Содержание к диссертации
стр.
Введение . . 4-17
Глава I,Педагогические особенности занятий художественно-
творческой деятельностью с младшими г.одросткаму: з
учреждениях системы дополнительного образова
ния . .18-112
1.1.Педагогические основы занятий искусством с млад
шими подростками (анализ педагогической литерату
ры) .-. . . .18-49
1.2.Тенденции современной теории и практики художест
венно-творческого развития учащихся в школе и
кружках , 5С-74
1.3.Художественно-творческие занятия в учреждениях оу.~ степь: дополнительного образования „,.«,.. = = ,75-55
і »4.Практика занятий декораг^знс-гфхкла^н^м искусс
твом с детьми во внеклассной работе ка созреме:-:*-
ном этапе (на материале г.Смоленска и облас
ти) . .87-112
Глава 2„содержание и формл* занятий декоративно-"р:-;клах;:.>:;1:м
искусством с младшими подросткам?: в услозкях
учреждения системы дополнительного образова
ния .*.**. ...„,„.,... .112-:,54
2,1-Особенности интересоз детей ж родителей к эаья*.:'.>;-
ям декоративно-прикладным искусством в учреждени
ях системы дополнительного образования (на мате
риале ДТДиЮ Г,Смоленска) , ,.,,«.., .113-^28
2.2.Основные направления в содержании занятий кружка декоративно-прикладного искусства для младших подростков в учреждении системы дополнительного
образования , . < . 129-164
Заключение ,„,.......,,.».....*..., і 55-17
Список используемой литературы ,« 175-1SS
Приложения 189-23S
Введение к работе
Данная диссертация актуальна тем, что посвящена разработке проблем систем* дополнительного образования, находящейся на современном этапе в стадии научно-педагогического осмысления.
Анализ научной литературы и практического с-*та педагогов показывает,, что к проблеме использования декоративно-прикладного искусства в работе с подростками обращаются многие специалисты.
Занятия разнообразными видами художественного творчества активно влияют ка процесса формирования эстетического вкуса подростков. В частности, на занятиях искусством учащиеся получают знания о разнообразных видах ху-дожестзе:-:,ч.с:? обработки матер^а-шз, закре;::/?;st ;-.т&- -.ї практических занятиях, знакомятся с /зсто'злВ:*. раз^ггх культуры:,, искусства и ремесел, с художественными традициями регионаг страньс, других народов. Все зтс поднимает работу ::о обучению детей художественному тзо»-:естззу на новый, более высокий уровень.
Важным элементом в системе дополнительного образования, привлекательном для родителей: и детей язля.зтся худо-жєстзе^о-тзорческие зидъ: декель-ости * кстсріїє, с6эс:;:е'Чл' вают художественно-творческое раззитие* Зеє зто долкї-,;*. отразить принципы деятельности педагога дополнительного образования, которые недостаточно к данному моменту сфор-мулпроаань, Следовательно, общепедагогическое значение художественно-творческих занятий является одним из сань;х
важных направлений данной диссертации.
В связи с этим нами особое внимание уделено теоретическим трудам по психологии и педагогике учебно-зосплта-тельного процесса, которые отражены в работах Ю.К.Ваба:-:с-кого, В.В.Давыдова, А.И.Пискуноваf М.Н,Скаткикаг И.Т.Ого-родникова.
Важны также тъу&к ученых к педагогов г.о теории к -рак-тике воспитания, в тон числе - на основе привлечения декоративно-прикладного искусства н.К.Крупской, С.Т.Шацкого f В.Н.Шацкой, А.в. Бакушинского, в.А.Сухомлинсксго t М.А.Некрасовой, В.С.Зорокоза и других,
К вопросам развития творческой активности учащихся во внеклассной работе по искусству обращались педагоги и психологи П.П.Блонский, Л.С.Выготский , А.С.Макаренко t 1. Т, Руд:-:еза, Г. В, Лабунекая, 3. Т. Лихачев,
Фундаментальнее труд»; по "ро6/:ем&л общей х зазрь.сгїл$.: психологии,, а также в области психологии эстетического восприятия изданы за именами д,с*Выготского* Л.,3*Замкова^ С = Л. Рубинштейна f д „ Б. Элькокика р 3. Г u Ананьева > /.. С , аЛсу;-манской„ ?.Е.Драгуновой.
Г^о проблеме эстетического воспитания г худокестзен:-:;с,т с образования к творческого разэигзг".я учащ^хоя в ус^шзхях школьнкх и зкешкояьккх занятий известил- трудк видках педагогов и методистов, таких как 3.с.Щербаков, Б.2,юсов, Г, 3... Лабукск ая f С. Д. Левин, Е. Н. Немексккй„ Н. К, ?остов-,2 4 Г. 3. Бе да, Л, Г, Савенкова, А.С.Хворостов, E.S<Шорохов, І'.Я. Шпикалова»В.С,Щербаков, А«В,Щербаков, Б «П.Юсов/В.С.Кузкк *
Формы преподавания декоративно-прикладного искусства,
- б -
в том числе, в историческом аспекте и с учетом традиций г.Смоленска, отражены в трудах Л.С * Журавлевой, Б.Л,Юсова, Л.Г.Савенковой, Н.Г-Грнневич* Л.П. Барышниковой, Н.З.Гро-сул , В. Н.Полуниной, М. С.Чернявской.
В их исследованиях решаются вопросы активизации потенциала декоративно-прикладного искусства для зос~ита.-:.^-. в ребенке нравственного качала (В.К. Палукагла Ь взаимодействия искусств и развития детей на интегрированных за-?:ктиях (Б. П. Юсов), рассматривается предметно-пространс-твеккак художественная деятельность и среда как основа полихудожественного развития личности (Л.Г, Савенкова}, вопросы возникновения художественного замысла в процессе изобразительной деятельности (Н.В. Гросуд).
Декоративно-прикладное искусство является одновременно и символическим. Например, изделие из бересть. отождествляется с русским народом, природой ?оссж=, Эта тамзоллка связана с патриотизмом-от народнкх до современных ферм декоративно-прикладного искусства„ Поэтому едней у.,з задач t- ^ нашему мнению, является приобщение учащихся к ду-хознкм началам через образно-символическую значимость материала / к овладению этими смыслам?; самостоятельно* за счет заутренних возможностей И ССбстзеКЕЫХ окл.,. ;!?уте.ч развития з себе способности активно, свободно тзорлгь .<, мыслить,
Искусство народа и его устное словесное к музыкальнее творчество находятся в тесной взаимосвязи, в их формах мы находим образы поверий о природе со стихиями земли, воды, солнца, неба. В народном искусстве 13-19 веков сох-
ранилась память о связи образов с обрядами, сказками, древней символикой связи человека с космосом: кокс -солнце, резные круги - звезды к небо, птица Сирин - сим-зол счастья, радости.
В искусстве Смоленской области нет ярко выражекчогс регионального колорита з отличие от Зологдъ;, Городца, Хохломы, где сложизшиеся виды народного и традиционного декоративно-прикладного искусства являются признаком региональных особенностей искусства, Искусство Смоленской области как одной из центральных областей России испытывало влияние Белоруссии, Украины.
Б истории российского искусства Смоленску принадлежит особое место. Всемирно известен '^&ъ?ъ народного декоративно-прикладного творчества Талашкино, основанный княгиней М,К.Тенишевой и ее супругом князем З.К.Теззишевкм, Са-лагк^о является маркой Смолеащккл,. где искусство складывалось усіклккнк таких видных мастеров, как М»А.Врубель, С. В. Малютин , 55.Е.Репин, К.А.Коровин, Н.К.Рерих* А. Е-: . Зекуа к многих других художников.
Традиции "алашкико близка нсдергку начала 23 века, декоративному стилю группы "Мир искусства" и слазились переработкой фольклорного наследия, бьслй иззест;-:ь: з козще 19 зека как раскрепощенныеt динамичные, наполненное "донском новых ферм'* СЗЗ, с.*02}.
Музей уникальных предметов старик*, собираемых з _а-лашкине и Смоленске с 1893 года, помог художникам по-ко-воку взглянуть на народное искусство и отказавшись от псевдорусского копирования и подражания, лряйти к обоб-
ценному образному восприятию национального духа ?осслК*
Вклад Тенишевых раскрыт в литературных произведениях смоленского автора Л.с.Журавлевой. Тенищевы известка не только как коллекционеры - собиратели русской художественной старины, исследователи, но и как новаторк, разработавшие ряд новых видов и техник декоративко-прикладной деятельности, заложившие основы Смоленской педагогической
ІЕКОЛК.
Возрождая народное искусство в его единстве и синтезе,
М.К.Тенишева открыла народный театр, балалаечный оркестр, ремесленные мастерские.
По мнению ученого-исследователя народного искусства России М.А.Некрасовой, в лучших произведениях народного искусства сохраняется одухотворенность рукотворной вещи '72, с, 6} . Богатство пл&стикк, ритмики, жквог:йсх >:арс;'-г-:ь:х произведений "несет в себе окат мкіелєккя обращаю?". (Там же, с,б). Народное же искусство является зоплощекием единого образа мира, развиваясь в теской связи со слсзес-:-:;;:.м ж песенкам фольклором о
Сегодня в г * Смоленске вопроса занятий с детьми разрабатывают Р.И.Захаренкова f ю, Г,Елисеев, н«3.сухорукоза, СИ. Захаренковf А, й. Раевский, Н. е . Мажар, 3.А, Петров , Л.,к*Ху зьм"й:-;, Е.А>Сергеев,. S.K»/^коза, ЗоА,.Т^ковь, А. И. Стефакцоз * Г. д. Кочергика * ? * 3, Кубасове;, С. А. Мельникова, Н.Г.Преображенская и другие. Много лет педагогике художественного труда посвятили ученые-педагоги г.Смоленска Ю - И.Преображенский, Н.Н.Павлова t т, Б,Фридман, в - 3 - Горик> 0,3.Эрдман.
Практические разработки, содействующие активному вовлечению подростков в творческий процесс, встречаются редко, хотя деятельность по использованию разнообразных материа-лов з хосе занятий искусством может быть раззернута з любой средней школе и внешкольном учреждении. Причем вса это может быть осуществлено без дополнительных затрат на приобретение дефицитного оборудования клэ* дорогостоящлх материалов и без особых усилий педагога - за счет активизации тзорческого устремления подростка и семьи -
Формирующаяся система дополнительного образования детей з керне меняет постановку ряда зопросов художественной работа с детьми. Сегодня нельзя опираться на программы, по которым педагоги работали ранее. 3 сложившихся новых условиях для системы дополнительного образования не написан:* учебное программа, не выявлены ^р^ц^л.:*: демагогической работы, мало проверенных в оль:те методических рекомендаций з помощь педагогам, в новых социальных и экономических условиях мы рассматриваем з назем исследовании зоггрос об особенностях функционирования дан^о;?: системы, ее отношений с детьми, родителями и школой. Определяем педагогическое условие, з котором осуществляется деятельность педагога, с учетом опыта прошлого, X аереаен-н;ь;м ітроб-дамам относятся й ледггогу:чепку::е осейаааоат^: содержания "л форм занятий дакоратизно-приклад н:з;м >:скусс ~ тзом с младгили подростками з учреждениях cytc-zemi дополнительного образования, ледагсгячеек* эффективные калраз-леьия в содержании заьятий, состэатстэу.сщ.лз лктересам младших подростков, привлекательные для них виды худо-
жественной деятельности.
Разработка научно-методических основ деятельности в условиях становления учреждений системы дополнительного образования требует особого внимания, специальной педагогической ориентации. Педагоги несут особую ответственность за качество работы, поэтому разработки з области дополнительного образования должны отвечать определенным требованиям, существенно отличающимся от системы организации занятий в школе, как организационно, так и с точки зрения интереса детей, того развивающего эффекта, который не да-ет общеобразовательная школа.
Б частностиі в школе (из-за малого количества часов на преподавание изобразительного искусства) декоративно-прикладное искусство рассматривается не так полно, как в кружках, студиях, хотя последние пользуются большем вниманием родителей и детей.
Наряду с живописью, рисункомf скульптурой важное место в ккх занимают кружки декоративно-прикладной, направленности, многие из которых лишь копируют и воспроизводят известные народные образцы. Реже встречается современное переложение декоративно-прикладной культурь: к потребностям жкэкк общества. Эти зиды к форм»- рабств зежлв: у: с педагогической стороны:.
Художественное развитие необходимо не только с точкк зрения формирования умений и навыков, око ~редг:олагаег влияние на всю сферу проявлений ребенка.
Важно влияние художественной деятельности ка систему мышления, отношения детей друг к другу.
На данном этапе социально-экономического развития страны изменились внутренняя идеология занятий, отношение детей и родителей к пребыванию в кружке, это связано с выявлением жизненного интереса подростков.
Родители предъявляют новые требования к замятиям в учреждениях дополнительного образования, которое заключаются в их положительном влиянии на самочувствие ребенка, его работоспособность, успеваемость, усидчивость, уверенность, в продуктивном использований свободного зременг,: Эти мотивы раньше отсутствовали, когда профессиональные художественные вопросы считались наиболее важными.
В связи со смещением акцента в сторону общепедагогического благополучия семьи и ребенка изменился баланс общих педагогических и профессионально-художественных требований .
Важность реализации учебно-воспитательных вез межкостей; zazTeabKocTx учащихся среднего возраста в кро^ессе грозе-деккк занятий декоративно-прикладном искусством з новых педагогических условиях учреждения дополнительного образования позволила сформулировать й@&имзг зї5Ж;;і?:? 1^^ .ї;кжа:$;: педагогические особенности дополнительного образования з области художественно-творческого р23:ч:т;<:я учащихся „
!«д&; жйй^а^с^кк'хжв! - сформулирозат ъ г^бдагсгл^.еск^е осс-бенности занятий искусством в учреждениях ДОПО/.КИТеЛЬйОГС образования, способствующие повышению общепедагогической значимости художественно-творческого развития и занятий декоративно-прикладным искусством для развития личности
учащихся.
з5-ьв:х*? u-sejissa-jsawsa: - содержание и формы дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся.
Зїуедза'? а:зздйдаз&:-аз!Я - педагогические особенности содержания и форм занятий искусством с мла^лмл подростками з учреждениях система дополнительного образования,
Гяаз!*?^ їїз&мщшшжш . 3 соответствии с тенденциями развития образования на современном этапеf задачами учреждений дополнительного образования и ка основе собранного соискателем в реальной практике материала, обобщенного в авторской программе "Юный дизайнер", представляется* что в отличие от педагогической практики прежних десятилетий, когда акцент прлходился на художест^енке—се*.-нические стороны занятий искусством3 сегодня более важное значение приобретает общепедагогический смысл и направленности художественней деятельности, Наиболее ^ерс:;:ек-т:изнлми калразленлям^ ле^&гсг пескам opra^sa..:;^: їь.к*:::ж%. искусством с младшими подростками представляются: X) творческая направленность занятий; 2} образное, художаст-за:::::-:оа качас-гзо З'іхіолікяєж-сх ет;'зму: *A3z&ay."?, г. г.сказа'.-'елей композл^ионно -пластической деятельности; 3;. развитие са -мостоятельности и активности, творческого эоображен^я; 4) сочетание .ййД:кзидуальнкх и коллективных форм занятий; 5) учет местах традиций культура -л народного искусства; 6; приобщение учащихся к духовным началам, ху ^ожестзе.?;, -но-творческой деятельности.
Педагогическим условием развития художественной йея-
тельности младших подростков следует считать отражение интересов детей и родителей б содержании различных форм занятий, таких как коллективная, индивидуально-творческая, самостоятельная, массовая (экскурсионная, выставочная г встречи с художниками, беседы).
Среди направлений педагогической деятельности, способствующих привлечению младших подростков к занятиям в кружке декоративно-прикладного искусства в учреждениях системы дополнительного образования и сохранению контингента, а также влиянию занятий в кружке на домашний быт и развитие художественного вкуса, следует считать: 1) разнообразие видов деятельности; 2) качество продукта; 3) учет интереса ребенка и семьи; 4J индивидуальные наклонности учащихся; 5) стремление делать нечто практическое.
На фо:-:е исследований, проведенных разными авторами, мы считаем, что композиционно-пластическая задача является доминирующей в работе с детьми младшего шэдростксзогс возраста«,
Изучить изменение педагогических тенденций становления системы дополнительного образования, особенно з обхаете художестзенко-гзорческого развития учащихся,
Проанализировать кодхо^ъ: к решению пе^агог^чзск^х зї методических вопросов занятий искусством с младшими г*с&~ ростками з существующей педагогической и методической.1 литературе .
Обобщить практику занятий художественно-творческой деятельностью с детьми во внеклассной работе на совренен-
ном этапе (на материале г.Смоленска и области) в свете изучаемой проблемы.
4. Выявить в ходе опктко-экспериментальной работы педагогически эффективные направления в содержании и формах занятий декоративно-прикладным искусством с младшими подростками в условиях учреждения дополнительного образования .
ВС^@да шєе-їадшв&зшж включают: теоретические (анализ искусствоведческой, педагогической и методической литературы по проблеме); практические ( изучение педагогическс;* документации, такой как программы, планы, журналы, наблюдения, беседы, обобщение опыта, анализ продуктов детской деятельности); экспериментальные ( естественный эксперимент); социологические (письменные и устные о-рось:, рак-жирование, экспертная оценка).
S^K^&^-s^ss^snsssE^sjE&ssss; 6g,s bc&sjs^@is3es:s % дворец творчества детей и юношества г „ Смоленска; средние інколи N N 2,7,11,12,14,15, 13,25,23 г.Смоленска; Дом тзорчестза лос. Десногорск Смоленской обл., *3ектр детского творчества г.Ярцево Смоленской обл.
ЗІї-Зта^ж aisysKSSfiSt результатов исследования;.
Выявлено приоритетное значение общепед&гогичеакой: направленности художественно-творческих занятой с младшк-ми подростками в учреждениях дополнительного образозакля >:а фоне художественно-технических задач организации занятий в опыте кружков декоративно-прикладного искусства в предыдущих десятилетиях.
Выявлены и систематизированы педагогические особен-
ности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся: 1) учет возрастных особенностей; 2) поощрение творческих поисков младших подростков (свободный выбор темы, воплощение индивидуального замысла в творческой работе); 3) взаимосвязь видов деятельности с техникой выполнения; 4) разнообразие видов деятельности; 5) овладение техническими кавыками в процессе творчества; б) учет интереса родителей и связь с семьей; 7) взаимосвязь материала, изучаемого в общеобразовательной школе и в объединениях декоративно-прикладного искусства.
Впервые художественная внеклассная работа с учащимися в области художественно-творческой деятельности обобщается на региональном уровне в масштабах г.Смоленска и Смоленской области, как субъекта Российской Федерации.
3 опытной работе установлена: лєйєгоггсїчєскн эффективные направления в содержании занятий: 1} творческая направленность занятий; 2) образное, художественное качество заполняемых детьми изделий к композиционно-пластических сторон деятельности: (форма; рождение объема, пластическая разработка объема, декор объема; функциональное приспособление вещи); 3) раззитие самостоятельности и активностиf творческого зоображекия; 4} сочетали индивидуальных к коллективных ферм занятии- 5) у-;.ет местных традиций культуры и народного искусства; 6) приобщение учащихся к духовным началам, художественно-творческой деятельности,
Выявлены соответствующие интересам младших подрост-
ков направления декоративно-прикладной деятельности: і) бумажная пластика; 2) коллаж; 3} тканевая пластика; 4) гобелен; 5) кожаная пластика; 6) папье-наше.
^5,ж^зл;егкЖ зажчнкасоета;. Полученные результаты могут найти применение при организации художественно-творческой деятельности школьников в учреждениях системы дополнительного образования, детских дошкольных учреждениях, в институтах усовершенствования учителей при повышении квалификации; в создании учебных к методических пособий в помощь учителю, в процессе эстетического воспитания учащихся в условиях учреждений дополнительного образования-
Д@*?@:;э1юеч?!Ь. Процесс к результаты работы подтверждены многолетним опытом педагогической деятельности соискателя в учреждении дополнительного образования; широким кругом детских учреждений, составляющих экспериментальную базу исследования, разнообразием кетацоэ анализа ^ак'^кх-
ЖшйоЩШ ssEssjsaaBJSs йкэ,Ш)5с<ее2:& зіесм^сгзжкйй осуществлялась в процессе проведения учебно-экспериментальной работы, путем публикаций научко-исследовательсккх материалов, при обсуждении полученных результатов на заседаниях Лаборатории комплексного взаимодействия искусств Института художественного образования РАО, ка Международной научной: конференции молодых ученых, "общечеловеческие це:-::-юсг;^: :л профессиональное становление личности" (1333 г*, г.Смоленск Ь Б выступлении на научно-практической конференции «специфика профессионального педагогического образования на современном этапе" (1998 г., г.Смоленск), сенкна-ре-практикуме "Начальное техническое моделирование" во
Дворце творчества детей и юношества (1997 г., г.Смоленск), на семинаре-совещании в Областном центре развития творчества детей и юношества ( 1998 г., г.Смоленск).
Авторской программе "Юный дизайнер" был присужден диплом и программа рекомендована учреждениям дополнительного образования экспертной комиссией " III Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образована детей", проводимого Министерством Образования РФ (1998 г., г.Москва).
Заавдаэш« psyjEbT*?3. Результаты исследования реализована; в виде авторской программы, по которой ведется работа в ДТДиЮ (г.Смоленск), а также в кружках при школах к: на факультативных занятиях у педагогов л. А.Храмовой, Т.П.Хониной, Н-В.Козупеезой, Н.Б.Лищак, Л.А.Беляковой, Л.О,Кузнецовой, И.3,Лагнк, У..А.Лркгккой, л,п,.рмо-:ксвойt Г . 'Л. Когелъкиковой, Г. А»Дубининой, и. 3, Самохзгловой f. А,В.Романовой, Н.К.Шитиковой, 3.г.Долгополовой, К.А.Жуковой, Н.А.Зверевой (всего 17 учителей; гг.Смоленск, р^е-во, пос. ес:-:огоэск).