Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации Валиуллина Чулпан Фаиловна

Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации
<
Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Валиуллина Чулпан Фаиловна. Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Валиуллина Чулпан Фаиловна; [Место защиты: Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т].- Казань, 2008.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/492

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этическая культура менеджера как научно-педагогическая проблема

1.1. Отражение этической культуры деятельности менеджера организации в философских и педагогических исследованиях 13

1.2. Этико-педагогическая культура как одна из составляющих деятельности менеджера организации 36

1.3. Личностно ориентированный подход к формированию этической культуры будущего менеджера организации 56

Выводы по первой главе 70

Глава 2. Экспериментальная апробация педагогической модели процесса формирования этической культуры будущего менеджера организации '

2.1. Проектирование педагогической модели процесса формирования этической культуры будущего менеджера организации в экономическом вузе 72

2.2. Мониторинг экспериментальной реализации педагогической модели формирования этической культуры будущего менеджера организации 111

2.3. Педагогические условия реализации модели формирова ния этической культуры будущего менеджера организации 121

Выводы по второй главе 133

Заключение 137

Библиографический список 142

Приложения 160

Введение к работе

Актуальность исследования. XXI век является временем больших технологических достижений, глубоких экономических кризисов и глобальных переоценок ценностей, которые требуют подготовки управленцев нового типа, обладающих инновационным мышлением, мобильностью и высокой этической культурой. В современной педагогической науке вопросы формирования этической культуры будущих менеджеров получили особую значимость, т.к. доверие граждан к управленцам, предпринимателям, государственным и банковским служащим резко упало. Одной из причин несоответствия подготовки менеджеров требованиям современного общества является недостаточная сформированность у них этической культуры. В современных условиях этическая культура менеджера становится нормой и требованием к его нравственному облику. Ведущими этическими принципами в деятельности менеджера организации являются соблюдение законности, гуманизма, ответственность и справедливость. Обеспечить действенность и эффективность этических принципов, наполнить их конкретным содержанием способен лишь тот управленец, для которого этическая культура является неотъемлемой составляющей его профессионализма.

Этическую культуру менеджера мы понимаем как явление, реализуемое на трех уровнях: интеллектуальном (когнитивном) — знания этических основ менеджмента, потенциальные способности устанавливать деловые контакты; потребностно-мотивационном — соблюдение этических норм общения, ориентация на самосовершенствование; поведенческом — умение работать в команде, правильно организовывать свою деятельность, проявление честности, порядочности и заботы о коллегах. Очевидным становится то, что этическую культуру необходимо развивать еще в процессе вузовской подготовки менеджеров.

Анализ проблемы формирования этической культуры будущих менеджеров показывает, что в вузах отсутствует опыт педагогического моделиро-

вания этого процесса, что обеспечивало бы системность и целенаправленность педагогического воздействия. Некоторые исследования посвящены раскрытию различных аспектов труда менеджеров и предпринимателей (Н.А. Бердяев, В.Н. Волошин, Б.З. Вульфов, М.С. Каган, Э.Р. Тагиров, Л. Якокка и др.); психологический портрет личности менеджера описан Л.К. Аверченко, А.Г. Асмоловым, А.А. Бодалевым, А.Я. Кибановым, Р.Л. Крическим, В.И. Петрушиным, А. Файолем, Г. Фордом, Ф. Тейлором и др.; изучению проблем профессиональной подготовки менеджеров посвящены работы А.А. Аронова, В.П. Бездухова, С.Г. Вершловского, A.M. Зобова, М.В. Кларина, Л.Е. Курне-шевой, Д.Г. Левитеса, A.M. Новикова, Т.И. Рудневой, И.Ф. Харламова и др. Работы, посвященные системному исследованию вопросов формирования культурных установок, поведения менеджеров, соответствующих современному пониманию этической культуры, практически отсутствуют.

Анализ существующей практики подготовки будущих менеджеров, состояние формирования их этической культуры свидетельствуют о том, что в теории и практике вопроса прослеживается целый ряд противоречий между:

потребностью современного общества в менеджерах, обладающих высокими нравственными качествами, и существующими на российском рынке труда стереотипами, допускающими не очень высокий уровень сформированное этической культуры у менеджеров;

сложившейся в вузах практикой подготовки менеджеров, ориентированных на усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, и отсутствием в их подготовке системной организации этической составляющей, вплоть до формирования профессиональной культуры менеджеров;

декларируемыми в вузах целями профессиональной подготовки менеджеров и практическими задачами этического характера, которые приходится решать молодому специалисту в условиях профессиональной деятельности.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: какова педагогическая модель процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации?

Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке и практике, выявленные противоречия послужили основой для определения темы исследования: «Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации».

Целью исследования является теоретическая разработка и обоснование педагогической модели процесса формирования этической культуры будущего менеджера организации.

Объектом исследования выступает образовательно-воспитательный процесс вуза.

Предметом исследования является педагогическая модель формирования этической культуры будущих менеджеров организации в учебно-воспитательном процессе вуза.

Гипотеза исследования основана том, что формирование этической культуры будущего менеджера организации будет успешным, если:

спроектирована педагогическая модель процесса формирования этической культуры, включающая цели, задачи, содержательный компонент, методы и технологии, дидактические условия и требования, необходимые для формирования этической культуры будущих менеджеров организации;

определены педагогические условия формирования этической культуры будущего менеджера организации в процессе обучения и воспитания в вузе;

разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс подготовки менеджеров учебно-методические материалы, формирующие этическую культуру будущего специалиста.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены

следующие задачи:

  1. Спроектировать и апробировать опытно-экспериментальным путем педагогическую модель процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации.

  2. Определить педагогические условия формирования этической культуры будущего менеджера организации в процессе обучения и воспитания в вузе.

  3. Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс подготовки менеджеров учебно-методический комплекс по формированию этической культуры будущих менеджеров организации.

Методологической основой исследования являются философские, экономические и педагогические теории формирования этической культуры личности; системный и синергетический подходы к организации учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогические концепции о роли среды в воспитании и развитии личности; принципы историзма, научности, плюрализма, приоритета общечеловеческих ценностей; исследования историков и педагогов-теоретиков по моделированию и проектированию образовательной системы, направленной на самовыражение личности.

Основу исследования составляют идеи философской и педагогической антропологии (Н.А. Бердяев, Б.М. Бим-Бад, О.Ф. Больнов, В. Дильтей, В.В. Зеньковский, В.П. Зинченко, Г. Ноль, Н.И. Пирогов, Г. Плеснер, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, М. Шелер и др.); научные труды отечественных и зарубежных представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Р. Берне, У. Глассер, Я. Кор-чак, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Сатир, С. Френе, Э. Фромм, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский и др.); публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного подхода в педагогической практике (Д.А. Белухина, Е.В. Бондаревская, С.Л. Братченко, О.С. Газ-ман, В.В. Горшкова, Э.Н. Гусинский, Л.М. Лузина, В.В. Сериков, Ю.И. Тур-

чанинова, И.С. Якиманская); научные положения о сущности, становлении и развитии педагогических систем (В.П. Беспалько, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Ю.А. Конаржевский, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, М.М. Поташник, Н.Л. Селиванова и др.).

Основными методологическими подходами при формировании содержания и процесса формирования этической культуры стали:

системно-функциональный подход, в соответствии с которым этическая культура рассматривается как педагогическая подсистема профессиональной подготовки менеджера, учитывающая динамику, тенденции и перспективы ее развития;

личностно-ориентированный подход, направленный на развитие личностных качеств будущего специалиста и определяющий эффективность его творческой профессиональной деятельности;

дифференцированный подход, учитывающий образовательные потребности обучаемых, уровень их исходной предметной компетенции, характер и степень их мотивированности к предметной подготовке;

профильный подход, позволяющий интегрировать дисциплины учебного плана с позиций определения содержания этической подготовки будущего специалиста, модернизировать преподавание дисциплин на основе зафиксированных в профессиограмме типовых задач; усилить профессиональную ориентацию дисциплин.

Теоретической базой исследования стали основные положения А.Н. Леонтьева, С.Я. Рубинштейна о психологической теории деятельности; научное наследие Ф. Аквинского, Аристотеля, И. Канта, О. Конта, Платона, А. Смита, Сократа, Эпикура в области философского осмысления феномена этики; современные научные исследования в области этики, морали, воспитания духовно-нравственной сферы личности (В.И. Андреев, Б.З. Вульфов, Д.З. Ахметова, А.Н. Хузиахметов); идеи гуманистической педагогики (Р.А. Валеева; Г.В. Мухаметзянова; З.Г. Нигматов, В.А. Сухомлинский). Для ана-

лиза проблем профессионального развития студента и критериев результативности личностного развития имели большое значение работы таких зарубежных ученых, как А. Маслоу, бихевиористская теория Б. Скиннера и др. В своей работе мы опирались на теоретические концепции формирования культуры личности (А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, B.C. Библер, О.С. Газман, В.Г. Тугаринов); исследования в области инновационных технологий, в том числе информационных, и их роли в реализации педагогических условий профессионального развития (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.Ф. Габдулхаков, В.В. Гузеев); теорию личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондарев-ская, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение литературы в области отечественного и зарубежного менеджмента, педагогики и психологии; сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта подготовки менеджеров; педагогическое наблюдение в естественных условиях в учебно-воспитательном процессе; беседы и стандартизированное интервью; анкетирование и тестирование, ориентированные на выявление этической культуры студентов; методы самооценки; сравнительный анализ; методы ранговой корреляции; опытно-экспериментальная работа.

Источниковедческой базой исследования послужили законодательные и программно-методические документы, постановления правительства, учебники и учебно-методические комплексы, передовой опыт работы вузов, материалы педагогической и общественной периодики. Базой исследования стали высшие учебные заведения, в образовательный стандарт которых входит подготовка менеджеров организации.

Экспериментальной базой исследования являлись Институт экономики, управления и права (г. Казань) и его филиалы в городах Набережные Челны, Бугульма, Альметьевск. В эксперименте участвовало 250 студентов

дневного отделения, обучающихся по специальностям 061100 «Менеджмент организации» и 061500 «Маркетинг».

Организация и этапы исследования:

На перволі этапе (2000-2002 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы с использованием философских, психолого-педагогических источников; анализировался отечественный и зарубежный опыт деятельности менеджеров; сформулированы противоречия, рабочая гипотеза, определены научные категории исследования; проведены пилотные исследования по определению параметров этической культуры будущих менеджеров организации.

На втором этапе (2002-2005 гг.) разработана педагогическая модель формирования этической культуры будущего менеджера организации, включающая цели, задачи, особенности организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на приращение у будущих менеджеров организации этической составляющей; выявлены педагогические условия формирования этической культуры студентов, среди которых единство педагогических подходов, реализация личностно-культурологической составляющей образовательных стандартов, наличие образовательной среды, способствующей формированию этических установок студентов, направления педагогической деятельности по реализации концептуальных подходов, обоснованных в модели подготовки менеджеров организации.

На третьем этапе (2005—2008 гг.) апробирована модель процесса формирования этической культуры студентов на формирующем этапе эксперимента: выявлены содержание этических знаний как компонент общей культуры личности, значимые этические ценности и педагогические подходы к формированию поведения, критерии и показатели сформированное этических составляющих личности менеджеров организации. Обобщены результаты в виде диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Спроектирована и апробирована опытно-экспериментальным путем

педагогическая модель процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации, основу которой составляют три компонента: 1) интеллектуальный (когнитивный), выявляемый на основе таких критериев, как глубокие знания по этике и этическим основам менеджмента; развитость рефлексивных, мыслительных способностей, знания и потенциальные способности устанавливать деловые контакты; 2) потребностно-мотивационный, критериями которого выступают соблюдение этических норм в общении; уважительное отношение к партнерам по бизнесу; ответственность, наличие мотивации к достижениям; 3) поведенческий (этический), критериями которого являются сформированность навыков этики и культуры в общении, умение вести деловые переговоры, уважительное отношение к партнерам, клиентам и другим категориям лиц.

  1. Определены педагогические условия формирования этической культуры будущего менеджера организации в процессе обучения и воспитания в вузе, в частности, наличие процессуальной модели организации формирования этической культуры, которая содержит традиционные и инновационные технологии и формы педагогической деятельности, критерии выбора оптимальных технологий, осуществление культурологического содержания учебных дисциплин, использование инновационных технологий (в том числе, инфокоммуникационных), наличие критериев выявления сформированности этических качеств будущих менеджеров организации, готовность преподавателей к реализации этической составляющей госстандарта подготовки менеджеров.

  2. Разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс подготовки менеджеров учебно-методические комплексы по формированию этический . культуры будущих менеджеров, среди которых элективные курсы «Этическая культура будущего менеджера организации», «Этика и психология менеджера организации» и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на

основе историко-педагогического анализа фактологического материала уточнено и выведено на качественно новый уровень понятие «этическая культура»; представлены концепции, раскрывающие сущность этической культуры будущих менеджеров; выявлены историко-педагогические предпосылки становления и развития института менеджмента в России и за рубежом; составлен психолого-культурологический портрет современного менеджера; разработаны педагогические технологии активизации творческой инициативы преподавателей и студентов в формировании этической культуры; обоснованы критерии (когнитивный, потребностно-мотивационный, поведенческий), показатели и уровни сформированности этических качеств; разработаны концептуальный и процессуальный составляющие педагогической модели формирования этической культуры будущих менеджеров организации.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс авторских спецкурсов и рекомендаций по организации процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации; разработанная педагогическая модель формирования этической культуры будущего менеджера организации может быть использована в учебных заведениях любого типа, а также на курсах повышения квалификации менеджеров.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования на научно-практических конференциях и семинарах вузовского, регионального, федерального и международного уровней. Основные положения диссертационной работы представлялись и обсуждались на заседаниях кафедры социально-политических дисциплин Института экономики, управления и права (г. Казань). По материалам исследования опубликовано одиннадцать работ.

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Института экономики, управления и права (г. Казань) и его филиалов в городах Набережные Челны, Бугульма, Альметьевск. Материалы исследования

используются преподавателями на лекционных и семинарских занятиях учебного предмета «Этика и культура делового общения».

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались целостным подходом к решению научной проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, оптимальной количественной базой эксперимента; практическим подтверждением основных положений исследования и научной обработкой полученных в ходе эксперимента данных; сопоставлением полученных результатов с массовым опытом подготовки менеджеров.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Педагогическая модель процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации, которая спроектирована и апробирована автором опытно-экспериментальным путем.

  2. Педагогические условия формирования этической культуры будущего менеджера организации в процессе обучения и воспитания в вузе.

  3. Содержание учебно-методических комплексов по формированию этической культуры будущих менеджеров, среди которых элективные курсы «Этическая культура будущего менеджера организации», «Этика и психология менеджера организации» и др.

Структура и основное содержание диссертации. Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Отражение этической культуры деятельности менеджера организации в философских и педагогических исследованиях

Целью данного параграфа является рассмотрение понятийного аппарата исследования, уточнение понятий «этика», «этическая культура», «менеджмент», «менеджер», представление философско-педагогической экспозиции этической культуры личности менеджера организации, краткий анализ развития управленческой мысли, к которой человечество обращалось и обращается от Античности до наших дней.

Взгляд в прошлое позволяет выявить и обозначить зарождение проблематики этической культуры. Исторический анализ обеспечивает понимание преемственности, взаимосвязи и перспективы конкретной проблемы с иными, позволяет сложить ее мозаичное видение в специфических временных контекстах. Рассматривая становление, динамику изучения этической культуры личности с первых шагов до наших дней можно проследить, как происходит оформление, наполнение содержанием этого аспекта личности, что приобретает относительно завершенный характер и выделяется как целостный предмет научно-педагогического осмысления.

Этика - философская наука, которая имеет дело с предметом, не всегда поддающимся анализу, потому что занимается определенной областью поведения и деятельности человека [194]. В теории человек наблюдает и описывает процесс действительности, стремится его обосновать. На практике он создает то, что постиг в действительности вне самого себя. В этической же деятельности человек следует склонностям и законам, проявляющимся в нем самом. Обосновать эти склонности и законы удается лишь до известной степени.

В постоянно меняющихся условиях этическая составляющая личности находит свое выражение в специфике собственной текстуальности, в которой зафиксированы коды, сплетенные в особую историческую ткань. Расшифровка жизненных кодов человека позволяет увидеть содержание тех культурных связей, в которых бытует исторический Актуализация теоретического положения Протагора «Человек — мера всех вещей» создает особое видение тенденций и процессов сегодняшнего дня: в центр внимания поставлен человек с личными устремлениями, проблемами, достижениями. Познать себя как импульс, исходную точку бытия -вот современная установка сознания человека, исследовательский взгляд которого не обходит вниманием ни одной структуры человеческого существования. Это привело к ситуации, когда многоаспектное и вариативное человеческое бытие аналитическими процедурами расчленилось на множество составляющих его областей, которые определяют собственный предмет исследования, утрачивая при этом целостное видение способов человеческого самосуществования, поэтому возникает необходимость иного подхода к исследованию человеческой личности, такого, который презентует целостность личности в ее многообразной явленности.

Наука XXI века обязана учитывать изменения особенностей бытия, деятельности и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности. В горизонте внешнего мира (по Ю. Хабермасу, одного из трех «основных миров», наряду с социальным и внутренним мирами) техническая реальность уже воспринимается как нечто сущее, влияющее на жизнь и деятельность человека [104, с. 28-40], поэтому профессиональную деятельность следует рассматривать как систему отношений человека с Миром.

Современность оформляет особый подход к осмыслению этической культуры в качестве составляющей профессионализма руководителя любого ранга. Эффективность управления во всех сферах деятельности общества определяется, в первую очередь, знанием и соблюдением этических норм взаимоотношений между людьми. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала. Косвенно он становится жертвой этого уже в детстве. Его родители, поглощенные трудовыми буднями, не могут уделять ему нужного внимания. Позже, сам, став жертвой перенапряжения, он все больше испытывает потребность во внешнем отвлечении. Для работы над собой в оставшееся свободное время, для серьезных бесед или чтения книг необходима сосредоточенность, которая дается нелегко. Праздность, развлечения и желания становятся для него физической потребностью. Человек ищет не познания и развития, а развлечения и притом такого, которое требует минимального духовного напряжения.

Из-за особенностей организации нашего общества мы утрачиваем присущее нам духовное начало, нашу индивидуальность. Конечно же, психика жителей крупных городов в этом отношении подвергается наиболее неблагоприятному влиянию. Мы утрачиваем чувство родства со своими ближними, что приводит к антигуманности. Во многих ситуациях мы уже просто не можем проявлять подлинно человеческое участие к себе подобным и, в конце концов, вообще уходим от истинно человеческих отношений. Присущее человеку от природы участливое отношение к ближнему исчезает. Подчеркивание в отношениях высокомерия и безучастности уже не воспринимается как проявление невоспитанности и грубости, а рассматривается как светское поведение. Вся наша духовная жизнь протекает в рамках служебной деятельности. С детства современный человек так проникается мыслью о дисциплине, что отрекается от своего самобытного существования и способен руководствоваться только интересами своей корпорации.

Духовная нищета, отказ от независимости своего мнения привели к тому, что большинство современных молодых людей утратили веру в истину. Сверхорганизованность общественной жизни привела к дезорганизованности духовной жизни, результатом которой являются подорванные отношения между людьми и обществом в этическом плане. Страх перед внутренним конфликтом в обществе заглушает побуждения размышлять с точки зрения нравственной личности.

В наше время существуют убеждения, что культура состоит преимущественно из научно-технических и художественных достижений и может обойтись без этики или ограничиться ее минимумом. Такое упрощенное мнение заслужило авторитет в обществе, поскольку его часто высказывали люди, которым по положению и научной грамотности полагалось бы быть более компетентными, а именно управленцы. В результате перестали признаваться диктуемые логикой и этикой основные истины и убеждения. На первый план вышли идеи, взятые из опыта, ослабленные знанием. Отступление от разумных этических идеалов привело к уменьшению объективности человеческого сознания, поэтому большинство современных людей, занимающих руководящие должности, трудно назвать трезвыми наблюдателями и расчетливыми управленцами, каковыми они сами себя считают. Они часто подвержены воздействию настроений и страстей, пробуждаемых обстоятельствами. Сам руководитель, зачастую не отдавая себе отчета, примешивает к рациональному столько эмоционального, что одно искажает другое. Именно такое сочетание объективности и необъективности, трезвости и способности восторгаться бессмысленным составляет серьезную опасность для современного менеджера. Только мышление, обеспечивающее действия и основанное на этических идеалах, способно породить целесообразное действие. Без плана и фундамента будущее окажется на зыбкой почве конкретных фактов, обстоятельств, характеризующихся хаотичностью и смешанностью. Только через основанные на разуме этические идеалы можно прийти к нормальным взаимоотношениям с действительностью, только благодаря им человек и общество обретут власть над происходящим. Без этого людям не вырваться из власти событий, т.е. этическое понятие культуры единственно правомочно.

человек. Жизненные коды -суть представления о мире, конструируемые, распознаваемые, угадываемые на основе тех «механизмов», возможностей, которые есть в сознании личности. Этическая составляющая личности приобретает возможность являть себя через содержательный конгломерат, обеспечивающий множество интерпретаций. Но ввиду того, что сознание человека ограничено, в нашем историческом философско-педагогическом осмыслении этической культуры личности устанавливаются рамки, в качестве которых берутся наиболее общие характерные черты жизненных, в частности, культурных универсалий человека [52].

Исторический анализ проблематики культуры личности уходит своими корнями в древность - тот момент истории, когда четко обозначилась и выделилась как относительно самостоятельная способность человека к теоретическому характеру осмысления мира и самого себя. Конструирование определенного видения космоса, несущего свойства гармонии и порядка, обусловило, в первую очередь, постановку таких проблем, как выделение первооснов универсума, места человека в нем, гармонии человека и космоса. Аналитическое рассмотрение этической составляющей индивида в это время еще не могло быть подлинно осмыслено. Еще не пришло время для выделения специфической исследовательской области, где этическая культура предстанет как составляющая бытия человека.

В истории запечатлены серьезные попытки прийти к этическому мировоззрению. Уже китайские и индийские учения проникнуты надеждой на то, что этическая сила восторжествует над естественной и таким путем поднимет мир и человечество к вершинам подлинного совершенства. Ранние ин дийские пророки представляют себе этот процесс как своего рода всемирную реформу. Они движимы решимостью преобразовать человеческое общество и побудить народы выполнить свое высокое назначение, и они надеются добиться своей цели. Во всех областях прогресс представляется им полезным. В своем мышлении они связывают воедино внутреннюю и внешнюю культуру. Нерешенным остается вопрос: как слить в мысли воедино универсум и этику [69]?

По мнению большинства ранних западных мыслителей, совершенный мир должен наступить сверхъестественным путем. Он не подготавливается культурной работой человечества. Однако постепенно западное мировоззрение начинает ориентироваться на совершенствование организации общества и всех служащих ему внешних достижений культуры. С VII века до нашей эры греческое мышление начинает постепенно освобождаться от религиозного мировоззрения. Вера в богов воспринимается уже как неудовлетворительная, так как боги не отвечают запросам мыслящего нравственного сознания. Начинает свою работу критика, которая сочетается с натурфилософией у Ксенофонта и Гераклита. Софисты выступают с критикой норм, признанных в сфере общественной жизни и деяний индивида. Радикальная молодежь в лагере софистов придерживается тезиса, что вся нравственность выдумана организованным обществом в своих интересах. Следовательно, освобождающийся от этой оценки мыслящий человек может сам себе устанавливать свои собственные «нравственные» нормы и во всем следовать только своему удовольствию и своим интересам [52].

Этико-педагогическая культура как одна из составляющих деятельности менеджера организации

Конечная цель обучения состоит в формировании личности специалиста, обладающего знаниями и умениями, устойчивой мотивационной сферой, психологическими и социальными качествами. Происходящие в современном обществе коренные экономические, социальные, психологические изменения диктуют социальный заказ на специалиста высшего звена в области менеджмента, соответствующего требованиям общества, поэтому при проектировании процесса обучения студентов-менеджеров организации необходимо учитывать цели, интересы и потребности в учебной и профессиональной деятельности самих студентов.

Любой процесс обучения необходимо строить на основе следующих концептуальных положений: системности и последовательности, преемственности, личностно-ориентированного подхода, ориентации на непрерывное самосовершенствование обучаемого.

Принцип системности и последовательности - наиболее надежная методологическая основа в совершенствовании педагогической теории и практики, что позволяет проанализировать, исследовать и развивать дисциплину как целостную, единую дидактическую систему со всеми присущими ей функциональными и структурными компонентами. Системность является одной из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов. Система должна быть целостной, структурной, иерархической, взаимозависимой со средой. Большое внимание системному подходу в педагогике уделяли В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, Ф. Ф. Королев, К. Д. Ушинский. По мнению К. Д. Ушинского, «только система, конечно разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями» [192, с. 123].

Системность и последовательность обучения требуют глубокого ос мысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала, работы с научной, справочной, нормативной литературой. Знания усваиваются студентом полноценно только в системе, в контексте с другими знаниями, поэтому при объяснении нового материала по дисциплине подчеркивается связь теории с практикой с учетом межпредметных связей.

Преемственность как дидактический принцип перекликается с принципом последовательности в обучении. Как известно, преемственность - это связь настоящего с прошлым и будущим. Она включает в себя целую совокупность понятий и в педагогике служит основанием для теоретического построения процесса усвоения новых понятий и способов действия в определенной логической последовательности. «Принцип преемственности - это категория дидактики (исходное положение), отражающая закономерности изменения структуры содержания учебного материала и сочетания методов обучения, направленных на преодоление противоречий линейно-дискретного характера процесса обучения и отражающая способы реализации этих закономерностей в соответствии с целями обучения» [109, с. 79].

Так как процесс обучения является механизмом осуществления преемственности поколений в социальной и культурной областях, то успешно он может протекать лишь при соблюдении преемственности между ее отдельными этапами и составными частями. В процессе формирования личности должны во взаимодействии работать три педагогических измерения: прошлое, настоящее и будущее. Сущность преемственности заключается в совершенствовании настоящего и в проектировании будущего с опорой на прошлое. Основными особенностями преемственности в обучении являются: многоаспектность, разнохарактерность, многокомпонентность, многофакторность.

В процессе обучения устанавливаются преемственные межпредметные связи и координируются педагогические воздействия на обучаемых. Соблю 58 дается единство требований и согласованность определений, обозначений и научных понятий. Преемственность в процессе обучения студентов-менеджеров подразумевает тесную взаимосвязь теоретического материала с содержанием практических занятий, внеучебной работой студентов и ранее изученными дисциплинами.

Разнохарактерность преемственности в условиях различных учебных заведений обуславливает необходимость разработки преемственности между различными звеньями системы образования: средняя школа - высшее учебное заведение - производство.

Многофакторность заключается в характере предшествующей подготовки, вида законченного ранее учебного заведения, опыта трудовой и профессиональной деятельности, психологических и возрастных особенностей [109, с. 152].

Принцип преемственности требует соблюдения требований при обучении специальности «менеджер», планирования содержания обучения, исходя из овладения предшествующим опытом с ориентацией на будущее; выделения главных направлений образовательного процесса, обеспечивающего гармоничное развитие личности в системе непрерывного использования и развития усвоенных понятий в процессе учебной и производственной деятельности.

В рамках личностно-ориентированной педагогики важным представляется знание об обучаемом, сколько учебного материала он может воспринять и усвоить без ущерба для здоровья. Известно, что построение образовательного процесса на основании интересов, потребностей, способностей и возможностей обучаемых является более эффективным, чем навязывание взрослыми им установок и положений.

Проектирование педагогической модели процесса формирования этической культуры будущего менеджера организации в экономическом вузе

Развивающаяся рыночная инфраструктура общества настоятельно диктует необходимость совершенствования профессиональной подготовки в процессе обучения в вузе. Особенно чувствительной областью в развитии современного народного хозяйства является менеджмент. Реформа общественно-политической жизни затрагивает и сферу управления, однако ощутимых позитивных результатов в этой области еще нет. Исследования Института социологических исследований РАН дают удручающую картину морального, делового и профессионального облика современного поколения менеджеров, которым свойственны коррумпированность, безнравственность, двойные стандарты.

Одной из важнейших причин несоответствия менеджеров требованиям современного общества является недостаточная сформированность этической культуры. Рассматривая этическую культуру как совокупность интеллектуального, поведенческого и потребностно-мотивационного начал, мы в своей опытно-экспериментальной деятельности исследовали все три составляющие с целью моделирования профиля выпускника факультета менеджмента.

Понятие «модель» в педагогической интерпретации - это наглядный аналог, в котором педагогическое явление представлено схематически, чтобы показать его основные свойства и взаимосвязи. Модель - это описание какого-либо фрагмента действительности на удобном языке с определенной целью и с ограничениями. Наиболее распространенной моделью, используемой в педагогике, является модель специалиста, которая относится к содержа 73 тельным, описательным моделям. Структура классической модели специалиста включает в себя три составные части: — виды деятельности, обусловленные особенностями нашего века; — виды деятельности, диктуемые требованиями профессии, специальности; — виды деятельности, обусловленные социально-политическим строем страны, его духовно-нравственной системой [9].

Первая составная часть включает умения (и определенные знания), необходимые не только данному специалисту, но и представителям других специальностей (например: уметь учиться, управлять коллективом). Вторая часть модели специалиста для каждой профессии определяет свой, конкретный состав умений. Будущий менеджер организации должен овладеть, прежде всего, системой умений, связанных с проектированием процесса управления. Третья часть (личностный блок) включает в себя нравственные и мировоззренческие задачи, требования общей культуры.

Технология формирования модели включает ряд этапов: создание банка профессиональных ситуаций; определение системы ролей и видов деятельности; знания, умения, навыки для выполнения деятельности; определение личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения конкретных видов профессиональной деятельности.

Вся эта система (модель) позволит разрабатывать образовательную программу. Модель специалиста исторически воплощалась в различных формах: квалификационные характеристики, профессиограммы и др. [9].

Постановка целей обучения и оптимизации содержания подготовки специалистов заданной квалификации и профиля предшествует разработка модели профессиональной деятельности специалиста - профессиограммы, что является документом, регламентирующим технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Профес 74 сиограмма, с одной стороны, представляет нормативные требования профессии к разным видам профессионального труда; с другой стороны, описывает профессиональную деятельность, качества личности специалиста, необходимые для успешного выполнения труда. Изучение и описание любой профессии ведется с определенной целью и подчинено этой цели. Профессиограмма может составляться с целью обоснования учебных программ, направленных на подготовку кадров; оздоровления гигиенических условий труда; в проф-ориентационных целях. В 60-80-е гг. прошлого века возрос интерес к составлению профессиограмм: были разработаны профессиограммы учителей (В. С. Волков, К. К. Платонов), руководителя школы (В. Ю. Кричевский, М. Ф. Ткач, В. П. Парамзин и др.). В настоящее время профессиограммы являются предметом исследования также психологов (А. А. Деркач, А. К. Маркова, Г. У. Матушанский и др.).

Наиболее проблемными, с нашей точки зрения, в разработке профессиограммы является выявление профессионально важных качеств управленца. Анализ управленческой, педагогической, психологической, профессиоло-гической литературы показал, что существуют различные основания в определении профессионально важных качеств управленца. В настоящее время при построении профессиограмм, по мнению исследователей А. К. Марковой, А. А. Деркача, менее категоричной становится установление взаимодействия человека и работы, качества личности склонны приспосабливаться к меняющимся условиям труда. Человек может не только приспосабливаться к работе, но может изменять предмет и социальную среду труда. Приспосабливаясь к среде и требованиям профессии, человек создаёт у себя индивидуальное сочетание профессионально важных качеств, приводящее к успеху [55, с. 12]. У человека может сложиться своя комбинация качеств или он может менять способы работы, вырабатывая индивидуальный стиль деятельности.

Мониторинг экспериментальной реализации педагогической модели формирования этической культуры будущего менеджера организации

Необходимость формирования этической культуры будущих менеджеров организации ставит перед педагогами ответственную задачу выполнения государственного заказа на формирование и воспитание нравственных, этических качеств у будущих управленцев. Такой заказ стимулирует интерес педагогической науки и практики к поиску подходов к модернизации процесса и содержания педагогического образования, как основного направления его совершенствования, реального способа преодоления кризисных явлений в образовательном пространстве экономического вуза.

Сущность модернизации состоит в единстве сохранения накопленного потенциала педагогического образования при одновременном его улучшении. Стабильность такого единства предполагает организацию преподавателями постоянной обратной связи со студентами в учебно-воспитательном процессе для получения информации о динамике модернизации педагогического образования как инновационном процессе. Особого внимания при организации такой обратной связи заслуживает мониторинг знаний студентов как основа модернизации педагогического образования.

Мониторинг (от лат. ел. monitor — предостерегающий) вошел в педагогическую науку из экологии и социологии. Мониторинг может быть рассмотрен как научный феномен, если система мониторинга имеет значительную составляющую, либо может использоваться с научными целями. В отличие от эксперимента мониторинг не подразумевает вмешательства в естественное развитие объекта исследования или вообще, до тех пор, пока динамика развития объекта не станет угрожающей.

Понятие «мониторинга» в педагогике рассматривается относительно недавно. В исследованиях А. С. Белкина, Г. К. Карповой, Т. М. Макаровой отмечается многообразие, как определений, так и видов мониторинга. Прове 112 денная нами классификация видов мониторинга позволила обосновать правомерность проведения мониторинга знаний студентов. Выявлено существование трех целей такого мониторинга для стратегического, тактического и оперативного его уровней, в соответствии с которыми разрабатывается программа мониторинга. Мониторинг знаний студентов экономического вуза достаточно сложен, поскольку предполагает сохранение преемственности в критериях и показателях для каждого из учебных предметов и курсов обучения.

При решении задачи возникла необходимость определения возможностей мониторинга знаний студентов. Такие возможности существуют на каждом из уровней мониторинга. Наиболее перспективны три направления, в каждом из которых мониторинг знаний студентов играет решающую роль. Это коррекция сложившейся в вузе системы профессионального обучения студентов, которая и сама по себе и с точки зрения областей коррекции прямо обусловлена мониторингом знаний студентов. Второе направление — введение новых видов деятельности и отношений, направленных на устранение выявленных в процессе мониторинга причин, снижающих уровень этической культуры студентов. Третье направление — усиление технологичности и ди-агностичности результатов педагогического образования, которые, вне мониторинга качества знаний студентов, принципиально не осуществимы.

Апробация педагогической модели формирования этической культуры будущего менеджера организации в процессе экспериментальной работы и анализ полученных результатов легли в основу методических рекомендаций по формированию этической культуры студентов - будущих менеджеров организации:

1. Специфика изучения дисциплин, предусмотренных образовательными стандартами (философия, этика, педагогика, психология, социология, культурология и др.).

Для создания информационной базы формирования этической культу из ры будущего менеджера необходимо проанализировать образовательные стандарты с целью вычленения этических составляющих знаний. Знания любые сами по себе являются достоянием человека, его бесценным капиталом. Однако, памятуя о том, что на современном этапе общество остро нуждается в образованных, этичных менеджерах, необходимо особое внимание обратить на целенаправленное этическое образование и воспитание. Задача также заключается в разработке специальных методических приемов передачи знаний. Помимо традиционных методов (лекция, семинар), необходимо использовать активизирующие студентов методы (кейс-стади, проблемные вопросы, проектный метод и др.). Занятия должны носить воспитывающий характер, быть яркими и запоминающимися.

2. Элективные спецкурсы.

Как уже было сказано выше, недостаточны теоретические познания в области этики. Процесс обучения должен содержать контент, нацеленный на формирование этической культуры менеджеров. Таким контентом могут стать элективные спецкурсы «Этическая культура менеджера организации», «Этика и психология менеджера организации». Они должны быть разработаны с учетом образовательной среды учебного заведения и должны дополнить преподавание основных курсов, восполняя пробелы в формировании этической культуры.

3. Программы саморазвития студентов.

Важнейшая роль в формировании этической культуры студентов принадлежит самообразовательной деятельности. Этическое сознание может сформироваться лишь при рефлексии, установке на добрые дела, на любовь к человеку, на признание самоценности каждого человека как субъекта своей жизнедеятельности.

Похожие диссертации на Педагогическое моделирование процесса формирования этической культуры будущих менеджеров организации