-экспериментально! работы по формированию профессионального мастерства специалистої сферы народного художественного творчества в системе многоуровневоі подготовки.

Методологические подходы к исследованию профессионального мастерства

В современных условиях идет процесс переориентации культуры и воспитания на пути гуманистического развития. Гуманистический подход в педагогике в настоящее время продолжает линию, заложенную в работах Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и выражающуюся прежде всего в стремлении дать образование каждому ребенку, сделать обучение всеобщим и отвечающим природе ребенка, которая получила развитие в творчестве выдающегося педагога совет ского периода В.А.Сухомлинского. "Сердце отдаю детям", так называется одна из его книг. Доброта человечность красота и сам человек как высшая человеческая ценность были основными ориентира-ми в его педагогической системе.

В настоящее время появляются исследования, посвященные гуманистическим традициям в истории педагогики (384), работы, решающие задачи индивидуализации, раскрытия творческого потенциала, творческой самореализации личности, выполненные как на материале высшей школы (326, 332, 391), так и связанные с развитием детей, детской талантливости средствами общечеловеческой культуры (6, 7). Эти работы интересны для нашего исследования профессионального мастерства специалистов культуры в связи с их гуманистической направленностью. В этом плане весьма отвечает нашему подходу в понимании значения профессионализма и мастерства утверждение в докторской диссертации М.И.Мухина: "Говоря о гуманизме, не все осознают, что подлинный гуманизм — это прежде всего высокий профессионализм" (384, с.29). Именно высокий профессионализм преподавателя, учителя обеспечивает условия для раскрытия личности, развития ее задатков, способностей.

Возрождение культуры России невозможно без реформирования современного образования. В.П.Зинченко отмечает, что основным недостатком системы образования в течение длительного времени был "острейший дефицит духовной культуры" (105, с.93). Он пишет: "Произошло отчуждение образования от духовности, от культуры, от личности и в конце концов от живой науки. Отсюда его формализованность, абстрактность" (105, с.95). Характеризуя состояние системы образования, В.П.Зинченко приводит яркий образ — название книги русского философа, публициста и писателя В.В.Розанова "Сумерки просвещения" изданной в конце прошлого века и к сожалению

Итак, для перестройки системы образования прежде всего необходима культура (106, с. 2 36). Именно культура, по утверждению П.А.Флоренского, "...есть среда, питающая и растящая личность" (106, с.228). Взаимосвязь и взаимозависимость воспитания и культуры в развитии человека, выражающаяся в зависимости целей воспитания в разные эпохи от понимания каждой эпохой идеала, общественной ценности человека, позволяет в период, когда разрушены старые идеалы и не сложились новые, в качестве ориентиров для определения новых оснований педагогической науки выбрать общечеловеческие ценности.

Опираясь на систему общечеловеческих ценностей, важнейшими среди которых являются Любовь и Свобода, определяющие развитие других ценностей человечества — Добра, Истины, Красоты, Долга, Справедливости, Ю.П.Азаров разрабатывает культурологический подход к педагогике, при этом основывается на использовании средств общечеловеческой и прежде всего отечественной культуры в развитии личности (6, 7).

Новый подход к воспитанию как диалогу культур и формированию субъекта культуры на основе культурологического анализа воспитания предлагается Е.С.Протанской (393). Понимание природы человека как результата его культурного развития, в котором решающую роль играет степень диалогичности его воспитания в детстве, принцип единства общения и развития позволяют взглянуть на процесс воспитания, особенно в раннем детстве, не только как на передачу опыта, а вовлечение в диалогическое общение с целью обретения ребенком себя как субъекта культуры. Воспитание как вовлечение ребенка в диалогическое субъект-субъектное общение утверждает "воспитание человека свободным" и индивидуальность как ценность культуры и воспитания.

Первостепенное значение в образовании в настоящее время приобретает ориентация на развитие личности, приобщение ее к высшим достижениям отечественной и мировой науки и культуры, возрождение в российском обществе гуманистических общечеловеческих идеалов свободы, добра, общечеловеческого достоинства, гражданственности и патриотизма (227). Отношение к образованию как к расширению возможностей развития личности, отказ от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированной увеличивает "степень свободы развивающейся личности, возможности становления ее способностей и талантов". Целью образования становится развитие личности учащегося, а не только формирование знаний, умений и навыков, которые выступают в качестве средств этой цели.

В изданной в 1995 г. монографии "Педагогика и психология высшего образования" С.Д.Смирнов пишет о смещении центра тяжести "с деятельностно-ориентированной педагогики на педагогику личностно-ориентированную". При этом он подчеркивает: "В современной педагогике (и еще более явно в психологии) начинает преобладать подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с выбранным идеалом (будь то христианские заповеди или "моральный кодекс строителя коммунизма"), а как к созданию условий для саморазвития личности" (485, с.249, с. 150). В публикациях обсуждаются проблемы и возможности создания таких условий (171).

Новая концепция высшего образования в России имеет гуманистическую направленность и ставит главной целью развитие личности студента — будущего специалиста. Ключевыми направлениями реформирования образования являются: децентрализация и регионализация образования, его вариативность, дифференциализация, гуманитаризация. Развитие личностно-ориентированного подхода в образовании характеризуется рядом ПРинципОВ создание в вузах демократических условий для развития свободы и прав личности в том числе равнопра-вия и заинтересованности в развитии всех субъектов обучения; обеспечение полноты и непрерывности в развитии личности начиная с отбора абитуриентов и до трудоустройства выпускников; реализация системно-стилевого подхода в личностно-ориентированной системе образования; акцент в развитии личности студента на саморазвитии и развитии самостоятельности в стратегических видах жизнедеятельности включая целеполагание и планирование; регулярная и оперативная диагностика и самодиагностика выполняющая роль оперативной обратной связи в развитии личности; создание в вузах психологических служб При этом следует подчеркнуть что образование ориентированное на развитие личности достигает своих целей в такой степени, в кЭ.КОй создает "ситуацию востребованности личностью ее сил саморазвития" (234 с 17)

Характеристика компонентов профессионального мастерства специалистов культуры

Важнейшим компонентом профессионального мастерства специалиста является профессиональная направленность. Направленность определяется в психологии как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности и относительно независимых от конкретных ситуаций. В структуру направленности входят доминирующие потребности, интересы личности, ее взгляды, убеждения, идеалы, составляющие мировоззрение.

Проблеме направленности посвящено значительное количество исследований. Б.Ф.Ломов отмечает, что направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Она выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентации, способностей, характера, эмоциональных, интеллектуальных особенностей и т.д. (155).

Профессиональная направленность личности выражается в адекватном понимании и принятии задач профессиональной деятельности, наличии сформированных профессиональных мотивов, устойчивых интересов, склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, установок, относящихся к избранной профессии. Эти вопросы исследовались Н.В.Кузьминой, С.В.Кондратьевой, В.А.Сластениным и др.

У личности может преобладать деловая направленность, когда доминирующие интересы, потребности личности определяются задачами профессиональной деятельности; направленность на общение, когда большую ценность для личности представляет взаимодействие с другими людьми; эгоцентрическая направленность, когда поведение и деятельность личности определяется собственными интересами, потребностями. Каждая личность отличается по содержанию основной (доминирующей Направленности (познавательная, общественная, эстетическая, профессиональная и др.), которая, в свою очередь, характеризуется рядом качеств, уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность.

О профессиональной направленности личности студента свидетельствует понимание им целей, задач профессиональной деятельности, требований, которые она предъявляет к личности, удовлетворенность выбранной профессией и желание работать, совершенствоваться в ней по окончании вуза. Важнейшим условием эффективности профессио-нальной деятельности специалиста народного художественного творчества является устойчивая направленность на работу в сфере самодеятельного искусства

Проблема профессиональной направленности, ее формирования у студентов вузов культуры в процессе профессиональной подготовки интенсивно обсуждается в целом ряде исследований (48, 287, 344, 372, 382, 388 и др.), в том числе в наших работах (19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29). Педагоги различных видов искусств подчеркивают необходимость формирования направленности (взглядов, отношений, позиций в искусстве и жизни )будущего специалиста, его мотивационной сферы. Именно мотивационную сферу выделяют исследователи в качестве важнейшего системообразующего фактора становления творческой личности музыканта (425).

Важнейшим качеством дирижера, хормейстера, режиссера, балетмейстера является художественно-творческая направленность; для преподавателя, учителя музыки — педагогическая. Л.Г.Арчажникова пишет: "Если педагогическая направленность и собственно педагогические способности отсутствуют, то развитие музыкальных способностей происходит не в плане нацеленности их на совершенствование музыкально-педагогического мастерства, а абстрактно (например, совершенствование исполнительской деятельности самой по себе )(15, с.36). Для специалиста народного художественного творчества прежде всего необходимы художественно-педагогическая и художественно-организаторская направленность.

Итак, профессиональная направленность — важнейший компонент личности профессионала—мастера, его профессионального мастерства.

Другие психические свойства и качества личности: способности, свойства характера, профессиональные умения, навыки и привычки развиваются в профессиональной деятельности, как и профессиональные особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы личности при наличии главного ее профессиональной направленности

Профессиональное мышление имеет весьма существенное значение в профессиональной деятельности. О нем говорят, характеризуя высокий профессионализм или желая подчеркнуть особенности мышления специалиста определенного вида или сферы деятельности (педагогическое, организаторское или музыкальное, хореографическое и др. мышление). Профессиональное мышление отличается от обыденного, основанного на разрозненных житейских понятиях и представлениях. Оно связано с освоением "языка" и способов профессиональной деятельности, овладением системой научных понятий, обеспечивающих профессиональное "видение" объектов деятельности (405).

Структура профессионального мышления определяется структурой профессиональной деятельности, характером решаемых профессиональных задач. Специалист культуры художественного профиля в процессе работы сталкивается с большим кругом взаимосвязанных и соподчиненных задач. Он решает творческие художественные, исполнительские, педагогические, методические, воспитательные, коммуникативные, организаторские и др. задачи.

Профессиональное мышление необходимо специалисту не только для решения задач, возникших в процессе деятельности, но и для постановки новых, выявления нерешенных профессиональных проблем (485). Оно проявляется в умении увидеть в данных условиях, в сложившейся ситуации профессиональную задачу, реализующую цель профессиональной деятельности, преобразовать эти условия, ситуацию и приблизиться к достижению цели.

В ходе решения профессиональных задач мышление выступает как процесс, включающий: 1. постановку задачи; 2. мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.), с помощью которых осуществляется поиск решения; 3. результат решения, вывод. В процессе решения профессиональной задачи, например, создания исполнительского замысла, собственной интерпретации музыкального произведения, каждая операция мышления выполняет определенную роль. Единство операциональных компонентов (первичного синтеза, анализа, сравнения, вторичного синтеза )обеспечивает возникновение исполнительского замысла.

Наиболее распространенной в психологии является классификация мышления, в основу которой положены два признака: форма, в которой действительность отражена субъектом, то есть характеристика самого отражения действительности (непосредственные восприятия, представления или отвлеченные понятия), и система операций, посредством которой мыслящий субъект взаимодействует с внешним миром (практические или действенные обобщения, преобразования образов и логические действия с понятиями). Эта классификация включает наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление занимает значительное место в профессиональной деятельности руководителя коллектива. В некоторых случаях оно обладает определенными преимуществами перед другими видами мышления. Например, когда необходимые свойства предмета могут быть выявлены (получены )только в результате его реального преобразования или когда свойства должны быть выявлены немедленно.

Решая задачу добиться необходимого звучания хора или оркестра в новом зале, размещая исполнителей, оборудуя для этого сцену, переставляя микрофоны и т.п., делая инструментовку для конкретного оркестра или ансамбля составляя музыкальную партитуру массового представления подбирая музыкальное сопровождение для хореографического номера и оперируя за инструментом реальными "звуковыми предметами" - отдельными тонами их сочетаниями создавая новые созвучия и по-новому соединяя уже известные при этом анализируя звучание и сопоставляя его с планом—замыслом руководитель использует наглядно-действенное мышление.

Взаимосвязь учебных заведений разных ступеней в формировании профессионального мастерства специалиста

Целостный подход к подготовке специалиста, требующий гармонизации всех условий его становления на всех ступенях, обусловливает необходимость рассмотрения довузовского, вузовского и послевузовского этапов в их взаимосвязи и преемственности, что отвечает задаче создания единой системы непрерывного образования (71).

Раскрывая цели, которые предъявляются к системе образования в связи с ее ориентацией на постоянное обучение взрослых, А.П.Владиславлев и Ф.А.Россельс пишут, что эти цели включают, во-первых, постоянный прирост научной, профессиональной и культурной подготовки и во-вторых, непрерывное совершенствование творческого потенциала личности (71, с. 173).

Применительно к подготовке работников культуры указанные теоретические положения (целостный подход и концепция непрерывного образования) обусловливают рассмотрение следующих проблем: профориентации к профессии работника культуры и профотбора в училища, колледжи и вузы культуры и искусств; преемственности обучения и воспитания, обеспечивающейся преемственностью и взаимосвязью всех звеньев воспитательного процесса в системе "школа — училище — вуз"; взаимосвязи школ, училищ, вузов культуры и искусств и конкретных учреждений культуры, художественных коллективов, для которых готовятся специалисты; организации системы повышения квалификации работников культуры; руководства самообразованием, самовоспитанием специалиста и создания условий для его творческого самосовершенствования на всех ступенях подготовки.

Проблема преемственности в подготовке специалиста нашла определенное отражение в научной литературе, сборниках статей, материалах научно-практических конференций. В большей степени она разработана применительно к педагогическому, музыкальному образованию и рассматривается в связи с содержанием обучения, составлением учебных планов, программ, формированием системы знаний, профессиональной подготовкой учителя (59, 211 и др.). Исследователи отмечают недостаточную разработанность методологических вопросов преемственности. В качестве основного принципа "технологии" преемственности, как системы связей в обучении, предлагаются три способа (концентрический, линейный, спиральный) расположения учебного материала (59).

Проблема преемственности в воспитании рассматривается в связи с вопросами формирования социального облика, нравственной культуры личности молодого специалиста (360, 376), способностей исполнителя (211), музыкально-эстетического воспитания школьников (310). Преемственность звеньев воспитательного процесса в системе "школа — училище — вуз" как методологический подход к улучшению качества подготовки специалистов предлагается в связи с подготовкой музыкантов (59), преемственность школы и вуза — в связи с профориентацион-ной работой (211), (392). Интересный опыт взаимосвязи и преемственности в системе "школа — педвуз — школа" накоплен в Полтавском пединституте им. В.Г.Короленко в плане профориентации и профотбора, формирования педагогического мастерства будуших учителей (269). В защищенной в 1996 г. кандидатской диссертации Е.А.Сергеева на основе интегрированной структуры учебных заведений (школа — колледж культуры — университет культуры) разработана модель непрерывного профессионального образования в сфере культуры (399).

Анализ литературы по проблеме преемственности в профессиональной подготовке специалистов свидетельствует о том, что основное внимание исследователей направлено на изучение и организацию преемственности в технологии обучения. При этом отмечается несогласованность целей, содержания, форм и методов обучения, основных звеньев учебно-воспитательного процесса. В меньшей степени рассмотрена проблема преемственности в формировании личности специалиста, системы ее отношений и духовно-личностных качеств. Вместе с тем, именно формирование личностных качеств специалиста, его духовно-творческого потенциала и общей культуры весьма актуально в формировании профессионального мастерства.

Применительно к сфере культуры проблема преемственности нашла отражение в связи с организацией системы повышения квалификации (330), педагогического руководства самообразованием (429), взаимосвязи учреждений культуры и общеобразовательных школ, школ искусств (310, 420), преемственности обучения в системе училище культуры — университет культуры (46) и др. В настоящее время в условиях развития многоуровневой системы подготовки, появления в России учебных заведений разных типов (профильные гимназии, лицеи художественной направленности, колледжи, училища культуры и искусств, вузы искусств и культуры, университет культуры), обеспечивающих большую свободу выбора пути профессионального обучения, решение проблемы формирования основ профессионального мастерства будущих специалистов культуры прямо связано с разработкой модели взаимосвязи учебных заведений разных ступеней в этом процессе.

В выполненной под нашим руководством и защищенной в 1991 г. кандидатской диссертации А.А.Майера (371) теоретически обоснована и разработана такая модель применительно к подготовке и формированию основ профессионального мастерства руководителей музыкальной самодеятельности. Рассматривая взаимосвязь звеньев системы "школа — училище — вуз", автор определяет их как двухсторонние (от предшествующего звена к последующему и от последующего к предыдущему), выявляет цель, содержание и специфику каждого звена.

Подход к формированию основ профессионального мастерства руководителей музыкальной самодеятельности в системе учебных заведений разных ступеней как к целостному процессу обусловил построение теоретической модели взаимосвязи учебных заведений культуры разных ступеней в соответствии с моделью формирования мастерства, т.е. включающей организационно-педагогическое, социально психологическое и психолого-педагогическое направления.

В указанной модели условиями взаимосвязи ступеней подготовки в организационно-педагогическом (технологическом) направлении являются взаимосвязи по субъекту, производящему учебно воспитательные воздействия (творческие, методические контакты, повышение квалификации преподавателей студий, школ искусств, училищ и вузов искусств и культуры); по субъекту, воспринимающему учебно-воспитательные воздействия (профессионально ориентированный контингент, когда учащиеся художественных школ, студий, участники коллективов становятся учащимися училищ, колледжей культуры и искусств, студентами вузов культуры, выпускники училищ, колледжей — студентами вузов); взаимосвязи в самом учебно-воспитательном процессе — преемственность целей, содержания, форм, методов профессиональной подготовки между всеми ее звеньями.

Для социально-психологического направления целостного процесса условиями взаимосвязи учебных заведений разных ступеней являются: специальная направленность учебно-воспитательного процесса на формирование системы отношений личности к профессии, себе как будущему специалисту, умений общения, взаимодействия с партнерами, коллегами и обеспечение преемственности этого формирования; демократизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса на всех ступенях подготовки.

Условиями организаций психолого-педагогического направления взаимосвязи учебных заведений являются: преемственность в формировании как профессиональных, так и духовно-личностных качеств; специальное формирование качеств, являющихся показателями профессионального мастерства: профессиональной направленности (ПН), профессионального творческого мышления (ПМ), профессионального самосознания (ПС).

Разработанная теоретическая модель взаимосвязи средних и высших учебных заведений культуры была апробирована в ходе эмпирического исследования. Оно включало анкетирование студентов и преподавателей средних и высших учебных заведений культуры и искусств, анализ отчетов училищ культуры, справок ГЭК, беседы с преподавателями, анализ учебных планов и программ. Эмпирическое исследование проводилось в 1988-1991 г.г. Анализировалась деятельность по подготовке руководителей музыкальной самодеятельности в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, в том числе в России — МГИК, Рязанского филиала МГИК, Куйбышевского ГИК, Московского областного училища культуры. Владимирского и Тульского училищ культуры.

Условия управления процессом формирования профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля

Эффективность деятельности сложной системы, какой является процесс формирования профессионального мастерства специалиста, требует управления этой системой. Осуществление такого управления возможно при выполнении ряда требований: указания цели управления, установления исходного состояния управляемого процесса, определения программы воздействий, обеспечения обратной связи и корректирующих воздействий (254).

Определение цели управления — это научно обоснованная ее разработка, учет социального заказа, реализующего потребности общества в специалистах культуры, мастерах. Содержание цели — формирование профессионалов—мастеров для сферы культуры — определяется как общими для специалистов высшей квалификации требованиями, вызванными общественно-политическими и социально-экономическими преобразованиями и обозначенными основными направлениями реформирования системы образования в Российской Федерации (гуманистическая направленность и гуманизация, децентрализация и регионализация, вариативность и дифференциация), так и специфическими — ролью культуры в осуществлении задач возрождения России, ее традиций, духовного обогащения общества, состоянием и прогнозом развития этой сферы, а также разработанными психолого-педагогическими основами профессионального мастерства специалиста культуры художественного профиля.

В соответствии с концепцией профессионального мастерства специалиста культуры его подготовка не ограничивается формированием необходимой суммы профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных и личностных качеств. Мастер — это уникальная творчески одаренная духовная личность обладающая возможностями духовно-творческое развитие личности

Цель управления (подготовка специалиста—мастера) задается в виде его модели. Нами разработана такая модель — динамическая модель специалиста культуры — мастера, отражающая динамику развития его профессионально важных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с этапами и уровнями становления мастерства (см. 2.3).

В соответствии с требованиями общей теории управления необходимо установить исходное состояние управляемого процесса, что предполагает диагностику общего и профессионального развития: наличия необходимых предварительных знаний, умений и навыков, психических свойств и профессионально важных качеств личности. Полученные данные должны использоваться при составлении общей программы управляющих воздействий и индивидуализации процесса формирования основ мастерства.

Научно обоснованный подход к управлению процессом формирования профессионального мастерства специалиста культуры требует теоретической концепции, определяющей закономерности этого процесса, что позволит с учетом цели управления (модель специалиста-мастера) разработать программу управляющих воздействий (модель учебно-воспитательного процесса) и программу регулирования (система обратной связи и коррекции). В качестве такой концепции, определяю щей сущность и структуру, критерии и показатели, закономерности формирования мастерства, выбрана, как указано выше, разработанная нами на основе единства целостного деятельностного личностного и индивидуально-творческого подходов концепция профессионального мастерства специалиста культуры художественного просЬиля сущность которой в формировании свободной, саморазвивающейся, самоактуализирующейся, неповторимой творческой личности специалиста— мастера.

Акцент на формирование свободной творческой личности специалиста культуры обусловлен следующими обстоятельствами. В любой конкретной деятельности, в том числе в творческой по своей сути деятельности специалиста культуры, не существует жестких комплексов знаний, которые в готовом виде могли бы быть использованы для решения практических задач. Кроме того, преобразования, происходящие в социально-экономической сфере, новые национальные, региональные и др. условия требуют постоянного изменения деятельности специалиста. Ярким подтверждением этому является ситуации в сфере культуры: перерастание культурно-просветительной работы, утратившей свое значение как части идеологической деятельности государства по коммунистическому воспитанию трудящихся, в социально-культурную деятельность; выдвижение на первый план в культурно-досуговой деятельности рекреационно-развлекательной и культурно-творческой функции взамен идейно-воспитательной; возрастание в условиях рыночных отношений роли маркетинга и менеджмента в деятельности учреждений культуры и др. В ситуациях возникновения новых направлений деятельности и прекращения отживших, потерявших свою актуальность в современных социально-культурных и экономических условиях, только свободная творческая личность, обладающая предприимчивостью, активностью, готовностью рисковать, уверенная в своих силах способна к определению своего места в культуре, освоению и созданию культуоных ценностей нахождению материальных возможностей для воплощения своих творческих идей саморазвитию и самореа-лизя.ттии

Подготовка специалиста—мастера как система ориентирована на осуществление единства его общего и профессионального развития путем интеграции всех учебно-воспитательных воздействий, всех ступеней образования, всех учебных дисциплин. Практической реализацией системного целостного подхода к формированию профессионального мастерства специалиста культуры должно стать создание единой системы образования путем осуществления преемственности и взаимосвязи довузовского, вузовского и послевузовского этапов профессиональной подготовки, ее направленности на последовательное общее и профессиональное развитие личности, приобщение ее к высщим достижениям отечественной и мировой науки и культуры, целенаправленное формирование системы профессиональных знаний, умений и навыков и определяющих мастерство профессионально важных качеств, среди которых наряду с профессиональной направленностью, профессиональным мыщлением, профессиональным самосознанием духовность, креативность, общие и специальные творческие способности, а также необходимые в современных условиях предприимчивость, умения делового общения и взаимодействия, в том числе устанавливать контакты с людьми и организациями, предлагать свои услуги, учитывать реальный спрос, своеобразие художественного маркетинга и др.

Деятельностный подход к подготовке специалиста—мастера означает включение в ее содержание основных видов профессиональной деятельности будущего работника культуры. При этом следует учитывать богатые возможности вузов культуры, заложенные в самой творческой деятельности, позволяющие интегрировать образование с мировым культурным наследием. Это организация творческих лабораторий мастерских художественных коллективов способствующих выявлению и реализации творческого потенциала личности будущего специалиста Индивидуально-творческий подход к формированию профессионального мастерства обусловливает индивидуализацию подготовки будущего специалиста культуры и творческую направленность этого процесса.

Интеграция системного и деятельностного подходов с индивидуально-творческим означает индивидуализацию обучения на всех этапах подготовки, использование альтернативных программ, индивидуальных планов, активных методов обучения в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Осуществление системы управляющих воздействий, системы обратной связи и коррекции потребовало выявления взаимосвязи, корреляции профессионально важных качеств с успешностью продвижения студентов в овладении учебно-профессиональной деятельностью, основами мастерства; особенностей динамики развития профессионально важных качеств; определения факторов, влияющих на формирование мастерства; подтверждения определяющего значения профессиональной направленности, профессионального мышления и профессионального самосознания в его формировании.

Мы проанализировали профессионально важные качества и успешность продвижения в овладении профессиональной деятельностью студентов I, II, III и IV курсов музыкальных специализаций МГУК. Особенностью нашего анализа было то, что оценки указанных качеств (по результатам диагностических заданий, тестов, письменных работ студентов и наших наблюдений) мы соотносили с соответствующими оценками независимых экспертов, в качестве которых были привлечены преподаватели специальных дисциплин. Независимые эксперты оценивали и продвижение студентов в овладении профессиональной деятельностью.

Похожие диссертации на Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля