Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы освоения приоритетных ценностей студентами педвуза
1.1. Ценность как педагогическая категория 12
1.2. Приоритетные ценности как содержательный аспект целостного педагогического процесса в вузе 32
1.3. Теоретические подходы к определению путей освоения приоритетных ценностей в учебно-воспитательном процессе 57
ГЛАВА 2. Реализация педагогических условий освоения приоритетных ценностей студентами педвуза 84
2.1. Программно-диагностическое обеспечение процесса освоения приоритетных ценностей студентами педвуза 84
2.2. Создание целостного образовательного пространства по освоению студентами приоритетных ценностей 103
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 125
Заключение 149
Литература 151
Приложения 169
- Приоритетные ценности как содержательный аспект целостного педагогического процесса в вузе
- Теоретические подходы к определению путей освоения приоритетных ценностей в учебно-воспитательном процессе
- Программно-диагностическое обеспечение процесса освоения приоритетных ценностей студентами педвуза
- Создание целостного образовательного пространства по освоению студентами приоритетных ценностей
Введение к работе
Модернизация российского образования невозможна без пересмотра позиций по подготовке современного учителя, основанием которых являются положения и идеи «Национальной доктрины образования Российской Федерации», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и др. В «Программе развития системы непрерывного образования России на 2001-2010 годы» отмечается необходимость «обеспечения единства обучения и воспитания, сбалансированности государственных, общественных и личностных приоритетов». В таких условиях особо актуальной становится проблема освоения студентами приоритетных ценностей, т.е. тех, которые имеют первостепенное значение для формирования ценностной системы будущих учителей в период их профессиональной подготовки, характеризующейся значительными внутриличностными изменениями, определяющими дальнейшее поведение человека.
Ориентация на гуманизацию образования (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко, О.П. Морозова, A.M. Новиков, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В.Л. Сластёнин, А.Д. Солдатенков, Е.Н. Шиянов и др.) акцентирует внимание на проблеме освоения студентами тех базовых ценностей, которые в дальнейшем будут основой осуществления будущими учителями педагогической деятельности.
Анализ теоретических источников показывает, что в исследованиях Б.С. Гершунского, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина и др. представлена научная концепция ценностных приоритетов развития образования.
Исследования О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, А.А. Гусейнова, Н.С. Розова и др. по проблеме ценностей составляют теоретическую основу данного диссертационного исследования. Принимаемые нами за основу идеи о значимости гуманистических ценностей отражены в трудах Ю.Д. Гранина, А.И. Жукова, A.M. Коршунова и др. Классификации ценностей рассматриваются в трудах В.П. Тугаринова, В.А. Ядова; классификации ценностей образования в работах М.В. Богусловского З.И. Равкина, профессио-
нально-педагогического образования - В.А. Сластёнина и др.
Выделение определённых ценностей в качестве приоритетных показано в трудах И.А. Зимней, Е.В. Золотухиной-Абалиной, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, Н.С. Розова, Т.А. Стефановской, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой. Ряд социологических, психолого-педагогических исследований содержит теоретические предпосылки решения проблемы освоения ценностей: освоение наивысших ценностей как путь нравственного воспитания личности рассматривают Б.П. Битинас, Л.И. Божович В.В. Давыдов, О.А. Зорова, А.В. Петровский, Л.И. Рувинский, А.И. Титаренко, В.А. Титов и др. Механизм интериоризации в процессе эмоционального переживания осваиваемых ценностей разрабатывается К.А. Абульхановой-Славской, Б.И. Додоновым, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном. Процесс освоения ценностей в период профессиональной подготовки анализируется в работах М.Н. Аплетаева, Н.Д. Никандрова, А.Д. Солдатенкова, Г.И. Чижаковой; в современных диссертационных исследованиях Л.С. Довгаль, Ю.Н. Зиятдиновой, В.В. Копусовой, О.Е. Кучеровой, Н.А. Поповановой и др.
В период обучения студентов в вузе утверждаются нравственные принципы будущих учителей, изменяется их ценностная система, определяющая дальнейшее поведение и направленность деятельности личности (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, Ю.Н. Кулюткин, А.В. Кирьякова, Д.В. Ольшанский, М.М. Поташник, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков и др.). Характерной чертой юношеского возраста является повышение интереса к моральным ценностям, их осознание и «переживание» (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.). В связи с этим юношеский возраст является благоприятным для более эффективного освоения приоритетных ценностей.
Актуальность исследования освоения приоритетных ценностей подтверждается данными анкетирования студентов педвуза - будущих учителей (всего опрошено 883 студента). Зафиксировано ситуативно-негативное отношение к следующим приоритетным ценностям: к Семье (45%), к Отечеству (49,3%), к Земле (78,2%), к Миру (82%), к Культуре (70,3%), к Знаниям
5 (73,5%), к Человеку (54,8%). Такие результаты позволяют сделать вывод о том, что работа со студентами по освоению приоритетных ценностей как основы ценностей дальнейшей профессиональной педагогической деятельности является значимой.
Как показал анализ психолого-педагогической литературы, в целом в педагогической науке имеются теоретические предпосылки для решения данной проблемы, однако выявление педагогических условий освоения приоритетных ценностей студентами педвуза не являлось предметом специального рассмотрения современных исследований и требует своего решения.
Изучение психолого-педагогической литературы, государственных документов и педагогического опыта позволили выявить противоречия между возросшей потребностью общества в подготовке учителей, в ценностной системе которых преобладают наивысшие ценности, и недостаточной разработанностью условий, способствующих освоению студентами этих ценностей во время профессиональной подготовки; между наличием аксиологического потенциала в содержании современного профессионального образования и его невостребованностью в учебно-воспитательном процессе педвуза; между личной заинтересованностью, внутренней потребностью студентов в нравственном становлении через освоение приоритетных ценностей и отсутствием соответствующего программно-методического обеспечения. Поиск путей разрешения данных противоречий составляет проблему исследования.
Указанные противоречия, актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также её практическая значимость обусловили выбор темы: «Педагогические условия освоения приоритетных ценностей студентами педвуза».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путём эффективность педагогических условий освоения студентами педвуза приоритетных ценностей (на примере иностранного языка).
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе.
Предмет исследования: программно-методическое обеспечение педагогических условий освоения приоритетных ценностей студентами педвуза.
Гипотеза исследования: процесс освоения приоритетных ценностей студентами педвуза будет осуществляться эффективно, если:
обогатить педагогическое образование аксиологическим содержанием и разработать программу освоения приоритетных ценностей, содержащую цель, формы и методы освоения, направленные на взаимодействие педагога и студентов в учебно-воспитательном процессе;
сконструировать целостное образовательное пространство, способствующее освоению студентами педвуза приоритетных ценностей Человек, Культура-Язык, Жизнь;
определить критерии и показатели эффективности освоения приоритет
ных ценностей студентами педвуза.
Сформулированные проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
Приоритетные ценности как содержательный аспект целостного педагогического процесса в вузе
Необходимость в том, что, формируя личность, мы выделяем то необходимое и достаточное, что будет базой (ядром) для нравственного формирования личности, обусловлена педагогической ситуацией, требующей чёткости, конкретизации в определении конкретных приоритетных ценностей, поскольку «размытость», ориентация процесса нравственного воспитания на все наивысшие ценности не обладает достаточной эффективностью. Задачами параграфа являются: определение содержательного аспекта целостного педагогического процесса, заключающегося в установлении приоритетных ценностей, выявлении их сути, взаимосвязанности и роли в становлении личности будущего учителя.
Ранее мы приводили наборы ценностей, которые выделяются ведущими педагогами в качестве приоритетных.
По мнению В.И.Максаковой «нечёткость ориентиров и ценностей может иметь негативные последствия из-за разгула самодеятельности недостаточно грамотных и ответственных педагогов» [110:5]. Н.Д.Никандров призывает «ограничиться немногими очень обобщённо сформулированными группами ценностей, их восприятием и освоением в системе социализации и воспитания» [131:42]. Формировать, осваивать или ориентировать на все наивысшие ценности, с нашей точки зрения, затрудняет работу педагога по организации процесса освоения ценностей, поскольку не позволяет определить конкретное содержание воспитательной работы и выстроить технологический и инструментальный аспекты. Второй причиной выделения конкретных приоритетных ценностей является то, что педагог, организующий деятельность по освоению приоритетных ценностей, исходит из той «картины» целостной ценностной системы студента, в которой наивысшие ценности необходимые и достаточные для его нравственного становления, находятся на периферии. Задача педагога состоит в том, чтобы «вернуть» эти ценности с периферии в центр целостной ценностной системы студента с тем, чтобы они способствовали в полной мере его нравственному становлению в период профессиональной подготовки.
По мнению Е.Н.Шиянова, И.Б.Котова «необходимо внедрение в практику аксиологических принципов, которые составляют аксиологический подход, выступающий в качестве методологии личностноразвивающего обучения» [199:47]. Аксиологический подход, с точки зрения авторов, является связующим звеном между практическим и познавательным отношением к миру. Согласно этому подходу именно «человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель социального развития» [199:48].
Обоснование выбора приоритетных ценностей, является, как было отмечено, задачей данного параграфа. Отбор приоритетных ценностей Человек, Культура-Язык, Жизнь требует научного обоснования выбора, выявления педагогической причинности предпочтения именно этих наивысших ценностей. Анализ каждой из исследуемых ценностей позволяет говорить об их взаимодополняющей значимости и роли в целостной системе ценностей.
Человек. «Знание о человеке», «наука о человеке» возникла в конце XVIII в. Этот термин был предложен И.Кантом. Поворот к изучению человека «изнутри» - постижению его телесного, эмоционального, нравственного, духовного, социального бытия произвёл Сократ и его коллеги и ученики: Аристотель, Платон, Протагор. Несмотря на то, что ещё Протагор провозгласил: «человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих», именно И.Кант был первым, кто утверждал следующее: человек - самый главный предмет науки, познание человека является важнейшим условием понимания мира в целом» [100:7]. Сегодня существуют философская, религиозная, культурная, социальная, психологическая и другие антропологии, изучающие человека с различных позиций. Основное содержание в современной педагогической антропологии выражено в системе следующих понятий: человек, природа человека, развитие, культура, воспитание человека (Б.Г.Ананьев, В.С.Барулин, Б.М.Бим-Бад, Ю.Н.Емельянов, В.В.Зеньковский, В.Б.Куликов, В.И.Максакова В.А.Сластёнин и др.) В.А.Сластёнин утверждает, что антропологическое знание обусловливает осознанное использование личностно-ориентированных педагогических технологий, приоритет субъ-ектно-смыслового стиля деятельности учителя над информационным, что чрезвычайно актуально в современных условиях» [165:18].
Анализ педагогической литературы показал, что слово «человек» зачастую подменяется словом «личность», которое, как известно, выражает социальную сущность человека. Действительно, каждый человек всегда проявляет себя одновременно и как организм, и как личность, и как индивидуальность. Подмена понятия человек, вероятно, объясняется тем, что человек рассматривается, в первую очередь как часть общества, его неотъемлемая составляющая. И.А.Колесникова утверждает, что «по сегодняшнему состоянию человекознания сама категория «личность недостаточна для определения человека» [68:88]. А. Блюмкин в своей работе «Мир моральных ценностей» озаглавливает целый раздел как «Человек в мире моральных ценностей», упоминая слова человек и личность в одинаковых контекстах: «формирующаяся личность», «морально-ценностный мир человека», «моральное сознание личности», «нравственные чувства личности», «человек, ориентированный на конкретный нравственный мир» и т.д. [27:36-37]. Человек и личность предстают как единое целое в книге «Время личности и время жизни» [1]. К.А.Абульхановой, рассматривающей сущность личности и её развитие, и признающей жизнь подлинной только, когда она реализуется в соответствии с духовными принципами и принципом человечности [1].
Теоретические подходы к определению путей освоения приоритетных ценностей в учебно-воспитательном процессе
Задачей данного параграфа является анализ научной педагогической литературы с целью аспектов и этапов освоения ценностей в теории и практике вузовского образования, а также дать характеристику социально-психологических особенностей студенческого возраста. Задачей также является представить авторскую версию освоения приоритетных ценностей студентами педвуза.
Анализ изученной психолого-педагогической литературы показывает, что ситуация в сфере образования оценивается учеными, как критическая, требующая неотложных действий, причем основной причиной возникновения кризиса называется отсутствие серьезного внимания со стороны общества и педагогов к ценностной проблематике. По мнению З.И.Равкина, отсутствие систематизированных аксиологических знаний в современной науке и невозможность полного заимствования ценностных доктрин Запада являются, главными причинами. Автор определяет в качестве актуального направления развития образовательной теории активную самостоятельную разработку проблем аксиологии с учетом российского менталитета и национально-исторических традиций. Он констатирует, что мы не имеем в настоящее время педагогической аксиологии в качестве самостоятельного предмета научного поиска [147].
Н.Д.Никандров в качестве еще одной причины кризиса называет забвение традиций отечественной культуры, формирующей «здоровый иммунитет» общества в условиях динамизма современной жизни. По его справедливому замечанию, в течение весьма краткого исторического периода - последних десятилетий и особенно последних лет, оказались утраченными фундаментальные нравственные ценности российского этноса - результат нравственных усилий народа в течение столетий. Провал в социальном наследовании, укладывающийся в период жизни одного поколения, чреват расколом в обществе и сознании каждого гражданина [130]. Анализ факторов, вызывающих кризисное положение в системе высшего профессионального образования, сводится к тому, что основной причиной является забвение своих исконных ценностей и подмена их ценностями заимствованными; предпочтение ценностей инструментальных нравственным и, как следствие, падение общего уровня нравственности общества, деградация некоторой части подрастающего поколения.
Отсутствие чёткой ценностной стратегии оказывает негативное влияние на систему высшего профессионального образования и порождает кризисные ситуации «на местах». Характеризуя ситуацию, сложившуюся в вузах, А.Д.Солдатенков справедливо отмечает: резкий спад внимания к проблемам студентов практически на всех уровнях вуза; ослабление интереса и потребности в личностном и профессиональном самосовершенствовании, как у студентов, так и у преподавателей (отношение к профессиональной деятельности - труду); наметившаяся межличностная разобщенность в коллективах студентов и преподавателей (как по горизонтали, так и по вертикали), увеличивающаяся замкнутость, изоляция факультетов вуза друг от друга; фактическое прекращение существования института кураторов, который при всех его недочетах был важным звеном в формировании единого коллектива в вузе (единого коллектива преподавателей и студентов). Прекратила своё существование система наставничества, индивидуального, личностного внимания, разумной опеки по отношению к студентам; недооценка необходимости целенаправленного развития у студентов ответственности, потребности и навыков в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании и самодеятельности как определяющих условий личностного и профессионального становления; утрата традиций студенческой научно-исследовательской деятельности (научные общества), культурной творческой жизни вуза (студенческие вечера, конкурсы, соревнования); практическое отсутствие работы по гуманитаризации социальной среды как фактора гуманизации, целенаправленному формированию гуманистической направленности личности студента в процессе подготовки его к профессиональной деятельности [168:5-6].
Несмотря на большое теоретическое наследие по вопросам нравственного воспитания [66; 78; 103;112;113;154;155;196], современная наука и практика в переходный период развития нашего общества не успели с выработкой новых форм работы со студентами, соответствующих ценностям сегодняшнего дня и потребностям современной молодёжи (выработка их и реализация потребуют значительно больше времени, чем это ушло на смену власти в стране и перемену политического и экономического курсов). Некоторое смятение и естественная неуверенность в проведении воспитательной работы были характерными для периода становления демократического общества. В настоящее время, в связи с тем, что педагогами проводится большая работа по научной разработке и практическому внедрению в учебно-воспитательный процесс новых форм работы по нравственному воспитанию [4;32;37;50;51;58;65;79;85;121;128;129;133;134;158; 160;181;190;194;203;206], воспитательный процесс в вузе находится в стадии поиска и данная работа является тому подтверждением. В период становления нового типа общества трудно было определить основные тенденции воспитания, противопоставив их огромной бесперебойно работавшей в течение десятилетий воспитательной «машине» со строго расписанными воспитательными постулатами. Потребовался определённый период времени, чтобы педагоги проанализировали и оценили новый период с точки зрения соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей, которая, по сути, только начала складываться. Поиск отдельных учителей-новаторов, усилия учёных направлены на выработку общей стратегии, определению основных правил поведения в новой системе ценностей.
Программно-диагностическое обеспечение процесса освоения приоритетных ценностей студентами педвуза
Основной задачей данного параграфа является определение содержательного аспекта освоения приоритетных ценностей. С нашей точки зрения, программа по нравственному воспитанию определяет примерное содержание нравственного воспитания студентов, а также содержит диагностическое сопровождение, что позволяет проверить её эффективность опытно-экспериментальным путём.
Программа нравственного воспитания студентов, создавалась, в первую очередь, с целью упорядочивания предпринятых педагогических усилий и проверки соответствия цели и содержания, во-вторых, с целью представления примерного содержания одного из аспектов нравственного воспитания -освоение приоритетных ценностей. В-третьих, она имела своей целью выстраивание всей системы диагностических методов, проведённых в рамках данного педагогического исследования. В-четвёртых, целью создания программы было - предоставить готовое руководство к действию для преподавателей, которые намерены воспроизвести подобный эксперимент в других или подобных педагогических условиях.
Программа подвергалась многократной корректировке, дополнениям и изменениям до её окончательной готовности, однако, первоначально взятые за основу критерии отбора основ наук, разработанные Ю.К.Бабанским, стали отправными моментами при определении её содержания. Такими критериями являются: целостное отражение задач воспитания всесторонне развитой личности; научная и практическая значимость содержания; соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям студентов педвуза; соответствие объёма содержания имеющемуся времени на его изучение; соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современного вуза [17:370].
Нами были определены требования к составлению программы, которые мы учитывали при подготовке её материалов, а также в ходе всей экспериментальной работы. С нашей точки зрения, программа нравственного воспитания студентов через освоение приоритетных ценностей: Человек, Культура-Язык, Жизнь должна [42]: 1. учитывать современные тенденции мирового и общественного развития, а также особенности высшего профессионального образования; 2. вести к достижению цели: воспитание личности с ценностным отношением к Человеку, Жизни и почитающему родную Культуру-Язык; 3. соответствовать выстроенной модели студента; 4. содержать примерные понятийно-тематические разряды; 5. носить обучающий и воспитывающий характер; 6. быть дополнительной к действующей программе обучения в педвузе; 7. иметь как отправные пункты приоритетные ценности: Человек, Культура-Язык, Жизнь; 8. учитывать возрастные особенности студентов; 9. иметь диагностическое сопровождение; 10.содержать критерии и показатели освоения приоритетных ценностей студентами педвуза. Структура программы: 1. Объяснительная записка. 2. Примерное содержание нравственного воспитания студентов. 3. Диагностическое сопровождение программы, состоящее из 5 частей. Выполняя задачу данного параграфа, заключающуюся в представлении сути и условий функционирования программы по нравственному воспитанию, считаем целесообразным, сделать это, представляя каждый из разделов программы. В объяснительной записке мы приводим основания программы, выде 86 ляем цели воспитания и приоритетные ценности, подлежащие освоению, с кратким обоснованием выбора этих ценностей в качестве приоритетных, демонстрируем модель студента педвуза, которую мы претендуем воспитать, выполняя данную программу, а также выстраиваем задачи-доминанты в области освоения аксиологических знаний, в области овладения умениями и в области формирования отношений, а также представляем общую структуру программы. Во втором разделе программы «Примерное содержание нравственного воспитания студентов» мы приводим общую характеристику студентов, указывая на психолого-педагогические доминанты развития, формулируем ведущую педагогическую идею в работе со студентами и приводим приоритетные направления в содержании воспитания по каждой из предлагаемых к освоению приоритетных ценностей. Считаем целесообразным представить краткий обзор ведущих направлений в содержании воспитания по каждой из предлагаемых к освоению приоритетных ценностей. Следует отметить, что любая из рассматриваемых в программе приоритетных ценностей представлена в сопоставительном порядке с антиценностями, что отражено, в первую очередь, в примерном содержании. Итак, приоритетная ценность - Человек рассматривается нами с трёх позиций: ? Человек - Личность нравственная; ? Человек - Личность активно-деятельная; ? Человек - Личность общественная. Ведущими направлениями в содержании воспитания через освоение приоритетной ценности Человек, являются: (материал приводится в изложении) Человек - Личность нравственная. Внешний и внутренний портрет человека. Физическое и духовное. Тело и душа. Бессмертие как вечная мечта человека. Дело жизни и след в жизни -путь к бессмертию. Нравственная красота и моральное уродство. Достойный человек. Нравственный человек. Антиличность, псевдоличность, частичная личность. Человек в общении с другими людьми. Предметная и духовная связь. Нравственность как регулятор отношений. Индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром. Потеря индивидуальности. Умение принять Другого как данность. Желание не навредить Другому. Человек - Личность активно-деятельная. Деятельность как способ жить и развиваться. Пассивность и лень как антиценности активно-деятельной личности. Деятельность как способ выразить себя для других. Сферы жизни человека: профессиональная деятельность; свободное общение; общественная деятельность; отдых; путешествия; свободная творческая деятельность; спорт и любительская художественная самодеятельность. Социальные роли человека: гражданина, труже-ника, потребителя, избирателя, обывателя и др. Человек - Личность общественная.
Общество как социально-производственное регулятивное объединение людей, обеспечивающее высеивание, развитие, условия для счастливой жизни человека. Человек вне общества, изгои общества-кто виноват? Семья человека в контексте жизни общества. Современное понимание типов семей. Одиночество. Человек в группе. Взаимное влияние человека и группы. Человек - «волк-одиночка». Одиночество как момент изоляции внутренней э/сизни человека. Влияние отдельного человека на общественную э/сизнь и на культуру общества. Человек как представитель своего поколения. «Я» как продукт и как часть общества.
Создание целостного образовательного пространства по освоению студентами приоритетных ценностей
Задачами данного параграфа являются: раскрыть суть понятия «пространство», представить целостное образовательное пространство, (предполагающее диалоговое взаимодействие между его субъектами в трёх видах деятельности на основе единства цели, модели, ценностей и программно-диагностического обеспечения); раскрыть «архитектуру» построения связей и представить методическое обеспечение процесса освоения, показать эффективность, разнообразие и взаимодействие приёмов работы внутри выстраиваемого пространства.
Для того чтобы придать педагогическому образованию гуманистическую направленность необходимо не только преобразовать существующую систему подготовки студентов, пересмотрев гуманитарный компонент высшего педагогического образования, но и организовать в вузе адекватные условия жизнедеятельности студента как субъекта образовательного процесса. Сегодня вузовская среда должна ставить будущего учителя в позицию активно действующего субъекта, образовывающего и воспитывающего себя, осваивающего профессию «учитель». Необходимой предпосылкой данного процесса является формирование у студента и преподавателя рефлексивного отношения к самому себе. По нашему убеждению, размышления о ценностях должны быть базовыми в нравственном становлении студентов педвуза - будущих учителей.
В последнее время в педагогической и психологической литературе достаточно часто используется понятие «образовательное пространство». В тезаурусе «Новые ценности образования» под образовательным пространством понимается существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации. Также возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление ко 104 торого происходите опыте каждого [177].
Наиболее распространено метафорическое понимание образовательного пространства. Однако следует учесть то, что в образовательном пространстве размещены не столько парты или отдельные школы, сколько различные факторы, условия, связи, отношения и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер образовательных процессов в целом.
Говоря о главной проектной задаче образования, В.И.Слободчиков рассматривает пространство образования как пространство совместной жизнедеятельности и встреч всех возрастных когорт, определение целей совместной (общественной) жизни, через соучастие в которой и происходит образование человека [167].
По мнению И.Д.Фрумина, Б.Д.Эльконина в образовательном пространстве выступают особые сознания и культуры; в нем строится «диалог культур» [192, 202]. Это пространство амплификации (А.В.Запорожец), пространство полного выражения индивидуальных и возрастных возможностей [69]. Ценным для нашего исследования являются основные идеи предлагаемого авторами образовательного пространства: идея открытости в создании образовательной среды, идея сотрудничества с другими субъектами; принцип гуманистической направленности; программное обеспечение процесса обучения.
В ходе теоретического анализа литературы (А.В.Запорожец, Д.В.Григорьев, В.А.Караковский, Г.А.Прозументова, В.И.Слободчиков, И.Д.Фрумин, Б.Д.Эльконин и др.) выявлено, что понятие «пространство» имеет широкий спектр: Г.В.Кумарина говорит об образовательном пространстве России [102], С.К.Бондырева - психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства [33], Н.Б.Крылова вводит понятие мультикультурного пространства образования [97], Г.И.Чижакова [164] анализируя аксиологизацию мирового образовательного пространства, говорит о создании открытого образовательного пространства. Воспитательное пространство как часть среды представлено в работах А.В.Гаврилина, Ю.С.Мануйлова, В.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой; рассматривает развитие личности школьника в воспитательном пространстве с позиций управления. Н.П.Корнюшкин, В.И.Слободчиков и др. также рассматривают методологические и технологические аспекты регионального образовательного пространства [91]. Также установлено, что возможно формирование образовательного пространства, становление которого происходит в опыте отдельного педагога.
Как следует из анализа литературы, некоторые учёные рассматривают понятие «среда» как синоним понятия «пространство». Мы согласны с мнением Н.Б.Крыловой, что среда - это окружающее человека социальное пространство (в целом - как макросреда, в конкретном смысле - как непосредственное социальное окружение, как микросреда); зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия) [98].
По мнению Н.А.Асташовой основной путь предъявления ценностей, «каждодневная образовательная деятельность в условиях аудиторных и внеаудиторных занятий, взаимодействие «педагог — воспитанник» во всевозможных проявлениях и сочетаниях. Главным лицом, создающим аксиологические ситуации, предъявляющим ценности образования, человеческих отношений, может быть педагог, внутренний мир которого, профессиональная культура, компетентность пронизаны ценностным духом и выступают образцом деятельности в педагогической сфере. Специально создаваемые ситуации обязательно должны строиться на основе свободы выбора, возможности полноценного обсуждения предлагаемых вариантов, отсутствия давления и авторитарности. Это обязательные условия, при которых возможно развитие ценностного взгляда на окружающий мир с выделением главных опорных его координат в жизненном континууме» [98:11]. Мы считаем, что такие условия могут быть созданы при организации в деятельности каждого преподавателя целостного образовательного пространства.