Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКЗИСТЕН ЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ В СИСТЕМЕ ВУЗа МВД 14
1.1. Экзистенциальная направленность как философский и психолого-педагогический феномен 14
1.2. Педагогические условия становления экзистенциальной направленности у курсантов ВСИ МВД РФ 41
1.3. Специфика экзистенциальной направленности и ее становления у курсантов ВСИ МВД РФ 72
Выводы 84
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВСИ МВД РФ 87
2.1. Сущность и этапы экспериментальной работы по становлению экзистенциальной направленности у курсантов ВСИ МВД РФ 87
2.2. Количественный и качественный анализ результативности экспериментальной работы 106
2.3. Пути формирования экзистенциальной направленности в вузах МВД России 129
Выводы 138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
ЛИТЕРАТУРА 147
- Экзистенциальная направленность как философский и психолого-педагогический феномен
- Сущность и этапы экспериментальной работы по становлению экзистенциальной направленности у курсантов ВСИ МВД РФ
- Количественный и качественный анализ результативности экспериментальной работы
Введение к работе
Одним из наиболее тяжелых последствий политических и социально-экономических потрясений последнего десятилетия является все более усиливающаяся тенденция к дегуманизации современного российского общества. Естественно, что эта тенденция не могла не отразиться в такой подструктуре социума как система образования, где все чаще можно наблюдать явный или латентный возврат к перспективной педагогике "формирования" (а точнее, подавления) личности.
Гуманизация общества, равно как и гуманизация образования, по всей видимости, не может быть осуществлена "сверху" какими-либо указами или реформами; этот процесс может быть начат только конкретными людьми, желающими видеть себя, своих детей, своих современников свободными, неповторимыми, самоактуализирующимися личностями. Чем больше будет таких людей, тем более вероятным будет переход образования и общества в эпоху истинной демократии и гуманизма. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что для таких людей в рамках вузовского образования должны быть созданы, точнее, признаны объективной необходимостью, педагогические условия для становления и развития экзистенциально-гуманистического мировоззрения.
Гуманизация образования, таким образом, представляется сегодня в качестве одной из глобальных проблем, которая должна всесторонне исследоваться как в широком социокультурном контексте, так и в контекстах конкретных и, прежде всего - в психолого-педагогических, поскольку гуманизация социума в целом и образования в частности, выступает как императив выживаемости человека, сохранения его свободы и духовности.
Если рассматривать конкретные виды высшего образования, то нельзя не отметить тот факт, что в экзистенциальной направленности образования нуждаются не только будущие сотрудники ОВД. Данный постулат может быть доказан через определяющий, социально объективный смысл правоохранительной деятельности. Ее сущность может быть определена как постоянное отделение угрожающей свободе бытия человека социальной патологии от развивающей и укрепляющей свободу личности социальной нормы, сопровождающееся убедительной и бесспорной системой доказательств деструктивного характера данной патологии. Отсюда следует, на наш взгляд, важный с методологической точки зрения вопрос: «Может ли человек, не нашедший сам смысл своего бытия, не научившийся реализации собственной свободы, не столкнувшийся с калечащей его дух социальной патологией, не чувствующий собственной ответственности и принимающий ее, осуществить это отделение»?
Поэтому создание педагогических условий для формирования экзистенциальной направленности у будущих сотрудников правоохранительной системы общества является столь же важной научно - педагогической проблемой, как и гуманизация юридического образования вообще.
Заметим, что проблему экзистенциального направления в образовании нельзя назвать новой и оригинальной для отечественной психолого-педагогической науки. В русской педагогике досоветского периода эта проблема изучалась такими выдающимися философами, педагогами, писателями как К. Н. Вентцель, А.И. Герцен, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Новиков, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.; исследовалась в педагогической теории и практике известными представителями русской философии начала XX века В.В. Розановым, В. В. Зеньковским П. А. Сорокиным, С. Л. Франком и др. В основе работ названных авторов лежат философские и педагогические
5 положения о том, что человек является самоценным, свободным и ответственным субъектом своего личностного становления.
Наиболее важными для нашего исследования являются положения экзистенциальной философии, отраженные в трудах таких мыслителей как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. Камю, С. Кьеркегор, Н. О. Лосский, Ж.- П. Сартр, П. Тиллих, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др. Представители экзистенциальной парадигмы утверждают мысль, что личность свободна в своем становлении; свобода человека состоит в обретении им возможности "выбирать" самого себя, созидать собственную личность каждым своим действием, поступком. Тем самым человек должен нести ответственность за свое развитие и бытие, не перекладывая ее на внешние обстоятельства.
Экзистенциально-гуманистические психологические концепции, специфически дополняющие философию экзистенциализма и рассматривающие человека как суверенного субъекта решения собственных экзистенциальных проблем, представлены в работах Ю.В. Аннушкина, Б. С. Братуся, С. Л. Брат-ченко, Д. Бюджентала, Д. А. Леонтьева, А. Маслоу, Р. Мэя, С. Е. Олишевско-го, А. Б. Орлова, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна, Ю. В. Тихонравова, В. Франкла, Э. Фромма, К. Юнга и др.
Нами выяснено, что холистическое, нередукционистское воззрение на человека как на уникальный, проактивный, биопсихосоциальный феномен отличает работы А. Адлера Г.С. Батищева, С.Г. Вершловского, Б.С. Гершун-ского, Э.В. Ильенкова, В.А. Лекторского, Р.Л. Лившица, Г. Лэндрета, М.К. Мамардашвили, Г. Олпорта и др.
Особо значимая в контексте нашего исследования проблема становления личности как саморазвивающейся, гетеростатическои гуманитарной системы рассматривается в трудах таких представителей системно-гуманитарного и синергетического подходов, как В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, Э.Н. Гусин-
ский, Л. Заде, М.С. Каган, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, Я.И. Свирский, И. Р. Пригожий, И. Стенгерс, Ю.И. Турчанинова и др.
Сущность и специфику личностно-центрированного подхода, как одного из наиболее последовательных экзистенциально- гуманистических направлений в психолого-педагогической науке (с позиции которого личность рассматривается, как центр собственного самосозидания), нам помогли выяснить труды Д. и Р. Байярдов, С.Л. Братченко, Д. Дьюи, А. Маслоу, Г. Олпорта, К.Роджерса и др.
Значительную ценность для нашего исследования представляют работы, посвященные проблеме межличностного диалога как необходимого условия, обеспечивающего процесс полноценного саморазвития личности (З.Бауман, М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.А. Рябченко, Л. Фейербах и др.).
Важнейшее место в методологической основе нашего исследования занимают работы, отражающие сущность личностного саморазвития как педагогического феномена (К. А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.А. Бо-далев, О.С. Газман, 3. Грайф, Л.Я. Зорина, Л.Н. Куликова, СВ. Кульневич, Л.И. Новикова, О.Л. Подлиняев, К. Роджерс, Е.Л. Федотова, Г.А. Цукерман и
др.)-
Для нас представили интерес исследования, посвященные проблемам личностно-ориентированного образования, позволившие уточнить общее и различное между "личностно-центрированным" и "личностно-ориентиро-ванным" подходами в современной педагогике. Важную роль здесь сыграли работы таких авторов, как Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, А.В. Вильвов-ская, М.В. Кларин, В.В. Сериков, И.С Якиманская и др.
В силу специфики объекта исследования нам необходимо было опираться на исследования, посвященные образовательному процессу в высших учебных заведениях военизированного типа. Значительную теоретико-методологическую роль в этом аспекте нашего исследования сыграли работы А.В.
7 Барабанщикова, В.П. Давыдова, Н.П. Лепетанова, А.Г. Сабадаша, В.Я. Сле-
пова, В.Н. Фетисова и др.
Проведенный анализ широкого спектра теоретических источников позволяет заключить, что в современной философской и психологической науках существует значительный объем концептуальных и прикладных наработок, посвященных проблеме экзистенциальной направленности развития личности, что подтверждает ее значимость и актуальность. В то же время, на сегодняшний день данную проблему можно считать открытой в теоретико-методологическом отношении, в том числе в педагогической практике военизированных вузов.
Данное явление определило тему нашего исследования «Педагогические условия становления экзистенциальной направленности курсантов в ВУЗе МВД». В теоретическом отношении тема посвящена исследованию сущности экзистенциального аспекта личностно-центрированного подхода, как наиболее современного гуманистического направления в мировой психолого-педагогической науке, и разработке концепции становления личностно-профессионального мировоззрения сотрудника правоохранительных органов г на основе этого подхода. В практическом отношении - это обоснование и апробация специфического компонента подготовки юриста в системе ведомственного вузовского образования, обеспечивающего, в конечном итоге, гуманизацию правоохранительной деятельности.
Объект исследования - процесс становления экзистенциальной направленности будущих сотрудников правоохранительных органов (на примере подготовки курсантов Восточно-Сибирского института МВД РФ).
Предмет исследования - педагогические условия способствующие становлению экзистенциальной направленности курсантов в процессе их про-, фессиональной подготовки в военизированном вузе.
8 Цель исследования - состоит в теоретическом обосновании, разработке
и апробации педагогических путей и условий становления экзистенциальной направленности у курсантов вуза МВД.
Гипотеза исследования: становление экзистенциальной направленности будущего сотрудника правоохранительных органов - сложный процесс духовного, нравственного и мировоззренческого роста человека, познания самого себя и, на этой основе, поиска возможностей личностного и профессионального становления. Педагогический процесс в вузе МВД будет способствовать эффективному развитию у курсантов экзистенциально-гуманистической направленности, если в процессе вузовской подготовки целенаправленно создаются такие условия, как:
информационно-содержательное обогащение образовательной среды, позволяющее курсантам делать свободный и ответственный выбор идей, ценностей, концепций, теорий, а также порождать собственные смыслы;
установление ценностно-смысловых паритетов на основе диалогических отношений «преподаватель-курсант» и «курсант- курсант»;
включение в учебный процесс экзистенциально-ориентированной практики самопознания (интроспекции);
внедрение в учебный процесс активных методов обучения и групповых t тренингов сензитивности, эмпатии и экзистенциальной рефлексии.
Для достижения поставленной цели и в соответствии с гипотезой исследования решались следующие задачи:
Теоретически обосновать сущность феномена «экзистенциальная направленность» (ЭН) и выявить специфику ее становления у курсантов Восточно-Сибирского института МВД.
Разработать систему педагогических условий становления ЭН в условиях вуза МВД и экспериментальным путем доказать эффективность данной системы.
Проанализировать количественные и качественные результаты исследования и на их основе разработать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию процесса становления будущего сотрудника правоохранительных органов.
Разработать методологию и методику с конкретными критериями, позволяющую объективно отслеживать динамику становления экзистенциальной направленности курсантов и влияние на этот процесс определенных педагогических условий.
Методологической основой исследования послужили фундаментальные идеи о свободном и ответственном самоопределении личности в процессе смыслопоисковой активности, развиваемые в экзистенциальной философии и экзистенциальной психологии (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Л. -Бинсвангер, М. Босс, В. Франкл и др.); труды классиков русской дореволюционной педагогики и философии, затрагивающие проблемы смысла человеческого существования и его духовных оснований (Н.А. Бердяев, Н.О. Лос-ский, К.Д. Ушинский и др.); идеи самоорганизации и саморазвития в синергетике (В.И. Аршинов, И.Р. Пригожий); принципы индетерминизма, открытости и преодоления пост-социального в социологии (3. Бауман, Ж. Бодрийар, Г. Маркузе, В.А. Ядов); основные положения личностно центрированного подхода, разработанного К.Р. Роджерсом; теория самоактуализации А. Маслоу; отечественные психолого-педагогические концепции саморазвития личности и личностного роста (С.Л. Братченко, Л.С. Выготский, Л.Н. Куликова, СВ. Кульневич А.Б. Орлов и др.).
Методы исследования: Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: методы теоретико-методоло-гического анализа научной литературы и диссертационных иссле-
10 дований по изучаемой проблеме; социологические методы (анкетирование,
интервьюирование, беседы); праксиметрические методы (анализ продуктов учебной деятельности курсантов), методы диагностического исследования (методика диагностики уровня самоактуализации «САМОАЛ», валидизиро-ванная А. В. Лазукиным; методы диагностики личностно-развивающего потенциала, систематизированные С. Л. Братченко (в частности, тест «Чувства, реакции, убеждения - «ЧРУ-экспресс»), а также специализированные методики, направленные на диагностику личностно-профессиональных качеств сотрудника ОВД).
Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на базе Восточно-Сибирского института МВД России и проводилась в три этапа:
1998 - 2000 гг. - знакомство с литературой по проблеме гуманизации образования; анализ путей становления экзистенциальной направленности курсантов.
2000 - 2003 гг. - осуществление экспериментальной работы по становлению экзистенциальной направленности. Внедрение экспериментального фактора (выявленных условий) в процесс профессиональной подготовки курсантов ВСИ МВД РФ.
2003 - 2004 гг. - коррекция, количественный и качественный анализ, обобщение результатов экспериментальной работы, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации. Подготовка и издание монографии по теме исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
разработана система критериев диагностирования экзистенциальной направленности будущего сотрудника ОВД;
проанализирована специфика становления экзистенциальной направленности в вузах военизированного типа;
установлена взаимосвязь между развитостью экзистенциальной направленности курсанта и уровнем его личностной самоактуализации;
доказана педагогическая эффективность целенаправленно организуемой практики экзистенциального самопознания курсантов.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
теоретически обоснована необходимость рассмотрения экзистенциальной составляющей в структуре мировоззрения как психолого-педагоги- ческого феномена;
предложен принцип ассимиляции экзистенциалов как интегральный фактор экзистенциально-гуманистического образования курсантов;
выявлены педагогические условия и этапы становления экзистенциальной направленности будущего сотрудника правоохранительных органов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: полученные результаты и выводы могут быть использованы для модернизации содержания профессиональной подготовки сотрудника органов внутренних дел; апробированные практики индивидуального самопознания и личностного роста могут использоваться в массовом процессе подготовки и в системе повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел.
Экспериментальной базой исследования являлся юридический факультет Восточно-Сибирского института МВД РФ. В исследовании принимало участие 203 курсанта.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в монографии «Проблемы становления личности в вузах МВД в контексте экзистенциальной педагогики», в мате-^ риалах всероссийских научно- методических конференций, посвященных анализу подходов к подготовке специалистов для органов внутренних дел и других публикациях автора.
На защиту выносятся следующие положения:
личность субъекта образования представляется уникальной и неповторимой саморазвивающейся гуманитарной системой, способной к сознательному и ответственному выбору жизненных и профессиональных целей, ценностей и смыслов, направленных на самостоятельное выстраивания себя и собственной стратегии жизни;
экзистенциальная направленность в особой степени важна для сотрудника ОВД, поскольку специфика профессии требует от него особой ответственности, инициативности, личностной автономии, умения быстро (а нередко и оперативно) принимать самостоятельные решения, от правильности которых может зависеть собственная жизнь и жизнь других людей;
создание в учебном процессе гносеологической ситуации, способствует осознанию и принятию курсантами важнейших экзистенциалов (свобода, духовность, ответственность, творчество) как основы для проектирования и реализации своей жизненной и профессиональной позиции;
органичное включение в учебную деятельность процессов личностного самопознания открывает возможности для обогащения личности курсанта субъектным опытом и на этой основе обеспечивает сознательное принятие определенного взгляда на мир и его важнейшие атрибутивные характеристики;
содержательное обогащение учебных курсов экзистенциально-гуманистической проблематикой; создание активной образовательной среды через диалогизацию общения преподавателя и курсанта и смысловую проблемати-зацию занятий интенсифицирует процесс становления гуманистической направленности курсантов.
13 Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 153 страницах. В тексте диссертации имеются 2 таблицы, 5 рисунков. Библиографический список насчитывает 172 источника.
Экзистенциальная направленность как философский и психолого-педагогический феномен
Появление экзистенциального направления связывают с именем датского философа Серена Кьеркегора (1813 - 1855), провозгласившего понятие "экзистенция" (лат. existentia - существование) как глубинную сущность человеческого Я. Согласно С. Кьеркегору, экзистенция является фундаментом каждой конкретной человеческой личности, определяющим ее уникальность, неповторимость и отличие от остальных людей. Причем, с позиции С. Кьеркегора, экзистенция - это не определенная и изначально заданная человеку сущность, а наоборот - "открытая возможность"; человеческое существование предшествует человеческой сущности - человек не рождается человеком, а становится им.
На дальнейшее становление экзистенциализма оказал сильное влияние немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938) - основатель феноменологии, предметом которой является внутренний мир отдельных субъектов, рассматриваемый как неповторимый и уникальный результат самосозидания.
Наибольшего влияния экзистенциализм как философское направление, достигает к середине XX века; к этому же периоду он разводится на религиозный (наиболее известными представителями, которого являются русский философ Н. А. Бердяев [24], [25]; немецкий философ, психиатр К. Ясперс [162]; французский философ Г. Марсель и др.) и атеистический (французские философы Ж.-П. Сартр [128], [129],[130]; С. де Бовуар; лауреат Нобелевской премии А. Камю, [69]).
Одной из ключевых категорий экзистенциальной философии является свобода. Свобода - это главное, что отличает человека от всего нечеловеческого. Обретая себя как экзистенцию, человек обретает и свободу, которая является основным источником и движущей силой его существования. Человек может отказаться от свободы, поскольку, по словам Н. А. Бердяева, быть свободным гораздо труднее, чем быть рабом - "Свобода порождает страдание. Можно уменьшить страдание, отказавшись от свободы" [25,16]; однако отказ человека от свободы - это также частный случай свободы.
Согласно экзистенциализму, смысл свободы состоит в том, что человек не является объектом, формирующимся под воздействием социума, равно как и не является "продуктом" биологического, животного начала, а "выбирает" самого себя, создает себя своими действиями и поступками в каждый момент своей жизни. Таким образом, человек свободен в творении собственной жизни, несет полную ответственность за все в ней совершенное и не может оправдывать себя, ссылаясь на внешние обстоятельства. "Свобода есть не право, а обязанность" [Там же, 325].
Экзистенциализм оказал сильное влияние на искусство, культуру, философию; особую значимость он приобрел в 40 - 60 г. г. XX века в психологической науке. Идеи экзистенциализма прошли через работы создателя "гуманистического психоанализа" Э. Фромма; Карен Хорни; отечественного ученого С. Л. Рубинштейна, который за "преклонение перед иностранщиной" подвергся преследованиям и в 1947 году был уволен со всех своих должностей; Ф. Перлза и других выдающихся психологов.
Окончательным результатом "экзистенциальной экспансии" в западноевропейскую психологию стало появление отдельного направления, получившего название экзистенциальная психология, которое с середины прошлого столетия активно развивается и в Соединенных Штатах. Среди наиболее известных представителей экзистенциального течения в психологии, можно назвать Л. Бинсвангера, М. Босса, Р. Мэя, В. Франкла, Д. Бюджентала.
Специфика экзистенциальной психологии, представленная в работах Бинсвангера, Босса и других авторов, заключается в том, что она возражает против переноса из естественных наук в психологию принципа причинности. В человеческом существовании нет причинно- следственных отношений. В основном есть лишь последовательность поведенческих событий, но недопустимо из последовательности выводить причинность. Нечто происходящее с ребенком не является причиной его более позднего взрослого поведения. Оба события могут иметь тождественный экзистенциальный смысл, но это не означает, что событие А - причина события В. Говоря коротко, экзистенциальная психология, отвергая каузальность, отвергает также позитивизм, детерминизм и материализм. «Она утверждает, что психология не походит на другие науки и не должна строиться по той же модели, что они. Она требует собственного метода - феноменологии - и собственных понятий - бытие-в-мире, модусы существования, свобода, ответственность, становление, транс-ценденция, пространственность, темпоральность - и многих других, взятых из онтологии Хайдеггера».[ 156,263]
Сущность и этапы экспериментальной работы по становлению экзистенциальной направленности у курсантов ВСИ МВД РФ
В контексте нашего исследования экспериментальная работа заключалась в апробации специфических компонентов, обеспечивающих, в конечном итоге, гуманизацию юридического образования. Экспериментальная рабо га, являясь взаимосвязующим звеном между педагогической теорией и педагогической практикой, проводилась не только с целью проверки гипотезы настоящей диссертации, но и с целью преодоления часто встречающегося в отечественной психолого-педагогической науке разрыва между гуманистически ориентированными теоретико-методологическими положениями и реальной практикой их осуществления.
Заметим, что вместо традиционного понятия "опытно- экспериментальная работа" мы использовали понятие "экспериментальная работа", поскольку эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) - это и есть научно поставленный опыт. Как справедливо отмечают Н.И. Аристер и Н.И. Загузов: "... работа может быть либо опытной, либо экспериментальной, а по своей сути эти понятия можно считать синонимами".
Так как в целом диссертационное исследование базируется на личностно-центрированном подходе, то этот же подход составляет и основу экспериментальной работы. При личностно-центрированном подходе курсант ВУЗа МВД становится центром своего личностно-профессионального роста и является основным фактором, обеспечивающим эффективность общефилософской, педагогической и психологической подготовки; "... он является целью собственного развития, самосовершенствования, становления как личности". Сегодня все чаще наблюдаются попытки гуманизировать образовательные технологии как таковые, процесс образования, его содержание, формы, методы и т. п., оставляя за рамками научных и практических исследований феномен личности участников педагогического взаимодействия, что, на наш взгляд, представляется принципиально неверным; поэтому мы, учитывая, что юридическое образование является не только периодом подготовки человека к профессиональной деятельности, но и важнейшим этапом его личностного роста, старались акцентировать экспериментальную работу на потенциальных возможностях личности курсанта как саморазвивающейся гуманитарной системы.
Таким образом, сущность экспериментальной работы по становлению экзистенциальной направленности мировоззрения курсантов заключалась в том, что мы стремились создать наиболее благоприятные предпосылки и условия (психолого-педагогические, коммуникативные, личностно-развиваю-щие, организационные и др.), позволяющие курсанту будущему сотруднику ОВД:
- как субъекту самоактуализации реализовывать процесс перехода своих потенциальных способностей и особенностей в актуальные, осознавать самого себя, свою индивидуальность, свои возможности и через самопринятие и самопонимание идти к пониманию и принятию экзистенциальных проблем, обнаружению в себе внутренних сил, к рождению смысла жизнетворе ния, самосозидания";
- как субъекту саморазвития осуществлять непрерывный процесс позитивного самоизменения в направлении возрастающей конструктивности,
С точки зрения многих представителей экзистенциально-гуманистической психологии и педагогики саморазвитие и самоактуализация не являются синонимичными терминами, так как процесс саморазвития - это не столько актуализация природного потенциала человека, сколько его "самодостраивание" - обретение ранее не заданных личностных свойств и качеств в условиях свободного и сознательного выбора возможностей, предоставляемых внешним миром. сложности, зрелости, компетентности и других основополагающих атрибутов личностного и профессионального роста, образующих в своем единстве мировоззренческую позицию; обретать самого себя и выстраивать стратегию собственной жизни в целом;
- как субъекту личностно-профессионального становления постигать сущность (философские, психологические и педагогические основы) экзистенциально-гуманистического (личностно-центрированного) подхода на мировоззренческом и теоретическом уровнях;
- как субъекту правового взаимодействия осуществлять диалогический стиль общения, обеспечивающий симметричные, равноправные отношения с другими его участниками, ведущий к эмпатийному взаимопониманию и полноценному взаиморазвитию.
Количественный и качественный анализ результативности экспериментальной работы
Рассмотренная в параграфе 2.1. экспериментальная работа по становлению экзистенциально-гуманистического мировоззрения у курсанта Восточносибирского института МВД России сопровождалась диагностическими исследованиями, позволявшими отслеживать результативность данной работы и вносить в нее необходимые коррективы.
В соответствии с общепринятой логикой проведения диагностических исследований в процессе экспериментальной работы, нами были выделены три диагностических этапа.
Этап исходно-констатирующей диагностики. Данный этап предусматривает изучение исходного ("стартового") состояния предмета дальнейших преобразований "на входе" в эксперимент. В нашей работе на этом этапе осуществлялся анализ готовности курсантов к началу экспериментальной деятель 107 ности по становлению у них экзистенциально-ориентированного личностно профессионального мировоззрения.
Этап диагностических исследований, сопровождающих преобразующий эксперимент. Данный этап предусматривает изучение происходящих изменений, касающихся предмета экспериментальных преобразований, а также динамику этих изменений. На этом этапе нами на протяжении всего его периода преобразующей экспериментальной работы осуществлялась диагностика изменений личностно- профессиональных качеств будущих сотрудников ОВД, значимых с позиции экзистенциально-гуманистической (личностно-центри-рованной) парадигмы; конкретизировались пути и условия повышения продуктивности становления этих качеств; анализировалась динамика становления компонентов, составляющих их личностно-профессиональное мировоззрение.
Этап итогово-констатирующей диагностики. Данный этап предусматривает диагностику достигнутых к завершению преобразующего эксперимента результатов. В нашем исследовании на этом этапе проводился диагностический анализ итогов экспериментальной работы, позволявший проверить и объективно подтвердить основные положения выдвинутой нами гипотезы и сформулировать окончательные выводы.
Рассмотрим количественный и качественный анализ результатов диагностических исследований, полученных на каждом из названных выше этапов.
Этап исходно-констатирующей диагностики. На данном диагностирующем этапе нами проводилась работа по таким направлениям как:
- исследование мотивации поступления в институт МВД;
- выявление наличного уровня самоактуализации курсантов, степени их реальной включенности в процесс сознательного личностного саморазвития; - практическое изучение актуального состояния личностного мировоззрения будущего сотрудник ОВД, анализ развитости компонентов, составляющих данную гуманитарную подсистему.
В 2000-2003 годах нами было проведено анкетирование курсантов 1-х курсов, поступивших на юридический факультет ВСИ МВД РФ (анкетирование проводилось на тех курсах, которые были первоначально запланированы в нашем диссертационном исследовании в качестве экспериментальных; общее количество респондентов составило 203 человека); цель анкетирования заключалась в получении информации, характеризующей мотивы поступления в ВУЗ. Для проведения опроса использовалась многопрофильная анонимная анкета, разработанная в 1990 году временным научно-исследовательским коллективом (ВНИК) Иркутского пединститута.
Анкетирование показало, что интерес к профессии и сознательное стремление получить специальность сотрудника ОВД присутствует лишь у 41% первокурсников. Большинство курсантов при поступлении в ВУЗ руководствовалось иными (нередко случайными) мотивами: стремление получить престижное высшее образование - 42% ; получить отсрочку от службы в армии - 5% ; прочие мотивы - 2 % .