Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами Ян Сюйжун

Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами
<
Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ян Сюйжун. Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ян Сюйжун; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2008.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/560

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические аспекты формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально- педагогическими средствами 15

1.1. Толерантность: лингвистический, философский, психолого-педагогический анализ 15

1.2. Гуманистическая сущность формирования толерантных отношений 42

1.3. Особенности музыкально-педагогического образования в контексте формирования толерантных отношений студентов различных национальностей 65

Выводы по первой главе 90

Глава II Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами 93

2.1. Модель формирования толерантных отношений студентов различных национальностей 93

2.2. Критерии и уровни сформированности толерантных отношений студентов 109

2.3. Оценка эффективности реализации модели формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально- педагогическими средствами 131

Выводы по второй главе 155

Заключение 158

Список литературы 168

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Модернизация российского общества и динамика социально-экономических преобразований в значительной степени повлияла на взаимоотношения людей, спровоцировав небывалый рост насилия и нетерпимости в обществе. Подрастающее поколение оказывается в эпицентре психологической напряженности, социальных противоречий, которые предопределяют развитие поведенческих девиаций, агрессивности, затрудняют формирование толерантных отношений в социуме. В мире существуют совершенно противоположные взгляды на человеческое общежитие. С одной стороны, возникают идеи о необходимости исчезновения культурных различий, с другой, — о возможности сохранения самобытности этнокультур, призванных сыграть важную роль в формировании высоконравственной толерантной личности.

Особую актуальность толерантные отношения имеют для России — страны многонациональной и многоконфессиональной, страны с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, страны с множеством проблем в межкультурных отношениях.

Семантика термина «толерантность» состоит в признании ценности «иных», допущении вариативности их проявления и рассматривается не как отказ от своих мыслей в пользу другого, а как устойчивость человека к существованию других взглядов, мнений и суждений. Толерантность характеризует свободу и открытость мышления, предполагает сохранение индивидуальности и зависит от генетически определенных свойств индивидуума. Толерантность воплощает в себе тесное единство биологических, психологических и социальных аспектов.

Изменения, происходящие в обществе, затрагивают и систему образования. Перечисленные обстоятельства подчеркивают роль толерантности в развитии личности, где толерантность выступает как условие и степень развития

4 культуры личности, как показатель ее духовности, как личностная характеристика. Имея в своей основе социальные и моральные истоки, толерантность проявляется в умении воспринимать, осмысливать и понимать различные мнения, суждения отдельной личности или группы, этнические, ментальные, культурные проявления при сохранении собственной уникальности и движении к взаимопониманию и сотрудничеству.

Вместе с тем, именно с утверждением ценностей толерантности в социуме связывают надежды на выживание человечества, ибо опасные для существования человечества бесконечные войны и конфликты, обретающие все более жестокие и бескомпромиссные формы, терроризм и распространение всевозможных фобий стали реалиями повседневности.

Формирование толерантных отношений как одно из направлений духовного развития представляет собой процесс вхождения личности в новое культурное пространство, ориентирует ее на свободное творческое развитие в социокультурной среде, а стремление приобщиться к сокровищам мировой культуры позволяет рассматривать культуру как систему субъективных смыслов и ценностных ориентации.

Музыкальная культура как эстетическая категория сознания каждого этноса аккумулирует вкусы, склонности, интересы народа, его мировоззрение, нравственно-этические, исторические, философские, художественно-эстетические взгляды, а также передовые идеи и особенности в масштабе всего человечества.

Формирование толерантных отношений в процессе изучения музыкальной культуры разных народов является инновационным по своей природе процессом, трансформирует существующие традиции и порождает новые культурные ценности, обогащая тем самым как субъектов образовательного процесса, так и сам образовательный процесс. Разработка и внедрение модели формирования толерантных отношений обеспечивает самоактуализацию личности в многонациональной поликультурной среде и личностное самооп-

5 ределение обучающихся.

Между тем, толерантность, утвердившаяся в официальных документах, все еще далека от того, чтобы стать общепринятым принципом построения взаимоотношений в обществе. Для современного общества проблема толерантности имеет особое значение, поскольку без ее решения невозможно общенациональное согласие, налаживание цивилизованных взаимоотношений между национальными и социальными группами.

Степень разработанности проблемы. Идея толерантности имеет давнюю историю. К взаимному уважению, сотрудничеству призывали гуманисты: Аристотель, Платон, Конфуций, Дж. Локк, Ф. Вольтер, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский и многие другие. Проблемой толерантности в широком смысле слова занимались А.Г. Асмолов, Р.Бернс, В.С.Библер, Е.Р.Блинова, О.Я.Бондаренко, В.Васильев, А.Гжегорчик, Б.С.Гершунский, Е.А.Кротков, И.А.Семакина, Л.Н.Макарова, А.А.Погодина, Э.Риэрдон, Г.У.Солдатова, Ху Ши и др. Формирование толерантного сознания и реализация соответствующего поведенческого рисунка нашли отражение в работах И.Б.Гриншпун, М.Н. Губогло, Ли Же, А.П. Садохина и других ученых. Формы и методы педагогического воздействия на учащихся в образовательной среде при формировании толерантности исследуются в работах Е.А. Аджиевой, Н.А. Асташо-вой, Г.Х.Ахбаровой, О.А.Грива, Р.Г.Гавриловой, Е.Н.Дворниковой, Т.П. Дудоровой, Л.Ю. Лупоядовой, А.Н. Прядехо, М.В. Ретивых, В.Д.Симоненко, В.АСитарова, Р. Смид, Сунь Цзинцюань, К.Фоппель и др. Культура межнационального общения анализируется в работах О.В.Аракелна, Р.К. Грдзелид-зе, М.И.Корякиной, М.М. Кучукова, И.Т.Селезнева, С.Г. Тер-Минасова. Изучением поликультурного воспитания занимались О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриева, Н.П. Едыгова, М.Н.Кузьмин, Р.И.Кусарбаев, А.В.Мельничук, В.В.Мирошниченко, В.П.Симухина и др. Проблеме межкультурной коммуникации посвящены труды Л.И.Гришаевой, Д.Б.Гудкова, О.А.Леонтовича, О.В. Рябова, Сю Шусай, Е.Ф. Тарасова, Л.В. Цуриковой, Чжун Сиин и др.

Проведенный анализ исследований проблемы толерантных отношений и их формирования в образовательном процессе вуза показал, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных толерантности и воспитанию толерантного сознания, вопросы формирования толерантных отношений музыкально-педагогическими средствами практически не исследованы в парадигме личностно ориентированного музыкального образования.

Результаты теоретического анализа различных источников (монографий, диссертаций, статей) и обращение к практике позволили выявить ряд противоречий между:

реальными потребностями общества в толерантной личности и отсутствием целенаправленно организованной деятельности по формированию толерантных отношений студентов различных национальностей;

объективно существующим и постоянно расширяющимся многонациональным образовательным пространством вузов и отсутствием должного внимания к проблеме формирования толерантных отношений студентов различных национальностей;

большими возможностями средств музыкального искусства в формировании толерантных отношений и их недостаточным использованием в воспитательном процессе.

Актуальность работы, противоречия и тенденции современной образовательной среды вуза позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами?

Недостаточная разработанность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами».

Объект исследования - формирование толерантных отношений в образовательном процессе вуза.

Предмет исследования — формирование толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами.

Цель исследования - обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами будет эффективным, если:

будет уточнено содержание понятия «толерантные отношения студентов различных национальностей»;

формирование толерантных отношений студентов различных национальностей будет основано на накоплении, восприятии, усвоении и творческом осмыслении нравственных, духовных, музыкально-эстетических и культурных достижений разных народов и социальных групп с учетом их социально-психологических и регионально-этнических особенностей;

будет разработана модель формирования толерантных отношений студентов различных национальностей и разработана совокупность музыкально-педагогических средства ее реализации;

будут выявлены педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами;

будет проводиться мониторинг уровня сформированности толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами.

В соответствии с поставленной целью, объектом, гипотезой и предметом были определены задачи исследования.

  1. Уточнить содержание понятия и структуру «толерантные отношения студентов различных национальностей».

  2. Разработать модель формирования толерантных отношений студен-

8 тов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами.

  1. Выявить педагогические условия, критерии и уровни сформированное толерантных отношений студентов различных национальностей.

  2. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации модели формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: гуманистическая философия, трактующая развитие личности как субъекта познания, общения и деятельности; системный подход, способствующий изучению всеобщих связей и обусловленности явлений и процесса. Культурологический подход, базирующийся на идее воспитания человека культуры.

Исследование опирается на общефилософские идеи о толерантности как мировоззренческой позиции (М.М. Бахтин, P.P. Валитова, Гао Сюцан, Т.Г.Киселева, В.А.Лекторский, В.А.Тишков и др.); психологические аспекты толерантности (Ф.Зимбардо, Д. Колесов, К. Левин, М. Ляйппе, Д. Узнадзе, Цзэн Цифэн и др.); современные исследования о роли толерантности в нравственном воспитании личности (А.Г.Асмолов, А.Н. Асташова, Л.А. Бай-кова, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский); труды, в которых формирование толерантности рассматривается в рамках теории поликультурного образования (М.М.Геворкян, А.Н. Джуринский, Л.П. Ильченко, В.В. Макаев, З.А.Малькова, Л.Л. Супрунова и др.); личностный подход к отбору содержания, средств и методов диагностики профессионального обучения будущих учителей (В.И.Андреев, С.В.Кульневич, В.В. Сериков и др.); диалог культур (М.М.Бахтин, B.C. Библер); концепции вышнего музыкально-педагогического образования (Э.Б. Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, Лю Вэй, Ляо Найсион, А.С. Петелин, Л.В.Школяр и др.); концептуальные разработки развития культуры личности и ее музыкально-национальной культуры в общей системе художественно-эстетического воспитания (Б.В.Асафьев, Б.Барток, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, 3. Кодай), влияние национальной

9 культуры на поликультурное воспитание, формирование культуры межнационального взаимодействия (Ж.Г.Алмякина, Л.М. Кашапова, Чэнь Сюйцзин и З.М. Явгильдина).

Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использовался комплекс теоретических, эмпирических и статистических методов, адекватных предмету исследования:

теоретические: анализ философской, социологической, психолого-педагогической, культурологической литературы; целенаправленный анализ особенностей межнациональных отношений в целях выявления приоритетных форм и методов обучения и воспитания музыкально-педагогическими средствами; систематизация и обобщение существующих подходов к образованию студентов различных национальностей; синтез научной теории и воспитательной практики, методы аналогии, моделирования и педагогического прогнозирования;

эмпирические: наблюдение динамики общественного движения в межнациональной поликультурной среде региона; мониторинг уровня сформиро-ванности толерантных отношений студентов различных национальностей на разных этапах; опрос беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Экспериментальной базой исследования стал Воронежский государственный педагогический университет. В эксперименте участвовали 96 российских и иностранных студентов I-IV курсов.

Научно-исследовательская работа проводилась в период с 2005 по 2008 год и включала в себя три этапа.

Первый этап (2005—2006 г.г.) — теоретическое осмысление проблемы, изучение и анализ философской, социально-психологической, культурологической, педагогической, филологической литературы по теме исследования; определение объекта, предмета, цели, гипотезы и основных задач исследования, разработка принципов формирования толерантных отношений студен-

10 тов; знакомство студентов с принципами и ценностями толерантности, приобщение обучающихся к национальной культуре разных народов, проведение констатирующего эксперимента.

На втором этапе (2006-2007 г.г.) работа была направлена на построение модели формирования толерантных отношений студентов различных национальностей, выявление совокупности педагогических условий, проведение формирующего эксперимента.

Третий этап (2007-2008 г.г.) - завершение эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка общих выводов и рекомендаций, целостное оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

уточнены содержание и структурные компоненты понятия «толерантные отношения студентов различных национальностей», выявлена роль толерантных отношений в гуманистической педагогике;

разработана модель формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами;

определены критерии и показатели сформированности толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами;

выявлены, обоснованы и апробированы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формированию толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами.

Теоретическая значимость исследования определяемся его вкладом в развитие теории толерантных отношений и культура межнационального взаимодействия. Теоретически обоснована и установлена взаимосвязь между формированием толерантных отношений студентов различных национальностей и их музыкально-педагогическими образованием; раскрыта сущность понятия «толерантные отношения студентов различных национальностей»;

теоретически обоснована совокупность музыкально-педагогических средств, способствующих изучению национальных музыкальных культур разных народов, влияющих на эффективное формирование толерантных отношений студентов различных национальностей. В работе конкретизированы уровни сформированности толерантных отношений студентов, обоснованы педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально- педагогическими средствами.

Практическая значимость определяется использованием результатов опытно-экспериментальной работы по формированию толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами. Внедрена авторская программа «Музыка - язык мира». Разработанные измерительные шкалы, тестовые материалы позволили глубоко и дифференцированно исследовать и оценить уровень сформированности толерантных отношений студентов. Материалы исследования используются в системе профессионального художественного образования в условиях межнациональной среды вуза, образовательных учреждениях культуры и искусства.

Достоверность и обоснованность научных положений, полученных результатов и выводов, содержащихся в работе, обеспечены целостным подходом к исследованию проблемы, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования, объективным качественным и количественным анализом полученных данных, подтвержденных статистическим анализом результатов педагогического эксперимента, личным опытом деятельности диссертанта в вузе, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на различных этапах исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Структура толерантных отношений студентов различных национальностей, под которыми мы понимаем систему осознанных связей и положительных взаимодействий между субъектами музыкально-образовательной деятельности и реализующихся в поведенческих актах,

12 наиболее удовлетворяющих общество и коллектив, которая включает:

когнитивный компонент: определяется знанием и пониманием своей личности и личности другого, представлениями о многообразии культур, религий, народов, национальностей; о конструктивных взаимоотношениях с представителями национальных сообществ, потребностями в расширении межнационального межличностного общения и профессионального кругозора;

эмоционально-ценностный: язык музыки как уникальный специфический язык эмоции и чувств актуализирует эмоциональное реагирование, отзывчивость в отношений себя и окружающего мира; осознание ценности каждой личности любой национальности, желание и умение понять и принять позицию другого;

деятельностно-творческий: активная деятельность направленная на творческое, диалогическое восприятие музыкальных и художественно-эстетических продуктов разных народов и национальностей в их многообразии; способность и готовность к диалогу культур с представителями других национальность, согласованность совместного выбора возможностей свободных творческих действий.

2. Модель формирования толерантных отношений студентов различных национальностей включает цель, задачи, принципы, условия, функции формирования толерантных отношений, а также совокупность музыкально-педагогических средств. В ее основу положены следующие подходы: личностный, основывается на представлении о личности как цели и факторе образовательного процесса; феноменологический, базирующийся на философских и социокультурных идеях; культурологический, соответствующий культурным задачам развития сообщества; аксиологический, направленный на формирование системы ценностей, социально-целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает высшей ценностью.

3. Педагогическая программа «Музыка - язык мира» представляет

собой совокупность музыкально-педагогических средств формирования толерантных отношений студентов различных национальностей, которая базируется на научных знаниях, совместной деятельности студента и преподавателя по интерпретации музыкального произведения, личностных творческих проявлениях, эмоционально-образном мире искусства, исторических традициях и современных инновациях, а также национальной музыкальной культуре разных народов.

4. Педагогические условия формирования толерантных отношений
студентов различных национальностей музыкально-педагогическими
средствами:

гуманизация образовательного пространства вуза ориентированного на развитие субъектной позиции и личностного смысла формирования толерантных отношений студентов различных национальностей;

направленность педагогического коллектива на педагогическое взаимодействие и толерантное отношение к личности студента музыкально-педагогическими средствами;

> комплексное воздействие культуры разных народов на развитие
психологических качеств студентов музыкально-педагогическими средс
твами в процессе их активной познавательной, культурной, общественной,
творческой деятельности;

> построение процесса музыкально-педагогического образования
студентов на принципах уважения, равенства всех национальностей и
национальных культур.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили на факультете художественного образования Воронежского государственного педагогического университета.

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры педагогики; теории, истории музыки и музыкальных инструментов; хорового дири-

14 жирования и вокала ВГПУ, на научно-практических конференциях: "Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста", 2006г. - Воронеж, ВГУ; "Гуманизация образовательного процесса в системе «Дошкольное образовательное учреждение - начальная школа — средняя школа» "10 января 2008г. Воронеж, ВОИПКПРО, а также на международных научно-практических конференциях «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях» 24-25 апреля 2008 г. Воронеж, ВГУ; "Актуальные проблемы профессионального образования: проблемы и перспективы," 2008г. - Воронеж, Институт высоких технологии.

Толерантность: лингвистический, философский, психолого-педагогический анализ

В последние десятилетия проблема формирования толерантности стала наиболее актуальной и широко востребованной во всем мире. Миграция, возникающие новые коммуникативные системы, возрастающая экономическая и культурная взаимозависимость обществ приводит к объединению человечества. В таких условиях толерантность приобретает особое значение, способствует сохранению культур от насильственного навязывания иных ценностей, охраняя разнообразие в эпоху глобализации и мультикультурно-сти. В связи с этим возрастает роль толерантности в развитии личности, в умении человека выстаивать свои отношения с окружающим миром, в позитивном социальном устройстве общества и рассматривается как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнения других, невраждебно встречать позиции, отличающиеся от собственных. Толерантность как нравственная и духовная категория отражает самую актуальную историческую, социокультурную, психологическую и педагогическую потребность современного общества. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином.

Современные представления о толерантности как о факторе, укрепляющем гражданский мир и дающем защиту от несправедливости, были заложены в трудах философов XIV-XVIII веков, борющихся против терпения нетерпимости и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Ф. Вольтер, который в своем «Трактате о веротерпимости» (1763) не критикует ни одну конкретную религию, а показывает, как они, милосердные по своей сути, разъединяются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны думать одинаково об отвлеченных предметах» [27, с. 216]. Наиболее значимым является тот факт, что философы признали толерантность всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Следствием этого стало принятие во Франции 26 августа 1789 года Декларации прав человека и гражданина и провозглашение на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Ф. Вольтер.

Продолжением борьбы за права человека, за веротерпимость, свобода выражения мысли стала Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году. В Декларации изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии, а человеку предоставлено право предъявляет свои требованию к обществу по его защите. В Декларации отмечается, что насилие, войны являются следствием как подавления демократии, так и результатом нетерпимости.

Сущность понятия «толерантность» неоднозначно и многогранно раскрыта во многих трудах и в разных культурах.

Толерантность (лат. tolerantia терпение) в ряде словарей — «Толковый словарь русского языка» В. Даля [146], «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова [145], «Современный словарь иностранных слов» [135] — определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо».

Советский энциклопедический словарь дает одно из определений как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [134, с. 904].

Лингвистический анализ термина «толерантность» показал, что латинский глагол tolerantia определяется как понятие, во-первых, способности организма переносить неблагоприятные воздействия какого-либо вещества или яда, во-вторых, как терпимости, снисходительности к кому-либо, чему-либо [135, с. 491]. Термин получил широкое распространение в европейских и других языках. В английской интерпретации толерантность (tolerance), помимо терпимости, означает допускать, разрешать (осуществление практики, действий, поведения), представлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и ущемляя их, признавая различия в религиозных воззрениях не допускать дискриминации [135, с. 491]. Выражается идея меры, до которой можно терпеть другого человека или явление, даже если они непонятны, вызывают недоумение, неприятие или сопротивление. Во французском языке термин понимается как отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам, уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов [135, с. 494]. На испанском — понимается как способность признавать отличные от собственных идеи или мнения [135, с. 491]. На китайском языке проявлять толерантность означает «позволять, принимать, допускать, быть по отношению к другим великодушным. Наиболее широкая гамма чувств выражается в арабском языке, где толерантность может употребляться как прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим людям. Персидский язык понимает толерантность как терпимость, выносливость, готовность к примирению с противником. Буквальный перевод термина «толерантность» на русский язык означает терпимость, способность к смирению, терпению, состраданию.

Гуманистическая сущность формирования толерантных отношений

В целом можно говорить о существовании двух основных парадигм в современном образовании: формирующей (традиционной) и личностно ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой, специфический набор частных парадигм, описывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения.

Гуманистические идеи в области нравственного воспитания содержаться в трудах Конфуция, Аристотеля, Платона, Сократа, Г. Гегеля, И.Герберта, И. Канта, Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо; в отечественной педагогике они разрабатывались в трудах В.Г. Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, а также у В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т.Шацкого, и др. У истоков гуманистического воспитания стоит великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670), который разработал современную систему образования, школу всеобщей мудрости, основанной на гармонии между людьми. Основные положения его гуманистической концепции заключаются в следующем: 1. Система обучения и воспитания не должна противостоять естественным потребностям ребенка, а следовать за ним. Школа должна быть школой удовольствия и радости. 2. Провозглашение веры в творческую силу личности. Потенциал развития человека беспределен. 3. Ребенок богато одарен от природы. Однако воспитание должно развить эти дарования, только оно может сделать ребенка человеком. 4. Воспитание - способ развития думающего, чувствующего и мыслящего человека, то есть ученый указывает на разносторонний характер воспитания. 5. Способ развития личности — в активном взаимодействии ребенка с миром. Я.А. Коменский поставил глобальные цели, перед человечеством: задачу совершенствования социума через совершенствование личности [45, с. 212].

Известный педагог И. Песталоцци продолжает гуманистическую идею в педагогике. Он устанавливает первоисточник гуманистических чувств человека. Первым ростком нравственности у ребенка, считает педагог, является чувство доверия, любви к матери. От любви к матери, затем к близким, к учителю, к школе, к друзьям, к своему народу, и, наконец, ко всему человечеству. Таким образом очерчен великим педагогом круг человеческой любви и доверия. Общую цель воспитания он видел в формировании истинной человечности [45, с. 314].

Традиции гуманизма были продолжены и развиты на русской земле М.В.Ломоносовым. Отличительными признаками его учения о воспитании и образования молодежи явились народность, демократизм, гуманизм. Целью воспитания он считал формирование человека-патриота, стержневым качеством которого, по его мнению, должны быть высокая нравственность, любовь к науке, трудолюбие и бескорыстное служение на благо Родины. Исходя из принципов гуманизма и народности, он высоко ценил общечеловеческую нравственность, призывая воспитывать мудрость, благочестие, воздержание, чистоту, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие, простосердечие, постоянство, дружелюбие, послушание и скромность.

Русской педагогической мысли принадлежит честь открытия педагогической антропологии как особого взгляда на мир детства. К.Д.Ушинский, великий русский педагог говорил, что теория воспитания и образования покоится на двух идеях: народности и антропологизме. Придавая значение природным предпосылкам в развитии человека, ученый возлагал огромные надежды на возможности воспитания. Он полагал, что результаты воспитания достижимы, только если воспитание соответствует природе человека и его истинным потребностям.

В основу своей теории К.Д. Ушинский положил основные понятия тела, души и духа как специфическое человеческое образование. Двумя ведущими потребностями формирования духовности он считал стремление к деятельности и стремление к совершенству [149, с. 86].

Заслуживает изучения и педагогическая концепция философа В.В. Розанова. Он обосновал следующие принципы образования: индивидуальность, целостность, единство.

В.В. Розанов требовал, чтобы в процессе образования была сохранена индивидуальность как в ученике, так и в учителе. Там, где не сохранена индивидуальность, школа не воспитывает и не образует. Индивидуальный подход дает возможность ребенку проявить инициативу, изобретательность и творчество. Принцип целостности в образовании требует, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось, пока оно не усвоится. «Зна ния не должны быть разорваны, раздроблены», - утверждал Розанов. Принцип единства требует, чтобы впечатления были одного типа, из источника одной исторической культуры, где они развились. Иначе если они будут противоположного типа, то вместо просвещения ума и сердца они погрузят в хаос впечатлений.

Развитие гуманистической традиции в педагогической мысли России XIX века вызвало к жизни самобытные педагогические концепции Л.Н.Толстого, С.А. Рачинского, П.Ф. Каптерева, направленные на духовное и нравственное воспитание детей. Этими выдающимися деятелями русской культуры была предложена модель преображения народного сознания с уровня мифологического коллективного до личностно религиозного, который включает в себя меру индивидуальной нравственной ответственности за свое бытие. Внутри этих концепций роль учителя впервые выросла до фигуры духовника, а роль священника - до фигуры учителя.

С именем ученого-педагога СИ. Гессена связан новый взгляд на педагогику. СИ. Гессен призывал к проникновению духовности и общечеловеческих ценностных ориентации в педагогику на всех уровнях образования. Педагог полагал, что своеобразие личности заключается в ее духовности. Поэтому целью образования должно являться, по его мнению, одновременное формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности.

Многочисленные исследования (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, А.В.Мудрик, В.А. Сластёнин и т.д.) показывают, что объектный подход к человеку, насильственный характер воспитательных средств противен природе ребенка, которому свойственна страсть к свободе. Направленное воспитательное воздействие всегда вызывает сопротивление личности. «Ребенок не хочет быть объектом воспитания, он хочет быть субъектом жизни» [58, 60].

Модель формирования толерантных отношений студентов различных национальностей

Становление личности в современной социокультурной среде, формирование толерантных отношений неотъемлемо связано с таким явлением, как взаимодействие. Формирование и самореализация человека заключаются в расширении и обогащении пространства взаимодействия с окружающим миром на основе инициативности, творчества, самоуважения, диалога. Поэтому формирование толерантных отношений студентов связано с их адаптацией к новым социокультурным реалиям, которые предусматривают необходимость поиска такого содержания, форм, принципов образовательного процесса, с помощью которых можно противостоять возрастающей конфликтности, социальной напряженности современного общества, создать условия для развития межнациональной компетентности и взаимодействия на основе уважения и равенства позиций, личностей, культур. Трудности, возникающие во время взаимодействия и общения в образовательной среде вуза с многонациональным составом студентов, подтверждают необходимость специальной работы по преобразованию имеющегося опыта взаимодействия и поведения личности в социокультурной среде. Опыт работы в данном направлении показывает, что наряду с преобразованием способов познавательной деятельности необходимо осуществлять изменение способов коммуникативной деятельности личности студента и педагога с учетом тенденций современной педагогики к гумманизации образования. Опыт взаимодействия накапливается в образовательном пространстве вуза в процессе диалога культур.

С этой целью необходимо рассмотреть взаимодействие студента и педа 94 гога в процессе их общения, которое способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, сопереживанию, самоутверждению личности в культурном социуме. Как отмечает А.В. Мудрик, научение общению - актуальная проблема современного общества. Организация продуктивного педагогического взаимодействия не предполагает только развитие у студентов навыков речевого общения, правильного использования мимики и пантомимики. Важно, как считает автор, научить правильному восприятию окружающих людей, которое заключается в знании особенностей этнических групп, населяющих данную территорию, умении замечать культурные различия, сопереживании, инициативности, уважении [109].

Именно в педагогическом общении раскрывается субъективный мир студентов и педагогов. Противоречивость их взаимодействия детерминирована индивидуальными, возрастными различиями, жизненным опытом, эрудицией, уровнем культуры и т. д. Культурная самоидентификация и становление личности, формирование ценностного отношения к себе, миру зависят от направленности, организации и характера общения [143]. По определению академика Д.С. Лихачева, культура человечества движется вперед не путем перемещения в пространстве и времени, а путем накопления ценностей. Чем большими ценностями мы овладеваем, тем более глубоким и острым становится наше восприятие иных культур [89, с. 5].

Одной из форм общения является диалог как эффективное средство формирования мышления и развития личности. Диалог предполагает равноправие преподавателя и студента в выражении внутренних смыслов, позиций. Традиционная модель диалога, характеризующая авторитарную педагогику, утверждала в качестве результата взаимодействия победу одной позиции и поражение другой, что наглядно проявляется при применении авторитарного стиля общения. Результаты такой образовательной политики проявляются сегодня в межкультурных, межэтнических конфликтах. Новую модель диалога определяет стремление его участников сохранить процесс диалога как ценность, имеющую самостоятельное значение. Зачастую диалог трактуется как факт разговора участников образовательного процесса друг с другом вне всякой связи с его содержанием. Таким образом, понятие «диалог» подменяется понятием «общением» без учета позиций его участников.

В зависимости от занимаемой участниками взаимодействия позиции выделяют субъект-объектные и субъект-субъектные системы отношений. Первый подход рассматривает личность как объект воздействия, направленного влияния с применением убеждения и внушения. В этих условиях модель личности сводится к воспроизведению готового жизненного и нравственного опыта при ограничении собственного жизнетворчества. Второй подход предполагает активное участие личности в совместной деятельности, основанной на диалоге. Принципиальная разница между воздействием и взаимодействием заключается в том, что воздействие однонаправлено, в то время как взаимодействию присуща прямая и обратная связь.

Процесс реформирования вузовской системы в контексте гуманистической парадигмы изменяет содержание педагогического взаимодействия, направленного на субъект-субъектную систему отношений «преподаватель-студент», в контексте теории личностно ориентированного образования, разрабатываемой Е.В. Бондаревской, А.Г. Козловой, СВ. Кульневичем, В.В. Сериковым, И.С. Якиманской и др. Ориентация на личностную модель взаимодействия исключает педагогические стереотипы в области субъектности педагога и объектности студентов и базируется на субъект-субъектной системе отношений. Данная система отношений в современном российском вузе предполагает соблюдение некоторых особенностей взаимодействия, которые выражаются в умении: — создавать доверие (т. е. получить необходимую информацию от собеседника и сделать его открытым, восприимчивым к информации); — правильно сформулировать позицию оппонента, что подразумевает правильное понимание позиции собеседника, целей, потребностей, жела 96 ний, выявление истинных причин противоречий; — четко, аргументировано определить собственную позицию; — изменять точку зрения субъекта образовательного процесса, что предполагает гибкость восприятия и мышления, умение видеть ситуацию с разных точек зрения, учитывать все возможные позитивные и негативные последствия принимаемых решений.

Ответственность за организацию продуктивного взаимодействия в образовательном процессе возлагается на субъекта, являющегося носителем культуры - педагога. Как упоминалось ранее, студент приходит в вуз со сложившимися мировоззрением, ценностями, взглядами. Образовательное пространство вуза ориентирует студентов не только на интенсивное обучение, получение узкоспециальных знаний, но и готовит их к жизнедеятельности в социокультурной среде. Студенты отличаются особой эмоциональной восприимчивостью, непосредственной, живой, восторженной реакцией на окружающую действительность. Особо следует учесть, что внутреннее пространство субъекта (студента) формируется в процессе межличностного взаимодействия, в ходе которого он получает монологические и диалогические навыки. Помимо этого, абитуриент приходит в вуз с определенным набором умений, способов, знаний по разрешению противоречий, которые возникали или наблюдались им в процессе обучения в школе. В зависимости от этого совместные действия субъектов педагогического процесса организовываются по-разному. Самая распространенная модель взаимодействия: педагог — представитель власти; студент — подчиняющийся. Данная модель привносится в вуз из школы, где учитель и ученик зачастую противостоят друг другу, так как первый постоянно выдвигает ряд определенных требований, а второй должен их выполнять. В процессе такого противопоставления возникают трудности, проблемы, противоречия, в результате у подростка складывается определенный стереотип взаимоотношений в системе «педагог-студент» на который, безусловно, оказывает влияние стиль общения, воспроизводимый учителем. Подобную модель взаимоотношений абитуриенты «привносят» в вуз, и задачей преподавателя на младшей ступени вуза является «ломка» в сознании студента данного стереотипа [106].

Критерии и уровни сформированности толерантных отношений студентов

Внедрение в образовательный процесс инноваций, коренная перестройка технологии обучения и воспитания требуют целенаправленного отслеживания хода и результатов образовательного процесса, уровня профессионально-личностного развития студентов в процессе экспериментального апробирования выдвинутых теоретических положений.

На первом этапе исследования проводилось изучение теории и практики формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами в условиях многонационального российского вуза. Работа включала собеседование со студентами и преподавателями о роли толерантных отношений в становления личности гражданина и о последствиях отсутствия толерантности в условиях российского общества. Оценка состояния формирования толерантных отношений у студентов факультета художественного образования позволила наметить основные подходы построения педагогической модели: личностный, феноменологический, культурологический, аксиологический.

На втором этапе исследования определялась эффективность разработанной модели формирования толерантных отношений в процессе педагогического эксперимента. Реализации модели формирования толерантных отношений студентов различных национальностей в процессе музыкально-педагогического образования российского вуза способствуют выявленные педагогические условия.

Программа опытно-экспериментальной работы была разработана в соответствии с целями и задачами исследования в целом на основании положений, выделенный в ходе анализа проблемы. Мониторинг уровней сформированное толерантных отношений студентов различных национальностей на всех этапах эксперимента осуществлялся на основе диагностических методик Баса-Дарки (опросник), Л.Г.Почебуг (адаптированный), М. Рокича («Ценностные ориентации»), И.В. Юсупова (адаптированный тест эмпатийных способностей), М.М. Геворкян (деятельностно-творческий), а также на основа анкетирования, анализа творческих работ и др.. Определение критериев и показателей, объединяющих внешние и внутренние фактуры, обуславливают оценку эффективности формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами в процессе музыкально-педагогического образования.

Поставленные задачи решались на протяжении трех лет, с 2005 по 2008 г.г., через организацию преобразующей деятельности студентов как в естественных, так и в специально созданных условиях в вузе. Эксперимент проводился в три этапа: 1. Констатирующий этап (диагностика). 2. Формирующий этап (работа с экспериментальной группой). 3. Завершающий этап (анализ результатов формирующего этапа эксперимента). В опытно-экспериментальной работе приняли участие 96 российских и иностранных студентов из Воронежского государственного педагогического университета (факультет художественного образования). Из них были составлены 2 группы: контрольная (48 студентов) и экспериментальная (48 студентов), каждая группа делилась на 2 подгруппы — российская (24 студента) и иностранная (24 студента).

На первом этапе (2005-2006) была изучена научная и специализированная литература по теме исследования, проведена обработка материалов констатирующего эксперимента, разработана экспериментальная программа практических занятий на основе музыкальной культуры разных народов для использования в системе высших учебных заведений гуманитарной направленности. Наряду с этим нами было изучено состояние дисциплин предметной подготовки иностранных студентов с целью определения места западноевропейской, русской, китайской культур в системе образования.

Второй этап (2006-2007) - формирующий эксперимент, сущность которого состояла в создании алгоритма действий, а также программы использования музыкальной культуры в формировании толерантных отношений студентов различных национальностей. Экспериментальной проверке была под 112 вергнута модель формирования толерантных отношений студентов различных национальностей. На этом этапе особое внимание уделялось готовности студентов к диалогу культур, их умению воспринимать произведения других культур как ведущих критериев и необходимых условий формирования толерантных отношений.

Формирующий эксперимент проводился на базе выделенных экспериментальных и контрольных групп. В эксперименте использовались различные методы: диагностика, мониторинг, наблюдение, анализ, систематизация полученных данных и результатов, корректировка отдельных положений со студентами обеих групп, а также традиционные и нетрадиционные виды работ со студентами экспериментальной группы.

Основными этапами формирующего эксперимента явились: — разработка алгоритма действий и специальной программы «Музыка - язык мира», в основе которого изучение музыкальных культур разных народов с целью формирования у них умений и навыков осмысленного восприятия музыкального материала, вступления в диалог культур, толерантного отношений к культурным ценностям другого народа; — проведение опытно-экспериментальной работы в рамках учебных и внеучебных занятий в вузе, которая направлена на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в области восприятия музыкальной культуры разных народов с учетом особенностей культуры страны и традицией народа; — экспериментальная проверка положительного влияние программы «Музыка - язык мира» на формирование толерантных отношений.

На заключительном этапе эксперимента (2007-2008) осуществлялась обработка эмпирических данных, их обобщение через сравнительный анализ и интерпретацию, которые позволили нам сделать вывод о том, что эффективность формирования толерантных отношений обусловлена созданными целенаправленными педагогическими условиями.

Внедрение в образовательный процесс инноваций, коренная перестройка технологии обучения и воспитания требуют целенаправленного отслеживания хода и результатов образовательного процесса, уровня профессионально-личностного развития студентов на основе использования диагностических методик.

Термин «педагогическая диагностика» был введен в науку в 1968 г. немецким ученым К. Ингенкампом: «... педагогическая диагностика является совокупностью познавательных усилий, служащих принятию актуальных педагогических решений» [64].. Диагностика в педагогике направлена на исследование процесса формирования личности, ее обучения и воспитания в новых социально-педагогических условиях. Советский энциклопедический словарь определяет термин «диагностика» как «способность к распознанию» [134].

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами