Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико - методологические основы оптимизации межэтнических отношений в поликультурном образовательном пространстве
1.1. Развитие поликультурного образовательного пространства - тенденция современного образования 17
1.2. Принципы становления поликультурности в образовании 32
1.3. Анализ опыта США в социально-педагогической поддержке и воспитании учащихся-мигрантов 69
Глава 2. Технологии поликультурного образования детей-мигрантов
2.1. Психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной работы с учащимися-мигрантами в общеобразовательной школе 103
2.2 Формы и методы педагогической поддержки в процессе реализации программы учебно-воспитательной работы с детьми-мигрантами 125
2.3. Социально-педагогическая результативность метода двуязычного обучения в рамках программы учебно-воспитательной работы с детьми-мигрантами 138
Заключение 158
Список литературы 161
Приложения 175
- Развитие поликультурного образовательного пространства - тенденция современного образования
- Принципы становления поликультурности в образовании
- Психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной работы с учащимися-мигрантами в общеобразовательной школе
- Формы и методы педагогической поддержки в процессе реализации программы учебно-воспитательной работы с детьми-мигрантами
Введение к работе
Актуальность исследования проблем развития теории и практики педагогической поддержки детей мигрантов, подтверждается современными реалиями социально-педагогической ситуации, связанной с вынужденной миграцией, что способствует развитию такого направления в отечественной педагогике как мигрантская педагогика (И.В. Бабенко, М.А. Болдырева, Е.В. Бондаревская, С.К. Бондырева, О.В. Гукаленко, Л.М. Сухорукова), развивающаяся активно в педагогической науке Юга России и координируемая Южным Отделением Российской Академии Образования. Так, комплексные программы «психолого-педагогической работы с детьми- мигрантами» позволили изучить теоретико-методологические, социокультурные, организационно-педагогические проблемы единого образовательного пространства, профессиональную компетентность учителей, ориентированных на работу с детьми-мигрантами. Развитие теорий и моделей педагогической поддержки детей-мигрантов обусловлено процессами распада СССР, локальными конфликтами, что породило тенденцию национальной нетерпимости и разобщенности, а также формирование новых тенденций - воспитание толерантности, культуры мира, согласия, развитие ценностей поликультурного, транскультурного общества.
В связи с нарастанием миграционных процессов, усилением напряжения, вызванным межнациональными конфликтами, растет число людей, требующих поддержки и защиты. В этой связи документы ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ определяют содержание педагогической поддержки семей и детей-мигрантов, беженцев. Ведущим исследовательским центром на глобальном уровне является Международная организация по миграции (ЮМ), реализующая ряд сетевых проектов: Albanian Migration Policy and Research Programme (AMPRP); Bern Initiative; Developing Better Indicators of Current Trends in Human Trafficking (CTHT); Government Consultations on International Migration Research (GCIM); Migration Research Series (MIRS);
Moscow Migration Research Programme (MSMRP); International Dialogue on Migration: Workshop on Approaches to Data Collection and Data Management (IDM) и др. В России действует Центр по Исследованию Проблем Миграции, реализующий программы адаптации мигрантов в учебных заведениях страны (Л. Графова, В. Тишков).
Актуальность исследования проблем мигрантской педагогики, педагогической поддержки и защиты детей-мигрантов подтверждается современными реалиями геополитической, социально-педагогической ситуации, связанной с вынужденной миграцией, в частности, на Юг России, что также предполагает изучение процессов терпимости, толерантности детей, педагогов, родителей к детям других национальностей, что актуально для Юга Российской Федерации, Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев. Понятие "толерантность" по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто "терпимое отношение". Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в "оси координат" XXI века.
В этой связи назрела необходимость в разработке теоретических основ мигрантской педагогики, отражающей развитие и образование учащихся-мигрантов как категории глобальной и региональной педагогической науки. Это актуализировало ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической поддержки и адаптации в конце 90-х годов XX века в отечественной педагогике, развитие новой интегративной области педагогической науки - мигрантской педагогики, впервые сформулированной в отечественной научной школе Е.В.Бондаревской (И.В. Бабенко, О.В. Гукаленко, Л.М. Сухорукова и др.). В разработке этой интегративной области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности.
Определяя сущностные характеристики поликультурного образования, можно говорить о нем как об инновационном образовании, которое стремится дать равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп. Справедливая педагогика должна обеспечивать учебную деятельность на основе стратегии сотрудничества, что помогает развить терпимое отношение к представителям разных культур. При гармоничном развитии среды и социальной организации образовательного учреждения обеспечивается равный опыт и равный статус всем обучающимся, вне зависимости от расы, национальности или пола. Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что существенную роль в поликультурном образовании играет изучение общечеловеческих ценностей и мировой культуры. Данные ценности могут быть разнообразными для представителей разных рас, культур или религий, но наиболее важные из них одинаковы для всех. Для поликультурного образования важны как личностные ценности, выходящие за пределы групповых признаков, так и все те разнообразные ценности, которые определяют групповую принадлежность и создают уникальные культуры и взгляды на мир. При помощи поликультурного образования мы можем глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих нашу землю, нам легче понять те культурные различия, по которым можно определить принадлежность человека к той или иной группе. Поликультурный преподаватель должен научить своих учеников более терпимо относиться к тому, что в мире существует множество ценностей, что многие из этих ценностей отличаются от их собственных. При этом надо строить обучение таким образом, чтобы учащиеся понимали, что к любым ценностям, происходящим из традиций того или иного народа, надо относиться уважительно и бережно, так как в них заключены опыт и мудрость целого народа.
Одной из важнейших проблем образовательного пространства является разработка гуманистической парадигмы воспитания, отвечающей особенностям сегодняшней социокультурной ситуации и задачам обновления системы поликультурного образования. Попытку позитивного ее решения осуществили авторы инновационных концепций воспитания, к которым мы и обратились в процессе нашего исследования. К ним относятся концепции: саморазвивающейся воспитательной системы (Л.И. Новикова); воспитания человека культуры (Е.В. Бондаревская); методики коллективных творческих дел (И.П. Иванов); педагогики свободы и педагогической поддержки (О.С. Газман); дидактической модели личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков).
Степень разработанности проблемы
Анализ развития педагогической теории и практики показал, что проблема приобщения детей к национальным ценностям, воспитание культуры межнациональных отношений, поддержка и защита личности занимают значительное место в трудах отечественных и зарубежных ученых. Так, изучены проблемы педагогической поддержки детей-мигрантов в языковом образовании в России и Германии (М.А. Болдырева), особенности поликультурного образования детей-мигрантов на постсоветском пространстве (О.В. Гукаленко), социально-психологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения - Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В. С. Айрапетов.
В работах Ю.В. Арутюнян, О.В. Гукаленко, Ю.С. Давыдова, А.Н. Джуринского, Г.Д. Дмитриева, Н.М. Лебедевой, З.А. Мальковой, Л.М. Сухоруковой и других обосновывается тезис о том, что исторически сложившееся многообразие национальных и этнических культур создает позитивные условия для развития поликультурного образования и педагогической поддержки детей мигрантов в многокультурном обществе. В начале третьего тысячелетия актуализируется проблема поликультурной (многокультурной) личности, для понимания которой важны пути взаимодействия личности и культуры (И.В. Бабенко, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, О.В. Гукаленко, Н.Б. Крылова, Л.М. Сухорукова); пути возвращения образования и педагогики в среду культуры, «растящей и питающей личность» (П.А. Флоренский); идеи существования в обществе культурного и национального плюрализма (Т.И. Ойзерман), идеи коммуникативной педагогики (М. Бубер), свободной педагогики (П. Фрайрес), интеркультурной педагогики (X. Хирдайз); идеи философии и многокультурности (М. Бубер, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси, К. Ясперс); идеи гуманистической философии, диалога культур (Т. Накаяма, Р. Портер, Е. Стюарт); идеи многокультурной трансформации П. Адлер, М.Н. Бахтин, В.Ф. Лосев, Б. Рубен); идеи межкультурной компетентности личности (В. Книп, М. Люстиг, Р. Хенви); как проблема педагогической поддержки детей-мигрантов, детей-переселенцев, в исследованиях которых выявляется цель поликультурного образования на глобальном образовательном пространстве, изучение возможности полиэтнического сообщества в культурной идентификации учащихся и студентов (И.В. Бабенко, О.В. Гукаленко, Л.М. Сухорукова).
Для понимания сущности феномена личности учащегося-мигранта, мигрантских отношений и выявления их особенностей большое значение имеют этнологические теории С.А. Арутюнова, Э.А. Баграмова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева. Весьма ценным представляется также рассмотрение содержательных и функциональных оснований поликультурного образования в трудах М.Н. Кузьмина, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой, проблем народной педагогики в научных изысканиях Г.Н. Волкова, О.С. Газмана, М.Г. Тайчинова, Е.Л. Христовой и др. Широко были использованы также труды отечественных и зарубежных исследователей в области миграции населения, отдельные из которых рассматривались не только как труды-источники, содержащие обильные фактические данные, но и как труды по методологии изучения миграции (среди них работы отечественных ученых А.Я. Боярского, Б.Д. Бреева, Е.Б. Бреевой, Г.С. Витковской, В.М. Жеребина, А.Н. Каменского а также зарубежных ученых -М. Абеллы, В. Бенинга, Г. Джерома, Е. Ли, Д. Саймона, П. Стокера, Бж. Томаса и других).
В 80-е годы XX века активно проходит процесс становления теорий и моделей поликультурного (многокультурного) образования, которые развиваются от монокультурного до разработки путей многокультурного образования в ведущих научных школах Дж. Бэнкен, К. Гранта, С. Ньютон и др. Так, в современной североамериканской педагогике развиваются такие основные концепции многокультурного образования, как: этническая концепция (К. Муули, М. Стоун), концепция культурной деривации (С. Берайтер), языковая концепция (Б.П. Кенпеун), концепция антирасизма (С. Барате), является важным социально - педагогическим условием педагогической поддержки детей мигрантов в поликультурном обществе.
В диссертации использованы идеи педагогического науковедения и информационно-аналитические ресурсы по проблемам мигрантской педагогики научной школы Л.М. Сухоруковой (В.В. Белый, А.В. Бухарова, М.Л. Воловикова, М.Л. Геворкян, О.И. Соколова, Н.П. Цыбанев), в которых раскрыты понятия «педагогическая поддержка детей-мигрантов: страноведческие и континентальные модели, программы педагогической поддержки», «педагогическая поддержка детей-мигрантов», «глобальные и региональные проблемы и особенности» «поликультурное образование», «многокультурное образование», «информационно-аналитические ресурсы по проблемам миграции».
В целом исследовательские коллективы (научные школы, центры, сетевые структуры) изучают исторические, демографические, континентальные и трансконтинентальные, структурные особенности миграции, при этом совершенно отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве, к которому относится Юг России. Анализ специальной литературы, реалии педагогической и социокультурной ситуации, существование объективных противоречий подтверждают, что до настоящего времени существуют проблемы педагогической поддержки детей-мигрантов на региональном уровне. Так, существуют противоречия: между существующей парадигмой детства как высшей ценности в обществе и реальным положением детей-мигрантов в регионе, конкретном образовательном учреждении; между объективной потребностью в создании поликультурного образовательного пространства, отражающего кросскультурный диалог и неразработанностью образовательных технологий, основывающихся на национальных и общечеловеческих ценностях, принципах глобализма и сохраняющейся ориентацией на соблюдение интересов определенной общности, группы, класса, нации.
Недостаточно широко изучена проблема педагогической поддержки и защиты личности учащегося в поликультурном образовательном пространстве; обоснование статуса мигрантской педагогики и рассмотрение ее не просто как общественного движения, а как самостоятельного течения в классической педагогике. Это определило исследовательский аппарат диссертации.
Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогическая поддержка детей мигрантов в поликультурном образовательном пространстве».
Проблема исследования: каковы условия педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве? Решение обозначенной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является теория воспитания и образования в поликультурном пространстве.
Предмет исследования - процесс педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что педагогическая поддержка учащихся-мигрантов возможна, если в поликультурном образовательном пространстве будут обеспечиваться следующие условия:
• реализация стратегий педагогической поддержки детей-мигрантов с учетом современных подходов к поликультурному образованию, разработанных в теории и практике отечественного и зарубежного образования;
• осуществление педагогической деятельности по поддержке детей-мигрантов в единстве с философскими и социокультурными проблемами в поликультурном образовательном пространстве;
• создание в образовательном учреждении поликультурной среды, формирующей опыт толерантности, уважения к иным культурам.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Уточнить понятие педагогической поддержки применительно к детям-мигрантам в поликультурном образовательном пространстве;
2. Выявить особенности развития педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве;
3. Выполнить сравнительный анализ педагогической поддержки детей-мигрантов как научной проблемы в теории и практике отечественного и зарубежного образования;
4. Разработать и экспериментально проверить условия педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве.
Методологической основой исследования являются идеи поликультурного воспитания, социокультурной обусловленности развития человека как личности; идеи кросскультурализма, философии гуманизма и педагогики личности как образовательных стратегий мирового педагогического сообщества; концепции личностно-ориентированного и поликультурного образования (М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, Т. Вейт, Дж. Гилбарт и др.); основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии (Л.С.Выготский, П.И. Гальперин, К.Д. Ушинский и др.); наиболее значительные исследовании сравнительной педагогики (Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, К.И. Салимова), что способствовало определению современных подходов к разработке теории поддержки личности детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве.
Источники исследования: документы и правовые акты в области мигрантского образования, программно-методические материалы, труды, педагогический опыт классиков отечественной и зарубежной педагогики; монографии; научные исследования по теории и практике поликультурного образования и ряд периодических изданий, раскрывающих психолого-педагогические, дидактические и этнологические аспекты исследуемой проблематики; информационные ресурсы организаций и центров: International Organization for Migration. International Refugee Documentation Network (1RDN), United Nations High Commissioner for Refugees, Institute for the Study of International Migration, Centre for Multicultural Studies (CMS, Wollongong, Australia), Europisches Forum Migrationsstudien / European Forum for Migration Studies Universitat Bamberg, Bamberg, Germany, Multicultureel Instituut Utrecht, Electronic Immigration Network, European Council on Refugees and Exiles (ECRE), European Research Centre on Migration and Ethnic Relations и др.
Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ историко-педагогических учений классиков философии, педагогики и психологии; междисциплинарное изучение исследуемой проблемы в философии, этике, культурологии, этнологии, этнографии, социологии, правоведении; интегративный и дифференцированный терминологический анализ содержания и основных понятий исследования (контент-анализ); методы сравнительно сопоставительного анализа теоретического массива идей, концепций, гипотез развития мигрантской педагогики. Этапы исследования.
I этап (1996-1998) - проблемно-поисковый, связан с изучением проблем детей-мигрантов и беженцев, форм педагогической поддержки детей- мигрантов и их семей; изучение отечественных и зарубежных научных источников. В результате определилась проблема исследования, основные базовые понятия мигрантской педагогики.
II этап (1998-1999) - теоретико-практический, связан с систематизацией деятельности научных школ, научных сообществ России и США по разработке теоретических концепций, гипотез, моделей педагогической поддержки и адаптации детей-мигрантов в России и США. Проводилось частичное внедрение авторских идей в подготовку преподавателя иностранных языков школ и вузов.
III этап (1999-2001) - теоретико-методологический, цель которого состоит в обосновании сущности мигрантской педагогики России и США как интегративной области педагогической науки, развивающейся в единстве с политическими и кросскультурными процессами как на глобальном, так и на региональном уровне.
Наиболее существенные научные результаты, полученные автором лично, состоят в следующем:
- выявлены условия педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве;
- разработана и апробирована программа учебно-воспитательной работы с учащимися-мигрантами в начальных классах общеобразовательной школы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены:
- методологическими, психолого-педагогическими и методическими положениями исходных оснований исследования, связанных с культурологическим, сравнительным, системно-структурным подходами;
- анализом и использованием достижений современных психолого-педагогических теорий и концепций поликультурного образования;
- применением комплекса форм и методов педагогической поддержки в процессе исследования, адекватного его целям и задачам;
- опытно-экспериментальной проверкой выводов, их непротиворечивостью.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- определены формы и методы организации работы с учащимися-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве;
- выявлены содержание и условия педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве;
- обоснованы направления деятельности педагога в контексте поддержки и защиты личности учащегося данной категории.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
- расширены имеющиеся теоретические понятия об условиях педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве;
осуществлен сравнительный анализ гуманистических течений в отечественной и зарубежной педагогике, философии; теории гуманизма, кросскультурализма в контексте поликультурного образования детей-мигрантов, основанного на идеях поддержки и защиты детей-мигрантов;
выявлены определяющие факторы развития личности учащегося-мигранта в поликультурном образовательном пространстве;
определены специфические особенности программ учебно-воспитательной работы с детьми-мигрантами в общеобразовательных школах США и России.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:
проведенное сравнительное исследование является обобщением теорий, гипотез, разрабатываемых в педагогике; систематизацией научно-исследовательских центров, правительственных и общественных организаций, разрабатывающих и реализующих образовательные стратегии в работе с детьми-мигрантами;
- разработанная теоретико-прогностическая модель поликультурного образовательного пространства может служить научно-методологическим обоснованием практического развертывания деятельности в ракурсе поддержки и защиты личности учащихся-мигрантов с учетом региональных, местных условий, определяемых социально-экономической, культурно- национальной ситуацией, реальных возможностей конкретного общеобразовательного учреждения;
- разработана и апробирована программа учебно-воспитательной работы с учащимися-мигрантами;
- материалы исследования включены в программу курса «Сравнительная педагогика» на кафедре управления образованием РГПУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Методологическим базисом понятий мигрантской педагогики, педагогической поддержки детей-мигрантов выступают системный подход, философия гуманизма и кросскультурализма. Личность учащегося-мигранта с позиций гуманизма рассматривается как субъект гуманных отношений; с позиций кросскультурализма - как субъект культуры.
2. Содержание и технологии поликультурного образовательного пространства раскрываются как взаимосвязь общечеловеческого, интернационального и национального, выступающего как среда реабилитации, социальной адаптации и образования учащихся-мигрантов. Поликультурное образовательное пространство представлено как среда, включающая образовательные учреждения, а также социальные системы и явления, обуславливающие глубокие изменения в образовании мультикультурного общества. Его основаниями являются: культура, воспитание миролюбия, интеграционные процессы в образовании, педагогическая поддержка со стороны образовательного учреждения.
3. Педагогическая поддержка детей-мигрантов осуществляется посредством обращения в учебном процессе мигрантов к освоению этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития глобализма, формирования толерантности, готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде.
4. Педагогическим условием успешной учебно-воспитательной работы с детьми-мигрантами является поликультурное образование, предусматривающее создание компенсирующих классов; интеграцию адаптированных учащихся-мигрантов в общие классы; внедрение метода двуязычного обучения; личностно-ориентированный подход; подготовку учителя к учебно-воспитательной работе с детьми-мигрантами, имеющими жизненные проблемы; связь с семьей; разработку программы учебно-воспитательной работы с детьми-мигрантами в общеобразовательной школе.
5. Сущностная характеристика педагогической поддержки детей- мигрантов в поликультурном образовательном пространстве представлена как система мер со стороны образовательного учреждения по преодолению препятствий, мешающих детям-мигрантам реализовать собственные образовательные потребности.
Апробация и внедрение результатов исследования: Основные положения и результаты исследования были обсуждены на заседаниях кафедры управления образованием РГПУ; на международной научной конференции «О правах беженцев, вынужденных переселенцах. Условия адаптации» (РГПУ, 2000); на научно-практической конференции «Проблемы межкультурной коммуникации» (РГПУ, 2001); на научной конференции «Проблемы социализации личности» (Ростов-на-Дону, ИУБиП, 2003); на межвузовской научно-практической конференции «Языки мира, мир языка» (Ростов-на-Дону, ИУБиП, 2004); нашли отражение в публикациях диссертанта промежуточных результатов по исследуемой проблеме. Материалы исследования внедрены в практику экспериментальной работы по интеграции курсов программы «Введение в теорию межкультурной коммуникации» в учебный процесс Института Управления, Бизнеса и Права г. Ростова-на-Дону.
Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Развитие поликультурного образовательного пространства - тенденция современного образования
На современном этапе развития общества социально-культурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования. Особую актуальность приобретает проблема возникновения и развития поликультурного образовательного пространства в полиэтническом американском обществе.
Понятие мультикультурного (поликультурного) воспитания получило распространение в мировой педагогике в 60-х гг. XX в., в отечественной - в 90-х гг. Мультикультурное воспитание предназначено для педагогических решений взаимоотношений этносов и культур в пределах общего государственного пространства. Проблемы воспитания и образования, обусловленные культурными и этническими различиями, - одни из центральных для мировой школы и педагогики. Речь идёт об осуществлении единой демократической педагогической стратегии в многонациональной социальной среде.
Почти все крупнейшие страны мира относятся к многонациональным сообществам. Это порождает необходимость поликультурного воспитания как важного социального принципа и приоритета в образовательной политике [47, 195].
Новое тысячелетие столкнулось с проблемой интенсификации социальной, культурной и экономической структуры, что в совокупности и составляет процесс глобализации.
Термин "глобализация" многозначен, но необходимо дать теоретическое и эмпирическое определение. Одни ученые считают, что "глобализация" взаимосвязана с термином "транснационализм". Другие под глобализацией понимают империализм. Существует также гипотеза, что глобализация нацелена на исследование "теории развития" и "мировых систем".
Антропологи, например, рассматривают проблему глобализации в сфере культуры. В данном случае глобализация определяет культуру и социальное поведение. Она разрушает четкую взаимосвязь между языком, культурой и нацией. Уже сотни лет назад антропологи начали изучать культуру и социальное поведение древних народов. Например, некоторые элементы турецкой культуры - язык, ритуальные обряды, отношение к браку популярны и во Франкфурте; мексиканская культура процветает в Нью-Йорке и т.д. В последние годы наметилась тенденция антропологического подхода к проблемам миграции, транснационализма, конфликтам в культуре.
Политологи рассматривают необходимость существования международных систем (например, гражданское право). Преступник из Аргентины, обвиненный в совершении преступления в своей стране, теперь может быть арестован в Мексике и осужден в Испании. Определяя значение новых территориальных процессов, политики подчеркивают, что существование двойного гражданства (возможность сохранить свои права сразу в нескольких странах) довольно проблематично для проведения политики "принадлежности". Например, доминиканские политики считают, что предвыборная компания помимо Санто Доминго должна охватывать и Нью-Йорк, т.к. доминиканцы там на сегодняшний день составляют самую большую группу мигрантов, возвращающихся домой на Рождество. Они добился того, что около 8 млн. мексиканцев, проживающих в США, перестали быть темным пятном для Мексики. Тот факт, что 1 млн. мексиканцев в США ежегодно посылает домой около биллиона долларов, стал одной из причин возросшего интереса мексиканских политиков к налаживанию связей со своими братьями и сестрами в США [125, 159].
Различные регионы вовлечены в процесс глобализации, который охватывает экономическую, социальную и культурную сферы. Но как дать более точное определение глобализации? Что это - модернизация или империализм? Во-первых, глобализация разрушает традиционные процессы изменения в экономике, социальной и культурной сферах. В условиях мирового капитализма производство товаров полностью "интернационализировано", существование мировых рынков диктует потребности. Бразильский McDonalds, например, является крупнейшим работодателем [125, 161].
Во-вторых, глобализация - результат новых информационных и коммуникационных технологий, которые связывают людей с организациями. Помимо предоставления информации эти технологии нацелены на освобождение людей от ига пространства и времени.
В-третьих, глобализация создает новые модели широкомасштабной миграции, которая охватывает Африку, Азию, Европу и Америку. Около 30% населения Франкфурта - мигранты. К 2015 г. более 50% населения Амстердама будут составлять мигранты. Лестер в Англии может стать первым городом в Европе, где белое население будет в меньшинстве. Япония, до сегодняшнего дня считавшаяся исключением из правил, принятых в США и Европе, по которым рабочие - мигранты являются основной рабочей силой, превратилась в страну с высоким уровнем миграции. Африка - страна с наибольшим числом беженцев в мире. Эти миграционные процессы обусловлены глобализацией [60, 16].
Исследования показали, что процесс глобализации не всегда оказывает благотворное влияние на развитие страны. Некоторые страны процветают, а некоторые испытывают нищету и социальное неравенство. Многие ученые признали глобализацию дестабилизирующей системой (появление этнических войн, нарковойн). В Колумбии поток беженцев только возрос по причине нарковойны.
Принципы становления поликультурности в образовании
В настоящее время все современные доктрины образования обращены к личности, к ее защите и поддержке. Миграционные процессы, социально-политические изменения обусловили возникновение такого феномена, как личность учащегося-мигранта. Как известно, человек всегда находится в центре философской ориентации. Гуманизм как этическое понятие впервые введен в философию стоиком Панецием (180 - ПО гг. до н.э.). Гуманизм -одна из фундаментальнейших характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении сеять добро, милосердии, сострадании, желании помогать окружающим. Определение гуманизма как совокупности взглядов, выражающих достоинство и ценность человека, его право на свободное развитие отражает только одну -субъективную сторону. Главное заключается в практическом гуманизме -обеспечении реальных, достойных человека материально-технических, экономических, политических и культурных условий его жизнедеятельности. Таким образом, сущность гуманизма сводится к совокупности объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности.
Принцип гуманизма всегда являлся основополагающим в прогрессивной традиционной педагогике, корнями он уходит в эпоху Возрождения [75, 10]. Именно тогда гуманизм стал складываться в систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, считающую благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности, терпимости, гуманности - желаемой нормой отношений между людьми.
Современная педагогика в наибольшей степени связана с понятием гуманизма, возникшем в эпоху Просвещения (XVIII в). Гуманизм этой эпохи утверждает права, свободу и достоинство личности. В XIX в. просвещенческий гуманизм подвергался критике с различных сторон.
Система внутренних воззрений стала чрезвычайно противоречивой, так как она опиралась на абстрактное понимание человека. С середины 20 столетия начинают формироваться новые версии гуманизма. В 50 - 60 годах в США и Западной Европе на базе гуманистической психологии возникло новое современное течение - гуманистическая педагогика, близкая по своим идеям новому воспитанию и американскому прогрессивизму. Декларируя современный (эгоцентристский) гуманизм как идейную основу своего учения, сторонники данного течения провозглашали высшим существом Вселенной Человека, который должен сам творить законы, правила, определять мораль.
Педагогическая поддержка и помощь в контексте основ гуманизма должны быть направлены на многоаспектность саморазвития человека. Здесь важным является интегрированный подход, способствующий решению таких проблем индивида, как сохранение здоровья, успешность в обучении, общении. При этом одним из ключевых направлений интеграции интересов общества и человека, бесспорно, является образование.
Так, Е.В. Бондаревская с позиций гуманизма исследует личностно-ориентированное образование, которое обеспечивает личностно-смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность и неповторимость каждой детской личности и, опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию, помогает самостоятельно решать свои жизненные проблемы. Философия гуманизма и личностно-ориентированная педагогика должны способствовать созданию такой системы социально-педагогической работы, через которую каждый учащийся-мигрант может реализовать себя как самоценность, раскрыть все свои потенциальные возможности в иной культурной среде [20, 37].
Условиями процесса педагогической поддержки и защиты личности в контексте философии гуманизма можно считать: 1. отношение к человеку, ребенку как к самоценности;
2. стремление учащегося к самоорганизации, самореализации, самоотдаче как к средству и способу выражения своего «я» в поликультурном пространстве;
3. поддержку активного, творческого характера ребенка, потребность в позитивной свободе, открытости, способности к свободному самопроявлению в поликультурном социуме.
В связи с нарастанием миграционного процесса растет число людей, нуждающихся в поддержке и защите. В этой связи ООН разрабатываются особые меры по удовлетворению социальных потребностей мигрантов, провозглашаются положения о создании гуманного, стабильного, терпеливого и справедливого общества [160]. В этом ракурсе обосновывается значимость следующих положений, провозглашающих: - заботу о благополучии друг друга и господство духа взаимной поддержки в контексте образования; - доступ лиц, находящихся в неблагоприятном положении, к образованию и информации; - признание необходимости уважения и защиты языков; расширение сферы образования путем разработки специальных мер по охвату обучением детей-мигрантов, создание систем образования, которые позволят удовлетворять специфические потребности, обусловленные культурой;
Психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной работы с учащимися-мигрантами в общеобразовательной школе
В опытно - экспериментальной работе разработана и апробирована программа учебно - воспитательной работы с учащимися - мигрантами в общеобразовательной школе; представлены условия ее эффективной реализации. Под учебно-воспитательной работой с детьми-мигрантами мы понимаем развивающуюся отрасль педагогической науки, способствующей успешной адаптации, культурной идентификации и самореализации ребенка в школе.
На основе зарубежного и отечественного опыта в области обучения и воспитания детей - мигрантов нами была проведена диагностика содержания, форм, методов учебно - воспитательной работы. В диагностической работе участвовали общеобразовательные школы №3, 93, 76 г. Ростова-на-Дону. Ознакомившись с результатами диагностической работы, мы пришли к выводу, что до нашего исследования никакой специальной диагностической работы по изучению жизненных проблем, душевного и физического состояния детей-мигрантов в этих школах не проводилось. Анализ результатов привел к необходимости реализации педагогической поддержки учащегося-мигранта, что обеспечивает эффективность обучения. Это и явилось причиной разработки нашей программы учебно-воспитательной работы.
Всего в программе учебно-воспитательной работы приняло участие около 250 человек. В классах, принявших участие в программе, число учащихся-мигрантов составляет 24% от общего количества детей. Условно детей-мигрантов можно разделить на три типа в зависимости от способов адаптации к новым жизненным установкам: Первый тип - дети русских, эмигрировавших из горячих точек. Второй тип - дети других национальностей, хорошо владеющие русских языком. Третий тип - дети других национальностей, не владеющие русским языком.
Распад Советского Союза, войны в горячих точках привели к быстрому росту числа мигрантов, в основном русских и русскоязычных, подталкиваемых к переезду прямым или косвенным насилием, которое выражалось в росте нетерпимости, политических и социальных ограничений, в культурном дискомфорте и обеспокоенности за собственные жизненные перспективы и судьбы своих детей. Большинство из них прибыло из Армении, Азербайджана, Грузии и Чехии. 35% опрошенных обучаются в начальной школе и 55% - в средней. Уровень владения русским языком детьми - мигрантами учителя оценили следующим образом: говорение и чтение - «3» (48%), письмо - «2» (44%). Сами же ученики оценили свои успехи оценкой «хорошо». В учебном процессе и школьных мероприятиях активны лишь 25%, пассивны - 74%. Учителей прежде всего беспокоят плохое владение и восприятие речи на русском языке, общие пробелы в знаниях, языковой барьер. Многие дети замкнуты, необщительны. Их культурная идентичность проявляется в отношении к традициям, темпераменте, стиле поведения, акценте. Между собой дети-мигранты предпочитают общаться на родном языке. 30% опрошенных изъявили желание обучаться в классе только с детьми их национальности, 10% - не знают, и 10% - все равно, с кем учиться.
Не требует доказательства, на наш взгляд, тот факт, что в жизни нет двух абсолютно похожих людей. Жизненный опыт каждого человека неповторим и уникален, и, следовательно, мы по-разному реагируем на внешний мир. Идентичность ребенка возникает в результате его отношения к соответствующей социокультурной группе, членом которой он является. В этой идентичности отражаются его пол, этничность, раса, национальность. Эти признаки связывают его с другими детьми, но в то же время уникальный опыт каждого ребенка изолирует его и разделяет детей друг от друга. Каждому ребенку, мигранту в том числе, на протяжении всей его жизни приходится осваивать множество социальных ролей. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения [130, 226]. Под освоением социальных ролей мы понимаем передачу культурной информации, в большей степени посредством семьи и школы, друзей, средств массовой информации.
Формы и методы педагогической поддержки в процессе реализации программы учебно-воспитательной работы с детьми-мигрантами
При исследовании многообразия проблем учащихся-мигрантов возрастает значимость мониторинга, так как основная политика в отношении детей-мигрантов направлена на борьбу с имеющимися проблемами. Чтобы приступить к решению данных проблем, необходимо иметь точную информацию о вызвавших их причинах.
Целью нашего мониторинга являются: - организация непрерывного и систематического наблюдения за положением детей-мигрантов - изучение факторов и условий влияния на состояние здоровья детей-мигрантов - исследование жизненных условий детей-мигрантов
Анализ результатов проведенного нами анкетирования привел к необходимости определения педагогических условий, которые соответствовали бы детям-мигрантам с проблемами в обучении.
Цель программы - определение общей стратегии организации учебно-воспитательной работы с детьми-мигрантами с учётом социально-экономической и образовательной ситуации. Программа опирается на следующие психолого-педагогические принципы: - введение в содержание обучения разделов по восполнению пробелов в знаниях; - коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; коррекция познавательной деятельности.
Так, О.В. Гукаленко выделяет ряд специфических признаков, которыми обладает педагогика работы с учащимися-мигрантами: - сущностные ее характеристики базируются на национальностных категориях (язык, история, искусство) в сочетании с общенациональными; - в формировании ее сущности определяющим является принцип глобализма; - ее функционирование проходит в рамках мультикультурного общества и поликультурного образовательного пространства [41,51]. В мультикультурном обществе закладываются основания необходимости воспитания детей для жизни в современном обществе и с учетом его разнородности.
Одной из базовых посылок педагогики работы с детьми-мигрантами выступает постоянное выражение опыта миграции - основной принцип равноценности культур. Теория и практика поликультурного воспитания требуют от учебного заведения, чтобы оно стало местом культурной дискуссии для того, чтобы позволить ребятам не одним, а с их сверстниками пережить личностные различия, научиться решать проблемы межкультурного взаимодействия путем диалога и сотрудничества [41, 190].
В процессе работы с мигрантами мы опирались на главную цель педагогики - формирование человека культуры, обладающего человеческим достоинством, поиск условий гармоничного сосуществования различных этнических и расовых групп. Для достижения выдвинутой цели необходимо решать следующие задачи:
1. воспитание бережного отношения к людям различных национальностей, проживающих в стране, к их языку, социальным ценностям; 2. воспитание веротерпимости и толерантности, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов культур; 3. воспитание глубокого уважения к народам, населяющим общую Родину; 4. обоснование и реализация социально-образовательной технологии помощи и поддержки детям-мигрантам [41, 190].
С учетом учебно-воспитательных задач программа поддержки и адаптации учащегося-мигранта в поликультурном образовании включает в себя и изучение таких характеристик мигранта, как:
1. стартовый уровень знаний о принимаемой стороне в зависимости от культурного уровня и этапа обучения личности; 2. национальные и социально-психологические особенности учащегося-иммигранта, его интересов; 3. потребностно - мотивационная сфера, социальный и материальный статус семьи мигранта. О.В.Гукаленко [41, 100] были предложены определенные методы и формы педагогики работы с мигрантами, сочетание общепедагогических со специфическими (мониторинг, диагностика, педагогические моделирование, стимулирование интереса и приобщение к деятельности, содействие и творчество). При разработке содержательной характеристики специфических методов ею учитываются: - возрастные и индивидуальные особенности учащегося; -специфика межкультурного общения ребят мигрантов со сверстниками и взрослыми; -возможности учебного заведения, педагога оказать конкретную помощь мигрантам по их поддержке в интеркультурной адаптации [41, 102].
В процессе разработки программы учебно-воспитательной работы с детьми-мигрантами в общеобразовательной школе мы основывались на положениях Государственного образовательного стандарта; на концепциях личностно-ориентированного образования, рассматриваемого с позиций гуманизма (Е.В. Бондаревская); на научно-исследовательских работах известных специалистов в области поликультурного образования: М.Л. Воловиковой, О.В. Гукаленко, В. Книпа, М. Люстига, С. Ньютона, Л.М. Сухоруковой, П. Фрэра, Н.П. Цыбанева и мн. др.