Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс Бороздина Ольга Сергеевна

Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс
<
Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бороздина Ольга Сергеевна. Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Вологда, 2006 188 с. РГБ ОД, 61:06-13/2420

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогическая проблема

1.1. Сущность и структура педагогического процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции 15

1.2. Модель педагогического процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции 36

1.3 Специфика организации и технологии приобщения детей к отечественной культурной традиции в образовательном учреждении 53

Выводы по главе 1 81

Глава 2. Организация и технология приобщения детей к отечественной культурной традиции в образовательном учреждении

2.1. Диагностика исходного уровня приобщения детей к отечественной культурной традиции 86

2.2. Реализация модели процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции в образовательном учреждении 106

2.3. Динамика и оценка уровня приобщения детей к отечественной культурной традиции в дошкольном образовательном учреждении 128

Выводы по главе 2 144

Заключение 147

Список литературы 151

Приложения 172

Введение к работе

Проблемы воспитания в современной России актуализированы духовным кризисом, охватившим общество. Следствием девальвации нравственно-культурных ценностей прежней политической системы стал поиск выхода из кризиса в чужих образцах и примерах, а не в совершенствовании собственных исторически сложившихся форм культуры. Наряду с открывшимися новыми возможностями (демократизация, многопартийность, гласность, конкуренция на рынке труда) стали нарастать негативные явления, присущие «обществу потребления» (прагматизм, меркантилизация жизненных идеалов и целей, дегуманизация и криминализация общественных отношений).

Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформи-рованности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки, молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет (В.В. Абраменкова, М.В. Осорина и другие) свидетельствуют о том, что под влиянием деструктивного потенциала современной «массовой культуры» уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира, в результате чего дети активно приобщаются к способам жизнедеятельности, дегуманизирующим их связи с окружающей действительностью.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается приоритетное значение образования в повышении уровня готовности подрастающего поколения к ответственному выбору жизненной позиции. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 год), тесно увязывая цели и задачи образования с преодолением социального и духовного кризиса современного российского общества, указывает на необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, развитие национальной культуры, воспитание ребенка достойным гражданином

4
<Ш- своего Отечества». Для решения поставленных задач следует

актуализировать в педагогическом процессе механизм преемственности культуры, под которым принято понимать культурную традицию.

В культурологических и этнологических источниках культурная традиция определяется как явление духовной жизни, важнейший элемент общественного и национального сознания, который обеспечивает самоидентичность культуры конкретного народа при любых изменениях в нравственно-нормативной сфере жизни общества. Понятие «культурная традиция» является более высоким уров-

~ нем обобщения, чем понятие «традиции культуры». В исследованиях В.Б. Вла-

совой, И.А. Ильина, С.В.Лурье, Э.С. Маркаряна, К.В. Чистова и других раскрыты теоретические аспекты культурной традиции. К ним относятся: наличие внутреннего содержания, представляющего собой устойчивое духовное образование (по К.Д. Ушинскому - «душевно-духовный уклад народа»); изменчивость внешнего выражения неизменных оснований традиции в связи с выбором

ш ее носителями ценностных ориентации, нравственно-смысловых приоритетов

картины мира и образа жизни. Это делает носителей культурной традиции субъектами культуротворческого процесса в его конструктивных и деструктивных проявлениях.

Культурная традиция объединяет все стороны жизни конкретного народа в неповторимую духовно-смысловую целостность. Своеобразие отечественной (российской) культурной традиции, раскрытое в философских трудах (В.В.

Л Зеньковский, А.Ф. Лосев, И.А. Ильин и другие), позволяет считать, что услови-

ем конструктивного пути развития российской культуры является «совестная» доминанта картины мира и образа жизни. Это означает свободный выбор приоритета духовно-нравственной, а не утилитарно-прагматической ценности предметов и явлений окружающего мира. Противоположная тенденция может способствовать саморазрушению отечественной культуры.

Ребенок при рождении застает конкретное культурно-историческое пространство, оказывающее значительное влияние на формирование ценностных приоритетов его картины мира и образа жизни. Осуществляя выбор ценностных

5
tjL ориентиров и способов взаимодействия с социокультурным окружением, он

включается в культуротворческую деятельность своего народа. Процесс присоединения к какой-либо деятельности обозначен в словаре СИ. Ожегова термином «приобщение». «Приобщение к отечественной культурной традиции» понимается нами как включение детей в реальную культуротворческую деятельность.

В зависимости от личностной значимости для ребенка проявлений культурной традиции в жизни общества, процесс приобщения к ней может приобретать как позитивную, так и негативную направленность. Необходима педагоги-

^ ческая организация данного процесса, чтобы личность стала субъектом выбора

ценностных ориентации, формирующих совестную доминанту индивидуальной картины мира и образа жизни.

В научно-педагогической литературе проблема воспитательного потенциала приобщения детей к отечественной культурной традиции исследуется с разных позиций. Идея становления отечественной школы как института, после-

довательно приобщающего личность воспитанника к определенной культурно-

исторической традиции, имеет глубокие корни в истории российской педагогической мысли (СИ. Гессен, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и другие).

В трудах современных теоретиков образования (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Б.М. Бим-Бад, А.П. Валицкая, В.И. Додонов, В.П. Зинченко, Г.Б. Корнетов, А.В. Мудрик, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, А.В.

$ Петровский, И.Н. Сиземская, В.И. Слободчиков, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и

другие), считающих приоритетным принцип культуросообразности воспитания, актуализируется понимание ребенка как субъекта культуротворческой деятельности. Образование трактуется ими как особая сфера культуры, связанная не только с усвоением подрастающим поколением устоявшихся культурных норм и ценностей, но и с включением детей в деятельность по творческому преобразованию социокультурной среды. В разработанном по модели Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова Проекте развивающего дошкольного образования (В.Т. Кудряв-

цев и другие) учитывается культуротворческая функция детства, что подтверждает актуальность выбранной нами проблемы исследования.

Вместе с тем, в исследованиях приобщение детей к отечественной культурной традиции не рассматривалось в качестве самостоятельной педагогической категории, не ставилась задача изучения особенностей данного педагогического процесса в различных возрастных группах, специфики его организации в образовательных учреждениях. В исследованиях по вопросам трансляции культурных форм в процессе воспитания и обучения (Г.Н.Волков, Т.С. Комарова, Т.А. Купач, М.Д. Маханева, Т.Я. Шпикалова и другие), принцип культуросооб-разности трактуется в контексте усвоения детьми уже состоявшегося культурного опыта.

Из обзора современной педагогической практики образовательных учреждений следует, что культуросообразное воспитание понимается и реализуется преимущественно как познавательный процесс, направленный на усвоение ребенком конкретных этических норм, сведений о культуре. Слабо учитывается личностная значимость для детей «усвоенных» культурных моделей, их востребованность в самостоятельном разрешении жизненных ситуаций. Реальное приобщение воспитанников к отечественной культурной традиции происходит в основном спонтанно и под влиянием деструктивного потенциала современной «массовой культуры».

Таким образом, анализ теории и практики воспитания детей в образовательных учреждениях позволяет констатировать наличие противоречий между: возрастающими требованиями современного общества к образованию как инструменту культурной преемственности поколений, к воспитанию ребенка достойным гражданином своего Отечества и недооценкой воспитательного потенциала процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции, спонтанностью его протекания; необходимостью организации педагогического процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции и отсутствием его теоретического и организационно-технологического обеспечения; особой значимостью для детей, начиная с дошкольного возраста, процесса приобщения

7
<* к отечественной культурной традиции и неготовностью педагогов и родителей

к его практической реализации.

Отмеченные противоречия обусловили проблему исследования: каковы теоретические и организационно-технологические основания педагогической составляющей процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции.

Цель исследования: теоретическое обоснование приобщения детей к
отечественной культурной традиции как педагогического процесса и разработка
'* организационно-технологического его обеспечения в образовательном учрежде-

нии.

Объект исследования: педагогический процесс в образовательном учреждении, построенный с опорой на приобщение детей к отечественной культурной традиции.

Предмет исследования: педагогическая организация и технология про-
^ цесса приобщения детей к отечественной культурной традиции.

В соответствии с объектом, предметом и целью поставлены задачи исследования:

  1. Охарактеризовать приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс, определить его сущность и структуру.

  2. Обосновать модель педагогического процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции и раскрыть специфику его организации и тех-

Ц нологии в образовательном учреждении.

3. Выявить педагогические условия приобщения детей к отечественной
культурной традиции в образовательном учреждении и проверить их эффектив
ность в опытной работе; включить разработанные методические материалы в
работу воспитателей детского сада, учителей начальной школы, руководителей
творческих объединений и кружков в системе дополнительного образования.

8
Гипотеза
исследования: приобщение детей к отечественной

культурной традиции в образовательном учреждении будет эффективным, если:

приобщение детей к отечественной культурной традиции рассматривается как педагогический процесс, определены его сущность и структура;

разработана модель исследуемого процесса, раскрыта специфика его организации и технологии в образовательном учреждении;

выявлены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие позитивную направленность процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции в образовательном учреждении.

База исследования: муниципальные дошкольные образовательные учреждения № 89, 24,15, 49, 108 г. Вологды, музыкально-педагогический факультет, факультет социальной работы, социальной педагогики и психологии Вологодского государственного педагогического университета, факультет дошкольного образования Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета, лаборатория «Региональный компонент в начальном образовании» в Вологодском институте развития образования, дошкольное отделение педагогического колледжа г. Великий Устюг.

Методологическую базу исследования составляют научные подходы в познании человека как целостного существа в его взаимодействии с окружающим миром: культурологический (А.А. Гагаев, П.А. Гагаев, И.Ф. Исаев, B.C. Семенов, В.В. Судаков и другие); аксиологический (И.Д. Лушников, Н.Д. Ни-кандров, В.А. Сластенин и другие); философско-антропологический (Б.М. Бим-Бад, А.В. Валицкая, И.А. Колесникова, Г.Н. Оботурова и другие), а также системный (В.П.Беспалько, В.В.Краевский, Л.Ф.Спирин, и другие); личностно-деятельностный (Е.В. Бондаревская, Ф.И. Кевля, СВ. Кульневич, В.А. Петровский, Т.И. Шамова и другие); средовой (Б.З. Вульфов, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и другие), полисубъектный (В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Т.А. Флоренская и другие).

Теоретической базой исследования являются: теория целостного педагогического процесса (В.А. Сластенин); концепция системного построения

9
процесса воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л.

Селиванова); концепция педагогической поддержки личностного развития ребенка (О.С. Газман, Ф.И. Кевля, Н.Н. Михайлова и другие); учение о доминирующем отношении личности к окружающему миру как внутреннем потенциале ее деятельности (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.А. Ухтомский); теория становления личности в активном взаимодействии с окружающей действительностью (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.А. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); положения о возрастных особенностях духовной жизни детей (В.В. Зеньковский); концепции воспитания, основывающиеся на принципе культуросообразности (Е.П.Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Т.С. Колесниченко, Т.Ю.Купач, И.Д. Луш-ников, В.В. Судаков, В.Ю.Троицкий, Е.АЛмбург); идея о диалоговом общении как духовно преобразующем педагогическом взаимодействии (Б.С. Братусь, Б.Н. Ничипоров, Т.А. Флоренская).

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы в работе использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретический анализ литературы по проблеме; наблюдение; анкетирование; беседа; изучение документации и педагогического опыта; обобщение авторского опыта работы с детьми по изучаемой проблеме; анализ продуктов познавательной и художественной деятельности детей; моделирование; констатирующий и формирующий эксперимент; методы количественной и качественной обработки данных.

На защиту выносятся:

1. Концептуальное понимание приобщения детей к отечественной культурной традиции как педагогического процесса, специфика которого в том, что: этот процесс реализуется в логике педагогической поддержки ребенка в его духовно-нравственном самоопределении; целью является становление личности, ориентированной на совестную доминанту картины мира и образа жизни; содержание опирается на значимый для ребенка опыт отношений с различными сторонами окружающей действительности; средствами выступают тексты, обра-

10
зы, поступки и события, символизирующие совестное

ценностное отношение к миру; в качестве ведущей технологии используется опосредованное управление отношениями детей с изменяющимся социокультурным окружением.

  1. Структура процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции, основными компонентами которого являются: ценностно-ориентационный, связанный с выбором ценностных ориентиров, способствующих формированию у ребенка позитивной или негативной направленности отношений к миру; рефлексивный компонент, включающий осознание детьми своего опыта отношений и построение индивидуальной картины мира; деятельно-стный компонент, предполагающий проживание ребенком индивидуальной картины мира в активном преобразовании окружающей действительности.

  2. Педагогические условия эффективной организации процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции в образовательном учреждении: преобразование среды образовательного учреждения в воспитательное пространство отношений растущего ребенка с изменяющимся социокультурным окружением; формирование у родителей и воспитателей позитивной мотивации на целенаправленное приобщение детей к отечественной культурной традиции; повышение профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей посредством организации их специальной теоретической и методической подготовки.

  3. Педагогическая технология реализации прогресса приобщения детей к отечественной культурной традиции в образовательном учреждении, особенность которой состоит в том, что она включает три этапа, отражающие последовательность преобразования среды образовательного учреждения в воспитательное пространство. На каждом этапе основную роль играет один из компонентов исследуемого процесса: ценностно-ориентационный, рефлексивный, дея-тельностный.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

раскрыто понятие «приобщение детей к отечественной культурной традиции» как педагогическая категория;

построена модель педагогического процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции, обоснована специфика его организации и технологии; выявлено своеобразие исследуемого процесса в дошкольном образовательном учреждении;

определены критерии и уровневые показатели эффективности процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции в образовательном учреждении.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

обогащен понятийно-категориальный аппарат общей педагогики введением понятия «приобщение детей к отечественной культурной традиции» и раскрытием его как педагогического процесса;

обоснована совокупность концептуальных идей, позволяющих обеспечить позитивную направленность этого процесса в логике педагогической поддержки ребенка в его духовно-нравственном самоопределении;

выявлен педагогический потенциал целенаправленного приобщения детей к отечественной культурной традиции, что является вкладом в реализацию принципа культуросообразности воспитания;

разработана педагогическая технология приобщения детей к отечественной культурной традиции в образовательном учреждении, опирающаяся на идею преобразования социокультурной среды в воспитательное пространство.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

выявлены и реализованы педагогические условия приобщения детей к отечественной культурной традиции в образовательном учреждении;

разработана программа спецкурса «Организация в образовательном учреждении воспитательного пространства приобщения детей к отечественной культурной традиции», который адресован воспитателям детских садов, учите-

12
лям начальных классов, руководителям объединений и

кружков в системе дополнительного образования, студентам педагогического

колледжа, педагогического вуза и раскрывает теоретическое и технологическое

обеспечение процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции

в образовательном учреждении;

- подготовлен и осуществлен педагогический проект «Зернышко», позво
ляющий преобразовать среду дошкольного образовательного учреждения в иг
ровое воспитательное пространство; разработаны необходимые диагностические
* и методические материалы, рекомендации для воспитателей.

Проведенное исследование имеет научную и методическую значимость для совершенствования процесса воспитания детей разных возрастных групп в различных образовательных учреждениях.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается мето
дологической обоснованностью концептуальных позиций, аргументированно-
174 стью теоретических положении, использованием комплекса методов, адекват-

ных цели, объекту, предмету и задачам исследования, репрезентативностью объема выборок, непротиворечивостью выводов и их сравнимостью с массовой практикой.

Организация исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

1 этап (1994 - 2000 г.г.) - определялись теоретико-методологические под
ходы к исследованию, составлялась программа опытно-экспериментальной ра-

Щ) боты, определялись проблема, объект и предмет исследования, его цель, задачи,

понятийный аппарат; анализировались нормативные документы, изучалась практика культуросообразного воспитания детей в различных образовательных учреждениях, обобщался личный опыт работы автора в данном направлении.

2 этап (2000 - 2004 г.г.) - организовывалась и осуществлялась опытная ра
бота на основе реализации образовательного проекта «Зернышко»; апробирова
лись программа спецкурса «Организация в образовательном учреждении воспи
тательного пространства приобщения детей к отечественной культурной тради-

ции», адресованного воспитателям детских садов, учителям начальных классов,

(

13 руководителям объединений и кружков в системе дополнительного

образования, студентам педагогического колледжа и педагогического вуза.

3 этап (2004 - 2006 г.г.) - обобщались и систематизировались результаты исследования, оформлялась диссертационная работа, внедрялись в практику научно-методические рекомендации и материалы, полученные на основе проведенного исследования.

Апробация результатов исследования. Ход исследования, его основные теоретические положения и результаты были представлены: на международной научно-практической конференции «VII Царскосельские чтения» (г. Санкт-Петербург, 2003 г.); Российской научно-практической конференции «Дети и молодежь - будущее России» (г. Вологда, 2004 г.); на областных научно-практических конференциях: «Обновление содержания дошкольного образования» (Вологда - Череповец, 2000 г.), «Духовность и патриотизм как основа образования и воспитания в современной России» (г. Вологда, 2002 г.), «Модернизация образования: экология дошкольника» (г. Сокол, 2003 г.), а также в содержании специальных курсов «Роль игры в организации изобразительной деятельности дошкольников» для студентов факультета дошкольного образования Института педагогики и психологии ЧТУ и «Организация в образовательном учреждении воспитательного пространства приобщения детей к отечественной культурной традиции» для студентов музыкально-педагогического факультута и факультета социальной работы, социальной педагогики, психологии ВГПУ; в отчетных материалах лаборатории «Региональный компонент в начальном образовании» ВИРО (1994 - 1997 г.г.). Результаты исследования были изложены на заседаниях кафедры педагогики Вологодского государственного педагогического университета (2004 - 2006 г.г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Список литературы содержит 243 наименования.

Во введении обоснованы актуальность темы, проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования, обозначены его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

14 В первой главе «Приобщение детей к отечественной культурной

традиции как педагогическая проблема» раскрыты сущность и структура исследуемого процесса с позиций культурологии, психологии и педагогики; обоснована модель педагогического процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции; выявлена специфика организации и технологии данного процесса в образовательном учреждении.

Во второй главе - «Организация и технология приобщения детей к отечественной культурной традиции в образовательном учреждении» -характеризуются задачи, содержание, этапы экспериментальной работы, анализируются результаты диагностики исходного уровня исследуемого процесса; раскрывается реализация модели педагогического процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции, излагается содержание авторского образовательного проекта «Зернышко»; оценивается динамика, анализируются полученные результаты опытной работы.

В приложениях представлены материалы эмпирического исследования.

*

Сущность и структура педагогического процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции

Выявление сущности и структуры изучаемого процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции вызвало необходимость рассмотреть его в философском, психологическом и педагогическом аспектах.

Понятия «культура», «культурная традиция» являются общими для разных направлений научного знания. Для данного исследования наиболее значимы определения, которые используют в культурологии (содержание и функции культурной традиции), в философской антропологии (личность как носитель культурной традиции), в этнологии (этническая картина мира и причины ее позитивных и негативных трансформаций).

С позиций различных научных подходов понятие «культура» трактуется по-разному. В контексте ценностного подхода в отечественной культурологии понятие «культура» рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком - итог всей предшествующей деятельности человечества, являющий собой сложную иерархию значимых для конкретного общественного организма духовных и материальных образований [215]. В России сложился и особый подход к пониманию культуры, который не имеет полноценного аналога в западной науке и исходит из категории «деятельность». Адаптационно-деятельностное направление трактует культуру как способ деятельности, как систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе [118, 119]. Термин «способ деятельности» понимается в широком смысле - как способ существования людей.

Наиболее созвучны нашему исследованию трактовки «культуры» как культурно-исторического типа, представленные в цивилизационном подходе, позволяющем рассматривать народы как самоценные «исторические индивидуальности» - «цивилизации», с различными «культурными онтологиями». Согласно данному подходу, культура отдельного народа определяется как «культурно-исторический тип» - «положительный деятель» в истории человечества, способный привносить свой неповторимый вклад в развитие подлинно человеческой, и в этом смысле абсолютно единой истории людей [60, с. 89].

Творческое совмещение главных идей приведенных концепций культуры мы находим в исследовании А.А. Гагаева «Теория и методология субстратного подхода в научном познании» [47]. Автор определяет культуру как развертывающееся во времени и пространстве бытие народа, выступающего в истории как «единомножественное целое», и обосновывает различие отдельных культур разными онтологиями культурно-исторического бытия. Данное определение культуры подчеркивает ее обращенность к человеческой личности, индивидуальности, как феномену, аналогичному ей с онтологической точки зрения: «Онтология личности ... есть ее бытие в культуре как отдельном историческом целом и лишь в соответствии с этим бытие с самим собой» [48, с. 13]. Таким образом, личность рассматривается как феномен культурно-исторической реальности. С точки зрения автора, в качестве культурно-исторического феномена личность наиболее отчетливо проявляется во «внутренней позиции» - особом взгляде на мир, содержании ведущих мотивов, социальных установках.

Трактовка культуры как культурно-исторического типа лежит в основе положений о культурно-исторической традиции, сформулированных Н.Я. Данилевским и развитых в последующих работах И.А. Ильина, Н.О. Лосского, В. В. Розанова, С.Н. Франка, П. А. Флоренского [78,112,221] и других русских философов, в исследованиях В.Б. Власовой, С. В. Лурье, Э.С. Маркаряна, К.В. Чистова [114; 115; 118; 119; 227]. На этих положениях основано наше понимание сущности культурной традиции, а также соотношения культуры и культурной традиции.

Понятие «традиция» в культурологии имеет как широкое, так и узкое значение. В узком значении «традиции» - это устойчивые явления в разных областях общественной жизни: хозяйствовании, политике, образовании, художественном творчестве, науке и т.д. В отечественной культурологии наиболее распространено следующее определение: «Традиция - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах, группах на протяжении длительного времени. Традиция охватывает как объекты социального наследования, так и процесс социального наследования, его способы. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды и т. д. Традиция не сводится к наиболее стереотипным своим разновидностям, таким как обычай и обряд. Определенная традиция является необходимым условием жизнедеятельности всех социальных систем и проявляется в экономике, политике, образовании, в области права, в науке, искусстве, религии и т. д.» [215, с. 692].

Понятие «культурная традиция» в широком значении включает традиции различных культурно-исторических типов. Широкое значение слова «традиция» - фактически синоним термина «культура». К.В. Чистов писал: «Термины «культура» и «традиция» в определенном теоретическом контексте почти синонимичны. Термин «культура» обозначает сам феномен, а «традиция» - механизм его функционирования[227, с. 106]. Культура как целостность стабильных и изменчивых разнопорядковых элементов включает в себя традицию, представляющую собой «комплекс культурных парадигм, которые неизменны по своей сути, но могут принимать различные формы выражения в зависимости от внешних условий» [114, с.43]. Говоря о культурной традиции, ученые выявляют наличие неизменного культурного ядра, обусловливающего характер и границы изменений, которые может потерпеть общество, являющееся носителем данной традиции.

Анализ различных определений понятия «культурная традиция» позволил нам выявить его признаки, значимые для данного исследования. 1. Близость духовных истоков, судеб и наследия народа, приведшая к формированию культурно-исторической общности с единым самосознанием и самоощущением» [103, с. 195].

Модель педагогического процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции

Конструирование модели педагогического процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции является одной из важных задач настоящего исследования. В наиболее общем виде под моделью понимают систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования [35; 18]. Основываясь на данной трактовке, предлагаем следующую модель исследуемого процесса (см. схему 1). Ее разработка осуществлялась с помощью метода моделирования, особенности которого рассматриваются в трудах СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, В.В. Краевского и других [8; 17; 98, 160]. За основу был взят предложенный Т.В. Машаровой вид моделирования [123] по блочному принципу, согласно которому модель включает теоретико-методологический, психолого-педагогический, технологический блоки.

Теоретико-методологический блок модели содержит цель приобщения детей к отечественной культурной традиции, концептуальные основы, научно-педагогические подходы и принципы, на которых строится этот процесс.

Как уже было показано, в контексте идеи воспитания ребенка как личности, включенной в отечественную культурную традицию, субъекта культуро-творческой деятельности своего народа (СИ. Гессен, И.А.Ильин, К.Д. Ушин-ский и другие) [53; 79; 211] целью педагогического процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции является становление детской личности, способной к построению индивидуальной картины мира и образа жизни, ориентированных на совестную ценностную доминанту.

Методологическим основанием формулировки данной цели выступают культурологический, аксиологический и антропологический подходы, представленные в трудах современных теоретиков образования.

Культурологический (Б.М. Бим-Бад, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бонда ревская, Б.З. Вульфов, А.А. Гагаев, П.А. Гагаев, В.И. Слободчиков, Н.Е. Щурко-ва, Е.А. Ямбург и другие) и аксиологический (И.Д. Лушников, Н.Д. Никанд-ров, В.А. Сластенин и другие) подходы позволяют рассматривать в качестве цели воспитания духовные ценности отечественной культуры. Так, Н.Д. Никанд-ров высказывает мнение, что «наиболее правильной является ориентация на относительно немногие, наиболее значимые ценности культуры, которые и представляют собой обобщенные цели воспитания» [138, с. 3 - 10]. С точки зрения антропологического подхода (А.В. Валицкая, И.А. Колесникова, Г.Н. Оботуро ва, Т.И. Петракова и другие) базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность, отражающие специфику ценностно-смысловой сферы отношений человека в мире. Личностно-деятельностный подход (К.А.Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, Ф.И. Кевля, СВ. Кульне-вич, А.В.Мудрик, В.А. Петровский и другие) предполагает, что целью, субъек том и результатом педагогического процесса является личность ребенка. В рам ках этого подхода в качестве главного показателя результативности воспитания выступают позитивные изменения в ценностно-смысловой сфере взаимодействующих субъектов педагогического процесса - как детей, так и взрослых [6; 27; 83; 131].

Концептуальной основой определения логики педагогического процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции, моделирования его организации и технологии служат идеи педагогической поддержки ребенка в его духовно-нравственном самоопределении и целенаправленного управления становлением отношений детей с изменяющимся социокультурным окружением. В настоящем исследовании эта идея реализуется на основе положений системного, личностно-деятельностного, средового, полисубъектного (диалогического) подходов. Особое значение для данного исследования имеет концепция системного построения процесса воспитания (В.А. Караковский, Н.Б. Крылова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.И. Слободчиков и другие), которая устанавливает связь личностного развития ребенка с проектированием его образа жизни в опреде ленной культурно-событийной среде. Использование системного подхода позволяет авторам концепции трактовать воспитательную систему образовательного учреждения как «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такой ин-тегративной характеристикой, как образ жизни детско-взрослого сообщества».1 Функционирование воспитательной системы выступает педагогическим механизмом процесса воспитания [186; 187].

Моделирование педагогической системы, адекватной цели исследуемого процесса, осуществлялось на основе культурологического, аксиологического, этнопедагогического и личностно-деятельностного подходов. В определении содержания приобщения детей к отечественной культурной традиции как педагогического процесса мы основывались на позиции культурологического подхода, согласно которой источником содержания и средств воспитания является культура. Этнопедагогический подход позволил установить соотношение общенационального и регионального аспектов содержания воспитания. Аксиологический подход создал возможность рассматривать образы культуры, культурный опыт как ценности, а также определять их значимость как средств достижения поставленной педагогической цели. С позиций личностно-деятельностного подхода рассматривались методы формирования у детей личностного опыта восприятия, постижения, освоения ценностей культуры. Трактовка педагогического взаимодействия, нацеленного на становление у детей совестной доминанты образа жизни, осуществлялась на основе положений культурологического, средо-вого и диалогического подходов, что обусловило: отношение к ребенку как активному субъекту жизнедеятельности детско-взрослого сообщества; отношение к воспитателю как посреднику между ребенком и культурой; отношение к образованию как процессу творческого преобразования социокультурного окружения и отношений с ним.

Диагностика исходного уровня приобщения детей к отечественной культурной традиции

Разработанная модель процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции в дошкольном учреждении позволила организовать опытно-экспериментальную работу, проходившую в три этапа: констатирующий, фор- мирующий, результативный. Констатирующий этап экспериментальной работы проходил на базе дошкольных учреждений, в работе которых основным направлением является приобщение детей к истории и культуре родного края. В нем приняли участие 284 ребенка 5-7 лет и 45 педагогических работников детских садов. Основу констатирующего этапа составило изучение социокультурной сре- ды дошкольного учреждения как пространства приобщения детей к отечествен- ной культурной традиции. Изучение проводилось в следующих направлениях: обследование и оценка воспитательных возможностей социокультурного окружения детей в дошкольном учреждении; выявление уровня приобщения детей к отечественной культурной традиции; уточнение уровня педагогической компетентности воспитателей дошкольного учреждения и родителей, необходимой для целенаправленного приобщения детей к отечественной культурной традиции. Цель обследования социокультурного окружения детей в дошкольном уч- реждении состояла в выявлении насыщенности среды детского сада потенциальными ценностными ориентирами позитивного и негативного содержания. Обследование осуществлялось в соответствии с принятой в социальной психологии детства структурой пространства отношений ребенка в мире [1; 108]. В качестве его компонентов выделяют: физическое (природное и рукотворное) пространство; информационное (средства массовой информации и коммуникации); социальное (дети и взрослые); морально-нравственное (этические нормы, ценностные ориентации, представления о добре и зле) [1,3,147; 158; 154; 233]. Критерием оценки социокультурного окружения детей была степень насыщенности его компонентов потенциальными ценностными ориентирами позитивного и негативного содержания, которая может быть представлена тремя уровнями: высоким, средним и низким. Высокий уровень предполагает преобладание позитивных ценностных ориентиров во всех структурных компонентах пространства отношений детей; средний уровень характеризуется наличием таковых в половине компонентов; низкий уровень - преобладанием негативных ценностных ориентиров. Диагностический комплекс включал следующее: беседы с воспитателями и родителями, их анкетирование; изучение нормативных документов, регламентирующих содержание предметно-развивающей среды дошкольных учреждений; анализ реального социокультурного окружения детей контрольной и экспериментальной групп. Использовались анкета, разработанная В.В. Абраменковой [1, с. 398 - 405], а также дополненная нами в соответствии с задачами исследования схема «социального портрета» дошкольного учреждения, предложенная С.А. Козловой [87, с. 157]. В обследовании предметного окружения детей приоритетное место занимали игрушки. При изучении информационного пространства главное внимание уделялось персонажам мультипликационных фильмов, компьютерных игр и книжной продукции для детей, в оценке которых мы опирались на исследования, раскрывающих духовный смысл игровых атрибутов дошкольника [4; 93; 120; 147]. Согласно этим исследованиям, большая часть персонажей современных мультипликационных сериалов и соответствующих им игрушек персонифицируют модели поведения и образа жизни, характеризующиеся доминированием утилитарной, потребительской ценности предметов и явлений окружающего мира. Виртуальные игрушки, рекламная продукция создаются с использованием технологий манипулирования сознанием, обладают гипнотическим воздействием, формируя у ребенка зависимость, подобную наркотической [147; 120, с.47 - 56]. Деструктивное духовное содержание несут «некрофильные» и «технократические» игрушки (трансформеры, монстры, маски персонажей из фильмов ужасов, динозавры, пластиковые копии современного оружия, радиоуправляемые машинные агрегаты и т.п.), виртуальные игрушки (тамагочи, тет- рисы, компьютерные игры), а также рекламно-идеальная игрушка (куклы по типу Барби с соответствующим идеалу «шикарной жизни» набором аксессуаров, игрушечные копии автомобилей известных фирм и т. п.) [93, с. 49]. «Нек-рофильная» игрушка способствует демонизации и танатизации сознания ребенка, «технократическая» и «рекламно-идеальная» - его меркантилизации. К игрушкам, оказывающим позитивное влияние на детскую личность, относятся традиционные игрушки (волчки, погремушки, мячи, матрешки, куклы, народная глиняная и деревянная игрушка), игрушки - сказочные персонажи, самодельные

игрушки из «бросового» материала и т.п. [4; 93]. Изучение предметного окружения детей контрольных и экспериментальных групп показало высокий уровень его насыщенности позитивными ценностными ориентирами. Среда включала игрушки, игры, материалы для изобразительной, театрализованной, интеллектуальной деятельности и игрового экспериментирования, способные оказывать позитивное влияние на становление дет- ской личности. Игрушки обозначенного выше негативного содержания присут- ствовали в предметной среде детских садов в незначительном количестве. Как правило, их приносили из дома сами дети. Анализ информационного окружения также дал позитивный результат. Содержание теле-, видео-, компьютерной продукции художественной литературы, используемых в образовательно-воспитательном процессе, включало большое количество персонификаций общественно значимых норм и ценностей. Социальное окружение сверстников оценивалось с позиции наличия носи- телей позитивных и негативных форм детской субкультуры, взрослых - с пози- ции возможной демонстрации ими позитивных и негативных моделей поведения. В пространстве общественно значимых норм и ценностей нас интересовало наличие «образцов для подражания». Изучение социального и морально-нравственного окружения детей в дошкольном учреждении осуществлялось посредством наблюдения за процессом взаимодействия сотрудников детского сада с детьми различных возрастных групп, за самостоятельной детской игрой и процессом педагогического руководства ею, а также с помощью индивидуальных бесед с детьми, воспитателями и родителями. Схемы наблюдения строились на основе учета требований, представленных в документе «Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения» (приказ Министерства образования РФ от 22 августа 1996 г. № 448) [63, с. 70 -120]. Проведенные наблюдения показали, что в общении с детьми воспитатели, как правило, демонстрируют позитивные модели поведения, а в процессе педагогического руководства игрой знакомят детей общественно-значимыми социальными ролями и отношениями взрослых людей, учат воспроизводить эти роли и отношения в игровой деятельности. Однако наблюдения за самостоятельной детской игрой позволяют заключить, что вне детского сада многие дети активно воспринимают образцы негативного поведения и взаимоотношений взрослых. Так, в играх детей уже с 3 - 4 лет можно наблюдать такие сюжетные ситуации как поведение взрослых в состоянии опьянения, семейные ссоры, грубое обращение с детьми. В играх старших дошкольников отражаются негативные образцы поведения взрослых, которые в современной массовой культуре все чаще признаются своеобразной «нормой»: проявления агрессии, жестокости, распущенность в отношениях полов, и т.п. Включение перечисленных негативных поведенческих моделей в самостоятельную игру детского сообщества способствует ознакомлению с ними значительного количества детей. Обобщение результатов диагностики социокультурного окружения детей в обследованных дошкольных учреждениях позволило сделать вывод о среднем уровне по данному критерию.

Реализация модели процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции в образовательном учреждении

Реализация модели педагогического процесса приобщения детей к отечественной культурной традиции осуществлялось в процессе формирующего эксперимента. Работа проводилась в следующих направлениях: 1) целенаправленная подготовка сотрудников детского сада и родителей к педагогической деятельности по преобразованию среды дошкольного учреждения в воспитательное пространство; 2) разработка образовательно-воспитательного проекта, позволяющего осуществить такое преобразование; 3) реализация проекта в процессе совместной деятельности педагогических работников, родителей и детей.

Методическая работа с педагогическим составом включала ряд взаимосвязанных форм: проведение занятий по авторской программе специального курса «Организация в образовательном учреждении воспитательного пространства приобщения детей к отечественной культурной традиции», беседы в форме «круглого стола», консультации, педагогические советы. Занятия спецкурса были нацелены на то, чтобы дать слушателям основные знания о педагогическом процессе приобщения детей к отечественной культурной традиции и выработать у них умения, необходимые для успешной реализации этого процесса в условиях дошкольного учреждения. В соответствии с программой спецкурса был разработан тематический план, который представлен в таблице 2.

В рамках занятий слушатели овладели знаниями о сущности и структуре приобщения детей к отечественной культурной традиции, психологическом и педагогическом механизмах этого процесса, его специфике в дошкольном образовательном учреждении. Ими усвоены основы технологии преобразования среды детского сада в воспитательное пространство, адекватное педагогической цели. В результате практических занятий обучающиеся приобрели умения анализировать и оценивать педагогические факты и явления, связанные с приобщением детей к отечественной культурной традиции дошкольном учреждении, планировать педагогические действия, направленные на решение поставленных проблем, разрабатывать соответствующие воспитательных мероприятий. проекты

Основной задачей бесед за «круглым столом» было обсуждение индивидуальных позиций и предложений по преобразованию социокультурной среды детского сада в соответствии с избранной педагогической целью. После всестороннего рассмотрения и обсуждения планы по преобразованию предметной, информационной и социальной составляющих среды утверждались на педагогических советах.

В содержание работы с родителями входили беседы, индивидуальные и групповые консультации, «дни открытых дверей», выставки и конкурсы совместного творчества детей и родителей, детские праздники с участием родителей, родительские собрания по проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье, а также организация в дошкольном учреждении родительского клуба. Функционирование родительского клуба, как формы взаимодействия воспитателей, родителей и детей по созданию в дошкольном учреждении игрового пространства приобщения к отечественной культурной традиции, способствовало активному включению семьи в педагогический процесс дошкольного учреждения, становлению детско-взрослого «событийного» сообщества, формированию у родителей устойчивой мотивации к повышению своей психолого-педагогической компетентности.

Содержательную основу формирующего этапа опытной работы составил авторский образовательный проект «Зернышко», нацеленный на преобразование среды дошкольного образовательного учреждения в игровое воспитательное пространство, содействующее становлению личности, ориентированной на совестную доминанту картины мира и образа жизни. При разработке проекта учитывались выявленные в процессе констатирующего этапа типологические особенности, характеризующие уровень приобщения детей к отечественной культурной традиции. В связи с этим все участвующие в формирующем эксперименте дети были условно разделены на две группы.

Дети, отнесенные к первой группе (неустойчивый уровень качества приобщения к отечественной культурной традиции), в самостоятельной активности избирают как позитивные, так и негативные ценностные ориентиры. В специально создаваемых воспитателем ситуациях эти дети проявляют эмоциональную отзывчивость, легко включаются в игровое взаимодействие с предлагаемыми взрослым персонажами, общение с которыми приобретает для них личностную значимость. В процессе познавательной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности, организуемых взрослым, дети этой группы способны к осознанию в наглядно-образной форме неутилитарных (духовных) смыслов предметов и явлений. Для выражения своих представлений о «добром» и «злом» используют символические формы, адекватные символам добра и зла в отечественной культуре. Однако вне специально организованных взрослым ситуаций, занятий, дети, как правило, ориентируются на ценностные предпочтения сверстников, которые обладают способностью организовать игру лучше, чем они сами.

Вторая группа детей (устойчиво-негативный уровень приобщения к отечественной культурной традиции) характеризуется устойчивым выбором негативных ценностных ориентиров, навязываемых современной массовой культурой. В специально создаваемых воспитателем игровых ситуациях дети данной группы проявляют интерес к предлагаемым персонажам, эмоционально принимают их как игровых партнеров, но не меняют своих предпочтений. Игрушки, отображающие персонажи, избранные в качестве ценностных ориентиров, воспринимаются детьми не как обычные предметы, а как «волшебные» существа, живущие своей особенной жизнью. Например, Даня Д. (6, 5 лет) свои отношения с игрушками описывает следующим образом. «Когда игрушки покупают, их надо оживлять. Вот купили мне Робокопа (персонаж мультфильма о роботе-полицейском), и я начал его оживлять. Мы с ним пошли в темную комнату, и я сказал Робокопу все добрые слова. Я сказал: «Робокоп, миленький, оживи, пожалуйста, стань настоящим!». И он стал потихонечку оживляться». Это высказывание ребенка показывает, как неясные ощущения жизни и смысла во всем, что окружает, переживание реальности сил добра «уясняются», обретают конкретный видимый образ. Неудивительно, что дети данной группы для выражения своих представлений о «добром» и «злом» устойчиво используют образы, противоположные символам добра и зла в отечественной культуре, а в собственной жизнедеятельности стремятся воспроизводить модели поведения, присущие личностно значимым персонажам.

При различиях в устойчивости избранных ценностных ориентиров, детей обеих групп характеризует вовлеченность в стихию игры. Поэтому, в соответствии с избранной педагогической стратегией восхождения к полноте духовных смыслов социокультурного окружения детей, основу проекта «Зернышко» составляет включение «носителей» совестных ценностных ориентации в содержание образования дошкольников, реализуемое в «сфере игры».

Проект «Зернышко» разработан с учетом данных о структурных характеристиках среды дошкольного учреждения. Его разделы (см. таблицу 3) соответствуют, с одной стороны, компонентам пространства отношений ребенка с социокультурным окружением, а с другой стороны, основным направлениям развития ребенка, заявленным в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [92, с. 3 - 10]. Каждая из составляющих пространства отношений ребенка в мире организуется воспитателем как пространство сюжетной игры, включающее постоянных игровых персонажей, игровые предметы, игровые действия и сюжетные ситуации, непосредственными участниками которых являются дети.

В качестве «носителей» совестных ценностных ориентации выступают персонажи народной сказки, календаря-месяцеслова, малых фольклорных форм, созвучные внутреннему миру ребенка. «Проекция» этих образов на окружающие ребенка природные и рукотворные явления, события социальной жизни и время, позволяет сделать одушевленную и одухотворенную действительность «собеседником» детей в игровом общении. В любом предмете, явлении, событии повседневной жизни может быть узнан «чудесный дар», «первообраз», смысловое «зернышко», благодаря которому все в мире несводимо к своему утилитарному значению - «больше себя». В кисточке для рисования и фломастере узнается волшебная палочка, в чистом листе бумаги - волшебное зеркало, в аудиокассете - путеводный клубок, в самом себе - Иван Царевич или сказочная Царевна. Представления детей об окружающем мире, о человеке в нем обретают «смысловую перспективу». Переживание ребенком «несводимости» окружающей действительности к ее утилитарной полезности, а образа собственного «Я» к «наличному» телесно-душевному составу расцениваются нами как основа становления у детей совестного, а не «потребительского» отношения к миру.

Похожие диссертации на Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс