Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
1.1. Научные предпосылки исследования феномена творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста 20
1.2. Психолого-педагогическая характеристика творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста 40
1.3. Сущность педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности ... 61
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 82
2.1. Комплексная модель исследования творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 82
2.2. Организационно-содержательные аспекты педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 105
2.3. Научно-методические рекомендации и оценка эффективности педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 126
Заключение 141
Литература
- Психолого-педагогическая характеристика творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста
- Сущность педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
- Организационно-содержательные аспекты педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
- Научно-методические рекомендации и оценка эффективности педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Введение к работе
Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется становлением образования нового типа, смыслообразующим фактором которого выступает идея воспитания человека культуры, «человека-созидателя», «человека-творца», способного реализовывать и развивать свой творческий потенциал,' творчески выражать себя в различных видах деятельности.
Творческое самовыражение как освоенная личностью стратегия самопроявления и самореализации в деятельности является продуктом длительного возрастосообразно-го накопления человеком опыта созидания и преобразования самого себя и окружающей действительности. Позиции ученых (Л.К. Божович, Л.С. Выготский, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) сходны в том, что наиболее сензитивным для освоения творческих способов деятельности и проявления творческих способностей, а, значит, и первичного формирования индивидуальной стратегии творческого самовыражения является старший дошкольный возраст, поскольку к началу этого возраста ребенком уже накоплен некоторый опыт творческой деятельности. Наиболее действенным фактором творческого самовыражения детей выступает один из основных видов деятельности дошкольника - изобразительное творчество (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и др.). Вместе с тем потребность ребенка в изобразительном творчестве, его положительный эмоциональный настрой на творческое самовыражение в рисунке, аппликации, лепке, конструировании во многом определяется отношением педагога, его умением создать ситуацию успеха, целенаправленно, используя комплекс педагогических средств, содействовать творческому самовыражению ребенка.
В данном контексте педагогическое содействие творческому самовыражению старших дошкольников в изобразительной деятельности есть особая тактика деятельности педагога, ориентированная на стимулирование процессов самораскрытия, самопроявления личности ребенка в процессе изобразительного творчества, неизбежно требующая создания оптимальных условий для раскрытия её способностей, творческого потенциала, желания и стремления выразить свои созидательные возможности. Большим потенциалом в этом плане обладает система дополнительного образования для детей дошкольного возраста, в рамках которой возникает возможность создания пространства творческой деятельности старших дошкольников, открытого для творческого самовыражения и не регламентированного жесткими требованиями программ, реализуемых в ДОУ.
Учитывая тенденции развития теории и практики дошкольного образования, актуализирующего роль самовыражения и продуктивной деятельности дошкольника как источника и ресурса проявления и развития его потенциалов, становится значимым определение вариантов педагогического содействия творческому самовыражению старшего дошкольника, определяющего перспективную способность личности быть субъектом культуры.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, с одной стороны, и педагогическое содействие данному процессу, с другой, - сложная и многоаспектная проблема, представляющая интерес в контексте процессов модернизации дошкольного образования.
Степень научной разработанности отдельных аспектов проблемы педагогического содействия творческому самовыражению старших дошкольников в изобразительной деятельности определяется многообразием научно-практических исследований, раскрывающих философский, культурологический, психологический, педагогический контексты проблемы.
Фундаментальной категорией исследования выступает феномен творчества, который является предметом исследования философии, психологии, педагогики и других наук. В психолого-педагогическом контексте для многих ученых характерна позиция определения творчества как процесса проявления субъектное личностью, своих индивидуальных способностей, оригинальности и неповторимости (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.). Представители гуманистической психологии (К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, В.А. Петровский, К. Роджерс, В.И. Слободчиков и др.) полагали, что основу творчества человека образует потребность в самоактуализации, самореализации своего «Я», а степень удовлетворенности человека жизнью и своей ролью в ней напрямую зависят от полноты раскрытия и выражения своего «Я».
Проблемам самовыражения и выразительности в философии посвящены работы А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Л.Н. Нечко. Философский уровень осмысления процесса развертывания, раскрытия и выражения себя, своей индивидуальности дает возможность трактовать этот феномен как постоянное расширение человеческих возможностей в процессе развития.
Психолого-педагогические аспекты феномена самовыражения личности в разные возрастные периоды явились предметом исследования С.С. Брикуновой, А.С. Косого-вой, А.Ф. Лобовой, Н.Г. Чаниловой, Е.А. Шиндяевой, В.Ф. Шкель, И.П. Шкуратовой и др.
В целях исследования представляется значимым определение психолого-педагогических характеристик возрастного развития детей старшего дошкольного возраста, когда формируется ядро его личности, развиваются способности, зарождаются индивидуальные склонности к конкретным видам деятельности, конструируется целостная картина мира и возникает восприятие себя как субъекта созидательной деятельности (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.).
Отечественные психологи и педагоги рассматривают детское творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность, естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Л.А. Венгер, Н.А. Вет-лугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С.Кузин, B.C. Мухина, Б.М. Теплов и др.). В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в изобразительной деятельности (Т.А. Буянова, Т.Н. Доронова, О.Ю. Зырянова, Е.И. Игнатьев, Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, О.В. Мельникова, СВ. Погодина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова и др.). Практическая школа самовыражения для дошкольников разработана А.Ф. Яфальян (Лобова).
Определить сущностные характеристики педагогического содействия как особой тактики педагогической деятельности позволяют идеи гуманистической педагогики и личностно ориентированного образования, в контексте которых человек предстает эпицентром культуры и главной ценностью образовательного процесса (Е.В. Бонда-ревская, СВ. Кульневич, Н.Д. Никандров, В.В. Сериков и др.). С учетом принципов гуманистической педагогики педагогическое содействие обретает свое истинное значение, раскрепощает творческие силы ребенка и развивает его готовность и способность к творческому самовыражению. Вместе с тем данная позиция недостаточно раскрывается в современных исследованиях.
Таким образом, анализ степени научной разработанности вопросов педагогического содействия творческому самовыражению старших дошкольников в изобразительной деятельности позволяет констатировать, что на современном этапе развития научных исследований и реальной практики дошкольного образования проявляется ряд противоречий:
- между социальным заказом на развитие и воспитание личности, способной адекватно реагировать на социально-экономические изменения, проявляющей готовность к
продуктивной созидательной деятельности, творческому самовыражению и недостаточной разработанностью педагогических стратегий и тактик, ориентированных на целенаправленное решение данной задачи в деятельности образовательных учреждений;
между разработанностью в теории и практике дошкольного образования вопросов развития творческих способностей, творческого воображения, освоения ребенком способов изобразительной деятельности и необходимостью формирования научно обоснованных трактовок, выявления сущностных характеристик процесса и результатов творческого самовыражения дошкольника в изобразительной деятельности как самостоятельного результата возрастного развития;
между необходимостью целенаправленного педагогического содействия творческому самовыражению старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности и отсутствием целостной теории педагогического содействия, её недостаточной методической и технологической разработанностью для системы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста.
Обозначенные противоречия актуализируют проблему определения сущности, структурно-функциональных характеристик творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и обоснования возможности целенаправленного педагогического содействия данному процессу.
Основополагающей идеей исследования выступает положение о том, что творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста возможно активизировать посредством целенаправленного педагогического содействия как особой тактики деятельности педагога дополнительного дошкольного образования во взаимодействии с детьми.
В исследовании вводится ограничение, согласно которому пространством педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности выступает дошкольная образовательная группа в рамках художественной студии, организуемая для реализации целей дополнительного образования детей дошкольного возраста. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в исследовании не рассматривается.
Объект исследования: педагогическая организация процесса творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Цель исследования заключается в определении сущности, научных оснований исследования творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста, теоретическом обосновании возможностей и опытно-экспериментальном подтверждении эффективности целенаправленного педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза: творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности есть проявление ребенком своих инициатив и творческих способностей в процессе создания продуктов изобразительного творчества посредством индивидуального дополнения и/или преобразования заданных техник изобразительной деятельности, связанное одновременно с созданием продуктов изобразительной деятельности, эмоциональным выражением своего отношения к процессу и результатам изобразительного творчества и индивидуально-личностным самоизменением ребенка. Возможность активизации творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности определяется целенаправленным педагогическим содействием самовыражению детей, предполагающим: - формирование у ребенка ориентировочной основы изобразительной деятельности;
включение старших дошкольников в созидательные оригинальные виды изобразительной деятельности;
поддержку индивидуальных творческих инициатив детей в процессе изобразительной деятельности;
конструктивную оценку процесса и результатов творческого самовыражения ребенка.
Достижение поставленной цели и доказательство гипотезы предполагает решение комплекса научно-исследовательских задач:
-
Исследовать степень разработанности проблемы и выявить научные предпосылки изучения феномена творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста.
-
Обосновать психолого-педагогическую характеристику творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста.
3. ^Раскрыть сущность педагогического содействия творческому самовыражению де
тей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
-
Обосновать организационно-содержательные аспекты педагогического содействия самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
-
На основе комплексной модели исследования творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста провести диагностику и выявить уровни и динамику изменения показателей творческого самовыражения при целенаправленном педагогическом содействии.
-
На основе данных опытно-экспериментальной работы осуществить анализ и оценку возможности активизации творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности посредством педагогического содействия данному процессу.
Методологическую основу исследования составили антропологический, феноменологический, личностно-деятельностный подходы к исследованию феномена творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста.
Теоретической основной для разработки проблемы исследования стали научные теории, раскрывающие:
сущность феномена «детство», его особое место в социокультурной системе (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, И.С. Кон, М. Мид, М.В. Осорина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.);
феноменологические характеристики самовыражения личности как процесса самораскрытия и самопрезентации самобытности, оригинальности, индивидуального своеобразия (С.С. Брикунова, А.С. Косогова, А.Ф. Лобова, Н.Г. Чанилова, Е.А. Шиндяева, В.Ф. Шкель, И.П. Шкуратова и др.);
возрастосообразые характеристики развития ребенка дошкольного возраста, возрастные новообразования дошкольника (Л.К. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.);
гуманистические идеи психологов (А. Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Э.Фромм, К.А. Абульхановой-Славская, Л.П. Буева, А.Н. Леонтьев, В.А.Петровский, В.И. Слободчиков и др.) и педагогов (Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, B.C. Селиванова, В.А. Сластенин и др.) о самореализации личности, детерминированной изнутри сущностной потребности каждого человека к самореализации и самовыражению;
творчество как особый вид деятельности, экзистенциальный процесс самопредъявления и самопрезентации человеком себя миру (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, Б.П. Теплов и др.) и детское творчество как деятельность, естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Л.А. Венгер, Н.А.
Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, B.C. Кузин, B.C. Мухина, Н.Н. Поддья-ков, Б.М. Теплов и др.);
содержательные и процессуальные характеристики изобразительной деятельности старших дошкольников как средства их всестороннего развития (Т.А. Буянова, Т.Н. Доронова, О.Ю. Зырянова, Е.И. Игнатьев, Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, О.В. Мельникова, СВ. Погодина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова и др.);
тенденции развития дошкольного образования, его содержание и организационные формы (Т.Н. Богуславская, Н.Е. Веракса, А.Г. Гогоберидзе, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, М.В. Крулехт, М.Б. Кожанова, Г.П. Новикова, Т.В. Фуряева и др.).
В соответствии с предметом и логикой педагогического исследования, сущностью изучаемого феномена использовался комплекс методов научного исследования:
теоретические (междисциплинарный анализ научных категорий, образующих предмет исследования, обобщение, сравнение, сопоставление взглядов ученых на проблему творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста, классификация и др.);
эмпирические (изучение нормативно-правовой и программно-методической документации, педагогическое наблюдение, беседа с детьми, педагогами, родителями, анкетирование, включенное наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности детей, педагогический эксперимент);
методы математической статистики (ранжирование, шкалирование, регистрация полученных данных, качественный анализ количественных статистических параметров, графическое отображение статистических параметров и др.).
Базой опытно-экспериментального исследования явились МАОУДОД Центр эстетического воспитания детей «Орнамент» г. Чита (кружок изобразительного искусства «Волшебная кисточка»), Детский клуб «Светлячок» (студия изобразительного творчества для детей дошкольного возраста) при ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского».
Всего на различных этапах опытно-экспериментальной работы приняли участие более 120 детей старшего дошкольного возраста.
Хронологические рамки исследования представляют период с 2001 года по 2011 год. В течение всего этого периода автором проводились исследования, и вносился личный практический вклад в научно-практическую разработку проблемы педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Теоретическое изучение проблемы исследования и опытно-экспериментальная работа проводилась на нескольких этапах:
На первом этапе (2001-2006 гг.) анализировалась общая и специальная литература; определялся предмет, цель, основные задачи исследования; формулировалась научная гипотеза; осуществлялось комплексное изучение феномена творческого самовыражения личности; выявлялись и обосновывались сущность и возможности педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности; определялись авторские позиции исследования и интерпретации категорий, образующих предмет исследования.
На втором этапе (2006-2010 гг.) планировалась и осуществлялась опытно-экспериментальная работа, направленная на констатацию типичных тенденций, проблем и трудностей творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности; на практическую апробацию педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности; на выявление результативности творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности при целенаправленном педагогическом содействии данному процессу.
На третьем этапе (2010 - 2011 гг.) обрабатывались результаты экспериментальной работы, уточнялись выводы, материалы систематизировались, оформлялся текст диссертационного исследования.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна заключается в следующем:
разработана новая научная идея о том, что творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности возможно активизировать посредством целенаправленного педагогического содействия как особой тактики деятельности педагога дошкольного образования во взаимодействии с детьми, которая обогащает теорию всестороннего развития дошкольника в изобразительной деятельности;
предложена оригинальная научная гипотеза о том, что педагогическое содействие самовыражению детей в изобразительной деятельности должно носить целенаправленный характер и основываться на формировании у ребенка ориентировочной основы изобразительной деятельности, включении старших дошкольников в созидательные оригинальные виды изобразительной деятельности, поддержке индивидуальных творческих инициатив детей в процессе изобразительной деятельности, 'конструктивной оценке процесса и результатов творческого самовыражения ребенка;
предложена авторская позиция, согласно которой творческое самовыражение старшего дошкольника определяется как индивидуально-личностная готовность, процесс и результат творческой активности ребенка в изобразительной деятельности, позволившая разработать комплексную модель исследования творческого самовыражения старшего дошкольника в изобразительной деятельности;
доказана перспективность исследования творческого самовыражения старшего дошкольника в изобразительной деятельности с опорой на идею о дихотомии произвольности и спонтанности в процессе самовыражения ребенка, позволяющую определить динамические характеристики творческого самовыражения, основанные на выделении уровней и способов его осуществления;
введены:
авторская трактовка понятия «творческое самовыражение личности», которая конкретизирует его сущность с учетом методологии гуманистической педагогики и психологии;
авторское определение понятию «творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности» понимаемое как проявление ребенком своих инициатив и творческих способностей в процессе создания продуктов изобразительного творчества посредством индивидуального дополнения и/или преобразования заданных техник изобразительной деятельности, связанное одновременно с созданием продуктов изобразительной деятельности, эмоциональным выражением своего отношения к процессу и результатам изобразительного творчества и индивидуально-личностным самоизменением ребенка;
авторское определение понятию «педагогическое содействие» творческому самовыражению ребенка, понимаемое как целенаправленный процесс активизации готовности ребенка проявлять свои инициативы и творческие способности в процессе создания продуктов изобразительного творчества посредством индивидуального дополнения и/или преобразования заданных техник изобразительной деятельности, эмоционального проявления отношения к процессу и результатам изобразительного творчества.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:
- доказаны положения гипотезы исследования, вносящие вклад в расширение пред
ставлений о сущности творческого самовыражения старшего дошкольника в изобрази
тельной деятельности и возможностях его активизации посредством педагогического
содействия;
применительно к проблематике диссертационного исследования результативно использован метод теоретического моделирования, позволивший создать комплексную модель исследования творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста, положенную в основу изучения начального состояния и динамики творческого самовыражения детей в изобразительной деятельности при целенаправленном педагогическом содействии;
изложены методологические основания ведущего положения исследования о том, что феноменологические характеристики детства, в том числе периода старшего дошкольного возраста, следует рассматривать с позиции понимания взаимообусловленности культурного контекста развития ребенка и становления ребенка как субъекта культуры, потенциально участвующего в присвоении богатств родовой культуры, культуроосвоении, в воспроизводстве культур и культуросозидании;
раскрыты:
методологические основы изучения понятия «творческое самовыражение» базирующиеся на идеях гуманистической педагогики и психологии, определяющих значимость признания самоценности человеческой личности, уникальности и предзаданности потенциальных возможностей человека, высшей точкой проявления которых является самоактуализация;
содержательные характеристики феномена «детство», на основе антропологического подхода определено, что методология исследования феномена детства основана на идеях уникальности человеческого детства, его особого места в социокультурной системе; самоценности детства, субъектности ребенка, его имманентно заложенной способности к саморазвитию;
смысловые характеристики понятия «творческое самовыражение личности» как экзистенциального процесса самопредъявления и самопрезентации себя миру; стремления человека реализовать заложенные в нём творческие силы и способности, индивидуальную сущность, непохожесть и своеобразие; глубинной потребности личности, определяющей смысл ее жизни и значимость в глазах других людей;
принципы организации педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, интегрирующие идеи гуманистической педагогики и психологии, теории личностно ориентированного образования, дошкольной педагогики и психологи;
- изучены:
движущие силы самовыражения личности, в качестве которых выступают два противоположных процесса - идентификация и индивидуализация;
структурно-содержательные характеристики творческого самовыражения старшего дошкольника, включая индивидуально-личностный, процессуально-деятельностный, результативный компоненты;
тенденции развития и модернизации дошкольного образования, анализ которых позволил актуализировать значение педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Перечисленные положения диссертационного исследования обогащают теорию общей и дошкольной педагогики и могут быть использованы при разработке различных аспектов проблемы творческого самовыражения дошкольников в изобразительной деятельности и обосновании возможностей педагогического влияния на данный процесс.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- технологически разработано и внедрено педагогическое содействие творческому
самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельно-
сти на основе комплекса принципов содействия, организационно и содержательно наполненных возможностей, включающих целенаправленное формирование у ребенка ориентировочной основы изобразительной деятельности; включение старших дошкольников в созидательные оригинальные виды изобразительной деятельности; поддержку индивидуальных творческих инициатив детей в процессе изобразительной деятельности; конструктивную оценку процесса и результатов творческого самовыражения ребенка;
определена результативность педагогического содействия творческому самовыражению старших дошкольников в изобразительной деятельности в условиях дополнительного образования для детей, учитывая вариативный, личностно ориентированный характер организации творческой деятельности детей в рамках студии, кружка; конструктивный, эмоционально комфортных стиль отношений педагога и ребенка;
создана и практически апробирована комплексная модель исследования творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности;
представлен комплекс научно-методических рекомендаций по целенаправленному педагогическому содействию творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
представлены данные опытно-экспериментальной работы, свидетельствующие о положительной динамике развития готовности и способности детей старшего дошкольного возраста к творческому самовыражению в процессе изобразительной деятельности, доказывающие гипотезу исследования и позволяющие утверждать целесообразность более широкого использования отдельных возможностей педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в других видах деятельности.
Материалы и результаты исследования имеют практическую значимость и могут представлять интерес для широкого круга специалистов и ученых, занимающихся проблемами творческого самовыражения детей дошкольного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования базируется на многоаспектном анализе проблемы исследования; проведении исследования с использованием методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; значительном объеме экспериментальных данных; всестороннем анализе результатов опытно-экспериментальной работы; выявлении реальных положительных изменений в процессе творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности при целенаправленном педагогическом содействии; подтверждении гипотезы исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования обеспечивались выступлениями на региональных, всероссийских, международных научно-практических конференциях: «Коммуникативная деятельность в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе» (Чита, 2002 г.), «Региональный подход в экологическом образовании периода детства» (Чита, 2002 г.), «Теория и практика образования в период детства» (Екатеринбург, 2003 г.), «Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в XXI веке» (Чита, 2006 г.), «Современное дошкольное образование: тенденции, проблемы, перспективы» (Чита, 2008 г.), «Феноменология детства в контексте междисциплинарных исследований» (Чита, 2009 г.), «Дошкольное образование в современных социокультурных условиях: реалии, вызовы, перспективы» (Чита, 2010 г.), «Гуманитарные науки как ресурс развития человеческого потенциала в условиях динамично меняющегося мира» (Чита, 2011г.). Материалы и отдельные результаты исследования представлялись в рамках методологических семинаров при кафедрах педагогики, теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чер-
нышевского»; методических совещаний в МАОУДОД Центре эстетического воспитания детей «Орнамент» г. Читы; теоретического семинара по проблемам развития образовательных учреждений Восточной Сибири (Улан-Удэ, 2003 г.); методических пособий, рекомендаций, коллективных монографий, журналов, включенных в перечень научных изданий, рекомендованных ВАК России и Украины. На защиту выносятся следующие положения:
1. Научные предпосылки исследования феномена творческого самовыражения лично
сти основаны на научных положениях антропологического и феноменологического
подходов к исследованию феномена «детство», позволяющих определить уникаль
ность и самоценность детства, его особое место в социокультурной системе; потенци
альную субъектность ребенка, его имманентно заложенную способность к саморазви
тию; взаимообусловленность культурного контекста развития ребенка и становления
ребенка как субъекта культуры.
2. Самовыражение старшего дошкольника в процессе творческой деятельности - это
субъективное отношение ребенка к действительности, выраженное в оригинальных
формах самораскрытия и самопрезентации посредством создания новых материальных
и духовных ценностей; способность ребенка к построению своего образа мира, своего
мироощущения (в слове, изображении, музыке, действии и т.д.) и самого себя в этом
мире. Творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста в изобрази
тельной деятельности есть проявление ребенком своих инициатив и творческих спо
собностей в процессе создания продуктов изобразительного творчества посредством
индивидуального дополнения и/или преобразования заданных техник изобразительной
деятельности, связанное одновременно с созданием продуктов изобразительной дея
тельности, эмоциональным выражением своего отношения к процессу и результатам
изобразительного творчества и индивидуально-личностным самоизменением ребенка.
-
Педагогическое содействие есть особая тактика деятельности педагога дополнительного дошкольного образования во взаимодействии с детьми, направленная на активизацию творческого самовыражения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности посредством формирования у детей ориентировочной основы изобразительной деятельности; включения старших дошкольников в созидательные оригинальные виды изобразительной деятельности; поддержки индивидуальных творческих инициатив детей в процессе изобразительной деятельности; оценки процесса и результатов творческого самовыражения ребенка на конструктивной основе.
-
Комплексная модель исследования творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности включает комплекс показателей трех аспектов анализа творческого самовыражения (индивидуально-личностного, процессуально-деятельностного, результативного); недостаточного, достаточного и оптимального уровней, соответствующих спонтанно-интуитивному, доверительно-регламентированному, произвольно-творческому способам творческого самовыражения старших дошкольников.
-
Показателем результативности целенаправленного педагогического содействия выступает положительная динамика готовности и способности дошкольника к творческому самовыражению в изобразительной деятельности в соответствии с показателями индивидуально-личностного, процессуально-деятельностного, результативного аспектов анализа творческого самовыражения, адекватными оптимальному уровню творческого самовыражения, основанного на преобладании признаков произвольно-творческого способа самовыражения.
Объем и структура работы: общий объем диссертации 165 страниц. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст иллюстрирован таблицами и диаграммами.
Психолого-педагогическая характеристика творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста
Исследование феномена творчеекого самовыражения детей старшего дошкольного возраста предполагает обращение к различным областям научного знания, позволяющим определить научные предпосылки понимания закономерностей, принципов, филоеофских, психологических, педагогических аспектов творческого самовыражения личности с учетом возрастных характеристик детей старщего дошкольного возраста.
Под научными предпосылками исследования феномена творческого самовыражения нами понимаются фундаментальные научные идеи, выступающие в качестве акеиологических (или гносеологических) оснований трактовки и интерпретации сущности человека, смыела его бытия, филоеофско-психологических механизмов его развития и самоактуализации. В определённой мере научные предпосылки выполняют парадигмальную функцию, т.к., согласно трактовке Т. Куна, парадигма представляет собой модель, используемую для решения не только иеследовательских, но и практических задач в определённой области деятельности и базируется на определённых ценностях [143].
Проблема творческого самовыражения личности представляет интерес для все большего числа исследований в философии, психологии, социологии, культурологии, педагогике. Этому, на наш взгляд, способствуют два фактора. Во-первых, приоритет гуманиетической идеологии в исследовании проблем человека, главной идеей которой является представление о человеке как субъекте собственного развития и воплощения себя в разных формах жизнедеятельности. Во-вторых, смена парадигмы в гуманитарных науках с изучения Человека Воспринимающего на изучение Человека Транслирующего, выступающего субъектом культуры. Это, в свою очередь, подчеркивает значимость личной инициати вы и активности современного человека в процессе социализации и освоения культурных ценностей.
В основу исследования вопросов творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста нами положен антропологический подход, т.к. педагогическая антропология позволяет рассматривать ребёнка одновременно и как уникальное явление природы и как социальный, организм, динамика развития которого есть отражение динамики развития человека в контексте социокультурной детерминации; утверждать приоритеты целостности его внутреннего мира; осмысливать его сущностные силы и творческий потенциал в саморазвитии и самореализации. Антропологический подход утверждает единство психофизического и социального развития ребёнка.
На протяжении последних десятилетий в отечественной педагогике антропологическая проблематика находится в центре: внимания исследователей. Исследованию проблем педагогической антропологии посвящены работы ряда отечественных учёных в области педагогики и психологии, в которых описаны различные подходы к пониманию проблемного поля педагогической антропологии (Б.Г. Ананьев, Л.А. Беляева, В.И. Максакова, Р.М. Чумичева и др.).
Представляет интерес позиция Е.В. Беляковой, которая утверждает, что антропологический поход к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном образовательном учреждении позволяет проникнуть в бытие растущего человека, учитывать природу и закономерности внутреннего развития ребёнка, способствовать активизации его самовыражения, поэтому возникает необходимость создания модели активизации самовыражения личности ребёнка [28]. Мы согласны с исследователем в том, что в ситуации поиска педагогической парадигмы самовыражения дошкольников в процессе различных видов деятельности именно антропологический подход может стать условием целостного и действительно научного изучения поставленной проблемы.
Актуализируя значимость антропологического подхода, вместе с тем следует подчеркнуть и здесь мы согласны с мнением Л.К. Нефедовой о том, что философская антропология обычно исследует взрослого человека, что искусственно сужает рамки самой реалии - человека, т.к. человек целостен, един в совокупности всех своих возрастов [198]. Детство, по мнению исследователя,
представляет собой начало человека, его понимание лежит в основе решения всех антропологических проблем. Без понимания детства как начала познающего человека не может быть понимания человека как целостности.
Считаем принципиальным в логике исследования обращение к различным аспектам гуманитарного знания, раскрывающих сущность феномена «детство» как особой психосоциокультурной категории (И.В. Носко) [206]. Это позволит определить отдельные характеристики и предпосылки исследования процесса творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста.
Проблемы детства находятся на стыке многих наук: философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, истории культуры, литературоведения. В.В. Абраменкова отмечает, что отношение к ребёнку, детству в историческом контексте претерпело существенные изменения: путь от ребёнка как раба, которого можно было продать - к ребёнку как цели патриархального брака; от ребёнка - маленького взрослого - к ребёнку как самостоятельной ценной в себе личности [1]. Это свидетельствует о том, что основой современной методологии исследования сущности феномена детства выступают идеи самоценности личности, её духовного потенциала и личностного достоинства, обоснованные в экзистенциальной философии, гуманистической психологии и педагогике. Данное положение представляется значимым для нашего исследования.
Необходимость междисциплинарного синтеза, с помощью которого воз можно создание целостной панорамы представлений о закономерностях станов ления личности ребёнка в обществе высказана уже многими учёными: филосо фами, культурологами и педагогами (Ш.А. Амонашвили, В.В. Зеньковский, М.С. Каган, Я. Корчак, Н.Б. Крылова, Р.М. Чумичева, Д.И. Фельдштейн и др.), психологами (В.В. Абраменкова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Т. Кудрявцев, А.Б. Орлов, М. В. Осорина, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), историками (Ф. Ариес, Ллойд де Моз, Н. Постмен, Л. Поллак и др.), этнографами и социологами (И.С. Кон, М. Мид, Е.М. Рыбинский и др.).
Сущность педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Методологическую основу опытно-экспериментальной работы составили научные положения, последовательно раскрытые в теоретической части исследования, позволившие определить, что для старшего дошкольника имманентно присуще стремление к творческому самовыражению, позволяющее выразить естественную потребность в самореализации и самопрезентации себя в окружении взрослых и сверстников. Вместе с тем, теоретический анализ сущностных характеристик творческого самовыражения детей старщего дошкольного возраста в изобразительной деятельности позволил констатировать, что данный процесс в старшем дошкольном возрасте может носить как непроизвольный, так и произвольный, т.е. осознанный характер. В этом случае поведение ребёнка в ситуации творческого самовыражения в изобразительной деятельности становится признаком субъектности личности, готовности предъявлять и отстаивать свою индивидуальность и творческое своеобразие. Данные положения были использованы нами при определении показателей и уровней творческого самовыражения старших дошкольников. Целью опытно-экспериментальной работы явилось доказательство эффективности и результативности творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности при целенаправленном педагогическом содействии.
Организация опытно-экспериментальной работы включала несколько этапов: подготовительный, констатирующий, формирующий и аналитико-оценочный. Дадим последовательный анализ целевой направленности и содержанию каждого этапа опытно-экспериментальной работы.
Целью подготовительного этапа стало создание комплексной модели исследования творчеекого самовыражения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности (схема 1).
В рамках исследования комплексная модель понимается нами как научно-обоснованная совокупность взаимосвязанных компонентов процесса отслеживания динамики развития готовности и способности старших школьников к творческому самовыражению в изобразительной деятельности, включающая основные аспекты анализа сущностных характеристик творческого самовыражения, его значимые показатели, уровни проявления. Данная модель предполагает подбор соответствующего диагностического инструментария.
В теоретической части исследования было определено, что творческое самовыражение старщего дошкольника в процессе изобразительной деятельности может рассматриваться одновременно как готовность, процесс и результат. В этой связи были выделены три аспекта анализа данного феномена: индивидуально-личностный, процессуально-деятельностный, результативный, которые легли в основу проектирования системы показателей творческого самовыражения старшего дошкольника в изобразительной деятельности.
Как отмечалось в первой части исследования (п.1.2.), индивидуально-личностный аспект анализа позволяет определить готовность ребёнка к творческому самовыражению в изобразительной деятельности. Признаками такой готовности соответственно выступает мотивированное стремление ребёнка проявлять свои инициативы и творческие способности в процессе создания продуктов изобразительного творчества. При этом необходимо учитывать, что для полноценного творческого самовыражения необходимо, чтобы ребёнок не только ис пытывал интерес к изобразительному творчеству, но и старался внести определённый индивидуальный колорит в создание продукта изобразительной деятельности посредством индивидуального дополнения и/или преобразования заданных техник рисования, аппликации, лепки.
Схема 1. Комплексная модель исследования творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Выделяя процессуально-деятельностный аспект анализа творческого самовыражения старшего дошкольника в изобразительной деятельности, мы придерживались мнения, согласно которому процесс создания старшим дошкольником продукта творческой деятельности эмоционально окрашен и имеет для ребёнка первостепенное значение, т.к. от процесса изобразительного творчества ребёнок получает особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Это связано с тем, что осознание целей деятельности, её осмысленность нередко приходит к ребёнку в процессе её выполнения. Кроме того, следует подчеркнуть, что сам процесс изобразительного творчества позволяет старшему дошкольнику, отталкиваясь от эталонных элементов и способов изобразительной деятельности (ориентировочной основы деятельности), перейти к созданию субъективно новых, ранее ребёнком не используемых способов создания выразительных образов в рисунке, лепке, аппликации. Таким образом, творческое самовыражение как процесс, с одной стороны, связано с проявлением ребёнком уже сложившегося у него художественно-творческого опыта при создании определённых продуктов творчества, а с другой, - с выражением своего стремления изменить, преобразовать известные способы изобразительного творчества, найти и реализовать субъективно новые варианты, формы, цветовые решения создания художественных образов. Следует подчеркнуть, что обязательным признаком процесса творческого самовыражения является его ярко выраженная положительно окрашенная эмоциональность, проявляющаяся в форме удивления, радости, восхищения,заинтересованности, в ряде случаев - неудовлетворения выразительностью образа.
Не менее важной характеристикой творческого самовыражения старшего дошкольника в изобразительной деятельности как процесса является готовность и способность ребёнка к регуляции своей деятельности и проявление самостоятельности в процессе изобразительного творчества. Для нас это представляется важным, т.к. регуляция деятельности и проявление самостоятельности выступают объективными показателями произвольности процесса творческого самовыражения дошкольника, проявления им волевого начала, стремления достичь поставленной цели, выполнить продукт не только качественно, но и оригинальной, «не так как у всех». Важно подчеркнуть, что стремление ребёнка проявить самостоятельность, вместе с тем сопряжено с готовностью принять совет или помощь со стороны педагога.
Результативный аспект анализа является необходимым для создания целостного представления о сущности творческого самовыражения старшего дошкольника в изобразительной деятельности, т.к. именно результат изобразительного творчества ребёнка позволяет зафиксировать субъективную новизну и оригинальность продукта, индивидуальную выразительность творческого образа. Немаловажным является проявление дошкольником рефлексивного характера восприятия результатов своего творчества, связанного с самопрезентацией и эмоционально выраженным самопредъявлением себя и своих творческих достижений окружающим взрослым и сверстникам. Как отмечалось ранее, здесь начинают зарождаться узколичностные мотивы, связанные с потребностью во внешнем одобрении, максимальной персонификации, стремлении доказать свою успешность.
Теоретический анализ различных сторон творческого самовыражения старшего дошкольника в изобразительной деятельности и практическое наблюдение за детьми в рамках нашей профессиональной и опытно-экспериментальной деятельности позволили определить комплекс показателей сообразно каждому аспекту анализа творческого самовыражения (таблица 1).
Организационно-содержательные аспекты педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Данное положение исследования строится на том, что нельзя создавать новые продукты изобразительной деятельности, включаться в полноценный творческий акт, если ребёнок не владеет элементарными, в ряде случаев обобщенными или даже универсальными способами изобразительного творчества. Про-цесс освоения таких способов должен стать планомерным и системным и осуществляется под руководством педагога. В основе данной работы лежат принципы сенсорного развития детей дошкольного возраста и формирования у них сенсорных эталонов. В связи с этим, научить ребёнка приёмам восприятия и познания реальной действительности и разным способам построения реалистического изображения и на этой основе активизировать его творческое самовыражение - задача, которая стояла перед нами в процессе опытно-экспериментальной работы.
Это не означает, что педагогическое содействие творческому самовыражению детей в изобразительной деятельности должно начинаться с освоения «изобразительного алфавита» (Н.Н. Куприянов), который вместе с тем является не догмой, а рабочим инструментом (он может быть изменён и усовершенствован) для выполнения ребёнком творческого замысла и его усовершенствования [144]. Графические символы не требуют заучивания, они рассчитаны на непроизвольное запоминание в процессе рисования. Вместе с тем, использование ориентировочной основы изобразительной деятельности позволяет стимулировать инициативу и творчество ребёнка как основу самовыражения.
Усвоение дошкольником собственно изобразительных форм становится основой изобразительного творчества и предпосылкой творческого самовыражения. Изобразительные формы как основы ориентировки в изодеятельности, которые усваивает ребёнок с помощью взрослого, по нашему мнению, развивают у него умение узнавать реальный предмет, стоящий за конкретным графическим построением. Постепенно ребёнок совершенствуется в этой деятельности и внедряет в свой рисунок все формы опыта, который он получает в процессе манипулирования с предметами, а также в предметной и игровой деятельности. В рисунках, аппликациях и других творческих работах детей выражается и их двигательный опыт, и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, и отношение ребёнка к изображаемому, эмоциональные впечатления, вызываемые у него предметами и событиями.
В процессе педагогического содействия творческому самовыражению старшего дошкольника в изобразительной деятельности мы стремились к тому, чтобы эта деятельность носила для ребёнка эмоционально-положительный лич-ностно мотивированный характер. Основываясь на позиции Н.Н. Куприянова, который подчеркивает, что формирование мотива предполагает предварительное снятие технических трудностей, мы находили и разрабатывали такой графический язык, который позволял фиксировать образы с максимальной оперативностью, не задерживая потока идей; раскрывали диапазон выразительных возможностей детей; определяли стабильную и доступную детям знаковую основу - подобие алфавита, словаря и грамматики [144]. Все это позволяло перейти к диалогу в изобразительном плане, а затем - к самостоятельному творчеству и самовыражению в изобразительной деятельности.
Под ориентировочной основой изобразительной деятельности мы понимаем характер изображения, основанный на передаче изображения в сжатой форме путём обобщения очертаний, основных и дополнительных деталей. Так, несколько штрихов карандашом могут выразить некоторые признаки образа, как на уровне узнавания, так и простого обозначения. Выход за эти пределы, расширение в рисунке передачи информации о предмете изображения позволяет ребёнку совершить качественно новый скачок, прорваться на новый виток разн0 вития деятельности. Поэтому с помощью ориентировочной основы деятельности ребёнок постепенно приближается к способам отображения реальных особенностей образа: от примитивных линейных построений, замкнутых форм, по типу чертежа, к более реалистическому изображению.
В процессе организации изобразительной деятельности детей, а именно рисования, нами были использованы различные способы формирования ориентировочной основы деятельности, которые широко представлены в исследования учёных; способ изображения с использованием опорных линий (В.Б. Косминская, В.М. Захарова); способ изображения на основе намеченной схемы (В.Б. Косминская, Т.Я. Шпикалова, Н.Т. Дьяченко и др.); способ изображения путём вписывания изображения в геометрическую форму с последующей детализацией в круге, овале, трапеции (В.Б. Косминская), создание изображения по основным частям в кругу (3денек Адла); последовательная детализация образа путём соединения нескольких геометрических фигур (Пал Корчмарош); способ непрерывной линии (Зденек Адла); способ изображения на основе опорной сетки (Ф. Фребель и др.); способ изображения по опорным точкам и намёткам (В.С.Кузин, Б.Н. Костерин, Т.Я. Шпикалова, А.И. Чарнецкий, Пал Корчмарош).
Некоторые из перечисленных способов предлагались детям для усвоения. Например, нами предлагалась ориентировочная основа для изображения человека, птиц, животных, деревьев с использованием опорных линий (рис. 1, 2, 3, приложение 3). Данный способ в педагогической литературе предлагается В.Б. Косминской, В.М. Захаровой и другими авторами. При формировании у детей 5-6 лет ориентировочной основы деятельности необходимо учитывать то, что для ребёнка характерно изображение предметов по частям. Такой конструктивный характер изображения предметов сохраняется в рисунках детей на протяжении всего дошкольного детства.
Научно-методические рекомендации и оценка эффективности педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Базой опытно-экспериментального исследования явились МАОУДОД Центр эстетического воспитания детей «Орнамент» г. Чита (кружок изобразительного искусства «Волшебная кисточка»), детский клуб «Светлячок» (студия изобразительного творчества для детей дошкольного возраста) при ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно.-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского».
Описание результатов опытно-экспериментальной работы и математическая обработка экспериментальных данных приводится по результатам работы с 62 детьми старшего дошкольного возраста (экспериментальная группа - ЭГ) в течение 2009-2010, 2010-2011 уч. годов.
В рамках констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было изучено начальное состояние готовности и способности дошкольников 5-5,6 лет к творческому самовыражению в процессе изобразительной деятельности. В результате были получены данные, свидетельствующие о том, что дети экспериментальной и контрольной групп находятся на приблизительно одинаковых стадиях проявления творческого самовыражения и используют приоритетно спонтанно-интуитивный способ самовыражения. В совокупности результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы свидетельствовали о том, что у большинства детей не развита полноценная готовность и способность к творческому самовыражению. Полученные данные подтверждают основную идею исследования о необходимости целенаправленного педагогического содействия творческому самовыражению старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы стала практическая апробация комплекса условий педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности в условиях кружка изобразительного искусства «Волшебная кисточка» и студии изобразительного творчества для детей дошкольного возраста. Соответствующая работа проводилась только с детьми, входящими в состав экспериментальной группы. Дошкольники, посещающие другие кружки изобразительного творчества в рамках МАОУ ДОД «Центр эстетиче ского воспитания детей «Орнамент» г. Чита, входящие в состав контрольной группы, занимались по утвержденным в Центре программам.
Педагогическое содействие творческому самовыражению дошкольников в изобразительной деятельности на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы было направлено на активизацию творческого самовыражения дошкольника посредством целенаправленного формирования у старших дошкольников ориентировочной основы изобразительной деятельности; включения старших дошкольников в созидательные оригинальные виды изобразительной деятельности; поддержки индивидуальных творческих инициатив детей в процессе изобразительной деятельности; оценки процесса и результатов творческого самовыражения детей на конструктивной основе.
В исследовании представлен комплекс научно-методических рекомендаций по целенаправленному педагогическому содействию творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как целостной педагогической технологии.
Целью аналитико-оценочного этапа опытно-экспериментальной работы стало выявление динамических изменений уровня творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности при целенаправленном педагогическом содействии.
Посредством комплексной модели исследования творческого самовыражения старших дошкольников в изобразительной деятельности и индивидуальных карт оценки были выявлены результаты, отражающие положительную динамику развития готовности и способности детей экспериментальной группы к творческому самовыражению. Сравнительный анализ данных констатирующего и аналитико-оценочного этапов опытно-экспериментальной работы свидетельствует о том, что большинство детей экспериментальной группы (69,4 %) освоили произвольно-творческий способ творческого самовыражения, характеризующийся комплексом индивидуально-личностных, процессуально-деятельностных и результативных показателей. В то время как для больщей части детей контрольной группы (53,3 %) характерен доверительно-регламентированный способ творческого самовыражения, отличающийся зави симостью творчества ребёнка от типовых образцов, предлагаемых педагогом, его оценки и требований.
Данные аналитико-оценочного этапа опытно-экспериментальной работы доказывают положение гипотезы исследования о возможности активизации творческого самовыражения дошкольников при целенаправленном педагогическом содействии.
Таким образом, проведенное нами исследование вносит вклад в разрешение противоречия между социальным заказом на развитие и воспитание личности, способной адекватно реагировать на социально-экономические изменения, проявляющей готовность к продуктивной созидательной деятельности, творческому самовыражению и недостаточной разработанностью педагогических стратегий и тактик, ориентированных на целенаправленное решение данной задачи в деятельности образовательных учреждений.
Дальнейшее исследование вопросов педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста может быть продолжено по следующим направлениям: проектирование технологии педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в игровой (трудовой, коммуникативной и др.) деятельности; педагогические условия развития опыта творческого самовыражения у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности; сотворческая деятельность как условие творческого самовыражения старшего дошкольника и др.