Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы развития креативности у учащихся общеобразовательной школы в процессе внеклассной работы по физике 14
1.1. Сущностно-содержательная характеристика креативности применительно к естественнонаучной сфере 14
1.2. Потенциал внеклассной работы в развитии креативности у учащихся 46
1.3. Критерии и уровни развития креативности у учащихся общеобразовательной школы в процессе внеклассной работы (на материале физики) 57
1.4. Педагогические условия эффективности процесса формирования креативности у учащихся во внеклассной работе (на материале физики) 68
Глава II. Экспериментальная работа по развитию креативности у учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы (на материале внеклассной работы по физике) 86
2.1. Планирование и организация экспериментальной работы 86
2.2. Ход и анализ результатов экспериментальной работы 96
Заключение 146
Библиографический список 152
Приложение 181
- Сущностно-содержательная характеристика креативности применительно к естественнонаучной сфере
- Потенциал внеклассной работы в развитии креативности у учащихся
- Педагогические условия эффективности процесса формирования креативности у учащихся во внеклассной работе (на материале физики)
- Ход и анализ результатов экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. Важнейшим потенциалом инновационного развития общества и государства является образование, направляющее личность на позитивное преобразование своей и окружающей жизни на основе опыта творческой деятельности. Отсюда особую актуальность приобретает проблема развития у обучающихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. В этом коотсксте креативное мышление и креативная деятельность рассматриваются в качестве цели и результата образования.
Формирование личности с развитым интеллектуальным потенциалом, способствующим активизации творческой инициативы как основы инновационной деятельности, актуализировано в нормативно-правовых актах по школьному образованию, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в образовательной области «Естествознание».
В этих документах подчеркивается социальная значимость творческого потенциала учащихся для его применения в различных сферах жизни, что требует ориентации современной педагогики на индивидуальность личности, ее развитие на основе научно-методического оснащения процесса формирования креативных способностей.
Креативность как высший уровень человеческой деятельности напрашіена на позитивное преобразование существующих или создание новых культурных ценностей, имеющих личное и общественное значение. Она проявляется в гибкости ума, способности к интеллектуальной перенастройке, «обеспечивает успешность как учебной, так и профессиональной деятельности личности и, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом самоактуализации» (А. В. Морозов).
Большими возможностями развития креативности располагает внеклассная деятельность учащихся, ориентированная на решение широкого спектра проблем, связанных с наукой и техникой, культурой и искусством. Она вооружает умением анализировать, сравнивать данные проведенных научных исследований, обосновывать и научно аргументировать личную точку зрения, обрабатывать информацию, предъявленную в таблицах, схемах, рисунках, диаграммах и текстах, самостоятельно отражать устную и текстовую информацию при решении задач и выполнении заданий. Разнообразные формы внеклассных занятий позволяют раскрывать способности каждого без отметочной фиксации результатов и вне зависимости от времени выполнения задания с учетом желания пробовать свои силы в различных видах деятельности. Занятия физикой создают условия для развития интеллектуально-творческой сферы учащихся через актуализацию естественнонаучного мышления, имеющего прикладную направленность, что важно также для ориентации учащихся в будущей профессии.
Анализ философских, педагогических и психологических трудов свидетельствует о том, что основой формирования креативности у учащихся выступает творческая деятельность, направленная на создание нечто нового, оригинального. Пршішпиальную роль в нашем исследовании сыграла теория развивающего обучения (Н. Н. Гомулина, Л. А. Горлова, В. В. Давыдов), труды Д.
Б. Богоявленской, В. В. Давыдова, Е Н. Кабановой-Меллер, Д. К. Кирнарской, отражающие психологические основы творческого процесса, формирующего креативность учащихся. Креативность в современной психолого-педагогической науке рассматривается С. В. Гришиной, В. Г. Максимовым, А. В. Морозовым, С. Д. Поляковым, Г. Н. Филоновым, Э. Фроммом. Педагогические аспекты проблемы формирования креативности в конгексте новых методологических подходов и средств ее решения отражены в работах А. Н. Аверьянова, В. В. Давыдова, М. К. Елисеева, Ю. П. Сокольникова, И. Я. Лернера, М. А. Петухова, А. В. Усовой. Творческие способности учителя, его креативность исследуются в трудах С. А. Архангельского, М. Ф. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, А. А. Рукавишникова, В. А. Сластенина. Вопросы усвоения знаний с точки зрения психологии и теории информации рассмотрены в работах Б. Г. Ананьева, В. И. Андреева, В, И. Аршинова, А. В. Брушлинского, М. М. Зиновкиной, Т. П. Зинчеико, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, И. Исидзука, О. В. Макаренко, У. Найссера, Р. Клацки, М. Кроула, А. Р. Лурия, Р. Л. Солсо, В. А. Сластенина, X. Уэно. Значимость творческой педагогики с опорой на решение изобретательских задач и теории развития творческой личности освещена в трудах Г. С. Альтшуллера, М. М. Зиновкиной, А. В. Леонтович. Теория воспитания интеллектуальной творческой личности (Н. Ф. Вишнякова, И. П. Иванов, В. А. Сухомлинский, Н. С. Лейтес, М. А. Петухов, В. Ф. Шаталов) явилась фундаментальной основой для проведения целостного на)гчно-экспериментального исследования в условиях внеклассной работы с учащимися.
Работы ученых подтверждают утверждение о том, что развитие креативности возможно при активизации творческого потенциала личности в учебно-воспитательном процессе, в котором возрастает роль внеклассной работы, позволяя, с одной стороны, расширять рамки уроков и предметного содержания, с другой - применять разнообразные формы и методы работы в условиях нерегламентированности творческо-поисковой деятельности (М. А. Петухов). Такая деятельность осуществима при учете способностей, желаний, интересов и склонностей учащихся (Э. М. Браверман, О. Ф. Кабардин, В. Г. Разумовский) в единстве нравственного и трудового воспитания (Г. Н. Григорьев, И. В. Павлов).
Отметим, что при всей разработанности основных подходов к развитию у
учащихся креативности в учебно-воспитательном процессе
общеобразовательной школы остаются нерешенными вопросы научно-методического обеспечения процесса развития у учащихся креативности на материале школьных естественнонаучных дисциплин, в частности, физики и создания для этого специальных педагогических условий.
Анализ теории и практики развития креативности у учащихся в процессе внеклассной работы по физике показал существование противоречия между необходимостью развития креативности у учащихся общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих решение этой задачи в процессе внеклассной работы по физике.
Обозначенное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия развития креативности у учащихся общеобразовательной школы в процессе внеклассной работы (на материале физики)?
Объектом исследования является система внеклассной работы в общеобразовательной школе.
Предметом исследования - процесс развития креативности у учащихся общеобразовательной школы во внеклассной работе (на материале физики).
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий развития креативности у учащихся общеобразовательной школы в процессе внеклассной работы (на материале физики).
Гипотеза исследования: эффективность развития креативности у учащихся общеобразовательной школы в процессе внеклассной работы на материале физики обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
разработкой и внедрением учебно-методического комплекса «Формирование креативности у учащихся во внеклассной работе по физике»;
- применением активных форм (презентация, демонстрация, доклад,
сочинение виртуального компьютерного произведения, инсценирование) и методов
(метод проектов, фреймов, «мозговой штурм», эвристические методы решения
задач) проведения внеклассных занятий;
- связью с родителями учащихся на основе совместных занятий по темам
производственной направленности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность и содержание понятия «креативность» применительно к естественнонаучной сфере.
Выявить и научно обосновать потенциал внеклассной работы по физике в развитии креативности у учащихся общеобразовательной школы.
Разработать критерии и охарактеризовать уровни развития креативности у учащихся общеобразовательной школы в процессе внеклассной работы на материале физики.
Научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного развития креативности у учащихся общеобразовательной школы в процессе внеклассной работы на материале физики.
Методологической основой исследования явились: философские положения о человеке как высшей ценности общества (Р. Берне), универсальности природы творчества как атрибута материи (Н. Е. Веракса, С. П. Капица, Я. А. Пономарев, В. И. Слободчиков); законы диалектики о целостности, взаимосвязанности и взаимообусловленности явлений реального мира; принципы единства обучения и воспитания (М. А. Петухов, С. В. Тришина), социальной активности (Н. В. Дружинин), саморазвития и сознательности (Н. С. Лейтес), гуманизма и добровольности (В. А. Сухомлинский, Н. М. Таланчук, А. Н. Тубельский), принцип интеграции как основы формирования креативности (М. Н. Берулева, Н. К. Чапаев); связь данных научных определений креативности с
другими понятиями и категориями того же порядка (Н. В. Бибикова) с выделением специфических признаков и отличий (Д. В. Чернилевский).
Теоретическую базу составили: принципы и методы системного подхода к анализу педагогических явлений (С. А. Архангельский, Ю. П. Сокольников, М. Н. Скаткин, Э. Г. Юдин); теория деятельности учителя-воспитателя (Н. А. Константинов, М. Кроул, Н. Б. Крылова, В. А. Куринский, Т. Б. Лихачев, В. А. Тихонов, К. Д. Ушинский, С. Френе); теория деятельности и развития личности (В. И. Андреев, Г. Айзенк, Р. Берне); теория социально-исторического подхода в психологии обучения (Б. Г. Ананьев, Б. М. Величковский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Дистервег, А. Р. Лурия, Дж. Локк, Н. Ф. Талызина); идеи гуманизации и интенсификации образования (В. Г. Буданов, О. Слинько, В. И. Павлов); исследования в области научно-технического творчества школьников (О. Ф. Кабардин, М. А. Петухов, В. Г. Разумовский).
Методы исследования: теоретические - анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, программ по физике; моделирование и формирование понятий; выработка теоретических и практических представлений исследуемого феномена; эмпирические — анализ реальной школьной практики; диагностические методы (педагогическое наблюдение, сравнение, описание, беседа, анкетирование, тестирование, экспертиза); педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились средние общеобразовательные школы №№ 48, 54 г. Чебоксары Чувашии.
Исследование осуществлялось в три этапа:
этап (1997 - 2004 гг.) - поисково-ориентировочный (накопление и осмысление личного педагогического опыта; выявление типичных трудностей учителей физики в развитии креативности у учащихся во внеклассной работе; анализ программного и методического обеспечения педагогического процесса, оцешеа возможностей развития креативности у учеников; создание базы данных по решению различных задач, в том числе конструкторских, исследовательских, эвристических; разработка специальных внеклассных занятий и мероприятий; разработка комплекса творческих заданий; выявление степени разработанности проблемы через изучение и анализ научно-методической литературы; определение цели, задач, объекта, предмета, гипотезы и методов исследования, разработка программы и методики эксперимента);
этап (2004 - 2007 гг.) - экспериментальный (проведение констатирующего этапа эксперимента; определение критериев и уровней развития креативности у школьников; выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективного развития креативности у учащихся во внеклассной работе; проведение формирующего эксперимента);
III этап (2007 - 2010 гг.) - итоговый (анализ и обработка результатов
экспериментальной работы; формулировка общих выводов; работа над статьями,
внедрение результатов исследования, оформление диссертационного
исследования).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
- выявлен и обоснован потенциал внеклассной работы по физике в развитии
креативности у учащихся общеобразовательной школы;
- разработаны критерии (когнитивный, мотивациошю-личностный и
деятельно-творческий) и охарактеризованы уровіш (высокий, средний, низкий)
креативности у учащихся общеобразовательной школы в процессе внеклассной
работы по физике;
- обоснованы педагопгчсские условия эффективного развития креативности у
учащихся общеобразовательной школы в процессе внеклассной работы по физике
(разработка и внедрение учебно-методического комплекса «Формирование
креативности у учащихся во внеклассной работе по физике»; расширение спектра
внеклассных форм работы (предметные кружки, научное общество,
экспериментальная лаборатория); применение активных форм (презентация,
демонстрация, доклад, сочинение виртуального компьютерного произведения,
инсценирование) и методов (метод проектов, фреймов, «мозговой штурм»,
эвристические методы решения задач) проведения кружковых занятий; связь с
родителями учащихся на основе совместных занятий по темам производственной
направленности).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в дидактику средней школы. В нем раскрыты особенности развития креативности у учащихся общеобразовательной школы применительно к внеклассным занятиям по физике; обоснованы критерии и уровни развития креативности у учащихся процессе внеклассной работы по физике.
Практическая значимость исследования состоит во внедрении разработанного автором учебно-методического комплекса «Формирование креативности у учащихся во внеклассной работе по физике», включающего программу, рекомендации по организации и подготовке ученических докладов, проектов-презентаций, в практику работы средних общеобразовательных школ №№ 48, 54 г. Чебоксары. Материалы исследования могут быть использованы при создании учителями методических разработок по развитию креативности у учащихся.
Положения, выносимые на защиту:
1. Креативность характеризует высший уровень человеческой деятельности, направленной на позитивное преобразование существующих или создание новых культурных ценностей, имеющих личное и общественное значение. Креативность применительно к особенностям ее развития у учащихся на материале физики определяется как изменяемая и развиваемая способность, проявляющаяся в гибкости ума и воображении, в мотивации к поиску нетрадиционных способов и путей решения различных задач, интуиции в процессе творческого мышления, оригинальности и самостоятельности в достижении естественнонаучного и научно-прикладного результата. Она рассматривается как результат совместного воздействия на ученика трех одновременно протекающих процессов -естественнонаучного познания, развивающей внеклассной деятельности и созидательного (результативного) творчества (оригинальность предъявления знаний, генерация идей, гипотез, вариантов решений).
Потенциал внеклассной работы по развитию у учащихся креативности на материале физики заключается в возможности удовлетворять познавательный интерес на основе углубленного вхождения в мир физики в атмосфере сотворчества и равноправного сотрудничества учащихся, учителя, родителей учеников; в добровольном выборе индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения в условиях разновозрастных групп; в возможностях принимать самостоятельные решения и действовать, используя весь арсенал интегративных знаний из области естественных, гуманитарных наук и искусства. Использование этого потенциала стимулирует творчество каждого ученика, увеличивает его интеллектуальный багаж; создает возможности для активной социализации каждого ученика на основе умения корректно, по-деловому общаться и кооперироваться для совместной деятельности; способствует повышению результатов в заданиях, требующих анализа, - сравнения данных научных исследований, обоснования личной точки зрения, использования научной аргументации, то есть повышает уровень интеллектуальных умений, сформированное общенаучных умений, в том числе обработки информации, предъявленной в таблицах, схемах, рисунках, диаграммах и текстах.
Критериями развития креативности у учащихся общеобразовательной школы в процессе внеклассной работы на материале физики являются: когнитивный (гибкость ума в решении задач, интеллект, воображение), мотивационно-пичностный (мотивация, эмоциональность, интуиция, любознательность), деятелъностно-творческий (творческое мышление, богатство идей, оригинальность, творческое отношение к делу, самостоятельность в достижении естественнонаучного и научно-прикладного результата).
Эффективность развития креативности у учащихся в процессе внеклассной работы на материале физики обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: разработкой и внедрением учебно-методического комплекса «Формирование креативности у учащихся во внеклассной работе по физике»; расширением спектра внеклассных форм работы (предметные кружки, научное общество, экспериментальная лаборатория); применением активных форм (презентация, демонстрация, доклад, сочинение виртуального компьютерного произведения, инсценирование) и методов (метод проектов, фреймов, «мозговой штурм», эвристические методы решения задач) проведения внеклассных занятий; связью с родителями учащихся на основе совместных занятий по темам производственной направленности.
Достоверность н обоснованность результатов, полученных в исследовании, обеспечивалась соответствием научного аппарата объекту, предмету, задачам исследования, применением совокупности методов изучения проблемы, адекватных исследовательским задачам; многолетним опытом работы автора (21 год) в качестве учителя физики общеобразовательной школы; творческо-исследовательскими достижештями учащихся (победы на городских и районных конкурсах); диагностикой процесса развития креативности у учащихся 7-11 классов на различных этапах экспериментальной работы; внедрением разработок и
авторского опыта в педагогическую практику общеобразовательных школ №№ 48, 54. г. Чебоксары Чувашии.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на Международной конференции «Современные проблемы науки и образования» (г. Варадеро, Куба, 2008), Всероссийской - «Россш'іское просвещешіе: история и современность» (к 300-летию со дня рождения А. Д. Кашемира, г. Шумерля, 2008), межрегиональной научно-практической конфереіщии «Дорожно-транспортный комплекс: состояние и перспективы развития» в разделе «Образование и наука» (г. Чебоксары, 2006-2010); семинарах учителей, заседаниях методических объединений учителей физики и математики школ г. Чебоксары и Чувашской Республики. Результаты исследования докладывались на семинарах и заседаниях кафедр педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлев и Волжского филиала МАДИ (ГТУ) в г. Чебоксары в 2004 - 2009 гг., Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова (2009 г.), посвященных проблемам динамического развития и роста творческого потенциала молодежи. Материалы исследования использовались во внеклассной работе, на элективных курсах, факультативных занятиях и кружках юных физиков в школах № 5, 31, 39, 48, 54 г. Чебоксары. По теме исследования опубликованы 23 статьи в научных сборниках и 3 учебно-методических пособия.
Экспериментальной базой являлись СОШ №№ 48, 54 г. Чебоксары. Экспериментом были охвачены 60 учащихся школы № 54 (по 30 человек в экспериментальной и контрольной группах), в нем также принимали участие 4 учителя физики и 7 студентов-практикантов V курса физико-математического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа иллюстрирована 11 рисунками, 18 таблицами.
Сущностно-содержательная характеристика креативности применительно к естественнонаучной сфере
Одной из задач нашего исследования является уточнение сущности понятия «креативность» как педагогической, категории в контексте предпринятого исследования. Для этого мы.провели анализ базовых понятий, по данной проблеме. Анализ специальной литературы позволяет в терминологическом поле нашего исследования выделить следующие категории: креативность, творчество, креативная деятельность.
Креативность рассматривается как уникальный, феномен — интеллектуально-эвристическое качество личности; креативность,как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, проявленных в продуктивной, деятельности (А. В. Морозов) [172]. При этом креативный продукт - это: 1) объективный социально значимый новый результат в идеальном или материальном виде (у взрослых - открытие нового для науки, у учащихся - открытие известного «для себя») и 2) прогрессивное личностно значимое новое качество на основе рефлексии и субъективной самооценки.
В основе креативности (от лат. creatio-создание, сотворение) лежит способность, отражающая свойства индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки, т.е. способность к творчеству; данное понятие изучается неразрывно от интеллекта и связывается с творческими достижениями личности [173]. При этом смысл заключается в том, что «вся культура, все результаты творчества человека являются лишь фаісгорами развития потенций человека как субъекта социальной формы движения материи» [48,12].
Креативность есть результат совместного воздействия на ученика трех одновременно протекающих процессов: естественнонаучного познания, развивающей внеклассной деятельности и созидательного (результативного) творчества (оригинальность предъявления знаний, генерация идей, гипотез, вариантов решений) (по А.В. Морозову) [172,96].
Когнитивный аспект креативности связан с занятием наукой по школьным предметам, в нашем случае с физикой. Он отражает такие понятия, как эрудиция (от лат. erudition - ученость, познания, начитанность, основательное знакомство с литературой предмета, познания в какой-либо области науки [34]; смекалка - способность быстро соображать, находчивость [34]; находчивость - догадливость, уменье быстро находить выход из затруднительного положения- [34]; флексибильность. (от лат. flexio гибкость, переход) - это гибкость, рефлексия, синтетичность, глубина ума [150]. Креативность характеризуется гибкостью ума (способностью или склонностю к перенастройке, переключению с одного типа реакций или решений на другой); рефлексией (умением анализировать собственные действия и состояния, обдумывать ход своих когнитивных (психических) действий и сравнивать их с действиями других или с абстрактными» моделями); синтетичностью (способностью сопоставлять разнообразное); глубиной ума (степенью умственной достаточности для правильного , решения задач, принятия ответственности за свои поступки, восприимчивостю к коммуникативным навыкам, стремлением к отказу от опеки, проявлением самостоятельности и рациональности в мышлении и поведении). При этом глубина ума показывает существенную достаточность в текущем интеллектуальном функционировании [150], а флексибильность -доминантное качество креативности.
Креативность обеспечивается высокой мотивацией к творчеству, осознанным и проявленным интересом, активной и самостоятельной позицией, здоровым соперничеством, трудолюбием, упорством. Она учитывает мобилизационные, информационные, развивающие, ориентировочные умения, способность генерировать идеи, техническую изобретательность. Креативность, как свойство интеллекта, является качеством, «которым в той или иной степени наделены-все .люди. Если низкий .уровень интеллекта тождественен глупости, то низкий уровень креативности тождественен заурядности» (Bowden, 1994; Richards, 1994).
В свете происхождения»понятия в,научном языке Н. В: Бибикова [33], утверждает, что введение понятия «креативность» в оборот отечественной науки- аргументировано стремлением, сузить и- конкретизировать категорию «способности» в контексте феномена «творчество», заимствуя внешнюк форму термина «креативность» у английских слов creative (творчество), creativity (творческий) или латинских - creation (созидание), сгеаге (порождать, создавать, творить). Это, согласно Д. С. Лотте, распространенный способ образования терминов в отечественной науке, где механизм калькирования сводится к имитации иноязычной модели; следовательно, термины «креативность» и «творчество» могли обозначать одни и те же явления, употребляться как равнозначные и взаимозаменяемые. Как видим, иногда креативность и творчество рассматриваются в качестве синонимов. Интересно толкование креативности как, «творческость», используемое Г. С. Батищевым и Я. А. Пономаревым [209].
Мы же рассматриваем «креативность» с позиций педагогики, с учетом возрастных особенностей, условий внеклассной.работы" по физике как триаду: личностно мотивированную способность, научное познание, продуктивную творческую деятельность, а не просто «творчество».
Существуют несколько необычные толкования креативности. Так, И. Милославский, профессор МГУ, в рубрике электронного ресурса «Родная речь» в статье «Креативный или творческий?» (процитируем достаточно красноречивую и объемную цитату) пишет: «Помогает ли непривычное слово более точно обозначить действительность? Новейшее слово креативный с иностранным корнем и его производные креативность, креативщик раздражают многих: «зачем они нужны, когда есть наши прекрасные русские слова творческий, творчество, творец?» На первый взгляд, перед нами абсолютные синонимы, то есть слова, ничем друг от друга не отличающиеся. Употребляя иностранное слово креативный, говорящие и пишущие, по словам чеховской героини, «хочут свою образованность показать» или, выражаясь более жестко, выказывают недостаточное уважение к родному языку. Но так ли это? Выдающийся русский лингвист Лев Владимирович Щерба утверждал, что в языке нет абсолютных синонимов, а есть наше-плохое знание языка. Словарь С. И. Ожегова определяет творчество как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей».
В этом определении объединены как духовные, моральные, высокие, так и материальные, бытовые ценности. Эту же мысль применительно к понятию «творчество» подчеркивают и многие другие авторы, считающие, что нет такой работы, которая не предполагает творчества: Словом креативный называется такое творчество, которое не только выдвигает идеи, но и доводит их до конкретного практического результата. А слово творческий остается со своим- исходным значением, не различающим деятельность результативную и, наоборот, безрезультатную. Жизнь требует различать творчество-1 - «процесс создания новых идей и продуктов» и творчество-2 - «результат создания на основе новых идей лучших условий жизни людей». Оставляя за словом творческий общее, нерасчлененное обозначение и творчества-1, и творчества-2, слово креативный стремится называть лишь творчество-2. Близко по значению к слову креативный прилагательное созидательный, однако в его значении ослаблен элемент творчества, оригинальности, новизны» [329].
«Способность к приобретению знаний называется обучаемостью, способность к применению опыта - интеллектом, способность к преобразованию опыта- креативностью» (А. В. Морозов) [172, 59].
По определениям отечественных и зарубежных ученых сущности и содержания характеристик креативности нами составлена таблица 1.
Потенциал внеклассной работы в развитии креативности у учащихся
Внеклассные занятия физикой являются неотъемлемой частью школьного учебно-воспитательного процесса, важным средством развития их творческих способностей, коммуникативных умений, навыков работать в коллективе.
О. Ф. Кабардин, Э. М. Браверман, Г. Р. Глущенко, В. А. Горский, С. И. Кабардина, В. А. Орлов, В. Г. Разумовский рассматривали цели, задачи, методы проведения внеклассной работы, привлечение учащихся к научно-техническому творчеству. Их мнение, «для того, чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к физике, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся. Только добытые собственным трудом знания и умения прочны, только они приносят удовлетворение и уверенность в своих силах, пробуждают стремление к продолжению процесса познания» и «при поисках путей развития творческих способностей школьников следует опираться на положение психологии, согласно которому способности не только проявляются, по и создаются, формируются в деятельности. Поэтому необходимо уделять особое внимание организации самостоятельной работы учащихся, имеющей творческий характер» (О. Ф Кабардин) [54].
Внеклассные занятия в большей степени используют жизненные ситуации взамен общепринятому воспроизведению знаний в традиционной урочной деятельности (табл. 3).
Мы видим потенциал внеклассной работы по физике в интегрированном рассмотрении проблем, не только с позиций интеграции наук (физики, химии, математики, астрономии, экологии), интеграции методик (использование научных методов наблюдения, сравнения, классификации, планирования эксперимента, интерпретации данных, проведение исследования, формулировка гипотез и выводов), но и разнообразия различных форм внеклассной работы (массовые, индивидуальные, групповые).
На внеклассных занятиях значительное внимание можно уделить методологическим аспектам научного знания в индивидуальной работе кружковца, члена научного общества, участника олимпиады: научным методам наблюдения, классификации, сравнению, выдвижению гипотез, формулировке выводов, планированию, проведению и интерпретации данных исследования, эксперимента, продуктивной, нравственной, предметной и познавательной деятельности по физике.
Рамки урока физики существенно ограничивают возможности этой поистине «всеохватывающей» науки, входящей во многие сферы жизни, начиная от бытовых приборов до объяснений наблюдаемых явлений природы. А ведь дети ищут ответы на самые разнообразные вопросы: почему снег белый, а вода превращается в лед, почему некоторые предметы притягиваются друг к другу, а другие отталкиваются и т. д. Ответы на них невозможно получить в условиях только классно-урочной системы, необходимы такие формы работы, которые освобождены от четкой регламентации предметного содержания физики, объема учебной нагрузки, контроля знаний, умений и навыков Проверенной формой работы, отвечающей потребностям учащихся (имеется в виду их любознательность, желание свободного постижения тайн науки и самой жизни) и развивающей креативность, является внеклассная работа по физике. Подбор путей, методов и средств формирования творческого мышления учеников соответствует специфике внеклассной, работы. Приобретаемый на внеклассных занятиях опыт творческой деятельности неразрывно связан со знаниями, умениями, навыками и эмоционально-ценностным отношением учащихся к ним, что составляет содержание образования. Знания о природе, обществе, способах деятельности и способах познания вырабатывают интеллектуальные умения и практические навыки; развивают креативность. В творческой внеклассной деятельности имеющиеся знания и умения прикладываются к специфической ситуации внеклассного занятия интегрированием элементов известного из всех изучаемых дисциплин и жизненного опыта ученика.
Успешность ученика, зависит от способностей учителей в процессе образования, которые во многом определяются уровнем сформированности у них основных компонентов креативного мышления:
1 уровень - способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей;
2 уровень - а) критичность мышления (выявление разноге рода рассогласований, ошибок) и способность выявлять и устранять противоречия; б) способность строить прогноз возможного хода развития событий; в) способность сотрудничать с родителями учеников;
3 уровень - а) способность видеть любую систему или» объект в аспекте прошлого, настоящего, будущего; б) способность выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи и предъявлять решения в образно-графической форме.
Развитие креативности учителей требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности ученика (О. С. Шейнина, Г. М. Соловьева) [290]. На основе анализа различных источников (научной литературы, педагогической практики) нами выявлены факторы, формирующие элементы креативного мышления учителя, занимающегося внеклассной работой: добровольное стремление к преодолению затруднений, позитивный настрой, поддержка окружающих, эмоциональная и мотивационная готовность, анализ и использование своих внутренних ресурсов в» каждой конкретной ситуации в соответствии с требованиями профессии, как самоутверждение учителя в обществе, то есть его жизненное решение.
Старшее поколение учителей физики испытывает трудности работы с компьютерами вследствие отсутствия ГТК в кабинетах физики, слабых материальных возможностей, отсутствия стимулов, желания и времени для самосовершенствования (В. М. Гараев) [62], (Е. С. Полат) [184]. Обозначились трудности во внеурочной педагогической деятельности при освоении обучения методом проектов (эффективного выполнения проектов с привлечением телекоммуникаций), часть трудностей разрешается с появлением методической литературы по этому конкретному вопросу (Л. Иванова) [108], (Г. М. Каджаспирова) [123].
Затруднения учителей, их причины и пути преодоления, трудности в предупреждении и преодолении равнодушного и безынтересного отношения учащихся к отдельным предметам исследовали Ю. К. Бабанский [22], А. Д. Деминцев. Профессиональная и школьная психодиагностика как выход из затруднений рассматривались А. Анастази [10], Л. С. Выготским [58], А. В. Запорожцем [96], Т. П. Зинченко [103], Е. Мальцевой [163], Р. С. Немовым [180], Й. Шванцара [286]. Соотношение возможности человека с качеством выполнения задачи разработано в 1981 году учеными Кани и Райфа [300], углублено в 2000 году методическим аппаратом Т. П. Зинченко [103]. Профессиональные качества, необходимые педагогу для общения с аудиторией, отсутствие которых приводит к затруднениям в общении, выделены А. В. Волочай [57], Л. И. Ермаковой [91], А. В. Леонтович [147].
Педагогические условия эффективности процесса формирования креативности у учащихся во внеклассной работе (на материале физики)
Сущность педагогических условий и различные подходы к анализу данного понятия отражены в трудах Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, В. Г. Максимова, Ю. П. Сокольникова.
Так, понятие «условие» трактуется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [188], среда, обстановка, в которой явления или процессы возникают, существуют и развиваются [241]. Ю. К. Бабанский под педагогическими условиями подразумевает «обстановку, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно учиться» [22]. И. Я. Лернер педагогические условия относит к факторам, обеспечивающим успешное обучение [149]. Г. В. Рубина рассматривает педагогические условия эффективного формирования знаний как совокупность содержания, форм, средств и методов обучения [231].
Анализ вышеизложенных трактовок позволил сформулировать педагогические условия в контексте нашего исследования.
Итак, педагогические условия эффективности процесса развития креативности у учащихся во внеклассной работе по физике - это те обстоятельства и факторы, которые направляют педагогический процесс на достижение искомого результата. Данный процесс интегрирует урочные и внеурочные формы деятельности во взаимосвязи с предоставляемыми школой и родителями возможностями; строится на взаимодействии учащихся, учителя и родителей учащихся, целенаправленном развитии креативности, обеспечивая оптимальный эффект.
Результативности процесса развития креативности у учащихся 7-Г1 классов в процессе внеклассной работы по физике способствует реализация следующих педагогических условий:
- разработка и внедрение учебно-методического комплекса «Формирование креативности у учащихся во внеклассной работе по физике»;
- расширение спектра внеклассных форм работы (предметные кружки, научное общество, экспериментальная лаборатория);
- применение активных форм (презентация, демонстрация, доклад, сочинение виртуального компьютерного произведения, инсценирование) и методов (метод проектов, фреймов, «мозговой штурм», эвристические методы решения задач) проведения внеклассных занятий;
- связь с родителями учащихся на основе совместных занятий по темам производственной направленности.
Отметим, что первое педагогическое условие связано с методическим обеспечением процесса. Для этого нами разработаны три методических пособия: «Формирование креативности во внеклассной работе», «Формирование креативности у учащихся 7-11 классов во внеклассной работе по физике подготовка ученических проектов-презентаций», «Формирование креативности у учащихся 7-11 классов во внеклассной работе по физике: организация и подготовка ученических докладов».
Принципы и рекомендации, изложенные в методических пособиях, обусловлены соответствием «педагогического процесса избранным методам и средствам, единству и строгому соподчинению образующих систему формирования креативности учащихся на внеклассных занятиях» [86; 89].
Межпредметность содержания пособий отражает поиск решения в заданиях открытого типа с развернутым- ответом, эвристических, изобретательских задач на стыке физики, химии, математики, технологии (информатики) на базе русского языка [4], [31], [93]. Это исходит из того, что именно специалисты, умеющие творчески решать такие задачи, будут востребованы на рынке труда в современном обществе. Нами попытки решения этой проблемы сводятся к постановке учащегося- в проблемную учебную ситуацию повышенной трудности для самостоятельного поиска решения (система опережающего развития Эльконина-Давыдова [292], ТРИЗ-педагогика Альтшуллера [9], эвристические методы, система целостного развития" личности Л. В Занкова [95]). Полноценное "развитие заложенного природного потенциала творческих способностей обеспечивается целенаправленным обучением, развивающим продуктивное воображение, мышление и исполнительские умения [40], [137], [200].
Второе условие - расширение спектра внеклассных форм работы (предметные кружки, научное общество, экспериментальная лаборатория) -предполагает развитие способностей в творческой деятельности по трем направлениям: предметный кружок по физике; научное общество «Астроном»; экспериментальная лаборатория для углубленного изучения физики в проективной методике, изготовления презентации и публичной защиты своего проекта. Методы и формы организации и подготовки ученических докладов, проектов-презентаций, отражающих результаты поисково-творческой деятельности старшеклассников в физическом кружке, также в рамках научного общества и экспериментальной лаборатории, представлены в виде рекомендаций в учебно-методическом комплексе «Формирование креативности у учащихся 7-11 классов во внеклассной работе по физике». Педагогические принципы в качестве фундаментальных основ педагогической деятельности обусловливают процесс развития. креативностиt у учащихся 7—11 классов общеобразовательных школ во внеклассной работе (табл. 6).
Согласно второму педагогическому условию выдвигаются следующие требования:
1) учет интеллектуальных способностей, задатков, определяющих, с одной стороны, пожелание,, запрос ученика заниматься внеклассной деятельностью и, с другой - виды учебной внеклассной творческой деятельности, которые он реально в состоянии освоить, достичь наибольшего эффекта, быть довольным результатами изменений в себе и продуктами своей деятельности. Если ему не по силам высшая ступень -олимпиады по физике с акцентом на решение сложных задач, или средняя ступень - конференции с разработкой и осуществлением проектов-презентаций, то запрос ученика можно удовлетворить занятиями в кружках, участием в конкурсах, соревнованиях, семинарах, выставках творческих достижений (начальная общедоступная ступень). Способные ученики лидируют на всех ступенях, но активное» проявление своих способностей даже только на одной из них приводит к позитивным сдвигам, расширяет способности, развивает креативность ученика;
2) учет возрастных особенностей и связанных с ним сенситивных (sensitivus лат. - чувствительный, постигаемый с помощью чувств, ощущений) периодов в развитии различных видов креативности, что влияет на «дозу», уместность-своевременность без преждевременности и запаздывания, регламент по времени педагогических воздействий в содружестве и сотворчестве с учеником;
3) учет психофизиологических особенностей, характерных для каждого возрастного периода, что влияют на способы переработки потока информации, где поток - информации признан первым источником познания, усвоение (полное или частичное понимание), запоминание (в полном объеме или фрагментарное присвоение знаний; для сиюминутного однократного или многократного и долговременного использования в старших классах), рефлексию (быстрота отражения, воспроизведения и использования по назначению полученных знаний для предъявления ожидаемого, правильного ответа или действия), виды коммуникации (преимущественно творческие)
4) учет «Я - концепции» в развивающемся мире, в становление которой внесли вклад Р. Берне [30], И И Брехман [41], А. В Буклаков [46], В. И. Вернадский [51], В М Келасьев [119], А. Г Маклакова [160], Г Ричардсон [223], В И Слабодчиков [240]
5) учет чувств и ощущений, признанных вторым источником познания, трактуемых как отражение объективной реальности, воспринимаемой учеником, и субъективно-идеалистически как внутреннее состояние (развитие на данный момент) его индивидуального сознания. На них учитель целенаправленно воздействует, развивая креативность путем специально подобранной информации по физике для периодической организации внеклассной творческо-исследовательской деятельности с учетом личностных факторов ученика (рис. 4).
Ход и анализ результатов экспериментальной работы
Развитие креативности у учащихся в процессе внеклассной работы по физике проходило в СОШ № 54 - контрольная группа, в СОШ № 48 -экспериментальная группа. Руководителем внеклассной работы и учителем физики являлся автор исследования.
Задачами экспериментальной части исследования были определены следующие: разработка содержания кружковых занятий, занятий научного общества, экспериментальной лаборатории по физике на основе учебно-методического комплекса «Формирование креативности у учащихся во внеклассной работе по физике»; внедрение активных форм проведения занятий (презентация, демонстрация, доклад, сочинение виртуального компьютерного произведения, инсценирование) и методов (метод проектов, фреймов, «мозговой штурм»); оценка уровня развития креативности через оценку комплексной деятельности во „ внеклассной работе на основе разработанных критериев; исследование уровня развития креативности в условиях применения динамических, активных методов на занятиях кружка по физике; сравнительный анализ развития креативности в контрольной и экспериментальной группах.
Экспериментальная часть исследования была направлена на реализацию необходимых для формирования креативности педагогических условий, на подтверждение выдвинутой нами гипотезы.
Креативная деятельность протекала от замысла (понимания постановки задачи), планирования (поиска идеи и составления плана решения) к реализации (осуществлению плана), к собственно креативности (изучению полученного решения: анализ, синтез, рефлексия, нахождение нового пути решения проблемы или нового использования креативного продукта).
Компонентами обучения и воспитания, переходящими в креативную деятельность, выступали такие, как: а) формирование компонентов системного ;ч логического- мышления (содержательного, операционного и мотивирующего) и активизация когнитивного мышления (в психологии - познавательного: память, речь, мышление, познание), мобилизация регулятивной и коммуникативной функций мышления, расширение и обобщение знаний по предмету «физика», демонстрация прикладного значения содержания физики; б) формирование ответственного отношения учащихся к учебе, труду, порученному заданию, полюбившемуся делу, окружающим, коллективу, обществу, самому себе; в) проведение профессионально-этического просвещения на основе учебной информации, поданной в виде проблемной ситуации, где информация из окружающей среды перерабатывалась в личностно значимую цель учащегося, трансформировалась в модель развития сознания; г) формирование у старшеклассников готовности к принятию решений, смелости взять на себя ответственность и доведение дела до положительного результата, чтобы, став взрослыми специалистами, создавать эффективные системы за счет новых принципов действия. Логика обучения и воспитания в условиях креативной деятельности учащихся выстраивалась от познания, интеграции знаний, реализации знаний в творческом процессе через управление творческим процессом и его совершенствование к развитию креативности, выступающему как специфический вид деятельности, которому можно целенаправленно обучать,
По первому педагогическому условию в основу экспериментальной работы по развитию креативности был положен учебно-методический комплекс «Формирование креативности у учащихся во внеклассной работе по физике», включающий программу кружка по физике, рекомендации по организации и подготовке ученических докладов, проектов-презентаций. Содержание данного комплекса отражает принцип преемственности в постановке и решении различных заданий (проведение физических опытов, изготовление приборов, макетов и моделей, инсценирование звездного неба с применением физических законов, подготовка презентаций и др) и дифференциации заданий по возрастам с 7 по 11 классы. Все направлено на достижение главной цели - развития у учащихся креативности как результата работы по этим методическим пособиям.
По второму педагогическому условию в основу экспериментальной работы по развитию креативности было положено расширение спектра внеклассных форм работы (предметные круэюки, научное общество, экспериментальная лаборатория), что вызвано необходимостью привлечения учащихся, не мотивированных к интеллектуально-творческой деятельности, считающих себя неспособными к занятиям физикой в силу неуспешной учебной деятельности по предмету. Работа в этих объединениях носила практико-ориентированный, производственный характер, что повышало интерес, желание, успешность, самооценку ребят и удовлетворяло запросы родителей учеников Даже малые достижения отражались в портфолио, работали на перспективу.
Предметный кружок был направлен на творческий поиск «открытий для себя». Показателем его эффективности явилось следующее: стабильный состав кружка (не было отсева учащихся) и заметные коллективные достижения, признанные окружающими, оформленные в виде отчетов достижений кружка (приложение 12); создание самодельных приборов, в том числе модели водородного двигателя (приложение 6), продемонстрированных общему родительскому собранию школы, класса. Индивидуальная работа в кружке по физике проводилась на основе реализации содержания авторских учебно-методических пособий.
В нашем опыте занятия научного общества (на материале физики) связывались с занятиями астрономией. Здесь развитию интереса к творческой деятельности по физике способствовали такие формы работы, как постановка сценки-сказки «Животный мир созвездий»; пространственное моделирование глобуса (на координатных плоскостях учащиеся изображали рисунки льва, лебедя, весов, Пегаса в виде шаржей, также реалистичных рисунков животных с проекцией на них созвездий) (приложение 8). Для общешкольного мероприятия учащиеся 11-х классов изготовили своими руками оригинальный глобус звездного неба (объемные муляжи мифологических созвездий с соблюдением масштаба и примерного их местонахождения на небесной сфере); журналы-комиксы (компьютерная версия), где на одежде героев красовались созвездия. При этом координаты «соблюдались», созвездия были узнаваемы, события развивались на «планете Земля в наше время». Были составлены каталоги созвездий новых названий и рисунков, наложенных на известное расположение звезд, сопровождавшиеся четверостишиями в юмористической форме, проводилась игра-реклама знаний. Ценно то, что впоследствии все выполненные модели использовались в урочной деятельности в качестве настоящих наглядных пособий.
Инсценирование представляло собой разработку и презентацию коллективного сценария внеклассных занятий по физике и астрономии, развивало эмоционально-образное мышление, являющееся важным показателем развития креативности, что повышало самооценку ученика и его оценку в глазах родителей. Это особенно важно для тех родителей, которые страдали синдромом завышенных ожиданий и неоправданных надежд по отношению к своему ребенку. Сценка-сказка, комиксы и глобус, представленные на городском конкурсе научного творчества учащихся, были отмечены специальными грамотами.