Содержание к диссертации
Введение
Глава I Социально-политические функции научного мировоззрения и теоретические основы его формирования 16-18
1 Общественное и индивидуальное мировоззрения и диалектика их соотношений 16-32
2 Педагогические аспекты марксистско-ленинской теории формирования научного мировоззрения 32-47
3 Борьба за претворение в педагогической теории и школьной практике идей формирования научного мировоззрения учащихся 47-68
Глава II Развитие в педагогической науке ЧССР теории формирования научного мировоззрения учащихся 69-131
1 Анализ причин и форм влияния антимарксистских идей на разработку проблемы формирования научного мировоззрения молодежи в педагогической теории ЧССР (в 60-е годы) 72-95
2 Уровень социолого-педагогических исследований сформированности научного мировоззрения учащихся старших классов общеобразовательной школы ЧССР 95-131
Глава III Современные аспекты педагогической теории и практики формирования мировоззрения в чехословацкой школе 132-180
1 Основные направления совершенствования практики формирования научного мировоззрения чехословацких учащихся 132-167
2 Перспективы исследований проблемы формирования основ научного мировоззрения в чехословацкой педагогике 167-180
Заключение. 181 - 190
Библиография I.-23.
- Общественное и индивидуальное мировоззрения и диалектика их соотношений
- Борьба за претворение в педагогической теории и школьной практике идей формирования научного мировоззрения учащихся
- Анализ причин и форм влияния антимарксистских идей на разработку проблемы формирования научного мировоззрения молодежи в педагогической теории ЧССР (в 60-е годы)
- Основные направления совершенствования практики формирования научного мировоззрения чехословацких учащихся
Введение к работе
Процесс развития личности, ее сознания, мировоззрения раскрыт классиками марксизма-ленинизма с позиций материалистической диалектики, законы которой дозволяют изучать взаимосвязь материальной и духовной сторон в развитии общества и личности.
Творческое развитие в программных документах КПСС, в Моральном кодексе строителя коммунизма марксистско-ленинских идей о воспитании личности, формировании ее коммунистического мировоззрения и морали ориентирует педагогов социалистических стран на углубление научного идейно-политического и нравственного содержания мировоззрения, духовных потребностей и устремлений молодежи»
В материалах ХХУ съезда КПСС и ХУ съезда КІН вопросам формирования коммунистического мировоззрения трудящихся, молодого поколения в условиях развитого социалистического общества уделено особое внимание,
"Зрелый социализм создает все более благоприятные условия для упрочнения и развития всех неоспоримых преимуществ и всемирно-исторических завоеваний нашего образа жизни. Его непревзойденные ценности, его устои и принципы находят на современном этапе все более полную реализацию. Это представляет собой объективный всеобъемлющий процесс раскрытия во всей полноте творческой мощи, силы и гуманизма коммунистической формации. Социалистический образ жизни отражает и выражает не только глубокие изменения в характере труда и материальных условиях жизни ладей, но и уровень их сознательности, их разно-стороннего духовного роста и идейно-нравственной зрелости" .
І) ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи, "Комсомольская правда", № 127, II июня 1976 г., стр.2.
- 2 Социалистический образ жизни проявляется и в руководстве научным подходом к решению социальных задач.
Одной из них выступает формирование научного мировоззрения молодежи в социалистическом обществе.
Предметом данного исследования является изучение проблемы формирования научного мировоззрения учащихся в чехословацкой педагогике
Как категория марксистской педагогики научное мировоззрение включает в себя широкий круг социальных явлений, отражает взаимосвязи между ними и входит в систему других категорий общественных наук в .-.качестве одной из основ последовательного, диалектико-мате-риалистического подхода к объяснению и обоснованию теории построения социализма и коммунизма.
Еще в 1914 г. была дана характеристика мировоззрения (миросозерцания) как общественно-исторического классового явления в общественном сознании, где оно рассматривалось как "последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теории классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетарка Т) та, творца нового, коммунистического общества" .
Б этом многогранном осознании пролетарским теоретиком сущности и функций мировоззрения нашло комплексное выражение сложное диалектическое взаимодействие ряда факторов: социальных условий жизни общества, общественных отношений, материальных и духовных ценностей, возросших потребностей и возможностей человека и, главным образом, новой прогрессивной исторической силы - коммунистической партии, стоящей во главе революционного движения.
Как категориальный ориентир в политической и социальной программе преобразования общественных условий, мировоззрение содержит компоненты морально-этического отношения к действи-I) В.И.Ленин. П.С.С., т.26, стр.48.
- з тельности. Следовательно, на практике оно выступает как система норм и принципов целенаправленного процесса формирования и общественного сознания в целом, и научного сознания определенных групп общества (молодежи в том числе).
Б конечном счете целью этой деятельности выступает формирование личности определенного социального типа, обладающей научным мировоззрением.
В ходе исторического процесса ленинская" мысль о сущности мировоззрения получила дальнейшее развитие в трудах советских ученых. Философы, педагоги, психологи (№.Н.Алексеев, П.Н.Федосеев, М.Н.Гапоч-ка, К.К.Платонов, А.Г.Спиркин, А.Г.Ковалев, В.ФЛерноволенко, З.И. Моноозон, Н.А.Менчинская и др.) пришли к единой точке зрения на то, что мировоззрение представляет собой особую форму сознания, в которой обобщенные взгляды, убеждения, идеалы интегрированы в целостную систему и выражают осознанные отношения личности к социальной и природной среде, сущности человеческого мышления, деятельности. Будучи усвоенным личностью, мировоззрение определяет ее социальную направленность, общественное поведение человека.
По мере решения неотложных социальных и экономических задач возрастало внимание общества к своей важнейшей воспитательной проблеме - формированию человека. В процессе выполнения системой воспитания (школой, семьей, общественностью) социального заказа общества проверялась теория формирования научного мировоззрения, обогащаясь все новыми и новыми достижениями.
Основываясь на ленинском глубоком теоретическом содержании, адекватном реальным процессам, в настоящее время теоретики воспитания дают в свете задач современной педагогики мировоззрению личности как научной категории следующее определение: "Мировоззрение представляет собой систему обобщенных взглядов на действительность, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, к людям, к себе, своим
- 4 обязанностям в обществе Научное мировоззрение, являясь высшим синтезом знаний, опыта и эмоциональных оценок,, в которых отражены особвщости общественного бытия человека, его место в иоторическо-конкретной системе общественных отношений, определяет общую направленность личности» ее деятельности и поведения" •
Завоевания марксистской теории воспитания реализуются в социалистических странах с учетом общих закономерностей развития коммунистической формации и конкретных особенностей построения социализма в этих странах Что касается Чехословакии, то формирование научного мировоззрения в этой стране стало возможным в процессе революционного перехода чехословацкого общества от буржуазного к социалистическому пути развития Своеобразие и закономерности этого исторического процесса проявились в трудностях, сложности и успехах чехословацкой педагогики Научный интерес к вопросам становления мировоззрения молодежи как одной из ключевых задач развития социализма в Чехословакии представляет собой часть широкой исследовательской проблемы - формирование социалистического типа личности Сущность прогресса личности при социализме, ее развитие в связи с изменением общественных отношений, зависимость социальных процессов от уровня и направления личностной активности, - все это рассматривается теорией формирования научного мировоззрения Помимо констатации и описания определенных связей между воспитательными явлениями и требованиями общества к ним она включает в себя иірограмду целенаправленной деятельности по выполнению за I) Э.И.Моносзон "Состояние и задачи исследования процесса фодаи Г
вания мировоззрения школьников , ж."Советская педагогика", 4, 1976 г., стр.9.
- 5 ваза общества» приобщили детей я молодежи к общественной деятельности (труд, познание, общение)» обеспечивающей становление у них определенных социальных качеств Кроме того, теория формирования мировоззрения изучает процессы, происходящие в индивидуальном сознании в связи с усвоением им ценностей сознания общественного (становление взглядов, убеждений).
Широкое освещение в этой концепции получает разработка вопросов связи общефилософской теории как части мировоззрения о естественно-научной картиной мира. В плане практического формирования научного мировоззрения данный аспект преломляется в связь естественно-научного цикла школьного образования с общим процессом формирования научного мировоззрения учащихся и с их конкретными знаниями наук, ибо, как подчеркивал Ф.Энгельс, "... мировоззрение ... должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некой особой науке, а в реальных науках" .
Формирование научного мировоззрения молодежи выступает одной из социальных деятельностей в обществе, которая конструктивно помогает ему избавиться от пережитков прошлого, избежать их воспроизводства в подрастающих поколениях.
Так, атеистическое воспитание, являясь одной из важнейших составляющих формирования научного мировоззрения молодежи, ведет к распространению атеистического отношения к действительности в масштабах всего общества. Характеризуя закономерности этого процесса, К.Маркс писал: "Религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принад-лежит воспитанию .
1) К.Маркс,и Ф.Энгельс. Соч., т.20, стр.142.
2) К.марке и Ф.Энгельс об атеизме, религии и церкви, "мысль 1, 1971 г., стр.470.
- 6 Анализируя пути и средства данного явления» Н К Крупская указывала, что: "Антирелигиозная пропаганда не должна никоим образом носить упрощенчествоv вульгаризаторский характер, а должна v быть органически связана с закладыванием освоїв материалистического мировоззрения, с закладыванием основ коммунистической морали Естественные науки - одна из ценнейших форм антирелигиозной пропаганды, и нельзя позволять выхолащивать из учебников и программ этой антирелигиозной сущности во всех классах школ История является одним из важнейших опорных пунктов антирелигиозной пропаганды, она может с особой наглядностью показать роль религии как орудия порабощения масо, выявить ее классовый характер" .
Поскольку теория формирования коммунистического мировоззрения молодежи обосновывает важные воспитательные процесом, является методологической по отношению к частным проблемам педагогики» обращение к ее научному анализу» к обобщению достигнутых результатов на каждом этапе становления марксистской науки всегда носит актуальный характер Формирование научного мировоззрения относится к числу кардинальных проблем педагогики, с той или иной степенью неотложности она воегда была актуальной для социалистического общества.
В последнее время» в связи с интенсификацией общественных процессов, с потребностью интеграции усилий отдельных коллективов и всего педагогического фронта еще более возросла значимость и необходимость исследований по мировоззренческим вопросам В центре этой комплексной проблематики стоит марксистское положение; "... Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество"2 \
Г) Н К Крупская. "Вопросы атеистического воспитания", еб етатей и выетэ ленйй, изд.2, М , "Просвещение1 » 1964» етр.112-116.
2) К.Маркс и Ф.Энгельс Из ранних произведении Политиздат; MV, 1956 г , отр 589.
- 7 Взаимодействие личности и общества рассматривается (наряду с другими науками) и социалистической педагогикой, социальная функция которой заключается в том, что она овязнвает свои воспитательные задачи со строительством социалистического общества Педагогика исходит из марксистской концепции: "Весь опыт новейшей истории и в особенности более чем полувековая революционная борьба пролетариата всех стран мира со времени появления "Коммунистического Манифеста" доказали бесспорно, что только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки 8ренш и культура революционного пролетариата-".
В стремлении теоретиков и практиков педагогики сформировать именно марксистское научное мировоззрение и проявляется партийность и классовость социалистической педагогики, ее принципиальное отличие от всех других немарксистских систем воспитания и образования.
Это стремление реализуется как воспитание коммунистически сознательных» высокообразованных людей, способных к умственному и физическому труду, к активной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни, науки и культуры.
В этой связи система народного образования строится таким образом» чтобы обучение и воспитание подрастающего поколения бнли теоно связаны с жизнью, с производительным трудом как факторами формирования научного мировоззрения молодежи Только всесторонне образованные, идейно, морально, физически и эстетически развитые люди, овладевшие достижениями науки и техники, готовые к квалифицированному труду в условиях научно-технической революции, могут принимать активное участие в строительстве социализма I) В И.Ленин П.С.С., т.41, стр 336-337.
- 8 Научное мировоззрение составляет неотъемлемую черту современного человека и без его освоения ш не может стать ни политически сознательным, ни морально и идейно стойким ни духовно свободным.
Усвоение научного мировоззрения выступает условием адекватного отражения действительности (научная вооруженность человека), показателем принадлежности личности к определенной социальной группе (гражданин социалистического общества) и к определенной исторической деятельности (строительство нового общества) Таковы основные социальные функции мировоззрения элементом процесса
Научное мировоззрение является важншУфодоирования всесторонне развитой личности Идея всестороннего развития личности осуществляется всей системой общественных отношений в стране Но это означает, что формирование всесторонне развитой личности - не только социологическая, но и педагогическая проб лава Элементы управления педагогическим процессом, необходимость объективного научного анализа этапов становления личности, воспроизводство школой как социальным институтом особенностей и закономерностей социальной среды в целом, - все это характеризует педагогические аспекты сложной социальной проблемы - формирование личности В плане научного анализа тема предлагаемого исследования мы считаем необходимым обратить внимание на следующее;
I Классовый подход как необходимый элемент исследования социального явления в данной теме имманентно присутствует в раскрытии социально-политических функций научного мировоззрения Он осуществляется в рассмотрении единства теории и практики формирования научного мировоззрения Его основные принципы соблюдаются в характере описания влияния социальных факторов, событий, явлений, отдельных фактов на восприятие учащимися содержательной стороны
- 9 -научного мировоззрения в процессе преподавания школьных дисциплин. Акцентирование возможностей школьного образования и воспитания в формировании и развитии диалектического мышления учащихся, их общественной практики, вопросов интенсификации воспитательных функций школы проводилось с точки зрения единого подхода к образованию и воспитанию как к социальной деятельности по формированию научного мировоззрения молодежи.
2. Данная работа основывается на теоретической марксистско-ленинской концепции формирования коммунистического мировоззрения при соблюдении классового, партийного подхода к проблемам воспитания и развития личности в целом, учитывая, что условия жизни в обществе и процесс воспитания определяют социальное содержание мировоззрения.
В диссертации предпринята попытка сравнения результатов со-циолого-педагогического материала, измеряющего процессы в массовом молодежном сознании с конкретными задачами формирования определенного научного идеологического уровня этого сознания.
И, во-вторых, мы стремились к выработке исследовательских методик по данной проблематике. Их анализ основывается на широком обобщении теории и практики исследований теоретических проблем педагогики, осуществлении определенного отбора. Анализ и оценка предшествующих исследовательских попыток осуществлены с позиций ретроспективного показа уровней подхода педагогики к проблеме формирования научного мировоззрения.
Таким образом, мы пытались дать исторгло-содержательный анализ и синтез отношения социалистической педагогики к проблеме становления научного мировоззрения на определенном этапе развития школы ЧССР.
Следовательно, каждый новый этап общественной жизни предъявляет свое требование к данной проблеме. По мере расширения научных горизонтов общества, обогащается и научный базис мировоззрения. Но в методическом плане формирование научного мировоззрения как организация усвоения подрастающим поколением определенного минимума общественных ценностей (научных, политических, экономических, эстетических, нравственных и т.д.) -задача достижимая. Ее решение, как показывает передовой советский
- II опыт, обеспечивается соблюдением в повсеместной педагогической практике принципов коммунистического воспитания.
В плане теоретического анализа данное исследование, цель которого проанализировать состояние проблемы формирования научного мировоззрения молодежи в чехословацкой педагогике, опирается на достижения социалистической педагогики и других смежных наук о человеке.
В данном исследовании обращается внимание на взаимосвязь научного и методического планов постановки проблемы формирования научного мировоззрения.
С этой точки зрения структура предложенного исследования организована следующим образом.
На протяжении трех глав раскрываются различные уровни проблемы формирования основ научного мировоззрения учащихся средней школы в педагогической теории в ЧССР: методологический, организационный и теоретический.
Мы отдаем себе отчет в том, что тема данного исследования может быть удовлетворительно раскрыта с учетом ее научного, со-циолого-педагогического, психолого-педагогического аспектов.
Однако, идеологический потенциал объекта научного внимания в этой проблеме придает особый характер постановке задач исследования.
Таковыми мы считаем:
1. Теоретический анализ социально-политических функций научного мировоззрения в социалистическом обществе.
2. Характеристика задач и целей формирования научного мировоззрения, выдвигаемых Коммунистической партией Чехословакии перед школой.
3. Определение общих и особенных путей формирования научного мировоззрения в чехословацкой школе как социалистическом институте образования и воспитания.
- 12 4. Установление научного характера и практической эффективности исследовательского аспекта проблемы формирования нитяного мировоззрения в чехословацкой педагогической науке.
5. Исторический анализ становления теории формирования научного мировоззрения молодежи в борьбе с буржуазными ревизионистскими влияниями на образование и воспитание в чехословацкой школе.
6. Определение связей между современным уровнем постановки и решения проблемы формирования научного мировоззрения молодежи и ее дальнейшими перспективами В плане теоретического анализа данное исследование, цель которого проанализировать состояние проблемы формирования научного мировоззрения молодежи в чехословацкой педагогике, опирается на достижения советской науки.
Мы считаем достаточно полным и новым (последним) анализ проблемы формирования научного мировоззрения, сконцентрированный в советском теоретическом органе "Советская педагогика 4, 1976 г. Авторы этого выпуска характеризуют современное состояние и задачи исследования процесса формирования научного мировоззрения молодежи (Э.И.Моносзон)» раскрывают методологические проблемы формирования коммунистического мировоззрения во внеурочной деятельности (Г.Н.Филонов. P.M.Рогова, И.И.Берникова, Т.В.Фролова) . Проблемы исследования феномена мировоззрения другими науками, в частности, психологии в свете ее последних достижений, освещаются в публикации Н.А.Менчинской и Т.К.Мухиной. Интересно выступает автор Я.А.Вшгьчко, работа которой касается деятельностного аспекта в формировании мировоззрения.
Многогранность аспектов изучения проблемы мировоззрения свидетельствует о глубине научного подхода к зтой проблеме в ОССР,
- ІЗ о широте отражения в педагогической теории реального процесса становления научного мировоззрения Советские ученые (методологи, теоретики), методисты, учителя-практики вносят комплексный вклад в выполнение поставленной КПСС задачи формирования коммунистического мировоззрения. В обширной литературе отражающей этот процесс, о нашей точки зрения заслуживают особого внимания труды: Л.М.Архангельского, Л.И.Бо-жович, Л«П.$уевой, А.Г.Здравомыслова, ПЖКопиина» А.Н.Леонтьева, Э.ИАносзона, Г.Л Смннова. А.Г.Спиркина, П.Н.Федосеева; В.ФЛер-новоленко и др.
Исследуя процессы формирования гармоничной всесторонне развитой личности, обращаясь к проблемам индивидуального и общественного мировоззрения, авторы в стиле лучших традиций советской общественной науки (трудов Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, В.А.Оухошинекого) оценивают достигнутые успехи, констатируют наличествующие трудности и прогнозируют дальнейшее развитие знаний об обществе и личности.
В чехословацкой педагогике в настоящее время продолжается изучение опыта достижений в области коммунистического воспитания. С учетом закономерностей развития социалистического содружества и особенностей (исторических, национальных, культурных и др.) жизнедеятельности общества рассматриваются предпосылки, движущие силы процесса формирования научного мировоззрения молодежи.
Особенным вниманием исследователей пользуются вопросы ближайшего и долгосрочного планирования практической работы и научных исследований проблем формирования научного мировоззрения;
В области решения вопроса формирования научного мировоззрения заняты многие чехословацкие ученые Существуют фундаментальные и прикладные исследования по данной проблематике - 14 5 данном исследовании мы цитируем работы Ф.Френдловского, Р.Правдика, Б.Куяла и др как ведущих методологов по вопросам воспитания. Некоторые вопросы этой проблемы» освещенные в ГЛ.Ш § 2, рассматриваются чехословацкой педагогикой как перспективные. Факт включения их в проблематику формирования научного мировоззрения свидетельствует о достаточно высоком уровне развития чехословацкой общественной жизни, о переводе некоторых теоретических проблем формирования научного мировоззрения в план организационный.
многие проблемы нуждаются не только в теоретическом осмыслении, но и в экспериментальной проверке Но недостаточная разработанность теории и практики педагогического эксперимента в чехословацкой педагогике затрудняет в некоторых случаях постановку широкого и репрезентативного опытного исследования. Тем не менее; опоре чехословацкой педагогики на достижения советской педагогики ; имеющей богатую экспериментальную традицию, на психологию и социологию с их конкретными исследовательскими методиками, главное - использование чехословацкой педагогикой фундаментального марксистско-ленинского философского наследия в качестве методологической базы-позволяют чехословацкой педагогике ставить и решать широкие образовательные и воспитательные задачи В данном введении мы специально не оговариваем элементы сходства и различия между процессом формирования научного мировоззрения в советской и чехословацкой школах Этот вопрос освещается в контексте данного исследования Мы также специально не останавливаемся на структуре и содержании процесса формирования научного мировоззрения, поскольку в проблеме нас интересует главным образом влияние разных факторов на это социальное явление с целью
- 15 педагогического управления ими, что опять же подробно освещается в предлагаемом исследовании Считаем возможным организовать его в следующем содержательном плане:
Раскрыв социально-политические функции мировоззрения, значение коммунистического воспитания молодежи (глава I), мы, основываясь на общем, особенном и единичном в социальных процессах социалистических стран, переходим к особенностям развития педагогической теории в ЧССР по вопросам формирования научного мировоззрения учащихся (глава Л). Поскольку формирование социалистического сознания общества и личности - это процесс исторический, в работе соблюдался определенный научный подход к его раскрытию Поэтому, исследуя генезис формирования научного мировоззрения в Чехословакии, мы рассматриваем его как социально-педагогическое явление, имеющие закономерности своего фуякцианігрования и находящиеся в настоящее время в определенной стадии развития. Современные аспекты педагогической теории формирования мировоззрения в чехословацкой школе (глава Ш) излагаются с точки зрения развития данной проблемы в дальнейшем.
Общественное и индивидуальное мировоззрения и диалектика их соотношений
Специфика социального бытия современного человека отличает-ся богатством, ростом его связей с окружающим миром Возникает необходимость адекватного - целостного - отражения действительности в сознании личности для социально приемлемой ориентации в мире, для формирования поведения и деятельности в соответствии с общественно ценными нормами.
Мировоззрение является одним из главных факторов, обеспечивающих деятельность человека, участвующих в развитии его мышления и поведения "Мировоззрение ... охватывает очень широкую теорети-ческую область ..:. довольно много областей знаний" .
Возросшие взаимные контакты личности и общества питают социальную потребность личности в творчестве как механизме специфического взаимодействия с действительностью, в целостном восприятии действительности личностью с целью участия в ее преобразовании на научных, т.е. прогрессивных началах.
Эти социальные потребности современной личности насыщаются усвоением общественного научного мировоззрения В сфере общественного сознания мировоззрение проявляется характерным способом, представляя ообой специфическую форыу познания. По сравнению с отдельными и специальными взглядами на явления в мире оно представляет всегда определенный синтез познаний и жизненного опыта общества и выражает стремление к обобщенному отражению явлений в их сущности, к единству знаний человека и его практики, к пониманию взаимосвязи природных и общественных процессов и собственного места в них. Мировоззрение включает философские, экономические, социально-политические, этические, эстетические, естественно-научные и др. взгляды, отражащие отдельные стороны действительности и в общественном, и в индивидуальном мировоззрении, синтезирующиеся в общую картину мира, которой общество и человек руководствуются для его преобразования.
Мировоззрение проявляется в виде обобщенного жизненного отношения людей к объективному миру во всех элементах психики и деятельности и существует как комплекс общих знаний мире, взглядов на свое положение в нем.
Следовательно, оно отражает диалектико-материалистическое понимание проблем развития человека, общества и природы. Методологической основой этого научного мировоззрения выступает марксистско-ленинское учение, которое "возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма" .
Цель этого учения - построение коммунизма как общества, в котором "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех"2 .
Этот высокий социальный ориентир в концентрированной форме обобщается в теории коммунистического мировоззрения. "Коммунистическое мировоззрение - это основа правильной ориентации во все более усложняющихся процессах исторического развития. Оно дает возможность глубоко понимать ход и перспективы мирового развития, правильно разбираться в событиях внутри страны и на международной арене, сознательно строить жизнь по-коммунистически 1 .
На первый взгляд эта социальная функция мировоззрения совпадает с функцией философии: задачей философии тоже является обобщать разрозненные знания в единую систему, которая может объяснить положение человека в обществе ж природе.
Но философия есть рациональное отношение общества к действительности, есть специфическая деятельность по производству знания об этом отношении, т.е. это - наука.
Мировоззрение обязательно включает в себя кроме рационального и чувственное отношение к действительности. Мировоззрение как категория, отражающая богатство связей человека с действитель-ностью, . шире, чем философия" Философия, изучая наиболее общие законы развития материального мира, человечеокого общества и мышления, формирует способ подхода к многообразным явлениям природы и общественной жизни, дает оценку этим явлениям, помогает обществу ж человеку понять свое место в окружающем мире и вместе с политической экономией, и гуманитарными научным коммунизмом, естественнымигнауками способствует выработке научного.
Борьба за претворение в педагогической теории и школьной практике идей формирования научного мировоззрения учащихся
Коммунистическая партия Чехословакии, исходя из общих принципов классовой борьбы пролетариата, с момента своего образования в 1921 г. вела последовательную борьбу за осуществление марксистско-ленинских принципов воспитания и образования молодежи.
В условиях капиталистической Чехословакии это была борьба за ликвидацию эксплуатации детского труда, за обязательное образование детей пролетарских масс, за осуществление элементов коммунистического воспитания в пролетарских детских организациях и затем - за единую демократическую школьную систему.
Эта борьба вытекала из сущности рабочего революционного движения, в политической жизни она велась на базе широкой пропаганды научного мировоззрения за победу прогрессивной идеологии, за нового человека, за его освобождение Еще до образования Коммунистической партии Чехословакии представители левого крыла социал-демократической партии, которое стало потом ядром КПЧ, стремилиеь к преобразованию школы на марксистских началах.
Одним из результатов этой борьбы явилось создание в 1919 г. "свободной школы труда в Кладно", где впервые в средней Европе обучение велось на основе этих принципов, В опубликованном в 1920 г. Статуте этой школы говорилось: "Задачей школы будет воспитание молодежи в духе сознательных членов чехословацкого общества. Это будет экспериментальная школа. Она будет изыскивать и создавать модель такой школы, которая отвечала бы социалистическим идеалам. Ее роль будет состоять в воспитании детей так, чтобы они стали свободно и самостоятельно думающими людьми, любящими и отстаивающими правду и справедливость. Для этого надо заменить религию отношением к миру, основанном на рациональном естественно-научном методе, и граящанской моралью. Работу среди взрослых необходимо вести с целью ликвидации эксплуатации трудящихся церковью и капитализмом, беря пример с социалистических организаций. Для того, чтобы рабочий класс мог взять судьбу человечества в свои руки и создать социалистическое общество, наша школа тоже будет стремиться к тому, чтобы закрепить эти идеалы в умах своих воспитанников" .
Это была свободная, трудовая школа, тесно связанная с производительным трудом рабочего класса, с политической жизнью общества. Она стала своеобразным революционнда опытом. Этой школой интересовалась и Н.К.Крупская, а также и некоторые другие советские педагоги. Так, в IS2I г. школу в Нладно посетил проф. В.Н.Шульгин. Однако, в 1933 г. школа перестала существовать, так как в стране возобладали реакционные тенденции.
Б двадцатые годы было также создано социалистическое содруже ство учителей - позднее - Учительская уния. Зденек Неедлы , начиная с тридцатых годов, стал издавать учительскую газету, и его слова, сказанные в 1934 г., отражали стремления коммунистов: "Перед нами следующая цель - новый мир, новая жизнь, которая приближается и которую никто не остановит, даже самая большая реакция. Необходимо идти в массы и поднимать лщей на борьбу. Речь идет о больших делах о делах, которые происходят раз в столетия. Ш об этом знаем. И на основе этого хотим и действовать!" В условиях буржуазной республики, естественно, не было возможности достичь целей, выдвигаемых коммунистической партией в области образования Школа практически оставалась организованной на базе австро-венгерского школьного закона 1869 г.1 ; в ней не была решена проблема народного образования, углублялось противоречие в возможностях для поступления в высшие школы, куда имели доступ прежде всего дети из состоятельных семей. Культурные и образовательные программы у господствующих политических партий были предметом только политической спекуляции и никогда не были осуществлены.
Одной из основ, имеющих решающее значение для создания государственной демократической социалистической школьной системы во всей Чехословакии, явилось постановление Словацкого национального совета от 6 сентября 1944 г., в котором провозглашалось: Школы всех категорий и ступеней, начиная с детских садов и детских уголков, вплоть до высших учебных заведений в Словакии, со дня вступления в действие настоящего постановления национализируются. .
Этот документ послужил основой для программы правительства Национального фронта от I апреля 1945 г., в которой говорилось: "5у-дет осуществлена последовательная демократизация не только в том смысле, чтобы дать возможность широким слоям трудящихся доступ в школы и к другим источникам образования и культуры, но и в идейном направлении; демократизация самой системы воспитания и характера культуры, чтобы они служили не узкому слою населения, а всему на-роду" .
В период 1945-1948 гг., однако, не удалось решить все вопросы, необходимые для создания единого основного всеобщего образования.
Школьная система, которую народно-демократическая Чехословакия унаследовала от капиталистического строя, имела типичные признаки буржуазной, социально несправедливой школы, хотя и содержала в себе некоторые положительные черты, основывающиеся на педагогических традициях Я.А.Коменского, и сохранившиеся благодаря усилию многих прогрессивных педагогов» По своей классовой направленности, содержанию и отруктуре чехословацкая школа в целом служила классовым интересам буржуазии, оставаясь в формировании основ научного мировоззрения на идеалистических консервативных позициях, т.е. являясь его принципиальным противником»
Лишь после победы рабочего класса во главе с коммунистической партией в феврале 1948 г. Национальное собрание 21 апреля 1948 г. приняло закон "Об основном урегулировании единой школы". В соответствии с этим законом произошло полное и окончательное объединение основного общего образования, была создана единая девятилетняя общеобразовательная школа, обязательная для всей молодежи в возрасте с 6 до 15 лет.
Анализ причин и форм влияния антимарксистских идей на разработку проблемы формирования научного мировоззрения молодежи в педагогической теории ЧССР (в 60-е годы)
Победоносный февраль 1948 г. явился началом этапа систематического и целенаправленного преобразования чехословацкой педагогики под руководством КПЧ, чехословацкая школа встала на путь социалистического воспитания и достигла относительно больших успехов.
В первую очередь была осуществлена глубокая демократизация народного образования.
Чехословацкая школа, опираясь на идеи Коменского и прогрессивные традиции учителей-патриотов, черпала силы в революционных идеалах и опыте педагогики и школы СССР, Советская педагогическая наука способствовала ориентации старшего и среднего поколения педагогов на марксистскую педагогику, она в значительной мере повлияла на воспитание подрастающего поколения, особенно в теории и практике формирования у молодежи основ научного мировоззрения,
В сороковых, пятидесятых и начале шестидесятых годов в Чехословакии была разработана концепция социалистической школы, развивалась общая педагогика и дидактика, специальная дидактика, создавались основы теории дошкольного воспитания, внешкольного воспитания, формирования научного мировоззрения, воспитания в духе коммунистической нравственности, трудового, эстетического и физического воспитания, началась разработка педагогики взрослых, семейного воспитания, вопросов управления школой и т.д. Чехословацкая педагогическая историография концентрировала свое внимание на разработке учебника для высших учебных заведений по истории школы и педагогики. Было предпринято систематическое изучение педагогического наследия Я.А.Коменского, начало издаваться полное собрание его трудов.
Большинство опубликованных монографий, учебников для вузов, работ, статей представляло определенный вклад в развитие марксистской педагогической мысли.
Однако, развитие чехословацкой школы не было избавлено от отрицательного влияния прошлого, особенно - различных либеральных тенденций, которые стремились заменить пролетарские принципиальные решения половинчатыми компромиссами и возвратить социалистическую школу к старой практике. В сущности, на протяжении этого времени велась теоретическая и практическая борьба между двумя концепциями школьной политики С одной стороны, это была концепция социалистической единой трудовой политехнической школы, использующей, кроме собственных традиций, лучший опыт социалистических школьных систем, особенно советской. С другой - действовали оппортунистические стремления постепенно возобновить старую школьную систему чехословацкой буржуазной республики.
Эти стремления проецировались на определенное умонастроение в чехословацком общественном мнении, имеющем специфические исторические корни. Положение Чехии в Австро-Венгерской монархии было чрезвычайно сложным. Это область самого концентрированного и передового промышленного развития империи, следовательно - цитадель пролетарской борьбы, колыбель будущего прогрессивного развития культуры и гражданственности всего народа. Чешская буржуазия, имея мощное экономическое положение, в политическом отношении не обладала соответствующим влиянием, но стремилась к политической гегемонии. Средством для этого, в числе остальных, служила и ориентация чешской буржуазии на мировую педагогику в целях протеста против ортодоксальной австрийской монархической доктрины.
В тех исторических условиях ориентация на западные педагогические достижения была прогрессивной. В чешском обществе сложилось уважительное отношение к этим проявлениям национальной самобытности и исторической самостоятельности развития. И в самой педагогической мысли Чехословакии форьщровалось течение, базирующееся на различных направлениях буржуазной педагогики (например, так называемый педагогический реформизм и позитивизм), которое впоследствии получило название масарикизма. В нем в определенной классовой обработке присутствовали идеи буржуазной демократии, буржуазной гуманности.
В условиях же пролетарской диктатуры возрождение идей, бывших прогрессивными в буржуазный период развития, было шагом назад. Однако, западные идеологические центры игнорировали юс историческую правомочность и инспирировали интерес к ним среди чехословацких педагогов.
Как известно, в конце пятидесятых - в начале шестидесятых годов западные идеологические центры разработали директивы по идеологической борьбе против социалистических стран, в том числе против Чехословакии. Этими директивами, в частности, предписывалось: - разложение единства КІЇЧ, постепенная дискредитация ее руководящей роли, принципов ее строительства, в первую очередь принципа демократического централизма, и поддержка оппозиционных течений в партии ; - идеологическое воздействие на интеллигенцию, особенно в области науки и культуры ; - идеологическое воздействие на молодежь ; - умаление роли Советского Союза, нарушение дружественных братских отношений между ЧССР и СССР, развитие антикоммунизма и усиление националистических тенденций; - восхваление и пропаганда так называемой чехословацкой модели "демократического социализма". Из приведенного следует, что "программа ревизионистской диверсии против ЧССР охватила рад важнейших областей общественной жизни. Эту программу представители ревизионизма в ЧССР должны были соответственно трансформировать во все области науки, в том числе и в педагогику и, главным образом, в формирование научного мировоззрения у молодежи"-1" . В начале главный удар был нанесен по ядру идеологической жизни общества - по философии.
Основные направления совершенствования практики формирования научного мировоззрения чехословацких учащихся
Одним из главных направлений работы основной девятилетней школы ЧССР является формирование научного мировоззрения учащихся.
При достижении этой цели особенное внимание уделяется воспитания» молодежи убежденности в победе социализма и коммунизма, закономерной гибели капитализма. Осуществляется подготовка учащихся к активному участию в строительстве развитого социалистического общества.
Обращение к мировоззренческой проблематике было новым в учебном процессе общеобразовательной школы. Оно вытекало из общих политических, экономических и культурных задач социалистического государства и явилось крупным шагом, которым подчеркивался характер социалистической школы как школы демократической, связанной с интересами общества и идеей всестороннего развития человека -строителя социализма и коммунизма.
Особенно актуальной задачей стало формирование основ научного мировоззрения после кризисного периода в чехословацком обществе в 1968-1969 гг., когда необходимо бнло целенаправленно преодолевать в сознании чехословацкой молодежи путаницу во взглядах и противостоять идеологической диверсии внутренних и иноземных врагов социализма.
ХУ съезд КПЧ (апрель 1976 г.), выдвинув перед школой и педагогикой ответственные задачи в области формирования социалистического сознания молодежи, подчеркнул, что на современном этапе в обучении и коммунистическом воспитании первоочередным является качество педагогической работы, ориентированной на потребности функционирования и развития социалистического общества в Чехословакии в условиях успехов мировой социалистической системы и глобальной научно-технической революции. В материалах съезда содержится много указаний, касающихся не только общего развития социалистической школы, но и идейной направленности и содержания обучения, которое является важнейшим фактором идейно-политического и нравственного воспитания молодежи. Решения ХУ съезда КЩ о дальнейшем развитии социалистической экономики, особенно в процессе научно-технической революции, об упрочении социалистической государственности и социалистической демократии, о внешней политике ЧССР и интернациональном единстве со странами мировой социалистической системы, о задачах борьбы против империализма и его идеологии, об укреплении успехов социалистических общественных отношений имеют большое значение для развития обучения по веем предметам как общественно-научного цикла, так и естественного.
Решения съезда значительно усиливают, актуализируют и конкре-тизируюг роль школы в формировании основ научного мировоззрения молодежи, ответственного и сознательного отношения к социалистическому государству и политике Коммунистической партии Чехословакии.
Дня педагогической работы очень ценным является содержание материалов U съезда КЕІЧ и других партийных документов1 о воспитании личности социалистического типа, о ее мировоззренческих ж нравственных качествах, о преодолении ею влияний буржуазной морали и мелкобуржуазных пережитков. В документах конкретизируются в условиях ЧССР принципы Морального кодекса строителя коммунизма.В.И.Ленин придавал большое значение формированию научного мировоззрения в процессе обучения, ибо "нет таких форм науки, искусства, которые не были бы связаны о великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созданию коммунистического хозяйства 1.
Формирование научного мировоззрения является стержнем, сердцевиной идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Обеспечить полноценное развитие научного мировоззрения личности можно только при условии целенаправленной педагогической деятельности во всех указанных видах воспитания. В школах ЧССР педагоги добиваются преодоления того сложившегося стиля работы, который не позволял ранее положительно решать проблемы формирования мировоззрения. Поэтому усиливается именно идеологический аспект в воспитании чехословацких школьников, уделяется внимание и развитию организационной стороны этого процесса. Идеологическая работа требует особенной глубины, тонкости, такта, использования всех имеющихся возможностей, заключенных в системе школьных предметов и воспитательных мероприятий. Что касается аспекта организационного, то от способности учителя и его собственной позиции зависит раскрытие содержания урока и использование различных форм внеурочной деятельности. Чехословацкие учителя учитывают, что успех основывается также и на понимании школой целей обучения, на целеустремленной и органической согласованности учебных планов отдельных классов и предметов, на правильной организации воспитательно-образовательного процесса. Результаты этой деятельности закрепляются в первую очередь идейным единством и активностью всех воспитательных факторов: членов учительского коллектива, пионерской организации, Союза Социалистической молодежи, семьи и других воспитательных инстанций.