Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Некоторые особенности личности учащихся в различных возрастных периодах 14
I. Самостоятельность мышления 15
2. Решимость, стремление к достижению цели . 22
3. Отношение учащихся к учителю, школе 29
4. Отношение учащихся к старшим 33
5. Отношение учащихся друг к другу 36
6. Отношение учащихся к труду 38
ВЫВОДЫ 42
ГЛАВА П. Теоретические основы и сущность метода убеждения 45
I. Социалистическое общество и убеждение 45
2. Сущность метода убеждения 49
3. Метод убеждения в школе 52
ВЫВОДЫ 58
ГЛАВА Ш. Особенности проведения коллективных бесед . 62
I. Проведение коллективной беседы в начальных классах 62
2. Проведение коллективной беседы в ІУ-УШ классах 69
3. Проведение коллективной:. беседы в старших классах 78
4. Результаты экспериментов в связи с коллективной беседой 91
ВЫВОДЫ 123
ГЛАВА ІУ. Особенности проведения индивидуальных бесед . 126
I. Проведение индивидуальной беседы в начальных классах 128
2. Проведение индивидуальной беседы в ІУ-УШ классах 130
3. Проведение индивидуальной беседы в страших классах 135
4. Результаты экспериментов, связанных с индиви дуальной беседой 141
5. Результаты эксперимента в контрольных и экспе риментальных классах 146
Заключение 155
Список использованной литературы 158
- Отношение учащихся к учителю, школе
- Сущность метода убеждения
- Проведение коллективной беседы в начальных классах
- Проведение индивидуальной беседы в начальных классах
Введение к работе
Актуальность проблемы. Идейно-нравственное воспитание трудящихся было и остается одной из важнейших сторон деятельности Коммунистической партии Советского Союза.
"Постоянная,непреходящая по своему значению задача - воспитание советских людей в духе взаимного уважения и дружбы всех наций и народностей страны, любви к своей великой Советской Родине, интернационализма, солидарности с трудящимися других стран... Это должно быть повседневной заботой всех учебных заведений страны"1.
В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, в речи на нем Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Ю.В. Андропова большое внимание уделено углублению идейно-политического, трудового и нравственного воспитания молодого поколения, формированию молодых строителей коммунизма, идейно убежденных и беспредельно преданных Родине, высоко образованных и способных трудиться, -главная задача, стоящая перед советской школой, ленинским комсомолом.
Все это обязывает педагогические коллективы еще полнее использовать возможности для дальнейшего улучшения идейно-политического, трудового, нравственного, интернационального, военно-патриотического, атеистического, эстетического и физического воспитания подрастающего поколения, совершенствования форм и методов учебно-воспитательной работы.
Во всех этих руководящих партийных документах убедительно прозвучал ряд принципиальных положений, имеющих непосредственное значение для развертывания в школе идейно-воспитательной работы,
Ведь каждому ясно, что многое из того, что необходимо челове-
I. Ю.В.Андропов. Шестьдесят лет СССР. - М.; Политиздат, 1982,с.15.
ку в пору зрелости и самостоятельной работы, закладывается на школьной скамье. Следовательно, школа ответственна за формирование мировоззрения и характера будущих специалистов и командиров производства.
В докладе Ю.В.Андропова на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС говорится: "Следует решительнее повести борьбу против любых нарушений партийной, государственной и трудовой дисциплины".
Но к дисциплине учителя не должны подходить с общей меркой. На первое место здесь выдвигается дисциплина самого труда, умение творчески подходить к порученному делу, обеспечивать высокую эффективность и качество своего труда, ценить фактор времени.
Важно четко организовать труд ученика на уроке, отбирать все ценное из опыта лучших учителей, добиваться результативности каждого классного часа и воспитательного мероприятия.
На основополагающую роль формирования коммунистического мировоззрения учащихся в учебно-воспитательном процессе особое внимание обращал В.И.Ленин. Он в своей исторической речи на Ш съезде комсомола подчеркивал: "Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммуни-
стической морали". Далее он отмечал: "Надо, чтобы в школе подго-
товлялось то, что в жизни осуществляется .
руководствуясь ленинским указанием, Н.К.Крупская в статье "Заметки и коммунистическом воспитании" пишет: "Воспитание подрастающего поколения в коммунистическом духе - важнейшая задача. Советская школа должна организовать воспитание всего подрастающего поколения в духе коммунизма, должна вооружать молодежь проч-
Материалы ноябрьского Пленума ЦК КПСС. -М., 1982, с.9.
В.И.Ленин, ПСС, т.41, с.309.
В.И.Ленин, ПСС, т.19, с.456.
5.
ными знаниями, научить ставить эти знания на службу социалистическому строительству, связьшать теорию с практикой. Советская школа должна воспитывать из ребят общественников, для которых на первом плане стоят всегда общие интересы". Притом, "чем выше сознательность членов общества, тем полнее и шире развертывается их творческая активность в создании материально- техни-
2 ческой базы коммунизма....
Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие видные советские педагоги, глубоко исследуя вопросы коммунистического воспитания, особое внимание уделяли нравственному воспитанию молодого поколения, указывали на необходимость осуществления единства учебного и воспитательного процессов в формировании у учащихся высоких морально-политических качеств. Все эти задачи с большой ответственностью и честью выполняются большинством учителей. Однако практика показывает, что в процессе формирования нравственных качеств учащихся наблюдаются и недостатки, которые в ряде случаев обусловлены недостаточной грамотностью учителей в области методики нравственного воспитания школьников. Педагогические наблюдения подтверждают, что некоторые учителя и воспитатели, используя те или иные средства, методы и приемы нравственного воспитания, не всегда учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
В отчетном докладе ХХУ съезду КПСС говорится: "Чем выше поднимается наше общество в своем развитии, тем более нетерпимыми становятся еще встречающиеся отклонения от социалистических
Н.К.Крупская. Педагогические сочинения, т.2. - М., 1958, с. 668-669.
Программа Коммунистической партии Советского Союза, - М., 1961, с. 116.
б.
норм нравственности. Стяжательство, частнособственнические тенденции, хулиганство, бюрократизм и равнодушие к человеку противоречат самой сути нашего строя. В борьбе с подобными явлениями необходимо в полной мере использовать и мнение трудового коллектива, и критическое слово печати, и методы убеждения, и силу закона - все средства, находящиеся в нашем распоряжении".
Как видно, Щ КПСС и Советское правительство поставили перед школой и учителями серьезные и почетные задачи. У нас много учителей, стремящихся с честью выполнить эти задачи. Однако опыт показывает, что в процессе привития детям нравственных качеств наблюдается ряд недостатков, вследствие чего в поведении учащихся в отдельных возрастных периодах проявляются отрицательные поступки. Так, некоторые ученики грубо обращаются с учителями и воспитателями, товарищами и друзьями, часто не гнушаются говорить неправду. А одной из основных причин этого является недостаточная разработанность проблемы применения методов нравственного воспитания в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
В педагогической литературе подчеркивается значение отдельных методов воспитания в привитии молодому поколению коммунистической нравственности, однако причины трудностей, возникающих при применении этих методов, не раскрываются.
Исследовательские работы, посвященные вопросам нравственного воспитания, можно сгруппировать примерно следующим образом. Одна группа авторов высказала системные теоретические суждения о методах коммунистического нравственного воспита-
I. Материалы ХХУ съезда КПСС. - М., 1976, с. 78.
7.
НИЯ .
Вторая группа авторов в своих трудах исследовала частные вопросы коммунистического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся. Но эти вопросы не явились объектом специ-
ального исследования .
Третья группа авторов специально исследовала методы воспи-
Н.К.Крупская. Педагогические сочинения. - М., т.2,1958; "О юных пионерах".- М.,1957; А.С.Макаренко.Избранные педагогические произведения.- М.,1946; "О коммунистическом воспитании" (на азерб.языке), -Баку,1954; В.А.Сухомлинский. Рождение гражданина (на азерб.языке). -Баку,1975; В.А.Сухомлинский. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения.- М.,1961; В.А.Сухомлинский.Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста). - М.,1961; В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям (на азерб.языке). - Баку,1979; В.А.Сухомлинский. О воспитании. - М., 1973.
О.С.Богданова, И.С.Марьенко. Беседы классного руководителя об этике. - М.,1958; А.М.Гринвальд.Нравственные беседы в системе воспитательных работ классного руководителя. -Ворошиловград, 1959; И.П.Гуськов.Воспитание коммунистических убежде--ний и поведения у учащихся старших классов советской школы.
- Львов,1957; Е.И.Дунаева.Проведение нравственных бесед с учащимися У-УІ классов. - Смоленск,1961; Н.И.Болдырев.Воспитание коммунистической морали у школьников. - М.,1956; Н.М.Болдырев.Некоторые вопросы теории и практики нравственного воспитания школьников. - М.,1960; А.Н.Конев. Личные убеждения подростка. - М.,1963; К.Д.Роднина.Методы нравственного воспитания. -Ленинград,1958; 0.И.Рута. Основы методики формирования нравственных убеждений у учащихся общеобразовательной школы. - М.,1959; 0.И.Рута. Беседы о нравственном воспитании детей. - Красноярск,1962; Б.О.Селезнев, Н.О.Марков.Беседы классных руководителей об этике. - М., 1968; Г.М.Ахмедов.Роль примера в коммунистическом нравственном воспитании и пути его использования (на азерб.языке). -Баку,1958; Ю.Р.Талыбов.Воспитание школьников на примере жизни и деятельности В.И.Ленина. - Баку, 1974.
8.
тания у учащихся коммунистической нравственности, однако и они не ставили целью исследовать особенности использования тех или иных методов воспитания коммунистической нравственности учащихся в разных возрастных периодах. В большинстве их трудов особое место уделено анализу методов воспитания коммунистической нравственности учащихся, однако не раскрыты специфические особенности применения этих методов на разных возрастных этапах. Методы и приемы воспитания коммунистической нравственности с теоретической точки зрения исследованы, но с точки зрения школьной практики они еще требуют своего оптимального решения.
Анализ этих исследований и наблюдения показывают, что специфические особенности методов воспитания коммунистической нравственности учащихся не нашли своего широкого применения в опыте учителей и воспитателей школ1.
I. И.О.Балк. Этические беседы в школе (канд.дис). -Алма-Ата, 1953; П.З.Гулуа.Роль убеждениях помощью беседы в нравственном воспитании (автореферат канд.дис). - Кутаиси,1955; С.А.Данилов. Нравственные беседы в классе (У-УІ) (канд.дис). - Харьков, 1951; Г.И.Еременко.Роль личного примера учеников в нравственном воспитании учащихся (канд.дис). - Киев,1953; А.В.Иващен-ко.Основы процесса нравственного самовоспитания старшеклассников (автореферат канд.дис). - М.,І97І; Ф.Кавальчук.Формирование коммунистических убеждений у учащихся старшего школьного возраста (канд.дис). - Киев, 1967; Е.Н.Поляков. Этические беседы в школе (канд.дис). - Саратов, 1954; З.Н.Мурзакова. Роль положительного примера в воспитании коммунистического поведения учащихся начальных школ (автореферат канд.дис). - М., 1953; Б.Коротяев. Убеждение и упражнение в нравственном воспитании учащихся (канд.дис). - М., 1963; К.П.Стоматов. Этические основы нравственного воспитания (автореферат канд.дис). - Тбилиси, 1978.
9.
Существенное значение для нашего исследования имели конкретно-педагогические работы по проблеме методов нравственного воспитания школьников: Г.М.Ахмедова, О.И.Балк, Н.И.Болдырева, A.M. Гринвальда, С.А.Данилова, А.Керимова, Т.И.Коротаева, Н.О.Маркова, М.Мурадханова, Е.Н.Полякова, 0.И.Руты, Б.О.Селезнева и др.
Однако эту проблему нельзя считать окончательно решенной. Особого внимания требует учет возрастных и индивидуальных особенностей при выборе методов воспитания у учащихся коммунистической нравственности. К числу недостаточно исследованных вопросов относится и применение методов убеждения учащихся в различных возрастных периодах их развития. Этим и объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Смысл нравственного воспитания состоит прежде всего в том, чтобы превратить общественные моральные требования в личные нравственные ценности каждого, то есть добиваться, чтобы каждый вступающий в жизнь человек воспринимал сложившиеся в обществе нравственные ценности как внутренне ему необходимые нравственные блага.
Особенно велика воспитательная роль моральных ценностей в условиях развивающегося социализма, где "в процессе перехода к коммунизму все более возрастает роль нравственных начал в жизни общества...".
Данное исследование опирается на ленинскую теорию нравственного воспитания, творчески развитую советской педагогикой. Мы учитывали основные положения, идеи, выводы трудов советских ученых по проблемам теории и методики нравственного воспитания пионеров и школьников: Ш.А.Амонашвили, О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, А.В. Зосимовского, А.В.Иващенко, В.В.Лебединского, И.С.Марьенко, К.Д. Радиной, В.И.Петровой, О.И.Руты, Б.И.Ширвиндта, И.Ф.Харламова.
I. Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М.,1971, с.119.
10.
Существенное значение для нашего исследования имели конкретно-педагогические работы по проблеме методов нравственного воспитания.
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть особенности и потенциальные возможности методов убеждения, показать технику применения этих методов в воспитательной работе с учащимися в различных возрастных периодах.
Как известно, методов убеждения много, охватить их в одной диссертации не представляется возможным. Да и объем диссертации не позволяет осуществить подобную цель. С другой стороны, не все методы убеждения одинаково ценны. Среди самых ценных и часто употребляемых из них в воспитательной работе являются беседы, именно они включаются в системы всей педагогической работы школы и играют большую роль в формировании нравственных (да и не только нравственных!) представлений и чувств детей, способствуют подготовке их к жизни, в неразрывном единстве с другими методами помогают действенно решать конкретные задачи воспитания школьников разного возраста. Несмотря на это, беседа со своей коллективной и индивидуальной формой по сравнению с другими методами обстоятельно не изучена, не исследованы ее специфические особенности применительно к разным возрастным этапам. Учитывая вышеизложенное, мы в своей работе именно на примере коллективных и индивидуальных бесед попытаетмся раскрыть особенности методов убеждения, показать технику применения их в воспитательной работе с учащимися в различных возрастных периодах.
Объектом исследования является процесс применения методов убеждения учащихся в школьной практике.
Предмет исследования - особенности применения методов убеждения в нравственном воспитании учащихся различного возраста, центральное внимание при этом уделено методу беседы. Этические
II.
беседы в системе педагогической работы школ играют важную роль в формировании нравственных представлений и чувств детей, способствуют подготовке их к жизни и труду, в неразрывном единстве с другими методами помогают решать конкретные задачи нравственного воспитания школьников разного возраста. Педагогическое значение беседы определяется ролью языка как средства общения и орудия мышления. Широкое ее использование связано с интенсивным освоением в школьные годы родного языка. Идейно содержательные, эмоционально яркие, доступные по форме беседы, в которых различными приемами обеспечивается активное участие всех детей, оказывают огромное влияние на формирование личности школьника. Задачи исследования:
проанализировать практику применения методов убеждения учителями и воспитателями учащихся в различных возрастных периодах развития школьников;
выявить особенности использования учителями методов убеждения в разных классах с целью совершенствования педагогической практики применения методов убеждения учащихся в различных возрастных периодах их развития;
разработать обоснованные рекомендации учителям и воспитателям по вопросам применения убеждения в методике нравственного воспитания, экспериментально проверив их целесообразность и действенность.
Методологической основой исследования явилось учение классиков марксизма-ленинизма, постановления Коммунистической партии Советского Союза о школе, коммунистическом воспитании, идеологической работе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
12.
Теоретический анализ источников.
Целенаправленное наблюдение процесса проведения коллективных и индивидуальных этических бесед с применением магнитозапи-си.
Педагогические собеседования - интервью с учителями, классными руководителями, воспитателями, пионервожатыми, учащимися
и их товарищами, родственниками, родителями.
Анализ творческих работ учащихся.
Обобщение передового опыта применения методов убеждения в школьной практике.
Анкетирование учащихся.
Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и проверочный) с целью выявления зависимостей, характеризующих связи между воспитательными воздействиями и их результатами в специально созданных условиях, поиска оптимальных вариантов техники применения этических бесед.
В процессе исследования проанализировано около 300 уроков, 839 бесед; изучены и обобщены материалы 670 анкет, проведено 520 собеседований со школьниками различных возрастных групп.
Основные выводы и конкретные рекомендации диссертации опираются на данные опытно-экспериментальной работы, проводившейся в течение II лет (с 1970 по 1981 гг.) с различными возрастными группами учащихся в школах №№ 5,7,16,18,21,22,28,39,41 г. Кировабада, №№ 132,190 г. Баку, ряда сельских школ Касум-Исмайловского, Евлахского, Дашкесанского, Казахского и других районов Азербайджана. В диссертации обобщен личный одиннадцатилетний педагогический опыт работы соискателя.
Научная новизна исследования заключается в анализе и обобщении передового опыта работы учителей по применению методов убеждения в различных возрастных периодах развития учащихся; выявле-
ІЗ.
ний специфики применения этих методов в нравственном воспитании различных возрастных групп школьников, разработке рациональной методики применения методов убеждения для каждой возрастной группы школьников с экспериментальной проверкой ее эффективности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогически действенной методики коллективных и индивидуальных этических бесед для различных классов школы.
Основные положения диссертации апробированы в виде докладов и сообщений на республиканских, зональных, районных научно-методических конференциях, совещаниях и семинарах, на итоговых научных сессиях Кировабадского педагогического института им.Зардаби, ученом совете Азербайджанского научно-исследовательского института педагогических наук, расширенных заседаниях школьных и межшкольных методобъединений учителей, воспитателей, классных руководителей, пионервожатых (1965-1982 гг.). Рекомендуемая в диссертации методика работы по воспитанию коммунистической нравствено-сти получила одобрение учителей и частично нашла применение в практике школ республики.
Результаты исследования по данной проблеме опубликованы в пяти журнальных авторских статьях.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. В работе приведены три таблицы, составленные на основе качественного и количественного анализа полученных данных.
14.
Отношение учащихся к учителю, школе
Переступив порог школы, ученики попадают в новую среду. Они сталкиваются с новыми требованиями, правилами, режимом дня. Ежедневно выполняют учебные задания. В характере их постепенно происходят качественные изменения. В школе, классе, за партой дети стараются вести себя хорошо, приобрести симпатии работников школы, особенно своих учителей. Слово учителя является для них самым авторитетным. Дети в этом возрасте иногда не желают выполнять поручения своих родителей, в школе же они прислушиваются к каждому слову своего учителя, стремятся беспрекословно выполнить все его задания. Под воздействием воспитательных бесед школьное имущество они держат в чистоте, берегут цветы, кусты, деревья, посаженные на пришкольном учебно-опытном участке. Школьное оборудование считают своим личным. Ученики младшего школьного возраста очень восприимчивы, подражают как плохим, так и хорошим поступкам учителей, воспитателей, своих родителей, вообще все тех, кто их окружает.
В формировании у учащихся младшего школьного возраста характера, в появлении все новых духовных потребностей велика руководящая роль учителя. Искреннее, заботливое отношение, образцовое поведение учителя и воспитателя оказывают очень большое положительное влияние на учащихся.
Дети считают учителя самым близким человеком и раскрывают ему любую тайну. В первые дни учебы ученики иногда не могут достичь успехов в приобретении знаний. При этом учителя с особым вниманием подходят к отстающим ученикам, помогают им преодолеть трудности, правильно направляют их усилия. Постепенно у детей появляются необходимые учебные навыки, что способствует повышению уровня их знаний. По мере роста учащихся у них возникают новые интересы, они начинают ближе знакомиться с окружающей средой, привыкают к своим учебным обязанностям. Более активной становится их познавательная деятельность.
Учащиеся младшего школьного возраста стараются правильно оценить своих учителей, поступки и поведение окружающих людей. Подростки еще более серьезно относятся к учителю, различают хорошее от плохого. Они начинают ценить учителя по его внутренним качествам. В первую очередь симпатизируют учителю за его подготовленность, заботливое отношение, стремление передать им свои знания. Все это поднимает их в глазах учащихся. Всестороннееразъяснение учителем материала, его самостоятельные высказывания оказывают на учащихся большое впечатление, поднимают авторитет учителя. Искренних, заботливых, глубоко знающих свой предмет учителей, умеющих работать с ученическим коллективом, подростки очень уважают, стараются аккуратно и хорошо выполнять их задания.
Подростки обычно принимают активное участие в школьном общественно полезном труде, умеют ценить свой труд и труд учителя. Ученики-подростки, активные в труде, общественных работах, осознают и трудности созидания. Они анализируют те или иные поступки учителей, иногда входят с ними в споры, стараются доказать ошибочность их действий. Они всегда ценят хорошие черты учителя.
Подростки обижаются на своих учителей и руководителей, на окружающих их людей, если они неуважительно относятся к их мыслям и мнениям, пусть даже иногда и неправильным.
В грубом обращении некоторых подростков с учителями прежде-всего повинны сами учителя. Совсем иное наблюдается, когда учителя, глубоко проанализировав тот или иной неэтичный поступок ученика, искренне и заботливо помогают ему задуматься над этим проступком и больше не повторять его.
Подростки дома, среди друзей всегда одобрительно говорят об учителях, которые серьезно относятся к своей работе. Проявляя свойственную их возрасту любознательность, ребята интересуются теми или иными сторонами жизни, много читают. По интересующим их областям задают учителям и товарищам вопросы. Интересы и склонности учащихся среднего школьного возраста развиваются быстро, у них формируются относительно устойчивые интересы, что в свою очередь обусловливает появление устойчивого интереса к источникам, которые удовлетворяют этот интерес, в первую очередь к книгам..
Если учителя учитывают эти интересы и склонности, создают для их удовлетворения условия, помогают их развитию, то подростки относятся к таким учителям с уважением и даже почтительностью.
Подростковый возраст уступает свое место юношеству. В этом периоде у учеников сравнительно высокий уровень развития. В юношеские годы ученики, наметив себе профессию, готовятся к самостоятельной жизни на трудовом фронте. Они оценивают учителей и воспитателей прежде всего по их высоким качествам. Хороший учитель для них идеал, образец для подражания. Они понимают: чтобы сбылась мечта, нужно хорошо учиться и аккуратно исполнять все поручения учителя. Учащиеся старшего школьного возраста прекрасно разбираются в поступках учителей и родителей и делают для себя соответствующие выводы, положительные качества учителей одобряют, а отрицательные отвергают и открыто выступают против них. В юношеские годы ученики ценят своих учителей и воспитателей больше всего за их эрудицию, высокий научный уровень. Молодежь не любит учителей, которые не уважают свою профессию, не интересуются периодической печатью, не могут убедительно, данными науки отвечать на вопросы учащихся.
Сущность метода убеждения
Метод убеждения как один из основных методов коммунистического нравственного воспитания имеет большое значение для успешного осуществления этого процесса. Учителя и воспитатели широко пользуются этим методом в воспитательной работе. С помощью метода убеждения молодежь воспитывается в духе глубокой преданности делу коммунизма. Воспитывая у учащихся в различных возрастных периодах убежденность в необходимости выполняемой работы, учителя стараются, чтобы это находило свое отражение и в их поведении.
Сила воздействия метода убеждения довольно велика как при комплексном, так и при индивидуальном применении методов нравственного воспитания. Убеждение, как один из методов нравственного воспитания, имеет исключительно важное значение для эффективного завершения воспитательной работы.
С помощью метода убеждения учителя и воспитатели создают у подрастающего поколения твердую убежденность в успех борьбы со 50. ветского народа за победу коммунизма, но подчеркивают, что для этого один должен работать за всех, а все за одного.
Силой метода убеждения в нравственном воспитании широко пользовались классики марксизма-ленинизма. Например, вождь и учитель трудящихся масс всего мира В. И.Ленин, высоко оценивая сущность метода убеждения, писал: "Прежде всего мы должны убедить, а потом принудить. Мы должны во что бы то ни стало сначала убедить, а потом принудить".
Это имеет прямое отношение и к молодежи. Требуя выполнения начатого дела до конца, ее вначале надо убедить, а уж после этого заставить. Учителя и воспитатели, знающие силу метода убеждения, умело пользуются им. Методом убеждения пользуются и партийные и государственные деятели, но при этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого человека.
Метод убеждения позволяет учителям и воспитателям предупреждать неэтичные поступки учащихся, направлять их на правильный путь.
Для того, чтобы с первых же дней прихода учащихся в школу воспитать в них веру в необходимость хорошо учиться, учителя и воспитатели, пользуясь методом убеждения, прививают им элементарные этические нормы, которые в старшем возрасте превращаются в убеждения. Таким образом, качества, воспитанные с помощью метода убеждения, надолго сохраняются и служат для учащихся ориентиром в их дальнейшей жизни. Молодежь, воспитанная методом убеждения, при выполнении какой-либо работы действует сознательно, и никакого контроля за выполнением порученной ей работы не требуется. Вое питанная у учащихся крепкая убежденность,твердая воля, играя важную роль в выполнении тех или иных этических норм, вместе с тем положительно влияет на успешное выполнение тех или иных работ, I. В.И.Ленин. Поли.собр.соч.,т.43, с.54. возложенных и на их товарищей.
С помощью метода убеждения у молодого поколения воспитываются чувства дружбы и товарищества, честности и правдивости, патриотизма и другие нравственные качества, которые,превращаясь в убежденность, помогают ему до конца выполнять начатую работу и умело преодолевать возникающие при этом трудности.
В формировании у школьников нравственных качеств и в превращении их в убеждения особую роль играют преподаваемые в школе дисциплины, ибо воспитательный характер обучения является педагогической закономерностью.
В советских школах в процессе преподавания таких дисциплин, как природоведение, физика, химия, астрономия, география и др., ученики узнают о том, как советские люди выращивают новые растения и породы животных, оживляют безводные и пустынные земли, создают новые моря, изменяют русла рек, покоряют космос И :Т.Д. А эти знания создают у них прочную веру в могущество человеческого разума.
При изучении истории, обществоведения и литературы ученики узнают о том, как прогрессивные силы побеждают реакционные, ликвидируется старое и создается новое общество, неустанно, семимильными шагами продвигаются вперед современные социалистические государства, и все это воспитывает у учащихся твердую убежденность в окончательной победе дела коммунизма.
Наблюдения показывают, что учителя и воспитатели широко используют метод убеждения на .уроках. Но как бы велико ни было значение учебного процесса, воспитание у учащихся идейной убежденности нельзя ограничивать рамками уроков. Поэтому учителя, воспитатели, пионерские и комсомольские активисты широко применяют метод убеждения во время внеклассной и внешкольной работы.
. Многолетний школьный опыт показывает, что метод убеждения применяется в различных формах: это могут быть этические беседы /коллективные, индивидуальные/, доклады и лекции, диспуты, обсуждения и т.д.
Проведение коллективной беседы в начальных классах
С первых же дней прихода в школу учащиеся младшего школьного возраста в своих поступках проявляют те или иные признаки коммунистической нравственности. Дети, которые пришли из семей, детских садиков, в определенной мере воспитанные. Соблюдая дисциплину в школе, они стараются выполнять требования и поручения учителя. С первых же дней в жизни младших школьников происходят знаменательные события, их игры заменяет учебный труд. От них требуется уважи -тельное отношение к учителю, старшим, друг к другу. Перед ними в качестве первой важной задачи ставится выполнение обязанностей, записанных в "Правилах для учащихся".
Элементарными качествами коммунистической нравственности учащиеся младшего школьного возраста овладевают с помощью учителей, воспитателей и других школьных работников.
В первой главе диссертации мы коснулись некоторых вопросов, связанных с возрастными особенностями школьников.
Учет этих особенностей младших школьников при этической беседе помогает учителю в деле воспитания. Проведение беседы на высоком уровне приводит учащихся к уверенности в том, что нарушать дисциплину в школе нельзя. Правильно, на конкретном материале проводимая этическая беседа вворужает учащихся знанием морально.-этических правил, создает условия для развития их мыслительной самостоятельности.
Член-корреспондент АПН СССР профессор С.М.Ривес в своей статье под названием "К вопросу о методике проведения этических бесед" пишет: "Разъяснение учащимся принципиальных основ норм культурно-общественного поведения, требуемых от советскиго школьника: критический анализ и оценка неправильных установок и взглядов, проникающих в детскую сферу".
В этических беседах, проводимых с младшими школьниками, должны найти место нравственные вопросы, соответствующие их возрасту и уровню знаний. Это будет способствовать у учащихся уверенности в правильности того или иного поступка, которая постепенно перейдет в моральное убеждение.
Веря в большую роль этических бесед, А.С.Макаренко особо подчеркивал их положительное воздействие на доведение учащихся. Часто используя в своей практике этические беседы, он отмечал, что такая беседа приводит детей и подростков к мысли, что их действия должны отвечать интересам общества и коллектива. Говоря о силе воздействия этических бесед на колонистов, он писал: "Я помню, как быстро и радостно возрождался мой коллектив после единственной беседы на важную моральную тему. А целый цикл таких бесед проводил просто большое философское образование в моем коллективе."
Проводимая учителями и воспитателями этическая беседа должна прививать учащимся определенные нравственные качества. При выборе темы и материала для этической беседы учителя должны учитывать возраст учащихся и задачи коммунистического строительства.
В начальных классах закладывается фундамент будущей жизни учащихся. Если он будет заложен прочно, то в следующих классах у учащихся смогут развиться все лучшие качества, присущие советскому школьнику. Поэтому учителя и воспитатели начальных классов с ответственностью подходят к этому большому, государственной важности вопросу, воспитывают у учащихся сознательное отношение к нашей советской действительности.
Рассмотрим некоторые факты из школьной практики. Кировабадская городская школа 7 им.М.Ф.Ахундова известна как образцовая школа, в которой учебно-воспитательная работа находится на высоком уровне. Здесь много опытных учителей, но учительница начальных классов Ханум Нагиева пользуется особый уважением и среди учителей, и среди учащихся. За 20 лет работы она стала опытным педагогом и всегда находит верный путь к сердцу детей. Она их любит и воспитывает как родная мать, интересно и содержательно проводит учебную и воспитательную работу. Уважая личность учащихся, она наряду с приветливостью и обходительностью, умеет быть требовательной и строгой. Когда X. просят открыть секрет ее больших успехов, она отвечает: "Причина моих успехов заключается прежде всего в том, что я с первого же дня веду работу по предупреждению неэтичных поступков учащихся. Для этого я провожу разные мероприятия. Превде всего я убеждаю учащихся в том, что совершение плохих поступков несовместимо со званием советского школьника". Подбирая темы, соответствующие возрасту учащихся П класса, X. часто проводит беседы о сущности коммунистического нравственного воспитания. Учетиособенностей развития учащихся помогает ей успешно влиять на их сознание и воспитывать их достойными гражданами нашей эпохи. Поэтому ее ученики любят труд, с уважением относятся к старшим. X. регулярно проводит в своем классе этические беседы. Часть из них она проводит на уроках, но большинство во внеурочное время. Она проводит беседы на следующие темы: "Как ты почитаешь старших?", "Как я помогаю родителям?", "Почему я люблю своего учителя?", "Моя помощь семье" и т.д.
Эти темы вполне соответствуют возрасту учащихся младших классов. Дети данного возраста могут высказать по ним свои мысли.
В результате наблдцения нами установлено, что учащиеся младшего школьного возраста не могут выйти за рамки вышеназванных тем и рассказывают только о труде своих родителей, учителя, о своем личном труде в семье. Они на примерах показывают свое уважительное отношение к учителю, своим родителям.
Слабое пока развитие мышления детей не дает им возможности выйти за рамки темы, но все же учащиеся младшего школьного возраста, хоть и незначительно, но умеют разобраться в увиденных ими событиях, в делах близких людей. Это обусловлено тем, что маленький жизненный опыт учащихся начальных классов не дает им возможности самостоятельно высказать широкие мысли о предметах или событиях-.
Во П классе этическую беседу на тему "Как ты почитаешь старших?" X. организовала так. Она заранее объявила учащимся тему и велела подготовиться. А сама для более эффективного проведения этической беседы стала читать дополнительную литературу. Она просмотрела свои записи о поведении учащихся и начала в общей форме. "Дети, иногда бывают такие ученики, которые не уважают старших. Таких учащихся надо воспитывать. Может быть, и в нашем классе есть такие? Если есть, то они должны исправить свои ошибки". После этого она приводит несколько примеров, сходных с тем, как вели себя некоторые ее ученики. Дети догадываются об этом и убеждаются, что вели себя неэтично.
Проведение индивидуальной беседы в начальных классах
Учителя и воспитатели обычно проводят индивидуальную беседу с учащимися начальных классов при нарушении ими правил поведения в школе. Часто беседа превращается в порицание. Какая же разница между индивидуальной беседой и порицанием? Порицание - это вид наказания. А индивидуальная беседа имеет целью объяснение того или иного отрицательного поступка и пробуждение у учащихся чувства сожаления. Для правильного проведения индивидуальной беседы учитель должен обладать глубокими психологическими знаниями и педагогическим мастерством. Учителя и воспитатели должны хорошо знать психологию ученика, причины, порождающие отрицательные поступки, и соблюдать при беседе с учащимися педагогический такт. Заботливое отношение к младшим школьникам пред определяет положительный исход индивидуальной беседы, заставляет учеников глубоко задуматься над своим поведением.
Известный советский педагог А.С.Макаренко, наряду с проведением коллективных бесед D нравственности, большого эффекта достигал и посредством индивидуальной беседы. Он писал: "Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?"
При индивидуальной беседе учителя и воспитатели должны быть примером во всех отношениях и уважать личность ученика.
Индивидуальная беседа проводится с учащимися в различной; форме. Иногда учащиеся сами могут объяснить свои недостойные поступки. Но чаще неблаговидность этих поступков доводится до сознания учащихся путем индивидуальной беседы.
Посредством индивидуальной беседы учителя и воспитатели оказывают положительное воздействие на характер учащихся. Наблюдения доказывают, чтс систематическое и целенаправленное проведение индивидуальных бесед в конкретной, наглядной форме играет важную роль в возникновении у учащихся определенных убеждений.
Приведем пример из школьной практики:
Учительница Н. делает все возможное, чтобы достичь высоких результатов в обучении и воспитании второклассников. Ее ученики Б. и Э. дружат, вместе ходят в кино, вместе готовят уроки. Отец ученика Б. работает на заводе, а отец ученика Э. - продавцом. Отец ученика Э. купил для сына кинопроектор и клетку с соловьем. Ученик Б. тоже хотел иметь эти вещи, однако родителям ничего не сказал.
Два товарища задумываются над тем, как второму приобрести такие же вещи.
После долгих раздумий ученик Э. предлагает своему товарищу взять из кармана отца 20 рублей на покупку. Ученик Б. так и поступает. Учитель, не зная этого, дружбу двух товарищей приводит в качестве примера.
Отецученика Б. ничего не подозревает. Ему кажется, что деньги он уронил на работе или в автобусе. Однако через несколько дней исчезает еще 5 рублей. Отец об этом говорит в семье, но виновник не признается.
О случившемся узнает и учительница. Она начинает подозревать ученика Б. и однажды в классе объявляет, что хочет поговорить с ним. После этого в течение дня она следит за ним, замечает,. что на переменах ученик Б. взволнованно шепчется со своим товарищем.
После занятий, оставшись в классе вдвоем с учеником Б., учительница рассказывает историю, сходную со случившимся. Б, неожиданно начинает плакать и заявляет, что отец где-то уронил деньги. Однако он донимает, что учительница знает о пропаже денег, хотя сама она делает вид, будто не знает о случившемся, успокаивает Б. . и отправляет его домой.
На следующий день беседа продолжается. Учительница решила посредством индивидуальной беседы убедить ребенка, что воровство- аморальный поступок. На этот раз она спрашивает, с кем он дружит? Ученик Б. понимает, к чему клонит ; учительница. На следующий день учительница просит Б. принести аппарат в школу и показать кино. Ученик Б» приносит киноаппарат в класс, демонстрирует фильм, который очень заинтересовывает учащихся. Учительница говорит, что довольна поведением ученика Б. и благодарит его за выполненное обещание. Тут ученик, неожиданно заплакав, рассказывает от начала до конца всю историю с дродажей денег., просит учительницу рассказать об этом отцу и сам раскаивается.
Как видно, нужно обладать большим педагогический мастерством, чтобы найти дорогу в душу ребенка, провести индивидуальную работу в доступной младшему школьнику форме, своевременно выявить недостатки школьника. Обладая таким мастерством, учитель смог оказать воздействие на сознание учащихся и показать им, какой поступок является положительным и какой отрицательным.
Хорошо зная особенности развития младших школьников, учитель проводит индивидуальную беседу на должном уровне. Выяснив причину воровства, учитель еще больше сближается с Б., поддерживает связь с его семьей. Опираясь на конкретные факты, учитель без . труда убеждает ребенка в том, что воровство вовсе не украшает октябрят. Благодаря индивидуальной беседе учителю удается убедить детей, что ложь, воровство являются плохими качествами. Лгущий и ворующий ученик всегда будет чувствовать себя виновным перед родителями, товарищами, учителем. Все это, как видно, оказало положительное воздействие на ученика.