Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3-11
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Ї Щ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЯКУТСКОГО
\ ТЁЛБЭ 12-60
1.1. Роль народной педагогики в воспитании детей якут
ского тёлбэ 12-27
1.2. Социально-педагогическая характеристика социума
тёлбэ 27-60
І ГЛАВА П. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИ-
f МОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИУМОВ
'!'* ТЁЛБЭ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 61-92
-
Взаимоотношения, существующие между микросоциумами тёлбэ 62-74
-
Пути и способы педагогического и этнокультурного взаимодействия ,...75-91
ГЛАВА III.СЕМЬЯ-ОСНОВНОЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ
РЕБЕНКА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МИКРОСО
ЦИУМОВ ТЁЛБЭ 92-122
ЗЛ. Психолого-педагогические основы воспитания детей
по этническим возрастным периодам народной педа
гогики саха 92-105
3.2. Использование досуга семьи в воспитании детей..106-122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123-126
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 127-135
ПРИЛОЖЕНИЯ 136-169
Введение к работе
В настоящее время в нашем обществе происходят глубокие общественно-политические, социально-экономические изменения. Усложняются социально-политическая структура общества и положение человека в этой жизненной ситуации.
Нестабильное положение в социально-экономической сфере создает определенные трудности, связанные с деформацией духовно-нравственных устоев общества, в том числе, и в области воспитания и обучения детей.
В этих условиях особую значимость приобретают взаимодействие и сотрудничество всех социальных институтов для более эффективного решения в социуме трудовых, досуговых и других видов деятельности детей, молодежи и взрослых, как фактора социализации подрастающего поколения. Микросоциумы, где воспитывается ребенок (семья-детский сад-школа-жители тёлбэ1 -природа), взаимосвязаны, влияют друг на друга. И это вполне естественно.
В условиях обновления системы образования как в России, так и национально-региональных систем образования в суверенных республиках в составе Российской Федерации процесс реализации Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия) приобретает особую актуальность, в том числе и недостаточно разработанная проблема педагогического и 1 Тслбэ ~ отдельная местность, участок, где проживают люди, имеющие хозяйственную, соинально-экойомическую, духовно-культурную и даже родственную общность. Другими словами, под телбэ якуты понимают участок, село, деревню. (См. об этом: Пекарский Э.К. Словарь жкутското языка. СПб-Л, 1959; Краткий словарь якутского языка. - Якутск, 1994.-С.203; Корнилова А.Г. //Наслежно-улусиое социальное воспитание. -М., І997.-С.17; Данилов Д.А. Исходные поэнцнн к моделированию наслежио-улусного социального восгоггаша/ГГам же.-С12.) этнокультурного взаимодействия микросоциумов якутского тёлбэ в воспитании детей.
В настоящее время в Республике Саха функционируют 693 общеобразовательные школы, из них 495 - сельских. Несмотря на то, что большинство якутских школ являются сельскими, исследования о взаимодействии и роли социумов в воспитании и развитии якутских детей, в основном, ведутся без учета специфики сельского тёлбэ. Решение данной проблемы положительно скажется на практику воспитания и развития детей в условиях якутского сельского социума.
Степень разработанности темы. На современном этапе в различных странах мира идет процесс преобразования традиционных школ в открытые, где школа ищет пути интеграции социально-педагогических проблем в единстве мира, человека и природы. В частности, это - общинные школы США, Вальдорфская и холистическая школы (Германия), ноосферная школа (Россия), японская система «морального воспитания» и др.
Проблемой гуманизма, защиты духовно-нравственных основ жизни и деятельности человека занимаются многие зарубежные ученые. Так, профессор В.Брецинка (Германия), в качестве одного из средств выхода из создавшегося духовного кризиса, предложил формирование реалистической картины мира, объективной концепции человека и его воспитания, т.е. воспитания жизнестойкости с опорой на собственные силы, нравственные позиции и концентрации усилий на самом существенном, позитивном; отказ от всего негативного в мыслях и делах. Известный психолог П.Лаустер (Германия) раскрывает новые пути творческого развития личности и его внутренней свободы (средства освобождения личности от подчинения воле других, ложных авторитетов, эмоциональных блокировок и т.д.). В.Чинаках, Я.Лефстедт (Швеция), Г.Вайлер (США) при разработке содержания школьного образования предлагают учитывать тесные взаимоотношения между школой и другими общественными организациями, людьми, деятельность которых имеет отношение к тем или иным областям компетенции.
Многие идеи и положения социально-педагогического наследия 20-30 годов (Блонский П,П., Иорданский Н.Н., Калашников А.Г., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Рыбников Н.А., Шацкий СТ., Шуберт A.M., Шульгин В.Н. и др.) не потеряли своей актуальности и сегодня.
Значительный вклад в разработку проблемы воспитания личности ребенка внесли ученые-педагоги и психологи-практики по различным направлениям: а) возрастная психология и педагогика -Божович Л.И., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Дьяченко М.И., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б. и др.; б) формирование личности ребенка - Ильин B.C., Караковский В.А., Лихачев Б.Т., Мудрик А.В., Сухомлинский В.А., Филонов Г.Н. и др.; в) педагогика сотрудничества - Амонашвили Ш.А.; г) комплексный подход к воспитанию -Бабанский Ю.К., Поташник М.М.; д) самосознание, самоопределение ребенка - Глазунова О.И., Иванов И.П., Петровский А.В., Столин В.В., Щедровицкий П.Г. и др.
Изучению вопросов воспитания в семье, взаимосвязи семьи и общества, взаимодействия семьи и школы, социальной работы с семьей посвящены исследования ученых-обществоведов, ученых-педагогов: Азарова Ю.П., Бочаровой В.Г., Буевой Л.П., Волкова Г.Н., Гашимова А.Г., Гурова В.И., Меликяна Г.Г., Никитиных Б.Н, и Л.А., Смирновой
ГЛ., Сысенко В.А., Ханбикова Я.И., Харчева АХ., Щербича Л.И., ЯркинойТ.В. и др.
Вопросы семейного воспитания в свете проблемы развития народной педагогики и этнопсихологии освещены в трудах 4 Афанасьева В.Ф., Винокуровой У .А., Оконешниковой А.П., Попова
Б.Н., Портнягина И.С., Уткина К.Д. и др.
Многие аспекты взаимодействия школы и социума, личности ребенка и школы рассмотрены Даниловым Д.А., Корниловой А.Г., Неустроевым Н.Д., Шамаевой А.П. и др.
В работах Е.П. Жиркова, Р.Е.Тимофеевой и др. нашли отражение общие вопросы воспитания и развития личности ребенка в свете Концепции обновления и развития национально-региональной * системы образования Республики Саха (Якутия).
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы по нашим концептуальным положениям определили тему данного исследования «Педагогическое и этнокультурное взаимодействие микросоциумов якутского тёлбэ в воспитании детей».
Объект исследования - взаимодействие семьи-детского сада-школы-государственных учреждений и общественных организаций якутского тёлбэ в воспитании и развитии ребенка.
Предмет исследования - педагогическое и этнокультурное взаимодействие микросоциумов якутского тёлбэ в воспитании и общем развитии сельских детей.
Цель исследования - разработка и научное обоснование эффективности педагогического и этнокультурного взаимодействия микросоциумов якутского тёлбэ в воспитании и общем развитии сельских детей.
Основные задачи исследования: - изучить и анализировать социально-философскую, историко-этнографическую, психолого-педагогическую литературу по теме диссертации; выявить социально-педагогические особенности воспитания личности ребенка в условиях воздействия различных воспитательных факторов микросоциума якутского тёлбэ; разработать оптимальные пути и способы педагогического и этнокультурного взаимодействия микросоциумов в условиях села Республики Саха (Якутия); дать научно-практическое обоснование организационно-педагогического обеспечения процесса воспитания детей по возрастным периодам.
Гипотеза исследования. Внедрение в жизнь идеи педагогического и этнокультурного взаимодействия микросоциумов якутского тёлбэ может способствовать: а) осознанию родителями социально-педагогической поддержки социокультурного окружения; б) развитию у детей чувства собственного достоинства и социальной зрелости (жизненная стойкость, творческий склад ума, инициативность, предприимчивость, конкурентноспособность на рынке труда и др.); в) развитию и укреплению у общественности тёлбэ твердой уверенности в деле воспитания детей на основе сотрудничества с родительскими и педагогическими микросоциуами.
Методологической основой исследования послужили: - положения материалистической философии об единстве теории и практики, о сущности явлений и факторов, имеющих место в общественных и педагогических процессах; общей педагогики и психологии о целостном процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка; диалектический подход к взаимосвязям и взаимодействиям всех явлений и факторов внешнего и внутреннего характера по проблеме; идеи, заложенные в Концепции обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия).
Методы исследования: а) анализ педагогической, социально-психологической, социально-философской, историко-этнографической отечественной и зарубежной литературы по теме исследования; б) изучение и обобщение передового опыта семейного воспитания, работы детских учреждений; в) констатирующий и формирующий эксперименты; г) беседа с учителями, родителями, учениками, представителями общественности; д) опрос, анкетирование, интервью; е) хронометраж членов семьи; ж) модели микросоциумов тёлбэ; з) изучение школьной документации.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в Тыарасинской средней школе Таттинского улуса Республики Саха (Якутия). В исследовательской работе участвовали учителя, учащиеся, воспитатели детского сада, социальные педагоги, психологи, работники государственных учреждений и общественных организаций.
Основные этапы исследования:
I этап - подготовительный (1992-94 гт). Изучение социально-философской, психолого-педагогической, историко-этнографической литературы; опыта работы по возрождению культуры народа саха, воспитательной деятельности на основе нового педагогического мышления; выделение поля этнокультурного и педагогического взаимодействия микросоциумов тёлбэ; определение потенциальных возможностей их функционирования и развития; разработка системы взаимодействия микросоциумов тёлбэ.
II этап - организующий (1994-95гг). Проектирование содержания этнокультурных и педагогических взаимодействий: а) сбор и обобщение информации об инновационном потенциале микросоциумов тёлбэ; б) разработка программ школьно-внешкольной образовательно-воспитательной работы; в) создание творческих групп для совместной деятельности (социальный педагог-руководитель+ОТЄЦ и мать-координаторы+учитель+представитель организации).
III этап - формирующий (1995-97 гг). Опытно- экспериментальная проверка проектных разработок:
Внедрение единой системы педагогических и этнокультурных взаимодействий микросоциумов тёлбэ: «Семья+детский сад+шко-ла+общественность» по разработанным программам.
Формирование у организаторов (микросоциум школы) необходимого для реализации инновационного процесса - научно-методического потенциала и социально-педагогического опыта.
IV этап - завершающий (1997-98 гт). Обобщение и распрос транение результатов исследования по организации педагогических и этнокультурных взаимодействий в условиях села.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечены современными положениями фундаментальных исследований в области педагогики, психологии, социологии; комплексным подходом к проблеме социального воспитания детей; сопоставлением полученных результатов с массовой практикой социального воспитания в условиях якутского тёлбэ.
Научная новизна и теоретическая значимость работы. В исследовании разработаны: новые подходы педагогических и этнокультурных основ взаимодействия микросоциумов якутского тёлбэ; система целостного подхода к воспитательному процессу на основе совместной деятельности государственных учреждений, общественных организаций, семьи, детского сада, школы.
Практическая значимость. Показаны пути взаимодействия микросоциумов якутского тёлбэ в системе педагогических и этнокультурных отношений, особенности работы социального педагога в условиях тёлбэ; конкретизированы содержание, формы и методы воспитательной работы по возрастным этапам развития личности сельского ребенка.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Единство целей и задач во взаимодействии микросоциумов на педагогической и этнокультурной основе способствует их сплоченности, формированию гуманистических отношений, духовно-нравственных норм; оздоровлению социальной среды якутского тёлбэ.
Структура, содержание и методы педагогических и этнокультурных взаимодействий микросоциумов, как целостная система воспитательного процесса в условиях якутского тёлбэ.
Этнические возрастные ступени развития личности ребенка на основе народной педагогики саха.
4. Модель «Семья-детский сад-школа-общественность» обеспечивает конкретизацию функциональной деятельности каждого из микросоциумов в виде технологического процесса воспитания детей в условиях якутского тёлбэ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации 169 страниц, приложения на 33 страницах. В списке литературы - 116 источников.