Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Практика воспитания у римлян 14
1.1 Воспитание и образование в период Республиканского Рима 14
1.2 Влияние Греции на римское воспитание 24
1.3 Воспитание и образование в период Римской империи 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 55
ГЛАВА II. Педагогическое наследие марка Фабия Квинтилиана 59
2.1 Дошкольное (семейное) воспитание 60
2.2 Преимущества школьного обучения 67
2.3 Требования к учителю 73
2.4 Ораторское искусство - высшая цель воспитания и образования 84
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 93
ГЛАВА III. Влияние трудов марка Фабия Квинтилиана на гуманизацию образования: история и современность 97
3.1 Воздействие Марка Фабия Квинтилиана на педагогическую мысль эпохи Возрождения 97
3.2 Вклад Марка Фабия Квинтилиана в историю всемирной педагогики 105
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 112
Заключение 116
Библиографический список использованной
Литературы 127
- Воспитание и образование в период Республиканского Рима
- Дошкольное (семейное) воспитание
- Ораторское искусство - высшая цель воспитания и образования
- Воздействие Марка Фабия Квинтилиана на педагогическую мысль эпохи Возрождения
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Вхождение нашей страны в общеевропейский культурный процесс требует осмысления исторического основания западной педагогической культуры. В этой связи особый интерес представляет становление гуманизма как определяющего принципа европейской педагогики, важное место в которой занимает педагогическое наследие Марка Фабия Квинтилиана. Вместе со всем обществом педагогическая наука участвует в переоценке прошлого и попытках прогнозировать с его учетом будущее.
В теоретическом плане значение такого обращения видится в систематизации педагогических идей Марка Фабия Квинтилиана, выявлении их гуманистической направленности. В практическом отношении переосмысление и использование взглядов римского педагога на воспитание и образование подрастающего поколения может способствовать решению вопросов совершенствования организации дошкольного и общего образования.
Ведущиеся ныне поиски путей повышения профессионально-педагогической подготовки будущих учителей характеризуются усилением внимания к развитию индивидуальности студентов, расширению сферы их профессионального мышления и творчества. В конечном счете, это невозможно без осознания ими глубинных связей педагогических идей, явлений и фактов в их целостности и взаимодействии в рамках общекультурного процесса. В этом отношении педагогические идеи античной цивилизации не раз привлекали внимание исследователей.
Автор первого в России систематического обозрения педагогических теорий и практических систем, употреблявшихся у различных народов древнего и нового мира Л.Н.Модзалевский, в «Очерке истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен» (1866-
1867 гг.), отвел достойное место педагогической системе Марка Фабия Квинтилиана в своем сочинении.
М.Холодняк в №12 журнала «Образование» за 1884 г. предлагает вниманию читателей изложение педагогических воззрений Марка Фабия Квинтилиана, называя их самыми гуманистическими идеями Древнего Рима. Он указывает на то, что многие взгляды и вытекающие из них педагогические методы современных педагогов не представляют, в действительности, ничего нового и были уже высказаны 18 веков тому назад Марком Фабием Квинтилианом.
П.Соколов в «Истории педагогических систем» (Петроград, 1916) из римских писателей, которые высказывались по педагогическим вопросам, выделяет только Марка Фабия Квинтилиана. Его выбор основан на том, что Марк Фабий Квинтилиан соединяет психологические соображения и практический опыт и наблюдения в теоретическую систему, при этом его педагогическая теория ближе к современным воззрениям, чем какого-либо другого древнего писателя.
К педагогической деятельности римского педагога античности обращалась Л.Винничук, автор содержательной серии очерков под названием «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима» (М.:Высшая школа, 1988). Построенная по тематическому принципу, книга позволяет проследить, там, где это возможно, развитие античных культурных и бытовых традиций на протяжении полутора тысячелетий. Здесь можно упомянуть исследования другого польского филолога-классика - К.Куманецкого и книгу «История культуры Древней Греции и Рима» (М.:Высшая школа, 1990). Она построена традиционно - по хронологическому принципу, по рубрикам, соответствующим тем или иным областям культуры (философия, историография, образование), и -там, где это возможно, - по принципу персоналий: рассматривается творчество отдельных философов, историков. Не пытаясь объять необъятное, автор дал только самый общий, сжатый очерк истории
античной культуры, который отнюдь не заменяет более подробных и глубоких специальных трудов по истории, философии, педагогике, литературе. Однако труды Марка Фабия Квинтилиана удостоены лишь беглого упоминания.
Анализ педагогических идей Марка Фабия Квинтилиана встречается в учебных пособиях и хрестоматиях по истории педагогики, а также, крайне незначительно, в трудах по истории античной литературы. Что касается Т.И.Кузнецовой, на которую как на исследователя трудов Марка Фабия Квинтилиана ссылается Большая Советская энциклопедия, то ее интересует Марк Фабий Квинтилиан больше как оратор, чем педагог, а также все ораторское искусство Древней Греции и Древнего Рима. В книге «Ораторское искусство в Древнем Риме» (М.:Наука, 1976) Т.И.Кузнецова и И.П.Стрельникова исследуют историю и становление ораторского искусства в Риме, его активное взаимодействие с жизнью в республиканский период. В главах о риторике императорского Рима дается анализ классического труда Марка Фабия Квинтилиана «Образование оратора». Таким образом, в книге освещаются основные моменты в развитии ораторского искусства и рассматриваются основные риторические произведения, преимущественно в историко-литературном плане.
В разных литературных источниках название фундаментального труда известного оратора и педагога различно. Первый вариант нами уже приведен, встречаются также: «О воспитании оратора» [См.:192;39], [См.:137;18]; «Ораторское наставление» [См.:28;401]; «Воспитание оратора» [См.:71;182], [154;301], «Наставление в ораторском искусстве» [См.:37;25].
Такое количество вариантов дает возможность сделать вывод о том, что не существует достаточных сведений о единственно верном названии или же вопрос этот в достаточной мере не исследовался. Мы это связываем с тем, что «в сравнении с тем развитием, которое получили у нас занятия
6 историей Древней Греции, изучение истории Древнего Рима нельзя не признать отставшим» [65;31].
В этой работе мы будем придерживаться названия «Об образовании оратора», которое приводится в последнем по времени издания источнике - «Педагогическом энциклопедическом словаре» под редакцией Б.М.Бим-Бада (М., 2002). Здесь мы находим и краткий анализ содержания известного сочинения: «Книга содержит сведения о домашнем воспитании мальчика, его занятиях в грамматической школе, элементы риторического образования, раскрывает основные этапы работы над речью» [189;364].
Однако как бы ни назывались труды и учебные пособия по истории педагогики, предмет их остается одним и тем же: историческое развитие взглядов на воспитание, а потом и, собственно, педагогики как науки; эволюция практики воспитания в различных формах: семейное воспитание, специально организованная воспитательно-образовательная работа различного рода учебных заведений; деятельность разнообразных общественных организаций, имеющая своей целью содействие умственному, нравственному, физическому и эстетическому развитию молодежи. Есть основания утверждать, что именно историко-педагогическая образованность, а в нашем случае это изучение педагогических трудов Марка Фабия Квинтилиана, позволяет современному педагогу лучше ориентироваться в разнообразии идей и подходов, которые существовали и существуют в педагогической практике. Историко-педагогические знания помогают и будущему учителю, и учителю-практику в осмыслении профессионально-педагогической деятельности как таковой и своих взглядов на нее.
История педагогических учений позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества и педагогики, ведет к духовным сокровищам, которые порой оказываются невостребованными при воспитании новых поколений. На практике эта являющаяся основополагающей идея при обсуждении проблем современного
педагогического образования зачастую мало принимается во внимание. Следствием же этого является далеко не адекватное понимание значения изучения истории педагогики будущими учителями и другими специалистами в области образования и воспитания.
Таким образом, мы констатируем противоречие между возрастающим интересом российских педагогов к осмыслению исторического опыта человечества в области воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и недостаточностью сравнительно-педагогических исследований в этой области.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы нашей диссертационной работы: «Педагогические идеи Марка Фабия Квинтилиана» (35-96 гг. н.э.).
С учетом вышеизложенного, проблема исследования сформулирована следующим образом: выявление основных педагогических идей Марка Фабия Квинтилиана и определение влияния его педагогического наследия на гуманизацию образования. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования
Объект исследования: теория и практика воспитания, образования и обучения в Древнем Риме.
Предмет исследования: педагогическая деятельность и педагогические воззрения Марка Фабия Квинтилиана как представителя античной гуманистической педагогики
Представленные выше проблема, цель, объект и предмет исследования определили его следующие задачи:
выяснить место и роль воспитания, его цель и направленность на основе педагогических идей Марка Фабия Квинтилиана;
проанализировать труд «Об образовании оратора», выделить в нем основные педагогические взгляды автора на дошкольное обучение, семейное воспитание, школьное образование, требования к учителю;
определить вклад Марка Фабия Квинтилиана в обогащение истории педагогики и показать возможность творческого использования его педагогического наследия в теории и практике современного образования;
проследить возникновение и развитие гуманистической педагогики с древнейших времен до наших дней и выявить влияние идей Марка Фабия Квинтилиана на это развитие в контексте современного образования и воспитания.
Методологической основой исследования явились следующие положения: обусловленность возникновения и формирования педагогических идей и концепций экономическими, политическими и социокультурными факторами развития общества; целостность мирового педагогического процесса и своеобразие его проявления в различных странах; аксиологический подход к воспитанию, признающий человека высшей ценностью в обществе; объективный характер педагогического поиска; выявление закономерного и случайного в практике реализации педагогических идей и концепций.
В качестве конкретного методологического принципа данного исследования явилось изучение педагогической деятельности и наследия Марка Фабия Квинтилиана во всем многообразии его связей и зависимостей. К анализу и обобщению педагогических фактов, явлений, теорий применялись конкретно-исторический, культурологический и системный подходы.
Теоретическую основу исследования составили положения, идеи и концепции, в которых раскрыты:
> историко-педагогический процесс как составная часть историко-
культурного процесса (М.В.Богуславский, Л.М.Волобуева,
А.Н.Джуринский, С.Ф.Егоров, Г.Б.Корнетов, С.В.Лыков, В.В.Макаев,
М.Б.Мчедлидзе, А.И.Пискунов, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин, Ф.А.Фрадкин,
М.Ф.Шабаева);
> сущность педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили,
Н.П.Аникеева, М.В.Богуславский, В.Г.Белинский, В.П.Вахтеров,
В.И.Водовозов, Г.М.Лямина, С.Н.Смирнов, В.А.Сухомлинский).
В исследованиях автор опирался на публикации и научные труды,
содержащие анализ педагогического наследия Марка Фабия Квинтилиана
(П.Смирнов, М.Холодняк), а также посвященные, в основном, изучению
его теории ораторского искусства как высшей цели воспитания и
образования (Л.Винничук, Т.И.Кузнецова, К.Куманецкий,
Л.Н.Модзалевский).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования: теоретический анализ (изучение первоисточников, историко-педагогической литературы); исторический, логический, сравнительно-сопоставительный анализ; обобщение и систематизация материалов исследования.
Источники исследования: сочинение Марка Фабия Квинтилиана «Об образовании оратора» (в 12 томах); произведения отечественных и зарубежных педагогов, философов, культурологов, историков; публикации современных авторов; издания центральной и местной педагогической печати; словарно-справочная литература, учебники педагогики, истории педагогики, истории образования; публицистическая и художественная литература. Все использованные источники подбирались с учетом намеченной цели исследования.
Научная новизна исследования:
систематизированы педагогические идеи Марка Фабия Квинтилиана по вопросам семейного воспитания, преимущества школьного обучения перед домашним;
выявлены основные требования к профессионализму учителя и его нравственным качествам, сформулированные римским педагогом;
раскрыты и охарактеризованы взгляды, идеи Марка Фабия Квинтилиана, которые наиболее убедительно доказывают гуманистическую направленность его педагогической теории;
определена историческая роль педагогического наследия Марка Фабия Квинтилиана в развитии мировой гуманистической педагогики;
показано прогностическое значение его наследия для современной теории и практики образования в России.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются обширной источниковедческой базой, методологической обоснованностью исходных позиций, системным рассмотрением проблемы, адекватностью использованных методов цели, задачам, объекту и предмету исследования.
Основные теоретические положения и результаты, полученные в ходе исследования, находят свое отражение в публикациях автора. В целом исследование вносит определенный вклад в теорию и практику педагогического образования.
Теоретическая значимость исследования:
обобщены основные педагогические идеи Марка Фабия Квинтилиана;
выявлены гуманно-ценностные ориентиры, которыми руководствовался римский педагог в обосновании целей и задач воспитания и образования;
охарактеризованы истоки развития мировой гуманистической педагогики.
Разработанные Марком Фабием Квинтилианом вопросы заключают в себе систематизированные научные знания, способствующие более полному и углубленному пониманию целостности мирового педагогического процесса, дающие возможность осмыслить преемственность идей в этом процессе и выявить вклад педагога в науку.
11 Практическая значимость исследования:
в условиях повышения роли и значения семейного воспитания, систематизация педагогических идей Марка Фабия Квинтилиана способствует решению проблем современного воспитания, повышению педагогической культуры родителей и может внести определенный вклад в основу проектирования модели семейного воспитания;
материалы диссертационной работы позволяют переосмыслить практику современных подходов к организации дошкольного и общего образования и на этой основе совершенствовать ее.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут использоваться в процессе научно-исследовательской работы аспирантов и студентов по соответствующей тематике, а также в системе повышения квалификации учителей, работников образования.
Положения, выносимые на защиту:
Марк Фабий Квинтилиан - крупнейший педагог-гуманист античности, труды которого способствуют осознанию необходимости повышения роли историко-педагогической науки в пересмотре педагогических знаний, научного обоснования их с точки зрения связи с всеобщей историей;
существенный вклад Марка Фабия Квинтилиана в развитие педагогики заключается в преемственности его основных педагогических взглядов для современного образования (в т.ч. по вопросам дошкольного обучения, семейного воспитания, преимущества школьного обучения перед домашним, воспитания нравственно-целостной личности, гуманизации образования);
педагогические взгляды Марка Фабия Квинтилиана на содержание, сущность процесса семейного воспитания, его средства и методы актуальны для современной практики образования (раннее обучение детей иностранным языкам, тренировка памяти, выбор
окружения ребенка среди сверстников, необходимость достаточной педагогической культуры родителей);
- философско-педагогические идеи Марка Фабия Квинтилиана о том, что образование должно быть нравственно ориентированным созвучно современной концепции развития личности.
Апробация работы и внедрение основных результатов исследования: полученные результаты обсуждались в 2003-2004 гг. на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, а также в процессе участия автора в республиканской научно-практической конференции по проблеме «Модернизация образования: традиции и инновации» в Республиканском педагогическом колледже в г.Черкесске, 18-19 декабря 2003 г.; в «Университетских чтениях-2004», посвященных 65-летию Пятигорского государственного лингвистического университета 8-9 января 2004 г.; в региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука-2004» 13 апреля 2004 г., посвященной 65-летию этого же университета; в V научно-практической конференции «От фундаментальной науки - к решению прикладных задач современности» 15-17 апреля 2004 г. в Карачаево-Черкесской государственной технологической академии, г.Черкесск; в IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе: через языки, образование, культуру» 21-24 сентября 2004 г. в Пятигорском государственном лингвистическом университете.
Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях автора.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность темы, определены проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, изложена его
методологическая и теоретическая основа, указаны методы исследования и его источниковедческая база, сформулированы и раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, констатируется их обоснованность и достоверность, изложены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Практика воспитания у римлян» раскрыты особенности процесса формирования педагогической мысли в период Республиканского Рима, показаны изменения, которые произошли в этой области под влиянием греческих мыслителей в эпоху императорского Рима - период педагогической деятельности Марка Фабия Квинтилиана.
Вторая глава «Педагогическое наследие Марка Фабия Квинтилиана» посвящена анализу взглядов римского педагога на семейное воспитание, методику и содержание школьного образования, качество профессиональной подготовки учителя, а также определена основная цель воспитания и образования вів. н.э. - обучение ораторскому искусству.
В третьей главе «Влияние трудов Марка Фабия Квинтилиана на гуманизацию образования: история и современность» показан его вклад в развитие мировой гуманистической педагогики в эпоху Возрождения, на современном этапе.
В заключении приводятся обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, раскрыто значение педагогического наследия Марка Фабия Квинтилиана для развития современной педагогической теории и практики.
Библиографический список использованной литературы включает 249 источников.
Воспитание и образование в период Республиканского Рима
Римское воспитание определялось характером самого римского народа. Отличительную черту этого характера, в период высшего развития республиканской жизни Рима, составляло уважение к семейной жизни и признание прав женщины [См.: 171; 125]. Приблизительно до III в. до н.э. здесь господствовало семейное воспитание, унаследованное от эпохи родового строя: отец обучал сына ведению хозяйства, владению оружием, заботился о выработке у него таких высоко ценимых в Риме нравственных качеств, как преданность родине, послушание, скромность [192;7].
Основаниями всего национального быта были: война, земледелие и простота во всех отношениях; только любовь к отечеству, мужество и военные подвиги считались заслугами и могли вызвать общее уважение. Чем более Рим преобразовывался в совершенно новое, республиканское государство, и принимал чисто воинственный характер, тем проще и суровее становилась общественная жизнь, а вместе с тем и воспитание. Только в период царей и преобладания аристократии эта суровая простота древнего римского быта была несколько нарушена, но во времена республики - вновь восстановлена. Беспрерывные войны поддерживали этот склад римской жизни. У римлян каждый гражданин был воином, и все высшие сановники избирались из высших военачальников. Только женщинам позволялась некоторая роскошь в частной жизни, мужчины же становились еще грубее и суровее от постоянных войн. Земледелие и военная служба были главными занятиями римлянина и считались единственно почетными отраслями деятельности.
Настоящими национальными развлечениями римлян были конские скачки и военные игры, начало которых восходит к самым отдаленным временам; в то время как все, что имело какое-нибудь отношение к искусству и технической ловкости, вначале было им совершенно чуждо. Игры гладиаторов, возникшие впоследствии, вполне соответствовали грубому характеру римлян и потому, сразу после своего появления в Риме, стали любимым развлечением народа [См.: 171; 125-126].
Знатные римляне, исключая сенаторов, жили преимущественно в своих имениях, приезжая в город только на время и возвращаясь назад по окончанию своих дел. Отец был не только главой, но господином и владыкой всего семейства, и государство не вмешивалось решительно ни во что, происходившее в недрах семьи. Отец обладал в отношении своих детей «правом жизни и смерти»: он определял судьбу всех, кто от него зависел; он мог собственного ребенка, рожденного им в законном браке, или признать своим и принять в семью, или же не подвергаясь никакой ответственности, мог бросить своего новорожденного ребенка, присвоить себе все имущество сыновей, трижды продавать их в рабство и даже -лишать их жизни. Уже «Законы XII таблиц» предписывали умерщвлять младенцев, родившихся слабыми или увечными. В то же время отец имел право отвергнуть, не принять в семью и ребенка вполне здорового - как мальчика, так и девочку. Бросали, главным образом, девочек, или детей внебрачных, и уже в III и IV вв. до н.э. римляне свободно избавлялись от детей по собственному произволу [См.:71;162-179]. Хотя в Риме и встречались случаи злоупотребления родительской властью, но, тем не менее, они были весьма редкими, и в древнейшую эпоху семейная власть имела то преимущество, что делала почти ненужными суды и письменные законы [См.:171;126]. Даже позднее, во II в. до н.э. юрист Гай приводит слова императора Адриана о том, что «нет ни одного народа, который имел бы большую власть над своими детьми, чем римляне» [Цит. по: Гай, Инструкции, I].
Центром воспитания, как уже сказано, была семья, которая всегда и везде опирается на женщину. Имея много рабынь, исполнявших все домашние работы, жена римлянина не вмешивалась во многие отрасли домашнего хозяйства. Римские женщины не были, подобно греческим (за исключением Спарты), удалены от общественной и государственной жизни, не были ограничены одним семейным и домашним кругом. Они не были обречены на затворничество в отведенной исключительно для них половине дома, а проводили время в общих комнатах [См.:71;163]. Им не было чуждо и общее мужское образование, которое у греков было доступно только гетерам, а потому история римской образованности, в противоположность греческой, представляет нам пример сильного влияния женщин на развитие нации. Замужняя римлянка имела очень почетное положение в обществе, была образована и принимала участие в общественной жизни мужчин [171;127]. Кроме того, она свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах, о чем греческие женщины не смели и подумать. Зависимость женщины от отца или мужа ограничивалась только сферой имущественных отношений: ни владеть недвижимостью, ни распоряжаться ею женщина не могла [См.:71;163]. Расторжение брака в цветущий период римского государства хотя и было доступно для мужчины, но в жизни являлось редкостью.
В родном семействе, как мальчики, так и девочки, рано приучались к опрятности, решительности, простоте и благородному приличию. Качества эти, еще более укреплялись в юношестве под влиянием общественной жизни и славных преданий отечественной истории, отпечатываясь неизгладимыми чертами в юношеском характере. Эти доблести и составляли задачу римского воспитания. «У греков, - говорил Цицерон, - одни всей душой предаются поэзии, другие - геометрии, третьи - музыке; иные же, как, например, диалектики, открывают для себя особенный круг деятельности и все свое время, всю свою жизнь посвящают искусствам и изобретениям, чтобы с помощью их образовать юношеский дух на началах гуманности и добродетели».
Дошкольное (семейное) воспитание
Семья как объект исследования привлекает к себе внимание целого ряда научных дисциплин, каждая из которых находит в рамках ее жизнедеятельности свой предмет для изучения. Так, история изучает семью в ретроспективе ее развития; психология видит свой предмет в анализе межличностных отношений; демография - в выполнении семьей детородной функции; медицина - в исследовании состояния здоровья членов семьи; социология - в изучении причинно-следственных связей становления и функционирования брака. Педагогика, со своей стороны, имеет интерес к семье в связи с ее воспитательной функцией, стремясь поддержать и по возможности развить воспитательный потенциал супругов-родителей.
Влияние семьи на детей носит чрезвычайно многообразный характер - от их привычек до мировоззрения. Однако доминирующей стороной в воспитательной деятельности семьи является нравственное воспитание. В условиях развитого общества, гармонического развития всех его сторон, в том числе расцвета духовной культуры, воспитательный потенциал семьи поднимается на новую ступень, а, следовательно, неизмеримо возрастают возможности семьи в нравственном формировании личности.
Нравственное формирование личности складывается под влиянием многих факторов: характера семейных отношений, нравственного примера родителей, их образовательного уровня, организации семейной жизни. Однако наиболее значимыми в воспитательном плане являются семейные отношения, их нравственно-эмоциональная сторона, уровень педагогической культуры родителей [См.:153;101].
Семейное воспитание - это начало всех начал. Известный педагог прошлого столетия А.С.Макаренко говорил: «Воспитание ребенка заканчивается в 5 лет», показывая этим, что основа всего дальнейшего воспитания и обучения может закладываться в таком раннем возрасте только в семье. Воспитание есть первое благо человека, первая необходимость: от него зависит судьба всей его жизни [50; 18-19].
Этому же вопросу уделял внимание и Марк Фабий Квинтилиан, который высказал много важных замечаний относительно первоначального воспитания ребенка в семье.
Признанием педагогических идей Марка Фабия Квинтилиана явилось то, что император Домициан поручил ему воспитание своих племянников, хотя «...вся воспитательная система его имеет в виду, главным образом, приготовление совершеннейшего оратора, который должен быть, однако, и совершеннейшим человеком» [См.: 171; 150]. Основываясь на идеях Платона, он, тем не менее, остается в своей теории воспитания настоящим римлянином, который все сводит к потребностям практической жизни.
Очень интересное впечатление осталось после прочтения нескольких частей его сочинения. Некоторые мысли (если отвлечься от этого великолепного, неторопливого, задумчивого стиля) оказываются вполне современными. Сам же стиль дает прекрасную возможность ощутить неразрывность времен и почувствовать вечное стремление человечества к прогрессу — хотя бы в детях своих. С удивлением обнаруживаем также, что дискуссия о раннем развитии современных детей и споры о преимуществах различных методик - отнюдь не порождение нашего времени.
Итак, Марк Фабий Квинтилиан о раннем обучении детей: «Как только родится сын, отец должен с того же самого времени возложить на него самые лучшие надежды. Это сделает его более заботливым с самого начала» [См.:177;29]. На этом основании он требовал, чтобы духовное образование начиналось не с седьмого года, а с самого раннего возраста и «...шло постепенно, согласно с постепенностью детского развития. При этом, разумеется, детей не следует обременять занятиями, которые в таком случае могут поселить в них отвращение к науке и которые должны в этом возрасте начинаться и сопровождаться игрой» [См.:171;150].
«И я, - говорил Марк Фабий Квинтилиан,- принимаю во внимание возраст: не хочу, чтобы ребенка принуждали к учению, не требую от него полного прилежания. Советую больше всего остерегаться, чтобы ребенок не возненавидел ученья, которое полюбить, еще не имел времени, и чтобы, испытав однажды горечь, не боялся ее и в зрелом возрасте. Учение должно быть для него забавою; надо поощрять его то просьбами, то похвалами, доводить его до того, чтобы он радовался, когда что-нибудь выучит, и завидовал, когда станут учить другого, если сам вздумает полениться; чтобы соперничал в успехах со своими сверстниками и часто, считал себя победителем; для этого будут не лишними и награды, которые для этого возраста весьма заманчивы» [См.:192;40] - читаем мы в первой главе книги I сочинения «Об образовании оратора». Необходимо как можно раньше заботиться о возбуждении в детях чувства чести и с этой целью поощрять его, в случае же их нежелания учиться, возбуждать их интерес соревнованием.
Ораторское искусство - высшая цель воспитания и образования
Ораторское искусство стало значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня еще в древнем мире: Египте, Индии, Китае. Однако именно Древняя Греция признается родиной красноречия, где начинала складываться его теория [См.:37;7]. История красноречия насчитывает много веков. Уже в V в. до н.э. двумя греками из Сиракуз был составлен учебник риторики. Под греческим влиянием в Риме появляются ораторы и теоретики риторики, прежде всего, Марк Туллий Цицерон и Марк Фабий Квинтилиан. Это время расцвета риторического искусства и риторической науки, оно оставило нам много великих трудов и имен. Наряду с эпосом, лирикой, драмой, ваянием, музыкой и зодчеством, риторика признавалась нужным и сложным творчеством. Она считалась даже «царицей искусств» - настолько сильно было ее влияние на решение государственных дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей. От доцицероновского периода развития римского ораторского искусства история сохранила нам много имен ораторов, значительно меньше сведений о них, довольно большое количество фрагментов и ни одной целой речи. Особую ценность среди источников, из которых можно почерпнуть сведения о красноречии республиканского Рима, помимо сохранившихся фрагментов, представляют обзоры и очерки по истории и теории римской риторики, содержащиеся в «Образовании оратора» Марка Фабия Квинтилиана [См.:149;8]. Риторика была естественной неотъемлемой частью античной жизни. Причем, «услаждение слушателей» свежей или смелой мыслью и благородными чувствами, например, добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалось особенно важной задачей оратора [37;7]. За основание всех своих изложений риторика, безусловно, принимала учения древних и преимущественно Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана об ораторском красноречии [См.:110;10-11]. С угасанием античности риторика перестала быть жизненно необходимой наукой, исчезла жизненная необходимость и в профессии оратора. Но риторика, как искусство речи, пользовалась большим почетом и уважением в Европе вплоть до XVII века, а в эпоху средневековья даже входила в число семи «избранных наук».
В начале XVII века риторика проникла и в Россию. Разрабатывалась в России и история риторики; ею занимались многие выдающиеся деятели русской словесности: от Макария (рукопись 1623 года «Книги суть риторики двои») до Ф.Землинского (XIX в.). Основоположник системного подхода к риторической теории и практике в России - М.Ломоносов. Его труд «Риторика» (1748 г.) определял сущность риторического искусства, место риторики среди других наук [58;4]. В России в XIX веке историей риторики занимался профессор российской словесности К.П.Зеленецкий. Он писал о риторической проблематике, подробно анализировал те изменения, которые вносили в риторическую теорию Марк Туллий Цицерон и Марк Фабий Квинтилиан [См.:110; 13].
Теория ораторского красноречия, также как и ораторского образования, была развита Марком Фабием Квинтилианом до такой полноты, что он до сих пор остается авторитетом по этому вопросу. Римский педагог владел всей риторической литературой, которая существовала до него, и детально ее перечислил. Из римлян он упоминал М.Катона Старшего, М.Антиния, Цицерона и других [См.:28;403]. Оратору необходимо запастись книгами, которые научат изобилию мыслей и выражений. В связи с этим Марк Фабий Квинтилиан определил лучших историков, философов, поэтов, ораторов, греческих и латинских, достойных цитирования. Для историка литературы особенно интересна десятая книга трактата Марка Фабия Квинтилиана. Вся довольно обширная первая глава X книги посвящена выбору книг для чтения. Здесь известный оратор и педагог высказал массу суждений о греческих и римских писателях, которых весьма любопытно и полезно читать и теперь любому, кто хотел бы войти в атмосферу античной литературы, на основе которой формировались и эстетические принципы греко-римского мира. В десятой книге дается обзор греческой и римской поэзии и прозы по жанрам, с указанием важнейших представителей каждого жанра и критическими отзывами об их стиле. В отзывах о греческих писателях воспроизводились суждения, установившиеся в традициях риторического обучения; более самостоятелен Марк Фабий Квинтилиан был по отношению к римским писателям, и «цицеронианизм» не мешает ему быть беспристрастным в оценке достоинств более поздних авторов [См.:216;457].
В 68 г. н.э. Марк Фабий Квинтилиан открыл ораторскую школу [См.:132;496]. Он стал первым учителем риторики, официально состоящим на государственной службе. 69-79 годы н.э. - правление императора Тита Флавия Веспасиана. С его приходом к власти начинался период династии Флавиев (до 96 г. н.э.). Веспасиан открыл первую риторическую кафедру, которую в течение 20 лет занимал ритор Марк Фабий Квинтилиан [См.:233;69]. Предмет риторики он определял так: «Я поставлю предметом риторики все предметы, о которых нужно будет говорить: в этом основываюсь на мнении отличных писателей. Сократ у Платона внушает Георгию, что не в словах, а в вещах находится предмет риторики. В «Федре» же прямо доказывает Сократ, что она не в судебных только речах и разбирательствах, но в делах частных и домашних имеет место». Риторику он делил на пять частей: изобретение, расположение, словесное выражение, память, произнесение (или действие). Сами же речи он делит на три вида: 1) похвальные, порицательные; 2) рассуждающие; 3) судебные [См.:28;403]. В 91 г. н.э. он оставил преподавание и вскоре получил почетные консульские знаки [См.:132;497-498].
Нетрудно заметить, что стилистический идеал Марка Фабия Квинтилиана был близок цицероновскому. Его требования к хорошей ораторской речи мало чем отличались от требований Цицерона. Это далеко не случайные совпадения: Марк Фабий Квинтилиан стремился к реформации современного стиля красноречия путем возвращения его к цицероновским нормам. Его сочинение - это первая попытка оживить цицероновский идеал, развить классические принципы, выработанные и обоснованные великим оратором и стилистом, который, в свою очередь, продолжал лучшие традиции древнегреческой теории красноречия. Умение ценить Цицерона Марк Фабий Квинтилиан признает критерием ораторского вкуса [См.:149;178]: «Чем больше тебе нравится Цицерон, тем больше будь уверен в своих успехах», - говорил он молодому оратору [Цит. по: М.Ф.Квинтилиан. Об образовании оратора, X, 1].
Воздействие Марка Фабия Квинтилиана на педагогическую мысль эпохи Возрождения
В XV-XVI вв. в ряде стран Западной и Центральной Европы начали складываться буржуазная идеология и культура, обусловленные зарождением капиталистического способа производства. Появление первых признаков новых социальных отношений имело своим следствием возникновение нового взгляда на мир и человека в противовес средневековому религиозно-догматическому мировоззрению. Средневековый аскетизм с его отрицанием радостей жизни и проповедью подготовки к загробному, вечному существованию постепенно вытесняется идеями гуманизма, противопоставившего теологии светскую науку, выдвинувшего идеал жизнерадостного, сильного духом и телом человека. Передовые мыслители этого периода особое внимание стали уделять изучению богатой литературы древнего мира, забытой в предыдущие столетия [192;48-49]. Большую роль в развитии западноевропейской литературы сыграла римская литература. Ведь единственным источником знакомства европейского Запада с античной культурой на протяжении длительного периода времени (вплоть до XVII века) были сохранившиеся памятники древнеримской литературы [24; 168].
Началась новая эпоха, известная в истории под названием Возрождения. Гуманизм в истории философии сформировался как философское течение, благодаря противостоянию религии и схоластической философии в эпоху Возрождения, которая заложила основы и стала началом современной культуры и восприятия мира. Гуманизм стал олицетворением нового мировоззрения, открывшим новые принципы познания мира и человека в нем. Гуманизм, по своей сути, возник как противоречие устоявшемуся религиозному пониманию человека и мира. Прогрессивные идеи о миссии человека на земле, которые составили содержание гуманизма как ведущего идеологического движения эпохи, оказали огромное влияние на все последующее развитие мировой культуры. Неся в себе потенциал светскости и рационализма, гуманизм открывал путь и к познанию природы человека. Сложившийся в античности идеал разносторонне развитой человеческой личности претерпевал в новую эпоху существенные изменения. Мыслители Возрождения не только описывали этот идеал, но и сами были его воплощением.
Идеи гуманизма нашли отражение во взглядах передовых мыслителей на воспитание и в практике работы отдельных школ того времени. Овладение навыками самообразования гуманисты ставили превыше всего. Основу школьной программы составляло изучение классических языков и литературы, куда, естественно, включалось изучение традиционных «семи свободных искусств». В методике обучения было много заимствований у Марка Фабия Квинтилиана [124; 117-119]. Гуманисты выступали с требованием изучать в школах латинский и греческий языки с целью овладения культурным наследием античного мира, а также реальные предметы, вооружающие знаниями, необходимыми в практической деятельности. Гуманисты настаивали также на использовании в обучении активных методов, развивающих мышление детей. В полном соответствии с античным идеалом человека педагоги эпохи Возрождения проявляли заботу о физическом развитии детей, об их здоровье, разрабатывали методику физического воспитания, отводя в ней большое место играм. Гуманизм эпохи Возрождения сыграл, несомненно, положительную роль в культурном развитии Европы, но он носил ярко выраженный классовый характер, отвечая интересам и потребностям зарождавшейся буржуазии [192;49]. Еще римляне, в особенности Цицерон, называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. Позже гуманизмом именовалось движение, более или менее противостоящее схоластике и духовному господству церкви, пытавшееся к началу Нового времени извлечь идеал чисто человеческого образования и поведения из вновь открытых произведений древности. Век гуманизма освещал путь веку Ренессанса [225; 119].
Наиболее радикальные педагогические идеи в эпоху Возрождения были высказаны крупнейшим английским гуманистом Томасом Мором (1478-1535) в «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» и итальянцем Томмазо Кампанеллой (1568-1639) в сочинении «Город Солнца». В трудах этих великих гуманистов впервые были выдвинуты идеи общественного воспитания детей, всеобщего обучения на родном языке, равенства образования мужчин и женщин, соединения обучения с трудом [См.:192;49-50]. Гуманисты считали, что практическая деятельность приведет к всеобщему благу как высшей цели [См.:10;267]. Изучать риторику для Т.Мора - значит читать Марка Фабия Квинтилиана. Томас Мор, в частности, выражал глубокую веру в природные способности людей, которые всегда можно развить благодаря труду и обучению в нужном направлении [См.:183;44-58]. Главные идеи Томаса Мора: образовательная программа, основывающаяся на этике, изучении греческого и латыни и подражании древним языческим и христианским авторам, представляла собой наиболее здравый план духовного возрождения и переустройства церкви и общества [70;205].
В Германии XV-XVI столетий гуманизм принял своеобразный характер в связи с борьбой против католической церкви (Реформация). Немецкие гуманисты выступали за тщательное изучение латинского, греческого языка с тем, чтобы в процессе чтения античной литературы, Библии и произведений, так называемых отцов церкви, можно было разоблачить фальсификацию их католическим духовенством [192;49-50]. Гуманисты, полагали, что христианская вера в церковь только укрепилась бы благодаря очищению древних библейских текстов от схоластических наслоений и искажений. Эта практическая сторона «христианских гуманистов», старавшихся привлечь как можно больше последователей, побуждала их по-новому оценивать роль риторического искусства, которому они придавали важное значение в повседневной проповеднической деятельности. Риторика означала для гуманистов больше, чем литературное, юридическое или даже политическое искусство. Для них это, прежде всего, искусство убеждать, благодаря которому, истинная вера свободно распространяется и воспринимается; средство, побуждающее людей делать добро [183;46-53]. Идея эта восходит к позиции Марка Фабия Квинтилиана, который считал, что совершеннейший оратор - это только добродетельный человек.
Гуманистический взгляд на риторику как на практическое искусство и одновременно философию, воздействующие на социальную практику, имеет вполне определенную связь с античной традицией, идущей от Исократа, Цицерона, Квинтилиана. Идея красоты и совершенства риторического искусства как источника познания и просвещения для общества, как средства укрепления и распространения этических ценностей составляет важнейший принцип гуманистической эстетики.