Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1. Историко-педагогический анализ становления проблемы межнационального общения и межэтнической толерантности в современной науке 19
1.2. Личностные и социальные факторы, оказывающие влияние на формирование межнациональной терпимости у старшеклассников 57
1.3. Специфика социально-педагогического компонента континуума полиэтнической среды и его многофакторный анализ 72
Выводы по I главе 103
Глава II. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ
2.1. Концептуальная модель процесса формирования межэтнической толерантности у учащихся старших классов 105
2.2. Педагогические условия формирования этнотолерантности у старшеклассников в полиэтническом образовательном пространстве 121
2.3. Методика проведения опытно-экспериментального исследования и результаты его апробации 135
Выводы по II главе 166
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
БИБЛИОГРАФИЯ 170
ПРИЛОЖЕНИЕ 190
- Историко-педагогический анализ становления проблемы межнационального общения и межэтнической толерантности в современной науке
- Специфика социально-педагогического компонента континуума полиэтнической среды и его многофакторный анализ
- Концептуальная модель процесса формирования межэтнической толерантности у учащихся старших классов
Введение к работе
Актуальность и постановка проблемы исследования. В настоящее время одной из основных проблем воспитания является формирование личности нового человека как носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении поставленного вопроса принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.
Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения.
Межнациональное общение является составной частью процесса взаимодействия в полиэтнической среде. Проблема общения дискуссионна. Острые споры ведутся вокруг соотношения общения и деятельности. Одни исследователи утверждают, что общение лежит в пределах деятельности, являясь ее видом или «атрибутом» (Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.). Другие указывают на качественные различия между общением и деятельностью. По мнению Б.Ф. Ломова, общение - это самостоятельная категория, имеющая собственное содержание. Общение является одной из специфических форм индивидуального бытия человека, самостоятельной формой деятельности и активности субъекта. Итогом деятельности является преобразованный материальный или идеальный предмет. В результате общения формируются взаимоотношения человека с другими людьми, передаются информация, настроение, эмоции.
Возросший интерес к проблемам межнациональной толерантности и межнационального общения обусловлен новым этапом развития науки о человеке и запросами социальной практики. Многие виды человеческой деятельности, в какой бы форме они не протекали, реализуются коллективными усилиями представителей различных этносов, опосредуются процессом их общения.
Общение, в частности межнациональное, выступает в качестве одного из важнейших факторов человеческой деятельности.
Стабильное развитие российского социума обусловлено решением ряда насущных проблем. Сегодня воспитание подрастающего поколения реализуется в экстремальных культурно-этнических условиях. Развитие новых общественных отношений выдвинуло на передний план вопросы разностороннего развития личности, потребовало осмысления разнообразных факторов, в их совокупности и взаимодействии влияющих на формирование человека. Особенностью современного этапа развития образования является приоритет человеческого фактора, усиление внимания к личности школьника. Гуманизация, гуманитаризация, демократизация, дифференциация и индивидуализация образования - необходимые направления школьной реформы, которые продиктованы характером социально-педагогической ситуации. Реализация этих направлений невозможна без решения проблемы формирования культуры межнационального общения и межэтнической толерантности у людей как одной из гуманистических ценностей. Результаты многочисленных психолого-педагогических исследований (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, Г.А. Ковалев, Я.Л. Ко-ломинский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский и др.) показывают, что именно в общении, особенно со значимыми лицами (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.), происходит становление человеческой личности, формирование мировоззрения и ее важнейших качеств.
Общение учащихся, особенно в период ранней юности - процесс чрезвычайно многоплановый, развертывающийся в разных сферах человеческой жизни: в семье, школе, общественных организациях, различных кружках, компаниях сверстников. Поэтому нередко возникновение у школьников тех или иных личностных образований обусловлено разовыми или систематическими, одновременными или распределенными во времени влиянием многих жизненных факторов.
Именно в этот период жизни происходит развитие глубоких, в том числе интимно-личностных отношений, которые реализуются в разных формах человеческого общения. В связи с актуализацией жизненно значимых задач, встающих перед старшеклассниками, важным становится не только познание ими своего сегодняшнего, реального «Я», но и познание себя с точки зрения своих жизненных перспектив, своего желаемого, будущего «Я». Эта задача связана с формированием идеалов старшеклассников.
Проблема общения, в особенности межнационального, никогда не теряла актуальности. Имеется ряд содержательных работ философского, социологического, этнографического, психологического, педагогического характера в этой области. В трудах A.M. Баскакова, B.C. Грехнева, А.Б. Добровича, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика показано, что общение -очень сложный и многоплановый процесс, сущность которого - осуществление взаимного обмена информацией, представлениями, интересами, на основе чего развивается целостная система отношений «субъект - субъект».
Общение педагога с школьником - это особый вид педагогической деятельности. Вне общения с учащимися нет ни воспитания, ни обучения. В условиях современной полиэтнической школы значение общения учителя и ученика в процессе формирования личности возрастает, так как изменяется социальная функция школы.
Немаловажное значение имеют труды теоретиков и практиков советской педагогики А.С. Макаренко, СТ. Шацкого, В.А. Сухомлинского. Изучая взаимодействие педагогов и воспитанников, СТ. Шацкий одним из первых дал в своих работах описание и анализ многочисленных ситуаций общения воспитателей с воспитанниками и воспитанников между собой. Антон Семенович Макаренко не рассматривал общение как специальную, теоретическую проблему, но в его работах рассмотрены: роль общения в процессе становления коллектива, разработка проблемы деловых и межличностных отношений в разновозрастном коллективе. В.А. Сухомлинский большое внимание уделял проблеме общения учителя с детьми. Он оставил много интересных мыслей и советов по поводу того, каким должно быть это общение по содержанию, форме, стилю.
Значительный интерес представляют труды И.С. Кона, А.В. Мудрика, Л.Ю. Сироткина, в которых рассматриваются особенности общения старшеклассников. А.В. Мудрик, рассматривая общение как фактор развития личности, вьщеляет специфические типы общения на разных этапах онтологического развития. Он отмечает, что юношеский тип общения характеризуется изменением содержания и предмета общения, появлением потребности в доверительном общении со взрослыми. Сам старшеклассник становится субъектом разнообразных отношений.
Несмотря на определенную степень изученности данной проблемы, до сих пор нет единой, адаптированной к специфике жизнедеятельности старшеклассников, классификации видов общения. Недостаточно полно определены приоритетные цели общения старшеклассников. Наименее изученными вопросами в современной педагогике являются педагогические условия формирования межэтнической толерантности и культуры межнационального общения в юношеском возрасте. Проблема формирования межэтнической толерантности у старшеклассников особенно актуальна в наши дни. Изменения в жизни общества обусловили ускоренное физиологическое взросление (акселерацию), более широкие по сравнению с прошлым возможности получения информации, возросшую материальную обеспеченность части семей, высокий образовательный уровень родителей и их высокую социальную активность. Все эти благоприятные для детей факторы приносят и немало отрицательных последствий.
Важной проблемой воспитания молодого поколения остается формирование конкретных свойств личности, одно из которых - умение вступать в межэтнические взаимодействия. История учит, что отсутствие этнотолерантности и культуры межнационального общения приводит к осложнению взаимоотношений не только между людьми, но и между народами и государствами. Негативные следствия рассмотренных выше социальных тенденций - результат, прежде всего определенных деформаций в системе отношений нашего общества, которые не могли не отразиться на мировоззрении и мироощущении школьников. Их поведение в школе, на улице, дома, взаимоотношения с учителями, вообще с взрослыми становятся более свободными, порой даже излишне раскованными. Свойственные их возрасту высокая эмоциональная возбудимость, нетерпение, нигилизм выплескиваются в совершенно неожиданные для учителей и родителей суждения, поступки, формы поведения. Поступки учащихся, их возросшая социальная активность свидетельствуют о том, что им необходимо помочь занять свое место в жизни общества. Их не всегда зрелые, порой очень наивные, но бурные, скоропалительные реакции и оценки по многим вопросам общественной и школьной жизни зачастую не могут не напугать и не привести в смятение педагогов. Но именно поэтому и необходимо предельно внимательное, крайне осторожное отношение к сумятице мыслей ученика. Для этого необходимо вникнуть в суждения школьника, при необходимости постараться переубедить его, помочь разобраться в трудных вопросах и дать верный выход его инициативе и активности. Все это осуществляется в процессе педагогического общения в системе «учитель - ученик», а также межличностном общении ученика со сверстниками в учебном взаимодействии и внешкольных контактах.
Одним из условий эффективности подготовки старшеклассника к межэтническому взаимодействию, укладывающемуся в рамки понятия «межэтническая толерантность», является построение деятельности педагога по законам общения. В условиях современной школы значение общения учителя и ученика в процессе формирования личности возрастает, но не всегда протекает по законам, обуславливающим результативность решения конкретной задачи общения.
Педагогическая наука задолжала и перед общественным мнением, и перед учительством, поскольку недостаточно полно разрабатывала проблемы, связанные с историей культуры народов, межнациональными отношениями. С большим запозданием происходит переосмысление содержания понятий «культура межнационального общения» и «межэтническая толерантность», в которых упор по инерции и поныне делается на политическом и идеологическом аспектах.
Напряженность в межнациональных отношениях обнаружила ограниченность наших прежних представлений о нерушимой дружбе народов. Раньше в отношениях наций в качестве важнейшей рассматривалась перспектива их сближения, которая часто трактовалась как ускоренный процесс слияния и достижения многонациональной общности. Подразумевалось, что расцвет наций должен обеспечить процесс их слияния. Это делало ненужным формирование культуры межнационального общения и межэтнической толерантности молодежи.
Бесспорно, в современных условиях воспитания межэтнической толерантности внутри школы и формирование ее у будущего гражданина, живущего в согласии с представителями других национальностей, - очень важная задача. Ведь учащиеся средней общеобразовательной школы - это многонациональная социальная группа. Они входят в жизнь с определенным уровнем знаний и умений, которые в последующем становятся для них важным ориентиром в процессе общения в разнонациональных коллективах - ученических, трудовых, творческих и др. Школе предъявлялось немало претензий, что она воспитанием в этом направлении занимается недостаточно. Однако и педагогическая наука не предлагала механизмов решения назревшей острейшей проблемы. До сих пор нет четкого понятийного аппарата, слабо разработаны основные подходы в решении вопросов воспитательной работы в многонациональных ученических коллективах. Осуществлено небольшое количество исследований по данной проблеме в профессиональной педагогике.
Выход заключается, по нашему мнению, в адекватном переводе современного, научно обоснованного представления о межэтнической толерантности, ее содержании, структуре, критериях, о том, каким образом сложилось нынешнее состояние межнационального общения на всю совокупность средств воспитания, связанных с решением конкретных социально-практических задач.
С целью подготовки будущих граждан к деятельности в составе разнонациональных коллективов необходим переход системы воспитания в средней общеобразовательной школе на культурообразующий принцип, обеспечивающий становление межнациональных отношений учащихся на гуманной основе. Отсюда возникает необходимость в разработке теоретических основ воспитания межэтнической толерантности учащихся на основе системного анализа объекта исследования и обобщения полученных результатов.
В классической педагогике обращалось внимание на необходимость приобщения молодого поколения к ценностям, созданным различными народами. Это относится, в частности, к творчеству таких выдающихся педагогов, как Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский. Значительный вклад в решение проблемы воспитания молодых граждан в духе уважения к национальному достоинству культур, особенностям исторического и психологического развития представителей разных народов внесли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, а в последующий период - СТ. Шацкий, П.П. Блонский и др.
Прогрессивным направлением в педагогике советского периода являлось комплексное изучение социальных и педагогических явлений в многонациональных ученических коллективах (О.С. Богданова, В.И. Васильев, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзон, Г.И. Щукина и др.)
Современное развитие общества, в частности изменение характера производительных сил и производственных отношений, определило особое место проблемы ориентации будущих специалистов на социально значимые ценности. Переосмысление ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение общечеловеческих и возрождение национальных ценностей в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление, потребовали такого конструирования учебно-воспитательного процесса в школе, которое отвечало бы запросам многонационального общества и самореализации личности.
Во всем спектре существующих теоретических разработок по рассматриваемой нами проблеме можно выделить три основные направления. Первое — это исследование теоретических основ интернационального воспитания в отечественной школе. Результатом этих работ явилось развитие теоретической базы интернационального воспитания молодежи. Ко второму направлению относятся работы, раскрывающие отдельные аспекты и стороны интернационального воспитания учащихся общеобразовательной школы с учетом их психолого-возрастных особенностей. В работах, относящихся к третьему направлению, определены педагогические задачи, содержание, формы и методы, а также освещен практический опыт интернационального воспитания молодежи в различных сферах ее жизнедеятельности.
В то же время анализ литературных источников не отражает в полной мере характер складывающихся межнациональных отношений среди учащейся молодежи. Специальные исследования по проблеме воспитания толерантности в школе с учетом динамики характера национальных отношений в регионах, стране проводились не в достаточном количестве. Практика показывает, что попытка решения вопросов формирования гуманных межэтнических отношений среди учащихся учебных групп проходит бессистемно и сопряжена с рядом трудностей социально-политического, педагогического и психологического характера. Указанные обстоятельства подчеркивают насущную необходимость более глубокого исследования данной проблемы с новых теоретико-методологических позиций.
Теоретический анализ проблемы формирования межэтнической толерантности, а также практика деятельности средних общеобразовательных учебных заведений обнаруживает ряд существенных противоречий между:
• объективной потребностью обретения нового видения жизни этносов и межнационального взаимодействия, основывающихся на универсальных, общечеловеческих ценностях, и недостаточной разработанностью теории воспитания гуманной личности как носителя межэтнической толерантности;
• необходимостью повышения уровня межнациональной терпимости учащихся средней школы и слабой выраженностью культурологических основ построения учебно-воспитательного процесса в полиэтнических учебных коллективах;
• необходимостью разработки и применения эффективных средств формирования знаний, умений и навыков межнационального общения учащихся с учётом современных требований к учебно-воспитательному процессу в школе и ориентацией на использование комплекса как традиционных, так и инновационных форм и методов работы в подобных коллективах;
• необходимостью совершенствования межнациональных и межкультурных отношений в обществе, в том числе в молодёжной среде, и отсутствием системы формирования и воспитания этнотолерантности, в частности для старшеклассников.
Отмеченные противоречия позволяют сформулировать проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования межэтнической толерантности старшеклассников на фоне динамично изменяющейся общественно-политической обстановки и характера межнациональных отношений в образовательной системе. Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования межэтнической толерантности у старшеклассников».
Объект исследования - процесс формирования межэтнической толерантности в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - педагогические условия формирования межэтнической толерантности у старшеклассников.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования межэтнической толерантности у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы, базирующихся на культурологическом подходе.
Гипотеза исследования: эффективность формирования межэтнической толерантности у старшеклассников будет обеспечена, если будет реализована совокупность следующих педагогических условий:
• рассматривать межэтническую толерантность в структуре мировоззренческих ценностей;
• учитывать возрастные особенности старшеклассников, потребности и возможности их реализации;
• повышать уровень культуры межнационального общения и этнокультурной компетентности у учащихся;
• строить процесс воспитания на принципе вариативности при системно-функциональном подходе к деятельности педагога, если: содержание соответствует конкретным задачам совершенствования межэтнической толерантности учащихся; методы представляют собой способы реализации воспитательных функций; формы отражают взаимодействие учебной и социокультурной сфер жизнедеятельности;
• теоретически обосновывать и методически обеспечивать процесс формирования этнотолерантности у старшеклассников и использовать учебно-воспитательные возможности, как учебных предметов, так и авторских спецкурсов.
В соответствии с поставленной проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1.Проанализировать отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу по проблеме теории и методики исследования;
2.Определить и обосновывать педагогические условия формирования межэтнической толерантности у учащихся старшего звена общеобразовательной школы;
3.Разработать и спроектировать концептуальную вариативную модель формирования межнациональной терпимости и этнической компетентности у старшеклассников, предусматривающую единство целевого, критериального, содержательного, процессуального, методически-технологического обеспечения этого процесса;
4.Экспериментально апробировать эффективность предлагаемой вариативной модели подготовки школьников к межнациональному взаимодействию в контексте диалога культур.
Методологической основой данного исследования явились философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие межэтническую толерантность субъектов во всем многообразии их взаимоотношений. Воспитание у учащихся межэтнической толерантности рассматривается в связи с этим как предмет междисциплинарного изучения, как феномен, интегрирующий в себе аспекты освоения личностью особенностей национальных культур.
Методологическими ориентирами явились структурно-системный, личностно-деятельностный, гуманистический, культурологический, аксиологический подходы к процессу обучения и воспитания в целом и к отдельным его элементам.
Теоретическую основу исследования составили следующие положения: социальные основы межличностного общения людей (Л.П. Буева, М.С. Каган, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин); теоретические основы воспитания и саморазвития культуры общения (А. А. Бодалев, А.В. Мудрик, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); педагогические основы ориентации молодежи на социально значимые ценности (Т.К. Ахаян, А.В. Кирьяков, В.М. Медведев); теория развития национальной системы образования (Г.В. Мухаметзянова); теория гуманистического воспитания (О.С. Богданова, И.С. Марьенко, З.Г. Нигматов); концепции проблемно-развивающего обучения (Д.В. Вилькеев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов); педагогические основы стимулирования самовоспитания учащихся (П.Н. Осипов); основы социальной педагогики (Г.В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленникова); основные положения концепции личностно-ориентированного образования (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, СВ. Недбаева и др.); результаты исследования особенностей морального развития личности в старшем школьном возрасте (Ф.Н. Аванесова, Л.И. Бо-нович, И.С. Кон, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.); теория индивидуализации учебной деятельности (А.А. Кирсова); идеи народной педагогики (К.Ш. Ахия-ров, Я.И. Ханбиков, Д.С. Ягафарова).
Применялись следующие методы исследования: теоретические: сравнительный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование целостного педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, мониторинг; общенаучные для теоретического и эмпирического исследования: абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, аналогия, исторический и логический методы; диагностические: анкетирование, беседа, тестирование, создание специальных педагогических ситуаций, мини-сочинение; квалиметрические методы: статистические методы (регистрация, ранжирование, шкалирование, методы математической статистики).
Базой исследования явились средние школы: №12 (с. Новосельское), №13 (п. Глубокий), №14 (х. Марьинский) Новокубанского района, №6 (ст. Новоалексеевская), №27 (п. Урмия), №18 (п. Высокий) Курганинского района Краснодарского края. Исследованием было охвачено 526 старшеклассников и 93 учителя. Кроме того в поле зрения были семьи учащихся.
Основные этапы исследования. Исследование проведено в три этапа:
Первый этап (1999 - 2000 гг.) был связан с выбором темы исследования, определением методологической основы и анализом уровня разработанности проблемы в философской, социологической и психолого-педагогической литературе, систематизацией материалов, уточнением задач.
Были выявлены противоречия, определена проблема исследования, проанализированы различные теоретические концепции, положения, термины.
Второй этап (2000 - 2001 гг.) предполагал раскрытие сущности и содержания межнациональной толерантности с опорой на сформированную теоретическую базу. На этом этапе были выявлены сущность и содержание культуры межнационального общения, определена его роль в формировании межэтнической толерантности. Одновременно были выявлены особенности общения старшеклассников, разработана концептуальная вариативная модель процесса формирования этнотолерантности и определены педагогические условия ее формирования. Проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление реального уровня сформированности межэтнической толерантности учащихся 9—11 классов.
Третий этап (2001 - 2004 гг.) включал в себя формирующий эксперимент, направленный на интенсивное формирование межэтнической толерантности старшеклассников и оценку эффективности использованных в эксперименте приемов и способов. Было произведено теоретическое осмысление полученных данных, разработаны рекомендации и практический материал для внедрения результатов исследования в практику; осуществлено научное и техническое оформление диссертационной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Содержание и методика формирования межэтнической толерантности у старшеклассников должны учитывать их возрастные, социально-психологические особенности, уровень сформированности коммуникативных умений, а также потребности и возможности.
2. Концептуальные позиции формирования межэтнической толерантности в средней общеобразовательной школе заключаются в реализации:
- культурологического подхода как основы решения проблемы межэтнической толерантности учащихся: привитие общечеловеческих ценностей; возрождение прогрессивных этических и правовых норм взаимодействия и непосредственного общения представителей различных национальностей; восстановление основ гуманистического, демократического воспитания; сопряжение прогрессивных педагогических технологий со средствами народной педагогики;
— приоритетных направлений формирования межэтнической толерантности , пробуждение интереса учащихся к культурным ценностям других народов, адекватное их восприятие и усвоение; теоретическое осмысление учащимися полиэтнического мира и активное самоопределение в нем; развитие национального в личности на основе общечеловеческих ценностей; рационализация процесса воздействия личности старшеклассника на полиэтнический социум; развитие умений, навыков и способностей взаимодействия с разнонациональной средой.
3. Концептуальная модель формирования межнациональной толерантности и этнической компетентности представляет собой систему педагогических условий в единстве содержательно-целевого, критериального, процессуального и методически-технологического компонентов; их функционирование обеспечивается организацией эффективного взаимодействия субъектов воспитания в системе «семья-школа-социум».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1.Определены теоретико-методологические основы формирования межэтнической толерантности старшеклассников: уточнено содержание базовых понятий «культура межнационального общения», «этническая компетентность»; раскрыты сущностные характеристики интегративного качества учащегося «межэтническая толерантность» по его основным компонентам - познавательному, эмоционально-оценочному и поведенческому.
2. Поставлена и на теоретическом уровне решена проблема формирования межнациональной терпимости у учащихся старшего звена общеобразовательной школы, при этом воспитание исследуемого качества рассматривается как педагогическая система, которая совершенствуется и развивается при интеграции следующего комплекса педагогических условий: ориентация воспитания на содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов; направленность воспитания против пропаганды расизма, национализма и религиозной розни; гуманное, уважительное отношение к людям различных нацио нальностей и рас, к их историческому наследию, культуре и традициям; направленность учебно-воспитательного процесса на повышение уровня культуры межнационального общения старшеклассников; индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию учащихся разных национальностей с учетом особенностей микро- и макросреды и др.
3. Предложена концептуальная вариативная модель формирования межэтнической толерантности, предусматривающая эффективное функционирование системы педагогических условий, включающей необходимые компоненты оптимального обеспечения этого процесса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в теорию воспитания, расширяет и углубляет педагогические возможности формирования межэтнической толерантности и этнической компетентности у старшеклассников, основанного на психолого-педагогических и методологических подходах в решении поставленной проблемы. Предложенная система ключевых педагогических условий, ее теоретико-методологическое обоснование и технологическое обеспечение обогащают педагогический инструментарий и теоретическую базу концепций воспитания и образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были разработаны критерии сформированности межэтнической толерантности у старшеклассников; апробированы и предложены для внедрения в образовательный процесс школы методические рекомендации по формированию межэтнической толерантности учащихся старших классов. Материалы данной работы могут быть использованы в воспитательной работе общеобразовательных школ, методических пособиях для учителей, работающих в старших классах, в разработке курсов лекций и спецсеминаров в вузах, на курсах повышения квалификации работников народного образования (учительских и управленческих кадров).
Апробация результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты работы докладывались и обсуждались на заседании кафедры педагогики АГПУ, краевой научно-практической конференции «Педвуз -школа - послевузовское образование: опыт и проблемы взаимодействия» (Армавир, 2002 г.), Всероссийской НІЖ «Интеграция культур в смыслосозидаю-щем образовании» (Махачкала, 2002 г.), Международной научно-практической Интернет - конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке» (Ростов-на-Дону, 2003 г.).
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена совокупностью исходных методологических и теоретических позиций исследования, применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; репрезентативностью экспериментальных данных, возможностью сопоставления результатов с массовым педагогическим опытом.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающей 269 источников, в том числе, 8 на иностранном языке. Общий объём диссертации 223 страниц машинописного текста, включая 34 страниц приложений, 9 таблиц и 11 рисунков.
Историко-педагогический анализ становления проблемы межнационального общения и межэтнической толерантности в современной науке
Исторически сложившиеся традиции России как многонационального и многоконфессионального государства в целом всегда характеризовались как терпимые, несмотря на то, что недостаточно оснований для особой идеализации прошлого. Нынешняя Россия по-прежнему является многонациональным государством, население которой исповедует самые различные конфессии. В современном российском обществе наблюдается резкое возрастание интереса к религии, и на это имеются свои причины. Они связаны с социальным, экономическим, политическим и идеологическим кризисом, переживаемый обществом, еще вчера бывшим в массовом порядке атеистическим и оказавшегося неготовым к новым идеям так называемого «возрождения». Новое общество на это «возрождение» возлагало немалые надежды, и особенно в сфере духовности и нравственности. Но, к сожалению, это «возрождение» в большинстве случаев ограничилось бурным ростом религиозных организаций, мечетей, церквей, молитвенных домов, активным выступлением религиозных и национальных движений, большим количеством изданий религиозной литературы, но не дало ожидаемого подъема духовно-нравственного состояния общества.
В некоторых регионах появились проблемы в межнациональных и межконфессиональных отношениях, произошел раскол внутри религиозных течений, рост экстремизма. Все это отчасти можно увидеть и на примере Кавказа.
Как известно, успех происходящих в стране социально-экономических перемен в значительной мере определяется поддержкой молодого поколения. От его мировоззренческих и нравственных позиций, гражданственности, патриотизма зависит будущее России. Подрастающее поколение является весомой силой в решении межнациональных и межконфессиональных конфликтов, при этом делает оно это, опираясь на опыт предшествующего поколения. Именно поэтому проблема воспитания так актуальна в сегодняшнем обществе, в котором большинство людей, и в первую очередь старшеклассники, под воздействием обрушившихся на них недостаточно продуманных экономических, политических перемен, потеряло социально-нравственные ориентиры и оказалось в духовном вакууме, поскольку старые идеи прежней идеологии разрушены, а новые, им адекватные, не созданы. Необходимо стремиться воспитывать межэтнически образованного человека, который имеет знания о национальных, религиозных и общечеловеческих ценностях и который может объективно, позитивно оценивать личное достоинство человека другой национальности, веры или расы. Помочь в этом наряду с другими формами воспитания может формирование у юношей и девушек межэтнической толерантности.
Необходимо создать пространство общих духовных ценностей, наладить перекличку культур, стремясь подчеркнуть главное, общее в них и при этом не игнорировать специфических традиций и свойств. Объединяя подрастающее поколение, ориентируя его на сохранение межнационального мира, гражданского согласия, надо подчеркнуть значимую роль молодежи в профилактике межконфессиональных и межнациональных конфликтов, о которой свидетельствует реальная действительность современного общества.
Огромное значение в условиях межнационального региона Северного Кавказа имеет воспитание культуры межнациональных отношений, стержнем которой является формирование межэтнического общения (КМО).
На современном этапе социокультурных изменений культура межнационального общения выступает как одна из важнейших социальных, психолого-педагогических, профессионально-этических и национально-патриотических категорий. В данной главе мы ставим цель всесторонне рассмотреть этот феномен, т.е. форму, содержание, динамику, траекторию и связанные с ним основные понятия, т.к. познание любого явления должно предполагать «овладение понятийным аппаратом, соответствующим ведущим концепциям по раскрытию существа данного явления, его отличительных свойств и связи с другими явлениями» [104].
Понятие «общение». Общение является объектом исследования многих научных дисциплин. Сделать полный обзор его трактовки в одном исследовании просто невозможно, поэтому такой цели здесь не ставится. Интересно то, что наработано применительно к теме исследования.
Крупные педагоги советского периода Л.Н. Мнацаканян и К.М. Левитан дают следующее определение общению: «это процесс словесного и несловесного взаимодействия, в котором закрепляются и развиваются межличностные отношения» [151, 5]. В своей совместной работе Н.И. Кондаков и А.С. Вишнякова определяют общение как «взаимоотношение людей, главное условие и способ существования и развития каждого из них. В общении находят свое нереальное осуществление все общественные... отношения» [114, 179]. У известного ученого Е.С. Грехнева «общение есть процесс взаимоотношений, обращений людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности. Выполняемые человеком различные виды деятельности образуют и различные виды общения. Вне какой-либо непосредственной деятельности общение невозможно» [67, 9].
Более широкое определение феномена общения дается выдающимися теоретиками А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским: « Общение - 1) сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека; 2) осуществление знаковыми средствами взаимодействия субъектов, вызванного потребностями совместной деятельности и направленного на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно- смысловых образованиях партнера. Ввиду сложности и емкости феномена общения, толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется..., обнаруживая свои индивидуальные особенности» [194, 244].
Специфика социально-педагогического компонента континуума полиэтнической среды и его многофакторный анализ
Этнодемографические процессы, происходящие в мире и в нашей многонациональной стране, оказывают на молодое поколение реальное воздействие. Особое значение имеет учет отношений наций и народностей родной страны, позитивных и негативных явлений в этой сфере. Отсутствие адекватной политической и правовой оценки межэтнических конфликтов со стороны государства приводит к тому, что его институты утрачивают авторитет гаранта мира между народами и личной безопасности людей. Перемещение масс беженцев, лишение их крова, средств к существованию, погромы, захваты заложников, безвинные жертвы - все это создает резко отрицательный межнациональный социально-психологический климат. Процветает межнациональный эгоизм, сеющий национализм в открытых душах детей. Несомненно, современная педагогическая практика особо нуждается в стройной концептивной теории гармонизации межнациональных отношений. С этой позиции проанализируем причины возникновения и развития межнациональных трений.
Социально-психологические и социально-педагогические механизмы возникновения, существования и исчезновения наций. Все население нашей планеты составляет свыше 6 миллиардов человек. Каждый из жителей Земли помимо того, что является гражданином какой-либо страны, еще и выполняет функции представителя определенного народа или этноса. Следовательно, несет в себе его культуру, т.е. представляет своим знакомым, обществу и миру характерные черты поведения, речи, традиций своего народа.
В настоящее время нет общепринятого определения понятия «нация». В Большой Советской Энциклопедии дано следующее определение: «нация (лат.пагіо-народ) -исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» [36].
Историк и этнограф Л.Н. Гумилев считает, что «этнос - это естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя из ощущения комплиментарности » [72, 332].
Небезынтересной представляется точка зрения философа В.В. Аксючиц: «народ - это прежде всего общность исторической судьбы» [8, 30].
По мнению же известного русского философа Н.А. Бердяева: «Все попытки рационального определения национальности ведут к неудачам. Природа национальности неопределима ни по каким рационально-условным признакам. Ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими национальность, хотя все они играют ту или иную роль в ее определении. Национальность - сложное историческое образование, она формируется в результате кровного смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу, и духовно-культурного процесса, созидающего ее неповторимый духовный лик. И в результате всех исторических и психологических исследований остается неразложимый и неуловимый остаток, в котором и заключается вся тайна национальной индивидуальности. Национальность таинственна, мистична, иррациональна, как и всякое индивидуальное бытие. Нужно быть в национальности, участвовать в ее жизненном творческом процессе, чтобы до конца знать ее тайну. Тайна национальности хранится за всей зыбкостью исторических стихий, за всеми переменами судьбы, за всеми движениями, разрушающими прошлое и создающими не бывшее» [30, 82-132].
Профессор социальной антропологии Кембриджского университета Э. Геллнер выделяет следующие признаки нации:
1. Два человека принадлежат к одной нации, если их объединяет одна культура, которая, в свою очередь, понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения.
2. Два человека принадлежат к одной нации, если они признают принадлежность друг друга к этой нации, т.е. нации делает человек. Группа людей становится нацией, когда члены этой группы твердо признают определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства. Именно взаимное признание такого объединения и превращает их в нацию [60].
Нации, действительно, могут определяться на основании как доброй воли, так и культуры и на почве их совпадения с политическими единицами (люди желают быть политически едиными со всеми, кто принадлежит к той же культуре). Слияние доброй воли, культуры и государства становится нормой, не легко и не часто нарушаемой.
Эти условия отнюдь не характерны для человеческого общества как такового, но исключительно для его индустриальной стадии.
Психолог Б.Ф. Поршнев в своей книге «Социальная психология и история» пишет, что грамматика всех языков мира свидетельствует о том психологическом факте, что слова спрягаются, а в некоторых языках склоняются не по двум, а по трем лицам: идем, идете, идут; наш, ваш, их; я, ты, он; мы, вы, они и т.д. [188].
Все существующие и мыслящие люди и отношения с ними делятся прежде всего на эти три категории.
Отмечено, что у некоторых первобытных народов множественное число налицо, а единственного еще нет (т.е. существуют только понятия «мы» и «они»).
Представим себе две первобытнообщинные группы. Если бы они никогда не встретились друг с другом, каждый индивид в группе «А» и не ощущал бы, что он принадлежит какой-то общности. Как они не отличались друг от друга внутри нее, так они не отличали себе подобных от каких-либо иных. Для того, чтобы появилось «мы», требуется повстречаться с каким-то «они». Последняя категория первичнее, чем предыдущая. Первым актом надо считать появление в голове индивида представления о «них».
Концептуальная модель процесса формирования межэтнической толерантности у учащихся старших классов
Исследование самой различной социологической, психологической и педагогической литературы, в том числе источников, опубликованных в последние годы, привело нас к выводу о том, что проблемой, наименее разработанной в отечественной науке, является разработка концептуальных основ национального и межнационального воспитания в средней школе, особенно - с позиций системного подхода. Не претендуя, естественно, на исследование всех основных теоретико-методических проблем воспитания национального самосознания и межнациональной толерантности, рассмотрим некоторые ключевые аспекты поставленного нами вопроса, применительно к учебно-воспитательному процессу в средней школе с акцентом на старший школьный возраст.
Одной из наиболее актуальных и, так называемых, «краеугольных» теоретических проблем национального и межнационального воспитания является формирование применительно к нему системного подхода. Причем при осуществлении системного подхода необходимо исходить не из суммативных характеристик, а из понятия системы как целостного явления, предполагающего диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных частей, т.к. целостная система представляет собой совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее частям, компонентам. Приведенная нами теоретическая формула относится как к учебно-воспитательному процессу в школе в целом, так и к взаимодействию различных направлений и учебной проблематики. Системность в учебно-воспитательном процессе должна иметь и соответствующий хронологический смысл, исходящий из того, что динамические, процессуальные характеристики «обучения - воспитания» национального и межнационального не должны ломать его взаимосвязанного целостно-системного характера. При этом компоненты образовательной системы не могут естественно оставаться равнозначными, они постоянно эволюционизируют в смысле доминирования и раскрытия содержания, хотя наличествуют на всех этапах. Например, для учащихся младших классов должен преобладать познавательно - оценочный компонент, формирование общечеловеческих ценностей. Для детей среднего школьного возраста главным становится формирование историко-информационного базиса гармоничного национального воспитания. При обучении старшеклассников главным становится уже усвоение фундаментальных знаний и центральных понятий применительно к нашей проблематике.
К важнейшим проблемам реализации системного подхода к воспитанию национального самосознания и межэтнической толерантности относится разработка структурно - функциональной модели этого процесса. Главным при этом является определение более или менее исчерпывающего круга факторов общественного окружения, в котором личность находится в непосредственном, устойчивом и постоянном общении, и выделение структурных элементов, оказывающих доминирующее влияние на этот процесс. Каждому из этих элементов присущи особенные функциональные характеристики воспитания. Понимая, что в нашем случае набор элементов будет неполным, мы предлагаем следующую структурно-функциональную модель системного подхода к процессу формирования национального самосознания и межэтнической толерантности (рис.5). При этом недостаточно, на наш взгляд, только признания условности выделенных элементов структурной модели, каждый из которых выполняет определенные функции воспитательного процесса. Необходимо определить преимущественную роль того или иного элемента в процессе становления национального самосознания. В этом качестве в некоторых работах называется школа как основной фактор, в других - семейное окружение, в третьих даже система школьного самоуправления.
Учитывая, что с точки зрения педагогики важно постоянно усиливать роль образовательной сферы в этнонациональной социализации подрастающего поколения, необходимо при реализации воспитательного процесса исходить также из реальных тенденций и противоречий во взаимодействии и преобладании различных сфер социального окружения. Результаты опытно - экспериментальной работы, полученные на материалах шести школ 2-х районов, расположенных в этнотерриториальных зонах Краснодарского края (Новокубанский и Курганинский районы) показали, что только 37,3% опрошенных старшеклассников получают информацию о национальностях нашей страны и межнациональных отношениях на уроках истории, обществознания, русского и иностранных языков. Лидируют как источники информации передачи телевидения и радио, на них указали 60,4% респондентов. Далее следуют родители и старшие по возрасту - 19,4%. Наконец, затруднились ответить и указали другие источники 10,3% (см. таблица 2).