Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Основные предпосылки воспитания чувства патриотизма у учащихся общеобразовательной школы 14
1.1. Факторы воспитания чувства патриотизма личности 14
1.2. Самосознание и чувство патриотизма как предмет психолого-педагогического исследования 30
1.3. Диагностика и специфика развития чувства патриотизма подростков 58
Выводы по первой главе 76
ГЛАВА 2. Особенности и условия воспитания чувства патриотизма подростков 80
2.1. Этническая идентичность подростков как показатель уровня развития чувства патриотизма 80
2.2. Отношения подростков к национальной принадлежности 88
2.3. Воспитание чувства патриотизма подростков в поликультурном пространстве школы 104
2.4. Воспитание чувства патриотизма в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы 121
Выводы по второй главе 148
Заключение 156
Библиографический список использованной литературы 169
- Факторы воспитания чувства патриотизма личности
- Самосознание и чувство патриотизма как предмет психолого-педагогического исследования
- Этническая идентичность подростков как показатель уровня развития чувства патриотизма
- Отношения подростков к национальной принадлежности
Введение к работе
В современной России основным средством управления процессом саморазвития индивида является систематическое и целенаправленное просвещение учащихся в области самоосознания, патриотизма, помогающего им понимать себя и других людей, способствующее самореализации личности. Воспитательный процесс, построенный на принципе саморазвития и самоосознания индивида, ускоряет социализацию личности и обеспечивает такие отношения с социумом, которые способствуют максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала «Я». Патриотическое воспитание личности осуществляется в единстве ее сторон: как семьянина, носителя, хранителя и создателя семейных традиций; как члена детского, подросткового сообщества, владеющего культурой межличностных отношений и готового реализовывать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых; как воспитанника школы, гимназии, корпуса или другого учебного заведения, знакомого с историей своей школы, развивающего её традиции; как жителя своего родного города, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего усилия к его развитию; как россиянина, гражданина своего Отечества, способного интегрировать мировую культуру, не теряя национальной самобытности; как человека, ощущающего себя гражданином мира. Патриотизм, по мнению многих учёных, представляет собой осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Патриотизм выражается также и в -эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков.
В ходе развития патриотизма, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются всё новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысление жизни, проходящий через всю жизнь человека, образует самое
сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он решает в жизни. Патриотизм органически включается в общее развитие личности. В нём отражен интерес к собственной личности, своему прошлому и прошлому своего Отечества. Переосмысление истории Отечества, переоценка событий, явлений, личностей, исторического процесса привело к духовной дезориентации людей, утере ими ценностных идеалов, к кризису духовности, одной из сторон которого является искажение понятия патриотизма. Причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему многими не осознаётся как нравственная ценность. Сохранение и развитие патриотизма зачастую подменяется национализмом, которому стремятся придать позитивное содержание. Тем самым наносится ущерб чувству национальной гордости, пониманию места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры. Искусственное насаждение западных образцов не свойственных нашему народу стереотипов поведения через средства массовой информации притупляет чувство ответственности за сохранение духовного, промышленного, научного, культурного потенциала России.
Утрата нравственных ориентиров развития общества и индивидуальной жизни человека приводит к нарушению традиционных механизмов передачи знаний. В школе идут глубочайшие перемены, мощное обновление содержания образования.
Проблема патриотизма является актуальной для многих научных направлений в области философии, психологии, истории, социологии и педагогики, комплексных междисциплинарных исследований, в которых наблюдается отход от анализа как единого целого к рассмотрению его конкретных составляющих и моделированию условий их целенаправленного формирования. Установлено, что патриотизм выступает как часть мировоззрения нации, народа и отдельного человека. В связи с этим изучены его сущностные проявления: целостное осмысление всего сущего; всеохватывающая концепция мира и человека в нём. Патриотизм
рассматривается во взаимосвязи с историческим процессом и потому отражает «логику самодвижения» последнего, является этапом перехода от «суммативности к системности», связывает сознание общества и индивида.
В педагогических исследованиях проблема развития патриотизма рассмотрена недостаточно. Проблема обострена в силу того, что в центре современного образования помещена культурологическая парадигма. Содержательной направленностью образования в этих условиях является вхождение личности в мировую культуру через национальную и этническую. Осознание себя в качестве объекта и субъекта культуры и истории в большей степени происходит в подростковом возрасте. Начало подросткового возраста - является новым этапом онтогенеза, когда реализуются результаты накопления, роста рефлексии, самооценки, самоконтроля, развития самосознания, имеющие основанием осознание подростком себя в обществе. Наряду с развитием самосознания вообще, - с повышением интереса к себе, самоактуализации, стремления к самопознанию, у младшего подростка наблюдается качественно новый этап развития патриотизма. Личность младшего подростка формируется, прежде всего, в активной пробе своих сил, перед ним открывается мир межличностных отношений, расширяется сфера его социализации. Подросток активно развивается физически, эмоционально, его учебная деятельность становится менее актуальной, ведущим видом деятельности становится общение. Поэтому в этом возрасте чрезвычайное значение приобретает содержание и способ организации индивидуальной и совместной деятельности школьников при изучении учебных дисциплин на уроках и во внеклассной деятельности. Однако, как показал анализ, педагогических работ по проблемам патриотического воспитания подростков недостаточно, а аспект формирования чувства патриотизма реально до конца не изучен. В ходе исследования были выявлены противоречия:
-между возрастающей социальной значимостью проблемы патриотического воспитания подростков и практической невостребованностью её решения со стороны учительства;
-между актуальностью поставленной проблемы патриотического воспитания в философской и социальной литературе и недостаточной разработанностью ее педагогических аспектов современных условиях.
Обозначенные противоречия обусловили формулировку проблемы исследования: разработка содержания и средств педагогической деятельности, определяющих специфику процесса патриотического воспитания подростка.
Цель исследования: обосновать и разработать содержание, средства и методы воспитания чувства патриотизма в подростковом возрасте.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания подростков в условиях поликультурного образовательного пространства.
Предмет исследования: организация патриотического воспитания подростков в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективное воспитание чувства патриотизма у подростков в общеобразовательной школе возможно при соблюдении следующих условий:
-создании познавательного интереса к истории своей семьи, рода, племени и социума;
-развитии потребности к этнической самоидентификации и дифференциации;
-активизации деятельности подростков в учебной и внеучебной деятельности по освоению языка, культуры, традиций своего народа;
-разработки регионального компонента содержания образования как поликультурного явления, представленного ценностями, традициями, обрядами, видами искусства народов проживающих совместно;
-создании форм деятельности, средств, методов как межкультурного диалога взрослых и сверстников;
-установлении взаимодействий образовательного учреждения и социокультурных институтов как внешнего поликультурного пространства.
Задачи исследования:
Расскрыть проблему воспитания патриотизма у подростков на основе анализа философской, социальной, психолого-педагогической литературы.
Разработать критерии и уровни патриотического воспитания подростков в условиях поликультурного образовательного пространства.
Определить уровень и возрастной потенциал подростков в ходе реализации патриотического воспитания.
Теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель поликультурной общеобразовательной школы как среды патриотического воспитания подростков.
Методологической основой исследования явились основные положения теории познания, общефилософские положения о целостности научной картины мира, единстве и многообразии мира; основные положения о социальной, культуросообразной обусловленности и гуманистической направленности психического развития личности; учение о патриотизме как средстве социализации личности.
Теоретической основой исследования явились концепции гражданско-патриотического воспитания и образования (Н.И. Болдырев, А.В. Беляев, К.А. Сиволобова, Р.Г. Гурова, Г.Н. Филонов); фундаментальные идеи, концепции, по педагогике этноса (B.C. Библер, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Л.Н. Гумилев и др.); идеи о творческом наследии прошлого (В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, A.M. Гашимов и др.); регионализации образования (Г.Н. Волков, М.А. Кузьмин, П.И. Пидкасистый, Л.Л. Супрунова, В.К. Шаповалов и др.); педагогические идеи о культуре и быте народов Северного Кавказа (И.А. Арабов, Х.Х. М.Батчаева, К.И. Бузаров, К.Б. Семенов, Ш.А. Мирзоев, А.Н. Нюдюрмагомедов, И.А. Шоров и др.); идеи гуманизации и демократизации образования Ю.К. Бабанский, И.Я.Лернер, Е.В.Бондаревская, Б.С.Гершунский, В.В.Давыдов, В.В.Макаев и др.), концепции патриотического воспитания и образования (Н.И. Болдырев, А.В. Беляев, К.А. Сиволобова, Р.Г. Гурова, Г.Н. Филонов); идеи воспитания как
процесса индивидуального развития и становления ценностей личности (Г.Е. Бондаревская, Т.И.Власова, В.Г.Гурин, М.С.Каган, И.С.Кон, А.И.Кочетов, С.В.Кульневич, В.В.Сериков и др.); принципы единства взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационного, логического и исторического подходов к изучению личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.Р.Лурия, Д.И.Фельдштейн, В.Д.Шадриков и др.); концепция поликультурного образования (О.В.Гукаленко, Г.С.Денисова, В.В.Макаев, В.А. Петьков, М.М.Супрунова, Л.М.Сухорукова, О.П.Фетисова и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, философской литературы; анализ материалов о регионализации образования, Ставропольской краевой концепции обновления учебно-воспитательных систем, учебных программ, учебников, пособий; опросы (анкетирование); наблюдение (непосредственные и опосредованные); тестирование учителей, учащихся и родителей, беседы, методы математической обработки полученных результатов.
Этапы исследования.
Первый этап (2002-2003гг) - изучение литературы по кругу вопросов, связанных с проблемой патриотизма и национального самосознания, определение исходных позиций исследования, критериев и показателей сформированности патриотизма; проектирование логики научного исследования. Были осуществлены анализ и обобщение научно-методической литературы, сравнительный анализ концепций и основных теоретических положений, контент-анализ документов, регламентирующих образовательную деятельность и отражающих передовой педагогический опыт.
Второй этап (2003-2005гг) - проведение педагогического эксперимента, включающего диагностический, формирующий и контрольный этапы; создание и апробация теоретической модели поликультурного пространства
общеобразовательной школы как среды патриотического воспитания подростков.
Третий этап (2005-2006гг) - формулировались выводы, проверялась гипотеза, оформлялись материалы исследования в виде диссертации и методических рекомендаций.
Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования, обеспечивалась теоретической обоснованностью его программы и подтверждается применением объективных методов исследования, правильным выбором критериев оценки деятельности, методологией построения и большим числом участников эксперимента, длительностью эксперимента, корректной статистической обработкой материала, адекватной педагогической интерпретацией полученных экспериментальных данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
выявлены педагогические условия формирования чувства патриотизма и воспитания толерантного поведения учащихся (чувство любви к родине, уважение к представителям другой национальности, культуре, языку, обычаям, традициям других народов, гуманное, доброе отношение к ним, доверительные взаимоотношения между участниками педагогического процесса) в поликультурном образовании;
создана модель поликультурного пространства общеобразовательной школы как среды воспитания чувства патриотизма подростков основанная на понимании процесса воспитания как социокультурной практики, как активной позиции личности в познании ценностей культуры и трансляции их в собственную жизнедеятельность;
определены характеристики поликультурного и
поликонфессионального образования (межкультурный диалог, равенство ценностей национальных культур, национальное как часть общекультурного, интегративный характер внутренних и внешних связей) в средней общеобразовательной школе;
-выявлена специфика содержания (поликультурность, диалоговость),
средств (ценности национальных культур, традиции, ориентация на поведенческий компонент чувства патриотизма) и методов (социокультурная направленность, диалоговый и опытно-экспериментальный характер) воспитания подростков в условиях общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:
- расширены и углублены теоретические представления и характеристики поликультурного пространства в общеобразовательной школе (воспитание человека культуры, творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культурных традиций народов, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей) как среде воспитания чувства патриотизма;
- выявлены показатели (целостность социального мировоззрения, осознание
себя как субъекта национального процесса, этническая идентичность,
восприимчивость к опыту предков, полноценность социальной адаптации,
социальная зрелость) развития чувства патриотизма подростков,
обучающихся в общеобразовательной школе и проживающих в
поликультурном пространстве региона;
- представлены данные о закономерностях воспитания чувства
патриотизма: приоритетность национального языка; неравномерность
становления познавательного, эмоционально-нравственного и
поведенческого компонентов чувства патриотизма; обусловленность
процесса воспитания чувства патриотизма активным диалогом и
позициями взрослых и подростков.
Практическая значимость проведенного исследования в том, что: -создана система форм организации учебной и внеучебной
деятельности учителей и подростков как условия воспитания чувства
патриотизма учащихся;
-разработано содержание программ учебных дисциплин,
представляющих региональный компонент образования, цель которого - воспитание этнической толерантности и патриотизма;
-определены средства и формы организации деятельности: занятий в кабинетах школы, клубная краеведческая, экскурсии, праздники культуры, музейная работа, экспедиции и походы;
-предложены методы межкультурных диалогов в пространстве национальных культур в многонациональном сообществе сверстников.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке факультативных занятий для учащихся и программ, в расширении содержания базовых курсов в процессе подготовки преподавателей вузов и учителей средних образовательных школ, в работе институтов повышения квалификации.
Положения, выносимые на защиту: 1.Понятие «чувства патриотизма подростков» трактуется как совокупность познавательного, эмоционально-нравственного и поведенческого компонентов, каждый из которых имеет свои специфические особенности, обусловленные национальными традициями, национальной культурой и особенностями воспитания в семье. Патриотизм рассматривается как сопричастность к жизни сверстников другой национальности, уважением, доверием и толерантностью к другим культурным ценностям, а также характеризуется самооценкой и самореализацией в многонациональной среде и способностью к социальной адаптации. Чувство патриотизма подростков является целостным феноменом, определяющим «рождение» личности в многонациональном сообществе, обусловленное целостной системой образовательного процесса школы.
2.Теоретическая модель поликультурного пространства
общеобразовательной школы содержит: межкультурный диалог; равенство ценностей национальных культур; национальное как часть общекультурного; интегративный характер внутренних и внешних связей. Определили данную модель, основные идеи: ценностно-смыслового
равенства людей, общности людей с разными национальными особенностями, гуманизации образования как условия индивидуального развития личности и самосознания себя в поликультурном пространстве. Цель - обеспечить условия патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе как поликультурном пространстве. Основными факторами, обеспечивающими воспитание патриотизма подростков, выступают: содержание учебной и внеучебной деятельности, наполненное ценностями культуры различных национальностей; взаимодействие образовательного учреждения с социокультурными институтами для активного включения подростков в культуросообразную деятельность.
3. Развивающий эффект содержания образования, создающего поликультурное пространство многонациональной школы и выступающего средством воспитания чувства патриотизма подростков, обеспечивается: диалоговым характером ценностных смыслов, присущих каждой нации; включением в учебную, внеучебную и социокультурную деятельность учащихся; параллельностью содержания произведений искусства, традиций, обрядов; пролонгированностью национальных культурных ценностей в период обучения подростков; адаптированностью содержания школьного компонента к содержанию социокультурной деятельности других институтов социума.
4.Педагогические средства, методы, формы организации учебной и внеучебной деятельности как условия воспитания чувства патриотизма подростков. Средствами выступили: национальная культура, единое поликультурное пространство школы, содержание регионального компонента, традиции и т.п. Формами организации явились: занятия в специализированных кабинетах, экспедиции, экскурсии, походы, клубная и музейная деятельность, праздники культур и др. Основными методами, представленными в видах деятельности, явились: диалоги, моделирование, путешествие, составление экспозиций, маршрутов и др.
База исследования. Ставропольские СОШ №5,7,14, кадетская
школа. На разных этапах участниками эксперимента явилось 270 детей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры педагогики Карачаево-Черкесского и Кабардино-Балкарского государственных университетов. Результаты исследования представлены на конференциях в гг. Пятигорск(2006), Ставрополь (2003-2005), Ростове-на-Дону (2006). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского государственных университетов на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебной и научно-исследовательской работы, а также в работе средних общеобразовательных школ г.Ставрополя.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.
Факторы воспитания чувства патриотизма личности
Национальность, как характеристика личности, является неуловимым феноменом этничности и представляет собой совокупность особенностей личности, складывающихся в определённых социокультурных условиях, деятельности и общения и обусловливает способы поведения. Говоря о межнациональных отношениях, мы имеем в виду характеристики, присущие данной этнической группе, которые создают национальную субстанцию. В групповом поведении каждого этнического сообщества представлен набор характерологических качеств, которые отличаются по степени и форме проявления. В межнациональных отношениях не проявляются какие-то характерологические свойства, принадлежащие исключительно одному народу. Несмотря на различные национальности, по мнению Д.С. Лихачёва, правильнее говорить не о национальном характере народа в целом, а о сочетании в нём различных характеров, каждый из которых в той или иной степени национален. В определённые отрезки исторического и социокультурного развития общества характер народа проявляется в обычаях, которым члены одной и той же этнической группы следуют из поколения в поколение; в языке и фольклоре, отражающих символику той или иной нации; в ситуативном самовыражении в поведении, в коммуникациях как наиболее ярко выраженной характеристике отдельного индивида.
Вопросы воспитания чувства патриотизма стали предметом специального изучения в различных науках, определивших данный феномен со следующих точек зрения. Н.Н. Мулюков чувство патриотизма рассматривает как коллективное сознание, где каждый член единого коллектива воспринимает себя на уровне нахождения сходства и различия себя с другими. Однако этот же автор утверждает, что формирование чувства патриотизма не в полной мере зависит от поиска сходных и различных характеристик. По его мнению, в формировании чувства патриотизма выступает язык, выражающий чувства и стремления представителя конкретной нации. Вопросы патриотизма были предметом изучения Н.Л.Бердяева, который понимал нацию как единство исторических судеб, а чувство патриотизма связывал с осознанием религиозно-нравственного идеала. Фактором становления чувства патриотизма определял изучение истории, которую рассматривал ядром национального сознания. Именно история обеспечивает единство исторических судеб народа и непрерывную связь одного поколения с другим.
С.Л.Франк чувства патриотизма считал универсальной всечеловеческой категорией, понимая его как национальный дух, в котором раскрывалось своеобразие духовных тенденций. Факторами развития чувства патриотизма он определяет культурный и жизненный опыт, формирующийся на принципах общности, единства и переплетения духовных ценностей. Исходя из этого, можно предположить, что чувства патриотизма складывается как система ценностей, осмысленных личностью с точки зрения своей национальной самобытности. На наш взгляд, в условиях многонациональной школы развитие личности в таком контексте достаточно затруднено, но крайне необходимо.
Г.Н.Булгаков рассматривает чувства патриотизма как признак нации, имеющий историческое происхождение, особое бытие и самобытность. По его мнению, формирование чувства патриотизма возможно путем изучения национального творчества, объективированного в отдельных его продуктах. Для нашего исследования интерес вызывает представленная автором логика воспитания чувства патриотизма: от инстинкта к сознанию, к самосознанию, к чувству патриотизма и творчеству. Нам импонирует точка зрения, высказанная на воспитание чувства патриотизма Г.П.Федотова. Он считает, что чувство патриотизма должно способствовать объединению народов. Это крайне значимо сегодня для России, особенно для тех ее регионов, которые являются конфликтогенными. Основным условием воспитания чувства патриотизма он считает активизацию творческой деятельности личности. С нашей точки зрения, именно посредством познания результатов национального творчества и развивается чувство патриотизма.
Авторы сходятся в большинстве своем во мнении, что чувство патриотизма не признак нации, осознание нацией самое себя, своего места в истории и перспектив развития. В последнее десятилетие, по мнению Р.Х.Шогенова, сформировалось несколько подходов к содержанию чувства патриотизма: как духовное образование, включающее национальные стереотипы, представления о территории, культуре, языке, историческом прошлом (Л.Дробижева): как комплекс представлений национальности о самой себе, интересах, ценностных ориентирах и установках по отношению к другим национальностям (К.В.Бромлей); как национальная самоидентификация (А.К.Уледов). На наш взгляд, относительно предмета нашего исследования, чувства патриотизма можно рассматривать с точки зрения национальной самоидентификации младших подростков в национальном сообществе учащихся.
Анализ социальных и психолого-педагогических исследований позволил выделить наиболее существенные факторы, которые влияют на формирование чувства патриотизма: культура быта, ценностные ориентации индивидов и общности на образ жизни, социальное окружение и культура. Определение их ведущими позволило нам в дальнейшем в ходе эксперимента выстроить модель поликультурного пространства многонациональной школы как среды развития чувства патриотизма младших подростов.
Проблема воспитания чувства патриотизма в условиях нестабильности общества является приоритетным вопросом системы образования. В настоящее время стержнем национальной идеологии, по мнению О.В.Степанова, является тенденция к самосохранению общества, его национально-культурных традиций, исходя из идеи выживания. С точки зрения автора, образование сегодня пересматривает факторы, которые обеспечивают воспитание чувства патриотизма. Именно в гуманистических тенденциях образования он видит возможности нахождения более эффективных средств изменения социокультурной практики. Основным фактором, по мнению О.В.Степанова, выступает содержание образовательного процесса как гуманитарного знания, которое может «способствовать формированию таких черт личности как терпимость и понимание, уважение к иной культуре и чужому мнению, умение вести конструктивный диалог, добиваться разумных решений, мыслить широко, опираясь на достижения национальной и мировой науки и искусства» (Социально-этнические проблемы России, с.283). Особое место в процессе воспитания чувства патриотизма он отводит личности учителя, педагога, владеющего ключом к решению проблемы - как обучать и воспитывать. Школа, ориентированная на гуманистические технологии в образовании и воспитании, имеет все возможности для создания оптимальных условий развертывания процесса воспитания чувства патриотизма учащихся как основы формирования социокультурной практики мирного выживания.
Самосознание и чувство патриотизма как предмет психолого-педагогического исследования
В условиях неустойчивой политической и экономической ситуации, возникновение национальных конфликтов в республиках Северного Кавказа, значительно ослаблена работа по патриотическому и интернациональному воспитанию в образовательных учреждениях. Наблюдение показало, что в общеобразовательных школах и вузах России недостаточное внимание уделяется формированию культуры межнационального общения, воспитанию патриотизма, дружбы и веротерпимости. В связи с обострением межнациональных отношений в условиях системного кризиса и неустойчивой политической ситуации значительно возрастает необходимость усиления целенаправленной работы по формированию культуры межнационального общения и чувства патриотизма в условиях многонационального Ставропольского края.
Формирование чувства патриотизма и воспитание толерантного поведения учащейся молодежи в поликультурном образовании являются приоритетными задачами педагогической науки и практики. В общеобразовательных школах и вузах необходимо развивать у школьников чувство любви к Родине, уважение к представителям другой национальности, культуре, языку, обычаям, традициям других народов и воспитывать гуманное, доброе отношение к ним, формируя доверительные взаимоотношение между участниками педагогического процесса.
В современном понимании формирование чувства патриотизма - это целенаправленно организованный педагогический процесс, включающий учащихся в различные виды учебной и вне-учебной деятельности, связанной по своему содержанию с развитием культуры межнациональных отношений и воспитанием толерантного поведения. Целью формирования чувства патриотизма в поликультурном обществе является воспитание человека культуры, творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культурных традиций народов, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей. Одной из главных задач педагога, работающего в школе, является формирование чувства патриотизма, составляющими которой являются, воспитание культуры межнационального общения и национального самосознания учащихся в духе миролюбия, терпимости, гуманного межнационального общения.
По мнению П.П. Блонского, в дошкольном возрасте реализация воспитания должна проходить через изучение ребенка, в первую очередь, родного языка, обычаев, нравов народа. В начальных классах должно быть уделено внимание формированию национального самосознания через изучения предметов родиноведения и история России, народных песен, мотивов русского искусства, которые являются основой патриотического воспитания. С малых лет ребенок должен осознать, что он - будущий гражданин российского государства.
В средней школе должно акцентироваться внимание на «возможно более обширном приобщении ученика к мировым духовным ценностям, с тем, чтобы созревшая национальная личность, обогащенная внешним содержанием, создавала бы новые сокровища культуры» [20,18].
По мнению Н.А. Бердяева взаимосвязь национального и общечеловеческого заключается в том, что, каждый человек является носителем черт человеческого рода и черт, присущих отдельной национальности; судьба отдельного человека связана с судьбой своего народа и всего человечества; существование общечеловеческого находится в непосредственной зависимости от существования национальностей; взаимосвязь национальной и общечеловеческой культуры, которая является не отвлеченной, а конкретно-национальной, восходящей до общечеловечности. Другим словом, как он метко выразился «чуждую национальную душу может почувствовать и узнать лишь тот, кто чувствует и знает собственную национальную душу» [18, 141]. В то же время русские философы предостерегали от гипертрофии национального самосознания, которое может привести к национализму и шовинизму. По мнению B.C. Соловьева, «...народ не должен смотреть на другие народы как на вечных врагов и соперников» [109, 16]. Национальное и общечеловеческое они соединяют воедино.
Сторонником национальной системы воспитания был К.Д. Ушинский. Сердцевину этой системы составляет родной язык, литература, поэзия, а затем история, география, природоведение, которым непременно следует обучать детей - это одно из важнейших условий обеспечения народного воспитания.
К.Д. Ушинский отмечает, что духовное начало должно быть краеугольным камнем русского образования. Такой подход был очень актуальным в русской педагогике середины XIX века. Благодаря К.Д.Ушинскому и его последователям в эпоху становления национального самосознания школа была пронизана этой идеей.
Духовное начало в интерпретации великого педагога - это когда личность не может быть без национального своеобразия, опирающегося на учение православия. Идея общечеловеческого воспитания у К.Д. Ушинского реализовалась через научно обоснованный принцип народности воспитания, занимающий центральное место в его педагогической системе. Оно тесно связано с глубоким знанием исторических связей России, ее народа, христианского отношения к другим народам и человечеству. А воспитание любви к Отечеству, по мнению педагога, стимулирует формирование разносторонне развитой, полноценной духовно и нравственно стабильной личности.
У мыслителей средневековья мы находим ценные идеи, получившие в последствие развитие, в частности в учениях Р.Декарта, П.Гассенди, Т.Гоббса, Б.Спинозы. Декарт считал, что нет более плодотворного знания, чем познание самого себя, особенно причин добра и пороков. Т. Гоббс упрекал Декарта за сведение сознания только к самосознанию, которое, по его мнению, возникает на основе восприятия своего тела и последующих умозаключениях о собственной душе. П. Гассенди утверждал, что человек познает свою душу на основе чувства и разума. Согласно Спинозе, душа познает себя лишь постольку, поскольку воспринимает аффективные состояния тела, а затем с помощью разума постигает собственные мысли. Если Декарт рассматривал идею «Я» врожденной, то английские философы усматривают здесь проблему. Например, Д.Лежка интересует проблемы происхождения «идеи Я» как основы самосознания в психологическом смысле. Полемику продолжили представители немецкой классической философии. И.Кант отмечал двоякость «Я» как субъекта мышления и как объекта восприятия, а самосознание признавалось необходимой предпосылкой нравственности и моральной ответственности. Для Гегеля самосознание - момент деятельности, в ходе которой индивидуальное сливается с общим; ему принадлежит идея стадиального развития самосознания, соответствующее как степени зрелости субъекта и характеру его взаимодействия с миром, так и этапам всемирной истории. Л.Фейербах видел источник самосознания в диалоге человека с другим человеком. Оно не просто раскрываемся, но и порождается в процессе общения, причем не только интеллектуального, но и чувственного.
Этническая идентичность подростков как показатель уровня развития чувства патриотизма
Как мы указывали выше, этническая идентичность является наиболее стабильной характеристикой патриотизма. С одной стороны, она задается от рождения ребенку, а с другой стороны, обусловливается родным языком и социокультурным окружением, представляющим собой бикультурное пространство, в котором и происходит становление личности. В этом пространстве этническая идентичность может происходить как на основе языковой близости, так и вне ее. В ходе диагностики этнической идентичности мы изучили особенности овладения младшими подростками языка своего народа. Кроме того, на сформированность этнодифференцирующих свойств влияют количественные показатели этноса и известность его исторического прошлого. Представляет интерес тот факт, что обычаи и традиции своего народа знают, но не соблюдают 50 и более процентов детей. Вероятно, что расхождения между знанием традиций и реализацией их в жизнедеятельности подростков объясняется тем, что они не поддерживаются в семье и в широком социуме. Во всех группах более 80% подростков знают традиции и обычаи своего народа, что говорит об их интересе к вопросам этнической принадлежности. Реализация стремления к этнической идентичности, то есть к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности строится на ряде объективно существующих признаков (этническая принадлежность родителей, место рождения, язык, культура семьи и ментальность окружения), но процессы осознания себя представителем этноса, степень сформированности этнической идентичности во многом зависит от социальной ситуации. Рассмотрим проявление некоторых признаков сформированности этнической идентичности подростков, определенных при анкетировании. Анализ данных показал, что положительный интерес к истории и культуре проявляют 83,1% респондентов на высоком уровне. Дети, не определившиеся в данном вопросе, составили 11,3%; а негативно относили к изучению истории и культуры своего народа - 5.6% подростков. Представляет интерес сравнительный анализ ответа на предыдущую анкету «Читаете ли Вы историю своего народа». Более 55% респондентов истории своего народа не знает, но только 5,6% не хотят знать. Данные говорят о том, что дети подросткового возраста интересуются историей и культурой своего народа, но объем их представлений об этом не большой. Этническая идентичность по отрицательной оценке оскорбления в адрес своего народа не сформирована у 25,9% респондентов. Еще более 19% не считают необходимым общаться с теми, кто выражают негативную оценку в адрес народа, к котором) они принадлежат. Но вместе с тем больше 50% детей согласны с утверждением, что их крайне задевает, если слышат что-то оскорбленное в адрес своего народа. Следует отметить, что при изменении вектора вопроса суть ответа у большинства подростков не изменяется. Почти 50% детей совершенно не согласны с тем, что оскорбление своего народа можно не отнести на свой счет. И здесь 26,8%, т.е. почти столько, сколько в предыдущем случае, не определившихся. Можно констатировать, что в подростковом возрасте 50 и более процентов детей отождествляют себя со своим народом и принимают оскорбления в ее адрес как свои личные. Интересно, что анализ отношения к позитивным достижениям и представителей своего народа показывает схожие тенденции. Более 74% ( + 2 - 38,8%; +1 - 35,3%) согласны с тем, что достижения представителей своего народа должны вызывать чувство личной гордости. Анализ фрагмента исследования позволяет резюмировать, что в подростковом возрасте у большинства детей сформирован интерес и чувство сопереживания представителям своего этноса. Однако становление этнической идентичности происходит неравномерно, и поэтому неопределившихся по отношению к той или иной позиции остаются от 7 до 26% подростков. Вопросы анкеты: 1. Владеете ли Вы языком своего народа? - говорю, читаю, пишу; - говорю, не пишу, не читаю; - не говорю, не понимаю. 2. Знаете ли Вы историю своего народа? - знаю; -не знаю. 3. Знакомы ли Вы с творчеством известных людей Вашего народа? - да, стараюсь читать дополнительную литературу; - не знаю и не интересуюсь. 4. Знаете и соблюдаете ли Вы обычаи и традиции своею народа? - знаю и соблюдаю; - знаю и не соблюдаю; - не знаю и не соблюдаю. 5. Умеете ли Вы исполнять песни своего и другого народов? - да; -нет. 6. Можете ли Вы назвать три национальных блюда? -да; -нет. Данные диагностического этапа исследования выявили такие особенности в национальных различиях этнической идентичности. Среди национальностей украинцы сохраняют свой язык, армяне интересуются историей своего народа. Относительно творчества известных людей, дети, относящиеся к украинской группе учащихся, знают большее количество представителей творческой интеллигенции. Что же касается обычаев и традиций, то армяне, адыгейцы и греки знают их и соблюдают в целом одинаково, но ниже высокого уровня. Можно отметить, что среди народного творчества песни и танцы представители трёх национальностей знают достаточно хорошо, но в большей мере русские и украинцы. Контраст представляют данные о национальных блюдах. Именно эти показатели позволяют нам прийти к убеждению, что на сегодняшнем этапе развития общества национальные традиции поддерживаются в семье. Национальная кухня выступает одним из приоритетных факторов, обеспечивающих этническую идентичность. Изучая отношение младших подростков к утверждениям, оценивающим этническую идентичность, мы выявили, что наличие интереса, вызываемого историей и культурой своего народа, выявлено у большинства подростков. Однако у 89,8% украинцев интерес к истории, культуре своего народа сформирован на высоком уровне. Кроме того, только один мальчик из представителей этой национальной группы скорее не согласен (-1) с такой постановкой проблемы, т.е. интерес к этнической осведомленности у детей этой группы практически сформирован.
Отношения подростков к национальной принадлежности
Социальный комфорт личности зависит от умения взаимодействовать с людьми разных культур и традиций. И.Хейтнце, А.Каммель утверждают, что коммуникативные нарушения обусловлены фактором отрицания культурных расхождений (несходство мышления и эмоционального восприятия, поведения, ценностные представления и т.д.). Эти проблемы наиболее ярко проявляются в школе, если в образовательном процессе не учитываются этнопсихологические особенности межличностного общения в среде сверстников и взрослых. Рассогласование целей, содержания, направлений воздействия разных институтов социализации приводят к формированию «двойной морали», к отрицанию норм поведения, к социальной апатии. Согласование позиций взрослых в образовательном процессе школы, несомненно, должно строиться на основе изучения особенностей социокультурной толерантности учащихся в многонациональной школе. Влияние этнической принадлежности обусловливает не только уровень воспитания чувства патриотизма, но и определяет характер взаимоотношений и поведения личности в группе сверстников.
В ходе диагностического этапа исследования мы выявили, что количество подростков, предпочитающих скрыть свою национальную принадлежность, составляет 1,8% от числа обследованных. Несколько большее количество подростков избирают ситуационно закрытую технику поведения (6,7%), а 20,3% - еще не определили свое отношение к этой проблеме. Вместе с тем подавляющее большинство подростков (60,7%) считают, что скрывать свою национальную принадлежность незачем в любых ситуациях и 28,2% -отметили, что лучше вести открытую тактику. Эти данные говорят, что подростки готовы принимать сверстников другой национальности. С нашей точки зрения, готовность принять другого как показатель личностной характеристики может выступать основой для развития социокультурной толерантности подростков как составляющей чувства патриотизма подростков.
Мы отметили в ходе нашего исследования разброс мнений по группам национальной принадлежности относительно тактики поведения в сообществе сверстников. Значительное количество детей армянской национальности (28,1%) затруднились ответить на вопрос, как необходимо вести среди учащихся другой национальности. Уровень их социализации не позволил им решить этот достаточно сложный вопрос. Но и те, которые определились в этом, не демонстрировали крайних мнений. Однако из опрошенных учащихся 16,7% считают утверждение о необходимости придерживаться определенной тактики в среде другой национальности скорее верным, 55,2% скорее неверным. Количество не определившихся в группе украинцев составляет 12,0%. В этой группе резко преобладают те, которые считают для себя недопустимым скрывать свою национальность (76,8%). У подростков русской национальности чуть больше (17,8%) не определившихся детей, чем в группе украинцев. Закономерности, проявляемые в обеих группах, совпадают. 60,7%) совершенно не согласны и 20,7% не согласны скрывать свою национальность. В группе армянских детей наблюдается симметричное заполнение всех вариантов ответа. 25.5%) детей еще не решили, какой тактики придерживаться. 30,8% считают, что лучше не скрывать свою национальность.
Мы пришли к выводу, что в подростковом периоде около 25% детей не определились с тактикой поведения, что является следствием закономерностей социального взросления. Однако среди групп подростков разных национальностей могут существовать достаточно большие флуктуации мнений. В целом следует отметить, что большинство детей независимо от их национальности не пытаются скрыть свою национальность, но многие из детей испытывали бытовые оскорбления своего национального достоинства со стороны посторонних. Эти данные создают противоречивую картину и говорят о том, что дети самостоятельно находят способ встраиваться в многонациональную группу. Феномен сообщества подростков необходимо тщательно изучать и управлять процессом воспитания чувства патриотизма на уровне построения тактики поведения детей в этническом сообществе.
В ходе диагностики мы установили, что из числа опрошенных подростков, 7,6% испытывают бытовые оскорбления своего национального достоинства со стороны посторонних лиц ( + 2), и мы склонны считать, что это не из разряда подростковых предположений или желания «приукрасить» действительность. По крайней мере, дети без обдумываний излагают свои обиды при собеседовании. 24,7% скорее испытывают оскорбления, чем нет. В этой группе трудно отличить истинно обижаемых от тех, которые только предполагают, что их обижают. Аргументы зачастую не очень серьезны. Однако это еще раз доказывает тот факт, что в вопросах межнациональных отношений мелочей не может быть и любое вольное или невольное обращение к вопросу запоминается даже подростками, у которых национальное сознание только формируется. Следует подчеркнуть, что, несмотря на жизнь в полиэтническом обществе подавляющее большинство подростков не сталкиваются с оскорблениями своего достоинства посторонними. Можно было полагать, что связано это с ограниченным кругом общения, но при оценке утверждения «Я иногда испытываю оскорбления и насмешки от сверстников относительно моей национальной принадлежности» тенденция повторяется. Здесь 4.8% испытывали оскорбления (2) и 17,5% скорее согласны с утверждением, чем нет. 19,6%) респондентов не смогли опилить на этот вопрос. По результатам последующих комментариев можно полагать, что это следствие ожидания будущих негативных межличностных связей подростков. 35,3% скорее не согласны и 22,6% совершенно не согласны с подобным утверждением.