Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей Латышев Олег Львович

Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей
<
Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Латышев Олег Львович. Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Калуга, 2002 158 c. РГБ ОД, 61:02-13/1097-7

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

  1. Социальные основы музыкальных традиций русского народа 14

  2. Музыка как фактор социализации в семье до 1917 года .....29

  3. Музыкальное воспитание в советское время 47

ГЛАВА II. ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

2.1. Сущностная характеристика взаимосвязи нравственного и музыкального
воспитания детей 69

2.2. Педагогический потенциал музыки в условиях семейного
воспитания 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 119

ПРИЛОЖЕНИЕ 142

Введение к работе

Потребность рассмотреть проблему музыкального воспитания в семье возникла в результате процессов демократизации и гуманизации современного общества, которые имеют глубинные связи с содержанием воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время актуализируется важнейший социальный институт общества - семья. Однако воспитательная сфера семьи, ее социальный статус долгое время находились в зоне влияния государственной системы школьного воспитания. Это привело к возникновению подчиненной позиции родителей в воспитании ребенка, развитию их потребительской психологии.

Семейное воспитание сегодня - это создание родителями условий для свободного развития и сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, культуры приобщения к духовным ценностям общества.

Определяющую роль в гуманизации семейного воспитания играет искусство и, в частности, музыкальное. Значимость музыки для ребенка определяется тем, что музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания окружающего мира. Поэтому музыкальное воспитание оказывает существенное позитивное воздействие на нравственно-эстетическое развитие личности ребенка, его сознание, чувства и поведение. Это объясняется тем, что влияние музыки на нравственность молодого человека обусловлено взаимосвязью искусства и морали как форм общественного сознания и духовно-практической деятельности личности.

Однако музыка постепенно уходит из семьи как фактор воспитания, что связано с несогласованностью семейного и школьного музыкального воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой степени способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации

развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления. В результате, на задний план оттесняется самодвижение человека к истинной художественности и ценности.

Поскольку использование музыки в семье зачастую носит стихийный характер, и родителями не осознается в педагогическом контексте, то возникли противоречия, разрешимость которых возможна путем построения определенной воспитательной системы. Можно выделить основные противоречия между:

демократическими процессами в обществе, создавшими условия для проявления творческой инициативы семьи в воспитании детей и внутренней неготовностью к этому родителей;

существующими богатейшими традициями музыкального воспитания в русских семьях, и отсутствием их продолжения и развития в большинстве современных семей;

встречающимся ярким опытом осуществления музыкального воспитания в семье и отсутствием теоретической разработанности основных вопросов и др.

Разрешение данных противоречий возможно на принципиально новых методологических позициях современной социальной педагогики.

Музыкальное воспитание в семье целесообразно рассматривать в качестве целенаправленного процесса создания и реализации оптимальных условий для гуманной адаптации индивида в музыкальной среде, музыкального самодвижения личности.

Развитие теории и практики музыкального воспитания в дореволюционной русской семье представляло собой процесс, сочетавший в себе многоас-пектность направлений:

- историко-фольклорное, составной частью которого были музыкальные
традиции календаря духовной и практической жизни народа
/А. И. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, Н. И. Костомаров и др./.

общественной и профессисп.пьно-педагогической мысли, представители которой считали семью естественной средой воспитания, а музыку и искусство рассматривали в качестве средства личностного развития ребенка /В, Г. Белинский, А. И. Герцен, В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский/.

практической педагогики, цель которой состояла в разумной организации внешней, в том числе музыкальной среды, стимулирующей развитие ребенка /Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, А. И. Пузыревский/.

педагогизацию музыкальной среды, внесение педагогического ингредиента в микросреду детей путем формирования их музыкальных интересов, потребностей /С. Т. и В. Н. Шацкие/.

С 1917 года музыкальное воспитание детей в семье претерпевает значительные изменения. Школа, как носитель и проводник новых воспитательных идеалов, стала оказывать решительное влияние и на семейное воспитание. Однако, в первые годы существования советской педагогики учеными и руководителями образования отстаивалась идея о незаменимости семейного воспитания /Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий/. Советская педагогическая наука в ряде своих направлений продолжает традиции русской дореволюционной педагогики взаимодействия природно-оиологического и культурно-средового факторов развития ребенка: деятельность С. Т. и В. Н. Шацких, на-

правленная на изучение и формирование музыкально-эстетических интересов ребенка в среде его жизни; работы Н. А. Ветлугиной о художественном развитиии дошкольников; историко-педагогические исследования О. А. Апраксиной о целях музыкального воспитания в русской и советской школах; труды Б. Т. Лихачева о формировании личности школьника под воздействием окружающей природы, искусства и труда; книги В. А. Сухомлинского о роли искусства, окружающей природы, родителей в формировании личности растущего человека: музыкально-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского, связавшего

6 формирование музыкальной культуры школьника с окружающей жизнью и др.

Педагогическая теория, выделяющая образование в качестве регулятора взаимосвязи окружающей среды и личности, опирается на фундаментальные философско-социологические и психологические положения В. Г. Афанасьева, Л. П. Буевой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского и др.

Тенденция изменения школьного музыкального воспитания связана с развитием таких социальных направлений как музыкальный фольклор /Н. М. Владыкина-Бачинская, И. И. Земцовских, Л. В. Кулаковский и др./; народно-инструментальное исполнительство /В. В. Андреев, К. В. Квитка, А. С. Широков/; инструментальное музицирование ребенка /С. Бонди, Н. А. Ветлугина и др./; внеклассная музыкальная работа /Н. В. Карташев, Л. П. Аладова и др./; организация клубной деятельности в школе /М. П. Ахме-дова, А. Е. Капто и др./; социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье /Н. В. Карташев/.

В исследованиях последних лет начинают использоваться возможности окружающей среды в музыкальном воспитании ребенка. Это говорит о более высоком уровне изучения данной проблемы, взаимодействия различных институтов воспитания. Данное обстоятельство свидетельствует об актуальности выбранного направления исследования и необходимости его методологической, теоретической и методической разработки.

Ориентир на младший школьный возраст ребенка объясняется тем, что в этот период происходит углубление и систематизация представлений о музыкальном искусстве, музыкальном звуке и его практическом воплощении в образах окружающей жизни.

Направляя восприятие ребенка на доступные проявления красоты и доброты в музыкальных образах, воспитывающий формирует интерес воспитанника к музыке, музыкальному образу, окружающей жизни в целом. Развитие личности ребенка приобретает социальную направленность и значимость, а его эстетические и нравственные чувства близки между собой и часто совпадают. В

эти годы \ индивида может происходить активное формирование музыкальных потребностей.

Вышеперечисленное является основанием для выбора темы исследования: «Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей».

ОБЪЕКТ исследования представляет собой музыкальная среда ребенка. ПРЕДМЕТ - процесс музыкального воспитания ребенка в семье.

ЦЕЛЬ исследования состоит в раскрытии содержания и способов музыкального воспитания ребенка в семье.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

  1. Провести ретроспективный анализ исследуемой проблемы и показать преемственную связь становления и развития современного музыкального воспитания в семье с педагогическими идеями прошлого.

  2. Выявить тенденции развития музыкального воспитания в семье.

  3. Разработать модель музыкального воспитания детей в семье.

ГИПОТЕЗА исследования содержит в себе следующее предположение. Процесс музыкального воспитания в семье станет эффективным, если:

он будет сфокусирован на ребенке и протекать во взаимодействии природно-биологического и культурно-средового факторов;

организуемая музыкальная деятельность будет носить творческий характер, оказывать нравственно-эстетическое влияние, будет направлена на удовлетворение музыкальных потребностей ребенка;

показатели музыкальных потребностей ребенка будут состоять из таких компонентов, как музыкальный интерес, отношение к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкального слуха;

МЕТОДОЛОГИЮ исследования составили основополагающие научные идеи о человеке и его воспитании, о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном-и творческом характере; роли традиций в народной педагогике; культурологическом подходе, в рамках которого музыкальное воспитание выступает как процесс, создающий музыкальную среду и педагоги-зирующий жизнедеятельность ребенка в условиях семьи.

Теоретическая база исследования представляла собой положения культурологических концепций А. И. Арнольдова, М. М. Бахтина, В. С. Библера, Д. С. Лихачева и др.; принципы, сформулировавшие концепции ид ей но-эстетического воспитания /П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Е. В. Квятковский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, М. Ф. Овсянников и др./; музыкального воспитания /В. Н. Шацкая, М. А. Румер, Н. А. Ветлугина, О. А. Апраксина, Ю. Б. Алиев, Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский и др./; нравственного воспитания /О. С. Богданова, Н. И. Болдырев, Д. И. Водзинский, Д. М. Гришин, А. В. Зосимовский, И. С. Марьенко, В. И. Петрова, Ю. П. Сокольников, И. Ф. Харламов и др./; концепции культурно-психологического развития ребенка /П. П. Блонский, Л. С. Выготский/; о потребностях и закономерностях их формирования /Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. С. Ильин, А. Г. Ковалев, Д. А. Кикнадзе, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Ю.В.Шаров и др./; интонационную теорию Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского; теорию деятельности личности С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева; психолого-педагогические идеи о влиянии возраста и социокультурной среды на развитие личности и особенности организации творческой деятельности индивида /Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Г. Ф. Суворова, Г. И. Щукина и др./; теоретические положения о социальной детерминации развития личности /В. Г. Бочарова, Б. 3. Вульфов, А. В. Мудрик, М. М. Плоткин, Г. Н. Филонов, Т. Ф. Яркина и др./.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в осуществлении культурологического подхода к музыкально-средовому развитию личности, как методологического принципа развития, на основе которого создана концепция музыкального воспитания ребенка в семье. Разработана модель организации и проведения семейных занятий в качестве фактора музыкального воспитания ребенка.

В диссертации изучаются традиции музыкального воспитания в среде русского народа и определены пути их развития в современных условиях; обосновывается содержание семейной музыкально-педагогической среды, ко-

торая реализует воспитательные возможности музыки; выделяются педагогические функции родителей, необходимые для повышения их субъектного участия в семейных музыкальных занятиях; разработаны механизмы взаимодействия родителей и детей в музыкально-развивающем пространстве.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в коррекции содержания методики музыкального, социального воспитания детей, повышении статуса семейного воспитания. Реализация гуманистического направления в процессе социального музыкального 0Шрттщті»%&Яр0Ш»<щ&щ-Xjsgnmnnwi воспитания связана с факторами, способными принципиально изменить взаимоотношения семьи и музыкального социума, сделать их субъектными; педагогизировать музыкальную среду. Сонаправленность движущих сил воспитательного процесса способна оказать реальную поддержку родителям в организации музыкального воспитания детей в семье, помочь им активизировать процесс развития музыкальных интересов ребенка.

Разработка семейных музыкальных занятий может быть реализована педагогами различных типов образовательных учреждений. Практический интерес может представлять как методика для психически здоровых детей, так и имеющих задержку психического развития.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Направленность исследования предопределила совокупность методов исследования, сочетавших изучение и анализ теории и практики музыкального воспитания детей; осмысление опыта семейного воспитания прошлых и настоящих поколений; ретроспективный анатиз традиций, состояния истории практики музыкального воспитания в семье и их сопоставление с современной практикой и традициями семейного воспитания; анализ творческой музыкальной деятельности детей; обработка полученных результатов; литературное оформление диссертации.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛОСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ 1997-2001 годов и включало следующие этапы:

На ПЕРВОМ из них /1997-1998 гг./ изучалась философская, психолого-педагогическая литература, труды по музыкальному воспитанию детей, опре-

to делялись теоретические, историко-педагоги ігские основы разрешения проблемы исследования. Кроме того, анализировалось состояние семейного музыкального воспитания в разные периоды отечественной истории, что позволило сформулировать рабочую гипотезу исследования. Проводился констатирующий эксперимент.

На ВТОРОМ этапе /1999-2000 гг./ изучалось практическое состояние музыкального воспитания в семьях учащихся музыкальных школ Калуги и Калужской области, разрабатывались критерии и показатели музыкального воспитания детей в семье, анализировались учебные планы подготовки будущих преподавателей детских музыкальных школ, школ искусств /Калужское музыкальное училище им. С. И. Танеева/, будущих руководителей творческих самодеятельных коллективов /Калужский колледж культуры, Московский государственный университет культуры и искусств/; апробировались на практике разнообразные формы семейных музыкальных занятий с детьми, уточнялись и углублялись содержание и формы семейных музыкальных занятий с детьми и их родителями. Проводился формирующий эксперимент.

На ТРЕТЬЕМ этапе /2001 г./ осуществлялся анализ полученных результатов; уточнялись теоретические позиции, автора; формулировались выводы по итогам исследования, литературно оформлялась диссертация, составлялись методические рекомендации по руководству и проведению семейных музыкальных занятий с детьми.

На защиту выносятся следующие ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Музыкальное воспитание в семье представляет собой один из видов социальной групповой деятельности людей, объединенных узами родства, создающих музыкальную среду своего общения, построенную на комбинированном сочетании факторов социализации, способных создать условия для свободного развития и сохранения духовного мира как основы личностного формирования ребенка, культуры его приобщения к музыкальным ценностям общества.

Процесс семейного воспитания обусловлен необходимостью педагогиза-ции музыкальной среды, выступающей в качестве результата интеграции вое-

tl питательных взаимодействий, непосредственно влияющих на развитие индивида и создающих механизмы своего опосредованного влияния на него, реализующих принцип дополнительности, как возможности выхода за пределы ведомственного подхода к музыкальному воспитанию; актуализирующих дидактическую систему музыкальной среды, создающей условия для самовыражения личности; обеспечивающих управление ходом социализации, способного создать оптимальную среду музыкального развития ребенка.

2. Генезис проблемы музыкального воспитания ребенка в семье свидетельствует о том, что традиции русской семьи в данном виде воспитания появлялись и развивались, их роль в системе социального воспитания возрастала, содержание, формы и методы их организации обогащались, становились социально ценными по мере социально- культурного развития общества, что позволяет сделать вывод о детерминированности организации музыкального воспитания процессом современного социально-культурно го развития общества.

В современных социокультурных условиях России изменился статус семьи, ставшей важнейшим институтом воспитания, музыкальной социализации ребенка, что придало семейному воспитанию теоретическую значимость и практическую актуальность, привело к необходимости переосмыслить роль родителей в выполнении воспитательной функции, повысить уровень психолого-педагогической компетентности и музыкальной образованности, активизировать их гражданскую позицию, установить связь домашних занятий музыкой с национальными культурологическими традициями, гуманизировать стиль общения детей и взрослых, сблизить их музыкальные интересы.

3.Педагогическая организация процесса музыкального воспитания детей не должна входить в противоречие с законами природного развития, а обогащать и коррелировать его, поскольку детство является не только фазой становления, но и полноценным, активным периодом социализации; вовлечением детей в музыкальную среду и музыкальную деятельность; временем насыщения интонационно-слухорого и жизненно-художественного опыта ребенка, когда его музыкальные потребности проходят несколько этапов своего развития /от

эмоционально-неосознанной привлекательности музыки к желанию заниматься музыкальной деятельностью до осознания музыкальных потребностей/; освоением способов самовыражения в музыкальной деятельности, выполняющих функцию диагностики музыкального развития, позволяющих активизировать позитивные качества возраста /открытость общения, восприимчивость музыкальных образов, музыкальную познавательность и др./; приостанавливать, замедлять негативные качества /эмоциональную замкнутость, неразвитость отдельных музыкальных способностей и др./; влиять на развитие интеллекта и т.д.

Педагогически организованное формирование музыкальных потребностей ребенка должна обеспечить ориентировка на комплексную форму построения занятий, при которой осуществляется гармонически сбалансированное чередование или сочетание различных видов музыкальной деятельности, конструкция которых основывается на равновесии между видами музыкальной деятельности при отсутствии преобладающего звена, что позволяет объективно равномерно развивать музыкальные потребности ребенка; вариантности, побуждающей человека искать как можно больше вариантов исполнения произведения и позволяющей извлечь максимум музыкальных впечатлений, вариантов восприятия; художественности, когда на каждом занятии акцентируется внимание ребенка на красоте музыкальных образов, окружающей нас жизни, что позволяет научить индивида эмоционально сосредоточиваться, наслаждаясь красотой.

4. Предложенная модель музыкального воспитания детей понимается не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в музыкальной сфере, проживание детьми своей индивидуальной жизни среди людей в своем времени, что предопределяет наличие и развитие у руководителей определенных личностных свойств и профессиональных качеств: наличия музыкального интереса и его направленность; достаточной степени дифференцированного проявления эмоциональной отзывчивости во время м\-зы-

кальной деятельности и после нее; субъектного участия в совместной музыкальной деятельности с ребенком; стремления к более полному изучению музыкального материала, способствующего успешной музыкальной деятельности; качества знаний, умений, навыков и способности их применять в музыкальной практике; необходимого уровня развития музыкального слуха; позитивного отношения к различным по характеру и жанровым направлениям музыкальных произведений и вцдам музыкальной деятельности; позитивной мотивации домашнего музыкального воспитания детей; диагностирования музыкального развития ребенка. Повышению музыкально-педагогической культуры родителей способствует социальная направленность системы подготовки и переподготовки музыкально-педагогических кадров.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ И ВЫВОДОВ обеспечиваются теоретико-методологической базой исследования, проведением опытно-экспериментальной работы, последовательной апробацией положений диссертации в реальных условиях педагогической деятельности, репрезентативностью выборки, использованием социально-педагогических, исто-рико-педагогических методов анализа, временной протяженностью исследования, позволяющей корректировать и проверить получаемые результаты.

АПРОБАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ исследования осуществлялась в выступлениях автора на заседаниях кафедры социальных технологий и истории социальной работы КГПУ им. К. Э. Циолковского, кафедры музыкального образования и искусства Калужского филиала Московского государственного университета культуры и искусств, на научно-практических конференциях "Проблемы и перспективы развития социального образования и благотворительности в России" /Калуга, 2001 г./, "Музыкальное краеведение" /Калуга, 2000-2001 гг./, на семинарах для работников культуры Калужской области /1997-200І гг./.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ определяются логикой исследования, его задачами и включают введение, две главы, библиографический список.

Похожие диссертации на Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей